Проект «Приобщение детей к культуре Севера»
проект (младшая группа)

Осипова Оксана Николаевна

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektpriobshchenie_detey_k_kulture_severa.docx26.74 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

«Приобщение детей к культуре Севера»

Содержание

1. Введение

1.1.Актуальность темы.          

Цель, задачи работы по приобщению детей к культуре Севера.

2. Основная часть

2.1. Методы  и этапы построения работы.

2.2. Беседы.

2.3. Дидактические игры.

2.4.Народные игры.

Заключение

1. Введение             1.1.  Актуальность темы

Север – удивительный край с удивительными народами. Северный человек по сути своей духовен. Воззрения его складывались на основе культа природы и гармоничного взаимодействия с окружающей средой, непосредственно общаясь с которой он научился ее понимать, приспособился к жизни в ней и трудился, поддерживая природу в интересах самосохранения.

Народы Севера ханты и манси имели свои понятия и представления о тайнах мироздания, о жизни и смерти, о добре и зле, о сущности и предназначении человека, о растительном и животном мире. В суровой борьбе за существование, продолжение своего рода и племени они выработали своеобразные законы жизни в гармонии с природой, морально-этические нормы поведения среди людей, разнообразные обычаи и праздники, бережно хранимые и передаваемые из поколения в поколение. Самое главное – они смогли выжить в суровых условиях, сохранив неповторимый уклад жизни и культуру.

Народы ханты и манси, живя в экстремальных условиях северного края, успешно занимались оленеводством, рыболовством и охотничьими промыслами, владели технологией изготовления предметов из кости, дерева, бересты, выделка кожи и меха, приготовление пищи из молочных, мясных и иных продуктов.

Культура  народов Севера– достояние всего человечества, это творческое самовыражение каждого народа, его вклад в мировую культуру. Каждый народ вносит в культуру свое, и каждое достижение народа является общим для всего человечества.

Наша задача состоит в том, чтобы возродить национальные традиции и обычаи народов Севера, потому что малочисленному народу традиции и обычаи нужнее, чем большому народу; только благодаря им он может сохранить себя как народ. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям.

1.2. Цель, задачи работы по приобщению детей к культуре народов Севера ханты и манси:

Мы поставили перед собой цели:приобщать детей к уникальной материальной и духовной культуре народов ханты и манси, населяющих территорию ХМАО, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям;формировать интерес к истории культуры, желание изучать культуру коренных народов Севера;воспитывать чувство уважения и понимания труда и таланта народов Севера, любовь к родному краю.

Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру, формируется самосознание и ценности.

Своеобразие этнокультуры народов Севера заключается в том, что личное становление детей происходит в экстремально сложных условиях, обусловленных холодным климатом и резко континентальным переходом в короткое лето.

Приобщение детей к народной культуре народов ханты и манси является средством формирования у них патриотических чувств и развитие духовности.

Мы должны знать культуру народа, живущего рядом с нами, и прививать эти знания детям. С раннего детства необходимо развивать у них стремление к прекрасному, воспитывать уважение к народным традициям, обычаям, культурным ценностям коренных народов Севера. Знакомить с устным народным творчеством. Формировать знания о дружбе, хороших и плохих качествах характера людей через народный этнос.

Для реализации поставленных целей  необходимо  решить следующие задачи:

изучить этнографическую, этнопедагогическую и научно-художественную литературу;

собрать и систематизировать дидактический материал

составить план, разработать занятия;

систематизировать сведения о труде коренных жителей Севера;

формировать уважение к традициям и обычаям;

знакомить с устным народным творчеством;

воспитывать любовь к родному северному краю;

прививать основы экологического самосознания через заповеди и народные обычаи.

Основная часть

2.1. Использование разнообразных методов работы

Для решения поставленных задач необходимо использовать разнообразные методы работы, способствующие развитию и обогащение знаний каждого ребенка. При этом немаловажную роль играет эмоциональное отношение детей к тому или иному виду деятельности. Поэтому наиболее оптимальной формой работы, сочетающей  в себе все методическое разнообразие работы с дошкольниками, считаем проектную деятельность. Так как именно она позволяет интегрировать самые различные виды детской деятельности.

Цель создания проекта– сформировать у детей  интерес и уважение к культуре и традициям  северных народов, к их труду, жизни посредством действенного познания. Именно  здесь, в рамках проектной деятельности,  воспитанники получают новые знания и  духовное приобщение  к уникальной культуре народов ханты и манси.

Для работы с детьми был изготовлен иллюстративный и поделочный материал по темам занятий. Собраны традиционные игры, книги, сказки, пословицы и поговорки. Дети очень любят рассматривать красочные книги, иллюстрации и фотографии. При этом задают вопросы: «Кто это?», «Почему они так одеты?»

Использование наглядного материала о жизни и труде северян помогает мне развивать у детей логическое мышление, внимание, память, умение анализировать.

2.2. Беседы

 Беседа является основной формой речевого общения ребенка с взрослыми и своими сверстниками. Беседу  используем, как активный метод умственного воспитания. Общение в форме вопросов и ответов побуждает детей воспроизводить наиболее значимые, существенные факты: сравнивать, обобщать, рассуждать. В единстве с мыслительной деятельностью в беседе формируется речь: связные логические высказывания, образные выражения. Закрепляется умение отвечать кратко, точно, следуя содержанию вопроса, внимательно слушать других, дополнять и поправлять ответы друзей.

Чтобы вызвать у детей интерес и желание больше узнать о своем крае и о народностях Севера, на занятия приходит кукла Окси в национальном костюме. Дети с интересом рассматривают ее костюм и украшения. Кукла рассказывает о себе и о своем наряде. «Я девочка-хантеечка - Окси». Я живу на Севере. На мне хантыйский  костюм: платье – малеце с орнаментом. На голове у меня украшение, а на ногах - кисы. Я буду знакомить вас с родным краем и коренными жителями Севера; их трудом, обычаями, традициями и праздниками».

Знакомство детей с культурой и  коренными жителями округа их традиционными организуем в форме беседы на темы: «Коренные народы Севера», «Север - Мой край родной», «Жители Севера», «О природе и жизни людей на Севере».

Для того, чтобы вызвать у детей еще больший интерес к занятиям и беседам, на которых  знакомим их с коренными жителями,  обязательно включаем игровой момент – приход куклы Вако с предметами быта, сувенирами, фотографиями, книгами.

Использование в беседе игровых приемов помогает детям стать наиболее наблюдательными, сообразительными, любознательными.

Беседуя с детьми о коренных жителях Севера, вносим конверт с фотографиями людей  коренных народов Севера. Задаем вопросы: «Почему вы считаете, что это коренные жители Севера?», «Назовите различия в одежде», «Почему люди так одеваются?», «Какие основные занятий жителей Севера?» и т.д.

Целью бесед по ознакомлению детей с народами Севера является обогащение знаний и представлений детей о быте и своеобразии уклада жизни коренных представителей народов ханты  и манси, умение устанавливать закономерности между климатическими условиями и образом жизни людей, воспитание уважения к людям другой культуры.

На всех возрастных этапах, в своей работе  используем иллюстрации. Наличие иллюстративного материала делают рассказы детей связными, четкими и последовательными. Беседы с использованием картин позволяют  развивать у детей внимание, память и речь.

Беседа о труде и жизни оленевода:

- Кто такие оленеводы? Дети: «Люди, которые заботятся об оленях».

- Из чего оленевод мастерит свое жилище? Дети: «Из оленьего меха».

- Из чего шьют одежду и почему? Дети: «Из меха оленей и диких животных, чтобы не замерзнуть».

Отвечая на поставленные вопросы, у детей развивается диалогическая речь, обогащается словарь.

Роль наглядности в беседе трудно переоценить при знакомстве детей с трудом и бытом коренных жителей Севера: оленеводов, охотников, рыбаков. Детям неместного населения в дошкольном возрасте и в городских условиях очень трудно понять культуру другого народа.

На занятиях по обучению рассказыванию вносим устное народное творчество: сказки, пословицы, загадки, что повышает у детей эмоциональный интерес.

Сочетание  рассказов, бесед, устного народного творчества позволяет решить в комплексе познавательные и воспитательные задачи. У детей появляется устойчивый интерес, они учатся устанавливать простейшие связи между трудом и бытом северных народов. Дети называют птиц и животных, особо почитаемых на Севере, приобретают навыки поведения в природе через заповеди и народные обычаи.  

2.3. Дидактические игры

Для обобщения и систематизации знаний детей после бесед и занятий  используем дидактические игры. Дидактическая игра – универсальный метод закрепления знаний и умений. Дидактические игры позволяют детям в живой непосредственной форме: накапливать сенсорный опыт, уточнять представления и знания о свойствах предметов (цвет, форма, величина, строение), развивать умение выделять сходство и различие между предметами; развивать глазомер, координацию движений рук и глаз, мелкую моторику.

Дидактические игры представляют  большие  возможности для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

В  группе предлагаем детям игры: «Выложи орнамент», «Укрась урасу», на закрепление знаний о геометрических фигурах и цветах. «Кто первый приведет оленей к стойбищу?» (закрепление знаний о жизни детей оленеводов), «Магазин игрушек».

Например, в игре «Магазин игрушек» дети учатся описывать предмет, находить его существенные признаки, узнавать предмет по описанию. В магазине на полке стоят разные игрушки, среди которых игрушки северных ребятишек (лук, олешки из тальника, кукла). В начале игры, обращаясь к детям:

- У нас открылся новый магазин. Посмотрите, сколько в нем красивых игрушек! Вы их можете купить. Но, чтобы купить игрушку, нужно выполнить одно условие: не называть ее, а описать. По вашему описанию продавец узнает игрушку и продаст ее вам.

В ходе игры, дети с интересом «покупают» игрушки, сделанные из природного материала (дерева, бересты). С «купленными» игрушками дети потом играют.

Для развития мыслительных процессов и закрепления знаний о профессиях предлагаем игру «Кому что нужно?». Дети подбирают предметы необходимые охотнику, рыбаку, оленеводу.

Так же используем дидактические игры «Путешествие в страну вещей», «Узнаем из чего сшита одежда», «Чудо-вещи вокруг нас», «Рыбацкая угадай-ка».

Для закрепления знаний детей о предметах быта, орудиях труда предлагаем игру «Для чего нужны предметы?» Вместе с детьми уточняем, где эти предметы используются, какую пользу они приносят людям в жизни, труде и о бережном отношении к ним.

На прогулках проводим индивидуально с детьми словесные игры: «Рыба, птица, зверь», «Угадай по описанию», «С какого дерева ветка» и другие.

Благодаря использованию дидактических игр у детей значительно возрастает интерес к культуре северных народов.

Живой интерес у детей вызывает разгадывание загадок.  Подобные занятия развивают сообразительность и наблюдательность.

.

                          2.4. Народные игры

Залогом гармоничного развития личности является воспитание детей, сочетающее в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство и крепкое здоровье. Основным средством такого воспитания может стать народная игра.  Ушинский К.Д. писал: «Обратите внимание на народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать у них превосходное и могущественное воспитательное средство – задача педагогики».

Философия гласит: «Устойчивость в суставах, гибкость в спинном хребте – главные признаки здоровья, долговечности организма, в приобретении которых большое значение имеют народные игры».

Народные игры включаются в разные виды деятельности детей. Они оказывают существенное влияние на формирование умственных, нравственных и эстетических качеств личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей к культуре народов Севера через подвижные игры, с использованием нестандартного оборудования»

      Якутия - родина для людей разных национальностей. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердит...

Проект: «Приобщение детей старшего дошкольного к культуре народов Севера»

МАДОУ ДС № 46 «Кот в сапогах»      ПРОЕКТ«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре народов Севера»     воспитательПетрова С.В....

Проект «Приобщение детей к русской народной культуре» «Русский фольклор» Вид проекта: познавательно-творческий.

laquo;Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем прошлом, о ...

Проект «Приобщение детей к истокам и традициям русской народной культуры» через годовой проект «Историческое прошлое России»

Проект «Приобщение детей к истокам и традициям русской народной культуры» через годовой проект «Историческое прошлое России»...

Проект «Приобщение детей к культуре и традициям народа Чувашии»

В последнее время интерес к национальным традициям возрос. Это связано не только с возрастанием национального самосознания, но и с тем, что становится всё более очевидным, что человек есть продукт той...

Проект «Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и быту народной культуры»

=Актуальность проекта.В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура передает национ...

Проект «Приобщение детей к культуре Севера»

Север – удивительный край с удивительными народами. Северный человек по сути своей духовен. Воззрения его складывались на основе культа природы и гармоничного взаимодействия с окружающей средой,...