Выступление на августовском совещании "Песочная терапия в работе с детьми с ограниченным возможностями".
учебно-методический материал

В настоящее время сильно возрастает количество детей с ограниченными возможностями здоровья, поиск новых и эффективных методов  оказания коррекционной психолого-педагогической помощи детям  данной категории становится все более актуальным. В песочнице дети впервые «проигрывают» свои чувства и эмоции, их непросто выражать в силу своих возрастных особенностей. Благодаря песку ребенок получает возможность невербального общения с окружающим миром, тогда когда взрослый имеет шанс посмотреть на мир глазами детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avgustovskoe_chtenie.docx20.97 КБ

Предварительный просмотр:

Плотникова И.А.

Педагог – психолог

МАДОУ «Детский сад № 8» г.Корсаков

Секция №2

Песочная терапия в работе  с детьми с ограниченным возможностями.  

 «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!»

К. Д.Ушинский

В настоящее время сильно возрастает количество детей с ограниченными возможностями здоровья, поиск новых и эффективных методов  оказания коррекционной психолого-педагогической помощи детям  данной категории становится все более актуальным. В песочнице дети впервые «проигрывают» свои чувства и эмоции, их непросто выражать в силу своих возрастных особенностей. Благодаря песку ребенок получает возможность невербального общения с окружающим миром, тогда когда взрослый имеет шанс посмотреть на мир глазами детей. 

Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых.

Дети с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: удивлением, восторгом, страхом, радостью... Это дает возможность использовать игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний.

Песочная терапия дает возможность ребенку быть самим собой.

Игра с песком

Игра с песком – это доступная для каждого ребенка форма деятельности. Дети часто словами не могут выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая ситуации в песке, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо.

Наблюдения показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками - это может стать поводом для размышлений о системе воспитания.

Игры с песком разнообразны:

- обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте;

- познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т.д.;

- проективные игры откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию.

Возможности песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Несмотря на то, что песочная терапия практикуется специалистами в России относительно недавно, она уже успела зарекомендовать как эффективный метод психо-коррекции у детей с ОВЗ.  Песочная терапия в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении. Оно проявляется в символической форме в процессе создания творческого продукта - образов, миров, ситуаций, построенных определенным образом в песочнице.

При любом взаимодействии с песком, используются обе руки, порой одновременно, благодаря чему идет благотворное влияние на развитие правого и левого полушария, а так же их взаимодействия. При таком подходе гармонизируется эмоциональное состояние. У детей активно развивается мелкая моторика: каждый элемент рисуется определенным пальчиком определенной руки, маленькие фигуры побуждают детей задействовать полностью всю кисть руки: и ладонь, и пальцы. Ребенок учится владеть своими руками, успокаивается, тренирует внимание, воображение, укрепляется нервная система. Давно установлен факт о тесной связи между развитием мелкой моторики и речью. После нескольких песочных занятий дети начинают активнее говорить, становятся более спокойными.

Подобные занятия являются очень полезными для детей с ОВЗ, потому что зачастую происходит задержка речи, психического развития, когнитивных способностей. Благодаря песочной терапии удается преодолеть трудности, нежелание заниматься, потому что все происходит в естественной и привычной для ребенка игровой среде.

Особо хочется отметить роль песочной терапии в коррекции когнитивных навыков у детей с ОВЗ. Работа в песочнице с маленькими игрушками дает много возможностей для развития памяти.

Песочная терапия - это уникальная возможность исследовать внутренний мир ребенка с помощью небольших фигурок, емкости с песком, небольшого количества воды - и ощущения свободы и безопасности самовыражения. Это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова.

Как показала практика использование песочной терапии в работе с детьми ОВЗ дает положительные результаты - у детей намного возрастает интерес к занятиям, дети чувствуют себя более раскрепощенными, познавательная и речевая активности значительно возрастают. Нормализуется эмоциональный фон открываются новые перспективы для детей с ОВЗ. Если ребенок не говорящий, то работа педагога -психолога в рамках песочной терапии особенно благотворно влияет на развитие речи.

Подводя итог можно утверждать, что проведение коррекционно-развивающих занятий с использованием песочной терапии благоприятно влияют на развитие ребенка. Помимо этого отмечается гармонизация психоэмоционального состояния, также формируется произвольность действий, снижается уровень тревожности, исчезают страхи, повышается уровень мотивации к занятиям.

В песочнице ребенок получает опыт самостоятельного разрешения трудностей, творческого изменения ситуаций, формируется спонтанная творческая активность, что обеспечивает в дальнейшем эффективную адаптацию в окружающем мире.

Список используемой литературы:

  1. Большебратская Э.Э. Песочная терапия. - Петропавловск, 2010г.
  2. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. – СПб.: «Детство-Пресс», 2011г.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке.Песочная иротерапия. -СПб: институт специальной педагогики и психологии, 1998г.
  4. Интернет-ресурсы.
  5. Кузуб Н.В., Осипук Э.И. В гостях у Песочной Феи. Речь, 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"

Представлен опыт работы с детьми с ОВЗ с использованием на логопедических занятиях пескографа....

Применение песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Игры на песке  одна из форм естественной деятельности ребёнка. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих, коррекционных целях. Строя фигурки из песка с ис...

Применение песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье раскрываются возможности применения песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья....

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

Задачи песочной терапии согласуются с внутренним стремлением ребенка к самоактуализации. В этом песочная терапия ориентирована на то, чтобы помочь ребенку:- развить более позитивную Я-концепцию;- стат...

Песочная терапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ)

Песочная терапия -в контексте арт- терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении и  позволяет решить задачи развития мелко...

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ДАЛЕЕ — ОВЗ)

На сегодняшний день, согласно современным требованиям, к организации образования в нашей стране всё больше внимания уделяется инклюзивному образованию. По данным статистической информации происходит п...