Сценарий русского народного праздника "Народные забавы" для детей дошкольного возраста
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Токарева Елена Владимировна

Сценарий фольклорного познавательно-развлекательного праздника «Народные забавы» разработан для педагогов дополнительного образования, воспитателей, работников культуры. Предлагаемый сценарий может проводиться в любое время года и с разной возрастной категорией.

В данном сценарии активными участниками мероприятия являются обучающиеся детского музыкально-фольклорного театра «Народная копилка». Это дошкольники в возрасте 5 – 7 лет. В роли ведущих мероприятия могут участвовать воспитатели и родители.

Данное мероприятие способствует развитию  личностных качеств каждого ребенка. Музыкально-игровой фольклор является замечательным  воспитательным средством. Постигая этот мир народной культуры, ребенок учится слышать и слушать окружающий мир, учиться выражать свои впечатления, развивать свою эмоциональную отзывчивость, приучаться к целенаправленной работе, заниматься элементарной творческой деятельностью. Учиться проявлять доброжелательность, дружелюбие, а также умение общаться со взрослыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_narodnye_zabavy.docx40.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования                             центр развития творчества детей и юношества

р.п. Переяславка

Сценарий

детского фольклорного праздника

«Народные забавы»

(для детей старшего дошкольного возраста)

Автор-составитель: Токарева Е.В.

 педагог дополнительного образования

р.п. Переяславка

2017 г

Пояснительная записка

            Сценарий фольклорного познавательно-развлекательного праздника «Народные забавы» разработан для педагогов дополнительного образования, воспитателей, работников культуры. Предлагаемый сценарий может проводиться в любое время года и с разной возрастной категорией. Чем старше возраст воспитанников, тем можно более усложнять сам сценарий.

          Фольклорные мини-спектакли – это большая игра, в которой могут принимать участие все. В данном сценарии активными участниками мероприятия являются обучающиеся детского музыкально-фольклорного театра «Народная копилка». Это дошкольники в возрасте 5 – 7 лет. В роли ведущих мероприятия могут участвовать воспитатели и родители.

          Праздник «Народные забавы» насыщен театральными элементами и его удобно проводитьв помещениях, имеющих сцену и просторный зал для проведения народных игр, а также на полянке, в парке или лужайке, где прекрасной естественной декорацией служит живая природа.

           Для участия в мероприятии требуется предварительная подготовка. Заранее с помощью родителей дети создают несложные стилизованные костюмы в народном стиле. Небылицы, прибаутки, народные игры, песни разучиваются заранее. Все народные игры исполняются под аккомпанемент (желательно под аккомпанемент баяна, аккордеона).

Данное мероприятие способствует развитию  личностных качеств каждого ребенка. Музыкально-игровой фольклор является замечательным  воспитательным средством. Постигая этот мир народной культуры, ребенок учится слышать и слушать окружающий мир, учиться выражать свои впечатления, развивать свою эмоциональную отзывчивость, приучаться к целенаправленной работе, заниматься элементарной творческой деятельностью. Учиться проявлять доброжелательность, дружелюбие, а также умение общаться со взрослыми.

Цель:

- формирование положительной мотивации к изучению произведений русского фольклора, ознакомление с русскими народными играми, потешками, небылицами, песнями в ходе театрализованного представления.

Задачи:

- организовать и провести массовый праздник «Народные забавы» с участием детей и родителей в детском музыкально-фольклорном ансамбле (хоре);

- создать условия развития у детей интереса к изучению фольклорных произведений;

- развивать творческие способности, эмоциональность и отзывчивостьучастников праздника;

- формировать опыт коммуникативных навыков ,навыков выразительности в исполнения произведений фольклора;

- воспитывать умение проявлять доброжелательность и дружелюбие;

- уметь применять на практике полученные знания;

- привлечь  родителей к совместному участию в поддержке вокального и театрального исполнительства;

- прививать чувство любви к родине, народному творчеству, традициям, обычаям своего народа.

Методы: словесный (инсценировка), игровой.

Целевая аудитория: дети дошкольного возраста (5 – 7 лет)

Необходимое оборудование:

Для педагога: музыкальный центр, баян (аккордеон).

Для дошкольников: стилизованные костюмы, шумовые народные инструменты.

Оформление: помещение оформляется в стиле горницы или избы.

Действующие лица:

Взрослые: Дед, Баба, Кошка Ульяна.

Дети: 1-й,2-й, 3-й, 4-й, 5-й ведущие и все дети хора (ансамбля).

//Звучит мелодия русской народной песни «Светит месяц//

 В музыкальный зал входят Дед и Баба ( в народных костюмах). Они несут в руках корзинку, в ней лежит красочный конверт с осенними загадками. Обойдя зал, они останавливаются возле сцены, ставят корзинку на пол).

Баба: Дед, посмотри, как много ребят здесь, поздоровайся.

Дед: Нет, ты Баба, первая здоровайся!

Баба: Нет, ты Дед!

Дед: Нет, ты Баба!

Баба: Ну хорошо, давай вместе поздороваемся!

Дед и Баба (вместе): Здравствуйте, ребятки!

//дети хором здороваются//

Баба: Какие молодцы ребятки.

Дед: Да, дружно поздоровались с нами.

Баба: А знаете ребятки, зачем мы к вам сегодня пришли?

Дед: Пришли мы к вам сказку-небылицу рассказать, поиграть да поплясать.

Баба: Дед, расскажи сказку-небылицу ребяткам.

Дед: Нет, ты Баба расскажи.

Баба: Нет, ты Дед!

Дед: Нет, ты Баба!

Баба:Ну хорошо, вместе расскажем!

Баба: Тетушка Арина кашу варила, Егор да Борис из-за каши подрались!

Дед:Мочала, мочала, начинай сначала!
Баба:  Жили-дружили Кот и Воркот, ели  с одного стола. В окошко смотрели из-за одного угла. Гулять ходили с одного крыльца.

Дед: А не начать ли сказочку опять с конца?

Баба: Сказке конец!

Дед: Кто слушал – молодец!

Баба: И надо каждому молодцу с огорода по огурцу.

Дед: Да покуда вы сказку слушали, огурцы на огороде зайцы скушали.

Вместе: Вот вам и не досталось!

Баба: А теперь, дед давай ребятишек послушаем.

Дед: Позабавьте нас теперь и вы!

1-й ребенок: Ну что ж, Баба и Дед, послушайте теперь и вы наши шутки и прибаутки. Итак, мы начинаем!

             //дети рассказывают знакомые шутки-прибаутки//

2-й ребенок:  -  А у нас так поживают…

                       - На босу ногу топор надевают,

                       - Сапогом траву косят

                       - А в решете воду носят!

3-йребенок: -Федул, а Федул

                        Чего губы надул?

4-йребенок: - Да кафтан прожег…

3-йребенок: - А зашить можно?

4-йребенок: - Да иглы нет!

3-йребенок: - А велика ли дыра?

4-й ребенок: - Да один ворот остался!

5-й ребенок: - Эй, Фома, что из леса нейдешь?

6-й: - Да медведя поймал.

5-й: - Да веди его сюда!

6-й: - Да нейдет!

5-й: - Так сам иди!

6-й: - Да он меня не отпускает!

7-й ребенок: - Сынок, а сынок, сходи за водицей на речку!

8-й ребенок: - Брюхо болит!

7-й ребенок: - Сынок, а сынок, иди кашу есть!

8-й ребенок: Что ж, раз мать велит – надо идти!

9-й ребенок: - На улице две курицы с петухом дерутся.

10-й: - Две девицы красавицы смотрят и смеются!

Хором: Ха-ха-ха, ха-ха-ха, как нам жалко петуха!

Баба: Дружно смеялись, а может игру свою покажите?

Дед: Знаем, что игра ваша о дяде Якове.

Баба: А мы с тобой дед, послушаем ребятишек, да поглядим, кто из них лучше играет и поет!

11-й ребенок:Ехала деревня мимо дяди Якова, вдруг из под собаки лают кони Якова.

12-й: Выбежала палка с бабою в руке, стала колошматить коня на мужике…

             // дети исполняют игру-потешку «У дяди Якова»//

Баба: Хорошо играете, хорошо поете!

Дед: Пора Баба в нашу корзинку заглянуть.  Да посмотреть,  что в ней…

  //звучит мелодия русской народной песни «Ах, вы сени», Баба достает конверт из корзинки, не спеша открывает его//

Баба: Я так и знала – здесь загадки! А ну,  Дед первый их загадывай.

Дед: Нет, ты Баба, первая!

Баба: Нет, ты Дед!

Дед: Нет, ты Баба!

Баба:Ну хорошо, вместе загадаем!А ну ребятки, приготовьтесь их отгадывать!

              // Баба и Дед загадывают осенние загадки детям //

  • Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает, когда это бывает… (осенью)
  • Рыжий Егорка упал на озерко, сам не утонул, и воды не всколыхнул (лист)
  • Пришла без красок и без кисти, и перекрасила все листья (осень)
  • Кто всю ночь по крыше бьет, да постукивает, и бормочет и поет, убаюкивает (дождь)
  • Листья желтые летят, падают, кружатся, и под ноги просто так как ковер ложатся…что за желтый снегопад?.. это просто (листопад)
  • Листья с веток облетают, птицы к югу улетают. «Что за время года?» – спросим. Нам ответят: это (осень )
  • Станут ночи холодать, станут лужи замерзать, а на травке бархат синий. Это что такое? (иней)

Баба:Ой, хорошо ребятки отгадали наши загадки!

                       // неожиданно раздается звон колокольчиков //

Дед: Баба, кто-то к нам сюда спешит!

Баба: Да неуж–то, наша Кисонька-Мурысенька за нами увязалась, не сидится ей одной в доме…

//звучит мелодия русской народной песни «Во саду, ли в огороде», в    музыкальном зале появляется Кошка, на плечах у Кошки мешок//

Кошка: Ой, еле мешок к вам донесла…. Здравствуйте, ребятки!  Я – кошка Ульяна!  Мои хозяева – дед с Бабой забыли этот мешок  дома, вот я и поспешила  выручить их, принести его к вам на праздник. Ведь мешок-то не простой, мне кажется, а волшебный…

Баба: Дед, это ты забыл взять с собой мешок!

Дед: Нет, это ты Баба забыла!

Баба: Нет, это ты Дед!

Дед: Нет, это ты Баба!

Баба:Ну хорошо, вместе забыли!

Кошка: Не надо ссориться, Баба и Дед! Надо праздник продолжать!

Баба:Да, ты права, наша кошка Ульяна, не надо ссориться. А давай заглянем в мешок, да посмотрим что там! Может правда он волшебный…

Дед: Ты первая, Баба, посмотри что там!

Баба: Нет, ты Дед первый!

Дед:Нет ты, Баба первая!

Баба: Посмотрим вместе!

// звучит отрывок народной песни «Светит месяц», Дед и Баба развязывают мешок //

Баба: Дед, посмотри какие здесь ложки расписные, деревянные. Красота-то какая!

Дед: И вправду Баба - красота!

Баба: А теперь посмотрим, смогут ли наши ребятки на ложках сыграть?

Дед: А давай посмотрим! Ну что, ребятки покажи нам свою игру!

//звучит народная музыка, Дед, Кошка и Баба раздают детям деревянные ложки//

1-й ребенок: Наши ложки не простые, наши ложки расписные.

2-й ребенок: Дружно ложки мы возьмем, весело играть начнем!

              // дети исполняют  р.н. песню  «Как у бабушки козел» //

Кошка:Ой да молодцы, ребятки! Дружно, весело сыграли и спели.

А не пора ли нам в игры народные поиграть, поиграть да распотешиться!

А ну народ, выходи в хоровод!

                  // дети выходят в середину зала и образуют хоровод //

Кошка: И я объявляю нашу русскую народную игру «Золотые ворота»!

Дед: Но прежде чем, нам в игру сыграть – надо считалочку сказать…

1-й ребенок: Под горою у реки, живут гномы- старики,

                      У них колокол висит, позолоченный звонит:

Диги-диги-диги-дон, выходи из круга вон!

              // проводиться русская народная игра «Золотые ворота» //

Кошка: А теперь играем в «Кабачок»!

Дед:Но прежде чем, нам в игру сыграть – надо считалочку сказать…

2-й ребенок: Самолет, вертолет посади меня в полет,

                       А в полете – пусто, выросла капуста

                       А в капусте – червячок, вышел Ваня кабачок!

              // проводиться русская народная игра «Кабачок» //

Баба: Вот и наигрались, вот и распотешились на славу!

Дед: А нам пора идти домой, да с собой нашу славную помощницу кошку Ульяну забрать.

Баба: Дед, первый попрощайся с ребятами!

Дед: Нет, ты Баба первая!

Баба: Нет, ты первый!

Дед: Давай вместе прощаться!

Баба: Давай!

Вместе: До свидание ребята, до новых встреч!

Кошка: До новых встреч, девчонки и мальчишки! Как вам понравился сегодняшний праздник? Покажите как! Дружно все вместе похлопайте ладошками,… а теперь потопайте ножками!... а сейчас хлопаем ладошками и топаем ножками!!!

//звучит мелодия русской народной песни «Во саду, ли в огороде». Дед, Баба, кошка Ульяна прощаются с ребятами и уходят //

Церемония награждения по номинациям:

 // заранее заготовлены бумажные  красочные медали каждому ребенку //

- за артистизм

- за творческую индивидуальность

- за очаровательную улыбку

- за старание

- за обаяние

- за отзывчивость

- за активность

- за внимание

- за доброжелательность

- за дружелюбие

- за творческий потенциал

- за музыкальность

- за актерское мастерство

- за общительность

- за творческие способности

-  за ритмичность

- за трудолюбие

- за смелость

Методическое обеспечение

Русская подвижная игра «Золотые ворота»

Правила игры.

   Двое ведущих берутся за руки и строят «ворота» (т.е. поднимают сомкнутые руки вверх).  Чтобы выбрать пару детей на роль «ворот» надо исполнить детскую считалку. Остальные дети берутся за руки и хоровод начинает двигаться, проходя под «воротами». Все хором начинают произносить (пропевать) такие слова: «Золотые ворота, пропускают не всегда: первый раз прощается, второй раз воспрещается, а на третий раз не пропустят вас!». На последней фразе «ворота» закрываются. Водящие опускают руки и ловят тех участников игры, которые оказались внутри «ворот». Те, кого поймали, тоже становятся «воротами». В итоге, получаются большие «ворота». Игра продолжается до двух последних не пойманных игроков, они и становятся новыми «воротами». В эту игру с удовольствием играют взрослые вместе с детьми.

Русская подвижная игра «Кабачок»

Правила игры.

   Дети вместе с взрослыми образуют хоровод. Для того, чтобы выбрать главного героя игры – «кабачка», необходимо исполнить детскую считалку. После того, как выбрали «кабачок», участник игры размещается в середине хоровода. Хоровод движется по часовой стрелке и все поют: «Кабачок, кабачок, тоненькие ножки, красные сапожки. Мы тебя поили, мы тебя кормили. На ноги поставили, танцевать заставили. Танцуй сколько хочешь, выбирай кого захочешь!». На последних словах «кабачок» танцует и выбирает самого активного участника из хоровода, он и становиться следующим «кабачком».

Список используемой литературы

  1. «Русские фольклорные традиции» (издательство «Учитель», 2007 год, автор-составитель О.В. Ворошилова)
  2. «Русские фольклорные традиции» (издательство «Учитель», 2009 год, автор-составитель О.В Куфтина, О.П. Власенко)
  3. «Ехала деревня мимо мужика» (Хабаровское книжное издательство, 1989 г)
  4. «Лето – осень» (издание 1999 г, народно-праздничный календарь, П.М. Науменко)
  5. «Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста» (методическое пособие, издание Ростов-на-Дону, «Феникс» 2008 г, составитель Л.В. Малахова)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека "Русские народные игры для детей дошкольного возраста"

Предлагаю Вашему вниманию картотеку русских народных игр. Педагоги ДОУ широко используют народные игры на занятиях, в повседневной жизни ребят, на прогулке, на праздниках и развлечениях....

Картотека «Русские народные игры» для детей дошкольного возраста.

Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным заня...

Русские народные игры для детей дошкольного возраста (3-7 лет)

Цель: Двигательная активность - как фактор, влияющий на здоровый образ жизни.Задачи:1. Развивать различные виды памяти. 2. Развивать коммуникативные навыки и эмоциональную сферу ребенка.3. Р...

Значение русских народных сказок для детей дошкольного возраста.

В данной статье рассказывается о значении русских народных сказок для детей. Сказки -удивительное и уникальное явление как в русской литературе, так и во всей русской культуре, которое несет в се...

Картотека русских народных игр для детей дошкольного возраста

Картотека русских народных игр для детей дошкольного возраста...

Картотека "Русские народные игры для детей дошкольного возраста"

Картотека "Русские народные игры для детей дошкольного возраста"...