Проект "Моя Югра"
проект (старшая группа)

Аглеулина Роза Гаптрауфовна

Познавательно-творческий проект на тему: «Мой край - Югра!» («Интеграция образовательных областей в рамках проектной деятельности»)

Автор проекта: Р. Г Аглеулина , воспитатель.

Продолжительность проекта: долгосрочный (октябрь-апрель).

Тип проекта: познавательно - творческий.

Участники проекта: воспитатели, родители, дети старшей группы.

Актуальность:

В дошкольном возрасте у детей необходимо формировать представления о мире, которое начинается с самого родного и близкого, того, что окружает ребёнка с семьи, детского сада, улицы на которой он живёт, города, края, страны. Воспитание патриотических чувств не должно проходить эпизодически, от случая к случаю, оно требует проведения систематических мероприятий, способствующих привитию детям чувства любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребёнка, во многом зависит всё его последующее развитие. Корни этого влияния - в языке народа, который усваивает ребёнок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах, традициях и обычаях людей, среди которых он живёт. Без знания своих корней, традиций своего края нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, дом, город, край, страну, с уважением относящегося к другим народам. Воспитание любви и уважения к своей родине является важнейшей составляющей нравственно - патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего города, надо его знать. Понять, чем же уникальна культура, обычаи и традиции народов ханты и манси. Правительством Ханты-Мансийского автономного         округа уделяется большое внимание сохранению национального          наследия народов, исконно обитающих на территории севера: местным национальным традициям, истории; оно также поощряет и стимулирует деятельность организаций и учреждений, поддерживающих эту деятельность, привлекает к взаимодействию и сотрудничеству, в том числе, и образовательные учреждения.

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном городе и крае ХМАО - Югре.

Задачи:

  • Познакомить детей с понятиями «Наш край», «Тайга» и с названиями городов и округа.
  • Сформировать у детей первоначальные знания о природных и культурных особенностях жизни Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
  • Развивать у детей нравственные качества личности через ознакомление с родным городом, краем.
  • Стимулировать стремление слушать сказки и другие фольклорные жанры.
  • С помощью разных видов детской деятельности развивать логическое мышление, внимание, память, двигательную активность, инициативу, самостоятельность, умение разрешать проблемную ситуацию.
  • Развивать интерес детей к подвижным играм коренных народов Югры.
  • Воспитывать желание заботиться о животных и растениях нашего края.
  • Привлечь родителей к проектной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательно-творческий проект на тему: «Мой край - Югра!» («Интеграция образовательных областей в рамках проектной деятельности»)

Автор проекта: Р. Г Аглеулина , воспитатель.

Продолжительность проекта: долгосрочный (октябрь-апрель).

Тип проекта: познавательно - творческий.

Участники проекта: воспитатели, родители, дети старшей группы.

Актуальность:

В дошкольном возрасте у детей необходимо формировать представления о мире, которое начинается с самого родного и близкого, того, что окружает ребёнка с семьи, детского сада, улицы на которой он живёт, города, края, страны. Воспитание патриотических чувств не должно проходить эпизодически, от случая к случаю, оно требует проведения систематических мероприятий, способствующих привитию детям чувства любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребёнка, во многом зависит всё его последующее развитие. Корни этого влияния - в языке народа, который усваивает ребёнок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах, традициях и обычаях людей, среди которых он живёт. Без знания своих корней, традиций своего края нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, дом, город, край, страну, с уважением относящегося к другим народам. Воспитание любви и уважения к своей родине является важнейшей составляющей нравственно - патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего города, надо его знать. Понять, чем же уникальна культура, обычаи и традиции народов ханты и манси. Правительством Ханты-Мансийского автономного         округа уделяется большое внимание сохранению национального         наследия народов, исконно обитающих на территории севера: местным национальным традициям, истории; оно также поощряет и стимулирует деятельность организаций и учреждений, поддерживающих эту деятельность, привлекает к взаимодействию и сотрудничеству, в том числе, и образовательные учреждения.

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном городе и крае ХМАО - Югре.

Задачи:

  • Познакомить детей с понятиями «Наш край», «Тайга» и с названиями городов и округа.
  • Сформировать у детей первоначальные знания о природных и культурных особенностях жизни Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
  • Развивать у детей нравственные качества личности через ознакомление с родным городом, краем.
  • Стимулировать стремление слушать сказки и другие фольклорные жанры.
  • С помощью разных видов детской деятельности развивать логическое мышление, внимание, память, двигательную активность, инициативу, самостоятельность, умение разрешать проблемную ситуацию.
  • Развивать интерес детей к подвижным играм коренных народов Югры.
  • Воспитывать желание заботиться о животных и растениях нашего края.
  • Привлечь родителей к проектной деятельности.

Ожидаемый результат:

-Дети знают историю Ханты-Мансийского края (Югры); происхождение своего города.

-Дети знают о своеобразии жизни коренных народов Севера (о культуре, о жилище, об одежде, о труде и о традициях).

-Дети знакомы с особенностями хантыйского костюма, его орнаментом.

-Дети знают о природных условиях, о растительном и животном мире Югры.

-Дети знакомы с «Красной книгой Югры».

-Родители активные участники совместной деятельности.

Этапы и сроки реализации проекта:

-организационный (октябрь-декабрь)

-основной (январь - март)

-заключительный (апрель)

Реализация проекта осуществлялась через интеграцию образовательных областей:

  1. Социально - коммуникативное развитие
  2. Познавательное развитие
  3. Речевое развитие
  4. Художественно-эстетическое развитие
  5. Физическое развитие

Методы и приемы:

НАГЛЯДНЫЙ: (наблюдение; рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок, фотографий, экспонатов музея).

ПРАКТИЧЕСКИЙ: (чтение художественной литературы, разгадывание и отгадывание загадок, беседы, рассказы из личного опыта, составления рассказов, придумывание загадок и сказок, рисование, аппликация, лепка, конструирование, экскурсии в музей, экспериментирование)

ИГРОВОЙ: (сюжетно - ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, пальчиковые игры и физкультурные минутки, настольно - печатные игры, танцы, игры-соревнования)

Виды деятельности:

  1. Игровой вид деятельности
  2. Восприятие художественной литературы и фольклора
  3. Познавательно - исследовательский вид деятельности
  4. Коммуникативный вид деятельности
  5. Двигательный вид деятельности;
  6. Музыкальный вид деятельность
  7. Изобразительный вид деятельности
  8. Конструирование из разного материала
  9. Самообслуживание и элементарный бытовой труд

Совместная деятельность родителей и детей:

  1. Подобрать художественную и энциклопедическую литературу, стихи, загадки, иллюстрации, фотографии, игры (дидактические и народные) по теме проекта
  2. Выучить стихотворение о родном крае - Югре
  3. Посетить в музей города с детьми
  4. Провести индивидуальную работу с детьми: лепку, рисование, аппликацию на тему проектной деятельности
  5. Собрать магниты городов ХМАО и городов России.
  6. Пополнить наш проектный центр «Мой край –Югра!». 7.Презентация «Мой Нефтеюганск, край в котором я живу».

7. Хантыйский праздник «Вороний день».

Модель трех вопросов

Что мы знаем?

Что хотим узнать?

Как узнаем?

-В нашем краю живут медведи и олени.

-В наших реках много рыбы.

-Ханты ездят на оленях.

-В северных лесах растут полезные

ягоды - брусника, клюква.

-В нашем округе много болот.

-У нас добывают нефть и газ.

-Столица нашего края-Ханты- Мансийск.

- Мы живем в Нефтеюганске

-Как возник наш город?

-Растет ли пальма в тайге?

-Как узнают время ханты и манси?

-Национальные узоры?

-Какие праздники у народов ханты, манси?

-Какими игрушками играют дети ханты и манси.

-Что такое чум и нарты?

-Чем питаются олени?

-Посмотрим в книге,

энциклопедии

-Узнаем из интернета

-Узнаем из телепередачи

-Спросим у старших

-Напишем

письмо знатоку

-Знайке

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ С ДЕТЬМИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ

«Познавательное», «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие».

Содержание работы

1.

НОД «Культура и быт хантов»

2.

Беседа: «Что вы знаете о нашем крае Югре?», «Дары Югры», «Животные леса Югры», «Витаминная копилка леса Югры», «Как я собирал грибы и ягоды в лесу»

3.

Рассказы «Об истории ХМАО», «О полезных свойствах ягод нашего края», «О культуре, быте и традициях народов ханты», «О значении орнаментов на одежде хантов», «О праздниках и обрядах народов Севера», «О достопримечательностях Югры», «Животные, растения внесенные в Красную Книгу Югры», «Профессии нашего края»,

«Черное золото Югры»

4.

Составление рассказа по картине: «В лесу», «Олени», «Нефтяная буровая»

5.

Придумывание сказки о народах ханты и манси

6.

Скороговорка: «У пеньков опять пять опят»

7.

Загадывание и разгадывание загадок «О животных, растениях, птицах,

рыбах Югры»

8.

Придумывание загадок о ягодах, о деревьях, о животных Югры, о быте,

труде хантыйского народа.

9.

Скороговорка: «Как- то утром в воскресенье, наварили мы варенье»,

«Гроздья рябины на солнце горят. Рябит от рябины в глазах у ребят».

10.

Чтение сказки «Последние грибы» М.Пришвин, «Под грибом» В. Сутеев, О.Лебедевой «Буровичок Югорка», «Золотой        топор», «Мальчик с той стороны, где солнце всходит, и девочка с той стороны, где солнце садится», «Похатур» (Богатырь), «Находчивый слуга царя».

«Художественно-эстетическое», «Познавательное», «Социально- коммуникативное».

Содержание работы

1.

Рисование на тему: «Животные нашего леса», «Грибы, ягоды, животные, растения, птицы нашего леса», «Кукла Хантейка», Салфетка из орнаментов народа Ханты», «Стойбище», «Нефтяная буровая»,

2.

Аппликация из пластилина на тему: «Загадки на грядке», «Олени»

3.

Лепка на тему: «Ягоды для морса», «По грибы»

4.

Коллективная аппликация- коллаж тему: «Животные нашего леса»,

«Грибы в корзине»

5.

Лепка из теста «Ханты»

6.

Изготовление поделок из бросового материала на тему «Быт Хантов»

7.

Изготовление объёмной композиции «Стойбище»

8.

Создание альбома« Я и мой город» совместно с детьми

9.

Экскурсия в «Музей реки Обь» города Нефтеюганска

10.

Слушание хантыйской музыки.

11

Презентация «Мой Нефтеюганск, край в котором я живу».

12

Хантыйский праздник « Вороний день»

«Социально-коммуникативное»,         «Речевое»,         «Физическое», «Познавательное».

Содержание работы

1.

Пальчиковая игра: « Зайчик », «Ягодки», « С ветки», « Листья», «Божья коровка», « Грибы»

2.

Дидактическая игра: Укрась орнаментом салфетку для куклы «Хантыйки», «Чей хвост?», «В лес по грибы», «Приготовим         морс из ягод», «Опиши куклу девочку – Хантейку» («куклу мальчика Ханта»), «Назови лист этого дерева!», « Растения»

3.

Подвижная игра: «Бег на трех ногах», « Оленеводы», «Заячьи следы», «Важенка и олени», «Собери урожай»

4.

Сюжетно-ролевая игра: « Лесники и экологи», «На АЗС»

5.

Игра- пантомима: « Покажи животного нашего леса»

6.

Игры- соревнования народов ханты

7.

Спортивный праздник «С днем рождения Югра!»

«Социально-коммуникативное», «Познавательное».

Содержание работы

1.

Опыт с нефтью и птичьим пером

Список используемой литературы:

  1. Близнецова В.С. «Руководство проектной деятельностью педагогов ДОУ», //ж. «Справочник воспитателя», №9/2009.
  2. Васильева Н. «Проектная деятельность; участвуем вместе», //ж. «Дошкольное воспитание»,№ 10 /2011.
  3. Виноградова, Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей [Текст] / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М.: Айрис – пресс, 2008.
  4. Прохорова Л.Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации - М.: АРКТИ, 2003.
  5. Солнцева, О. В. Особенности организации краеведческого образования дошкольников [Текст] / О. В. Солнцева, Е. В. Коренева-Леонтьева // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2011 №10.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года №68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"

Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года №68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"...

Ознакомление старших дошкольников с природой Югры "Сладкая Югринка"

Презентация к занятию по уточнению представлений о природе северного края....

Консультация для родителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (ХМАО-Югра)

Консультация для родителей , в котрой знакомлю с историёй образования Ханты- Мансийского автономного округа-югра....

Сценарий конкурса чтецов «Наш край - Югра», посвященный 85- годовщине образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югра.

Сценарий конкурса чтецов «Наш край - Югра», посвященный 85- годовщине образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югра.Цели:1. Знакомство с литературным наследием Югры, отражающим величие ...

Закон Ханты-мансийского автономного округа – Югры от 1 июля 2013 года № 68-оз «Об образовании в Ханты-мансийском автономном округе – Югре»

Статья 6. Инновационная деятельность в сфере образования автономногоокруга1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, и иныедействующие в сфере образования организации, а также их объ...