Кружковая деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
рабочая программа


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка – детский сад «Аленький цветочек»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружковой деятельности

по нравственно-патриотическому воспитанию

детей 6-7 лет

«Жить  - Родине служить»

на 2018 - 2019 учебный год

        Составитель:

Османова С.Д.

Пыть-Ях

2018 г

Пояснительная записка

Актуальность. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.

В связи с этим проблема нравственного – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.

Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина.

Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм».  Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.

Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении, в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Целевое назначение программы

Цель: формирование личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

Задачи:

Обучающие:

1.        Знакомить детей с   историей, символикой, достопримечательностями, промышленными объектами, экологической ситуацией в городе и стране.

2.        Расширять   представления детей о Российской Армии, ее функциях, военных профессиях; показывать их общественную значимость.

3.        Проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию детей в семье.

Развивающие:

1.        Обогащать и развивать словарный запас детей, познакомить с произведениями художественной литературы и музыкой военной тематики, обогащать речь детей.

2.         Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, повышать эрудицию, интеллект, творческую активность.

3.         Формировать умение работать в группах, совместно с друзьями, педагогами, родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию детей в семье.

Воспитывающие:

1.        Формировать нравственные качества, чувство любви и уважения к Родине, воспитывать будущих патриотов Отечества;

2.        Воспитывать желание познавать и возрождать лучшие традиции русского народа: трудолюбие, доброту, сострадание, взаимовыручку, гостеприимство.

3.         Расширять сети социального партнёрства.

Принципы реализации программы

В основу реализации программы по нравственно – патриотическому воспитанию детей 6-7 лет положены следующие принципы:

•        принцип личностно-ориентированного общения – индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие - приоритетные формы общения педагога с детьми;

•        принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала в ходе проектной деятельности;

•        принцип наглядности — широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д.;

•        принцип деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;

•        принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;

•        принцип занимательности - изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

Предлагаемая нами программа предназначена для реализации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей 6-7 лет в условиях дошкольной образовательной организации. Результатом освоения программы является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, нравственно-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.

Программа работы по нравственно – патриотическому воспитанию детей - это попытка движения от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели - воспитанию чувств патриотических, любви и гордости за свою Родину.

Сроки и этапы реализации программы

Возраст, на который рассчитана программа: дети 6-7 лет.

Срок реализации программы – 1 года.

Формы занятий: подгрупповые

Режим занятий:

Проводится занятие один раз в неделю, во второй половине дня. В год проводится 36 занятий.

Продолжительность занятий – 25 - 30 минут.

Дни занятий выбираются в соответствии с расписанием основной образовательной деятельности и в соответствии с требованиями СанПиН.

Формы работы: беседы, занятия, игра, наблюдение, экскурсия, рассматривание иллюстраций, альбомов и таблиц.

Методы: наглядный, словесный, игровой, практический, исследовательский, объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый.

Форма подведения итогов реализации программы кружка – выставки, мониторинг личностного роста.

Этапы   реализации программы.        

Реализация программы рассчитана на один год: с сентября по май и включает в себя три этапа:

1 этап. Организационно – подготовительный.

Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора, определение цели и задач проекта, подбор литературы, пособий, атрибутов, сбор информации из   различных источников по теме. Создание развивающей среды в группе, диагностирование участников проекта.

2 этап – Основной – реализация содержания проектов.

- Организация и проведение циклов занятий, совместных экскурсий и мероприятий, проведение конкурсов и викторин, создание уголка патриотизма в группе.

- Разработка форм работы с детьми, родителями, педагогами;

- Разработка конспектов занятий, бесед, праздников;

- Разработка и изготовление практического материала (дидактических игр);

- Подбор подвижных игр для детей;

- Подбор материалов для педагогов и родителей;

- Сбор и оформление наглядного материала.

3 этап – Заключительный.

- Обобщение результатов работы, анализ деятельности, удовлетворенность всех участников результатами, сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми.

- Презентация опыта работы педагога по программе.

- Создание мини-музея в детском саду.

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.

Ожидаемые результаты

1.        Общественное признание кадетской группы как модели реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

2.        Расширение социальных связей кадетской группы детского сада с кадетскими классами школ города, другими учреждениями образования и культуры.

3.        Повышение уровня познавательной компетентности воспитанников через использование эффективных технологий (здоровьесберегающих, информационно-коммуникативных), проектных и модульных методов обучения, обеспечивающих готовность воспитанников кадетской группы к обучению в кадетской школе.

4.        Социальная активность педагогов и воспитанников кадетской группы (участие в различных конкурсах и социальных проектах).

5.        Удовлетворенность всех участников образовательного процесса уровнем и качеством образовательных услуг в кадетской группе.

6.        Повышение рейтинга детского сада средствами трансляции педагогического опыта (в СМИ, в среде педагогического сообщества и общественности города), достижений воспитанников в художественной, спортивной и интеллектуальной видах деятельности.

Особенности организации педагогической диагностики

Диагностическая карта по нравственно - патриотическому воспитанию детей 6-7 лет

П/

Ф.И. ребенка

Различает и называет геральдику России, ХМАО, г. Пыть - Яха

Различает и называет былинных героев

Различает и называет военачальников прошлого и настоящего времени

Различает и называет рода войск

Различает и называет военные профессии

Различает и называет памятники России

Различает и называет города – герои

Различает и называет награды Российской Федерации

Показатели

Н.г.

К.г.

1.

2.

3.

4.

5.

Итоговый показатель

Ответы оцениваются по трехбалльной системе, полученные баллы суммируются.

Критерии уровня знаний детей:

3 балла - выполняет задание, отвечает правильно и уверенно;

2 балла – отвечает с ошибками, справляется с заданием с небольшой помощью взрослого;

1 балл – затрудняется, молчит, отвечает с наводящими вопросами.

Уровень знаний:

- высокий уровень – 19 - 24 балла;

- средний уровень – 13 - 18 баллов;

- низкий уровень – 10 - 12 баллов.

Перспективное планирование кружковой деятельности

Месяц

Тема

Кол – во

занятий

Задачи

Сентябрь

Мониторинг

2

Определение уровня знаний.

«Геральдика Российской Федерации»

1

Обогащать имеющийся опыт детей и полученные ранее знания о России. Ознакомление с основной символикой и геральдикой страны.

Художественно – продуктивная деятельность: аппликация «Флаг РФ»

1

Обобщить знания детей о Государственном флаге. Познакомить с историей происхождения и символическом значении цветов флага нашей России. Закреплять умение работать ножницами, аккуратно наклеивать изображение в определённой последовательности. Воспитывать у детей чувство гордости за свою страну.

Октябрь

Заучивание стихотворения В. Рябикина «Мой Пыть – Ях»

1

Развитие патриотических чувств на основе знакомства детей с литературными произведениями. Учить детей запоминать стихи по схеме. Закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением. Развивать память, воображение, интонационную выразительность речи. Формировать положительное отношение к поэзии.

Художественно – продуктивная деятельность: рисование «Город вечером»

1

Учить детей передавать в рисунке картину вечернего города, цветовой колорит: дома светлее ночного воздуха, в окнах горят разноцветные огни. Закреплять умение вписывать композицию в лист, рисовать разные здания, изображать передний и задний план. Закреплять умение оценивать выразительное решение темы. Формировать интерес к изобразительной деятельности.

Рассматривание репродукции картины В. Васнецова «Богатыри»

1

Формировать у детей представления об исторических героях Руси, их характерах, внешнем виде, одежде, доспехах. Продолжать учить детей отвечать на вопросы связно и последовательно; описывать внешность человека, пейзаж; рассуждать о характерах героев и настроении картины. Воспитывать патриотические чувства, уважение к защитникам отечества, интерес к изобразительному творчеству.

Художественно – продуктивная деятельность: лепка «Богатыри»

1

Познакомить детей с русскими богатырями: Ильей Муромцем, Алешей Поповичем и др. Расширить и уточнить знания о произведениях устного народного творчества- былинах. Закрепить умения детей использовать в работе нетрадиционную технику изобразительного искусства – пластилинографию. Закрепить приемы работы в данной технике (отщипывание, раскатывание, примазывание, размазывание). Воспитывать уважение к защитникам Руси – богатырям, желание быть похожим на них.

Ноябрь

Рассматривание репродукции картины М.И. Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле»

1

Познакомить детей с репродукцией картины М.И. Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле». Формировать у детей умение понимать содержание картины то, о чем рассказывал художник в своём произведении, замечать выразительные средства, использованные художником (мимика, поза, жесты героев, цвет, композицию). Развивать умения детей эмоционально откликаться на увиденное, выражать свои чувства в речи. Формировать у детей художественное восприятие произведений изобразительного искусства, воображение.

Художественно – продуктивная деятельность: рисование «Воины древней Руси»

1

Формировать представление о героическом прошлом русского народа, русских богатырях-защитниках Земли Русской: Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче и др. Закрепить знание названий элементов костюма и оружия русского богатыря (рубаха, кольчуга, шлем, плащ, копье, булава, меч, щит, лук, стрелы). Учить рисовать русского богатыря в доспехах с помощью геометрических фигур, изображать характерные особенности костюма. Воспитывать патриотические чувства.

Художественно – продуктивная деятельность: аппликация «Российский флот» (кол. работа)

1

Познакомить детей с понятием «морской флот», объяснить для чего нашей стране морской флот. Рассказать кто является основателем русского морского флота. Закреплять практические умения и навыки работы с бумагой и ножницами, развивать воображение и фантазию. Воспитывать чувство гордости за героический флот России.

Художественно – продуктивная деятельность: конструирование «Сторожевые башни»

1

Дать понятие о башне как произведении архитектуры. Рассказать детям о значении сторожевых башен в обороне городов. Развивать умение последовательно анализировать образец постройки, выделяя в нём основные части, форму, размеры, расположение деталей, устанавливать связь между функцией детали и ее свойствами в постройке. Учить обыгрывать постройки.

Экскурсия к памятнику «Монумент славы»

1

Продолжать знакомить с памятниками как скульптурными сооружениями, возведенными в честь какого-либо героя войны или важного события ВОВ. Способствовать пониманию «чтить память погибших», торжественности и значения «минута молчания». Воспитывать уважение к прошлому, чувство гордости за воинов-защитников, победивших во время войн, за великий подвиг нашего народа.

Декабрь

Чтение рассказа Е. Воробьева «Обрывок провода»

1

Познакомить детей с рассказом Е. Воробьёва «Обрывок провода». Совершенствовать умение детей вести беседу по содержанию литературного произведения. Побуждать детей высказывать своё отношении к конкретному поступку литературного героя. Воспитывать уважение к героям войны, вызывать восхищение силой духа, мужеством, бесстрашием защитников Отечества.

Заучивание стихотворения Р. Бойко «Наша Армия родная»

1

Познакомить детей со стихотворением Р. Бойко «Наша Армия родная». Учить детей пользоваться средствами мнемотехники при заучивании стихотворений. Формировать навыки выразительного чтения. Воспитывать любовь к поэзии.

Художественно – продуктивная деятельность: аппликация «Ракетные войска»

1

Углублять знания детей о Российской армии. Закрепить элементарные представления о родах войск, военных профессиях. Научить вырезать форму ракеты из бумаги, сложенной в двое. Закрепить умение работать ножницами. Воспитывать чувство гордости за вооруженные силы России.

Январь

Художественно – продуктивная деятельность: лепка «Военная техника»

1

Расширить знание о военной технике Российской армии. Закрепить умение лепить военную технику (самолет, танк, пушка, ракета и др.) из отдельных частей, правильно передавать их форму и пропорции. Закрепить навык соединения вылепленных частей в одно целое, плотно соединять их методом примазывания. Развивать самостоятельность, воображение.

Беседа «Какие бывают военные профессии»

1

Познакомить детей с военными профессиями. Формировать представления о гражданском долге, мужестве, героизме. Совершенствовать диалогическую речь дошкольников. Развивать умение отвечать на вопросы, используя сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Воспитывать уважение к людям военных профессий.

Чтение и пересказ рассказа Л. Кассиль «Воздух» из книги «Твои защитники»

1

Познакомить детей с книгой Льва Кассиля «Твои защитники». Закреплять умения последовательно и логично излагать свои мысли, отвечать на вопросы воспитателя. Развивать умение пересказывать рассказ с опорой на схемы (совместное пересказывание), выслушивать товарищей, не перебивать, не повторяться. Воспитывать патриотические чувства, эмоционально-положительное отношение к воинам-защитникам.

Художественно – продуктивная деятельность: аппликация «Танковые войска»

1

Продолжать учить детей использовать в аппликации метод обрывания бумаги. Учить приклеивать обрывную цветную бумагу по силуэту танка. Закрепить основные детали строения танка: башня, люк, гусеницы, пушка. Воспитывать аккуратность в работе, чувство гордости к своей Родине. Формировать умение анализировать свои и чужие работы.

Февраль

Художественно – продуктивная деятельность: рисование «Пограничник на посту»

1

Упражнять детей в изображении пограничника и животного, в передаче характерных особенностей (одежда поза, относительной величины фигуры и частей). Учить располагать изображение на всем листе. Развивать навыки рисования акварельными красками. Воспитывать интерес и уважение к Российской армии.

Беседа «История написания песни «Катюша» муз. М. Блантер, сл. М. Исаковский»

1

Познакомить с историей создания песни «Катюша». Расширить и обобщить знания детей о Великой Отечественной войне. Рассказать детям о гвардейском реактивном миномёте БМ-13, названного бойцами «Катюшей». Формировать патриотические чувства, вызывать чувство гордости за свой народ, продолжать формировать любовь к Родине.

 Разучивание песни «Катюша» муз. М. Блантер, сл. М. Исаковского

1

Развивать умение слушать, сравнивать, обогащать музыкальные впечатления детей через знакомство с песнями ВОВ. Использовать музыкальные произведения как средство обогащения представлений детей о войне, армии, победе. формировать у детей умение самостоятельно высказываться о характере музыки. Воспитывать у детей чувство уважения к памяти защитников, преклонения перед подвигом своего народа в ВОВ, глубокого уважения к ветеранам, гордости за свою Родину.

Беседа «История написания песни «Синий платочек», муз. Петербурский, сл. Я. Галицский»

1

Познакомить с историей создания песни «Синий платочек». Расширить и обобщить знания детей о Великой Отечественной войне. Формировать патриотические чувства, вызывать чувство гордости за свой народ, продолжать формировать любовь к Родине.

Март

Разучивание песни «Синий платочек», муз. Петербурского, сл. Я. Галицского

1

Учить слышать и понимать музыкальный образ, характер и настроение, выраженные в музыке.

 Воспитывать у детей чувство уважения к памяти защитников, преклонения перед подвигом своего народа в ВОВ, глубокого уважения к ветеранам, гордости за свою Родину.

Рассматривание фотографий памятника с последующей беседой «Родина Мать Зовет» - Волгоград

1

Познакомить с героическими страницами нашей Родины. Познакомить с мемориалом Мамаев курган, посвящённым воинам, погибшим в годы великой Отечественной войны. Рассказать историю создания мемориала. Расширять кругозор детей. Воспитывать чувство патриотизма; развивать речь и обогащать словарный запас.

Рассматривание фотографий памятника с последующей беседой «Георгий Победоносец» - Москва

1

Формировать первичные представления детей о жизненном подвиге святого Георгия Победоносца, о социокультурных ценностях народа. Рассказать, что Георгий Победоносец является символом победы добра над злом. Познакомить с историей создания памятника. Воспитывать у детей любовь и гордость к своей стране, формировать чувство патриотизма.

Рассматривание фотографий памятника с последующей беседой «Петр 1» - Москва

1

Познакомить детей с историей возникновения города Санкт – Петербург. Познакомить детей с исторической личностью – Петром 1. Подвести детей к выводу, что человек славен делами. Познакомить с историей создания памятника. Воспитывать стремление к добрым делам. Поддерживать интерес детей к истории своей Родины.

Апрель

Беседа «Город – герой – «Брест»

1

Познакомить детей с подвигом города-героя Брест. Обобщать и расширять знания детей о ВОВ, Брестской крепости. Развивать речь детей, расширяя словарный запас. Воспитывать патриотические чувства, уважение к подвигу российского народа.

Беседа «Город – герой – «Севастополь»

1

Познакомить детей с подвигом города-героя Севастополь. Продолжать знакомить детей с подвигом российского народа во время ВОВ. Развитие и обогащение речи дошкольников, эрудиции и интеллекта. Воспитывать чувство любви и гордости за свою страну.

Рассматривание фотографий с последующей беседой «Ордена и медали Великой Отечественной Войны»

1

Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время ВОВ. Рассказать о подвигах советских солдат, сформировать понятие о том, что награды не получали «просто так». Развивать эмоциональное отношение к героизму защитников нашей страны и тружеников тыла. Воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти погибших бойцов.

Чтение и пересказ отрывков из книги С. Алексеева «Рассказы о Великой Отечественной Войне»

1

Расширять знания детей о мужестве людей во время войны. Развивать умение сопереживать героям и оценивать их поступки. Расширять активный словарный запас по теме. Продолжать формировать у детей умения связно и последовательно пересказывать текст, с помощью опорных картинок. Совершенствовать умения согласовывать существительное с прилагательным в роде, числе и падеже.

Май

Рассматривание фотографий с последующей беседой «История российского мундира»

1

Познакомить детей с историей появления и изменения военного мундира. Расширять знания и представления о форме военных в зависимости от рода войск. Воспитывать уважение к людям военных специальностей.

Художественно – продуктивная деятельность: оригами «Солдатская пилотка»

1

Закреплять знание о Российской армии. Продолжать учить детей складывать бумагу прямоугольной формы в разных направлениях. Освоить геометрические понятия: треугольник, прямоугольник, квадрат, угол, горизонтальная и вертикальная линяя. Развивать внимание, память и пространственное воображение. Способствовать проявлению чувства патриотизма.

Итоговая диагностика

2

Обследование детей на определение итоговых знаний по программе.