ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ТАНЦУЮЩИЕ КУКЛЫ В ПОМОЩЬ ДЕТЯМ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С НАРОДАМИ ТАТАРСТАНА»
материал (старшая группа)

Хамматова Раушания Равхатовна

Игра по УМК

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya_igra_po_narod_tatarstana.docx161.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №6 «Радуга» г. Кукмор» Кукморского муниципального района Республики Татарстан

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

 «ТАНЦУЮЩИЕ КУКЛЫ В ПОМОЩЬ ДЕТЯМ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С НАРОДАМИ ТАТАРСТАНА»

C:\Users\Пользователь\Desktop\лыковые куклы в национальных костюмах.jpg

                     

                    Составила: воспитатель

 Хамматова Раушания Равхатовна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Красоту, чистоту мы у старших берем,

             Саги, сказки из прошлого тащим,

                  Потому, что добро остается добром

                 В прошлом, будущем и настоящим

В. Высоцкий

Мы живем в многонациональной республике Татарстан, в которой проживают разные народы со своими устоявшимися культурой, традициями, обычаями.  Это татары, русские, удмурты, марийцы, чуваши и т.д. Наша республика вместила всех. Все народы живут в мире и согласии. Подрастающему поколению важно знать свои истоки, свою культуру, традиции своего народа, его обычаи.

Одна из важнейших задач современной дошкольной педагогики - приобщение детей к истокам народной культуры, которая в свою очередь решает ряд комплексных задач, таких как: художественно-эстетическое, патриотическое, нравственное, музыкальное, физическое развитие детей.

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по - иному, что-то для себя открываем и переоцениваем заново. К большому сожалению, мы успели растерять то, что годами копили наши бабушки и дедушки. Как жили русские люди, как отдыхали и как работали? О чем размышляли? Что переживали? Какие праздники отмечали? Что передавали своим детям, внукам, правнукам? Смогут ли ответить на эти вопросы наши дети, если мы на них сами не всегда можем дать ответ? Мы должны восстановить связь времен, вернуть утраченные человеческие ценности, потому, как без прошлого нет будущего.

Почему же мы выбрали народную куклу, как средство приобщения детей к истокам народной культуры?

Кукла - первая среди игрушек, поэтому она близка и понятна ребёнку. Рукотворная народная кукла – часть народной традиции. Изготавливая ее ребенок, постигает историю своего народа.

Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые вдохновленные творцы кукол - дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла - зримый посредник между миром детства и миром взрослых.

Цель: Приобщение детей к культуре разных народов, через дидактические игры с помощью кукол из лыка.

Задачи:

1. Воспитывать интерес и любовь к  национальной культуре разных народов, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм и т. д.

2. Вызвать интерес к созданию народной куклы её обыгрыванию, подвести к пониманию её назначения.

3.Учить детей использовать накопленные знания, результаты своей работы в различных видах деятельности.

СОВМЕСТНОЕ С ДЕТЬМИ

 ИЗГОТОВЛЕНИЕ КУКОЛ ИЗ ЛЫКА.

Цель:

  1. Формировать умение делать кукол из лыка.
  2. Развивать мелкую моторику ребенка, внимание, наблюдательность.
  3. Воспитывать любовь к труду, воспитывать желание помогать друг к другу.

Материалы: лыко, вязальные нитки, ножницы, разнообразная ткань, ленточки с национальным орнаментом, клей – пистолет, клеенка.

Ход работы:

  1. Берем пучок лыка и складываем его пополам. Завязываем его посередине. У нас получилось туловище куколки. Чуть ниже перевязываем голову куколки.  Ножницами подравниваем. У нас получилась теперь голова  нашей будущей куколки.
  2. Берем следующий пучок длиной ½ туловища и перевязываем его кончики, с двух сторон. Это получились ручки куколки. Аккуратно подравниваем их концы, чтобы было ровно.
  3. Помещаем наши ручки внутрь туловища и перевязываем.
  4. Теперь делаем одежду для нашей куколки с помощью приготовленных кусков ткани и ленточек. Используем клей – пистолет. Не забываем про правила безопасности.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

 «НАЗОВИ КУКОЛКУ»

Цель:

  1. Воспитывать желание помогать друг другу в случае затруднения;
  2. Развивать внимание, память;
  3. Формировать знания о кукле – стригушке;
  4. Обогащать и активизировать словарь детей.   

Материалы: куклы из лыка.

Ход игры:  

Воспитатель спрашивает детей, что за куколку они сделали? Как она называется? Почему ее так назвали?

Дети охотно отвечают. Если испытывают затруднения в ответе на вопросы, воспитатель помогает. Воспитатель в конце игры поощряет детей. Поощрение выглядит в виде танца куколок.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

«НАЗОВИ НАЦИОНАЛЬНОСТЬ»

Цель:

  1. Воспитывать желание помогать друг другу в случае затруднения;
  2. Развивать внимание, память;
  3. Формировать знания о национальностях.
  4. Обогащать и активизировать словарь детей.   

Материалы: куклы из лыка в национальных костюмах, макет деревни, кольца Луллия.

Ход игры:  

Ребенок крутит кольца Луллия. На какую национальную куколку покажет стрелка, ту национальность  должен назвать ребенок.  Воспитатель  задает вопрос:

- Как ты считаешь, перед нами куколка какой национальности?

Ребенок называет правильный ответ.

Воспитатель благодарит и поощряет своего воспитанника.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

«НАЗОВИ ЭЛЕМЕНТЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОДЕЖДЫ »

Цель:

  1. Воспитывать любовь к народам;
  2. Развивать внимательность, память, речь детей;
  3. Формировать знания о национальностях республики Татарстан, об их национальных костюмах,  правильно называть их, находить отличия в одежде разных народов, выделять общее.

Материалы: куклы из лыка в национальных костюмах, кольца Луллия

Ход игры:

Ребенок крутит стрелочку на кольках Луллия. Воспитатель спрашивает ребенка:

- Какая эта национальность?

Ребенок отвечает.

- Во что она одета?

- Что на голове?

- Какое платье?

- Какого цвета?

- Какие узоры на платье?

        - Что делает костюм не похожий на другие?

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

«ФЛАГ РЕСПУБЛИКИ»

Цель:

  1. Воспитывать желание помогать друг другу в случае затруднения;
  2. Воспитывать любовь к народам;
  3. Развивать внимательность, память, речь детей;
  4. Формировать знания о национальностях республики Татарстан, формировать знания о флагах республик.

Материалы: флаги республики, кольца Луллия. Ход игры:

Ребенок крутит рулетку. Воспитатель спрашивает ребенка:

- Флаг,  какой национальности ты видишь?

- Что означает каждый цвет на флаге?

При затруднении педагог помогает ребенку. В конце воспитатель благодарит и поощряет ребенка.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

 «ГЕРБ РЕСПУБЛИКИ»

Цель:

  1. Воспитывать желание помогать друг другу в случае затруднения;
  2. Воспитывать любовь к народам;
  3. Развивать внимательность, память, речь детей;
  4. Формировать знания о национальностях Татарстана, формировать знания о гербах республик.

           Материалы: гербы республики, кольца Луллия

  Ход игры:

Ребенок крутит стрелочку колец Луллия. Воспитатель спрашивает ребенка:

- Герб какой национальности ты видишь?

- Что означает элементы герба?

При затруднении педагог помогает ребенку.

В конце воспитатель благодарит и поощряет ребенка.

Великая культура народов республики Татарстан складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами. Но в наше время, когда многое утрачено, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, именно на нас педагогов дошкольников ложится важнейшая задача приобщения детей к ценностям народной культуры. Мы надеемся, что зернышко, посеянное нами в огромное еще не распаханное поле « детской души» прорастет и принесет свои плоды.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.

2. О.Л.Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СП.: Детство-Пресс,2004.

3. И.Г. Гаврилова. Истоки русской народной культуры в детском саду. СПб «Детство Пресс» 2008г.

4.И.Н. Котова, А.С. Котова . Русские обряды и традиции .Народная Кукла .-СПб: «Паритет» 2008.

5.Е. В.Берестнёва Н. В.Догаева. Кукольный сундучок.- Москва «Белый город»

6.Т.Сысоева Кукольный календарь Каргополь 2006г.

7. Журнал Цветной мир. №1 2009 г. Народная игрушка. Москва.

8.Т.А. Бударина. О.Н. Корепанова. Знакомство детей с русским народным творчеством. СПб «Детство Пресс» 2008г.

9.Журнал. Читаем, учимся, играем.№1,2,3,8,6- 2007г. «Либерия библиопринт»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Проникновение в духовную жизнь народов Татарстана"

В данной статье говориться об ознакомлении детей с татарской культурой,бытом. Затрагиваюся вопросы значение двух религий и народов в Республике Татарстан(двухязычие- русский и татарский языки),воспита...

Презентация " Содружество народов Татарстана"

Презентация Содружество народов Татарстана в рамках педагогического совета " Организация проектной деятельности по реализации регионального компонента в образовательных областях...

Подвижные игры народов Татарстана.

Подвижные игры народов Татарстана....

Дидактическое пособие «Математические пазлы в помощь детям. Систематизация знания чисел от 1 до 10» Оксана Сергеевна Кузнецова

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14462040","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]Цель игры:составление целого из частей; систематизировать знан...

НОД «Кукла Сарпи знакомит детей с культурой чувашского народа».

Цель: ознакомление детей с особенностями чувашской национальной культурой....

Дидактическая игра «Танцующие человечки»

Дидактическая игра «Танцующие человечки» Дидактическая игра «Выложи человечка по схеме» будет интересна и познавательна для детей 3-4 лет. Данная игра направлена на развит...