"Мяд тер" Моя семья
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Серегина Анастасия Алексеевна

Цели:- Формирование и развитие умений и навыков аудирования и говорения     в известных и новых учебно-игровых ситуациях по теме.

  - Обогащение словаря детей существительными, обозначающими членов семьи (Нися, небя, ири, хада, нека, нябако, папако) глаголами, обозначающими   действия (падна, толангу, инзеле, нгорнга и т.д)  

- Закрепление и активизация усвоенных ранее глаголов.

- Формирование умения понимать предложения с вопросительными словами, отвечать на вопросы это кто? Что делает?

- Закрепление умений и навыков правильного произношения ненецких  звуков и их сочетаний.

- Воспитание любви и бережного отношения к членам своей семьи, предметам быта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_semya.doc263 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Сеяхинский детский сад «Олененок»

Открытая организованная деятельность в старшей группе на тему: « Мяд тер»

                                                                   Выполнила: преподаватель родного (ненецкого) языка

Серегина А.А.

                                                               

                     

с. Сеяха 2020 г.

ТЕМА: Моя семья.

Цели:- Формирование и развитие умений и навыков аудирования и говорения     в известных и новых учебно-игровых ситуациях по теме.

  - Обогащение словаря детей существительными, обозначающими членов семьи (Нися, небя, ири, хада, нека, нябако, папако) глаголами, обозначающими   действия (падна, толангу, инзеле, нгорнга и т.д)  

- Закрепление и активизация усвоенных ранее глаголов.

- Формирование умения понимать предложения с вопросительными словами, отвечать на вопросы это кто? Что делает?

- Закрепление умений и навыков правильного произношения ненецких  звуков и их сочетаний.

- Воспитание любви и бережного отношения к членам своей семьи, предметам быта.

Наглядные пособия: семейный цветок «Ромашка», презентация с изображением «Важенка с олененком», «Собака с щенком», «Корова с теленком» предметные картинки: очки, ягушка, малица, и т.д, кубик с изображением членов семьи, шесты для игрушечных чумиков.

Ход занятия

1.Педагог: Ӈани торова! Здравствуйте, ребята. Сегодня на занятие вас пригласила поиграть девочка.

Знакомьтесь, это девочка Едейне. Давайте вы тоже скажете, как вас зовут.

-Пыдар Хибян? (Как тебя зовут?) – Мань нюми… (Ответы детей)

  2.Педагог:  Сейчас  мы  с вами соберем цветок  семьи. Назовите  мне, пожалуйста, членов  семьи на ненецком языке.

Дети: Нися, небя, ири, хада, нека, нябако, папако. Папа, мама, бабушка, дедушка, брат, сестра, младшая сестра и брат. (каждый ребенок называет члена семьи и присоединяет лепесток к серединке).

  – Кто знает, как называется этот цветок? (Ромашка символ семьи и верности)-  

  Педагог:  У  нас  получился  красивый  цветок – «Семья».

Ребята, - сколько человек в этой семье?

Дети: Ӈопой, сидя, няхар, тет, самляӈг, мат, сиив, сидндет.

 3. Воспитатель:  А теперь, покажите мне ваши ручки.  В какую игру мы с вами сейчас поиграем?

 Разгибают из кулака пальцы и  сопровождают движения текстом.

Тюку ӈуда тарка – ири,                      Этот пальчик – дедушка,

Тюку ӈуда тарка  - хада,                     Этот пальчик – бабушка,

Тюку ӈуда тарка – нися,                     Этот пальчик – папа,

Тюку ӈуда тарка – небя,                     Этот пальчик – мама,

Тюку ӈуда тарка – мань.                    Этот пальчик – я!

Мань мяни  тер.                                               Вот и вся моя семья!

А теперь я буду говорить вам предложения, а вы должны показать в движением.

-Мань паднам. – Я рисую.

-Мань инзелем. – Я слушаю

-Мань ядам. – Я иду.

- Мань сюрбидм. – Я бегу и т.д.

  4.Педагог:  - Ребята,у Едейне есть волшебная шкатулочка. Я пыталась ее открыть, но у меня ни чего не получилось. Может вы попробуете. Для того, чтобы коробка открылась, надо рассказать стихотворение.

Дети: (рассказывают стихотворение «Морошка»).

Морошка, морошка

Тоненькая ножка,

Ягодки фонарики сладостью одарят,

Солнца луч в окошке,

Золотые рожки, вышла я из чума нет ни где морошки.

  Шкатулочка открывается и в ней находятся предметные картинки.

  Воспитатель:  Сейчас мы с вами поиграем в игру «Кому дадим?»

Игра  «Кому  дадим?»

  Воспитатель:   Тюку ӈамгы? Что  это?

  Дети: Это  малица.

  Воспитатель:   Мальцям хибян  митава?

  Дети: Очки(пэ сэв)  дадим  дедушке и т.д

  5.Педагог: А сейчас пришло время отдохнуть.

   Физкультминутка «Тэвасико »

Тэвасико санарӈа,         Тэвасико, пэдаран’ хань”,

Сэракоця санарӈа,                                 Сэракоця, пэдаран’ хань”

Тарем’, тарем’ санарӈа.                        Тарем’ тарем’, пэдаран хань”

Тэвасико, тяха’ иле”

Сэракоця, тяха’ иле”

Мань сит ӈэдаӈудм’,

Тарем’ тарем’ ӈэдаӈудм’

  6..Педагог:  - А ещё Едэйне принесла вам веселый кубик. Давайте вместе поиграем.

Игра «Веселый кубик».

На гранях кубика картинки: папы, мамы, бабушки, дедушки, мальчика, девочки в действиях. Ребёнок бросает кубик, называет  кто это и отвечает на вопрос:

- Нися ӈамгэм пэрӈа?  Нися ханзадм сертаби.       - Что делает папа? - Папа делает нарту.

-Небя ӈамгэм пэрӈа? Небя евэйм пиреби. Что  делает мама? – Мама варит суп.

-Хасава ню ӈамгэм пэрӈа? Хасава ню книгам толаби. Что  делает сын? – Сын читает книгу.

-Хада ӈамгэм пэрӈа? Хада сэдора.Что  делает бабушка? – Бабушка шьет.

- Ири ӈамгэм пэрӈа? Ири нгамды. Что  делает дедушка? – Дедушка сидит.

8.  Воспитатель:  - Ребята, посмотрите на презентацию и скажите,  можно ли сказать, что на этих картинках изображена семья? Почему?

Дети:  Да, (Ответы детей)

 Рассматривание иллюстраций:  

Вам нужно соединить маму и детеныша

Юно, тэваси, варк, курица

 

9. Педагог:  Ребята, посмотрите какой у Едэйне красивый чум? Как на ненецком -чум? А еще у Едэйне есть куклы, но у этих кукол нет чумиков. И сейчас , я предлагаю вам построить для них чумики. Один чум будут делать мальчики, другой девочки.

Педагог: Молодцы, ребята. Вы все сегодня очень старались. А вам понравилось занятие? А теперь нам пришло время прощаться. Лакамбой! До свидания, ребята!

Дети: Лакамбой! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»

Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...

«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»

  Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...

План проведения открытого мероприятия по работе с семьей Мы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем!

План проведения открытого мероприятияпо работе с семьейМы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем! Цель:  создание условия для успешного взаимодействия детского сада и семьи.Задачи: ...

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"...

Взаимодействие семьи и ДОУ в рамках мероприятий клуба молодых семей "Молодая семья"

Создание условий, направленных на формирование в молодых семьях здорового образа жизни, морально-психологического климата, необходимого для успешного развития личности ребёнка....