Занятие познавательного цикла "Путешествие по Алтайскому краю"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Развитие интереса к изучению родного  Алтайского края, воспитание чувства гордости, любви и бережного отношения к малой Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл занятие познавательного цикла17.99 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Путешествие по Алтайскому краю»

Цель: Продолжить знакомить детей с особенностями ландшафта Алтайского края (горы, реки, озера, степи), с растительным и животным миром родного края.

Развивать интерес к изучению родного края.

Воспитывать чувство гордости за малую Родину, любовь и бережное отношение к ней.

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественное развитие, физическое развитие.

Предварительная работа: посещение краеведческого музея, разучивание стихотворений, беседа о животных и растениях леса.

Оборудование: физическая карта Алтайского края, фотографии с природой Алтайского края, карта с маршрутом

Словарная работа: туристы, алтын, бурундук, маралы.

        Ход непосредственно – образовательной деятельности:

1. - Ребята, вы знаете кого называют путешественниками?

- На чем можно путешествовать?

- Мы сегодня отправляемся путешествовать по нашему родному краю. Как называется наш край?

- А вы знаете что значит слово «Алтай»?

Это слово очень старое. Была в старину монета «алтын». Слово это означало «золотой». Сравните эти два слова, они похожи?

Алтай – это золотой край. А почему он так называется, вы скажите в конце нашего путешествия.

По - своему чудесен каждый край,

И, если хочешь ты увидеть чудо,

По свету белу странствовать ступай!

- Как называют людей, которые путешествуют?  (туристами)

- Путешествие будет трудным и опасным. Вы готовы?

Тогда возьмитесь за руки и скажите девиз:

      Я буду жить в мире с природой,

      Я буду заботиться и защищать всех живых.

2. Рассматривание физической  карты Алтайского края.

- Наш край небольшой, но природа у нас разнообразная. Посмотрите на карту Алтайского края: мы видим горы, озера, леса. В каком городе мы живем? (Рубцовск).

- Вот с этого места мы и начнем наше путешествие (обозначить на карте).

- Посмотрите, вот маршрут нашего путешествия. Показано схематично.

ГОРЫ         РЕКА       ОЗЕРО       ЛЕС        СТЕПЬ

  - Но здесь еще и напутствие в путь есть: запись с поговоркой (дети читают)

«КТО УМЕЕТ ДОБРЫМ БЫТЬ, ТОТ СМОЖЕТ…»

 - Поговорка не закончена, путешествую. мы будем искать недостающие слова, чтобы закончить поговорку.

- И, так, по маршруту, у нас впереди… (горы). Посмотрите, как здесь красиво! (рассматривание картин). Это Белокуриха – жемчужина нашей Родины. Сказочный край, необычный край, гора за горой с зелеными склонами. В горах растут большие хвойные деревья с толстыми ветвями, с длинными иголками – это кедры. Что растет на кедрах? (кедровые шишки).

В каждой шишке кедровые орешки – это очень вкусно и полезно!

- Кто любит орешки? (белки). Белки здесь необычные, с серебристым мехом. Еще кто любит орешки из шишек? (клесты, кедровки).

- Под кедрами роют корешки желто – пятнистые маралы. Для них это лучшее кушанье. Корешки называют «золотым корнем» (очень нужен животным и полезен людям). Многие животные Белокурихи занесены в Красную книгу.

- Какие животные занесены в Красную книгу, узнаете, если соберете разрезные картинки( разрезные картинки с изображением марала, бурундука, ласки).

На обратной стороне ПРИ-РО-ДУ.

4. Впереди горная река. Ее не перешагнуть.

- Какая вода в горной реке? (холодная, ледяная). Почему? (река рождается в горах из снега, снег тает от солнца, река, спускаясь вниз, набирает силу, ревет, рычит ). Как перейти?

Игра «Испытание» - на полу лежит полоска шириной – 1 метр.

Горная река не очень глубока, но бежит быстро и очень холодная. Пусть каждый из вас придумает, как он перейдет ее. (перепрыгнуть, прыгать по камушкам, дать руку товарищу и т. д.).

- Молодцы! Все перешли. Обратите внимание, что здесь? ( мусор). Откуда он здесь? (люди отдыхали, не убрали).

- Мы что –то можем сделать? (убрать мусор). Убирая мусор, дети находят слово «БЕРЕЧЬ».

- Вода в горных реках чистая и прозрачная.

  Опыт.

- У меня два стакана с водой. Один с горной реки, другой – из нашей реки Алей. Как вы думаете, где какая, почему?

Объясните, почему из реки Алей река мутная? Как сделать ее чистой?

(воду пропускают через фильтр – вода стала чистой, прозрачной). Дети находят букву «И»

6. Вам понравилось в горах Алтая?

По маршруту у нас на пути сосновые леса. Эти места вам всем знакомы. Какие животные живут здесь? Какие деревья растут?

- Чтобы найти следующее слово, выполните задание. На доске картинки животных и растений леса. Перед вами слова. Прочитайте слова, поместите слова с соответствующими картинками. На другой стороне прочитайте  слово «ЛЮБИТЬ»

- Прочитайте всю пословицу: «Кто умеет добрым быть, тот сможет природу беречь и любить»

 - Как вы ее понимаете?

7. –Теперь прямая дорога домой! А идти нам по степи.

- В степях выращивают пшеницу, Каждое зернышко золотое. Почему так говорят? (ответы детей). Ну, вот мы и дома!

8. – Дело каждого из нас – охранять родную природу: лес, речку, горы. И от нас зависит, будут ли расти деревья, будет ли чистая вода в реках, озерах, будут ли жить звери, петь песни птицы.

   Речку, лес, в ромашках луг

   Получай в наследство!

   Охраняй их, юный друг,

   Береги их с детства!

9. – Вы уже взрослые и много знаете. Вы знаете, как беречь природу. Через год вы пойдете в школу. А к нам придут малыши, давайте оставим им наказ о том, как беречь природу. Дети пишут послание малышам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное развитие. Занятие – экология. Тема"Птицы Алтайского края"

Познавательное  развитие. Занятие – экология. Тема"Птицы Алтайского края"...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми средней группы по ОО "Познавательное развитие" Тема "Дикие животные Алтайского края"

Конспект организованной  образовательной деятельности с детьми средней группы по ОО «Познавательное развитие»....

Познавательное развитие. Занятие - экология. Тема "Птицы Алтайского края".

Познавательное развитие. Занятие - экология. Тема "Птицы Алтайского края"...

Познавательно-исследовательский проект по региональному компоненту в подготовительной к школе группе «Моя Родина – Алтайский край»

Основной раздел программы:познавательное развитиеРазделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, з...

Сценарий конкурса чтецов (посвященный юбилею Алтайского края ) «Люблю тебя, мой край Алтайский!».

Смотр-конкурс чтецов среди воспитанников, посвящённый юбилею Алтайского края, проводится с целью речевого развития и формирования интереса к художественному слову, с целью развития умения чу...

Конспект образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию "Природные богатства Алтайского края"

Конспект образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию разработан для подготовительной группы, позволит сформировать и совершенствовать представления детей о природных богатствах Алт...