Использование этнокультурного компонента в воспитании детей среднего дошкольного возраста.
статья

Филимонова Наталья Васильевна

 

Этнокультурное воспитание - это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства [2]. Этнокультурное воспитание определяется введением в образовательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно-нравственных ценностей; знакомством с культурными достижениями других народов; использованием опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование этнокультурного компонента в воспитании детей среднего дошкольного возраста.

Задумываясь о вечных ценностях, о будущем потомков, мы неизбежно обращаемся к прогрессивной мысли прошлого, к жизненному опыту всех времен и поколений, к основе основ - народной философии, мудрости традиционного мировоззрения.

Традиции народа - это то, что полнее всего отражает его духовный облик и внутренний мир. Меньше всего они похожи на застывший обряд, торжество формы, облаченной в архаичные костюмы; напротив, это - живая национальная память народа, воплощение пройденного им пути и неповторимого духовного опыта. То, что в конечном итоге хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить необходимую в трудную минуту поддержку и жизненную опору.

Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение. Эта хорошо знакомая нам истина звучит сегодня с новой силой. Именно поэтому мы отмечаем острую необходимость осмысления основ традиционной народной культуры, тысячелетнего опыта освоения культурного пространства, механизмов передачи его грядущим поколениям, возрождения национального русского характера.

Необходимость организации воспитательного процесса в детских садах на этнокультурной основе осознавалась отечественными педагогами с самого начала их создания в России. Культурно-исторический опыт народа должен определять своеобразие воспитательной работы в детских садах. Национальные черты характера, на формирование которых нацелено воспитание детей любого этноса, диктуют свой особый стиль взаимоотношений между взрослыми и воспитанниками. главными предметами изучения в детских садах, по мнению П. Ф. Каптерева, должны стать: природа родного края; родной язык; устное народное творчество; историко-этнографические рассказы о своем и других народах, помогающие развитию детских представлений об этническом многообразии мира [1]. Ведь дошкольный возраст - это неповторимое время в жизни каждого человека. Именно в этот период происходит приобщение ребенка к культуре, к природе, к общечеловеческим ценностям, закладывается фундамент здоровья. И задача дошкольного воспитания - создание каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных особенностей и возможностей.

Этнокультурное воспитание - это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства [2]. Этнокультурное воспитание определяется введением в образовательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно-нравственных ценностей; знакомством с культурными достижениями других народов; использованием опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей.

Этнокультурная составляющая образовательного процесса в нашем дошкольном учреждении, осуществляющем образовательную деятельность по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы», основывается на таких принципах, как:

  • принцип связи детского сада с окружающей действительностью, предполагающий расширение детских представлений в процессе ознакомления с бытом, культурой своего народа, с культурными достижениями всего человечества;
  • построение воспитательной работы в детском саду на родном для детей языке, использование произведений устного народного творчества;
  • принцип изучения окружающей ребенка социальной среды, в том числе и национальной.

В последние годы мы по-новому относимся к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил самое ценное из своих культурных достижений. Поэтому для нас стала актуальна проблема - найти такие формы и средства приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальных культур, которые были бы педагогически целесообразными и адекватными характеру деятельности дошкольников. Наиболее доступными для детей дошкольного возраста средствами и формами этнокультурного воспитания, используемыми педагогами в нашем дошкольном учреждении стали следующие.

Народная игровая культура.  Представители народа мари с большим уважением относились к природе. В играх у них также присутствует природа, любовь к ней, к животным, С детьми мы также проводим такие игры, как: "Лето - работа, зима - игра", "Золотые ворота", "Бой петухов", "Сорок лип в лесу стоят, сорок птиц на них сидят", «Биляша», «Клубочек» ("Мундыраш чумырген"),"Базар лаптей"(«Йыдал пазар»), "Волк и ягнята" ("Пире ден пача - влак), «Кто быстрее?» («Ко писынрак»).

Устное народное творчество, ценность которого состоит в познавательном, эстетическом и воспитательном значениях. Произведения устного народного творчества народов мари содержат сюжеты морали, любовь к семье, к родным, почтение старших, уважение и любовь к родному краю, к природе. Их освоение помогает дошкольнику понять общность нравственно-этических общечеловеческих ценностей. На наших занятиях ребята знакомятся с такими марийскими народными сказкми, как: «Зайчий домик», «Девочка и Вувер-кува», «Лиса и белка», «Лиса и синичка», «Ловкий ёжик», «Мальчик-богатырь», «Нончик-патыр», «Сторож пчёл», «Хитрая лиса», «Чымбылат могучий» ", «Чудесная шапка», «Шляпа», «Язык змей» [5,6,7]. Так же из стихотворений марийских авторов: Э.Анисимова «Шочмо вер»,В. Сави «Пире», Ш. Булата «Рывыж», С Николаева «Ава», Д.Исламова «Аня шотла», С.Чавайна « Чеве шошо толалеш». Фольклорные тексты мы включаем в разные виды детской деятельности (игровую, изобразительную, театрализованную).

Декоративно-прикладное искусство, в произведениях которого отражаются традиционные культурные ценности этносов и этнических групп. Знакомство со спецификой народных декоративных промыслов разных культур, с общими и различными образами и символами позволяет дошкольникам увидеть и осмыслить, что их специфика зависит от особенностей жизни этноса (главным образом, среды обитания). Во время художественно-творческой деятельности наши воспитанники имеют возможность не только наблюдать, но и участвовать в создании предметов на основе марийских народных традиций. Дети совместно с воспитателем рисуют марийские узоры на заранее подготовленных платочках, полотенцах и  платьях для картонных кукол, делают аппликации национальных костюмов.

Поликультурное пространство музея. Музей, как социокультурный феномен обладает большими потенциальными возможностями для приобщения дошкольников к различным культурам. Современные технологии делают доступными и интересными процесс приобщения дошкольника к различным культурам в условиях музей. Кроме того, возможно использование элементов музейной педагогики в самом дошкольном образовательном учреждении за счет организации детского мини-музея.

Наше дошкольное учреждение начало работу в 2014 году, в этом же году у нас появился мини-музей «Марийская изба». В экспозиции музея были размещены предметы марийского быта: прялки, утюги, ухваты; в сундуке хранятся рушники, вышивки, скатерти; оформлен «красный угол» с иконами; стол, накрытый старинной скатертью, на котором водрузился старинный самовар. Часть предметов являются подлинными - собранными сотрудниками детского сада и родителями воспитанников, а часть - имитационная, приближена к настоящим. В нашем музее мы постарались выдержать тематику и стиль оформления старинной марийской избы.

Посещая музей детского сада, дети погружаются в «старину»: учат присказки и сказки, сидя на лавочке возле печи; поют и водят хороводы, играют в марийские народные игры; отгадывают старинные загадки и с большим желанием сочиняют сами.

Детям дошкольного возраста свойственно наглядно-образное мышление и очень важно, чтобы экспонаты были не только предметами, а демонстрировались в действии: например марийский костюм и предметы марийского быта использовались на фольклорных праздниках, досугах, при разыгрывании этнографических спектаклей. И как приятно, напевая колыбельную песню, покачивать детскую люльку, подвешенную к потолку.

В мини-музее дети попадают в сказку, а непонятные и забытые слова (дровеньки, горшки, чугунки, лапти, прялка) становятся для них знакомыми и родными; потешки, прибаутки, которые разучивались в группе, становятся понятными, а значит надолго останутся в памяти детей.

Также  в мини-музее  дети знакомятся с обычаями народа мари, что позволяет им заглянуть в удивительный мир бытовых традиций, сидя за столом, пить чай из самовара, печь пироги в печке, варить кашу в чугунке.

 Дети знакомятся с семейным устройством, разделением обязанностей не только между мужчинами и женщинами, но и между поколениями одной семьи. Дети пробуют себя в прикладном творчестве: изготовлении кукол, украшении кокошников и шапок, расписывании глиняных тарелок и игрушек.

Во время посещения музея дети усваивают нехитрые правила поведения, узнают новые слова (экспонат, экспозиция, экскурсовод и т.д.), знакомятся с традициями семьи, марийским бытом, учатся аккуратно обращаться с музейными предметами, делятся своими впечатлениями об увиденном.

Помимо  мини-музея, прикоснуться к культуре марийского народа можно в этноуголоке средней группы. В него входят: куклы в марийских костюмах, вышитые марийскими узорами салфетки, полотенца, собрана картотека животных и растений республики Марий Эл, сказки народа мари, также в группе находится макет марийской избы для игр или, наоборот, уединения- дети могут зайти за ширму, посидеть в тишине, посмотреть книжку или порисовать.

В группе проводится кружок марийского языка. В него входит не только изучение национального языка, но и знакомство с марийскими праздниками и бытом народов мари. В работе мы используем интерактивные тематические папки-лэпбуки, имеющие разные тематики. В них ходят разделы: история культуры Марий Эл, загадки, пословицы и поговорки, стихи, песни, дидактические игры, раскраски, информация по теме и много дополнительного материала.

Для расширения знаний детей о республике Марий Эл используется стенд нашего дошкольного учреждения « Моя Родина». Здесь ребенок может наглядно ознакомиться не только с символикой и главой   Российской федерации ,но и республики Марий Эл.

 Таким образом, использование средств этнокультурного компонента (чтение художественной литературы, театральные постановки, народные праздники и игры, поликультурное пространство музея) позволяет педагогам сделать воспитательно-образовательный процесс более эффективным и продуктивным, способствует лучшему усвоению материала, отвечает возрастным требованиям. Дети, посещающие наше дошкольное учреждение, имеют более высокий уровень обученности, особенно в области эмоционального, эстетического и познавательного развития. Это объясняется тем, что в дошкольном учреждении с этнокультурным компонентом большое внимание уделяется эмоциональному, эстетическому и познавательному развитию. В группах поддерживается благоприятный эмоциональный фон, как необходимое условие развития личности ребенка. Педагоги знакомят детей с культурно-историческими знаниями, народными промыслами, произведениями изобразительного и музыкального искусства. С помощью народного наследия у детей воспитывается дружелюбие, доброжелательность, чувство сопереживания, формируется чувство любви и привязанности к  родному городу, забайкальскому краю, России. У детей, посещающих наше дошкольное учреждение довольно высокие показатели по развитию речи и игры. Участие детей в народных играх и праздниках, театральных постановках, работа с художественной литературой повышают их речевую активность. Полученные результаты дают нам основание утверждать, что внедрение этнокультурного компонента в воспитание дошкольников повышает эффективность воспитательно-образовательного процесса в средней дошкольной группе.

Литература

  1. Каптерев, П. Ф. Обучение детей дошкольного возраста [Текст]. // Народная школа. 1874. № 6–7. С. 19–42.
  2. Ченкураева, Е.Н. Педагогические условия становления этнокультурного образования в инновационном образовательном учреждении (на примере национальной гимназии) [Текст].: автореф. дис. … канд. пед. наук. Волгоград, 2007.- 24 с.
  3. Мини-музей в детском саду /Рыжова, Н.А., Логинова Л.В., Данюкова, А.И. – М.: Линка-Пресс, 2008.-256с.
  4. . Софронова, Т.И. В мир национального искусства: Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений /Т.И. Софронова, В.А. Шабалкина. - Йошкар-Ола: Мар.кн. изд-во, 2007. - 112с.
  5. Марийские народные сказки. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2009.-272с.
  6. Эрвел марий муро-влак. Песни восточных мари: Свод марийского фольклора / Состав. Г.Гадиатов. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1994.-320с.
  7. Чымбылат могучий. Легенды, рассказы. Пер. с марийского Вл. Муравьева. Переиздание. Рис. Т. Бахтиной.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей среднего дошкольного возраста на тему: Аппликация из бумаги как средство эстетического воспитания детей среднего дошкольного возраста.

Консультация для родителей детей среднего дошкольного возрастана тему: Аппликация из бумаги как средство эстетического воспитаниядетей среднего дошкольного возраста  поможет софрмировать пре...

Собственная методическая разработка, Конспект по непрерывной непосредственной образовательной деятельности по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста «Волшебство осени» с использованием ИКТ.

В данной методической разработке изложен опыт интеграции образовательных областей позвательного развиия и художественно-эстетического развития в экологической направленности....

Собственная методическая разработка, конспект по непрерывной непосредственной образовательной деятельности по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста «Волшебство осени» с использованием ИКТ.

В данной методической разработке изложен опыт интеграции образовательных областей позвательного развиия и художественно-эстетического развития в экологической направленности....

Сообщение из опыта работы. Использование дидактических игр в экологическом воспитании детей среднего дошкольного возраста.

       Среди многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Целью исследования является внедрение этнокультурного компонента в воспитательно-образовательный процесс  детей среднего дошкольного возраста.В последние годы мы по-новому относимся к стари...

Использование моделирования в экологическом воспитании детей среднего дошкольного возраста

Определить роль моделирования в экологическом воспитаниидошкольников...

Авторская методическая разработка с использованием регионального компонента. Сказка для детей младшего дошкольного возраста "добрый Ёнко"

Сказка занимает особое место в жизни дошкольника. Сказочные образы ярко эмоционально окрашены и долго живут  в сознании детей. Сказка учит детей мечтать, подчеркивать главное, индивидуальное в об...