ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (средняя группа)

Арсланова Ольга Валерьевна

 

Целью исследования является внедрение этнокультурного компонента в воспитательно-образовательный процесс  детей среднего дошкольного возраста.

В последние годы мы по-новому относимся к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил самое ценное из своих культурных достижений. Поэтому для нас стала актуальна проблема - найти такие формы и средства приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальных культур, которые были бы педагогически целесообразными и адекватными характеру деятельности дошкольников. Наиболее доступными для детей дошкольного возраста средствами и формами этнокультурного воспитания, используемыми педагогами в нашем дошкольном учреждении стали следующие: народная игровая культура, устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство, поликультурное пространство музея.

Этнокультурная составляющая образовательного процесса основывается на таких принципах, как: связь детского сада с окружающей действительностью; использование произведений устного народного творчества; принцип изучения окружающей ребенка социальной среды, в том числе и национальной.

В нашей работе используются следующие методы: посещение мини- музея «Марийская изба», использование на занятиях экспонатов музея, инновационной технологии «лэпбук», создание этноуголка для ознакомления с марийской культурой. Занятия проводятся в виде экскурсий,  бесед, игр, художественной деятельности, театрализованных постановок, чтения художественной литературы.

Использование средств этнокультурного компонента позволяет педагогам сделать воспитательно-образовательный процесс более эффективным и продуктивным, способствует лучшему усвоению материала, отвечает возрастным требованиям. Дети среднего дошкольного возраста, посещающие наши занятия, имеют более высокий уровень обученности, особенно в области эмоционального, эстетического и познавательного развития. Участие детей в народных играх и праздниках, театральных постановках, работа с художественной литературой повышают их речевую активность. Полученные результаты дают нам основание утверждать, что внедрение этнокультурного компонента в воспитание детей повышает эффективность воспитательно-образовательного процесса в средней дошкольной группе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 373.24

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

THE USE OF THE ETHNO-CULTURAL COMPONENT IN THE UPBRINGING OF CHILDREN OF MIDDLE PRESCHOOL AGE

Арсланова Ольга Валерьевна

Arslanova Olga Valerevna

Филимонова Наталья Васильевна

Filimonova Natalia Vasilevna

воспитатели

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

«Сенькинская средняя образовательная школа»

arslanova.olga2018@yandex.ru

kindergarten teachers

Municipal educational budgetary institution "Senkinskaya secondary educational school"

Аннотация. Целью исследования является внедрение этнокультурного компонента в воспитательно-образовательный процесс  детей среднего дошкольного возраста.

В последние годы мы по-новому относимся к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил самое ценное из своих культурных достижений. Поэтому для нас стала актуальна проблема - найти такие формы и средства приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальных культур, которые были бы педагогически целесообразными и адекватными характеру деятельности дошкольников. Наиболее доступными для детей дошкольного возраста средствами и формами этнокультурного воспитания, используемыми педагогами в нашем дошкольном учреждении стали следующие: народная игровая культура, устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство, поликультурное пространство музея.

Этнокультурная составляющая образовательного процесса основывается на таких принципах, как: связь детского сада с окружающей действительностью; использование произведений устного народного творчества; принцип изучения окружающей ребенка социальной среды, в том числе и национальной.

В нашей работе используются следующие методы: посещение мини- музея «Марийская изба», использование на занятиях экспонатов музея, инновационной технологии «лэпбук», создание этноуголка для ознакомления с марийской культурой. Занятия проводятся в виде экскурсий,  бесед, игр, художественной деятельности, театрализованных постановок, чтения художественной литературы.

Использование средств этнокультурного компонента позволяет педагогам сделать воспитательно-образовательный процесс более эффективным и продуктивным, способствует лучшему усвоению материала, отвечает возрастным требованиям. Дети среднего дошкольного возраста, посещающие наши занятия, имеют более высокий уровень обученности, особенно в области эмоционального, эстетического и познавательного развития. Участие детей в народных играх и праздниках, театральных постановках, работа с художественной литературой повышают их речевую активность. Полученные результаты дают нам основание утверждать, что внедрение этнокультурного компонента в воспитание детей повышает эффективность воспитательно-образовательного процесса в средней дошкольной группе.

Summary. The aim of the research is the introduction of the ethno-cultural component in the educational process of children of middle preschool age.

In recent years, we treat the old holidays, traditions, folklore, art crafts in a new way, in which the people have left the most valuable of their cultural achievements. Therefore for us the problem of finding such forms and means of familiarization of children of preschool age to the sources of national cultures, which would be pedagogically expedient and adequate for the nature of preschoolers, becomes actual. The most accessible to children of preschool age means and forms of ethno-cultural education used by teachers in our preschool institution are folk game culture, oral folk art, arts and crafts, the multicultural space of the museum.

The ethno-cultural component of the educational process is based on such principles as: the connection of the kindergarten with the surrounding reality; use of works of oral folk art, the principle of studying the child's social environment  including the national one.

The following methods are used in our work: visiting the mini-museum «Mariyskaya izba» using museum exhibits, innovative techniques «lapbook», creating an ethnographic corner for acquaintance with the Mari culture. Classes are conducted in the form of excursions, talks, games, artistic activities, theatrical productions, reading fiction.

Using the means of the ethno-cultural component allows teachers to make the educational process more efficient and productive, promotes better learning of the material, meets age requirements. Children of middle preschool age who attend our applications have a higher level of training, especially in the field of emotional, aesthetic and cognitive development. Participation of children in folk games and festivals, theater productions, work with fiction increases their speech activity. The obtained results give us grounds to assert that the introduction of the ethno-cultural component in the upbringing of children raises the efficiency of the educational process in the middle preschool group.

Ключевые слова: народ,  традиции, культура, музей, устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство.

Key words: people, traditions, culture, museum, oral folk art, arts and crafts.

Дошкольный возраст - это неповторимое время в жизни каждого человека. Именно в этот период происходит приобщение ребенка к культуре, к природе и к общечеловеческим ценностям.

Этнокультурное воспитание - это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства [1, с. 4].

Этнокультурная составляющая образовательного процесса основывается на таких принципах, как: связь детского сада с окружающей действительностью; использование произведений устного народного творчества; принцип изучения окружающей ребенка социальной среды, в том числе и национальной.

Актуальность проблемы заключается в том, чтобы найти такие формы и средства приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальных культур, которые были бы педагогически целесообразными и адекватными характеру деятельности дошкольников. Наиболее доступными для детей дошкольного возраста средствами и формами этнокультурного воспитания, используемыми педагогами в нашем дошкольном учреждении стали следующие.

Народная игровая культура.  Представители народа мари с большим уважением относились к природе. В играх у них также присутствует природа, любовь к ней, к животным, С детьми мы также проводим такие игры, как: "Лето - работа, зима - игра", "Золотые ворота", "Бой петухов", "Сорок лип в лесу стоят, сорок птиц на них сидят", «Биляша», «Клубочек»("Мундыраш чумырген"),"Базар лаптей"(«Йыдал пазар»), "Волк и ягнята" ("Пире ден пача - влак), «Кто быстрее?» («Ко писынрак»).

Устное народное творчество, ценность которого состоит в познавательном, эстетическом и воспитательном значениях. Произведения устного народного творчества народов мари содержат сюжеты морали, любовь к семье, к родным, почтение старших, уважение и любовь к родному краю, к природе. Их освоение помогает дошкольнику понять общность нравственно-этических общечеловеческих ценностей. На наших занятиях ребята знакомятся с такими марийскими народными сказками, как: «Зайчий домик», «Девочка и Вувер-кува», «Лиса и белка», «Лиса и синичка», «Ловкий ёжик», «Мальчик-богатырь», «Нончик-патыр», «Сторож пчёл», «Хитрая лиса», «Чымбылат могучий» ", «Чудесная шапка», «Шляпа», «Язык змей». Так же из стихотворений марийских авторов: Э.Анисимова «Шочмо вер»,В. Сави «Пире», Ш. Булата «Рывыж», С Николаева «Ава», Д.Исламова «Аня шотла», С.Чавайна « Чеве шошо толалеш». Фольклорные тексты мы включаем в разные виды детской деятельности (игровую, изобразительную, театрализованную) [2, с. 179;  3, с. 37; 4, с. 163; 6, с. 2;  7, с. 52].  

Декоративно-прикладное искусство, в произведениях которого отражаются традиционные культурные ценности этносов и этнических групп. Знакомство со спецификой народных декоративных промыслов разных культур, с общими и различными образами и символами позволяет дошкольникам увидеть и осмыслить, что их специфика зависит от особенностей жизни этноса (главным образом, среды обитания). Во время художественно-творческой деятельности наши воспитанники имеют возможность не только наблюдать, но и участвовать в создании предметов на основе марийских народных традиций. Дети совместно с воспитателем рисуют марийские узоры на заранее подготовленных платочках, полотенцах и  платьях для картонных кукол, делают аппликации национальных костюмов.

Поликультурное пространство музея. Музей, как социокультурный феномен обладает большими потенциальными возможностями для приобщения дошкольников к различным культурам. Современные технологии делают доступными и интересными процесс приобщения дошкольника к различным культурам в условиях музей. Кроме того, возможно использование элементов музейной педагогики в самом дошкольном образовательном учреждении за счет организации детского мини-музея [5, с. 42].

Наше дошкольное учреждение начало работу в 2014 году, в этом же году у нас появился мини-музей «Марийская изба». В экспозиции музея были размещены предметы марийского быта: прялки, утюги, ухваты; в сундуке хранятся рушники, вышивки, скатерти; оформлен «красный угол» с иконами; стол, накрытый старинной скатертью, на котором водрузился старинный самовар. Часть предметов являются подлинными - собранными сотрудниками детского сада и родителями воспитанников, а часть - имитационная, приближена к настоящим. В нашем музее мы постарались выдержать тематику и стиль оформления старинной марийской избы.

Посещая музей детского сада, дети погружаются в «старину»: учат присказки и сказки, сидя на лавочке возле печи; поют и водят хороводы, играют в марийские народные игры; отгадывают старинные загадки и с большим желанием сочиняют сами.

Детям дошкольного возраста свойственно наглядно-образное мышление и очень важно, чтобы экспонаты были не только предметами, а демонстрировались в действии: например марийский костюм и предметы марийского быта использовались на фольклорных праздниках, досугах, при разыгрывании этнографических спектаклей. И как приятно, напевая колыбельную песню, покачивать детскую люльку, подвешенную к потолку.

В мини-музее дети попадают в сказку, а непонятные и забытые слова (дровеньки, горшки, чугунки, лапти, прялка) становятся для них знакомыми и родными; потешки, прибаутки, которые разучивались в группе, становятся понятными, а значит надолго останутся в памяти детей.

Также  в мини-музее  дети знакомятся с обычаями народа мари, что позволяет им заглянуть в удивительный мир бытовых традиций, сидя за столом, пить чай из самовара, печь пироги в печке, варить кашу в чугунке.

 Дети знакомятся с семейным устройством, разделением обязанностей не только между мужчинами и женщинами, но и между поколениями одной семьи. Дети пробуют себя в прикладном творчестве: изготовлении кукол, украшении кокошников и шапок, расписывании глиняных тарелок и игрушек.

Во время посещения музея дети усваивают нехитрые правила поведения, узнают новые слова (экспонат, экспозиция, экскурсовод и т.д.), знакомятся с традициями семьи, марийским бытом, учатся аккуратно обращаться с музейными предметами, делятся своими впечатлениями об увиденном. 

Помимо  мини-музея, прикоснуться к культуре марийского народа можно в этноуголоке средней группы. В него входят: куклы в марийских костюмах, вышитые марийскими узорами салфетки, полотенца, собрана картотека животных и растений республики Марий Эл, сказки народа мари, также в группе находится макет марийской избы для игр или, наоборот, уединения- дети могут зайти за ширму, посидеть в тишине, посмотреть книжку или порисовать. 

В группе проводится кружок марийского языка. В него входит не только изучение национального языка, но и знакомство с марийскими праздниками и бытом народов мари. В работе мы используем интерактивные тематические папки - лэпбуки, имеющие разные тематики. Они включают в себя такие  разделы: история, культура и быт марийского народа, загадки, пословицы и поговорки, стихи, песни, дидактические игры, раскраски, информация по теме.

Для расширения знаний детей о республике Марий Эл используется стенд «Моя Родина». Дети знакомятся с символикой, гимном, картой республики.

Таким образом, использование средств этнокультурного компонента (чтение художественной литературы, театральные постановки, народные праздники и игры, поликультурное пространство музея) позволяет педагогам сделать воспитательно-образовательный процесс более эффективным и продуктивным, способствует лучшему усвоению материала, отвечает возрастным требованиям.  С помощью народного наследия у детей воспитывается дружелюбие, доброжелательность, чувство сопереживания, формируется чувство любви и привязанности к  родному краю. Участие детей в народных играх и праздниках, театральных постановках, работа с художественной литературой повышают их речевую активность. Полученные результаты дают нам основание утверждать, что внедрение этнокультурного компонента в воспитание дошкольников повышает эффективность воспитательно-образовательного процесса в средней дошкольной группе.

Литература:

  1. Каптерев, П. Ф. Обучение детей дошкольного возраста // Народная школа. 1874. № 6–7. С. 42.
  2. Марийские народные сказки. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2009.-272с.
  3. Мини-музей в детском саду /Рыжова, Н.А., Логинова Л.В., Данюкова, А.И. – М.: Линка - Пресс, 2008.-256с.
  4. Софронова, Т.И. В мир национального искусства: Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений /Т.И. Софронова, В.А. Шабалкина. - Йошкар-Ола: Мар.кн. изд-во, 2007. - 112с.
  5. Ченкураева, Е.Н. Педагогические условия становления этнокультурного образования в инновационном образовательном учреждении: автореф. дис. канд. пед. наук. Волгоград, 2007.- 24 с.
  6. Чымбылат могучий. Легенды, рассказы. Пер. с марийского Вл. Муравьева. Переиздание. Рис. Т. Бахтиной, 2001.-42с.
  7. Эрвел марий муро-влак. Песни восточных мари: Свод марийского фольклора / Состав. Г.Гадиатов. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1994.-320с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей среднего дошкольного возраста на тему: Аппликация из бумаги как средство эстетического воспитания детей среднего дошкольного возраста.

Консультация для родителей детей среднего дошкольного возрастана тему: Аппликация из бумаги как средство эстетического воспитаниядетей среднего дошкольного возраста  поможет софрмировать пре...

Собственная методическая разработка, Конспект по непрерывной непосредственной образовательной деятельности по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста «Волшебство осени» с использованием ИКТ.

В данной методической разработке изложен опыт интеграции образовательных областей позвательного развиия и художественно-эстетического развития в экологической направленности....

Собственная методическая разработка, конспект по непрерывной непосредственной образовательной деятельности по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста «Волшебство осени» с использованием ИКТ.

В данной методической разработке изложен опыт интеграции образовательных областей позвательного развиия и художественно-эстетического развития в экологической направленности....

Сообщение из опыта работы. Использование дидактических игр в экологическом воспитании детей среднего дошкольного возраста.

       Среди многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время...

Использование моделирования в экологическом воспитании детей среднего дошкольного возраста

Определить роль моделирования в экологическом воспитаниидошкольников...

Авторская методическая разработка с использованием регионального компонента. Сказка для детей младшего дошкольного возраста "добрый Ёнко"

Сказка занимает особое место в жизни дошкольника. Сказочные образы ярко эмоционально окрашены и долго живут  в сознании детей. Сказка учит детей мечтать, подчеркивать главное, индивидуальное в об...

Использование этнокультурного компонента в воспитании детей среднего дошкольного возраста.

Этнокультурное воспитание - это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина мн...