Кружок для детей старшего дошкольного возраста "Талантливый читатель"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

 

Кружковая работа направлена на приобщение детей старшего дошкольного возраста к чтению художественной литературы, на знакомство дошкольников с детскими произведениями писателей  и поэтов Пермского края. В программе прописаны темы, задачи, содержание и формы работы с детьми по темам. Разнообразие форм: драматизация, инсценировка, заучивание, рисование, викторина, прослушивание аудио записи, позволяют ребенку незаметно войти в увлекательный мир Детской книги. Прилагаются дополнительные материалы (картотеки дидактических игр и художественных произведений, методические рекомендации, требования к оформлению мини библиотеки в группе), которые помогут педагогу в реализации кружковой деятельности в детском саду.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_talantlivyy_chitatel.docx111.23 КБ

Предварительный просмотр:

План кружка

 для детей дошкольного возраста

«Талантливый читатель»

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие

Разработчик :    Сарварова З.Ф. ,воспитатель  

Пермский край, г. Березники

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Знакомство с творчеством Л. Кузьмина

4

2

Знакомство с творчеством В. Воробьева

4

3

Знакомство с творчеством Л. Давыдычева

4

4

В гостях у сказки (знакомство со сказками народов Прикамья)

4

5

Поэтическая тетрадь. Знакомство с лирическими стихами прикамских авторов

3

6

Знакомство с творчеством Вл. Соколовского

1

7

Поэтическая гостиная. Встреча с поэтами Березников (Л Ильиных, С. Посохина)

2

8

Знакомство с творчеством Л. Решетова

2

9

Знакомство с творчеством А. Гайдара

2

10

Знакомство с творчеством Ев. Пермяка

2

11

Знакомство с творчеством Е. Трутневой

1

12

Дидактические игры по речевому развитию (на материале местных авторов)

3

Перспективный план работы кружка «Талантливый читатель»

Тема

Задачи

Содержание и формы работы с детьми

Материальное обеспечение

1,2,

3,4

В гостях у сказки

Занятие № 1,2 3

Продолжать знакомить детей с сказками народов Прикамья. Формировать умение рассказывать об эмоционально значимых событиях, потребность задавать вопросы о поступках героев сказок, о своих действиях в аналогичных ситуациях. Продолжать учить внимательно слушать литературное произведение.

Занятие № 4

Учить детей воспринимать образное содержание произведения; закреплять знания о  жанровых, композиционных особенностях сказки, языковых особенностях прикамской сказки

Занятие 1, 2, 3

  • Чтение сказок, беседа по содержанию
  • Д/и « Соединяй!», «Отставай и забегай вперед!»

Занятие № 4

  • Драматизация отрывков (Выполнение домашнего задания)
  • Д/и «Узнай сказку по одному событию»
  • Чтение отрывков по просьбе детей

Кн. Десять сказочников пол одной крышей

5,6,

7,8

Знакомство с творчеством писателя Л. Кузьминым

Занятие № 1

Вызвать интерес к личности и творчеству писателя. Помочь понять смысл стихотворения, через выразительное чтение, вопросы по содержанию. Упражнять детей в подборе сравнений, синонимов.  Антонимов, воспитывать стремление к точному словоупотреблению

Занятие № 2

Формировать целостное восприятие художественного текста в единстве содержания и художественной формы; учить выразительно передавать образ героев стихотворения с использованием элементов  костюма, передать свои впечатления в рисунке

Занятие № 3

  Закрепить знания о творчестве Л. Кузьмина, учить выразительно читать наизусть стихи, передовая интонацией свое отношение, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения. Вызвать желание выступить перед детьми.

Занятие № 4

Углубить и расширить  знания о творчестве Л. Кузьмина, воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание произведения. Закреплять умение  выразительно читать стихи.

Занятие № 1

  • Знакомство с книгой
  • Чтение стихов
  • Упражнение «Скажи по-другому»
  • Упражнение «На кого похоже»

Занятие № 2

  • Заучивание стихов (с заданием на дом)
  • Инсценировка стихов.
  •  Рисование на тему «Мой любимый герой»

Занятие № 3

  • Вечер поэзии по страницам любимой книги.
  • Упражнение «Скажи по-другому»

Занятие № 4

  • Викторина «Угадай – кА»
  • Инсценировка стихотворения «Зернышко»

Книги «Золотая колыбель», «Шел один чудак» и др.,

портрет писателя

9,10,

11,12

Знакомство с творчеством писателя В. Воробьевым.

Занятие № 1

Начать знакомство детей с творчеством В. Воробьева, познакомить детей с авторскими  сказками,  подвести к осознанию художественных образов сказки.

Занятие № 2

Развивать у детей способность к целостному восприятию сказки в единстве её содержания и художественной формы; закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) сказочного жанра

Занятие № 3

Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, подвести к пониманию идеи произведения, связать её со значением пословицы.

Занятие № 4

 Систематизировать и углубить знания детей о творчестве В. Воробьева. Учить детей узнавать сказку по небольшому отрывку, передать в рисунке образ любимой (сказочной) сказки.

Занятие № 1

  • Рассказ педагога о биографии В. Воробьева
  • Упражнение «Сказочные фразеологизмы»
  • Чтение сказок

Занятие № 2

  • Чтение сказок, беседа
  • Словесная игра «Непоседа, где ты был?»
  • Упражнение «Вместо точек вставьте название животных»

Занятие № 3

  • Рассмотреть карту Пермской области. Показать город Кунгур, связать со сказкой «Ерш – рыба кунгурская»
  • Чтение сказки
  • Д/и «Найди все части картинки»
  • «Найди все части картинки!»
  • Упражнение «Пословицы шутят»

Занятие № 4

  • Д/игра «Я начну сказку, а ты узнай ее»
  • Рисование «Моя любимая сказка»

Книга «Сказки»,

карта Пермской области,

портрет.

13,14,

15

Поэтическая тетрадь. Знакомство с лирическими стихами прикамских авторов

Занятие № 1

Углублять знания детей о особенностях природы в разные времена года; формировать эстетическое восприятие картин природы, художественных текстов; передавать образы природы в рисунке и словесном описании

Занятие  № 2

Вызвать у детей чувство любования, восторга перед красотой родной природы, желание выразить в слове свои переживания и впечатления; учить эмоционально воспринимать образное содержание художественных текстов.

Занятие № 3

Закреплять представления о  жанровых особенностях стихотворений; осмысливать значение образных выражений

Занятие № 1

  • Д/и «Времена года»
  • Чтение стихов
  • Подбор подходящей иллюстрации к тексту
  • Рисование по понравившемуся стихотворению

Занятие № 2

  • Рассматривание репродукций картин, определение времен года, изображенных на них
  • Прослушивание грамзаписи авторских стихов и песен (О. Плотников)
  • Чтение стихов, определение средств выразительности
  • Сочинение четверостиший на заданную тему

Занятие № 3

  • Беседа с детьми на тему мое любимое дерево
  • Чтение стихов о деревьях,
  • Как вы поняли выражение…
  • Заучивание одного из стихотворений (по выбору детей)

Сборники стихов,

иллюстрации разных времен года, краски, бумага

16,17,

18,19

Знакомство с творчеством писателя Л. Давыдычева.

Занятие № 1

Уточнить знания  детей о творчестве писателя Л. Давыдычева; учить осмысливать и оценивать характеры персонажей его произведений; формировать внимание к художественному слову

Занятие № 2

Познакомить детей с рассказом «Про чумазого Федотика». Продолжать знакомство с писателями Пермского края,  учить воспринимать литературного героя в его разнообразных проявлениях (внешний вид, поступки, переживания, мысли), давать оценку действиям и поступкам героев.

Занятие № 3

Познакомить детей с произведением  «Не в варенье счастье». Закреплять представления детей о хороших и плохих поступках; о взаимосвязи эмоционального состояния, настроения взрослых и поведением детей.

 

Занятие № 4

Познакомить детей с произведением «Про Лебеду – беду – беду и про Беду – беду – Ябеду», Углубить и расширить  знания детей о творчестве Л. Давыдычеве; воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание произведений. Развивать умение передавать содержание услышанного последовательно.

Занятие № 1

  • Разговор о творчестве писателя с показом портрета и рассматриванием книг
  • Чтение отрывков из произведений
  • Д/и «Сочиняем рассказ по концовке»

Занятие № 2

  • Чтение рассказа
  • Беседа по содержанию
  • Подбор пословиц, подходящих к идее произведения
  • Упражнение «От одного до ста»

Занятие № 3

  • Чтение рассказа,
  • Заполнение альбомов с рассказами и  рисунками детей  на аналогичную тему

 Занятие № 4

  • Чтение
  • Разговор с детьми по содержанию, с использованием личного опыта
  • Д/и «Узнай историю по одному их событий»

Портрет писателя,

книги пермского издательства,      «Оляпка № 5», «Оляпка № 7», иллюстрации

20, 21

Поэтическая гостиная.

Встреча с поэтами Березников (Л Ильиных, С. Посохина)

Формировать чувство гордости за свой родной край, богатый талантливыми знаменитыми людьми; стремление быть на них похожими; любовь к своей малой Родине.

Встреча с писателями-земляками (присутствуют дети, родители, сотрудники детского сада)

Выставка книг

22

Сказочная азбука

Познакомить с творчеством  Вл. Соколовского, открыть мир словесного искусства, воспитывать интерес и любовь к книге, умение её слушать и понимать.

  • Чтение
  • Рассматривание иллюстраций

Кн. «Сказочная Азбука», составитель

Вл. Соколовский

23, 24

Знакомство с творчеством поэта А. Решетова

Занятие № 1

Продолжать детей знакомить с творчеством А. Решетова. Помочь запомнить авторские средства выразительности, различать литературные жанры: стихотворение, рассказ

Занятие № 2

 Учить детей интонационно выразительно передавать любование картиной природы при чтении стихотворений, учить замечать  изобразительно-выразительные средства

Занятие № 1 

  • Просмотр слайд-шоу о жизни и творчестве поэта
  • Чтение стихов, отрывков из рассказов А. Решетова
  • Д/ и «Определи жанр произведения»

Занятие № 2

  • Рассматривание иллюстраций к произведениям Решетова,
  • Чтение стихов педагогом и заранее подготовленными детьми
  • Д/и «Кто внимательный?»
  • Д/и «Рифма»

Сборники стихов,

Кн. «Зернышки спелых яблок»,

портрет

25, 26

Знакомство с творчеством писателя Е. Пермяка

Занятие № 1

Систематизировать и углубить знания о творчестве Е. Пермяка.

Учить осмысливать и оценивать характеры персонажей его произведений; развивать точность, выразительность, ясность изложения мыслей

Занятие № 2

Вызвать интерес к тем, кто помогает авторам донести содержание произведения до детей, отметить, почему на один и тот же текс художники иллюстраторы используют разные средства выразительности.

Занятие № 1

  • Рассказ о жизни и творчестве Е. Пермяка
  • Прослушивание аудиозаписи произведений Е. Пермяка
  • Беседа по содержанию произведений
  • Упражнение «Соревнование «Кто больше»
  • Д/и «Любопытный»

Занятие № 2 

  • Рассматривание с детьми книг Е. Пермяка, но с иллюстрациями разных авторов.  
  • Д/и «Что придумал художник»
  • Чтение отрывков по заказу детей
  • Д/ и «Поле чудес»

Книги Е. Пермяка. портрет,

аудиозапись, магнитофон

27, 28

Знакомство творчеством  писателя А.Гайдара

Занятие № 1

Продолжать знакомить с литературой Прикамья. Уточнить знания детей о творчестве А. Гайдара. Учить детей сочувствовать и сопереживать героям литературных произведений, учить соотносить свое поведение и героями литературных произведений

Занятие № 2

Продолжать учить детей «читать» произведение искусства – иллюстрации к произведениям А.Гайдара, находить выразительные средства, используемых художником для передачи основной мысли произведения. Закреплять навыки речевого общения, умение составлять фантазийный рассказ

Занятие № 1

  • Рассказ детям о биографии А. Гайдара
  • Чтение  отрывка из рассказа «Голубая чаша»
  • Подбор пословицы, подходящей по смыслу
  • Придумайте небольшой рассказ по пословице «Шило в мешке не утаишь»
  • д/и «Кто за кем появляется»

Занятие № 2

  • Рассматривание иллюстраций
  • Чтение отрывков к произведениям, иллюстрации к которым дети назвали
  • Д/ и  «Что придумал художник»
  • Д/и «Что после чего случается?»

Книги А. Гайдара,

Портрет

29

Знакомство с творчеством поэта  Е. Трутневой

Продолжать знакомить с произведениями авторов Прикамья, воспитывать чувство гордости за земляков. Активизировать пассивный словарь дошкольников, учить пользоваться различными средствами интонационной выразительности: темпом, ритмом речи, логическим ударением.

  • Чтение
  • Рассказ педагога о поэте
  • Конкурс чтецов
  • Игротека: «Войди в картинку!», «Составь рассказ»

Книги Е. трутневой, портрет,

дипломы  для награждения победителей конкурса

30

Художественная, речевая, театрализованная, изобразительная деятельность по произведениям детских писателей

Формировать интерес к книге – источнику знаний. Работа проходит под девизом: «Страница книги помогает людям жить, и работать, и учиться, и Отчизной дорожить». Продолжать учить передавать  свои впечатления от услышанного изобразительными средствами.

  • Презентация выставки книг
  • Составление рассказов «Мой любимый автор»
  • Драматизация отрывков из произведений, предложенных детьми
  • Рисование «По страницам любимых книг»

Выставка книг прикамских авторов, альбомы, краски, предметы ряжения

31

Русская старина

(фольклор прикамья)

Открыть мир словесного искусства,

воспитывать умение внимательно слушать фольклор, эмоционально откликаться на него; формировать интонационную выразительность речи в процессе исполнения и обыгрывания потешек, воспитывать любовь к устному народному творчеству.

  • Обыгрывание потешек,  закличек
  • Загадывание загадок
  • Анализ образных выражений

Сборники народных песенок, фольклора

32

Литературная викторина

Закрепить, систематизировать знания детей о литературных произведениях. Прочитанных за год, об особенностях разных жанров.  Заинтересовать детей жизнью и творчеством земляков: вызвать желание познакомиться с их произведениями и лично с живущими ныне.

  • Викторина (дети делятся на 2 команды книголюбов и выполняют задания, обозначенные на карте)

1. «Узнай автора по фрагменту»

2. Отобрать из стопки книги заданного автора,

3. Кто больше назовет произведений …,

4. Прочитать стихотворение, подходящее под иллюстрацию и др.

Выставка книг пермских авторов,

портреты писателей, подборка книг, атрибуты к соревнованиям, карта-схема последовательности выполнения заданий.


Содержание приложений

№ 1 Приемы, рекомендуемые к использованию при знакомстве старших дошкольников  с художественными произведениями

№ 2 Картотека дидактических игр

№ 3  Схема работы с произведением

№ 4 Оформление и содержание уголка по развитию речи

№ 5 Сообщение «Знакомство  старших дошкольников с  произведениями писателей Прикамья»

  1. № 6 Литературная беседа по произведениям детских писателей Прикамья

№ 7 Литературная викторина по стихам Льва Кузьмина «Угадай-ка»

  1. № 8 Беседа по сказкам В. Воробьева

№ 9 Словесно – дидактическая игра «Угадай героя»


Приложение № 1

Приемы, рекомендуемые к использованию при знакомстве старших дошкольников  с художественными произведениями

У старших дошкольников продолжают развивать интерес и любовь к художественной литературе. Значительно усложняются задачи, которые педагог решает, знакомя ребенка шестого года жизни с произведениями различных жанров. У детей воспитывают способность замечать некоторые выразительные средства. Учат определять и мотивировать свое отношение к героям произведения. Формируют нравственные критерии оценки. Дошкольников учат также выразительно читать стихи, при пересказе литературного текста соблюдать смысловые паузы, интонации, соответствующие характеру произведения, переживаниям героев.

Сказки

Беседа по содержанию произведений должна не заслонять от ребенка только что услышанную сказку, а как бы «высветлить» ее, повернув к малышу всеми гранями, а затем еще раз представить (показать) ее во всей целостности.

Рассмотрим приемы, которые являются наиболее эффективными в беседах по сказкам. Условно их можно разделить на приемы, помогающие лучше разобраться в содержании произведения, и приемы, способствующие более полному проникновению в образный строй и язык сказки.

Приемы, помогающие лучше разобраться в содержании произведения 

1. Вопросы. Они должны быть разнообразными по своей направленности. Одни вопросы помогают детям точнее охарактеризовать героев сказки. Предложив вопрос, воспитатель напоминает им соответствующий эпизод, обратить внимание на отдельное слово, фразу, поступок персонажа.

— Какая лиса в сказке «…?», - спрашивает педагог.

— Хитрая, умная, жестокая,— говорят дети.

— И только-то? — удивляется педагог и зачитывает отрывок. Дети приходят к выводу, что лиса еще и находчивая, предприимчивая, заранее обдумывает свои действия, настоящая актриса.

Другие вопросы должны помочь детям почувствовать главную идею произведения. Так педагог, выяснив у воспитанников, понравилась ли им сказка и что особенно понравилось, с вопросительной интонацией цитирует фразу из текста, в которой заключена мораль сказки,  предлагает рассказать, что случилось с каждым из персонажей. Затем спрашивает: «Когда же так бывает?» — добиваясь, чтобы дети повторили поговорку, которая заключена в концовке сказки[1].

Для того чтобы дети лучше почувствовали особенности данного жанра, можно предложить им вопросы такого типа: «Почему это произведение называется сказкой?»; «Какие в нем есть черты, типичные для сказок?» и т. п.

2. Рассматривание иллюстраций и накапливание у дошкольников представлений о том, как рисунки художников помогают понять произведение.

Демонстрация рисунков (аппликационных панно). Например, воспитатель показывает рисунок яблони и спрашивает: «Как вы думаете, это волшебная яблоня?» (занятие по сказке «Хаврошечка»). Дети дают отрицательный ответ, ссылаясь на то, что у этого дерева нет серебряных веточек с золотыми листьями и наливными яблочками. Педагог в подтверждение их слов зачитывает соответствующее описание из текста. Затем предлагает детям зажмуриться и представить необыкновенное дерево, а сам в это время заменяет первый рисунок другим — с волшебной яблоней.

С помощью этого приема дошкольников приучают вслушиваться и запоминать описание внешности героя, его костюма уже при первом чтении сказки.

3. Словесные зарисовки. Детям предлагают вообразить себя художниками-иллюстраторами, подумать и рассказать, какие картинки они хотели бы нарисовать к сказке. Слушая высказывания детей, педагог задает вопросы, помогающие ребенку уточнить для себя ту или иную деталь («Как одета Героиня? Какие глаза у ведьмы? Если она такая страшная, как же Героиня не догадалась, что перед ней ведьма?» и т. п.)[2].

В свободное от занятий время дошкольникам предлагают нарисовать задуманные картинки. Воспитатель раздает им листы бумаги одинакового формата. Из готовых работ он отбирает лучшие, делает к ним надписи, мастерит обложку, переплет. Самодельную книгу помещают в библиотеке методического кабинета. На следующий год ее обязательно показывают детям очередной старшей группы, рассказывают, как она была сделана.

Приемы, способствующие более полному проникновению в образный строй и язык сказки.

1. Повторное чтение отрывков из текста по заявкам детей. При таком чтении ребенок полнее воспринимает художественные достоинства произведений, замечает сравнения, эпитеты и другие средства выразительности.

2. По просьбе воспитателя дети припоминают и рассказывают о самом смешном эпизоде, самом грустном, самом страшном; пересказывают описания природы, поступки героя, которые им особенно запомнились.

3. Воспитатель напоминает один из эпизодов и просит рассказать о нем подробнее. Зачитывает соответствующий отрывок, при этом дети договаривают отдельные слова. Можно предложить им провести соревнование: «Чей рассказ окажется интереснее (подробнее)?»

4. Драматизация отрывков, наиболее интересных в плане обогащения и активизации словарного запаса.

Стихотворения и рассказы

На одном занятии можно объединять 2 произведения, ориентируясь на их тематику. Например, после чтения рассказа «Торопливый ножик» Е. Пермяка и беседы по его содержанию дети с удовольствием слушают стихотворение «Неумейка» Я. Акима.

Беседы по содержанию рассказов в целом строятся на основе приемов, которые были рассмотрены при анализе бесед по сказкам.

Рассмотрим приемы, которые могут быть рекомендованы для подготовительной работы:

  1. Воспитатель показывает детям портрет писателя, предлагает вспомнить и назвать его произведения (по памяти, с опорой на наглядность). Это даст ребенку возможность воспринять новое произведение не само по себе, а как стоящее в ряду других созданных писателем. Кроме того, дети лучше запоминают писателя, их представления о его творчестве становятся полнее.
  2. Воспитатель рассказывает детям о действительных событиях, фактах, которые нашли отражение в данном художественном произведении. Тогда авторский текст приобретает для ребенка значимость и весомость.

3.  Педагог выясняет, какие представления имеются у детей о профессии, описанной в рассказе (стихотворении). А после прочтения интересуется, что нового для себя они узнали об этой профессии (например, о службе клоуна в цирке — повесть «Лелишна из третьего подъезда» Л. Давыдычева).

4. С дошкольниками рассматривают картины и иллюстрации, помогающие легче представить описание природы, облик персонажей, о которых рассказано в произведении. Рассматривая иллюстративный материал, дети делятся друг с другом своими наблюдениями, педагог уточняет и конкретизирует их высказывания.

5. С детьми проводят целевую прогулку (прогулки), в процессе которой дошкольники приобретают впечатления, позволяющие глубже понять содержание произведения, его идею.

Заучивание наизусть

Большинство произведений не требует специальной подготовительной работы. Однако в ряде случаев она все-таки нужна.

Например, перед заучиванием стихотворения «Дуб» И. Токмаковой детям следует показать, если есть такая возможность, это мощное дерево, зеленеющее до поздней осени. На занятии, демонстрируя осенние пейзажи, воспитатель предлагает определить, о каком дереве сказано: «Одела осень могучего богатыря в медную броню» (Г. Скребицкий). И, показав дубовую ветку с осенними листьями (натуральную), предлагает сравнить их цвет с цветом медной монетки.

Чтобы воспитанникам было легче понять смысл строчек «Как, февраль, не злился, как ты, март, не хмурься...» («Ласточка» А. Майкова), можно проанализировать с ними календарь погоды в рисунках детей за февраль и март. Тогда они сами подметят, что февраль — месяц вьюг и ветров («злится февраль»), а в марте небо то засияет и заголубеет, предвещая теплые и ясные дни, то вдруг «нахмурится»: наплывают темные тучи, валит мокрый снег и т. д.

Для того чтобы помочь детям запомнить стихотворение, воспитатель может использовать следующие приемы[3]:

1. Предложить воспитанникам назвать отрывки, которые им особенно понравились. Прочитать их при участии детей, выполнив 3—4 заявки.

2. Заранее продумать вопросы в виде цитат из текста, требующие от ребенка повторения Обычно этот прием используется в тех случаях, когда в стихотворении встречаются строчки, которые дети запоминают с трудом или искажают при чтении. Вопросы могут быть адресованы одному ребенку, группе детей, отдельно мальчикам, отдельно девочкам и т. п.

3. Чтение детьми отрывков (5—6 выступлений). Воспитатель поясняет, как нужно прочесть те или иные строчки, поощряет поиски ребенком нужной интонации. В процессе этой работы все дети запоминают текст.

4. Если позволяют возможности произведения, организовать чтение по частям.

Чтобы помочь детям понять настроение стихотворения (лиричное, сказочное, веселое и озорное, праздничное), разобраться в его содержании, воспитатель может  использовать следующие приемы:

1. Предложить детям охарактеризовать стихотворение. Если им это трудно, самому дать 3—4 определения, из которых дети выберут наиболее подходящее.

2. Заранее продумать и предложить детям вопросы, которые помогут им понять смысл авторских определений, сравнений и других выразительных средств («Платон Воронько называет медвежонка «капризуля косолапый». Может быть, это дразнилка?» — размышляет педагог. «Похоже» — соглашаются дети. Однако, подумав, приходят к выводу, что автор не осуждает медвежонка, а симпатизирует, сочувствует ему. И они начинают читать эти строчки по-иному — мягко, задушевно, сочувствуя малышу).

3. Прочитать стихотворение, не сообщая детям его название. Поинтересоваться, понравилось ли оно, предложить поразмышлять, какое название ему можно дать. Подкрепить аргументы детей строчками из стихотворения. Затем сообщить название и попросить запомнить его и фамилию автора.

 

Художественная литература и фольклор имеют огромное значение в деле воспитания человека и, вместе с тем, является одним из могучих средств развития и обогащения речи детей. Перед нами, педагогами детских садов стоит увлекательная задача — заложить в детях семена любви и уважения к книге, к художественному слову, фольклору. В дошкольные годы жизни ребенка мы должны ввести его в прекрасный мир народного творчества, познакомить с бессмертными произведениями русских классиков и лучшими книгами  детских писателей, поэтов и произведениями других народов. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы. Через неё детям становится ближе и понятнее то, что им труднее всего постигнуть: внутренний мир человека, его чувства, мотивы поступков, его отношение к другим людям и природе. Художественная литература раскрывает ребенку действительность разными средствами: через реалистический рассказ или лирическое стихотворение, через сказку, где одухотворяется животный и растительный мир и даже неодушевленные предметы и раскрывается определенная идея.

Художественная литература обогащает эмоции детей. Слушая чтение, рассказывание, дети сочувствуют герою, переживают вместе с ним его приключения, невзгоды и победы. Они негодуют, возмущаются отрицательными персонажами, поступками. Художественная литература воспитывает воображение: увлекательные живые образы книги вызывают у маленьких слушателей конкретные представления. Воображение ребенка следует за течением рассказа, сказки и одну за другой рисует картины. Способность воссоздавать образ по слову чрезвычайно ценна для человека, и эту способность развивает художественная книга.


Приложение № 2

Картотека дидактических игр

УЗНАЙ ИСТОРИЮ ПО ОДНОМУ ИЗ СОБЫТИЙ

Цели: совершенствовать грамматический строй речи, учить правильно употреблять причастия и деепричастия и сложные синтаксические конструкции (сложноподчиненные предложения, причастные и деепричастные обороты), развивать связную монологическую речь, формировать способность к творческой словесной деятельности.

Материалы: иллюстрации к знакомым детям произведениям.

Игровое действие: Внимательно рассмотри иллюстрации к известным тебе произведениям. Попробуй вспомнить их содержание и не ошибиться в ответах.

Назови персонажей произведения, которых нарисовал художник. Какие еще действующие лица есть в этой истории? Какой момент изображен?

Вспомните слова, соответствующие иллюстрации. Назови все предметы, о которых не говорится в книге, которые сам художник придумал и нарисовал.

Попробуй рассказать произведение (эпизод)  от начало до конца. Если не получится, попроси взрослых еще раз прочитать!

КТО ЗА КЕМ ПОЯВЛЯЕТСЯ

Цели: совершенствовать грамматический строй речи, учить правильно употреблять причастия и деепричастия и сложные синтаксические конструкции (сложноподчиненные предложения, причастные и деепричастные обороты), развивать связную монологическую речь, формировать способность к творческой словесной деятельности.

Материалы: иллюстрации к знакомым детям произведениям.

Игровое действие: Сначала рассмотреть иллюстрации к знакомым детям произведениям. Затем рисуем таблицу из 1 строки и 3 столбцов.

Капризка,

Паша,

бабушка

Выбираем одну из иллюстраций. В среднем столбце запишите, со слов детей, имена изображенных персонажей. Вспомните, что происходило до события, нарисованного художником. В левом столбце запишите имена персонажей предшествующего эпизода, а в правом последующего события.

 Расскажи о событиях, следуя тексту произведения. Попробуйте рассказать эти события в обратном порядке, справа налево.

ЧТО ПОСЛЕ ЧЕГО СЛУЧАЕТСЯ?

(работа с моделями)

Цель: обучение дословному, близкому к тексту пересказу. Развитие мышления,  слитности, плавности и выразительности фразы, паузации в стихах и прозаических произведениях.

Воспитание активности, самостоятельности.

Материалы: модели.

Игровое действие: договариваемся с детьми, какие условные знаки, какого персонажа изображают. Затем с  помощью условных знаков дети рисуют схему событий произведения.

Сравним схемы.

Расскажи сказку (эпизод) следуя этим схемам поочередно.

 

ЧТО ПРИДУМАЛ ХУДОЖНИК?

Цель: продолжить учить детей «читать» произведения искусства – иллюстрации к произведениям писателей Прикамья; находить выразительные средства, используемые художниками для передачи основной мысли произведения, конкретизация художественных образов. Закреплять навыки речевого общения, умение составлять фантазийный рассказ. Развивать эмоциональную отзывчивость на художественное произведение. Воспитывать любовь к поэзии, активности, самостоятельности.

Материалы: иллюстрации разных художников  к произведениям.

Игровое действие: внимательно рассматриваем иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению.

 Предлагаем найти сходства и отличия.

Попробуйте рассказать  о событиях из этой сказки (произведения) по первому затем по  второму рисунку. Сравним.

Какие истории получились? (При этом постройтесь упомянуть все подробности, которые сможете разглядеть на рисунках.) В чем сходство и отличие этих историй?

Чем они похожи и чем отличаются?

Вспомните такие слова текста, которые точно соответствуют  обеим иллюстрациям.

Перечисли все, что художник нарисовал в соответствии  с текстом, и все, что он придумал сам.

СОЧИНЯЕМ РАССКАЗ ПО НАЧАЛУ

Обыкновенные и необыкновенные истории

Цель: объясняем детям, что автор литературного произведения имеет право на вымысел. Как и художник,  он работает по воображению, дает волю своей фантазии. Время повествования также выбирается автором рассказа свободно. Обратить внимание на то, что рассказы могут быть  веселыми и грустными, развлекательными и поучительными.

Развивать воображение, воспитывать коммуникативную раскованность, любовь и привычку к интеллектуальным занятиям

Игровое действие:  Вспомните сказку (рассказ)… Сегодня мы с вами  будем придумывать  устные рассказы по началу. Главные герои должны быть те же, а вот ситуации в которые они попали, придумаете вы. В рассказах могут быть и небылицы. Главное, чтобы всем интересно было слушать.

Отметить, что одно и тоже события, бывшее в начале, под влиянием различных обстоятельств заканчивается по разному.

СОЧИНЯЕМ РАССКАЗ ПО КОНЦОВКЕ

Цель: объясняем детям, что автор литературного произведения имеет право на вымысел. Как и художник,  он работает по воображению, дает волю своей фантазии. Время повествования также выбирается автором рассказа свободно. Персонажи и герои рассказа – также плод фантазии автора. Чтобы рассказ понравился, запомнился, нужно не забывать о красоте слова, о возможностях новых слов, слов-характеристик, сравнений. Развивать воображение, воспитывать коммуникативную раскованность, любовь и привычку к интеллектуальным занятиям

Игровое действие: Педагог напоминает детям, что они составляли рассказ  по началу и наблюдали, как одно и тоже событие под влиянием различных обстоятельств заканчивается по разному. А теперь давайте сочиним рассказ по концовке. Мы увидим, что разные события могут иметь один и тот же конец.

Задание. Придумайт6е небольшой рассказ, который заканчивается фразой: «Все сгорело дотла».

Если ребята справятся с заданием, педагог может ограничится общим напоминанием о том, что в рассказах должна быть завязка, а действие должно развиваться неблагоприятно, так как происходит пожар (кульминация) и все сгорает (развязка)

Игровое упражнение СОСТАВЬ РАССКАЗ

Цель: развивать речевое творчество, прививать вкус к  родному языку,  обратить внимание на то, что рассказы могут быть  веселыми и грустными, развлекательными и поучительными. Развивать воображение, воспитывать коммуникативную раскованность, любовь и привычку к интеллектуальным занятиям.

Игровое действие:  предлагаем детям составить рассказы:

  • Опишите словами портрет (по выбору) злого колдуна; доброй феи; прекрасной девушки; богатыря; милой старушки; злобной бабы; мудрого старца;  маленькой собачки и др.
  • Опиши словами (по выбору) цветущий куст сирени; яблоню в цвету; созревшую клубнику; мамин торт; бабушкин пирог; новое платье куклы; семейный альбом.
  • Опиши словами (по выбору) ночное небо; весенний лужок; снегопад; ливень; речку-невеличку; горные вершины.
  • Найдите картинку (иллюстрацию), которая вам нравиться. Составьте рассказ  по этому рисунку.
  • Вспомните смешной случай из жизни. Попробуйте рассказать о нем так, чтобы все рассмеялись.
  • Придумай  рассказ    с веселой концовкой.
  • Придумай рассказ с грустной концовкой.

ПОЛЕ ЧУДЕС

Цель: закрепить знания детей о писателях Прикамья и художниках-иллюстраторах детских книг.

Материалы: доска, мел, фишки

Игровое действие: я буду писать  на доске слова, в которых пропущены буквы. Каждый из трех участников игры отгадывает букву, либо слово. За отгаданную букву выдается одна фишка, за угаданное слово – целых пять. Победит тот, кто наберет больше фишек. (трое участников стоят у доски и отвечают по очереди, следуя правилам, принятым в известном телешоу.)

Примерные слова для игры:

Капризка – название сказки В. Воробьева.

Пермь – горд в Прикамье, где жила и работала Е. Трутнева.

Талисман – предмет, который, по поверью, приносит счастье, удачу его владельцу.

Кузьмин – автор книги для детей «Шагал один чудак».

Токмаков – художник иллюстратор книг И. Токмаковой.

Тумбасов – Прикамский художник и писатель, автор рассказов о животных, наш современник.

НАЙДИ ВСЕ ЧАСТИ КАРТИНКИ!

Цель: добиться полноты описания. Все детали важны. Не надо бояться назвать что-то второстепенное, ненужное. Куда ценней научиться не упускать даже мелочи!

Материал: иллюстрации к произведениям

Игровое действие: - детям дается задание: «Найти все части картинки». Задание понятно и ответить на него легко. Дети старательно перечисляют все, что могут обнаружить. (Например, центральный персонаж  уточка и девочка, но кроме того на картинке изображены трава, забор, корыто, тазик, лопатка и зерно.) Педагог схематично изображает все названное на доске и обводит кружочками.

СОЕДИНЯЙ!

Цель: развитие связной речи. Соединяя два предмета действием, дети образуют полные предложения. Найденные детали используются для нахождения связей, и описание получается очень подробным.

Материал: иллюстрации к произведениям 

Игровое действие: “Найди два кружочка на доске, которые, на твой взгляд, стоит соединить! Объясни, какая между ними связь!” Пожалуй, и это сделать нетрудно. Корыто и зерно: зерно лежит в корыте. Утки и трава: утки ходят по траве. Трава и забор: около забора растет трава. Девочка, тазик и зерно: девочка держит тазик с зерном. И еще многое и многое другое... Теперь есть о чем рассказать!

! Можно использовать как продолжение  игры «Найди все части картинки»

ВОЙДИ В КАРТИНКУ!

Цель: учить детей использовать образные слова и выражения, передавать в речи  свои ощущения. Помочь выражению личных ощущений каждого.

Материал: иллюстрации к произведениям

Игровое действие: “Что ты видишь, слышишь, чувствуешь?” Здесь, конечно, нужно на полную мощность включить воображение, войти в мир ощущений. Детям предлагается подойти к каждому рисунку на картинке и уловить исходящие от него звуки, запахи, ощущения, описать их. Например: «Я слышу, как хрустит зерно в тазике, как скрипит старый забор, как девочка зовет к себе уток... Я чувствую, какая мягкая и сочная трава, какие утки пушистые и как они пахнут, какое зерно круглое и твердое, а корыто шершавое...»

ОТСТАВАЙ И ЗАБЕГАЙ ВПЕРЕД!

Цель: Уточнить представления детей о времени, о быстром и медленном его течении. Напомнить, что в каждом рассказе должно быть начало и конец, а также последовательная цепь событий.  Учить детей рассказывать, последовательно излагая события, происшедшие в знакомом  произведении.

Материал: иллюстрации к произведениям

Игровое действие:

Предлагаем детям вспомнить волшебника Отставай-Забегай, который умеет с разной скоростью передвигаться по временной дорожке. Большой шаг сделает - в другое время года попадет. Маленькими шажками побежит - каждый день или каждый час остановки делать будет. Чтобы легче было за ним следить, воспитательница рисует дорожку времени и отмечает на ней шаги Отставай-Забегая. Отставай - это утро, когда начали развиваться события в произведении (например, девочка проснулась). Забегай делает шаг вперед - что там произойдет? (Девочка умоется, позавтракает...) Предлагаем забежать вперед, что будет потом? (Потом девочка пойдет купаться, а утки будут гулять).

Теперь рассказ имеет и начало, и конец. Он приобрел стройность и завершенность.


Приложение № 3

Схема работы с произведением

Название сказки

  1. Нравственный урок.
  2. Воспитание добрых чувств.
  3. Речевая зарядка.
  4. Развитие мышления и воображения.
  5. Произведение и математика.
  6. Произведение и экология.
  7. Произведение развивает руки.

Количество разделов работы строго не регламентировано, оно может быть больше или меньше, и зависит от полноты и содержания художественного произведения. При этом, предлагаемый текст  выдвигает на первый, главный план лишь одну - две из поставленных проблем, а остальные остаются сопутствующими.

Предлагаем подойти к художественным произведениям  нетрадиционно, взяв за основу наследие Д. Родари и рекомендации авторов ТРИЗ (Г. Альтшуллера. М., Шустерман и др.).

Нетрадиционно – это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать новые концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д.

 Методика выполнения наиболее часто повторяемых заданий и вопросов

  1. «Нравственный урок»

Необходимо пояснение: в чем нравственный урок, главный смысл произведения, на что нацеливает оно маленького слушателя, какие моральные установки закладывает в его душе, в его сознании. Не зря существует поговорка: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Ребенок должен уяснить. Что в произведении, главном герое  хорошо. А что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Здоровая в своей основе, конструктивная идея: все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей – должна стать творческим девизом ребенка.

  1. Воспитание добрых чувств

В воспитании добрых чувств чтение книг занимает не последнею роль. По многим причинам: дети любят героев, они становятся для них родными, близкими, а значит, могут и должны стать примером для подражания. В этой связи следует обратить внимание на значимые в нравственном плане моменты, а именно то. что:

- учит детей сравнивать. Сопоставлять;

- формирует привычку доказывать, что это так или иначе;

- ставит ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая малышу возможность выбора собственной позиции;

- упражняет детей в синхронном выражении чувств и телодвижений, обеспечивая значительно более глубокое сопереживание действиям и поступкам героев.

К примеру:

- Докажи, что Аленка лучше всех;

- Кого тебе жалко в этой сказке;

- Как бы ты поступил на месте…

- как движениями похвалить Павлика.

Нередко здесь используется тризовская игра «Хорошо - плохо».

  1. Речевая зарядка

Тексты произведений расширяют словарный запас. Помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной, логической речи, делая её эмоциональной, образной, красивой. Какие же методы и приемы способствуют  воспитанию красивой речи?

- умение задавать вопросы. Особенно шуточные, героям произведений, к примеру «Капризки»;

- придумать несколько однокоренных слов (поле - полевой, полевод);

- срифмовать два слова (кузнец-удалец), а затем можно и нужно переходить  к рифмованной цепочке и двустишиям как предвестникам словотворчества;

- составить достаточно длинное, распространенное предложение в игре «ОТ каждого по словечку» - «Капризка»- «Капризка пришел»- «Капризка пришел к Павлику»- «Капризка пришел к Павлику и стал» …;

- введение вместо привычного главного героя  придуманного нового персонажа.

- введение частицы не (Не Капризка, а …);

Воспитание чуткости к слову помогут следующие приемы:

- найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;

- сочинить длинное и в то же время смешное слово ( к примеру, о лисе –«пушистохвостая»);

- разобрать слова с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях. Этому способствует правильное ударение (мука- мука), а порой различный контекст (собачий хвост – собачий характер);

- объяснить этимологию слова;

Произнести без гласных букв какое-либо слово  и предложить ребенку узнать его (Например, попробуйте так сказать слово «принцесса»)

  1. Развитие мышления и воображения

Предлагаем детям:

- изобрести новую сказку со знакомыми героями или какой-то эпизод;

    - объединить два коротких рассказа  или сказки  в одну с новым сюжетом;

- придумать старые предметы в новых вариантах (будильник хватает Ивана Семенова за ушки);

- превращать себя и членов своей семьи, друзей в другие одушевленные, а порой неодушевленные предметы;

- составлять фантастические сказки о себе;

- постановка проблемных вопросов  (Всегда ли плохо, когда в грязь полез и рад, что грязна рубаха? – может быть, карапуз полез в лужу  выручать собачку или достать игрушку…);

- метод аналогий ( В каких сказках встречается Баба – Яга?. Герои каких сказок напоминают Капризку?);

5. Произведение и математика

- вопросы типа «Чем похожи, чем отличаются» (Чем похожи и чем отличаются золотое и простое яйцо?);

- вопросы, связанные с барическими чувствами (веса, времени

Сколько весит булава?

Как какое время лиса пробежит 10 метров?

10 суток летела булова – это сколько дней?

6. Произведение и экология

Говоря о природе, важно не упустить, объяснение эволюции, динамики развития предмета или явления (семя – дерево - цветущее дерево - плоды - варенье), приспособляемости организмов к среде обитания.

Помогает осознанию этого игры «А если бы» (А если бы пропал ветер), «Хорошо - плохо», « Вред - польза».

  1. Произведение развивает руки

Детям предлагается что-то сделать: вырезать, склеить, изобразить произведение схематично или методом пиктограмм, показать эпизод текста с помощью мимики. Жестов.

 

Образец работы

(взят из книги Л. Фесюковой

 Воспитание сказкой

М.. ФОЛИО, 2000г.)

Три дочери

(по татарской сказке)

Нравственный урок

 

Кто мать свою забывает,

Того бог покарает

Того люди чураются,

В хату не пускают

Воспитание добрых чувств

- На какую из дочерей похожи вы?

Сказка и математика

- Придумайте задачку на основе сказки в два действия

Речевая зарядка

- Как понимать выражение «лицом

похожие на  светлую луну», «Быстрые как ласточки»?

- Какое слово лишнее: женщина, дочери,

белочка, тазы, пчелка?

- Расскажи о своей маме.

- Подходят ли к сказке пословицы:

- «Добро век не забудется»,

- «Трудно найти – легко потерять?»

Сказка и экология

- Расскажите все, что вы знаете о пчелке,

- Где она живет? Чем питается?

- Какую пользу приносит людям

Развитие мышления и воображения

- А в кого бы вы превратили каждую из дочерей с помощью волшебной палочки?

- Вспомните сказки, где рассказывается о матерях и детях?

Сказка развивает руки

- Методом коллажа изобразите третью дочку или золотую пчелку


Приложение № 4

Знакомство

 старших дошкольников с  произведениями писателей Прикамья

 «Хорошая книга – это подарок, завещанный автором человеческому роду»

Такие слова сказал Адиссон, английский поэт 18 века. Свою актуальность эти слова не утратили и в наше время.

Книга – это духовное завещание одного поколения другому. В книге, как в зеркале, нашла отражение вся наша мгновенная жизнь человека, история его борьбы.

Художественная литература оказывает огромное влияние на умственное, нравственное и этическое развитие детей, является могучим средством  развития и обогащения их речи. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, становится ближе и понятнее внутренний мир человека. Слушая чтение, дети сочувствуют герою, переживают вместе с ним его приключения, невзгоды и победы.

Литература воспитывает воображение, увлекательные образы книг вызывают у маленьких слушателей живые и конкретные представления. Художественное слово дает прекрасные образцы русского литературного языка.

Работу по знакомству детей с писателями Прикамья  начала с подбора литературы. В этом мне оказали помощь родители, сотрудники. Пересмотрев всю литературу, методические рекомендации ученых - практиков подобрала ту, которая соответствует как возрасту детей, так и решению задач, которые ставила перед собой, а именно – формирование эстетического вкуса, интереса к художественному слову, нравственных ориентиров.

Затем сама познакомилась с этими книгами, прочила их. Решила, что оптимально подойдут произведения Л.И.Кузьмина, В.И. Воровьева, Л.И. Давыдычева.

Начала с произведений  Л.И. Кузьмина. В один из вечеров я взяла книгу «Золотая колыбель». Боялась, что детям будет не очень интересно, т.к. книга на внешний вид выглядела более чем скромно. Первое стихотворение «Дом с колокольчиком» детьми было принято очень тепло, они сразу почувствовали глубокий, нравственный смысл стихотворения. В дальнейшем они часто просили о том, чтоб я еще прочитала это произведение. Во время чтения дети помогали мне: проговаривали слова, фразы, и как-то очень быстро выучили это стихотворение, хотя такой цели я не ставила.

С интересом были восприняты стихи о природе: «Лебяжий пух», «Рукавичка», «Алые бусинки», «Ключик», «Родничок», «Антошка».

Обращала внимание детей на то, с какой любовью автор относится к природе.

Теплота его чувств отражена в названии стихов. Эти маленькие поэтические произведения оказались очень похожими детям по их личным переживаниям, ощущениям.

Например: после чтения стихотворения «Рукавички» дети говорили:

Гена Ш.        - «Я однажды тоже потерял рукавичка, так у меня от холода все руки покраснели, а мама мне потом  новые вязала».

Андрей М. - «А у меня перчатки порвались, и руки тоже замерзли и покраснели».

В стихотворении «Лебяжий пух» образно передано явление

снегопада. На вопрос: «Что это за лебедушки?» – Дети наперебой рассказывали, что это снеговые тучи. С большим удовольствием они вспоминали о впечатлениях прошлого и высказывали свои впечатления:

Кирилл П.        - «Я упал в снег, а он такой пушистый, что я глубоко провалился и весь стал снежный, но даже не заплакал».

Сережа П.         - «А мне нравится в снегу валяться».

Много прекрасных мгновений подарила нам эта замечательная книга. Дети с большим удовольствием слушали стихи: «Возвращение слона», «Звездочет», «Башмаки – простаки», «Зернышко», «Сверчок» и другие.

Все эти произведения оказывают на детей большое воздействие, способствуют расширению активного словаря. Ребята узнали новые слова: «чудак», «путешественник», «порт» и другие.

Большинство произведений Л.И.Кузьмина помогали нам решать нравственные задачи. После чтения стихов дети учились сопереживать и становились добрей. У них появлялась потребность совершать добрые поступки. Прочитав стихотворение «Сказки по Яшу» услышала такие высказывания:

Алена Т.        - «Какое смешное стихотворение!»

Денис С.        -«Да, этот Яша, настоящий чудак!»

После обсуждения этого стихотворения дети начала понимать, что чудаки, это такие люди, которые не похожи на всех остальных.

На мой вопрос: «А хорошо быть чудаком?», дети дали положительный ответ:

Юра Я.        - «Я бы тоже хотел быть чудаком. Интересно сидеть на крыше и разгонять облака».

Марина Е.        - «Мне нравится, что солнце испекло пирог, я тоже

        угостила бы всех этим пирогом».

Дина К.        - «А я, если бы была чудаком, посадила бы в землю орех, а из него выросло бы много кукол Барби. Оставила бы себе и подружкам подарила».

После того, как было прочитано все, дети огорчились, им не хотелось расставаться с любимыми героями. Предложила выразить свои впечатления в рисунках. Во время обсуждения работ дети рассказывали о своих любимых героях.

В заключении провела викторину по произведениям Льва Кузьмина. Она показала, что дети знают и любят стихи. При проведении викторины использовала загадки, пословицы, словесные игры типа «Скажи наоборот». «Дальше продолжай» для поддержания интереса и активизации детей.

Затем начала работу по творчеству Владимира Ивановича Воробьева. Показала детям книгу. Ребята прочитали название «Сказки». Рассказала детям о том, что этой книге много лет, ее читали ваши родители, когда они были маленькими. Предложила отремонтировать книгу. Посмотрели иллюстрации, но чтение отложила следующий вечер, что бы вызвать больший интерес к этой книге. С первых страниц сказки оказались интересными для детей, в них содержится много познавательного материала. Дети узнали о среде обитания разных животных. (Бобры дома с крышами, но посреди воды, муравьи – большой дом на сухом месте, один на всех, птицы  вверх тормашками развесили шалашики) – в сказке «Домоседы любопытные»

Через сказку «Где край земли», дети утвердились в знании, что земля круглая.

Обратила внимание детей на то, что в знании некоторых сказок содержатся вопрос «Кто кому должен?», «Отчего звенит комар?», «Кто ночью не спит?», «Кто самый могучий?». Дети отвечали на поставленный вопрос. Многие сказки В. Воровьева осуждают такие человеческие пороки, как лень, зависть, жадность. В этом плане поучительными являются такие сказки «Одевайся – раздевайся Павлик»:

Лиза К.        - «Мне этот Павлик не понравился, одеваться совсем не трудно, у нас все ребята умеют».

Высказывались дети и по поводу «Мамкиного баловня» из сказки «Четыре брата». Я спросила детей о том, как бы они поступили, если были бы четверным братом.

Саша М.        - «Я бы помог убирать колхозникам арбузы».

Таня О.        - «Я бы всем помогла, если бы что – то не умела, попросила чтоб научили».

Все дети осудили этого героя. При знакомстве со сказками Воробьева часто использовала такой прием: предлагала детям поставить себя на место героев.

«А как бы ты поступил?» – Тем самым дается детям право выбора. Есть у писателя сказка «Ерш – рыба кунгурская».

После чтения этой сказки показала город Кунгур. Рассказала о нем, как еще об одном из городов в нашей Пермской области,  тем самым обогатилось знание детей об Уральском крае.

После того, как книга закончилась, сравнила сказки Воробьева с русскими народными сказками. Дети вспомнили, что русские народные сказки начинаются со слов «Жили – были».

А как начинаются сказки Воробьева? – спросила я.

Ирина С.        - «Они начинаются совсем не как сказки, а будто рассказы».

Даша П.        - «Я запомнила, что сказка про раздевайку – одевайку начинается так: «Павлик не умел сам одеваться».

Провела с детьми дидактическую игру «Я начну сказку, а ты узнай ее».

Зачитывала начало русских народных сказок и сказок В.И. Воробьева. Дети получали за ответы фишки, они с удовольствием и без ошибок угадывали сказки, не путали их.

Как-то спросила детей: «А кто же такие герои сказок?»

Саша Б. - «Есть герои животные, насекомые».

Алина - «Я запомнила, что встречаются взрослые люди, а есть просто девочки и мальчики».

А Алена сказала так: «В  этих сказках героев интересно называют «лежебока», «непоседа», «чистюля – белоручка», «брызгун».

В таких беседах были активными все дети, и я старалась выслушать мнение каждого ребенка. На вопрос, а чему учат на эти сказки, ребята  отвечали так:

Дина         - «Если человек попал в беду, нужно ему помочь».

Заключительным этапом в работе над сказками явилась итоговая беседа, которая показала, что все дети хорошо знают сказки. Выявила лучших знатоков: Алена, Дина, Кирилл, Саша Б., Юра, Сережа.

После беседы детьми были выполнены рисунки на тему «Моя любимая сказка».

В этих рисунках дети отразили свои впечатления о сказках. В беседе по результатам рисования дети отразили свои взгляды. Одновременно старалась не оставлять работу по стихам Л.Кузьмина. Решила провести вечер поэзии. Привлекла к этому родителей, они выучили с детьми стихи. Некоторые стихотворения содержат в себе диалог, их можно инсценировать, ребята с удовольствием сделали это. Инсценировали стихи «Колпак», «Ласточка», «Ванечка», «Ключик», использовали при этом элементы костюма. Проведенный вечер оказался нужным, так каждый ребенок был участником, мог проявить свои способности. Такие мероприятия воспитывают эмоциональные чувства детей, способствуют их дружескому общению.

Выступления в группе не удовлетворили детей, у них появилась потребность как-то реализовать себя, и результатом стал литературный концерт, который мы показали детям соседней подготовительной группы. Ребята приняли нас доброжелательно, громко хлопали каждому чтецу, это давало моральную поддержку, каждый из наших  артистов сумел показать себя.

В свободное время готовила с детьми инсценировку стихотворения Л.Кузьмина «Зернышко» Инсценировка пришлась детям по душе. Они сами проявили инициативу, предлагая прорепетировать еще. Переживали, если кто-то забыл слова, придумывали жесты, подсказывали, где лучше встать во время выступления. Особенно благотворно выло влияние этой инсценировки на Сашу Ш., мальчик по характеру импульсивный, не выдержанной, может без повода обидеть. Хотелось как-то помочь ему, и в то же время, чтоб дети смогли его увидеть с другой стороны, оценить. За роль он взялся не охотно, но не заметно втянулся в нее. Роль чудака пришлась ему по душе. За время репетиций мы не видели проявления его «неустойчивого характера», без труда подчинял свои действия и поступки интересам общего дела.

Инсценировка получилась, и все участники справились со своими ролями.

Одновременно начала работу по творчеству Л.И.Давыдычева. Показала портрет детям. Ребят заинтересовало живой ли писатель, объяснила, что писателя нет в живых, но произведения его остались.

Первым прочитала рассказ «Про чумазого Федотика», дети тепло  восприняли этот рассказ, очень близким им показался Федотик. Они по - доброму смеялись над его причудами. При чтении рассказа «Не в варенье счастье» дети выражали свое отношение к бабе Шуре:  

Таня О.        - «А я бы разрешила набрать ягод столько, сколько им

надо было».

Каждому из детей дала возможность высказать свое мнение. И последний рассказ, который я прочитала детям «Про Ябеду – беду – беду и про Беду – беду – Ябеду», завершила цикл рассказов по творчеству Л.И.Давыдычева.

После чтения рассказов побеседовала с детьми о том, чему учат нас эти рассказы.

Ирина С.        - «Эти рассказы учат нас быть добрыми, всем помогать».

Саша Б.        - «Не жадничать и делиться тем, что у тебя есть».

Гена Ш.        - «И не ябедничать».

Вот такую работу мы сумели провести по знакомству с Пермскими писателями. Сейчас, по желанию детей, мы читаем книгу Воробьева «Капризка».

Таким образом, можно констатировать, что в процессе работы развивалась память детей, речь, расширился словарный запас. Ребята научились преодолевать в себе неуверенность, застенчивость, подчиняться общим правилам.        


Приложение № 5

Оформление и содержание уголка по развитию речи

Младшие группы:

  • Книги разных размеров (большие и маленькие, толстые и тонкие, желательно расположенные на двух полочках).
  • Герои книг – животные, знакомые сказки,
  • Игрушки, скульптуры, альбомы с картинками.
  • «Наши игрушки», «Наши друзья» – альбом, куда вклеиваются и рисуются герои произведений.
  • Картинки с ярко выраженным эмоциональным состоянием.
  • Альбомы с фотографиями мам, пап.
  • Система загадывания загадок.
  1. Средняя группа:

  • Книги разного размера и разной формы.

  • Эмблемы с изображением любимых литературных героев.
  • Шапочки.
  • Содержание книг - перевертыши и небылицы, веселые и грустные, с положительными и отрицательными героями.
  • Модели помогающие воссоздать сказку.
  • Игра в картинках (по произведениям). Игры: «Кто лишний?», «Кто спрятался от лисы?» и т.д.

Старший дошкольный возраст:

1 Книги разных литературных жанров.

  • Журналы мод, предметы быта (сравнить со стариной)
  • Сказки народов родного края.
  • Книги на иностранном языке, но с большими иллюстрациями.

2 Альбом «Откуда пришла книга»

3 Альбом с рисунками и рассказами детей.

4 Аудио записи сказок и рисунков детей.

5 Портрет писателя.

6 Различные виды театра.

7 Выразительные игрушки, куклы разного пола и возраста.

8 Многофункциональные пособия

  • «Волшебные страны» – куда пойдем, с кем, на чем и т.д.
  • игры, задания и упражнения помогающие решать сложные задания. «Подбор слов по  ассоциациям», «Смысл и значения слова».
  1. Модели, схемы, символы:
  • Заучивание стихов;
  • Составление рассказов;
  • Моделирование сказок, трудовых процессов.

Приложение № 6

  1. Литературная беседа

по произведениям детских писателей Прикамья

Программное содержание:

  1. Уточнить и закрепить знания детей о творчестве пермских детских писателей, узнать эти произведения и называть их.

  1. Учить детей давать оценку поступкам героев, высказывать свое отношение к их поведению. Выражать свои мысли в грамматически правильных предложениях.

  1. Учить детей эмоциональному восприятию стихов, сказок, умению инсценировать их, используя элементы костюма.

  1. Воспитывать интерес к произведениям детских писателей, умение выслушать ответ товарища.

Материал:        черный ящик, иллюстрации по стихам Л.Кузьмина; инструменты: молоток, лопата, топор; фуражка, подушка, костюм Чудака, заборчик, надутые шары по количеству детей, лейка, ширма, «зернышко».

Словарная работа:

        активизировать: лежебока, работяга – парень, домоседы, завидовать, чумазый, непоседа;

        уточнить: чудак, чердак, чепчик, без предупреждения

I  часть.        

Дети сидят полукругом.

  • Ребята, сегодня мы поговорим о книгах, которые написали пермские писатели для детей.

 Вбегает Капризка, дразнит детей, говорит им разные, неправильные слова.

Прогоняем Капризку:

  • Уходи, ты нам не нравишься!
  • Из какой сказки был этот герой? (из сказки «Капризка»)
  • Понравился ли вам этот мальчик?
  • Почему?
  • Кто написал книгу о Капризке? (В.И.Воробьев)
  • Каких Пермских писателей вы еще знаете? (Л.И.Кузьмин, Л.И.Давыдычев)
  • А сейчас вернемся к творчеству В.И.Воробьева.
  • Какую книгу он написал для детей? («Капризка», «Солнцева сестра», Сказки)
  • Какие сказки из этой книги вы помните? Назовите.

Давайте поиграем в игру, я спрашиваю, вы – отвечаете.

  • Отчего звенит комар?
  • Кто самый могучий?
  • Кто ночью не спит?
  • Где край земли?
  • Кто, кому должен?

Вношу черный ящик.

  • В этом ящике лежат предметы, о которых вам должны рассказать загадки:

Кланяется, кланяется,

Придет домой – растянется.

                (топор).

        Без рук, без ног, не устает,

        Без остановки, бьет и бьет

        И потому, и потому

        Подвластны гвоздики ему.

                (молоток).

        Землю копала,

        Грядки ровняла,        

        Канаву прорыла

        И не устала.

                (лопата).

        Два брюшка,

        Четыре ушка.

                (подушка).

  • Из какой сказки эти предметы?

(«Четыре брата»)

  • Что писала братья домой своим родителям?
  •  На кого бы из братьев вы хотели быть похожими?
  •  К какой сказке подходит пословица:

     Труд кормит, а лень – портит?

        («О том, как лежебока Неохоткин работягой стал»)

  • Какие три дела он себе выбрал?

(пить, есть, спать)

  • Что из этого вышло?
  • Какими словами говорится про него в конце сказки?

(работяга – парень)

        -   Послушайте еще одну загадку, которую я приготовила для вас:

        Живет спокойно, не спешит

        На всякий случай, носит щит

        Под ним, не зная страха,

        Гуляет … (черепаха).

Показываю картинку черепахи.

  • Кого из друзей не хватает ей?
  • Из какой она сказки?
  • Почему их назвали домоседы – нелюбопытные?
  • А сейчас я опишу героя, а вы угадайте, о ком я рассказала:

Этот герой – мальчик, он не умел сам одеваться и раздеваться. Все это за него делала бабушка. А однажды у них в квартире появился …

  • Кто же появился в квартире?
  • Как называется сказка?

(«Одевайка – раздевайка и Павлик»).

Теперь сказку вам загадает Юра:

        Это девочка, она приехала из города в гости к бабушке. Ей было скучно, и она пошла в лес. Там она помогла лесным жителям.

                («Добрая Катя»)

  • Как звали девочку?
  • Кому она помогла?
  • Как звери отплатили ей за доброту?

А вот Димина загадка:

        Жил – был мальчик, что у кого увидит, сразу начнет завидовать.

  • Как называется сказка?
  • Какие чувства у вас вызывает Витя Завидкин?

Физминутка

Игра «Непоседа, где ты  был?».

Дети встают в круг.

Выбрать Непоседу считалкой – стихотворением «Кот – Воркот»

Непоседа в центре круга.

Дети идут по кругу и говорят:

  • Непоседа, где ты был?

Непоседа:

  • На работу я ходил, главное дело искал.

Дети:

  • Ну-ка, друг наш, не зевай, главное дело выбирай.

Дети  загадывают Непоседе  (пекаря, портного, кузнеца и т.д.)

Непоседа спрашивает:

  • Так какая работа главная?

Дети отвечают:

  • Все работы главные.

II часть.

Выставляю на мольберте три иллюстрации

  • Из произведений какого писателя пришли к нам эти картинки?

Дети называют.

Показ портрета Л.И.Давыдычева.

  • Я буду зачитывать отрывки из произведений, а вы должны поднять соответствующую иллюстрацию и  назвать произведение.

«Когда же дедушка с Олей под проливным дождем, по размытой дороге, топая прямо по лужам, подошли к заветным деревьям, оказалось, что их дочиста обклевали птички, ни единой ягодки не оставили».

        («Не в варенье счастье»)

«Потом он стал нашептывать ребятам друг на друга, и получилось, что все,  кроме него в чем – ни будь да виноваты. Каждый был на кого - ни будь обижен. Дружный класс престал быть дружным».

        («Ябеда – беда – беда и беда – беда – Ябеда»).

«К этому вреени подоспела пора идти на автобусную остановку, и там грустно смотреть, страдать, глядя, как встречаются и прощаются счастливые люди».

        («Чумазый Федотик»)

  • Чему учат нас рассказы Л.И.Давыдычева?
  • О произведениях какого Пермского писателя мы еще не говорили?

(Л.И.Кульмина).

  • Что писал Лев Кузьмин для детей? (стихи)
  • Какие у него стихи? (добрые, веселые, умные, озорные).
  • А теперь посмотрите и угадайте, какие стихи инсценируют для вас наши дети

«Колпак», (предварительно надевают на голову колпак).

«Ванечка»

  • Какие это стихи?

(веселые, грустные, шутливые).

Проведем игру «Угадай героя» (Предварительно выставляю картинки).

Первую загадку загадает Даша.

        Все земли прошел он,

        Все страны увидел,

        Метлой подметал

        Тротуары в Мадриде.

                («Возвращение слона»)

  • Дайте характеристику слону.

Послушайте Динину загадку:

Сшил он чепчик меховой

        В шубу нарядился,

        Но из дома лишь весной

        Выглянуть решился.

                («Зябкий человек»)

  • Какой совет можно дать зябкому человеку?

Теперь настал черед загадке Алины

        Сейчас бы нам увидеть дом,

        С затопленною печкой,

        Тогда бы там нашлись для нас,

        В кастрюлях – каша,

        В кружках – квас

                («Башмаки – простаки»).

  • Какие чувства вызывают у вас башмаки – простаки?

А теперь загадка Саши Б.

        А после ножницы достал

        И по двору гоняться стал

        За рыженькою кошкой

        А изловив ее, чик – чик,

        Кошачьи усики – подстриг.

                («Король Болтуниан IV»).

  • Что можно пожелать этому королю?

И, наконец, загадка Кирилла П.

        Потом на трубу

        Он залез с чердака,

        И начал метлой

        Разгонять облака.

                («Сказка по Яшу»).

  • Как вы относитесь к Яше?
  • На кого бы из этих героев вы хотели бы быть похожими?
  • Почему?
  • Дети, а кто такой чудак?

Высказывания детей.

  • Сейчас про одного такого чудака из стихотворения Л. Кузьмина «Зернышки» вам расскажут и покажут наши ребята.

Инсценировка стихотворения «Зернышко».

Оценка занятия:

  • Вы все хорошо занимались, и за это наш чудак дарит вам по шарику.
  • Лизе за то, что она хорошо запомнила текст и не ошибалась.
  • Дениске за то, что эмоционально рассказал стихотворение.
  • Марине Е. за то, что не стеснялась, отвечала громко и т.д.

Приложение № 7

Литературная

викторина по стихам Льва Кузьмина «Угадай-ка»

Отлично, если в доме есть

Чижик или ежик,

Прекрасно, если в доме

Слоненочек живет,

Но если бы сбывалось

Все то, что пожелалось,

То я завел себе бы ……  что?

(домашний вертолет)

  1. Гражданка восьми с половиною лет

Купила в трамвае счастливый билет.

Гражданка билет положила в портфель

Гражданка сказала: «Быть чуду теперь»

- Кто скажет, что за чудо свершилось, от чего отличная жизнь наступила для Насти, и стала она знаменитою в классе?

Вспомните, чем закончилась эта история, и как она названа?

(«Счастливый билет и перо самописка»).

  1. Кто это?

Он построил новый дом

В доме двадцать печек.

Печь была на чердаке

Печь была в прихожей

И в собачьем уголке

И в кошачьем то же.

(«Зябкий человек»).

  1. Шильцем тонким, маленьким

Подшивает валенки,

С утра своим детишкам,

А под вечер – мышкам,

Ни минуты без хлопот

Не сидит …… Кто?

(Наш кот Воркот)

  1. Из какого стихотворения об одном чудаке эти слова?

Бубенчиков Яша

Упрямый чудак

Все делал иначе,

Все делал не так…

(«Сказка про Яшу»)

  1. О какой чудо – соли идет разговор в сказке «Чудесные камушки»?

Какой город нашей области упоминается при этом?

(залежи каменной соли возле г. Соликамска, г. Березников)

  1. О какой поре идет речь в стихотворении «В лугах»?

Дружно – не грузно

А врозь, хоть брось!

Артельное дело

В лугах началось!

Копна за копною

Растут на виду

Машины и люди

В отличном ладу.

(о сенокосной поре)

  1. Как называется сказка, которая заканчивается так:?

И вот народ без короля

Теперь живет, не тужит,

Врунам не кланяется зря,

А сам себе он служит.

Решает сам своим умом

Что хорошо, что плохо

И навсегда высокий трон

Зарос чертополохом!

(«Король Болтуниан IV»)

  1. Кто кому говорил:

«Я тоже Звездочетом

Желаю в пекле стать!

Мне звезд штук сорок

Не можешь ли продать?»

(Черт – Звездочету, стихотворение «Звездочет»)

  1. Продолжите считалочку

На мосточке из дощечек

Нарисован человечек, …

Он лежал … (лежал, лежал)

Вдруг вскочил и побежал.

Из какого стихотворения?

(«Вот и вышел человечек»)

  1. Чем оказались на самом деле «два мужичка» желтый и красный.

Теперь хозяин их метлой

Долой не выметает,

А бережет и в летний зной

Водою поливает

(репкой и красным перцем)

Почему он за ними ухаживает?

  1. Послушайте стихотворение «Каравай» и скажите о каких профессиях рассказывает поэт?

(о комбайнере, пекаре, машинисте, шофере).

Какие машины помогают человеку из колоска получить плюшки, буханки, ватрушки, куличи?

(комбайн, трактор, мельница, печь)

  1. Как называется сказка, где встречаются Петух, Гусь – не трусь, Лис, которая заканчивается словами:

«Важнее было мир спасти!»

(«Как был весь мир спасен»)

  1. Вспомнить стихотворение, которое начинается словами:

Два простака, два башмака

В осенний день издалека

Шли по глубоким лужам.

Один шагал из каблука,

Второй был и без шнурка,

И, кажется простужен…!

Кто из героев произведения произнес эти слова?

«Что? Башмаки под этот кров?

Гоните в шею дураков,

А то натащат пыли

Дворец наш вовсе не таков,

Что б угощать в нем простаков …»

(Фон – Барон из стихотворения «Башмаки – Простаки»).


Приложение № 8

  1. Беседа

по сказкам В. Воробьева

Программное содержание:

  1. Уточнить и закрепить знания детей по сказкам В.И.Воробьева через вопросы к детям.
  2. Учить детей давать оценку поступкам героев, высказывать свое мнение, строить  грамматически правильные предложения.
  3. Воспитывать дружеские чувства.

Словарь:        активизировать слова: домоседы – нелюбопытные, могучий,  лежебока.

Содержание:

I        Вопросы:

  • Со сказками какого пермского писателя вы познакомились?
  • Какую сказку писателя В. Воробьева ты запомнил?
  • Какая сказка нравится больше других?
  • Почему?

II        В названии многих сказок есть вопрос и вы должны ответить на него.

  • Кто самый могучий?
  • Отчего звенит комар?
  • Кто кому должен?
  • Почему раки пятятся?
  • Где край земли?

Дети подробно отвечают на вопрос (исходя из содержания сказки).

III        Зачитываю отрывки из сказок:

«Как лиса траву ела».

«Дед Мороз и лето».

«Про мальчишек нехороших»

«Кто самый сильный?»

IV        Словесные загадки:

Этот герой – мальчик, он не умел одеваться и раздеваться. Все это за него делала бабушка. А однажды у них в квартире появился …

  • Кто появился?
  • Как называется сказка?

(«Одевайка – раздевайка и Павлик»).

Это девочка, она приехала из города в гости к бабушке и дедушке. Ей было скучно, и она вошла в лес. Там она помогла лесным жителям.

  • Как звали девочку?
  • Кому она помогла?
  • («Добрая Катя»)

Жил – был мальчик, что у кого увидит, сразу начнет завидовать.

  • Как называется сказка?

Загадка:

Живет спокойно, не спешит,

На всякий случай носит щит.

Под ним, не зная страха,

Гуляет … (черепаха).

  • Кого из друзей не хватает черепазе?
  • Из какой она сказки?
  • Почему их назвали домоседы – нелюбопытные?

V        Разговор с детьми о том, чему учат сказки писателя В.И.Воробьева


Приложение № 9

Словесно – дидактическая игра «Угадай героя»

Цель:        1. Закрепить знания детей о стихах Л. Кузьмина.

        2. Соотносить художественное слово с изображением на иллюстрациях.

        3. Воспитывать интерес и любовь к стихам поэта Прикамья.

Словарь:        чердак, гоняться, метла.

Материал:        иллюстрации к стихам и отрывки из стихов.

I         Выставить на мольберте иллюстрации.

Дети, подготовленные заранее, выходят по очереди и читают художественную загадку:

        Все земли прошел он,

        Все страны увидел,

        Метлой подметал

        Тратуары в Мадриде

        В Стамбульском порту

        Пароходы грузил,

        Но всюду оп дому грустил.

        («Возвращение слона»).

Найти соответствующую картинку и дать характеристику слону.

        Сшил от чепчик меховой

        В шубу нарядился,

        Но из дома, лишь весной

        Выглянуть решился

        («Зябкий человек»)

Дайте советы зябкому человеку. (больше двигаться, закаляться физкультурой).

        Лишь звездочка случайно

        Сорвется с неба в пруд

        Веселый караульный

        Немедля тут, как тут.

Для кого старался звездочет?

        А после ножницы достал

        И по дворцу гоняться стал

        За рыженькою кошкой

        А изловив ее чик-чик

        Кошачьи усики подстриг

        («Король Болтуниан IV»)

        Потом на трубу он залез с чердака

        И начал метлой разгонять облака

        («Сказка про Яшу»)

        Сейчас бы нам увидеть дом

        С затопленною печкой.

        Тогда бы там нашлись для нас

        В кастрюлях – каша, в кружках – квас

        («Башмаки – простаки»)

        Ни минуты без хлопот

        Не сидит наш кот – Воркот

В этой игре можно использовать варианты.

II.        Назови положительных героев.

        Дать им характеристику.

        Назови отрицательных.

        Какие качества у них присутствуют.

        


[1] Соловьева О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. – М.: Просвещение, 1966. – с.58.

[2] Бородич А. М. Методика развития речи детей: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология».— 2-е изд.— М.: Просвещение, 1981.— с. 99.

[3] Ушакова О. С. Развитие речи дошкольника. – М.: Изд-во института психотерапии, 2001. – с.106.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок "Веселые прописи"(подготовка руки к письму) для детей старшего дошкольного возраста

Пояснительная записка, задачи, этапа обучения, календарно - тематическое  планирование, приложения, список использованой литературы....

кружок по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста "волшебные пальчики"

Учебный план кружка  «Волшебные пальчики»Предлагаемая программа рассчитана на одну возрастную ступень обучения: для старшей группы (возраст детей 5-6 лет);Второй  год обучения (возраст...

Кружок для детей старшего дошкольного возраста «Разноцветное настроение»

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуры кружок « В Горнице» для детей 5 – 6 лет

Дополнительная образовательная программа «В Горнице» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и ху...

кружок для детей старшего дошкольного возраста по квиллингу "Волшебный завиток"

кружок для детей старшего дошкольного возраста по квиллингу "Волшебный завиток"...

Проект "Город читателей" Приобщение детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе"

   Проект «Город читателей» направлен на осуществление задач литературного образования в семье. В рамках проекта предлагается расширить читательский опыт детей и литератур...