Конспект образовательного предложения "Путешествие по заповедным местам Нижегородской области"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Вишнякова Наталья Сергеевна

Занятие по краеведению для подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_zapovednym_mestam_nizhegorodskoy_oblasti.docx24.45 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: воспитывать нравственно-патриотические чувства через экологическое воспитание, формировать любовь к Родине посредством уважительного отношения к родной природе.

Задачи:

Воспитательные:

-воспитывать чувство гордости, любви, ответственности за родную природу;  
-воспитывать бережное обращение к природе.

Развивающие:

-развивать у несовершеннолетних познавательный интерес, экологическое мышление;
-развивать умение выдвигать гипотезы, делать выводы.

Информирующие:

-познакомить воспитанников с заповедниками, расположенными на территории Нижегородской области;
-сформировать представление о растительном и животном мире заповедников;
-закрепить знания о заповедниках России и их назначении.

Оборудование: мультимедийная презентация.

1 этап. Организационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.

2 этап. Мотивационно-ориентировочный.

Воспитатель: Начать наше занятие мне хотелось бы с небольшого рассказа, который вам нужно внимательно послушать и ответить на вопросы.

Чтение рассказа Н. Сладкова «Друг или враг»

Вошел человек в лес. Тихо в лесу, пусто вокруг. И кажется человеку, что он наедине с собой.
Но со всех сторон невидимо следят за ним настороженные глаза: кто это пришел в лес — друг или враг?
«Ружья нет! — решает рябчик.— Но, может, он петли хочет поставить? Лучше не покажусь».
«На охотника не похож,— думает белка.— Да вон палка в руке. Кто его знает? Лучше затаюсь».
«Покажись ему, а он еще, по незнанию, меня, безногую ящерицу-веретеницу, за ядовитую змею примет! Убьет ни за что».
«Ну я-то с ногами, всем видно, что я просто ящерица. А вдруг ему захочется проверить, как ящерицы хвост отбрасывают? Отбросишь хвост, а потом отращивай целый год!»
«Пусть себе идет — я и глазом не моргну! Будто меня и нет. А то для людей так: раз нос крючком, раз когти на лапах — значит, ты вредный ястреб. Пристукнет за вредность, доказывай потом, что ты полезная сова. За людьми надо глядеть в оба!»
«Нужен глаз да глаз! Чуть зазеваешься — сейчас тебя палкой, камнем или ногой. А за что? А так, чтобы не прыгал или на глаза не попадался. Вот и не покажусь. И не квакну».
Идет человек удивляется, почему никого не видно? Идет и обижается: чего они меня боятся, чего от меня прячутся – ведь я им ничего плохого не делаю!
И верно не делает. Но и хорошего тоже. А откуда лесным жителям знать, что он друг? На лбу у него не написано. Лесные жители верят только делам. Плохие дела – значит, враг. Хорошие дела – друг. А чему же им еще верить? Не словам же…

Вопросы по рассказу.

Воспитатель: Ребята, по каким делам узнают друзей леса? (не шумит, не мусорит, не разжигает костры, не разоряет муравейники)
- А по каким делам узнают врагов леса? (разрушает грибницы, ломает деревья и ветки, разоряет гнёзда, шумит)
Растения и животные всегда были для человека щедрым источником пищи, лекарств, строительного материала. Природа отдавала человеку всё, а человек в ответ вырубал леса, загрязнял окружающую среду.
- Мы с вами знаем, как прекрасна и богата природа нашей страны. Но даже такое богатство при плохом отношении людей может когда-то закончиться. Уже сегодня в России есть очень редкие, исчезающие виды птиц, животных и растений. 
- Ребята, как вы думаете, что значит исчезающие? (Исчезающие - это такие виды, которых осталось очень мало, и они могут исчезнуть совсем, если не позаботиться об их сохранении).
- Для этого в нашей стране созданы заповедники. 
- Давайте вспомним, что такое заповедники? (Заповедники - это особое место, где растения и животные оберегаются и охраняются. Это охраняемые человеком участки суши или водного пространства). 
- Ребята, а как вы думаете, какая главная задача заповедников? (Главная задача заповедников - сохранить и увеличить количество редких видов животных, растений, рыб, насекомых, которые исчезают по вине человека). Заповедную территорию не только охраняют, но и изучают. 
- Кто-нибудь из вас знает, как называется профессия людей, которые работают в заповедниках? (Охотовед).
- А чем именно он занимается? (Охраняет, ведёт учёт численности, борется с браконьерами, подкармливает животных и птиц)
Заповедники охраняются государством. В них звери, птицы, насекомые и рыбы, травы и могучие деревья живут рядом и спокойно растут.

Воспитатель:  Ребята, какие заповедники России вы знаете? (Баргузинский, Астраханский, Кивач, Столбы, Башкирский, Приокско-Террасный, Уссурийский, Кроноцкий, Чёрные Земли, Алтайский)

3 этап. Основная часть.

Воспитатель: Как называется область в которой мы живём? (Нижегородская область).

И на территории нашей области тоже есть заповедники. 
Сегодня с одним из них мы с вами познакомимся.
Рассказ о заповеднике.

Государственный природный заповедник «Керженский» расположен в 70 км. от Нижнего Новгорода, на территории Семеновского, Борского и Воскресенского районов. Керженский заповедник – царство сосновых лесов и болот.й край - часть низменного Нижегородского Заволжья, царство сосновых лесов и болот. Государственный заповедник был создан в 1993 г. в целях сохранения в естественном состоянии биологического разнообразия природных комплексов южной тайги.

Воспитатель: Итак, давайте с вами совершим небольшое импровизированное путешествие с помощью презентации, которую я для вас подготовила, и увидим животных, птиц, рыб и насекомых, обитающих в заповеднике.

На территории заповедника можно встретить довольно редких, внесенных в Красную книгу России видов животных. Здесь обитают более 150 видов птиц, около 40 видов млекопитающих. Наблюдать за ними довольно сложно, поскольку животные видят и слышат людей гораздо раньше. Но иногда любопытствующая белка или ласка, подобравшись поближе, чтобы узнать о причинах неожиданного беспокойства, дадут о себе знать. На лесных речках можно увидеть бобровые плотины и «кормовые столики» ондатры, а если быть предельно осторожным и незаметным, удастся понаблюдать и за самими животными. (демонстрация слайда)

Кого только нет в пестром птичьем разнообразии заповедника: кряква, чирок-трескунок, бекас, кулик-черныш, кукушка, певчий дрозд, зяблик, зарянка, пеночки весничка и теньковка, обыкновенная овсянка, лесной конек, белая трясогузка и другие. По весне токуют глухари и тетерева. (демонстрация слайдов)

Среди обитателей заповедника: бурый медведь, лось, рысь, куница, барсук. Встречается редкий осторожный хищник из семейства куньих – выдра. (демонстрация слайдов)

Порхают с цветка на цветок изумительно красивые бабочки аполлон и подалирий, занесенные в Красную книгу.России.Среди «краснокнижных» растений можно увидеть, кувшинка малая,пыльцеголовник красный, гриб ежевик коралловидный, лишайник лобарию легочную и других представителей флоры. (демонстрация слайдов).

На небольшой территории заповедника собрано более 600 из 1300 видов растений, произрастающих в области. Вся территория заповедника преимущественно покрыта сосновыми лесами.

Воспитатель: А теперь давайте с вами поиграем в игру «Запрещается-разрешается», с помощью которого мы вспомним правила поведения в природе. Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать «запрещает-ся» или «разрешается».
• В лесу шуметь (запрещается)
• Оставлять мусор в лесу (запрещается)
• Беречь лес от пожара (разрешается)
• Собрать муссов в яму и закопать (разрешается)
• Рвать букеты цветов (запрещается)
• Ходить только по тропинкам (разрешается)
• Ломать деревья и ветки (запрещается)
• Ходить и топтать на лугах траву и цветы (запрещается)
• Разжигать костры в лесу (запрещается)
• Сажать деревья (разрешается)
• Беречь лес от пожара (разрешается)
• Кричать и включать громкую музыку в лесу (запрещается)
• Разорять птичьи гнёзда (запрещается)
• Ловить бабочек и насекомых (запрещается)
• Разорять муравейники (запрещается)
• Разрушать грибницы (запрещается)
Воспитатель: В заповеднике «Керженский» сохранился такой вид редкого животного, которое обитает возле водоёмов, как речной бобр. Бобр занесён в особую книгу под названием Красная книга. 
- Ребята, давайте вспомним, что это за книга? (Это книга, в которую занесены редкие и исчезающие виды птиц, животных и растений. Она является предупреждением для всех людей, что эти животные и растения могут исчезнуть. А красный свет книги бьёт тревогу и напоминает людям об опасности.)

Воспитатель: Заповедники - это островки спасения природы от человека. Заповедники – это наше богатство, богатство нашей Родины, которым мы должны гордиться.
- Ребята, как вы думаете, только ли в заповедниках надо беречь природу? 
(Конечно же, надо охранять разную природу в любом месте, где бы ты не находился: будь то у себя в родном краю или по дороге в отпуск, когда ты останавливаешься на отдых у края леса. Везде, где находится человек, он должен бережно относится к окружающей тебя природе).

Воспитатель: Давайте, ребята с вами сегодня придумаем и нарисуем специальные предупреждающие знаки о том, чего нельзя делать в лесу, у реки, в горах, у озера, на лугах и степях. А потом каждый пояснит свой знак.

(Обсуждение рисунков)

4 этап. Рефлексия.

- Ребята, с каким заповедником нашей области мы с вами сегодня познакомились?

- Какие виды растений и животных есть в этом заповеднике?
- Какие знаки вы сегодня нарисовали и что они означают?
- Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мой край родной - заповедные места Ленинградской области.Нижне-Свирский заповедник"

Мой край родной-заповедные места Ленинградской области Нижне-Свирский заповедник . Цель: Развитие познавательных интересов у детей. Познакомить детей с заповедником, памятником природы своей мест...

Проект "Заповедные места Самарской области"

Проект знакомит дошкольников с историко -культурными, природными, географическими особенностями родного края. Способствует формированию патриотических чувств у детей...

краткосрочный проект "Заповедные места Саратовской области"

Содержание данного проекта знакомит детей дошкольниковс достопримечательностью родного края...

Путешествие по заповедным местам калининградской области "Куршская коса"

Конспект занятия по познавательному развитию на тему:«Путешествие по заповедным местам Калининградской области Куршская коса» в подготовительной группеЦель: познакомить детей с заповедника...

Конспект НОД по краеведению в подготовительной группе. Тема: Заповедные места Липецкой области

Цель: Познакомить детей с заповедными   местами Липецкой области; развивать у детей любознательность, интересе к разнообразным природным ресурсам; воспитывать у детей бережное отношение к пр...

Презентация "Заповедные места Ростовской области"

Презентация "Заповедные места Ростовской области"...