Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением «Казачка в дому, что оладушек в меду» /5-6 лет/
план-конспект занятия (старшая группа)

Забродина Ирина Павловна

Цель: Создать условия для знакомства детей  дошкольного возраста с традициями воспитания девочек в  семьях Донских казаков.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад первой категории «Колокольчик»

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением

«Казачка в дому, что оладушек в меду»

/5-6 лет/

E:\Фото к занятию казачка\2.jpg

Воспитатель первой квалификационной категории

Забродина

Ирина Павловна

Октябрь 2019 год

Цель: Создать условия для знакомства детей  дошкольного возраста с традициями воспитания девочек в  семьях Донских казаков.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие»

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие»:

  • знакомить детей с традициями воспитания казачества;
  • познакомить с видами самодельных кукол.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

  • научить изготавливать куклу-оберег;
  • формировать навыки игровой деятельности;
  • вызвать интерес к народному творчеству и рукоделию.

Образовательная   область «Речевое развитие»:

  • обогатить словарь детей  новыми словами (кукла-мотанка, берегиня, пеленашка)
  • развивать умения выражать ход своих  мыслей

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

  • развивать общение и взаимодействие ребёнка с взрослыми и сверстниками;
  • развивать уважительное отношение к истории  родного края, чувство гордости за свой народ и как высшую ценность – любовь к Родине через знакомство с историей, бытом, традициями казачества

Методы и приемы:

Наглядный метод: приём показа предметов;приём показа образца;приём показа способов действий;  приём использования ТСО.

Словесный метод:рассказ; беседа; художественное слово.

Практический метод: планирование выполнений заданий;постановка задания; анализ результатов.

Информативно-рецептивный метод: рассматривание; образец воспитателя.

Игровой метод: загадывание загадок;организация игровой ситуации;

выполнение педагогом игровых действий;

Материалы, оборудование:

демонстрационный материал: презентация, магнитофон, атрибуты казачьего куреня, печь, кроватка с куклой-младенцем, корзина с ингредиентами для приготовления каши, ванночка для купания младенца, рушник.

Раздаточный материал: осенние листочки, алгоритм работы при создании куклы мотанки, материал для куколки: ткань белого цвета – 8х18 см; квадрат цветастой ткани для платка – 8х8 см;квадратный кусок ткани на пеленочку – 14х14 см; узкая ленточка яркой расцветки – 15-20 см;моток красных ниток)

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сейчас Вашему вниманию будут представлены фрагменты занятия по ознакомлению с предметным социальным окружением, из нашей программы «Откуда Дон берет начало», из раздела «Наши корни». Занятие называется «Казачка в дому, что оладушек в меду» для старшего дошкольного возраста.

Для  занятия мне понадобятся четыре помощника.

Ход занятия.

Тетка Аксинья: Здорово ночевали, станичники!

Дети: Слава, богу!

Тетка Аксинья: Пришел к нам октябрь- батюшка, принес с собой наш любимый праздник- Покров пресвятой Богородицы. Который издавна отмечается у  казаков. Покров это еще и пора Золотой осени.

Мы сейчас поиграем в сами в игру, которая так и называется «Золотая осень». Я начну, вы продолжайте хором дружно отвечайте «Осень золотая»

Игра-кричалка «Осень золотая»

Тетка Аксинья:

Вот опять пришла пора

На дары благая.

Называется она…

Все: Осень золотая!

Тетка Аксинья:

Нету играм и делам

Ни конца, ни края.

Потому что к нам пришла…

Все: Осень золотая!

Тетка Аксинья:

И хозяйкам нелегко,

Запасы пополняют.

Потому что к нам пришла…

Все: Осень золотая!

(Раздается плач ребенка.)

Тетка Аксинья:А слыхали ли вы новость радостную? На святой праздник Покрова Пресвятой Богородицы в  семье Григория Мелехова народилась  доченька Аксютка, писана красавица, брови черные, щеки алые. Ну, вся в отца.  Одним словом Донская казачка.

Давайте мы с вами сейчас познакомимся с некоторыми казачьими традициями и узнаем, какие из них соблюдались при рождении девочки-казачки.

Первый «женский обычай» при рождении девочки назывался «смывание с дочушки заботы»- тетки, мамки, няньки, крестная первый раз с песнями и добрыми пожеланиями купали девочку. На занятии я знакомлю детей с обрядом купания ребенка. А какие слова при этом проговариваем Вы видите на слайде.

Тетка Аксинья: А Вам уважаемые помощники я предлагаю познакомиться со следующим обрядом. Отец, единственный мужчина, допускавшийся на этот праздник, должен был есть кашу. А как  вы думаете какую?

(Отвечают)

Тетка Аксинья: А каша эта не простая. А  что в нее кладут,  вы сейчас и узнаете. У вас на столе лежат конверты с картинками, но картинки разрезаны. Ваша задача собрать картинки и угадать что на них нарисовано.

Проводится игра «Собери картинку»

/Участники собрав картинки  называют , что за ингредиент им достался. Хозяйка делает вид, что по очереди высыпает все ингредиенты в чугунок (кастрюлю). /

Хозяйка берет большую ложку, мешает и приговаривает. (Физминутка)

Ай, ту-ту, ай, ту-ту, 
Вари кашку круту, 
Подливай молочка, 
Накорми казачка.

(Все участники проговаривают , и повторяют движения , которые им показывает тетка Аксинья. Можно повторить несколько раз)

Тетка Аксинья: А вот  и каша поспела, ой, да еще и пригорела. И такую кашу должен был съесть отец девочки, для того, чтобы ей меньше горького в жизни досталось. Этот  обычай называется «поедание отцовской каши».

Тетка Аксинья: А еще  отец, да дед в честь рождения девочки сажали дерево. А какое, вы узнаетеэто,  отгадав загадку:

«Она всегда вдоль рек растёт.

О ней все много песен знают.

За то, что клонит ветви вниз

Её плакучей называют» (Ива)

Дерево  росло вместе с девочкой и оберегало ее.

Тетка Аксинья: А еще на рождение ребенка  принято дарить подарки. Подарки не простые, а со значением.  Вот и мы  для нашей Аксиньи  сегодня сделаем игрушку куклу - мотанку.

Название куклы произошло от слова мотать. При изготовлении таких оберегов не использовали ножницы и иголки, чтобы не накликать беды. Основу составляла скрученная ткань с намотанной нитью. Есть несколько типов мотанок, но мы с Вами для Аксютки сделаем  куклу-младенца (пеленашку)/ на слайде  фото/

Такая кукла выглядит как ребенок в пеленках. Она кладется в колыбельку к малышу и защищает от сглазов, охраняет сон, бережет здоровье.

Все  необходимоедля изготовления этой куклы у вас имеется  на столе.

(На столе лежит материал:

  • ткань белого цвета – 8х18 см;
  • квадрат цветастой ткани для платка – 8х8 см;
  • квадратный кусок ткани на пеленочку – 14х14 см;
  • узкая ленточка яркой расцветки – 15-20 см;
  • моток красных ниток)

C:\Users\y\Desktop\master-klass-po-kukle-pelenashka.jpg

(Начинает делать сама, показывает и говорит в процессе):

Изготовление «пеленашки» — процесс несложный, но имеет ряд нюансов, которые надо выполнять, чтобы создать надежную защиту новорожденному. Белый отрез ткани  скручиваем трубочкой.

По центру скрученное полотно перевязывается красной ниткой. Количество обмотанных кругов должно быть нечетным, а завязаться нитка должна впереди, а не сзади, как у традиционных кукол-мотанок.

Нить откусывается или рвется, отступая от узла пару сантиметров — процедура похожа на перерезание пуповины. Далее нитью на 2 см от края обозначается будущая голова.Отделенная от тела голова демонстрирует, что личность новорожденного является уникальной и неповторимой, на нее завязывается треугольная цветастая ткань — у куклы появляется платочек. Далее заготовка пеленается в подготовленную широкую полоску яркой ткани и перевязывается ленточкой. Узел пояса должен находиться впереди.

Тетка Аксинья: Вот и готовы наши куколки-пеленашки. Можно с подарком и в гости идти. Я подарю Аксютке свою куколку, а Вы свои возьмите себе на память, можете подарить своим знакомым новорожденным. А еще мы с детьми разучиваем колыбельную песенку, которую Вы видите на слайде. В конце занятия я обязательно подвожу итог в занимательной форме: осенний листочек,  я передаю листик и задаю вопросы.

Тетка Аксинья: Пусть Аксиньюшка растет на радость всем своим родным и близким. А мы давайте отойдем в сторонку, чтобы не будить малышку.

Уважаемые , коллеги, скажите мне пожалуйста:

  1. С какими традициями мы познакомились?
  2. Какую кашу ел отец девочки?
  3.  Какое дерево сажали в честь новорожденной казачки?
  4. Какой подарок мы сделали своими руками?
  5.  Для чего дарили новорожденным младенцам куклу-пеленашку?
  6. Будете ли вы использовать  полученный опыт в своей работе?

Тетка Аксинья: Спасибо Вам большое, мне очень понравилось сегодня работать с Вами. Надеюсь, что мое занятие было для Вас интересным и полезным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением в подготовительной группе по теме: «Что ,где, когда?»

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружениемв подготовительной группе по теме: «Что ,где, когда?»...

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением в подготовительной группе по теме: «Знатоки»

Главными в жизни ребенка до 6 лет являются два вида времяпровождения. Игра и деятельность, направленная на извлечение новых знаний.   Данное занятие представлено с целью  обогатить...

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением "Что такое оберег"

Занятие предназначено для детей старшей группы. Помогает познакомить детей с народными традициями, праздниками, оберегами. Значение оберега, какую силу им приписывал народ. Содержит региональный компо...

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением.

Расширять представления детей о разнообразии насекомых; закреплять знания о строении насекомых; воспитывать у детей желание заботиться о насекомых, бережно относиться к насекомым....

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением для старшего дошкольного возраста /5-6 лет/ «Донские казаки»

Цель: Создание условий для познавательного развития старших дошкольников через ознакомление с историей Донского края.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «...