Подборка дидактических игр для детей дошкольного возраста; Образовательные области: познавательное развитие
картотека

Дидактическая игра «Укрась бабочку»

Дидактическая задача: учить детей классифицировать предметы по цвету.

Игровые действия: воспитатель показывает детям бабочек  и говорит, что они прилетели к ним в гости. Рассказывает, что бабочки принесли с собой кружки разных цветов и хотят, чтобы дети украсили их крылышки. Воспитатель предлагает помочь бабочкам. Вначале он просит каждого ребёнка выбрать кружки одного цвета из предложенных четырёх. При этом предлагает поочередно то одному, то другому малышу выбрать кружки понравившегося цвета. После того как все дети выберут, воспитатель раздаёт им силуэты бабочек и предлагает украсить их.

Правило игры: Бабочки разных цветов, вырезанные из картона, круги разных размеров и цветов. Выбрать из кружков разного цвета круги одного цвета и  украсить крылышки бабочек кружками  одного цвета.

Результат: в конце игры воспитатель хвалит всех детей за то, что они украсили бабочек и они стали ещё красивее. К каждой бабочке подобраны кружки одного цвета.

 

Дидактическая игра «Почини одежду зайчатам»

 

Дидактическая задача: развивать умение выделять цвет и форму как особые свойства предметов. Закреплять умение классифицировать однородные предметы по цвету и форме.

Игровая задача: Подобрать заплатки к дыркам на одежде зайчат.

Игровые действия: воспитатель рассказывает детям о беде, которая приключилась с зайчихой: купила она своим зайчатам подарки – платья, шорты, рубашки, юбочки. А пока шла по лесу, задела за куст – они и порвались.  (Показывает одежду из картона). Воспитатель предлагает ребятам помочь зайчихе: подобрать заплатки и залатать дырки. Уточняет, на какие геометрические

фигуры похожи дырки на юбочках и шортах.

Правило игры: нужно подобрать заплатки такого же цвета и формы, что и дырки на одежде зайчат.

Результат: подобраны все заплатки к дыркам на одежде зайчат.

 

Дидактическая игра «Спрячь мышку»

 

Дидактическая задача: развивать умение сравнивать по форме, цвету и размеру прорези и вкладышей.

Игровая задача: подбери крышку к окошку домика мышки.

Игровые действия: педагог показывает детям, в каких домиках поселились мышки.

- Мышки сейчас глядят в окошки. Окошки у всех разные: круглые, овальные, квадратные, треугольные. Эти окошки мышки закрывают только ночью, когда ложатся спать или когда увидят поблизости кошку. Представьте себе, что наступила ночь, и мышкам нужно закрыть окошки. Закройте так, чтобы форма окошка совпала с формой крышечки, чтоб они были плотно закрыты.

Наступило утро, открывайте окошки. Но, вот, идет кошка. Спрячьте быстро мышек, чтобы кошка их не съела. Кошка ушла, потому что не нашла ни одной мышки.

Правило игры: подобрать крышки к окошкам домиков мышек по форме и по цвету.

Результат: все окошки у домиков мышек закрыты соответствующими по цвету крышками.

Дидактическая игра «Рыбки и звезды»

Дидактическая задача: развивать умение дифференцировать цвета.

Игровая задача: подобрать для рыбок подружек - морских звезд по цвету.

Игровые действия: педагог прикрепляет двух рыбок и говорит, то у каждой рыбки есть подружка – морская звезда. Педагог прикрепляет под каждой рыбкой по одной морской звезде такого же цвета и говорит, что он положил их столько же, сколько и рыбок. После этого педагог спрашивает детей, какого цвета эти рыбки и звезды. Затем все рыбки и звезды убираются. После этого педагог просит выйти одного из детей и прикрепить красную и синюю рыбки. Потом вызывается другой ребенок, которого просят прикрепить столько же звезд. Другие дети называют цвета прикрепленных звезд. После этого картинки снова убираются. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не выполнят задание по нахождению для рыбок подружек-звезд.

Правило игры: подобрать каждой рыбке подружку морскую звезду такого же цвета, как и рыбка.

Результат: все рыбки нашли своих подружек морских звезд по цвету.

Дидактические игры, направленные на развитие любознательности, познавательного интереса и познавательной потребности.

Собери в корзину
Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательного интереса, ознакомление с порядковым счетом в пределах 10, сравнение двух групп предметов, добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большей группы лишний.

Материал: плоскостные изображения овощей и фруктов, корзины.

Ход игры: педагог предлагает детям собрать овощи и фрукты в корзину. Дети раскладывают в ряд огурцы и помидоры. Сравниваем их по количеству. Чего больше? (меньше). На сколько огурцов больше, чем помидор? Что нужно сделать, чтобы помидор стало столько, сколько огурцов? При этом уточняем, как получилось 3 помидора? Как получилось число 3?

Выставка игрушек
Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательного интереса, сопоставление определенного количества предметов с цифрами, составление числа из единиц и их двух меньших.

Материал: цифры, изображения предметов в разном количестве (грибы, бабочки, яблоки, клубника, листики).

Ход игры: ведущий приглашает детей на выставку игрушек, обращает их внимание на цифры, которые расположены на полках. К этим цифрам надо расставить определенное количество игрушек. Затем дети объясняют правильность своих действий. Предлагаем детям составить числа 4, 5 из разных игрушек. При этом уточняем, их скольких единиц состоит определенное число. На другие полки дети расставляют по два вида игрушек так, чтобы всего на полке стояло 3 (4, 5) игрушек. Уточняем, как дети составили числа их двух меньших.

Кто больше запомнит
Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательной потребности, закрепление у детей умения зрительно узнавать в окружающем пространстве цвет, форму, величину предметов, развитие зрительного внимания, памяти.

Ход игры: В игре принимают участие несколько детей. Им предлагается в течение нескольких минут увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета, величины, формы. По сигналу один ребенок начинает называть, а другой дополняет.

Рыбки
Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательной потребности, ознакомление с порядковым счетом в пределах 10 и учить различать вопросы: «Сколько?», «Который?», «Какой?» и правильно отвечать на них.

Материал: картинки с цифрами и рыбками.

Ход игры: Сравни количество рыбок, различающихся по цвету туловища, по размеру, по цвету хвоста и плавников, по форме, по направлению движения. Состав числа 10, из каких чисел можно составить?

Скажи правильно
Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательной потребности, ознакомление с порядковым счетом в пределах 10, умение различать вопросы «Сколько?», «Который?», «Какой?» и правильно отвечать на них.

Материал: коробка, цифры

Ход игры: Откройте коробки и выложите числовой ряд от 1 до 10 слева направо. Все приготовились, начали работать: покажите число больше 5 на 1 (6); маленькое число (1); число, которое меньше 7 на 1 (6); число, обозначающее день недели - вторник (2); число, последующее числа 4(5).

Палочки Кюизенера «Пассажиры и поезд»
Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности. Закрепление у детей умения находить следующее, предыдущее число для каждого числа от 0 до 9. Развитие у детей операции сравнения, анализа, синтеза, смыслового соотношения для развития мыслительной деятельности. Развитие внимания. Развитие представлений о числе, основы счёта, умение измерять предметы, запоминание состава числа, понимание сущности арифметических действий.

Материал: палочки Кьюзенера

Ход игры: воспитатель предлагает детям построить небольшой поезд из цветных палочек. Например, из палочек розового, голубого, красного и желтого цвета. Прежде чем посадить в вагоны пассажиров, детям предлагают узнать, сколько мест в каждом вагончике. Дети находят ответ практическим путем: берут белые палочки и накладывают их на вагончики каждого цвета. Белая палочка — это одно место. Белая палочка выступает условной мере. В ходе беседы детей подводят к пониманию того, что у каждой палочки есть свое число. Давайте составим между собой эти палочки. Для этого положим их рядом. Найти палочку, равную сумме двух палочек. Расположи палочки так, чтобы белая было между голубой и черной, а черная была бы рядом с желтой. Поезд состоит из трех вагонов. Желтый вагончик стоит внутри, а розовый — не является первым. В какой последовательности стоят вагоны? Сколько пассажиров в каждом вагоне? Сколько пассажиров в поезде?

Красивый узор
Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательного интереса, учить осуществлять выбор величин по слову-названию предметов, развивать внимание; формировать положительное отношение к полученному результату - ритмичному чередованию величин.

Материал: полоски чистой плотной бумаги по числу детей, геометрические формы разной величины для выкладывания узора (круги, квадраты, ромбы, шестиугольники и др.); подносики, наборное полотно.

Ход игры: педагог раздает детям листы бумаги и ставит на стол подносы с геометрическими формами. Говорит, что сейчас они будут выкладывать красивый узор, показывает образец действия: «Большой квадрат. (Берет форму и вставляет в наборное полотно). Маленький квадрат, еще маленький квадрат». (Вновь вставляет в полотно и т. д.) затем педагог предлагает выкладывать формы под диктовку. Вначале он следит не только за правильным чередованием величин, но и затем, чтобы дети действовали слева направо и соблюдали одинаковое расстояние между элементами. При повторном проведении задания дают другие формы, изменяется и их чередование. В заключении педагог рассматривает получившиеся узоры, дает всем работам положительную оценку.

 

Где фигура?
Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательной потребности, учить правильно, называть фигуры и их пространственное расположение: посередине, вверху, внизу, слева, справа; запоминать расположение фигур.

Ход игры: воспитатель объясняет задание: «Сегодня мы будем учиться запоминать, где какая фигура находится. Для этого их нужно назвать по порядку: сначала фигуру, расположенную в центре (посередине, затем вверху, внизу, слева, справа». Вызывает 1 ребенка. Он по порядку показывает и называет фигуры, место их расположения. Другому ребенку показывает. Другому ребенку предлагают разложить фигуры, как он хочет, назвать их место расположения. Затем ребенок становится спиной к фланелеграфу, а воспитатель меняет фигуры, расположенные слева и справа. Ребенок поворачивается и отгадывает, что изменилось. Затем все дети называют фигуры и закрывают глаза. Педагог меняет местами фигуры. Открыв глаза, дети угадывают, что изменилось.

2 раздел «Дидактические игры по развитию речи, направленные на развитие познавательных действий у детей дошкольного возраста».

что говорить:Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с очень интересной сказкой. Сейчас я вам зачитаю загадку, а вы слушайте внимательно и попробуйте отгадать, о чём идёт речь. Лялялля. Да, это заяц. Именно он и является главным героем сегодняшней сказки. Ребята, посмотрите на обложку нашей сказки, она такая яркая, красочная. Скажите, кто на ней изображён? Верно, это волк и заяц. (содержание немного) Как вы думаете, что случилось. А так ли это, мы узнаем, когда прочитаем сказку. Сели все правильно, спинку держим прямо, ноги вместе, слушаем внимательно и запоминаем.

Сказка называется «Волк и заяц» - написал русский народ. Эту сказку мне читали родители, когда я была маленькой, поэтому она мне очень понравилась, она научила меня . (читается сказка, словарная работа). Ребята, вот мы и прочли сказку. Что вам больше всего понравилось в ней? Кто главный герой сказки? и тд. Какой вопрос мы задавали вначале? Как вы думаете...?
Ребята, а сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть (физминутка). А сейчас мы с вами поиграем в игру, но для начала вспомним правила пользования доской. Нужно работать только на ней чистыми, сухими руками, не трогать провода, близко не подходить. Игра на доске (построй цепочку предметов в сказке.). Вы хорошо справились с заданием, а теперь дадим нашим глазкам отдохнуть, сделаем гимнастику (гимнастика). Ребята, а чтобы закрепить все наши полученные знания о сказке, давайте сделаем поделку одного из персонажей (делают). Ребята, давайте вспомним, какую сказку мы прочитали? Кто ее автор?
Что вы запомнили? Как вы думаете, вы хорошо потрудились сегодня, внимательно слушали сказку, не отвлекались, отвечали правильно на вопросы? Поэтому я хочу вас похвалить и наградить знаками отличия за ваш труд! Спасибо за занятие!

ребята, сегодня утром нам прислали посылку. давайте узнаем, что же в ней ( достаю книгу, на смарт-доске открываю шторку). Какая интересная книга! Как вы думаете о чем она? А чтобы вам было легче отгадать, я загадаю вам загадку...(загадываю загадку).Правильно,это... В нашей сегодняшней сказке тоже говорится про то-то... А написал эту сказку тот-тотб....небольшая биография автора....Хотите послушать его сказку?Тогда усаживайтесь поудобнее, ножки вместе, спинку держим прямо...

читаю отрывок сказки...Ну вот мы и познакомились с нашей сказки, чуть чуть устали сидеть, теперь нам нужно немного подвигаться. давайте встанем, повторяйте за мной...( проводится физминутка). мы с вами поразминались немножко, теперь можно возвращаться и к сказке...ребята, во время того как я читала сказку, вам повстречались незнакомые слова? сейчас мы уточним их значние...( проводится словарная работа). Теперь мы знаем больше новых слов!Отлично. Ребята, у меня для вас есть еще игра! Пойдем к нашей волшебной доске играть. Но сначала давайте вспомним правила волшебной доски. ( близко не подходить,играть будем на расстоянии вытянутой руки, не толкаться).Правила повторили, теперь можно играть!( проводится игра, объсняются условия и правила игры). Как здорово!(любые выводы без слово молодец, главное по сути игры). После нашей увлекательной игры, нашим глазкам нужно отдохнуть. Давайте сделаем гимнастику для  наших глаз, чтобы они были здоровыми и очень хорошо видели. Слушайте внимательно, повторяйте за мной...Наши глазки отдохнули, теперь я предлагаю вам сделать геров из нашей сегодняшней сказки из оригами, но сначала вспомним правила использования ножницы и клея( не тыкать друг друга ножницами, себя тоже, не размахивать ножницами, оставлять их на столе закрытыми, клея не нюхать, не размазывать, не тыкать им в товарища)...проводится продуктивка, контролирую процесс, комментирую, если надо схему вывести в смартнотбке на доске.. дальше вывод по продуктивке...(какие красивые и интересные получились у нас ...блабла).ребята, наше занятие подходит к концу, скажите мне пожалуйста : вам понравилось произведение?чем оно понравилось?с какими героями познакомились?кто был главным героем?вопросы по сюжету...ребята, что мы сегодня с вами делали?что сегодня понравилось?что было интересно?что было трудно? вот сколько всего мы успели сделать и узнать. а еще у меня для вас небольшой подарок...(поощрение) герои нашей сегодняшей сказки благодарят вас и угощяют вкусным печеньем... и вас ребята тоже благодарю, спасибо!

по хуторскому: образовательный аспект: обеспечить узнавание, обеспечить воспроизведение, обеспечить запоминание, обеспечить применение на практике, добиться усвоения, добиться уточнения знаний, систематизировать знания детей о…,подвести детей к выводу, помочь понять, вызвать желание найти…,вызвать желание понять

развивающий аспект: обеспечить развитие умения планировать, обеспечить развитие умения пользоваться, обеспечить развитие умения пересказывать, обеспечить развитие умения формулировать, обеспечить развитие умения составлять характеристики, обеспечить развитие умения словесно рисовать, обеспечить развитие умения сопоставлять, обеспечить развитие умения устанавливать причинно-следственные связи

воспитательный аспект: пробудить чувства …помочь получить эстетическое наслаждение, убедиться в том, что…,  порадоваться вместе с детьми, вызвать желание помочь, подвести к мысли, подвести к выводу

проект

задачи для детей: вызвать желание проявлять инициативу в сохранении семейных традиций, добиться уточнения знаний о семейных традициях своей семьи

задачи для родителей:  подвести к мысли о важности семейных традиций, помочь в обеспечении фотоматериалами, информацией

задачи для воспитателей: обеспечить ознакомление участников с содержанием проекта, добиться усвоения представления о семейных традициях и праздниках

продукт проекта: проект, размещенный на сайте ДОО

Практическая значимость проекта: Дети поближе познакомятся с семейными традициями своей семьи

Анкетирование родителей «Семейные традиции», Пассивное участие родителей в анкетировании,Обработка ответов и выявление интересующих вопросов по теме

Изучение методической и художественной литературы по теме проекта, Ноутбук Доступ в интернет Энциклопедия Научные статьи, Недостаточное количество информации по теме проекта, По теме проекта собрано достаточное количество информации

Место в режиме дня: утренний круг, во время образовательной области, во второй половине дня

мероприятия: Составление творческих рассказов на тему «Выходной день в моей семье» (Дети составили рассказ и рассказали о том, как его семья проводит выходные )

Тематическая беседа «Моя семья» ( Дети осознали, что семья, родители – самые близкие люди), Знакомство с «Генеалогическим древом» ( Дети познакомились с древом родственных связей ), Чтение сказки В.А.Сухомлинского «Самые ласковые руки» ( Дети познакомились с художественной литературой о семье), Дидактическая игра «Домашний труд» ( Подбор и составление детьми тематических карточек для дидактической игры), Аппликация «Моя родословная. Генеалогическое древо» ( Дети сделали аппликацию своего семейного древа из цветной бумаги, клея)

Итог...Оформление выставки фотографий, предоставленных родителями по теме проекта  ( У детей появился интерес к семейным традициям и желание сохранять их; Дети в ходе совместной деятельности с родителями расширили знания о семейных традициях своей семьи; Укрепились детско-родительские отношения)

Оформление презентации по теме проекта ( Родители заметили интерес и вовлеченность детей в ходе реализации проекта; Родители ознакомились с этапами проекта; Трансляция опыта на сайте ДОО) 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podborka_di.doc1.8 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста. Образовательная область: познавательное развитие. «Мы едем, едем, едем...» (Виды транспорта)

Тема «Транспорт» изучается во всех возрастных группах детского сада и любима дошкольниками, особенно мальчиками. В рамках изучения этой темы у дошкольников формируют знания о транспорте, знакомят их с...

Презентация для детей старшего дошкольного возраста (образовательная область- «Познавательное развитие») "Времена года" автор-создатель- Чернышова Л.Н.

презентация для детей старшего дошкольного возраста (образовательная область- «Познавательное развитие»)...

Конспект НОД детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область: "Познавательное развитие" Тема: "В гости к Мишке"

Цель: закрепление умений различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат), основные признаки предметов: цвет, форму, величину.Закрепить понятия много, один; понимать вопрос «Сколько?» З...

Методическая разработка по математике для детей старшего дошкольного возраста Образовательная область «Познавательное развитие» Тема: «Узнай сказочного персонажа».

Это методическая разработка по математике (конспект занятия) для детей старшего дошкольного возраста.Цель: Сформировать навыки количественного и порядкового счета, состав числа из единиц, закреплять п...

Методическая разработка по математике для детей старшего дошкольного возраста Образовательная область «Познавательное развитие» Тема: «Незнайка попал в беду».

Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста.Цель: Стимулировать познавательную активность, активизировать мыслительную деятельность, воспитывать интерес к математике посредством ди...

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Трудовой подвиг ямальцев в годы Великой Отечественной войны» (для детей старшего дошкольного возраста).Образовательная область: «Познавательное развитие»

Суть патриотического воспитания в детском саду состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, семье; к родной природе; к истории и культуре страны, созданной труд...