Сценарий праздника национального костюма.
методическая разработка (подготовительная группа)

Васильева Марина Михайловна

Методическая разработка поможет начинающим педагогам познакомить детей с бытом, обычаями, устным народным творчеством, народным костюмом народов Поволжья (чуваш, русских, татар). Подвести детей к пониманию того, что в национальном костюме отображаются представления людей о строении мира и гармонии природы. Развивать интерес к культуре разных народов. Воспитывать уважение к народам, живущим на волжской земле, толерантность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prazdnik_natsionalnogo_kostyuma.docx57.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №13 « г. Канаш

Праздник

национального костюма-

чувашского, русского, татарского

http://ds31.detkin-club.ru/editor/2010/images/%D0%A0%D1%8F%D0%B1%D0%BE%D0%B2%D0%B0/.thumbs/6c68c3c4b0f928f13571f9cfbdeab846_0_400_0.jpg

Составила: Васильева М.М.,

воспитатель высшей кв. категории

Канаш, 2020 г

Ход праздника

(входят ведущие одетые в национальные костюмы)

Педагог: Добрый день! Ыра кун пултăр! Исэнмесез!

Ильдус: Исэнмесез!

Педагог: Вас приветствует телеканал «Хочу всё знать» и мы ведущие. Я-Илемпи . Это значит красивая  девушка.

Ильдус: Я-Ильдус. В переводе с татарского-любящий Родину.

Педагог: Мы приглашаем вас принять участие в телепередаче . Наша передача посвящена празднику народных костюмов Поволжья.

Педагог: Мы начинаем наше увлекательное путешествие по Волге. Чувашское название этой великой реки – Атăл. Волга-символ дружбы и братства народов земли волжской, где живут в согласии и русские, и чуваши, и татары, и марийцы, и мордва. Через много веков до наших дней пронесли эти народы свою богатую культуру, обычаи и традиции. Их уникальность выражена в стихах, песнях, танцах, играх, пословицах, поговорках и народных костюмах. Каждая республика чем-то славится.

Ильдус: Наш первый телемост из Нижнего Новгорода.

Педагог: Предлагаем вашему вниманию репортаж о празднике.

Педагог: Нижний Новгород, вы нас слышите? Итак, встречаем гостей бурными аплодисментами.

(под русскую плясовую выходят дети в русских народных костюмах, выносят хлеб-соль)

Педагог: Мы в Нижнем Новгороде. Здесь открылась ярмарка.

Ребенок:   Дорогих гостей встречаем,

               Хлебом, солью угощаем,

               Круглым, пышным караваем!

               Примите наше угощение!

(Преподносят угощение ведущей )

Ребёнок:      Наш дом-это Россия!

                Родина моя, моя Россия,

                Как сказать тебе, что я тебя люблю,

                Эту речку, это небо синее,

                 Эту жизнь в родном краю?

Ребёнок:   Наша родина богата,

                Широки леса, поля.

                И везде живут ребята-

                Наши лучшие друзья!

Педагог: Какие вы нарядные! На Вас необычный костюм. Расскажите о нем!

Ребёнок: ( кружится, демонстрируя свой наряд)

На мне русский народный женский костюм: белая блузка, а поверх блузки сарафан. На голове русский народный головной убор-кокошник.

Ребёнок: На мне рубашка-косоворотка, она подпоясана поясом-кушаком. И штаны нарядные. На голове –фуражка, украшена ярким цветком.

Педагог: Я слышу к нам ещё гости торопятся. Давайте их встретим самыми теплыми аплодисментами!

( под веселую народную музыку входят дети в русских народных костюмах:)             

Ребёнок:

                 Все на ярмарку!

                Поспеши, налетай, только рот не разевай!

Ребёнок:      Здесь вы сушек и баранок вдоволь нагрызете,

                  А как рты освободятся-песенки споете!

  Ребёнок:     От души повеселимся на ярмарке нашей,

                На других людей посмотрим и себя покажем!

Педагог: Я знаю, что русская детвора, петь частушки –мастера! Спойте нам-ка от души, чтобы ноги в пляс пошли!

Раздача музыкальных инструментов

Частушки

Ребёнок: Начинаем петь частушки,

                Просим не смеяться,

                 Тут народу очень много,

Можем растеряться! 

Ребёнок: Эх, подружка, дорогая,

                 Про нас знает весь народ.

                Без тебя никто не спляшет,

               Без меня не запоёт!

 Ребёнок:Это что за поросёнок,

               Где дырявый пятачок,

              Почему не слышно визга?

              -Это ж братец, кабачок!

Ребенок: Чай пила, пила, пила,

                Самоварничала.

               Всю посуду перебила

              Накухарничала!

Ребёнок: На рыбалку я ходил,

            Удочку закинул.

           Клюнул толстый крокодил,

             Лодку опрокинул!

Ребёнок:Прилетела птичка, села

                Прямо на нос петуху.

              Петуху обидно стало,

              Он запел: «ку-ка-ре-ку!»

Ребёнок:Я цветочки поливала,

               На балконе леечкой.

              Почему стал вдруг мокрым,

               Дядя на скамеечке…

Ребёнок:Как по саду-огороду

              Любит козочка гулять.

             После этого похода

              Урожая не собрать!  

Ребёнок:Как моей подружке

               Прокололи ушки.

             Ей идут сережки

             Ну как Бабке-Ёжке!

Все: Мы частушки вам пропели,

        Хорошо ли плохо ли.

        А теперь мы вас попросим,

        Чтобы нам похлопали!

Педагог: Молодцы порадовали нас задорными частушками!

Ребёнок:      А теперь игра –не развлеченье,

                  И всех на игру приглашенье!

Русская народная игра «Ручеёк»

Педагог: Я дорогие ребятки, знаю интересную игру «Золотые ворота». Хотите поиграть? (Да). Я со своим соведущим  Ильдусом будем воротами, а вы не зевайте в воротца пробегайте!

(русская народная подвижная детская игра «Золотые ворота»,

Педагог: Молодцы! Дружно похлопаем друг другу в ладоши. Дорогие гости из Нижнего Новгорода! Мы хотим предложить Вам остаться и с нами продолжить принять участие в телепередаче. Вы согласны? (Да) Тогда присаживайтесь на стульчики, будем дальше продолжать наше передачу

Педагог: Весело было на Нижегородской ярмарке! Наш следующий репортаж из Казани.

Ильдус: Казань-столица .

Педагог: Казань, вы нас слышите? Итак встречаем гостей из солнечного Татарстана!

(Выходят в татарских народных костюмах под татарскую народную музыку и приветствуют на татарском языке: «Исэнмесез»)

Ребёнок:    Добро пожаловать в Казань!

                 Спросите нас: «Откуда Вы?»

                Мы с Волги, из Казани!

                 Поит нас волжская вода,

                  Мы хлеб растим, пасем стада,

                  Качаем нефть, грузим суда

                  В свободном Татарстане

Ребёнок:       С народом России мы песни напевали,

               Есть вообще в нашем быту и морали.

               Вовеки нельзя нашу дружбу разбить,

                Нанизаны мы на единую нить.

Педагог: Какие вы красивые! В какой костюм вы одеты?

Дети: Мы одеты в татарский национальный костюм.

Педагог: А как можно узнать татарский национальный костюм?

Ребёнок: На мне кюльмен-широкая рубашка. Поверх рубашки –красивый жилет, украшенный татарской национальной вышивкой. На голове у меня калфак, он из бархата, украшен узором из бисера.

Ребёнок: У меня на голове тюбетейка-это головной убор мужчин. На мне рубашка.А это-шаровары.

Педагог: А что любит татарская детвора?

Ребёнок:       Татарская детвора любит веселиться: петь, плясать, играть.

               Мы приглашаем вас поиграть в татарскую народную игру «Скок-перескок»

Педагог: Наши гости присоединяйтесь, ведь народы Поволжья очень дружный народ!

Педагог: А я ребята знаю интересную считалку на татарском языке, вот мы и узнаем кому быть ведущим!

Считалка: 1 алма, 2 алма, 3 алма, 4 алма, 5 алма, 6 алма, 7 алма, 8 алма, 9 алма – 10 кызыл алма!

Водящий говорит: «Перескок!». После этого слова игроки быстро меняются местами (кружками), прыгая на одной ноге. Водящий старается занять место одного из играющих, прыгая тоже на одной ноге. Тот, кто останется без места, становится водящим.

Правила игры:

  • нельзя выталкивать друг друга из кружков;
  • двое играющих не должны находиться в одном кружке;

Педагог: Молодцы, поиграли и нисколько не устали. Скажите пожалуйста,  а какое любимое блюдо у татарской детворы?

Ребёнок:  любимое лакомство –это национальное блюдо «Чак-чак»

             Чак-чак мы вам преподносим,

              Поклонившись, отведать просим!

             Примите наше угощенье!

              До свидания! Сау бул!

Педагог: Спасибо нашим гостям из светлой Татарии, мы их тоже приглашаем остаться и продолжить наше увлекательное путешествие по Народам Поволжья. Вы согласны? (Да) Тогда присаживайтесь в нашей телестудии на стульчики.

Педагог: Следующий наш репортаж их Чебоксар.Чебоксары-столица нашей Чувашской Республики По чувашски- Шупашкар. Давайте вместе скажем: Шупашкар. Ильдус нам сейчас прочтёт стихотворение

Ильдус: Чувашия, о край ста тысяч песен!

               Не зря в тебя поэты влюблены!

              Ты жизнь моя, тревога, озаренье,

               Ты Родина любимая моя!

Педагог: Чебоксары вы нас  слышите? Итак встречаем гостей из Чувашии.

(под чувашскую народную музыку входят дети в чувашских народных костюмах и здороваются на родном языке: «Ыра кун пултăр!»)

       Ребёнок: Славлю я мой край красивый

                        Славлю край приволжский, милый,

                        Славлю песен птичьих стай,

                         Славлю мой чувашский край!»

Ребёнок: Край чувашский, край ста тысяч песен,

               В каждом слове дышит к Родине любовь.

               Сколько в каждом слове света и любви,

               Словно колокольчик имя Илемпи!

Педагог: Ребята, какие вы нарядные! В каких вы костюмах?

Дети: Мы в чувашских национальных костюмах.

Педагог: Расскажите, пожалуйста о своих костюмах.

Ребёнок: На мне белая рубаха с яркой чувашской вышивкой на рукавах, на подоле, на груди. Ку-шурă кепе. Кунта-тĕрĕ.

Ребёнок: В старину чувашские женщины одевали вот такие белые платья. Белый цвет-символ чистоты. Платья украшали чувашской национальной вышивкой. Поверх платья носили фартуки. Ку-саппун, хĕрлĕ тĕслĕ саппун. На голове у меня налобная повязка-масмак. Он украшен яркой чувашской вышивкой украшался бисером и вышивкой. На него пришивались серебряные монетки, их звон отгонял злых духов и оберега чуваш от болезней. Его передавали из одного поколения в другое: от матери к дочери, от бабушки к внучке. Он считался очень дорогим подарком.

Воспитатель: Чувашский народ очень любил песни. Авы любите?

Дети: Да , мы тоже очень любим песни.

Ребёнок:       Я в Чувашии живу, Я Чувашию люблю.

                    Любит праздник мой народ,

                    В праздник пляшет и поет.

Педагог: А играть вы любите? (ответы детей). Давайте все вместе поиграем в чувашскую народную игру «Перепрыгни через пенёк». Всех гостей мы просим не скучать, а немного поиграть!

Педагог: Молодцы, присаживайтесь все приглашенные гости. Милости просим!

Педагог: Вот и подошла к концу наша телепередача о жизни некоторых народов Поволжья. Сегодня мы побывали на празднике народного костюма в разных городах: в Нижнем Новгороде, Казани, Чебоксарах. На Волге разные народы живут в дружбе и согласии друг с другом, у каждого народа свой национальный костюм. Приглашаем сюда всех участников нашего телемоста.

Ильдус: В светлый праздник, как к друзьям,

               Приезжайте в гости к нам!

Педагог: А закончить нашу передачу хочется закончить веселой песней о дружбе «Мир похож на цветной луг»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника национальных культур и традиций «Дружат дети на планете- 2017»

Сценарий праздника национальных культур и традиций «Дружат дети на планете- 2017» Звучит северная народная мелодия, на фоне которой слова Ведущей. Ведущая:Родной Ямал- завет...

Сценарий праздника национальных культур и традиций "Дружат дети на планете - 2018"

Цель: воспитание любви и уважения к своей Родине.Задачи: формирование духовно-нравственного отношения, чувства сопричастности и любви к округу, стране, культурному наследию своего народа...

Сценарий праздника национальных культур и традиций «Дружат дети на планете-2021»

Место проведения: спортивный зал. Зал украшен в тематике праздника.Цель: воспитание уважения и чувства сопричастности к культурному наследию своей Родины.Задачи:Образовательные:формирование духовно-нр...

Сценарий праздника дефиле «Костюмы разных национальностей»

В рамках стажировочной площадки « Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста «Мы разные, но мы равные» на базе нашего дошкольного учреждения одним из главны...

Сценарий праздника национальных культур и традиций «Дружат дети на планете»

Сценарийпраздника национальных культур и традиций«Дружат дети на планете» 2021г....

Сценарий занятия «Национальные костюмы народов РБ»

Цель: Вызвать интерес к декоративному прикладному искусству народов Поволжья, учить понимать и ценить национальное творчество своего народа.Задачи:- познакомить с национальными костюмами народов ...