проект групповой "чудо профессии"
проект (подготовительная группа)

Билалова Эльмира Магомедшапиевна

проект групповой "чудо профессии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Чудо-профессии"52.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Фантазия»

Групповой проект

По теме: «Чудо профессии»

Подготовили воспитатели:

Чоблаева А.Б.

Билалова Э.М.г.

Пыть-Ях

2019 г

Оглавление

1.Пояснительная записка………………………………………………3

1.1.Общие сведения о проекте…………………………………………3

1.2.Актуальность проблемы……………………………………………5

1.3.Общие положения проекта…………………………………………6

1.4 Перспективное планирование по проекту………………………   11

2.Методическое обеспечение…………………………………………14

3. Приложение…………………………………………………………15

1.Пояснительная записка

1.1.Общие сведения о проекте

Тема: «Чудо профессии»

Цель проекта: Изучение проблемы формирования первичного представления о мире профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности в дошкольном возрасте через организацию игровой деятельности, в частности, сюжетно-ролевых игр.

Задачи:

- изучить теоретические основы игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста;

- проанализировать задачи развития игровой деятельности и формирования первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и в жизни каждого человека в программе дошкольного образования;

- подобрать проекты сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста.

Проблема:

Детям трудно организовать расширенную игровую деятельность по современным профессиям, осуществить ролевое взаимодействие.

Обоснование проблемы:

Недостаточность представлений у детей о деятельности взрослых разных специальностей и о назначении различных атрибутов;

Недостаточность знаний детей и родителей о структуре сюжетно - ролевых игр и умение играть в них.

Гипотеза: знакомство детей с современными профессиями взрослых будет способствовать всестороннему развитию дошкольников, обогащению словарного запаса и самореализации в будущем.

Объект исследования: процесс формирования первичного представления о мире профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности в дошкольном возрасте.

Предмет исследования: сюжетно-ролевые игры как средство формирования первичного представления о мире профессий в дошкольном возрасте.

Участники проекта:

Дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Вид проекта: творческий, групповой, долгосрочный (сентябрь2019-май 2020).

 

Этапы проекта:

  1. Подготовительный (с 1 сентября по 30 сентября 2019г)

изучение материала по теме проекта;
-обоснование его актуальности, проблематики;
-определение цели и задач, сроков реализации;
- подбор методического материала, необходимого для реализации проекта;
-Родительское собрание на тему: «Развитие социально-коммуникативных навыков у дошкольников посредством игры»

-Разработка перспективного плана по проекту «Чудо профессии»

  1. Основной (с1 октября по 30 апреля 2020 года»

Реализация плана работы

     Создание альбома «профессии наших родителей».

    «Рассказы о профессиях родителей», с опорой на изготовленную в условиях семьи карточку о профессии.

  1. Заключительный (с 1 мая по 25 мая)

-Создание альбома «Горжусь профессией своей».

-оформление познавательно-иллюстрационного центра с использованием картотеки «Профессий»;
Отчет педагога в виде презентации

Ожидаемые результаты социализация детей посредством знакомства и в процессе игры через современные сюжетно-ролевые игры становления самостоятельности, целенаправленности собственных действий активная помощь и заинтересованность родителей по организации современных сюжетно-ролевых игр знакомство с современными профессиями.

1.2.Актуальность проблемы

Социальное и профессиональное самоопределение граждан выступает одним из центральных механизмов социально-экономического развития и представляет собой непрерывный процесс. При этом оно осуществляется в форме поэтапного выстраивания человеком индивидуального набора общих и профессиональных компетенций, исходя из его личных возможностей и потребностей.

Профессиональное самоопределение – это определение человеком себя относительно выработанных в обществе критериев профессионализма. Один человек считает критерием профессионализма просто принадлежность к профессии или получение специального образования, соответственно и себя оценивает с этих позиций. Другой человек полагает, что критерием профессионализма является индивидуальный творческий вклад в свою профессию, обогащение своей личности средствами профессии, соответственно он иначе с этой более высокой планки себя самоопределяет и далее самореализует.

Самоопределение понимается как сознательный выбор, выявление и утверждение личностью своей позиции в проблемных ситуациях. В настоящее время есть разные подходы к пониманию сущности профессионального самоопределения.

Профессиональное самоопределение – процесс, который охватывает весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности.

Возникновение профессионального самоопределения охватывает старший школьный возраст, но ему предшествуют дошкольный возраст. Именно в дошкольном возрасте формируются первичные представления о мире профессий и проявляется интерес к профессионально-трудовой деятельности через организацию сюжетно-ролевых игр.

Сюжетно-ролевые игры позволяют удовлетворить основные потребности ребенка: познание окружающего мира, активные движения, общение, стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. В игре ребенок обогащается, преобразуется его субъективный опыт как важный источник собственного развития. Именно игра создает зону ближайшего развития, и сама выступает как источник развития. В ней развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания. Сюжетно-ролевая игра обеспечивает ребенку ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений и позволяет наиболее полно реализовать себя, достичь состояния полного эмоционального комфорта.

1.3.Общие положения проекта

Особенности сюжетно-ролевой игры раскрыты в работах психологов Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, А.В.Запорожца, а также педагогов Р.И.Жуковской, Д.В.Менджерицкой, А.П.Усовой, Н.Я.Михайленко.

Д.Б.Эльконин отмечал, что у детей дошкольного возраста ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра. Ее ценность заключается в том, что она оказывает влияние на процесс становления отдельных психических функций, таких как: мышление, память, речь, воображение, внимание.

Доказано, что игра социальна по своему характеру и одним из первых это отметил К.Д.Ушинский. Он определил игру как посильный для ребенка способ войти во всю сложность окружающего его мира взрослых. Детские игры отражают окружающую социальную среду, дающую «…материал, гораздо разнообразнее и действительнее того, который предлагается игрушечной лавкой».

Исследования А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, Р.И.Жуковской показывают, что развитие игры на протяжении дошкольного возраста происходит в направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми.

По мере развития игры ребенок овладевает компонентами, присущими любой деятельности: учится ставить цель, планировать, добиваться результата. Затем он переносит эти умения в другие виды деятельности, прежде всего, в трудовую. В свое времяА.С.Макаренко высказал мысль о том, что хорошая игра похожа на хорошую работу: их роднят ответственность за достижение цели, усилие мысли, радость творчества, культура деятельности. Кроме того, по словам А.С.Макаренко, игра готовит детей к тем нервно-психическим затратам, которые требует труд. Это значит, что в игре вырабатывается произвольность поведения. В силу необходимости выполнять правила, дети становятся организованнее, учатся оценивать себя и свои возможности, приобретают сноровку, ловкость, что облегчает формирование прочных навыков трудовой деятельности.

Дети воспроизводят в игре не только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношения людей в работе. Наряду с играми предыдущих дет, отражающих жизнь семьи, детского сада, труд людей некоторых профессий, дети этого возраста охотно играют в более сложные игры, отражая характер работы представителей разных профессий, их взаимоотношения. Чтобы расширить и углубить представления дошкольников о различных профессиях, вызвать соответствующие интересам детей старшего возраста. Но как бы, ни был разнообразен набор готовых игрушек, всегда для игры требуется сделать что-то руками. Если у детей есть четкие представления о том или ином виде труда, они многое могут сделать своими руками.

В подготовительной группеознакомление с трудом взрослых значительно усложняется и требует применения более разнообразных методических приемов. Прежде всего, следует установить уровень знаний детей о деятельности родителей: на каком предприятии они работают, как называется их должность и каковы их трудовые обязанности, какой вид продукции выпускает предприятие или какой вид услуг оказывают.

Формируя активный интерес к трудовой деятельности взрослых, следует обратить внимание на представления детей о нравственной стороне труда: какую пользу приносят родители своим трудом? Для чего все люди работают? Почему повара стараются приготовить вкусную пищу, а швея сшить красивую одежду?

Задача педагога – вызвать у детей желание узнать, как можно больше об интересующей их профессии. Игры подсказывают педагогу, какие экскурсии необходимо организовать, чтобы обогатить впечатления детей. Интерес к игре может поддержать рассказы специалистов (папы-столяра, мамы-маляра). Эти рассказы, согласованные с воспитателем, могут сопровождаться показом инструментов и действий с ними. Как правило, полученные знания дети сразу используют в игре.

Постепенно дети проникаются сознанием того, что люди, выполняющие на одном предприятии разную работу, участвуют в общем деле.

Рекомендации воспитателям

по подготовке и планированию сюжетно-ролевых игр и усложнению их сюжетов.

1.Использование сюрпризных моментов (получение письма, посылки, телеграммы, приезд и встреча гостя и т. п.) с целью поддержания интереса детей к игре.

2.Отправление письма, посылки с сообщением, с просьбой.

3.Чтение книг по теме игры, обсуждение сюжета, поступков героев.

4. Просмотр диафильма, мультфильма по теме игры.

5. Проведение экскурсии по теме игры.

6.Наблюдение за трудом взрослых в ближайшем окружении ребенка (врача, медсестры, повара, швеи и т. д.).

7. Проведение бесед о различных профессиях, сопровождаемых рассматриванием соответствующих иллюстраций.

8.Введение в уже знакомую детям игру новой роли, уточнение обязанностей.

9.Оказание детям помощи в организации игровой обстановки.

10. Совместная с детьми игра.

11.Внесение новых атрибутов, уточнение их значения, вариантов применения.

12.Постановка проблемных игровых задач.

13.Посещение другой группы, просмотр аналогичной игры, ее обсуждение.

14.Рассказ воспитателя об играх детей другой группы.

15. Поручение детям поговорить с родителями по теме игры (чем интересна та или иная профессия), после чего дети делятся друг с другом тем, что узнали.

16.Поручение родителям посетить с детьми театр, зоопарк, магазины и т. д.; обменяться впечатлениями.

17.Составление детьми рассказов на темы «Как мы играли», «Как можно играть еще интереснее», «Как мы помогали друг другу» и др.

18.Составление рассказов по сюжетно-образным игрушкам.

19.Составление с детьми альбома по тематике игры.

20.Обсуждение с детьми плана сюжетно-ролевой игры.

21.Обсуждение хода и результатов игры (цель: помочь детям осознать свои действия и поступки в сюжетно-ролевой игре).

22. Использование мимических этюдов, элементов психогимнастики.

23. Привлечение детей к изготовлению и оформлению атрибутов.

Роль воспитателя в игре может быть различной: он может быть прямым участником игры, советчиком, помощником и т.п. Но во всех случаях воспитатель, внимательно относясь к замыслам и стремлениям детей, не подавляя их инициативу и самостоятельность, влияет на содержание игр, создает условия для их развертывания, для развития детской изобретательности, творчества. Он помогает детям устанавливать взаимоотношения дружбы и взаимопомощи. В играх педагог изучает каждого ребенка, его интересы, индивидуальные способности, следит за его переживаниями, с тем, чтобы найти правильные пути и средства развития его личности, что и может явиться первой ступенью профориентации ребенка-дошкольника.

Большое значение имеет начало игры, момент ее возникновения. Для того чтобы заинтересовать детей будущей игрой, использую следующие приемы:

1) совместное с детьми обсуждение, во что и где они хотят играть;

2) «сюрпризное» преподнесение интересного атрибута предполагаемой игры (посылка от инопланетян в игре «Космонавты», поиск по чертежу клада и т. д.);

3) участие в игре воспитателя (ненавязчивое, тактичное, в роли не наставника, а участника: «Добрый день! А я доктор, зашла узнать, как себя чувствует ваша дочка»);

4) косвенное побуждение к игре («Мне нужно купить холодильник. Но как доставить его домой? Может быть, Дима согласится стать водителем грузовика?..»).

Важно также правильно закончить игру, что означает не только завершение ее сюжета, но и подведение итогов. Это необходимо для поддержания интереса детей к игре вообще, для формирования у них способности и привычки к анализу поступков своих и товарищей. Обсуждение хода игры позволяет воспитателю также выявить собственные недочеты при ее подготовке.

Методы руководства сюжетно-ролевыми играми детей.

Методы организации и руководства игровой деятельности, направленные на развитие детского коллектива

1.Постановка перед детьми перспективы интересно, увлекательной деятельности.

2.Выполнение воспитателем ведущей роли и показ в игровой ситуации, как возможно регулировать взаимоотношения между играющими.

3.Оказание помощи в воспроизведении и раскрытии норм и правил взаимоотношений при длительном выполнении роли.

4.Упражнение детей в самостоятельной организации игр и развитие умения согласовывать сюжетный ход игры путем разъяснений, одобрений, похвала, доверия, советов по возможному подбору материала для игры, беседа-разговор по поводу дальнейшего хода игры, подведение итогов, положительная оценка предложений детей, изготовление атрибутов и самоделок.

5.Приучение к самостоятельному распределению ролей с учетом возможностей, интересов, желаний каждого ребенка путем изучения и раскрытия перед детьми его лучших, положительных сторон. Воспроизведение и раскрытия поступков, привычек, нравов и обычаев тех или иных персонажей игры, давая советы при распределении ролей, индивидуальных заданий и поручений для самостоятельного развития роли и доведения ее до конца.

6.Объяснение понятий «хорошо», «плохо», «добро», «зло» в игровых ситуациях, связанных с реализацией содержания игры, выполнением роли и игровых правил.

7.Установление игровых традиций.

Методы развития содержания творческих игр и детских взаимоотношений на основе взаимосвязи обучения и игры.

1.Проведение экскурсий (первичная, повторная, завершающая).

2.Организация встреч с людьми разных профессии.

3.Эмоционально-выразительное чтение художественной литературы, отражающей общественную направленность труда взрослых.

4.Беседы, рассказы воспитателя с использованием иллюстративного материала о труде взрослых и их взаимоотношениях в его процессе.

5.Рассказы воспитателя по специально подобранным фотографиям, связанными с профессиями родителей, репродукциям с картин, о современных событиях, происходящих в стране.

6.Составление детьми рассказов на определенные темы, связанные с наблюдениями за трудом взрослых.

7.Индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления о современных событиях, о том, что такое хорошо и что такое плохо.

8.Инсценирование отдельных литературных произведений с использованием игрушек и с участием детей.

9.Использование персонажей кукольного театра для проведения этических бесед, для драматизации литературных произведений с идеями дружбы и товарищества.

Методы развития содержания игры на основе взаимосвязи игры с трудом.

1.Обучение детей умениям и навыкам конструирования из строительного материала.

2.Оказание помощи в развитии творчества в играх и продуктивных видах деятельности.

3.Обучение работать в коллективе и в паре.

4.Приучение детей к самостоятельному подбору игрушек, атрибутов для организации творческих игр.

Итак, сюжетно-ролевая игра – это основной вид деятельности детей, в которой они отражают полученные знания о профессиях, это ведущее средство воспитания необходимых для трудовой деятельности черт характера: общительность, стремление с другими детьми осуществлять свои замыслы, умение сообща жить и работать. Содержание игр и выполнение роли в ней, подчинение правилам поведения и развитие игровых и действительных взаимоотношений, согласование действий с другими играющими и оказание друг другу помощь, - все это способствует формированию у детей нравственных качеств, дружеских взаимоотношений, что так необходимо в дальнейшей профессиональной деятельности человека.

Перспективное планирование по работе над проектом

Месяц

Сюжетно- ролевая игра

Задачи

Работа с детьми и родителями

Атрибуты для игры

Сентябрь

Изучение материала и интернет сайтов по теме.

Выяснить влияние сюжетно-ролевых игр на развитие детей старшего дошкольного возраста.

Провести диагностику по социально-коммуникативному развитию.

Разработать проект: «В мире профессий» и внедрить его в работу.

Мониторинг

Р.р.:

Анкетирование для родителей «А нужна ли игра?»

Материалы по теме.

График мониторинга.

Проект.

Октябрь

«Библиотекарь»

Познакомить детей с профессией Библиотекаря, с профессиональными действиями библиотекаря, с назначением библиотеки. Развивать интерес к профессии. Вызвать интерес и любовь к книге, бережное отношение к ним.

Конструктивная деятельность

Д/И «Танграм»

Экскурсия в библиотеку

Д/И

Ноябрь

 «Пожарные»

Дать детям знания о труде пожарных, об элементарных правилах поведения при пожаре. Учить детей быть осторожным с огнём и электричеством. Воспитывать уважение к труду пожарных

Игровая деятел.-ть.

Дидактические игры

Экскурсия в пожарную часть

Р.р.:

 Пополнение игровой зоны «Безопасность» атрибутами

Д/И

Декабрь

«Салон красоты»

Расширить и закрепить знания детей о работе мастеров салона красоты, воспитывать культуруповедения в общественных местах, уважение и вежливое обращения к старшим и к друг другу; продолжать

способствовать проявлению у детей интересных замыслов игры "Салон красоты", для их реализации самостоятельно ставить репродуктивные и инициативные задачи себе и сверстникам;

Игровая деят.-ть

Д/И «Кому принадлежит»

Пополнение

уголка атрибутами.

рабочее место администратора (стол, стул, блокнот, ручка, телефон,), рабочее место парикмахера (набор инструментов, кресло, стол,

зеркало, манишка, фартук, косметические средства),рабочее место мастера по маникюру (набор инструментов и косметических средств, полотенце, стол, стулья).

Январь

«Больница»

Формировать у детей умения принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действия, использовать во время игры медицинские инструменты и называть их; способствовать возникновению ролевого диалога, формировать чуткое, внимательное отношение к заболевшему.

Игровая деят.-ть, распределение ролей.

ЧХЛ

Н/И «Чьи инструменты»

Экскурсия в мед. кабинет

Р.р.:

Пополнение атрибутами игровой зоны.

Костюм медицинского работника;

Переносной чемоданчик, инструменты, различные упаковки и баночки из-под лекарственных препаратов

Февраль

 «Школа»

Совершенствование знаний детей о школьной жизни. Развитие предпосылок к обучению в школе

Игровая деятельность

Экскурсия в школу

ЧХЛ

Атрибуты для игровой деятельности: доска, глобус, указка и т.д.

Худ.-я лит.-ра

Март

«Банк»

формировать знания о банковских операциях (снятие наличных,

перевод денежных средств, оплата разных услуг). познакомить с профессиями людей, работающих в сбербанке (операционист, контролер, кассир, консультант, менеджер, охранник, инкассатор). обогатить представление о хранение, получение денежных средств

Игровая и исследовательская деят.-ть

Создание атрибутов к игре.

Консультация: «Чудо профессия»

муляжи банковских реквизитов,

костюмы для сотрудников банка, «Банкомат»

Консультация

Апрель

«Дорога»

Расширить знания детей о видах транспорта, работе водителя разных видов транспорта; закрепить правила поведения в общественном транспорте и правила безопасного поведения на дороге.

 Игровая деятельность,

Настольные игры. ЧХЛ. Худ ./Д-ть.

Консультация «Ребенок и дорога»

Атрибуты для игровой деятельности.

Н/И

Книги о правилах дорожного поведения.

Консультация

Май

Подведение итогов работы по проекту

Подвести итог работы по проекту .

Мониторинг

Презентация и проект

Методическое обеспечение

  1. Виноградова Н.А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. М., 2009 г.  
  2. Калинченко А.В. Развитие игровой деятельности дошкольника. М., 2004 г.
  3. Эльконин Д.Б. Психология игры. В., 1999 г.

Интернет сайты:

http://urok.

https://www.maam.ru/detskijsad/

https://docplayer.ru

https://infourok.ru/

https://ped-kopilka.ru

Приложение

  • Проекты сюжетно-ролевых игр.
  • Конспекты бесед
  • Тексты для художественного чтения
  • Фото

Проект сюжетно-ролевой игры «Станция технического обслуживания автомобилей».

Вид проекта: познавательный, творческий.

Срок реализации проекта: месяц.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Проблема: расширение тематики сюжетно-ролевых игр и обогащение игрового пространства.

Цель: формирование представлений о труде взрослых. Знакомство детей с новой ролью – слесарем по ремонту автомашин, автомойщиком.

Задачи:

- Расширять тематику строительных игр, находить удачное место для игры.

- Развивать конструктивные умения, проявлять творчество.

- Обогащать предметно-игровую среду группового помещения, игровой опыт дошкольников.

Активировать словарь: слесарь, автомойщик, менеджер, бейджик, эвакуатор.

Оборудование:

- строительный материал для постройки гаража;

- слесарные инструменты для ремонта машин;

- оборудование для мойки и покраски автомобилей: краскопульт для покраски машин (пластиковая бутылочка со шлангом, флаконы из-под лака  для волос, дезодорантов, душевой шланг)

- вывеска автосервиса;

- бейджики;

- автозапчасти для ремонта (мелкий бросовый материал)

Роли: директор, менеджер, кассир, слесаря, автомойщик, водители автомобилей.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество.

Деятельность детей.

Участие в беседах, дидактических играх по теме, рассматривание иллюстраций.

Наблюдение за транспортом. Участие в подготовке игрового оборудования и атрибутов.

Чтение художественной и познавательной литературы:

- «Автомобильное путешествие» - Тони Вульф; «Машины – строители», «На дороге», «Мы едем, едем», «Важные машины» - издательство Ранок, «Про машину» - В.Берестов.

Деятельность педагогов.

-   Планирование и организация игровой деятельности.

- Разработка методических рекомендаций по ознакомлению с профессиями, связанными с ремонтом и обслуживанием автотранспорта (директор автосервиса, слесарь, автомойщик, менеджер, который закупает автозапчасти и выдает слесарные инструменты, кассир).

- Изготовление игрового оборудования и атрибутов.

- Подбор наглядного материала. Беседы с родителями.

Деятельность родителей.

- Оказание помощи в сборе наглядного материала по теме и изготовление атрибутов для игры.

- Составление коллажа «Спешат машины». Оказание помощи в оформлении вывески автосервиса.

Форма презентации.

Самостоятельная игра. Соблюдение правил выполнения взятых на себя ролей.

Применение приобретенных знаний, обогащение игрового опыта.

Представление сюжетно-ролевой игры на педагогическом совете и на районном конкурсе «Лучшая методическая разработка сюжетно-ролевая игра».

План проведения игры

1-ая неделя

Ход игры

Сопутствующая деятельность.

На дорогах очень много автомобилей. Они часто ломаются по разным причинам. Чтобы машину отремонтировать быстро и качественно, водители обращаются на «Станцию технического обслуживания автомобилей».

Для ремонта машин в мастерской имеются слесарные инструменты. А ремонтом занимается автослесарь. Знакомство детей с новой рабочей специальностью – слесарем по ремонту машин.

Чтение «Про машину» В.Берестов.

Просмотр мультфильма «Как машина заболела».

Дидактическая игра «Назови инструменты и покажи, как они работают».

Беседа: «Какую работу выполняет слесарь по ремонту машин» (ремонтирует руль, мотор, тормоза, радиатор, коробку передач и т.д.).

2-ая неделя

Принимается решение о создании в группе «Станции технического обслуживания

автомобилей».

Дети знакомятся с обязанностями его сотрудников: директора, менеджера, кассира, слесаря, автомойщика, водителя на эвакуаторе. Сотрудники (здесь и далее все игровые роли распределяются с помощью воспитателя) придумывают название автосервиса «Аварийкин», оформляют вывеску, изготавливают бейджики. Родители оформляют коллаж «Спешат машины».

Наблюдение за транспортом на прогулке. Беседа «Чтобы ездила машина».

Строительство гаража.

Изготовление вывески «Аварийкин».

Изготовление бейджиков.

Заучивание стихотворения

«По городу, по улице

Не ездят просто так.

Когда не знаешь правила

Легко попасть впросак».

Мораль: шофер должен быть внимательным.

3-я неделя

Автосервис проводит «День открытых дверей». Для клиентов выставлена реклама об оказании услуг (ремонт машин, мойка, покраска). Директор автосервиса представляет услуги. Проводит инструктаж по технике безопасности «О правилах безопасного поведения обслуживающего персонала во время работы».

Менеджер закупает автозапчасти, привозит их в автосалон, назначает работу. Директор следит за сроком исполнения работы, за качеством выполнения.

Дидактическая игра «На чем люди ездят».

Изготовление и оформление рекламного буклета автосервиса.

Беседа «О труде специалистов автосервиса».

Дидактическая игра «Инструктаж по технике безопасности», «Опиши и назови».

С помощью родителей изготовление и приобретение атрибутов для игры (слесарные инструменты, шланг- душ для мойки машин, пульверизатор для покраски машин).

4-ая неделя

В мастерскую обращаются водители (ремонт машин, мойка, покраска).

Менеджер принимает заказы, распределяет работу. Кассир выдает чеки и берет деньги с клиентов за выполненный ремонт.

Обслуживающий персонал вежливо обращается с клиентами (предлагается чай, кофе).

Чтение рассказа «Автомобильное путешествие» Тони Вульф.

Беседа «Вежливое обслуживание Аварийкина».

Изготовление атрибутов (чеки, деньги, спецодежда).

Организация игрового пространства.

Игровое пространство - групповая комната. На имеющейся уже базе знаний детей о транспорте, профессиях, занимающихся ремонтом автомобилей, предлагаю ребятам организовать игру. Организую беседу о том, что ремонт машин - очень ответственная работа, т.к. неисправный автомобиль и невнимательный шофёр могут повлечь за собой аварию.  Между участниками распределяются роли и ролевые действия каждого участника.

Сопутствующие игры: «Дорожное движение», «Мы шофёры», «Стройка», «Кафе».

Проект сюжетно-ролевой игры «Кафе»

Цель: формировать желание организовывать сюжетно-ролевую игру «Кафе».

Задачи: развивать и обогащать сюжет игры, подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов; учить выполнять игровые действия в соответствии с общим игровым замыслом; учить подбирать самостоятельно атрибуты для игры; продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения.

Ожидаемый результат:

1.Совершенствование знаний о труде в кафе.

2.Формирование коммуникативных навыков.

3.Проявление умения слушать партнеров, соединять их замыслы со своими.

Этапы игровой деятельности

Процесс

Совместная деятельность педагога и детей

Деятельность педагога

1

2

3

Подготовительный

Выявление проблемы

Диагностика игровых навыков, игровой среды

Диагностика по методике Г.Я.Кудриной

Обрисовка сюжетной канвы

Изучение литературы

В.Абраменкова «Воспитание игрой».(М., 2011).

Дидактические игры с детьми по теме: «Овощи», «Фрукты», «Продукты питания».

Образцова Т.Н. Ролевые игры для детей (М., 2005).

Организационная

работа

Чтение художественной литературы:

 «Федорино горе», «Вини-пух и все, все,

все….», «Муха-цокотуха». Продуктивные виды деятельности

Изготовление атрибутов для игры: тортов, пирожного, мороженого, конфет, фруктов и т.д.

Беседы с детьми: «Что такое кафе? Что там делают? Что едят? Кто работает в кафе? Что такое меню?

Дидактические игры: «В гости к Мишке», «Накрой на стол», «Вежливые слова»

Экскурсия в магазин, в кафе.

Занятия

Ознакомление с окружающим миром «Поведение в общественных местах»

Развитие речи «Чайная и кофейная посуда».

Развитие элементарных математических представлений «Моделирование пространства»

Рисование с натуры «Посуда»

Аппликация. «День рождения».

Продумывание воспитателем материала для игры.

Планирование содержания работы в календарных планах по обогащению представлений детей о профессиях официанта, бармена, администратора.

Разработка конспекта игры «Кафе».

Работа с родителями

Посещение родителей с детьми кафе.

Консультации «Во что играют дети», «Мораль в действии».

Основной

Систематизация информации

Принятие на себя роли.

Обсуждение содержания игры.

Организация игрового пространства: кафе (стойка, столы, витрины); бар (атрибуты -муляжи продуктов, касса, чайная посуда, салфетки, фартуки, вывеска).

Обеспечение руководства

Обеспечение руководства. Распределение ролей. Взятие на себя второстепенной роли. Обсуждение содержания игры – вопросы. Руководство организацией игрового пространства.

Игровая деятельность детей

Поиск решения проблемных ситуаций. Игра.

Соблюдение правил, выполнение взятых на себя ролей.

Взаимосвязь с партнером (официант-посетитель, бармен-посетитель).

Изменение ролевого действия в ходе игры.

Выступает как создатель проблемно-игровых ситуаций. Обучение элементам развития сюжета.

Заключительный

Итог

Участие детей в обсуждении проведенной

игры.

Оценка умения играть вместе.

Подведение итогов игры.

Диагностика игровых умений.

Словарный минимум

Часть словаря

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

Профессии

Заведующий кафе, официант, посетители.

Бармен, клиенты.

Орудия труда

Чайная посуда, салфетки, фартуки,        Кофейная посуда,

Продукты, меню в картинках.                 Миксер, кофеварка.

Трудовые действия

Выдает, открывает, впускает, накрывает, усаживает, знакомит с меню, принимает, поддает, рассчитывается.

Руководит.

Качества труда

Вежливо, быстро, спокойно, внимательно, ответственно, красиво, правильно.

Организованно, добросовестно, четко.

Сюжетно–ролевая игра «Магазин»

Цель:

1. Знакомить детей с деятельностью продавца, кассира.

2. Активизировать словарь словами: продавец, продавец - кассир, деньги, кредитная карта, ценник, покупатель, товар.

3. Формировать умение творчески развивать сюжет игры.

4. Воспитывать уважение к профессии продавца и покупателю.

Материалы: передник и колпак продавца, оборудование для магазина: прилавок, касса, весы, «деньги», сумки для покупок, товары: муляжи фруктов, овощей, продуктов питания и т. п.

Игровые роли: продавец, покупатели.

Ход игры:

Воспитатель: - Ребята, я загадаю вам загадку, послушайте внимательно:

Надо хлеба нам купить,

Иль подарок подарить, -

Сумку мы с тобой берём,

И на улицу идём,

Там проходим вдоль витрин

И заходим в….

Дети: - магазин

Воспитатель: - Молодцы! Правильно! Я предлагаю вам поиграть в интересную игру «Магазин». А вы знаете, кто работает в магазине?

Дети: - продавец.

Воспитатель: - Верно! Продавец. Что он делает? Это человек, который продаёт товар. А есть ли в магазине кассир? Что он делает? Давайте распределим роли. Ребята кто хочет быть продавцом? А кто хочет быть покупателями? (Распределение ролей).

Первым покупателем будет Саша, а остальные занимайте очередь.

2й покупатель: - Кто крайний?

1й покупатель: - я.

2й покупатель: - Тогда я за вами.

3й покупатель: тоже занимает очередь и т. д.

Продавец (за прилавком): -здравствуйте, что желаете?

1й покупатель: - Здравствуйте! Взвесьте мне сыр, пожалуйста, и подайте сок.

Продавец: - Пожалуйста, вам пакет нужен?

1й покупатель: - да

Продавец (укладывает товар в пакет) - с вас «5 рублей» за покупку.

1й покупатель (рассчитывается) - спасибо, до свидания.

Продавец: - Спасибо за покупку. До свидания! Приходите ещё!

Игра продолжается. Воспитатель следит за игровыми действиями детей.

Сюжетно – ролевая игра в подготовительной к школе группе

«Корреспондент»

Цель: совершенствовать и расширять игровые замыслы, желание организовывать сюжетно-ролевые игры.

Задачи:

  • Расширять представления детей о труде корреспондентов, фотокорреспондентов, журналистов, операторов.
  • Развивать коммуникативные навыки, умение общаться друг с другом, играть дружно, сообща.
  • Активизировать познавательный интерес.

Ход:

I. - Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами поиграем в сюжетно – ролевую игру, а в какую, вы сейчас узнаете.

II. - Посмотрите, какие предметы лежат на столе? (фотоаппарат, диктофон, микрофон, дневник и ручка)

- Молодцы, а как вы думаете для чего фотоаппарат? А для кого? (для фотокорреспондента) Расскажите, что вы знаете о профессии фотографа? Ребята, фотокорреспондент - это человек, который в ходе интервью должен фотографировать все действия, а потом помещает эти фотоснимки в газету, журнал.

- Для чего диктофон и дневник с ручкой? А они для кого, как вы думаете? (для журналиста). Кто такой журналист? Что он умеет делать? Журналист – это человек, который записывает интервью на диктофон или  в специальный дневник и потом помещает в газету.

-  А как вы думаете,  микрофон для чего? А для кого? Микрофон – это такой прибор, с помощью которого голос звучит громче, а корреспондент – это человек, который берет интервью.

III. - Итак, вы догадались, в какую игру мы будем играть? Правильно, теперь нам нужно распределить роли. Скажите, какие роли будут в игре?

Распределение ролей фотокорреспондента, журналиста, корреспондента, оператора.

Объясняю правила каждого игрока

IV. - Ребята, сегодня утром к нам в группу приходил почтальон и принес письмо. Хотите узнать, что в нем написано? Кто может прочитать?

«Здравствуйте, ребята! Пишет вам домовенок Кузя. Я живу далеко и не могу к вам приехать. Очень хочу узнать, как вы живете в детском саду, какой праздник недавно встречали, как поздравляли с праздником родителей, воспитателей, друг друга. Прошу вас прислать мне ваши фотографии и рассказы о празднике. Заранее всем вам спасибо» Кузя.

-Ну, что, ребята, поможем Кузе? Выполним его просьбу? Что нам необходимо? Фотоаппараты, микрофоны, дневники, ручки, камеру. Дети берут на себя роли и выполняют игровые действия.  Слежу за действиями каждого игрока.

После этого игра продолжается самостоятельно детьми.

В течение года наша группа работала по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.  Строго соблюдался режим дня и все санитарно-гигиенические требования к пребыванию детей в ДОО. Согласно плану проводились медицинское, психологическое и педагогическое обследования воспитанников, подтвердившие положительную динамику развития каждого ребенка и группы в целом. В группе усваиваются навыки социального поведения и нравственные нормы во взаимодействии детей друг с другом в различных видах совместной деятельности - игровой, трудовой, изобразительной и др.                      

С детьми систематически проводилась организованная образовательная деятельность в соответствии с основной образовательной программой, реализуемой в ДОО, и утвержденным расписанием непосредственно- образовательной деятельности.

На протяжении года дети развивались согласно возрасту и по всем направлениям, развития показали положительную динамику и высокие результаты.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».

Дети хорошо ориентированы в правилах культуры поведения, охотно выполняют их. Дети доброжелательны в общении с партнерами по игре. Ребята преимущественно жизнерадостны, дружелюбно настроены. Замечают ярко выраженное эмоциональное состояние сверстника или близких, проявляют сочувствие. Наши дети в повседневной жизни стремятся соблюдать правила безопасного поведения; умеют привлечь внимание взрослого в случае возникновения непредвиденных и опасных для жизни и здоровья ситуаций. Воспитанники доброжелательно настроены по отношению к взрослым и сверстникам, вступают в общение, в совместную деятельность, стремятся к взаимопониманию, в случае затруднений апеллируют к правилам. Наши дети имеют представления о нравственных качествах людей, оценивают поступки с позиции известных правил и норм. Внимательны к эмоциональному и физическому состоянию людей, хорошо различают разные эмоции, проявляют участие и заботу о близких и сверстниках.

        Каждый ребёнок имеет близкого друга или несколько друзей, с удовольствием общаются, участвуют в общих делах, обсуждают события, делятся своими мыслями, переживаниями.

        Наши дети имеют представления о школе, стремятся к своему будущему положению школьника, проявляют уверенность в себе, положительную самооценку, чувство собственного достоинства.

Образовательная область «Речевое развитие».

        Воспитанники ведут деловой диалог со взрослыми и сверстниками, легко знакомятся, имеют друзей, могут организовать детей на совместную деятельность.

Умеют задавать вопросы, интересуются мнением других, расспрашивают об их деятельности и событиях жизни.

Участвуют в разгадывании кроссвордов, ребусов, предлагают словесные игры, читают слова, могут написать свое имя печатными буквами, проявляют интерес к речевому творчеству.

В коллективных обсуждениях выдвигают гипотезы, используют речевые формы убеждения, владеют культурными формами выражения несогласия с мнением собеседника; умеют принять позицию собеседника.

Успешны в творческой речевой деятельности: сочиняют загадки, сказки, рассказы, планируют сюжеты творческих игр.

Речь у многих чистая, грамматически правильная, выразительная, владеют звуковым анализом слов.

Проявляют устойчивый интерес к литературе, имеют предпочтения в жанрах литературы, темах произведений; понимают идею произведения, авторское отношение к героям.

Образовательная область «Познавательное развитие».

Наши дети отличаются широтой кругозора, интересно и с увлечением делятся впечатлениями. Умеют организовывать и осуществлять познавательно-исследовательскую деятельность в соответствии с собственными замыслами. Проявляют интерес к предметам окружающего мира, символам, знакам, моделям, пытаются устанавливать различные взаимосвязи; владеют системой эталонов, осуществляют сенсорный анализ, выделяя в сходных предметах отличие, в разных — сходство. Наши дети могут длительно целенаправленно наблюдать за объектами, выделять их проявления, изменения во времени. Так же проявляют познавательный интерес к своей семье, социальным явлениям, к жизни людей в родной стране. Часто задают вопросы о прошлом и настоящем жизни страны. Рассказывают о себе, некоторых чертах характера, интересах, увлечениях, личных предпочтениях и планах на будущее. Проявляют интерес к социальным явлениям, к жизни людей в разных странах и многообразию народов мира. Дети знают название своего города и страны, ее государственные символы, имя действующего президента, некоторые достопримечательности города и страны. Имеют некоторые представления о жизни людей в прошлом и настоящем, об истории города, страны.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».

        Наши воспитанники проявляют самостоятельность, инициативу, индивидуальность в процессе деятельности; имеют творческие увлечения. Дети проявляют эстетические чувства, откликаются на прекрасное в окружающем мире и в искусстве; узнают, описывает некоторые известные произведения, архитектурные и скульптурные объекты, предметы народных промыслов, задают вопросы о произведениях, поясняют некоторые отличительные особенности видов искусства.

        Любят экспериментировать в создании образа, проявляют самостоятельность в процессе выбора темы, продумывания художественного образа, выбора техник и способов создания изображения; демонстрируют высокую техническую грамотность; планируют деятельность, умело организуют рабочее место, проявляют аккуратность и организованность.

         Адекватно оценивают собственные работы; в процессе выполнения коллективных работ охотно и плодотворно сотрудничают с друг с другом.

Художественная литература

Дети проявляют эстетический вкус, стремление к постоянному общению с книгой, желание самому научиться читать.

Называют любимые литературные тексты, объясняют, чем они ему нравятся.

Знают фамилии 4—5 писателей, отдельные факты их биографии, называют их произведения, с помощью взрослого рассуждают об особенностях их творчества.

Воспринимают произведение в единстве его содержания и формы, высказывают свое отношение к героям и идее.

Творчески активны и самостоятельны в речевой, изобразительной и театральной игровой деятельности на основе художественных текстов.

В течении года реализован проекты «Чудо профессии»

Сроки реализации проекта: Долгосрочный: с 1 сентября 2019г. по 31 августа 2020г.

   Цель проекта: Изучение проблемы формирования первичного представления о мире профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности в дошкольном возрасте через организацию игровой деятельности, в частности, сюжетно-ролевых игр.

Задачи:

- изучить теоретические основы игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста;

- проанализировать задачи развития игровой деятельности и формирования первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и в жизни каждого человека в программе дошкольного образования;

- подобрать проекты сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста.

Участники проекта:

Дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Вид проекта: творческий, групповой, долгосрочный (сентябрь2019-май 2020).

Актуальность проблемы:

Профессиональное самоопределение – это определение человеком себя относительно выработанных в обществе критериев профессионализма. Один человек считает критерием профессионализма просто принадлежность к профессии или получение специального образования, соответственно и себя оценивает с этих позиций. Другой человек полагает, что критерием профессионализма является индивидуальный творческий вклад в свою профессию, обогащение своей личности средствами профессии, соответственно он иначе с этой более высокой планки себя самоопределяет и далее самореализует.

Профессиональное самоопределение – процесс, который охватывает весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности.

Возникновение профессионального самоопределения охватывает старший школьный возраст, но ему предшествуют дошкольный возраст. Именно в дошкольном возрасте формируются первичные представления о мире профессий и проявляется интерес к профессионально-трудовой деятельности через организацию сюжетно-ролевых игр.

В ходе проекта «Чудо профессии» дети группы закрепили знания о том, что такое профессия, для чего человеку необходимо трудиться, работать. Расширились представления о роли труда в жизни людей, о многообразии орудиях труда, трудовых действиях.

Почти все дети стали логично, последовательно и чётко рассказывать как об известных им уже профессиях, так и других мало знакомых профессиях, правильно говорить названия этих профессий. Научились организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о профессиях: врач, аптекарь, слесарь, продавец, парикмахер и др.

Теперь дети более ответственно относятся к выполнению поручений, дежурствам, хозяйственно-бытовому труду. Стараются оказать помощь окружающим, поддерживать порядок в группе.

Дети стали бережнее относиться к одежде, игрушкам, окружающим предметам, мебели, так как у многих сформировалось ценностное отношение к собственному труду и труду взрослых. Хочется отметить активное участие родителей в реализации данного проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Все профессии нужны, все профессии важны" (о профессиях родителей)

Задача данного проекта состоит в том, чтобы расширить круг знаний детей о профессиях, формировать отчётливые представления о труде как социальном явлении, обеспечивающем потребности человека. Познаком...

Проект Информационно – познавательный проект «Все профессии нужны, все профессии важны». для детей подготовительного дошкольного возраста

Труд обладает большим педагогическим воздействием только при правильной его организации. Ребенок никогда не узнает, что такое труд, пока на личном опыте, при умелом руководстве взрослого не преодолеет...

Визитная карточка проекта по ранней профориентации детей подготовительной группы компенсирующей направленности с ТНР. Тема проекта: «Все профессии важны, все профессии нужны»

   Данный проект разработан и реализован творческой группой педагогов группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Краткая характеристика группы: 19 человек с ОНР (3детей- ОН...

Проект «Все профессии нужны, все профессии важны. Профессия врача» (средняя группа)

Планирование проектной деятельности с воспитанниками...

Сценарий КВН "Мир профессий" в подготовительной группе, в рамках проекта "Все профессии важны, все профессии нужны" .

Уточнить и обощить представления детей о профессиях, понимать значимость профессий в жизни людей, воспитывать уважение к различным видам профессий....

Проект Информационно – познавательный проект «Все профессии нужны, все профессии важны». для детей старшего дошкольного возраста

Вид проекта: информационный, познавательный,  групповой, совместный.Труд обладает большим педагогическим воздействием только при правильной его организации. Ребенок никогда не узнает, что такое т...