Проект на тему: «Моя малая Родина» с детьми 6-7 лет
материал (подготовительная группа)

Каренгина Жанна Викторовна

Проект на тему: «Моя малая Родина» с детьми 6-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_moya_malaya_rodina.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1

Проект на тему: «Моя малая Родина»

с детьми 6-7 лет

Подготовила и реализовала: Каренгина Ж.В.,

воспитатель.

2019 год

Тема проекта: «Моя малая Родина»

Актуальность: Мы горим желанием воспитать у ребёнка любовь к Родине, а оказываемся не в состоянии воспитать у него любовь к самому близкому—к родному дому и детскому саду. Но ведь это основа основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом –гражданином России, и только потом—жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далёкому. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, мы стремимся развивать познавательный интерес к различным областям знаний, к доступным ребёнку явлениям общественной жизни, сформировать навыки сотрудничества, воспитать любовь, уважение к родному краю и чувство гордости за него.

Проблема: Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной страной, родным посёлком, с историей родного края, его достопримечательностями и известными людьми.

Родители не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном посёлке. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Отсутствие у детей познавательного интереса к истории своих предков и культурному наследию поселка, области, страны.

Недостаточная компетентность родителей в воспитании у детей нравственно-патриотических чувств.

Изменение качества взаимодействия детского сада и семьи с целью повышения эффективности воспитания нравственно-патриотических чувств у детей.

Отсутствие эффективной системы работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ.

Гипотезаа: Можно ли через изучение своего родного края, воспитать чувство гражданственности и патриотизма, внедрить инновационные методы и приемы в воспитательно-образовательный процесс.

Цель проекта:

Приобщение дошкольников к истории,

природе и культуре родного края, на основе

 осуществления комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма.

Задачи:

- Выявить уровень сформированности знаний и представлений детей об истории, природе и культуре родного края. 

- Провести анкетирование среди родителей по вопросу нравственно-патриотического воспитания в семье.

- Разработать план мероприятий, способствующих формированию представлений о малой родине.

- Создать развивающую предметно – пространственную среду в группе.

- Содействовать формированию системы знаний о родном крае на основе познавательной, исследовательской деятельности.

- Обобщить и распространить педагогический опыт работы по теме проекта (на методическом объединении, родительском собрании, в сети интернет).

- Повысить педагогическую культуру родителей путем привлечения к активному участию в реализации проекта (заинтересовать родителей проектом; дать представление о том, как можно участвовать в нем; направить на совместную поисковую, исследовательскую и творческую деятельность с детьми).

- Провести итоговое диагностирование детей, повторное анкетирование родителей.

Ожидаемые результаты:

Прогнозируемый результат на уровне ребенка:

- расширение представления детей о родном крае; его истории, природе, культуре, достопримечательностях;

Прогнозируемый результат на уровне родителей:

- повышена педагогическая грамотность и компетентность в вопросах нравственно - патриотического воспитания.

- сформировано желание сотрудничества с детским садом;
- укрепление значимости семьи в воспитании нравственно-патриотических чувств ребенка; сплочение всех членов семьи, возрождение и сохранение семейных традиций.

Прогнозируемый результат на уровне педагогов:
- повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах патриотического воспитания дошкольников;
- творческая самореализация в профессиональной деятельности.
Сроки реализации: 1 год.

Целевые участники проекта:

  • Дети 6 -7 лет.
  • Педагоги ДОУ.
  • Родители воспитанников.

В работе с детьми по приобщению дошкольников к истории, природе и                              культуре родного края, использовала:

Формы и методы работы с детьми:

• ООД;

• игры;

• сочинение рассказов;

 тематические беседы;

• презентации;

• мини-проекты (составление генеалогического древа «Моя родословная», «Герб семьи»);

• праздники, развлечения, досуги;

• экскурсии;

• исследовательская деятельность;

• просмотр фильма «Атмановские кулачки»;

• пополнение развивающей среды;

• выставки детских работ, семейных коллекций.

• встречи с поэтами и художниками родного края;                                                       • диагностика;                                                                                                                          • чтение художественной литературы;                                                                              • рассматривание альбомов, открыток.

Для взаимодействия с родителями использовались следующие формы работы:

*анкетирование;

*родительские собрания;

*привлечение родителей к изготовлению атрибутов для игр;

*участие в конкурсах творческого мастерства;

*консультации для родителей по патриотическому воспитанию детей;

• Совместные поиски информации.                                                                                   • Сбор документов и фотографий из семейных архивов (об участниках войны и др).

Этапы реализации проекта

I этап - организационный, с 2 июля по 31 августа 2018 года включает в себя:

  • Изучение научно-методической литературы.
  • Создание творческой группы.
  • Диагностирование детей.
  • Анкетирование родителей на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание в семье».
  • Анализ полученных результатов, вывод.
  • Разработка плана, конспектов мероприятий, подборка игр и др.
  • Создание предметно - развивающей среды в группе для реализации данного проекта в ДОУ.
  • Подбор литературы (методической, художественной).
  • Знакомство и привлечение родителей к участию в реализации проекта.

На данном этапе изучив научно-методическую литературу,

провели диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности представлений, знаний об истории, природе и культуре родного края. Была использована методика С. Ю. Афанасьевой, Н. А. Виноградовой, М. Ю. Новицкой, Н. В. Микляевой «Мониторинг нравственно-патриотического воспитания в детском саду и начальной школе», которая показала следующие результаты, которые вы видите на слайде.

Затем, начали заниматься сбором информации, нужной для проекта, пополнением и приобретением литературы по данной теме, поиском сохранившихся исторических документов.

К работе над проектом мы привлекли и родителей.

Провели анкетирование среди родителей, которое показало, к сожалению, не все родители понимают, что дошкольный возраст – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к малой Родине.

После проведения анкетирования стали проводить консультации по данному вопросу, совместно разрабатывать план, конспекты и собирать материалы для проекта.

II этап - реализации (основной), с 2 июля по 31 августа 2018 года

Модель реализации основного этапа проекта осуществлялась с использованием различных форм и методов

Работу по проекту начала с создания в группе для детей теплой и уютной атмосферы. Стараясь, каждый день ребенка в детском саду, наполнить радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Для ребенка первые представления о Родине связаны с родным домом, родителями, близкими людьми, детским садом и даже первыми любимыми игрушками. Поэтому в группе основное внимание уделяется воспитанию любви к самому близкому в семье человеку – маме. Свою работу с детьми я начала с семьи, постепенно переходя от малого к большему — детский сад, родной поселок, страна. Собирая и рассматривая фотографии, слушая произведения художественной литературы, готовя подарки для членов семьи, участвуя в совместных с родителями мероприятиях, формирую представления о семье, как о группе людей, которые живут вместе, любят, заботятся друг о друге, учат понимать основы взаимоотношений с членами семьи, значение труда взрослых. В процессе работы постепенно подвожу детей к пониманию того, что такое семья. Дети принимают свой дом таким, каков он есть, и любят его. Это чувство «родного дома» ложится в основу любви к родному краю, Родине.

В группе создала центры детской активности, которые представлены на слайде.

1. «Территория творчества»

2. Театра, музыки, искусства.

3. Детской литературы.

4. Труда.

5. Сюжетно-ролевых и режиссерских игр.

6. Мини-музей «Русский быт и культура»                                                          (для развития познавательного интереса у дошкольников и формирования у них представлений о жизни предков был создан. При посещении которого дети приобщаются к историческим ценностям и культурному наследию своего поселка. Дети знакомятся с предметами старины и их предназначением, что способствует приобщению воспитанников к истокам народной культуры, желанию сохранять русские традиции).                        Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам».

 В процессе реализации проекта мы разучивали с детьми стихи о малой Родине - Сосновке, знакомили с пословицами и поговорками, читали художественную литературу о культуре родного края, о наших защитниках. С детьми проводилась ООД. Дети участвовали в конкурсах творческого мастерства. Занимались конструированием улиц поселка, создавали аппликации и рисунки на разные темы.

Дети с удовольствием играли в русские народные подвижные, дидактические и сюжетно-ролевые игры.  

Игра является одним из важных методов активного обучения детей, а также является одним из важных средств воспитания. Дидактические игры позволяют узнать не только что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Для решения поставленных задач были разработаны авторские дидактические игры: «Наша посуда», «Укрась ковер», «Национальные узоры».

 Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.             

III этап - Обобщающий: с 15 апреля по 26  2019 года  включает в себя:

итоговое диагностирование детей;

повторное анкетирование родителей.

презентация проекта на методическом объединении;                                                         публикация материала  на сайте МБДОУ детский сад №1 и сайтах сети интернет.

На заключительном этапе, с целью подведения итогов, выявления эффективности проделанной работы был проведен сравнительный анализ результатов диагностики детей.

Данные диагностики представлены в таблице на начало и конец года.

Результаты анализа подтвердили положительную динамику проделанной работы.

Уровень %

Высокий

Средний

Низкий

Начало года

15

55

30

Конец года

38

47

15

   Для диагностики использовалась технология С. Ю. Афанасьевой, Н. А. Виноградовой, М. Ю. Новицкой, Н. В. Микляевой «Мониторинг нравственно - патриотического воспитания в детском саду и начальной школе».

Из всего выше сказанное можно сделать вывод, что при работе были подобранны верные методы и приемы работы, которые дали такой положительный результат в работе над темой моего проекта.

Таким образом, анализ результатов диагностики показывает:

- значительно возрос уровень у дошкольников, сформированных знаний, представлений  о родном поселке, его истории, природе, показавших в начале года низкие результаты;

- во время ОД дети стали более внимательными, они с интересом слушают рассказы о малой Родине, задают, много дополнительных, интересующих их вопросов;

- с удовольствием рассказывают о семье, семейных традициях;

- хорошо знают свое имя, фамилию, пол, возраст;

- проявляют любовь к родителям, родному дому, семье;

- уважительно относятся к человеку и результатам его труда;

 

Результативность участия детей в конкурсе

Районный конкурс «Рисунок на асфальте»  номинация «Мой поселок» посвященный международному «Дню защиты детей» - 1место.

Муниципальный смотр-конкурс духовно – нравственной патриотической песни в номинации «Россия – Родина моя» – итог - 2 место

Районный смотр-конкурс декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства «Православная культура Тамбовского края» - 2 место

Муниципальный этап 5 областного конкурса одаренных детей систем дошкольного и дополнительного образования детей «Искорки Тамбовщины» в номинации «Выразительное чтение» - 1 место.

Муниципальный этап 14 международного конкурса  детского творчества «Красота Божьего мира», номинация «Мой дом, моя деревня, мой город» - 1 место.

Муниципальный конкурс декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства «Подарок ветерану своими руками»,

муниципальный конкурс детского рисунка «Война глазами детей»

Продукт проекта:

Создание лэпбука «Сосновка – Родина моя».

Фотоальбомы: «Профессии наших родителей», «Мой посёлок-Сосновка»

Выставки детских работ: «Мама, милая моя», «Нет земли краше, чем Родина наша», «Моя семья»;

Презентации: «Наши мамы самые, самые…», «Русский народный костюм Тамбовской области», «Народные промыслы Сосновского района»,

Презентация проекта на методическом объединении.

Распространение опыта:

Выступления на методическом объединении, педагогическом совете

Вывод: Хочется верить, что проводимая работа по патриотическому воспитанию дошкольников в нашем детском саду будет фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее своей Родины.

Данный проект повторно может быть реализован в рамках других учебных заведений, так как не требует особых материальных затрат.

Вывод: Надеюсь, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, пробудит желание беречь природу и чувствовать ответственность за её сохранность. Также думаю, что наши дети будут чувствовать гордость за свой народ, за его достижения, за свою страну. «Годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца» В.А.Сухомлинский. И если мы помогли в этом своим воспитанникам, значит,  они обязательно вырастут патриотами своей страны.

Обеспечение:

Материально-техническое:

слайдовые презентации,  семейные фотографии военных лет, фотоальбом,

проектор, фотоаппарат, магнитофон, музыкальный центр.

                                           Учебно-методическое:

1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников, методические рекомендации/ Н.В. Алешина. – М.: ЦГЛ.

2. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ.

3. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному, нейропедагогика - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам / В.Д. Еремеева. – Учебная литература..

4. Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества, методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/. Л.А.Кондрыкинская. – М.: ТЦ Сфера.

5. Нечаева В.Г., Макарова Т.А. Нравственное воспитание в детском саду для педагогов дошкольных учреждений/ В.Г. Нечаева, Т.А. Макарова – М.: Просвещение.

6. Государственная программа патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему "Моя малая Родина" для детей старшей группы

Краеведение – это один из путей нравственного воспитания дошкольников, так как оно помогает увидеть и оценить красоту родной природы, ощутить её эмоциональное и нравственное воздействие. Наблюде...

Долгосрочный творческий проект на тему: "Моя малая Родина"

Цель данного проекта: систематизация знаний детей о родном городе, его прошлом и настоящем. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, ...

Педагогический проект на тему: "Моя малая Родина"

Данный проект расширяет представления детей о городе, в котором они живут, дает представления о том, что такое герб, флаг, гимн, объясняет символику родного города, расширяет кругозор детей о достопри...

Нравственно- патриотический проект на тему: " Моя малая Родина"

Патриотическое воспитание необходимо начинать в дошкольном  возрасте - важнейшем периоде становления личности., ведь оно напрямую связано с воспитанием  у детей любви к " малой Родине", ...

Проект на тему "Моя малая родина - Пестрецы"

Проект для детей старшей группы детского сада. Проект долгосрочный, способствует развитию и  обогащению нравственных, эстетических и интеллектуальных, интегративных качеств развития ребенка. Вклю...

Проект на тему: "Моя малая Родина - мой мир"

Проект создан для ознакомления с родным краем, в данном случае это - Апастовский район РТ, посёлок Свияжский и село Бишево.   Целью проекта является: расширить знания детей о малой Родине (А...