Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе. Тема: «Путешествие по родному, удивительному краю - Забайкалью ».
план-конспект занятия (старшая группа)

Лопатина Юлия

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе.

Тема: «Путешествие по родному, удивительному краю - Забайкалью ».

Задачи:

 

  1. Познакомить детей с природой Забайкальского края. Дать понятие «заповедник».
  2. Формировать ответственное и бережное отношение к родной природе.
  3. Воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей земле люди берегут, охраняют заповедные уголки природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_rechevomu_razvitiyu_v_starshey_gruppe.docx21.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе.

Тема: «Путешествие по родному, удивительному краю - Забайкалью ».

Интеграция: С-к, П, Ф.

Задачи:

  1. Познакомить детей с природой Забайкальского края. Дать понятие «заповедник».
  2. Формировать ответственное и бережное отношение к родной природе.
  3. Воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей земле люди берегут, охраняют заповедные уголки природы.

Материал: презентация, конверт с загадками, картинки – отгадки, катрочки – символы для игры «Лесник».

Ход НОД:

Этапы деятельности

Совместная деятельность детей и взрослого

Организационный момент – игра «Здравствуйте!»:

Чтение стихотворения. Сообщение темы и цели.

Сюрпризный момент.

Дидактическая  игра: «Что будет, если…….»

Физминутка.

Знакомство с эмблемами.

Игра «Животное из заповедника».

Рассматривание фотографий растений заповедников.

Игра «Назови животное».

Игра: «Лесник». 

Итог:

- Здравствуйте, девочки!    (Воспитатель приветственно машет рукой.)             - Здравствуйте!        (Девочки поднимают руку вверх и машут ею.)                     - Здравствуйте, мальчики! (Воспитатель также приветствует мальчиков.)

- Здравствуйте!                        (Мальчики машут рукой.)

- Солнышко, здравствуй!         (Все поднимают руки вверх.)

- Здравствуй, здравствуй!       (Скрещивают прямые руки над головой.)

- День такой прекрасный!        (Протягивают прямые руки вперед.)

- Здравствуй, здравствуй!        (Хлопают в ладоши.)

- Хорошо под солнышком мы растем,                                                    (Поднимают руки вверх, встают на носочки и тянутся как можно выше.)

-Здоровей становимся   с каждым днем!

(Сжимают пальцы в кулаки, прижимают руки к плечам и разводят в стороны.)

Забайкалье — это за Байкалом,
Это там, где сопки и тайга.
Это там, где снег по перевалам,
Где зимой беснуется пурга.

Здесь нельзя в природу не влюбиться.
Нет прекрасней и суровей края.
Раз увидишь - долго будет сниться
Забайкалья красота земная.
Л.Вавилова.

(Презентация 2 слайд).

- Как вы думаете, почему прозвучали эти стихи?

- Потому, что говорить мы будем о нашем крае.

-  Да, совершенно верно. Мы сегодня еще раз поговорим о нашем Забайкальском крае.

- Как вы думаете, почему наш край называется: Забайкалье? Где он располагается на карте? Кто сможет его показать? На что похож наш край? (Слайд №3).

- Неповторимый край удивительных контрастов и неожиданностей. Есть и скалистые горы, и лыжные хребты, по склонам заросшие великолепной сибирской тайгой, и бескрайние степи. Великолепие и богатство нашей необъятной Родины особенно ощутимо среди этих бесконечных просторов и безбрежного моря тайги, раскинувшимся под вечно - голубым небом. Великолепен север Забайкальского края “О красотах Кодара, Удокана и Чарской долины показывают кинофильмы, туда стремятся попасть туристы и альпинисты их привлекают не пройденные еще безымянные пики горных вершин, вызывающими восхищение порогами и водопадами горные реки, удивительная Чарская пустыня”. А на юге Забайкалья просторные долины, безбрежные степи, холмистые дали. Здесь находится международный заповедник “Даурия”. В нем обитает множество птиц занесенных в Красную книгу.

-      Ребята, посмотрите, к нам пришло письмо. (Показать конверт)

 Давайте посмотрим, что нам написали. (Вскрыть  конверт, там загадки. Дети отгадывают загадки и находят картинки – отгадки.)

  1. Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжёт,

Не фонарь, а ярко светит,

                                И не пекарь, а печёт. (солнце)

   2. Через нос проходит в грудь

                                  И обратный держит путь.

                                 Он – невидимый, и всё же

                   Без него мы жить не можем. (воздух)

                        3.Меня пьют, меня льют,

                                  Всем нужна я.  Кто такая?

                                                                                (вода)

4.Подмигнёт тебе украдкой

Из травы фонарик сладкий.

                                                                                          (ягода)

5.Стоял на крепкой ножке,

Теперь лежит в лукошке.

                                        (гриб)

                               6.Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком

                                 И поделится медком.

                                                                                (пчела)

                                             7.Блещет в речке чистой

                                             Спинкой серебристой.

                                                                                   (рыба)

- Ребята, как можно одним словом сказать, о чём загадки? (о природе)

- Солнце,  воздух,  вода, ягоды, грибы, пчела, рыбы, деревья - это всё_ природа.

- Человек живёт в природе, от природы зависит жизнь человека.

А как вы думаете, от человека зависит красота природы? (Люди сажают леса, оберегают животных, очищают реки и т.д.)

-Может ли человек губить природу? ( Вырубает леса, загрязняет реки, отлавливает животных и т. д.)

-Люди могут преумножать природу, а могут погубить оставшееся. Известно, что с лица земли стали исчезать многие виды живых существ. Но замечательно, что человек умеет исправлять свои ошибки.

 Более ста лет назад был издан закон, который позволил создать в нашей стране заповедники. Что же такое заповедник?  Заповедник – это место, где природа может жить по своим законам. Это место охраняется государством. В заповеднике запрещается рвать травы, цветы, грибы, ягоды, ломать деревья,  охотиться на птиц, животных, ловить рыбу. В заповедник приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест.

  На территории Забайкальского края немало заповедников: «Даурский»,

«Сохондинский», национальный парк «Алханай». (Слайд №4).

По родному краю
Дружно мы шагаем. (марш на месте)
Справа от нас – зеленый луг (повороты)
Слева находится – лес (поворот)
В таком лесу полно чудес.
Белка с ветки на ветку скок (прыжки)
Филин крыльями машет. Ух!
Аж, захватывает дух! (махи руками).

- Сохондинский заповедник - это первый заповедник в нашем крае. Сохондо – означает «голец».( Гора лишённая растительности на своей вершине).

- А это эмблема Сохондинского заповедника. Что на ней изображено? (солнце, лес, горы, животное).

Животное, изображённое на эмблеме называется кабарга. Кабарга- это

маленький олень. Вы видите её на экране. Она коричневого цвета, иногда по спине и бокам разбросаны светло-серые пятнышки. У самца из-под верхней губы торчат клыки. Питается она в основном лишайником, хвоёй пихты и кедра, растительностью летом. Увидеть её очень трудно. Обитает она в глухой тёмно - хвойной тайге. Ночью глаза у них светятся жёлто-зелёным светом. Обычно кабарга живёт поодиночке. За ней охотятся рысь, лисица. Но она быстро уходит от преследования, она подобно зайцу запутывает следы, с одного длинного прыжка набирает скорость.

- На эмблеме Даурского заповедника мы видим силуэт журавля. Его называют даурским журавлём, т.к. живёт он именно там.

- А что мы видим на эмблеме парка Алханай? (Горы, дерево, вода). Мы видим всё то, что нас окружает, что мы должны беречь и охранять.

- В заповеднике  много и других животных. Какие животные обитают в заповедниках вы назовёте сами. (дети поочерёдно берут на столе перевёрнутую картинку с изображением животного, называют и помещают на мольберт).

- Там обитают крупные птицы, как глухарь, тетерев, лесная курочка – куропатка и множество мелких птиц, которые будят тайгу своими трелями.

Богат и растительный  мир этого уголка. Его красотой мы просто полюбуемся. (Фотографии природы на экране: слайды 5 - 22).

Заповедники – это уголки спасения природы от человечества. Это наше богатство, которым каждый из нас может гордиться.

- Кто сможет назвать животное, которое я покажу? (Слайды: 23 – 29). Каких животных вы увидели впервые?

 (Дети поочерёдно выполняют роль лесника, выбирают один из экологических знаков и рассказывают, как нужно вести себя в лесу).

- Ребята, а вы догадались, кто прислал вам письмо?....  Правильно, лесник.  Он хочет, чтобы вы любили и берегли  родную природу. Вам понравилось наше путешествие? Что вы запомнили? Что нового узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Тема: «Путешествие в зоопарк на закрепление звука «Р».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: «Путешествие в зоопарк на закрепление звука «Р»....

Конспект занятия по формированию целостной картины мира и речевому развитию в старшей группе Тема: «Путешествие в мир посуды»

Задачи:Продолжать расширять представления о предметах рукотворного мира;Учить составлять притяжательные прилагательные, формировать предложения по образцу;Учить детей определять целевое назначение пос...

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе. Тема: «Путешествие в страну прекрасных слов».

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе.Тема: «Путешествие в страну прекрасных слов»....

Конспект проведения ООД Интегрированное занятие по формированию целостной картины мира и речевому развитию в старшей группе Тема: «Путешествие в мир посуды»

Программное содержание: - продолжать расширять представления о предметах рукотворного мира; - учить детей определять целевое назначение посуды, закреплять и уточнять названия пос...

Конспект открытой образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе. Тема: «Путешествие на остров с использованием ИКТ»

Цель: развитие всех компонентов устной речи детей.Задачи:Воспитательные:- воспитывать чувство сопереживания и эмоциональную отзывчивость.- воспитывать умение добиваться поставленных цел...

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе. Тема: " Путешествие в страну слов"

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе. Тема: " Путешествие в страну слов"...

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе. Тема: «Путешествие в страну прекрасных слов».

Цель: развитие связной речи. Программные задачи: развивать умение применять в речи образные выражения; побуждать детей использовать в речи больше прилагательных, эпитетов; расширять и активизировать...