"Проникновение в духовную жизнь народов Татарстана"
статья (старшая группа) по теме

Бальзамова Татьяна Владимировна

В данной статье говориться об ознакомлении детей с татарской культурой,бытом. Затрагиваюся вопросы значение двух религий и народов в Республике Татарстан(двухязычие- русский и татарский языки),воспитания патриотических,нравственных и интернациональных чувств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сегодня со всех трибун с тревогой звучит тема национальных отношений. Нельзя быть равнодушным к их истокам, особенно к русской и татарской культуре. Мы живём в республике Татарстан и должны культуру татарского народа чтить и уважать.                        

Попробуйте задать вопрос родителям: знают ли они народные татарские или русские песни, национальные народные игры, хороводы? Поверьте, будет мало утвердительных ответов.

 В своей работе я опираюсь и внедряю Учебно Методический комплект УМК «Татарча сейлэбез» - «Говорим по-татарски» Зарипова З.М., Исаева Р.С.  УМК «Азбука для дошкольников» Шаехова Р.К. Повышаю своё самообразование , самообучаюсь по проекту «Минем Оем», «Уйный-уйный усебез», «Без инде хезер зурлар, мектепке илте юллар». Провожу с родителями консультации: «Говорим на Татарском», брифинг «Мой Татарстан – знай, люби и прославляй». Для группы родителей (русскоязычной), для обучения татарскому языку приготовили карманный словарь. Наша задача знакомить детей с национальной культурой татарского народа. Цель которой , знакомить детей с прикладным искусством татарского народа, его обрядами. Прививать детям  любовь, уважение к традициям, обычаям, праздникам, устному народному творчеству.

Большое место уделяла внимание детей на ознакомление с татарским национальным костюмом. Дети знают названия отдельных элементов костюма и их назначение. Например: камзол-платье, ичиги-сапоги, тюбетейка, калфак - нарядный головной убор. Познакомила  детей с видами татарского орнамента : 1 Растительный – в который входят цветы лугов, садовые и степные ( мак, гвоздика, тюльпан, астры, георгины и д.р.), 2  Геометрический (спирали, линии, жгуты, ромб, треугольник).  Давала понять  детям, что геометрический орнамент в основном используется в украшении сельского жилища ( забор, рамы, крыша) ,а также в узорном ткачестве ( полотенце, скатерти) , ювелирных изделиях ( браслет, бусы, брошь, серьги), узоры на обуви (ичиги, сапожки). Проводила игровые занятия, просмотры слайдов на которых дети знакомились с бытом и жизнью народов Поволжья. Разучивали марийские и чувашские подвижные игры « Биляша», «Лапта», «Луна и солнце», а также знакомили детей с их национальной одеждой.

Большое место в повседневной жизни детей в детском саду уделяла вниманию татарской поэзии, сказка, фольклорам . Знакомила детей с  жизнью и деятельностью татарских писателей; Габдуллы Тукая, Муса Джалиля, Абдулла Алиш и с их произведениями   «Шурале», «Забавный ученик», «Болтливая утка», « Су анасы». Дети сами с удовольствием инсценируют знакомые им сказки.

В фольклоре любой национальности, заключены большие возможности для нравственного, эстетического развития. Они способствует формированию  у детей таких качеств характера; как трудолюбие, честность, скромность. Татарские народные сказки глубоко оптимистичны они воспевают победу добра над злом миру ,дружбы, прославляют благородство  простого народа: «Три дочери», бедняк и два бая, белый волк. Через сказки дети познают веками красивые традиции татарского народа, его душу. При первоначальном знакомстве детей с народной сказкой я объясняла детям что у каждого народа есть свои сказки. Сказки в которых встречаются не знакомые слова: «Мулла», «Визирь», «Медресе», «Аллах» давала пояснения смысла этих слов.

В дни развлечений использовали кукольный театр,  пальчиковый, театр на фланелеграфе, настольный театр. Показали родителям татарскую народную сказку «Киска озорница», «Мышка и кувшин» , «Забавный ученик» Габдуллы  Тукая на его вечере воспоминаний поэта.

Вместе с детьми отмечали татарские народные праздники, при  этом  активно  принимали участие родители детей: «Сабан-туй» - летний праздник, отмечается после весенних полевых работ; «Новруз» - встреча весны или день «Равноденствия»; «Грачевник» - экологическое воспитание, бережное отношение детей к птицам, «Берёза» и к природе.

На занятиях знакомила детей с творчеством татарских художников Якуповым, Хаертдиновым. Рассматривала с детьми серию картин о природе труде о достопримечательностях Татарстан: Кремль, площадь имени Баумана,  метро, спортивные объекты универсиады ,цирк, театры аэропорт и т.д.

На музыкальных занятиях знакомили детей с татарскими композиторами и их произведениями, например: Марш  С. Сайдашева. В группе в уголке музыки и искусства имеются грамзаписи, портреты великих людей писателей, поэтов, композиторов.

 В нашем детском саду есть музей: «Мой дом», « На нашем дворе», где собраны предметы домашнего быта, обихода (прялка, коромысло, кумчан, сундук), посуда из глины, тканые дорожки, орудия труда ( грабли, вилы) и многое другое, что знакомит ребят с интерьером татарского сельского дома.  С детьми ходили на экскурсию по улице « Арбузова». При этом обращала внимание на оформление деревенских деревянных домов, расписанных в татарском национальном стиле. Детям объясняла, что эта красота резьба по дереву сделана руками народного умельца. Предварительно знакомила детей с ремёслами (Ремесло- работа  мастера по обработки дерева).

Мы живём в удивительном селе « Высокая Гора» Высокогорского района Республики Татарстан.   У нас есть всё для радости жития: леса, поля, реки, озёра. Для наших детей создаются самые хорошие условия  развития, воспитания и обучения в детских садах, домах творчества, школе.  Дети занимаются спортом, посещают Спорткомплекс, Лёдовый дворец, бассейн.

Мы должны знакомить детей с родным краем, со своей малой родиной, событиями и явлениями общественной жизни, воспитывать у детей патриотические, нравственные, интернациональные чувства.

        Выступление на тему: «Проникновение в духовную жизнь народов Татарстана».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация " Содружество народов Татарстана"

Презентация Содружество народов Татарстана в рамках педагогического совета " Организация проектной деятельности по реализации регионального компонента в образовательных областях...

Подвижные игры народов Татарстана.

Подвижные игры народов Татарстана....

Проект «Культура и традиции народов Татарстана»

Не зная своих национальных корней, человек не может в полном объеме познать традиции других народов....

Картотека игр народов Татарстана

Картотека игр народов Татарстана...

Проект "Культура и традиции народов Татарстана"

Знакостство с культурой и традициями Татарстана....

Культура и традиции народов Татарстана

Республика Татарстан располагает богатейшим историко-культурным наследием. Многообразие народного творчества и своеобразие искусства составляют культуру Татарстана....