Подборка народных игр для детей дошкольного возраста
картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Симановская Екатерина Ивановна

Народные игры для дошкольников по возрастам.  подразделяются на игры для детей раннего возраста, среднего и старшего дошкольного возраста

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narodnye_igry_ot_kati.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Народные игры:

Возраст: 2-3 года.

  1. Холсты.

Тяни-тяни (ручки в стороны)

Холсты просты.

По-тя-ги-вай (ручки вверх – тянемся)

Поперек покладывай (ручки вперед)

Батюшке сажень, (руки в стороны: сажень – расстояние от конца пальцев одной руки до конца пальцев другой,)

Матушке сажень, (руки в стороны)

Братцу сажень, (руки в стороны)

А мне долга-долга! (руки в стороны)

  1. Потешка «Вышла кошка за кота…»

Тра-та-та, тра-та-та, (хлопки)

Вышла кошка за кота,

Ходит котик по лавочке (дети идут по кругу изображают котика)

Водит кошечку за лапочки (берутся за руки и идут приставными шагами).

  1. «Ноги».

Дети идут друг за другом по кругу, впереди воспитатель:

«Большие ноги шли по дороге», - воспитатель говорит низким голосом и шагает широкими шагами.

«Маленькие ножки шли по дорожке», - воспитатель говорит тонким голосом

и делает маленькие шаги.

 Дети повторяют слова и движения, чередуя варианты.

  1. «Сова».

Словесное рисование (дети повторяют за ведущим слова и движения).

Все стоят в хороводе.

Летела сова (махи руками)

Веселая голова (улыбка)

Летела, летела (движение по кругу и махи руками)

На пенек присела (остановка, приседание)

По сторонам посмотрела (для 3-4 лет «…Направо посмотрела, налево посмотрела»)

Посидела, посидела,

Снова полетела (махи руками)

Летела сова….(2-3 раза можно повторить игру)

  1. «Медведь».

Аналог игры «Сова».

Шел медведь к броду,

Встал на колоду, (объяснить колода – бревно)

Бултых в воду,

Уж он мок, мок, мок,

Уж он кис, кис, кис,

Вымок, выкис, вылез, высох,

Встал на колоду,

Бултых в воду.

  1. Колпачок.

Все встают в хоровод вокруг одного игрока. Игрок сидит в центре. Играющие ходят вокруг него и поют:

Колпачок, колпачок,

Тоненькие ножки,

Красные сапожки,

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили,

На ноги поставили (на этих словах все поднимают «колпачок»)

Танцевать заставили,

Танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь!

Игры для детей 4-5лет:

  1. «Купим мы, бабушка тебе курочку…»

Дети стоят в хороводе, вместо бабушки можно подставить имя ребенка и поставить его в центр хоровода.

Купим мы, бабушка, тебе курочку. (2 раза) 
Курочка по зернышку: Кудах-тах-тах. 
Купим мы, бабушка, тебе уточку. (2 раза) 
Уточка: Та-та-та-та, 
Курочка по зернышку: Кудах-тах-тах. 
Купим мы, бабушка, тебе индюшонка, (2 раза) 
Индюшонок фолды-болды,
Уточка та-та-та-та,
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.
Купим мы, бабушка , тебе кисоньку, (2 раза) 
А кисонька мяу-мяу,
Индюшонок фолды-болды,
Уточка та-та-та-та,
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.,
Купим мы, бабушка, тебе собачонку, (2 раза) 
Собачонка гау-гау,
А кисонька мяу-мяу,
Индюшонок фолды-болды,
Уточка та-та-та-та,
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.,
Купим мы, бабушка, тебе поросенка, (2 раза) 
Поросенок хрюки-хрюки,
Собачонка гау-гау,
А кисонька мяу-мяу,
Индюшонок фолды-болды,
Уточка та-та-та-та,
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.,

Купим мы, бабушка, тебе коровенку, (2 раза) 
Коровенка муки-муки,
Поросенок хрюки-хрюки,
Собачонка гау-гау,
А кисонька мяу-мяу,
Индюшонок фолды-болды,
Уточка та-та-та-та,
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.
Купим мы, бабушка, тебе лошаденку, (2 раза) 
Лошаденка нуки-нуки,
Коровенка муки-муки,
Поросенок хрюки-хрюки,
Собачонка гау-гау,
А кисонька мяу-мяу,
Индюшонок фолды-болды,
Уточка та-та-та-та,
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.

На курочку – руки складываем вместе и показываем, как клюет курица,
на уточку – ладонь руки проводим волнообразно, словно плывет уточка,
на индюшонка – руки в боки, поворачиваемся налево и направо. 
на кисоньку – как кошка умывает усики,
На собачку – руки к голове как уши и машем ими
на поросенка – руки в кулаки, приставляем к носу и слегка вращаем, обозначая пятачок,
на коровку – делаем вид, что бодаемся, показывая рога,
На лошаденку - руками изображаем езду на лошади.

  1. «У медведя во бору…»

Выбирается "медведь", который садится в стороне или в центре круга. Остальные, делая вид, что собирают грибы-ягоды и кладут их в лукошко, подходят к "медведю", напевая (приговаривая):

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

Медведь сидит,

На нас глядит.

(Варианты: Медведь не спит

И на нас рычит!

или: Медведь простыл,

На печи застыл!)

Лукошко опрокинулось (дети жестом показывают, как опрокинулось лукошко),

Медведь за нами кинулся!

Дети разбегаются, "медведь" их ловит. Первый пойманный становится "медведем".

  1. «Баба – Яга…»

Выбирается водящий на роль Бабы-Яги, ему в руки дается небольшой веник или метелка (игрушечные). Остальные игроки отходят в сторону и кричат:

Баба-Яга,

Костяная нога,

С печки упала,

Ножку сломала,

Вышла на улицу,

Раздавила курицу.

Все разбегаются, задача водящего запятнать игрока веником (как вариант, можно скакать на одной ноге)

  1. Дразнилка «Ваня-простота».

Водящий садится верхом на игрушечную деревянную лошадку на палочке. Остальные игроки отходят подальше и кричат:

Ваня, Ваня простота,

Купил лошадь без хвоста,

Сел задом наперед

И поехал в огород.

«Ваня» скачет на коне и пятнает игроков.

  1. «Коза».

Дети встают в круг, один играющий становится козой, хоровод двигается вокруг козы, которая по мере игры, выбирает себе ребят из хоровода, таким образом, по ходу проведения игры в хороводе образуется второй хоровод. Как упрощенный вариант для 4-х летних детей можно просто идти по кругу, петь и показывать о чем поется.

Шла коза дорогою,

Дорогою широкою,

Нашла козу безрогую,

Безрогую козу,

Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,

И ножками подрыгаем, подрыгаем коза,

И ручками похлопаем, похлопаем,

И ножками потопаем, потопаем.

И хвостиком помашем, помашем,

И весело попляшем, попляшем, коза.

Головкой покачаем, качаем, качаем

И снова начинаем, коза.

Шла коза тропинкою, тропинкою, тропинкою,

Нашла козу с горбинкою, с горбинкою козу.

 Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,

И ножками подрыгаем, подрыгаем коза,

И ручками похлопаем, похлопаем,

И ножками потопаем, потопаем.

И хвостиком помашем, помашем,

И весело попляшем, попляшем, коза.

Головкой покачаем, качаем, качаем

И снова начинаем, коза.

Шла коза по мостику, по мостику, по мостику,

Нашла козу без хвостика,

Без хвостика козу.

Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,

И ножками подрыгаем, подрыгаем коза,

И ручками похлопаем, похлопаем,

И ножками потопаем, потопаем.

Головкой покачаем, качаем, качаем

И снова начинаем, коза.

Шла коза по лесу, по лесу, по лесу,

Нашла себе принцессу,

Принцессу нашла.

Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,

И ножками подрыгаем, подрыгаем коза,

И ручками похлопаем, похлопаем,

И ножками потопаем, потопаем.

И хвостиком помашем, помашем,

И весело попляшем, попляшем, коза.

Головкой покачаем, качаем, качаем

Играть мы завершаем, завершаем мы играть.

Игры для детей 5-7 лет.

  1. Воробьи и вороны.

Игроки делятся на 2 команды. Одна команда «воробьи», другая «вороны».Встают в 2 шеренги друг напротив друга. Водящий кричит название команды. Та команда, которую назвали, должна поймать как можно больше игроков противника, а игроки противника должны успеть перелететь-перебежать в свой домик (за командой противника). Пойманные игроки становятся игроками противника.

  1. Горелки (вариант игры ручеек).

Дети стоят парами друг за другом. Водящий впереди говорит «Гори-гори ясно, чтобы не погасло, глянь на небо, птички летят, колокольчики звенят». После этих слов последняя пара должна расцепиться, побежать с разных сторон и сцепиться впереди, а водящий их ловит. Если водящий поймал игрока, то он встает с ним в пару впереди, а игрок, оставшийся без пары, водит.

  1. Иванушка на белом камушке.

Дети стоят в хороводе, руки у всех за спиной, в центре водящий. Играющие говорят хором: «Стоит Иванушка на белом камушке», - и передают за спиной, так, чтобы водящий не видел друг другу небольшой камушек. «Иванушка говорит: «Стоп»,- все протягивают вперед кулачки, задача водящего угадать, у кого камушек. Если угадал, владелец камушка водит.

  1. Рыбки.

Играющие делятся на рыбок и рыбаков. Рыбаки строятся в шеренгу, берутся за руки и образуют «сеть». Рыбки стоят напротив. Задача рыбаков поймать рыбок в сеть, пойманные рыбки становятся сетью:

«Эй вы, кильки и бычки»,- кричат рыбаки

«Что хотите, рыбачки?» - отвечают рыбки

«Будем вас сейчас ловить и в бочоночках солить!» - после этих слов рыбки и рыбаки бегут навстречу друг другу. Рыбки, которых рыбаки не поймали, перебегают на другую сторону, игра повторяется, пока не переловят всех рыбок.

5. Утка-гусь.

Дети выбирают ведущего, а остальные садятся на пол в круг. 
Ведущий начинает медленно идти с наружной стороны круга, дотрагивается рукой до каждого игрока и говорит слово «утка» или «гусь». 
Если игрока назвали уткой, он продолжает спокойно сидеть, если гусем, он вскакивает и догоняет ведущего, пока тот не успел занять свободное место гуся. 
Если ведущему это удается, в следующем кону водит «гусь».

6. Аленушка и Иванушка.

Выбирают Аленушку и Иванушку, завязывают Иванушке глаза. Аленушка и Иванушка находятся внутри круга. Играющие встают в круг и берутся за руки.  Иванушка должен поймать Аленушку. Чтобы это сделать, он может звать ее: «Аленушка!» Аленушка обязательно должна откликаться: «Я здесь, Иванушка».  Как только Иванушка поймал Аленушку, их место занимают другие ребята и игра начинается сначала. Как вариант можно дать в руки Аленушке колокольчик.

  1. Дрема.

Дети встают в хоровод  и берутся за руки вокруг водящего, которому завязали глаза платком. Водящий – Дрема сидит в центре. Дети ходят по кругу и поют песню, а водящий выполняет все, что ему поют. В конце игры водящий должен поймать игрока в круге и узнать его, не снимая платок с глаз.

Сидит Дрема, сидит Дрема,

Сидит Дрема со своей дремотой.

Встаем Дрема, встает Дрема,

Встает Дрема со своей дремотой.

Ходит Дрема, ходит Дрема,

Ходит Дрема со своей дремотой.

Ищет Дрема, ищет Дрема,

Ищет Дрема со своей дремотой.

Ловит Дрема, ловит Дрема,

Ловит Дрема со своей дремотой.

  1. Селезень уточку загонял.

Дети встают в хоровод, берутся за руки. Мальчик – селезень внутри хоровода. Девочка – уточка снаружи хоровода. Задача мальчика поймать девочку. Девочки из хоровода поднимают руки, пропускают только уточку, мальчики пропускают только селезня.

  1. Тетёра.

Дети встают друг за другом «паровозиком» впереди водящий. Двое взрослых или высоких детей становятся «петелькой» - воротами. Водящий – «тетера» проводит всех под воротами и поет:

«Тетера шла, молодая шла, шла по камушкам, да по травушкам, сама прошла, всех детей провела, самого маленького тетерыша оставила»,- на этих словах ворота опускаются и попавшие в них дети становятся в ворота. Игра продолжается до тех пор, пока не попадутся все «тетерыши». Вариант: «Утка шла по берЕжку, серая по крутому, вела детей за собою, ах ути, ути, ути, утке некуда пройти, только петелька, семи шелковая, затянулась!»

  1. Яблонька.

Дети в хороводе, в центре девочка. Все поют песню, а девочка выполняет действия, о который поется.

Мы посадим яблоньку на горе, на горе (девочка сидит),

Расцветала яблонька по весне, по весне (девочка встает и поднимает руки вверх)

А как наша яблонька все расти будет,

А как наша Машенька все плясать будет (девочка кружится),

Расти, расти Яблонька, в добрый час, в добрый час,

Попляши-ка, Машенька, потанцуй ты для нас! (дети хлопают)

А как нашу яблоньку мы трясти будем (дети поднимают руки вверх и, не расцепляя, трясут ими)

А как сладки яблочки собирать будем (изображают уборку яблок с земли)

А как нашу яблоньку всю пощиплем (тихонько пощипывают девочку)

И от нашей яблоньки побежим вихрем (все разбегаются, а «яблонька» ловит)

  1. Заинька.

Дети в хороводе. Руки сцеплены. В центре мальчик, он зайчик. Вокруг него водят хоровод и поют песню. Если зайчик не успеет выскочить из хоровода до слов «зАмочки турецкие», то он пляшет под апплодисменты. Если зайчика выпустят игроки, они пляшут вместо него.

Заинька серенький,

Заинька беленький,

Некуда зайке выскочить,

Некуда серому выпрыгнуть,

Есть города немецкие,

Замочки турецкие.

Ну-ка, зайка, скоком, боком,

Перед нашим хороводом,

Ну-ка зайка попляши,

Твои ножки хороши,

Еще повернись-ка,

Еще поклонись-ка!

  1. Дударь.

Дети стоят вокруг водящего дударя и поют песню:

Дударь, дударь, дударище,

Старый, старый старичище. Его под колоду,

Его под сырую,

Его под гнилую,

Дударь, дударь, что болит?

Дударь называет, что у него болит и играющие водят хоровод и поют песню, держа друг друга за названную дударем больную часть тела (например, нос, колено, живот, голова, спина, ухо). На третий раз дударь отвечает: «Ничего не болит, вас ловлю». Пойманный становится дударем.

  1. У Трифона (перелизы).

Вокруг водящего дети водят хоровод и поют: «Как у дяди Трифона (можно имя игрока) было семеро детей, семеро, семеро, семь сыновей. Они не пили, не ели, друг на друга все глядели, разом делали вот так! Как?» Водящий показывает любую работу, а дети должны ее отгадать и показать. Водящий выбирает того, кто лучше всех «работает» и этот игрок водит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подборка подвижных игр для детей дошкольного возраста.

Подборка подвижных игр для детей дошкольного возраста....

Подборка материала по обучение детей дошкольного возраста этикету

В этой работе я постаралась собрать самое основное по теме :"Обучение детей дошкольного возраста этикету". Примерный план занятий с описанием, игры по этикету и многое другое, что удалось союрать по д...

Сценарий русского народного праздника "Народные забавы" для детей дошкольного возраста

Сценарий фольклорного познавательно-развлекательного праздника «Народные забавы» разработан для педагогов дополнительного образования, воспитателей, работников культуры. Предлагаемый сцена...

«Подборка подвижных игр для детей дошкольного возраста»

laquo;Мы весёлые ребята» - дети стоят в кругу, ловишка в середине круга. Дети двигаются по кругу и произносят слова:«Мы весёлые ребята, любим бегать и играть.Ну, попробуй нас догнать!Раз,...

Рекомендации: "Подборка развивающих игр для детей дошкольного возраста"

первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. На первом году жизни ребенок в состоянии брать и удерживать предметы, позднее совершает с ними различные действия. К двум...

Подборка дидактических игр для детей дошкольного возраста; Образовательные области: познавательное развитие

Дидактическая игра «Укрась бабочку»Дидактическая задача: учить детей классифицировать предметы по цвету.Игровые действия: воспитатель показывает детям бабочек  и говорит, что они прил...