Проект "Моя Югра"
проект (младшая группа)

Джамбулатова Аида Данисолтановна

Воспитание патриотических чувств, любви к родному краю; формирование интереса к истории, культуре родного края и бережного отношения к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moya_yugra.docx63.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение Центр развития ребенка – детский сад «Фантазия»

             Тема проекта: «Я живу в  Югре»

        

                                                                                Подготовили                                                                                                                                                    

                                                                                воспитатели:

                                                                                       Гильманова О.Г.

                                                                                           Джамбулатова А.Д.

                                                                                                   

                                                   

                                                                                           

                                                                                             

Актуальность проекта:

Быть патриотом – значит, ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже у дошкольников. Чтобы любить Родину, писал Д.С. Лихачев, надо знать, за что ее любить, надо знать ее историю, знать героев и их великие подвиги. Только дав ребенку эти знания, мы можем создать необходимые условия для преемственности, духовной связи поколений, воспитания в каждом ребенке патриота, гражданина.

 Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатство своей страны.

Одним из приоритетных направлений патриотического воспитания является краеведение. Процесс приобщения дошкольников к краеведению достаточно сложный процесс, требует продуманного отбора содержания знаний, проектирование педагогического процесса на основе личностно-ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов деятельности детей. Метод проектов является наиболее  эффективным в формировании системного подхода к развитию у детей старшего дошкольного возраста любви к родному краю.

В процессе реализации проектной деятельности дети знакомятся с культурой, бытом, историей родного края и населяющих его народов, имеют возможность прикоснуться к национальным истокам, попробовать свои силы в изготовлении предметов традиционных народных промыслов, расширить свои познания о жизни народов ханты и манси.

Цель проекта: Воспитание патриотических чувств, любви к родному краю; формирование интереса к истории, культуре родного края и бережного отношения к природе.

Задачи проекта:

  1. Расширять представления детей об истории, культуре, профессиях, людях  родного города и края. 
  2. Воспитывать любовь к своей малой Родине средствами литературных произведений
  3. Формировать у детей эмоционально - образное восприятие произведений устного народного творчества ханты и манси.
  4. Воспитывать умение ценить красоту и богатство родной природы; формировать бережное отношение к природе родного края.
  5. Приобщать детей к уникальной культуре народов ханты и манси, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям.
  6. Расширять знания и представления детей о фольклорных и авторских произведениях коренных народов севера.

Создавать условия для самостоятельной познавательной деятельности детей 

Задачи, ориентированные на родителей воспитанников:

  1. Формировать у родителей установку к сотрудничеству, активной позиции как участника образовательного процесса;
  2. Расширить сферу участия родителей в организации жизни ребенка в ДОУ, создавая условия для творческой самореализации не только детей, но и родителей;
  3. Подготовить совместно с родителями познавательный материал о родном крае.

Тип проекта: Информационно-творческий

Срок реализации проекта: 2017 – 2018 учебный год

Участники проекта: дети и родители старшей группы, воспитатели

Предварительная работа:

• Подбор литературы, иллюстраций.

• Подбор презентаций.

Материально-техническое обеспечение:

Приобретение книги со сказками народов ханты и манси.

Приобретение государственных символов.

Изготовление альбома «Следы на снегу».

Ожидаемые результаты:

К концу реализации проекта дети должны:

  • знать историю Ханты – Мансийского края (Югры); происхождение своего города;
  • знать о своеобразии жизни коренных народов Севера (о культуре, о жилище, об одежде, о труде и о традициях);
  • знать о природных условиях, о растительном и животном мире Югры;

знать  особенности хантыйского костюма, его орнамент

Мероприятия:

1. Рассматривание альбомов «Национальные костюмы», «Природа и животные севера».

2. Рассматривание и чтение книг о ХМАО; чтение произведений коренных народов севера ( авторские); проведение познавательных бесед из цикла «А знаете ли вы… »; 3. Раскраски по мотивам национальной одежды севера (по желанию)

4. Выставки рисунков: «Когда говорят о России – я вижу родную Югру», «Национальный костюм народов севера», «Вечерние закаты Югры», «Оленье пастбище», «Узоры ханты и манси».

5. Конкурс рисунков: «Царь тайги», «Мой город».

6. П/и «У медведя во бору», «Важенка и оленята», «Солнце» на прогулке.

7. Ручной труд в семье «Олень из бросового материала»;

 8. Знакомство с фольклором народов ханты.

 9. Художественная деятельность, посвящённая Югре.

8. Изготовление панно «Северные ягоды»

10. Создание книжки-малышки «Моя Югра».

11. Создание лепбука «Моя Югра»

.

Средства реализации проекта:

  1. Экскурсия в краеведческий  музей «Эхо Югры»;
  2. Рассказы с целью сообщения знаний;
  3. Беседы с детьми;
  4. Чтение художественной литературы;
  5. Создание коллекций (фотографий, альбомов);
  6. Изобразительная деятельность;
  7. Игровая деятельность: дидактические игры, настольно-печатные игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, игры-соревнования, хороводные игры;
  8. Просмотр мультимедийных презентаций.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный (организационный) – сентябрь-октябрь 2017-2018 уч.год.

  • обоснование актуальности темы, мотивация её выбора, определение цели и задач проекта;
  • подбор литературы, пособий, атрибутов;
  • сбор информации из различных источников по теме;
  • создание предметно-развивающей среды в группе;
  • разработка методического материала по теме.

II этап – основной – ноябрь – апрель 2017-2018 уч.год.

  • организация и проведение циклов занятий;
  • проведение совместных экскурсий и мероприятий;
  • создание Югорского уголка  в группе;
  • разработка и изготовление практического и наглядного материала;

III этап – итоговый (обобщающий) – апрель – май 2017 – 2018 уч.год.

  • обобщение результатов работы по проекту;
  • анализ деятельности, удовлетворенность всех участников результатами, сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми;
  • презентация  опыта работы по проекту.

Перспективный план работы с детьми

Тема занятия

Цель занятия

Подготовительный этап

Сентябрь

1.

Наш проект «Моя Югра»

Сбор и анализ литературы по данной теме.

Составление плана работы.

Разработка содержания проекта

"Я живу в Югре». Знакомство детей с групповым проектом, определение уровня знаний детей о родном крае.

2.

«Путешествие в осенний лес»

Расширять представления детей об осенних приметах и явлениях природы нашего края, растительном  мире, взаимосвязи природы и человека, воспитывать любовь к природе, стремление заботиться о ней и беречь её.

3.

«Щедрые дары природы Югры»

Расширять и закреплять представления дошкольников об особенностях строения, пользе деревьев и растений нашего края. Воспитание наблюдательности, умения видеть прекрасное, учить беречь природу.

4.

«Родной свой край люби и знай»

Формирование системы знаний о родном крае, знакомство с городами округа и их достопримечательностями.

Основной этап

Октябрь

1.

 «Природные богатства нашего края»

Расширять представления об окружающем мире, актуализировать имеющиеся знания.

2.

«Быт и традиции народов севера»

Развивать познавательный интерес.

Создать условий  для формирования у детей  интереса к национальной культуре народов севера.

3.

«Игры народов севера»

Познакомить  с играми народов севера.

4.

«Одежда народов севера»

Знакомство с национальным костюмом народов севера.

Ноябрь

1.

«Музыкальные инструменты народов севера»

Познакомить детей с особенностями народных музыкальных инструментов ханты и манси.

2.

«Птицы нашего края»

Систематизировать представления детей о характерных признаках, особенностях птиц.

3.

«Животные Югры»

Формировать у детей бережное и доброе  отношение к природе родного края Югре. Сформировать убеждение о бесценности природы и необходимости ее оберегать.

4.

«Книга зимы – следы на снегу»

Познакомить детей с жизнью животных нашего края зимой. Учить различать следы зверей. Воспитывать любовь к природе, ко всему живому.

Декабрь

1.

«Мужчины и женщины в семье»  

Расширять представления детей  о культуре народов ханты и манси.

2.

 Викторина «Природа родного края»

Отгадывание загадок о растениях, животных, насекомых Югры.

3.

«Игры народов севера»

Познакомить  с играми народов севера.

4.

«Природные богатства нашего края»

Расширять представления об окружающем мире, актуализировать имеющиеся знания

Январь

1.

« Детские писатели Югры»

Приобщать детей к уникальной культуре народов ханты и манси, их традициям и обычаям, нравственно - эстетическим ценностям.

2.

«Мой город: вчера и сегодня»

Сформировать представления об истории города.

3.

«Символика родного города»

Познакомить с гербом и флагом, с историей их создания.

Февраль

1.

«Достопримечательности нашего города»

Закрепить знания детей о достопримечательностях Города Пыть-Ях.

2.

«Улицы нашего города»

Дать детям знания об улицах нашего города; воспитывать любовь к родному городу.

3.

«Знаменитые земляки»

Познакомить детей с земляками, прославившими наш город; воспитывать уважение к их труду, желание быть на них похожими.

4.

«Есть такая профессия  Родину защищать»

Воспитывать чувство уважения к людям, которые защищают Родину.

Март

1.

«Традиционная кукла ханты и манси»

Закрепить представления детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи; познакомить с особенностями поведения мужчин и женщин в обществе и семье.

2.

«Женские образы»

Закреплять у детей женские образы, которые несут доброту, аккуратность, трудолюбие, заботливость, преданность у всех народов.

3.

«Игры народов севера»

Познакомить  с играми народов севера.

4.

Хантыйская кукла «Акань»

Приобщать детей к традиционной культуре коренного населения; учить изготавливать куклу Акань.

Апрель

1.

«Праздник  Вороний день «Вуранга  хатл»  

Расширять  знания   детей о традиционном празднике, о традициях народов севера.

2.

«Куклы-деревья

Научить детей изготовлять хантыйскую куклу – березу; показать последовательность ее изготовления и приемы; объяснить, как подбирают цвета ткани.

3.

Куклы-ягоды

Пробудить у детей интерес к хантыйской старинной игрушке.

4.

«Многонациональная Родина»

Формировать представление о том, что в нашей стране живут люди разных национальностей;  понимание того,  что все люди одинаковы и равны; воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей.

Завершающий этап

Май

1.

« Этих дней не смолкает слава!»

Обогащение знаний детей о героях нашего края.

2.

« Их помнит Россия, их помнит  Пыть-Ях».

Расширять представления детей о ветеранах Отечественной войны. Воспитывать чувство уважения, почтения памяти в нашем городе.

3.

«Природные богатства нашего края»

Закреплять  представления об окружающем мире, актуализировать имеющиеся знания.

4.

 «За что мы любим свой край»

Уточнить представления детей о родном края; выявить знания о достопримечательностях.

Конспект НОД «Я живу в Югре»

Программное содержание:

Закрепить знания о названии коренных жителей нашего края, о их занятиях.

Познакомить с символикой нашего округа и г. Нягани.

Пополнить знания о профессиях взрослых нашего города, об основном главном занятии людей нашего края.

Расширить словарный запас словами«чум»«очаг»«нарды».

Воспитывать патриотические чувства.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы, разгадывание загадок, рассматривание иллюстраций из книг и альбомов на тему ХМАО, беседы о природе родного края.

Методы и приёмы:

Беседа, загадки, игры «У оленя дом большой»«Назови профессию»,

Оборудование:

Символика ХМАО, Г. Нагань, иллюстрации очага, снега, берестенные поделки.

Ход:

Приход Здоровейки. У него в руках поделки «из бересты» (туески, коробочки, чум).

Рассматриваем с детьми поделки.

- Что же это за предметы?

- Для чего они?

- Кто их сделал?

Это предметы, которые делают женщины народов ханты и манси.

- А что это за народ такой ханты и манси? (Ответы детей.)

Это коренные жители нашего края.

Загадка: «Волшебник на железе посреди чума сидит - и угостить может, и укусить может». (Огонь очага).

Чум – это традиционный дом ханты и манси - летнее и зимнее жилище. Летом оно из бересты, а зимой из оленьей шкуры. Сверху дыра, в которую проходил дым, по середине чума очаг с огнем, у которого люди грелись. А что ещё делали на костре?

- А в каком мы с вами краю живут ханты и манси и мы с вами? (Ответы)

-Давайте пройдём в наш музей и поговорим о нашем крае.

Беседа о Ханты – Мансийском округе.

- Какое основное занятие у людей в нашем края? (Добыча нефти и газа - показ иллюстраций из альбомов про профессию нефтяника).

- В недрах земли много нефти, которая нужна для изготовления чего?

Беседа о гербе города Нягани и гербе ХМАО.

- Что это? (герб нашего края и герб нашего города. Основными цветами их являются-голубой и зелёный – почему?

Зелёный цвет – это цвет природы. Природа очень богатая.

- Какие деревья растут в лесу? В наших лесах много животных.

- Какие животные живут в наших лесах?

- Какие птицы?

- А голубой цвет – это цвет воды. В нашем крае много водоёмов- рек, озёр, болот.

- Какие реки нашего края вы знаете?

- А в реках кто живёт?

- Какую рыбу вы любите кушать?

- У кого папы рыбаки?

- А что это за птица в центре герба нашего города?

- Что он делает?

- А какая погода? (Холодная, бывает резко холодно или резко тепло, дуют ветра).

- Сейчас какое время года в нашем краю?

Загадка от народов ханты и манси: «С неба летит – пляшет. Всё, что есть в тайге, - прячет. А в чум попадёт – плачет». (Снег)

Зимы бывают очень холодными. Поэтому одеваться надо теплее. Из чего шьют шубы ханты, что бы они были тёплые? (показ иллюстраций). Традиционно выделкой шкур, пошивом одежды и изготовлением украшений занимаются женщины в свободное время, чаще всего — летом. Зимнюю верхнюю одежду шьют из шкур оленя, лося, из овчины, меха лисы, зайца, используют хвостики и лапки шкурок белки, соболя, бобра.

Занимаются прядением шерсти и вязанием.

Предметы рукоделия (иголки, нитки, бисер, наперстки и т. п.) каждая женщина хранит в собственной круглой берестяной коробке с покрышкой. (Показ)

- На чем ездят народы ханты и манси? (На оленях, на собаках, на лыжах).

- А чем же занимаются мужчины? (Оленеводством, охотой, рыбалкой).

- А вы видели оленя? Какой он?

Давайте поиграем в игру «У оленя дом большой»

В лесах нашего края много ягод и грибов, значит, население нашего края, чем ещё занимаются? Собирательством, продукты которого используются и в домашнем хозяйстве, и на продажу или обмен. Собирают ещё бересту, шишки, плоды шиповника и черемухи. Из бересты делают посуду. А стружками от дерева чистят посуду.

- А что носят на голове?

Обязательным головным убором замужней женщины является платок или шаль, которые носят свернутыми по диагонали, завязав концы под подбородком.

- А как называется обувь? Кисы или унты, которые шьют из оленьей шкуры.

В нашем округе много городов.

- Какие города вы знаете? Главным городом для вас является ваш родной город – это город Нягань. (показ иллюстраций). В нашем городе много достопримечательностей. Назовите их. Кроме профессии нефтяник, какие ещё есть профессии в нашем городе и в нашем крае?

Игра «Назови профессию»

Итак:

- Как называется наш край?

- Как называют коренных жителей края?

- Как называется их жилище?

- Чем занимаются народы ханты и манси? (охотой, рыболовством, собирательством, огородничеством).

- А чтобы им всем этим заниматься нужно какими быть? (сильными, ловкими, быстрыми). Эти качества они развивают в себе с детства, помогая взрослым в их делах, а ещё и в различных играх.

Играют не только дети, но и взрослые на праздниках.

Это такие игры, как прыжки через санки, стрельба из лука, бросание мяча в цель, закидывание петли. Они отражают в играх свои занятия.

Вот и мы с вами сейчас поиграем. Покажем, какие мы тоже сильные и ловкие. Ведь мы живем в Югре.

Игры«Попади в цель»«Прыгни через нарды»«Поймай зверя».

Конспект познавательной беседы для старших дошкольников «Глухари-лесные птицы Югры!»

Цель: формировать представление у воспитанников о лесных куриных птицах таежного леса – глухарях.

Задачи:

• Формировать представление у детей о внешнем виде самки и самца, среде обитания птиц, условиях проживания в таежных лесах.

• Развивать воображение, мышление, диалогическую речь.

• Воспитывать интерес и доброжелательное отношение у дошкольников к лесным птицам Югры.

Словарный запас: глухарь, глухарка, копалуха, самка, самец, глухарята, птенцы, токовать.

Оснащение: презентация по теме, иллюстрации глухаря и домашних птиц для сравнения, полумаски для подвижной игры.

Ход беседы:

На доске картинки птиц: глухаря, индюка, петуха.

Проблемный вопрос: потерялась лесная куриная птица сибирских лесов - глухарь. Попробуем ее отыскать среди домашних птиц по описанию.

Описание глухаря: серое туловище и красновато-коричневые верхние крылья с видным белым плечом. Голова, шея и грудь - черные с синим блеском, глаз окружен красным кольцом. Самцы имеют «бороду» и длинный хвост. Когда хвост раскрывают, то он похож на веер.

Дети размышляют, узнают глухаря по описанию, рассматривают незнакомую птицу.

Сравнивают ее с индюком и петухом.

Воспитатель: Глухарь – большой лесной петух!

- Ребята, прилетела самка - глухарка (копалуха). Какая она?

- Как вы думаете, умеют ли летать глухари? Высоко ли они летают?

- Если глухари живут на болоте и в хвойных лесах, то чем они могут питаться? (Предположения детей).

- Для чего глухари глотают камешки? А зимой им тоже нужны камешки?

- Если глухари не сделают запасы камней на зиму, что случится с птицами?

- Почему эту птицу назвали глухарем? (Предположения детей и рассказ воспитателя).

- Как называются маленькие птенцы? (Глухарята).

Подвижная игра «Глухарка и глухарята»

Цель: развивать быстроту реакции, смышленость, ловкость.

Ход игры:

Глухарка с глухарятами гуляет по лесу: машут крыльями, клюют траву и насекомых. По сигналу «Лиса», глухарка с глухарятами должны успеть спрятаться в круг - гнездо. Кого лиса поймала, того уводит в «нору».

- Как вы думаете, ребята, какие враги есть у куриных лесных птиц?

- Посмотрите на картинку и скажите, как глухари спасаются от холода и мороза?

- Полюбуйтесь величественными птицами на фотографиях.

Игровое задание: найдите глухарей среди других птиц!

Экология. Если глухари не занесены в Красную книгу, их нужно беречь?

- Да, жизнь птиц зависит от нашего поведения в природе.

Глухаря в лесу

Увидеть

С каждым годом

Все трудней.

Так легко его обидеть –

Берегите глухарей!

Конспект занятия НОД в cтаршей группе детского сада «Югра — наш край родной»

Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в cтаршей

группе детского сада по теме «Югра – наш край родной»

Составила: Горячева А. В.

«Детский сад № 21» г. Урай

Описание материала: Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Югра - наш край родной». Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы детского сада.

Интеграция образовательных областей«Познавательное развитие»«Социально – коммуникативное развитие»«Речевое развитие»«Физическое развитие».

Форма организациигрупповая

Продолжительность занятия: 25 минут

Цель: Формировать у детей ответственное и доброе отношение к природе родного края - Югре. Сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости ее оберегать.

Задачи:

Образовательные: Обобщить и систематизировать знания детей о хвойных и лиственных деревьях; продолжать учить различать и называть (классифицировать)животных и птиц; учить детей устанавливать связь между жизнью животных и людей.

Развивающие: Развивать эмоциональную сферу детей: память, наблюдательность, воображение, логическое мышление, связную речь. Учить элементарным мыслительным операциям. Научить различать экологические знаки.

Воспитательные: Воспитывать любовь и интерес к Югре – месту, где дети живут и растут; прививать любовь и бережное отношение к природе родного края; формировать навыки поведения в природе.

Предварительная работа:

Экскурсия в музей, в уголок хантыйской культуры; рассматривание картин «Животные и птицы нашего края»; чтение познавательной литературы о ХМАО, просмотр альбома «Мой край»«По страницам Красной книги ХМАО».

Демонстрационный материал и оборудование: аудиозапись («Хантыйская мелодия»«Пение птиц», магнитная доска; хантыйский национальный костюм, берёза «Желаний», разноцветные ленточки, талисманы; 2 обруча, 3 корзинки, кедровые, еловые и сосновые шишки.

Методические приёмы: рассказ, беседа, наблюдение, демонстрация иллюстраций «Сибирская тайга», герб города Урая и ХМАО-Югра; дидактические игры «Птицы»«Дикие животные»«Деревья»; плакаты.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

- Ребята, сегодня вас ждёт увлекательное путешествие! Наступил новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через рот все обиды и огорчения.

- Ребята, скажите, где мы с вами живём? Как называется наш округ? (В городе Урае, Ханты-Мансийский автономный округ.) Молодцы, правильно. А что изображено на гербе нашего города Урая?

(Птица «Сури» - дух покровителей и охранителей мансийских селений, символизирует богатство недр Урайской земли - нефть).

- Да, действительно, ребята, наш край богат нефтью, а так же озерами, болотами и лесом - тайгой. Богатство края – в его природных ресурсах. В таёжных лесах обитают дикие животные и лесные птицы; в реках и озёрах плавает много рыб.

- Ребята, как называют коренных жителей нашего округа? (ханты и манси.) Люди пока не нашли в нашем Ханты-Мансийском округе нефть, здесь жили ханты и манси, которые занимались охотой и рыболовством (рисунок с изображением коренных жителей Югры).

2. Сюрпризный момент:

Звучит хантыйская мелодия. Стук в дверь, входит помощник воспитателя в хантыйском национальном костюме.

Хантыйка Энны:

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Энны, я в гости к вам пришла, рассказать о земле, о нашем крае, где мы с вами живем. В красивом городе вы живёте, а вот раньше здесь были болота, был кругом лес, олени паслись. Мне об этом моя бабушка рассказывала. А потом нефтяники пришли, нефть добывать стали. А мой народ – ханты, ушли в другие места, жить в тайгу. Сегодня я вас приглашаю в гости, в лес - тайгу. Вы согласны? (Да).

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие. Давайте, повторим это слово - тайга. Как же мы попадём туда?

(На поезде, самолёте, вертолете, пешком).

- Ребята, пока у нас снег не растаял, мы можем отправиться на лыжах. Давайте мы наденем на ноги лыжи. Вы готовы? Ну, давайте отправляемся в путь!

(Дети, «на лыжах» отправляются до столов, где застелена белая скатерть. Ширма оформлена изображением зимнего пейзажа леса.)

Ребенок:

Здравствуй, лес,

Дремучий лес!

Полон сказок и чудес!

Что ты шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится,

Что за зверь, какая птица?

Все открой, не утаи.

Ты же видишь, мы – свои!

Хантыйка Энны:

- Снимайте лыжи и садитесь на лесной поляне удобнее.

3. Знакомство тайгой:

- Ребята, просмотрите, сколько здесь деревьев. Мы с вами находимся в тайге. Скажите, что такое тайга? (Тайга – это густой лес, где растут лиственные и хвойные деревья)

- Какие деревья называют хвойными?

(Это деревья, на которых растут иголки- хвоинки).

- Назовите хвойные деревья.

(Ель, сосна, кедр, пихта, лиственница, можжевельник).

- А какие лиственные деревья вы знаете?

(Береза, осина, рябина, тополь, клен).

- Ребята, давайте, в 1 обруч мы соберем хвойные деревья, а во второй – лиственные деревья.

4. Игра«Хвойный и лиственный лес». Дети по команде разкладывают отдельно хвойные и лиственные деревья в обручи.

Хантыйка Энны:

- Молодцы, ребята, как вы много знаете о деревьях. Лес – это наша родная природа. Мы должны оберегать наши леса! А вот дерево кедр растет только в наших лесах. Ханты считают это дерево - священным деревом. Кедр – считался символом мужества и вечности. Поэтому люди верили в его могущества. Они верили в то, что первое дерево, которое появилось на земле – это кедр. Они думали, что давным – давно жили на земле только люди и кедры. Кедры росли до неба, люди были маленькими. Людям было холодно, они болели. Это Северный Старик - Болезней зло рассыпал. Больно было деревьям на людей смотреть. Корни свои мощные из - под земли вытащили и в сторону Севера на защиту людей пошли. Не выдержал Северный Старик Болезней - отступил. Но кедрам отомсти – заколдовал их. С тех пор, если человеку плохо – кедр чувствует…»

5. ФИЗМИНУТКА

«Утром мы в тайгу пошли

Шишки там, в лесу нашли.

Наклонялись, собирали

Ни одной не растеряли».

- Скажите, ребята, с каких деревьев эти шишки? (Показывает шишки сосновые, кедровые и еловые шишки.)

6. Игра "Собери шишки" Дети собирают шишки в разные корзинки, кедровые в одну, еловые во вторую, сосновые в третью.

- Ребята, садитесь на свои места.

Звучит аудиозапись «Пение птиц».

- Ребята, слышите, как красиво поют птицы! Мы слышим их голоса, они спрятались от нас, и радуются наступлению весны. Тихо, не пугайте их! А теперь закройте глаза и послушайте пение птиц.

Дети закрытыми глазами слушают пение птиц. В это время на магнитную доску вывешиваются картинки птиц.

- А теперь, откройте глаза. К нам прилетели птицы. Назовите, какие птицы сидят на деревьях?

(Сорока, сова, снегирь, синица, глухарь, дятел).

- Давайте, ребята, поиграем в игру «Перелетные и зимующие птицы». Сейчас вы по одному подойдете к столу, возьмёте одну карточку, внимательно рассмотрите птицу, и определите какая это птица: перелётная или зимующая.

7. Игра «Перелетные и зимующие птицы».

Дети определяют и прикрепляют на магнитную доску птиц по группам.

Хантыйка Энны:

- Ребята, а вы знаете, какие дикие животные живут в тайге?

(Медведь, заяц, белка, волк, лось, олень, кабан).

- Молодцы! Вы любите отгадывать загадки? Давайте, я вам буду загадывать загадки, а вы отгадывать их.

1. У рыженькой малышки

В дупле грибы и шишки.

(Белка)

2. Шуба серая - для лета.

Для зимы – другого цвета.

(Заяц)

3. Какой зверь опасный

Ходит в шубке рыжей,

Снег разгребает,

Мышек хватает?

(Лиса)

4. Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

(Волк)

5. Меньше тигра, больше кошки,

Над ушами – кисти-рожки.

С виду красавец, но не верь:

Страшен в гневе этот зверь!

(Рысь)

6. На реке строитель первый.

Валит лес без топора,

На глазах растет плотина.

Что за мастер, детвора?

(Бобер)

7. Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зеленый.

Любит снежную тайгу.

(Олень)

- Ребята, лес – родной дом для диких животных, деревьям, растениям, насекомым. А мы – гости в лесу. Его надо беречь! И должны правильно вести себя.

8. Знакомство с пословицами:

- Люди сложили много пословиц о лесе. Давайте, запомним их.

1.«Лес – богатство страны».

2.«Лес – богатство и красота – береги свои леса».

3.«Много леса – не губи,

Мало леса – береги

Нет леса - посади».

4. «Люби лес, люби природу –

Будешь мил всему народу!»

Хантыйка Энны:

- А ещё народы Севера считают березу кусочком небесной жизни. Берёза - это дерево святое. Священное дерево. Они повязывают на березку разноцветные, красивые ленточки и загадывают желания. Эти желания обязательно сбываются. Давайте и мы с вами подойдем к березке, загадаем свои желания и повяжем на веточки ленточки. Но мне пора в путь - дорогу. До свидания, ребята!

- До свидания, Энны! Спасибо тебе большое! На этом наше путешествие закончилось, и мы возвращаемся с вами в детский сад.

9. Итог занятия:

- Что нового вы сегодня узнали?

- Кто к нам пришла в гости?

- Что вам понравилось больше всего?

- Мы с вами узнали много нового из нашего путешествия по Югре? Вам понравилось путешествие в тайгу? Мне тоже очень понравилось наше путешествие. Вы были все молодцы! И я вам дарю вот эти амулетики, надеюсь, вы будете защитниками нашей Матушки-природы!

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ РОССИИ: ГИМН.
СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА
«КАК ТРУДЯТСЯ МОИ РОДИТЕЛИ»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Цели: закрепить знания о названиях разных стран, о названии родной страны; познакомить детей с символикой России – гимном; воспитывать патриотические чувства (любовь и уважение к Родине) через художественное слово, музыку; развивать внимание, мышление, речь.

Целевые ориентиры дошкольного образования: имеет представление о государственных символах России; самостоятельно составляет небольшой рассказ на заданную тему; с интересом разгадывает загадки; умеет поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения; выражает положительные эмоции (радость, восхищение)  при  прослушивании  и  исполнении  музыкальных произведений:  «Окрась  музыку»,  «Угадай  сказку»  (муз. Л. Н. Комиссаровой, Э. П. Костиной).

Материал: плакат с нарисованной березкой без листьев; березовые листики из зеленой бумаги, клей; глобус, карта мира, указка; портреты композитора А. Александрова и поэта С. Михалкова; магнитофон, аудиозапись государственного гимна России; загадки о профессиях.

Содержание
организованной деятельности детей

1. Вводное слово воспитателя.

На полянке девчонки

В белых рубашонках,

В зеленых полушалках.

                        (Березки.)

– Дерево березка – символ России. У каждой страны на земле, у каждого государства есть свои символы. Кто знает, какие они? Зачем они нужны? Как вы думаете?

– У нашей березки сильный ветер сорвал листочки. Чтобы украсить березку новыми листочками, нам надо выполнить задания. Если вы справитесь с заданием, то сможете наклеить листочек на веточки березки.

2. Беседа о государственных символах России: гимн.

– Ребята, что такое гимн? Гимн это самая главная музыка в нашей стране. Это песня о нашей стране, о том, как мы её любим. Когда играет гимн России, то нужно встать и слушать его стоя. Когда мы встаем во время звучания гимна, мы выражаем своё уважение к нашему государству, нашей стране. Послушайте слова нашего гимна. Его написали композитор А. Александров и поэт С. Михалков.

Россия – священная наша держава,

Россия – любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава –

Твоё достоянье на все времена!

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая –

Хранимая Богом родная земля!

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу даёт наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

– Сейчас я предлагаю вам послушать гимн России.

Звучит гимн РФ.

– Какие чувства у вас возникли, когда вы слушали гимн России? Где вы его ещё слышали?

– Гимн звучит на торжественных мероприятиях, соревнованиях.

– А сейчас я хочу рассказать вам о другом нашем символе – гербе России. Раньше в нашей стране был вот такой герб (показывает). Страна наша называлась СССР – Союз Советских Социалистических Республик. Как теперь называется наша страна? (Россия.)

3. Развитие  голоса  и  слуха.  «Окрась  музыку»,  «Угадай сказку» (муз. Л. Н. Комиссаровой, Э. П. Костиной).

4. Составление рассказа из личного опыта «Как трудятся мои родители».

– Послушайте загадки и догадайтесь, о каких профессиях в них говорится.

Он и волк, и Дед Мороз,

И смешит ребят до слез,

В прошлый раз был педагогом,

Послезавтра – машинист,

Должен знать он очень много,

Потому что он – … (артист).

Вот на снимке вся семья,

Посмотрели – весело.

Кто вам снимок сделал? Я!

Кто я по профессии?

                        (Фотограф.)

Встаем мы очень рано,

Ведь наша забота –

Всех отвозить по утрам на работу.

                        (Водитель.)

Его работа в глубине, на самом дне,

Его работа в темноте и тишине.

Труд его очень непрост,

Как космонавт, плывет он среди звезд.

                        (Водолаз.)

Кто в дни болезней

Всех полезней

И лечит нас от всех болезней?

                        (Врач.)

Игра «Узнай профессию».

Трактор водит… (тракторист),

Электричку… (машинист),

Стены выкрасил… (маляр),

Доску выстругал… (столяр),

В доме свет провел… (монтер),

В шахте трудится… (шахтер),

В жаркой кузнице… (кузнец),

Кто все знает… (молодец)!

– Какую бы человек ни выбрал для себя профессию, он должен выполнять свою работу добросовестно, с любовью, чтобы не получилось так, как в стихотворении Р. Сефа «Странное дело».

Странное дело,

А может быть, нет.

Жил-был на свете

Когда-то сапожник.

Был он сапожником

45 лет,

Но про него говорили:

Художник!

Странное дело,

А может быть, нет.

Жил-был на свете

Когда-то художник.

Был он художником 70 лет,

Но про него говорили:

Сапожник.

Странное дело,

А может быть, нет.

– Расскажите о том, где и кем работают ваши родители, что входит в их обязанности. Какая их работа: трудная, легкая, интересная, серьёзная?

5. Рефлексия.

– Наклейте листочки на веточки нашей берёзки.

– Посмотрите, какая нарядная березка у вас получилась. Теперь она сможет в жаркий день укрыть нас от солнца и приютить в своих ветвях птиц. Так же мы должны любить и украшать нашу Родину. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года №68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"

Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года №68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"...

Ознакомление старших дошкольников с природой Югры "Сладкая Югринка"

Презентация к занятию по уточнению представлений о природе северного края....

Консультация для родителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (ХМАО-Югра)

Консультация для родителей , в котрой знакомлю с историёй образования Ханты- Мансийского автономного округа-югра....

Закон Ханты-мансийского автономного округа – Югры от 1 июля 2013 года № 68-оз «Об образовании в Ханты-мансийском автономном округе – Югре»

Статья 6. Инновационная деятельность в сфере образования автономногоокруга1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, и иныедействующие в сфере образования организации, а также их объ...

Момзикова Надежда. Анализ проекта на тему: «ЮГРА – НАШ ДОМ РОДНОЙ» для детей старшего дошкольного возраста. МБДОУ № 74 "ФИЛИППОК". ХМАО-Югра, г. Сургут.

Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребен...