Рабочая программа кружка "Пеледыш"
рабочая программа (подготовительная группа)

Николаева Вера Викторовна

Рабочая программ дополнительного образования по приобщению к культуре марийского народа 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_kruzhka.doc121.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                                                                                 «Детский сад  №29 «Ший онгыр» г.Йошкар-Олы»

Рабочая программа

 Дополнительного образования  «Пеледыш»

по приобщению к культуре марийского народа

(для детей подготовительной к школе группы)

Срок реализации – 1 год

                                                    Составитель программы:  

музыкальный руководитель

МБДОУ №29 «Ший онгыр»

Николаева Вера Викторовна

2019г

Йошкар-Ола

Содержание:

Пояснительная записка        3

Учебно-тематический план дополнительного образования «Пеледыш»        8

Содержание работы.        9

Учебно-методическое обеспечение        12

Пояснительная записка

Рабочая программа «Пеледыш» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством марийского народа, ориентированная на нравственно-патриотическоое и художественно–эстетическое воспитание детей.

Данная рабочая программа «Пеледыш» является специализированной программой эстетического воспитания детей дошкольного возраста, эффективно содействующей духовному и интеллектуальному росту, развитию творческих способностей детей, знакомство с культурой народа мари. Строится эта программа на концепции эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей, в основу которых положены принципы народности, комплексного использования разных видов искусств. Программа ценна тем, что знакомясь с различными видами марийского народного творчества, знакомясь с песнями, сказками, танцами, играми, участвуя в календарных праздниках, детям легче понять и представить, как жили люди на Руси.

Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе даны занятия, их программное содержание, перечень материалов, необходимых для занятий. Занятия расположены от простого к сложному.

Программа рассчитана на детей от 6 до 7 лет. Она предусматривает ознакомление дошкольников с историей народа мари и включает в себя знакомство с обычаями, традициями, трудом марийского народа по народному календарю, воспитывает интерес к народной культуре, устному народному творчеству, народной музыке, народным играм.

Актуальность. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде  национальных культурных традиций. Проблема приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учеными и практиками. Предметом изучения были вопросы, связанные с ролью народной культуры. Народного творчества в становлении личности дошкольника, обсуждалось соответствующее содержание, условия, методы ознакомления с народным творчеством  учетом возрастных и индивидуальных особенностей. В ряде психолого-педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к народной культуре. Народному творчеству обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему, гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового и семейного воспитания.

Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учетом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомленности. Поэтому роль педагога -  дать детям элементарные знания о марийской народной музыке, песне, танце, традициях.

Данная задача, наряду с традиционными формами работы с детьми, решается посредством дополнительного образования.

Новизна программы состоит в том, что построена она с учетом национально-регионального компонента. Ее реализация позволяет приобщить дошкольников к марийской национальной культуре. Способствует формированию национальной духовности. Оригинальность программы состоит в том, что она не только знакомит дошкольников с марийским народным творчеством, но и обеспечивает получение ими уровня знаний об истории, костюмах, песнях, традициях народа мари,  танцевальных навыков, самостоятельного творческого мышления.

Цель:  Способствовать приобщению к культуре марийского народа и духовно – нравственному развитию личности ребенка через ознакомление с марийским народным творчеством и традициями.

Задачи:

 

Образовательные:  

  1. Формировать и углублять знания детей о  народном творчестве и традициях марийского народа.
  2. Дать детям представление о видах  народного танца, освоить элементы марийских  народных движений.
  3. Развивать певческие способности детей через ознакомление с народными песнями народа мари и песнями марийских композиторов.
  4. Прививать   детям  устойчивый интерес к устному народному творчеству.
  5. Познакомить  детей с костюмами народа мари.
  6. Дать представление об истории возникновения календарно-обрядовых праздников.
  7. Познакомить с  народными инструментами народа мари и с историей их создания.

                                                                                                                     

Воспитательные:                                                                                                              

  1. Воспитывать интерес к своей национальной культуре, к истории своего народа через песни, танцы, сказки.
  2. Воспитывать патриотические чувства.
  3. Воспитание уважения к себе и окружающим.
  4. Формирование чувства единения.
  5. Укрепление чувства национальной принадлежности, гордости за свою нацию.

Развивающие:

  1. Выявлять и развивать музыкальные задатки обучающихся.
  2. Развивать у детей музыкальные способности (музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма).
  3. Развивать вокально-исполнительские навыки (чистоту интонирования, ансамблевость в пении).
  4. Развивать танцевально-исполнительские навыки.
  5. Развивать стремление участвовать в инсценировках

Оздоровительные:              

  1. Улучшение двигательных способностей.                                                                  
  2.  Развитие органов чувств
  3. Формирование правильной осанки.
  4. Совершенствование двигательных умений и навыков детей.
  5. Обучение правильному дыханию.

Основные направления работы:

  1. песни;
  2. танцы;  
  3. игры;
  4. беседы об истории;
  5. беседы о костюмах марийского народа;
  6. беседы о марийских народных инструментах;
  7. инсценировки марийских сказок;
  8. просмотр видеоматериала;    
  9. праздники, развлечения.

В работе используются различные методы и приемы:

  1. метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеоматериалов);
  2. словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);
  3. практический (активное участие каждого ребенка в танцах, пении, инсценировках,   сочинительстве, продуктивной деятельности); 
  4. игровые: сюжет занятий, народные игры;
  5. проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);
  6. мотивационный (убеждение, поощрение).

Используемые технологии:

  1. информационно-коммуникативные
  2. личностно-поисковые,
  3. исполнительские,
  4. здоровьесберегающие,  
  5. проблемно-поисковые,
  6. игровые.

Формы организации образовательной деятельности:                                                                                              

  1. занятие дополнительного образования 1 раз в неделю: индивидуальные, по подгруппам, фронтальные, типовые, доминантные, тематические, комплексные и их разновидности (применяются и варьируются в зависимости от  уровня развития музыкальной культуры детей).                                                                                                  
  2. праздники и развлечения.

Продолжительность: 30 минут  

Срок реализации: 1 год

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие  -  использование скороговорок,  развитие дикции, использование различных игр;

Познавательное развитие  – знакомство с культурой, бытом, традициями, что послужит материалом,  входящим в музыкальные игры и спектакли;

Художественно-эстетическое развитие  – знакомство с иллюстрациями из сказок, музыкой и вокальными партиями к спектаклю; отмечают характер музыки, дающий представление о характере героя и его образе, осваивают различные танцы, разучивают песни и попевки.

Речевое развитие  – знакомство с литературными произведениями, которые будут использованы в играх, пении,  постановках спектаклей, занятиях, праздниках.

Физическое развитие – знакомство с правилами поведения в кружке; ознакомление с правилами безопасного передвижения в помещении; ознакомление с правилами обращения с мелкими предметами; формирование навыков безопасного поведения в подвижных играх.

Предполагаемые результаты:                                                                                        

- Привитие интереса к национальной культуре в целом, к истории своего народа.

- Развитие музыкальных способностей: танцевальных, певческих, двигательных, слуховых.                                                                                                                                           -  Выработка уверенности  в выступлениях перед аудиторией.

-формирование уважения к историческому наследию.

Формы проведения итогов:

  1. Участие в вечерах развлечений, утренниках, праздниках и других общих мероприятий;
  2. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения Программы (2 раза в год: октябрь - промежуточный), апрель - итоговый);
  3. Отчет о работе дополнительного образования (май)

Предусмотренная программа является вариативной, то есть при необходимости допускается корректировка содержания занятий и времени прохождения материала.

Учебно-тематический план дополнительного образования «Пеледыш»

Название темы

Подготовительная

группа

Общее кол-во занятий

Теория

Практика

1

Знакомство с народной культурой (с использованием пословиц, потешек, прибауток,

сказок)

2

3

5

2

Марийская народная и авторская музыка,песня, танец, игра.

1

20

21

3

Марийские народные инструменты

2

1

3

4

Марийский народный костюм

3

1

4

5

Приобщение к марийской народной культуре с помощью проведения народных праздников

3

3

Итого в год

8

29

36

Содержание работы.

 1 раздел: Знакомство  с марийским детским фольклором (потешки, прибаутки, загадки, сказки)

Теоретический:  

  • знакомить с  устным народным творчеством: сказки, прибаутки,  потешки, пестушки, загадки. Марийский детский фольклор – неотъемлемая часть устного поэтического творчества марийского народа. Является основным средством воспитания подрастающего поколения. Уместно прочитанные потешка, загадка,  улучшают настроение детей, вызывают улыбку у загрустившего ребенка, успокаивают плачущего.                            

     

Практический:

  • обыгрывание сказок.

     

 2 раздел:  Марийская народная и авторская музыка, песня, танец, игра.

 Теоретический:

  • дать представления о видах народного танца. Все марийские народные танцы можно разделить на две группы: обрядовые и бытовые. Обрядовые, например: Танцы шествия, исполнялись на поминках, при жертвоприношениях, на праздниках. Пляска «Вургем чийыше» исполнялась на поминках в сороковой день. «Ташлама корка» - «Ритуальный ковш» исполнялся на празднике «Девичий пир». Свадебные танцы. Танец свата и свахи. Танец свадебных женщин (танец с платками) Танец дружек (танец с хлыстами) Бытовые: «Веревочка», «Пар кычалын» (ищу пару),  «Латкокыт» (двенадцать), «Вич мужир» (пять пар), «Вуд йоген» (ручеек), «Нылыт» (четверка), «Кандаш» (восьмерка), «Строй», тип кадрили, сольные танцы.
  • расшить знания о народных песнях (плясовые, лирические, трудовые, празднично-обрядовые) и песнях марийских композитор. Беседа с детьми о характере и содержании песен, о том, как марийский народ воспевал красоту родной земли в песнях). Накапливать опыт восприятия марийских народных песен.

Практический:

  • использование знакомых  и обучение новым марийским народным движениям. Познакомить с элементами марийских плясок - медленными, быстрыми и плясками с постепенным ускорением темпа.
  • разучивание колыбельных, припевок, запевок, частушек,  календарно - обрядовых и авторских песен.  Придумывание мелодий на основе образцов народных песен. Побуждать к музыкальному высказыванию  голосом и мимикой об эмоционально-образном содержании песен. Совершенствовать умение детей передавать веселый, игровой характер марийских  песен. Обогащать музыкальный опыт дошкольника в процессе усвоения бытовых песен наших предков. Совершенствовать навыки и стремление к выразительности исполнения песен.
  • Знакомство с марийскими народными играми. По содержанию марийские игры лаконичны, выразительны. В них много юмора, шуток, соревновательного задора. Через игры можно познакомиться с природой марийского края, ее обитателями, их повадками; узнать о народных промыслах, о многочисленных национальных традициях (сур меранг, кол кучен модмаш). Марийские народные игры многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры с песнями, прибаутками, плясками. Характерная особенность марийских народных игр - движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, и т. д.) . В играх используются и марийские считалки- устные художественные произведения. 

3 раздел: Марийские народные инструменты

Теоретический:

  • история создания, знакомство с древними марийскими народными инструментами - гуслями, свистульками, барабаном, волынкой, и т.д. Рассказать детям об их истории. Воспитывать устойчивый интерес к древним музыкальным инструментам.

Практический:

  • разучивание народных мелодий.  Обогащать музыкально-слуховой опыт детей в процессе игры на народных инструментах.

4 раздел: Марийский народный костюм.

Теоретический:

  • познакомить детей с отличительными особенностями марийских костюмов. Словарная работа (вынер, тувыр,йолаш, ушто, шовыр, мыжер, ончылшовыч, теркупш, сорока, шымакш, шарпан, шовыч,йыдал,кем ).

Национальная одежда — это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Жизнь крестьянина была неразрывно связана с природой, возделыванием земли и соответствующими трудовыми циклами. Праздник либо завершал какой-то сложный этап в нелегкой крестьянской жизни, либо предшествовал следующему важному этапу. Праздники ждали, к ним готовились. А какие наряды надевали в праздники? Народная праздничная одежда могла много рассказать интересного о своем владельце: откуда он родом, какого возраста, по какому случаю так одет.

Практический:

  • интегрированное занятие (музыка и изодеятельность). На занятиях  дети  разукрашивают платье марийским орнаментом,        раскрашивают характерными цветами.

   

5 раздел: Приобщение к марийской народной культуре с помощью проведения народных праздников

Теоретический:

  • дать общие представления об истории возникновения праздников. Познакомить детей с народными обрядами и обычаями марийских народных праздников. Создавать душевную атмосферу, чувство оживленности, раскрепощать внутренние силы каждого участника обряда.

Практический:

  • Участие и проведение марийских народных праздников (шорыкйол, уарня, кугече, пеледыш пайрем) и развлечений (День Республики Марий Эл, День родного языка). Развивать умение выразительно передавать игровые образы и стремление находить свою интонацию. Воспитывать чувства уважения к марийской национальной культуре, самобытности ее обычаев и традиций.

     

Учебно-методическое обеспечение

Литература

  1. Васеева Г.В. Использование марийских подвижных игр в воспитательно-оздоровительной работе детского сада.-Йошкар-Ола, 1997.-27 с.
  2. Жирнова И.В. Организация и проведение детских праздников на основе краеведческого материала: учебно-методическое пособие./ Под ред. И.В.Жирновой; Марийский государственный университет-Йошкар-ола, 2011.-112с.
  3. Искра: хрестоматия для учителей и воспитателей/Сост. В.В.Крылов.-Йошкар-ола: Марийское книжное издательство, 1994.-152с.
  4. Йочасадыште: воспитатель-влаклан пособий/Сост. В.Ф.Сапаев, В.Б.Исенеков, В.С.Захарова.-Йошкар-ола,1993.-160с.
  5. Кульшетов Д.М. Нежность: марийские народные песни/Д.М.Кульшетов.-Йошкар-ола; Маар.кн. из-во, 1991.-280с.
  6. Маков С. «Волгыдо пайрем».-Йошкар-Ола: Марий Книга Издательство.-1985.-32с.
  7. Марийские обрядовые праздники: методическое пособие /Под ред.А.Н.Шакирова.-Йошкар-ола.-2005.-44с.
  8. Марийские фольклорные и современные детские праздники: сборник сценариев, праздников и развлечений/ Под ред.Н.М.Швецова.-Москва-Йошкар-ола: МФ МОСУ; Мар.кн.из-во, 2005.- 132с.
  9. Петухова А.Н. Детский фольклор народа мари: Монография/МАр.гос.ун-т; А.Н.Петухова.-Йошкар-ола, 2006.-160с.
  10. Современная этническая культура финно-угров Поволжья и Приуралья:Отв.ред.Н.Ф.Мокшин.-Йошкар-ола:МарНИИ, 2002.-140с.
  11. Ший онгыр (Серебряный колокольчик): сем, муро, модмаш да куштымаш-влак. –Йошкар-Ола: Марий книга издательство, 1992.-128с.
  12. Ший онгыр (Серебряный колокольчик): сем, муро, модмаш да куштымаш-влак. –Йошкар-Ола: Марий книга издательство, 1994.-152с.
  13. Ший онгыр (Серебряный колокольчик): Кыдалаш группылан сем, муро, модмаш да куштымаш-влак. –Йошкар-Ола: Марий книга издательство, 2009.-180с.
  14. Ший памаш (Сборник детских песен на марийском языке).-
  15. Йошкар-Ола, 1999.-63с.
  16. Этнография марийского народа: учебное пособие для старших классов/ Сост.Г.А.Сепеев.-Йошкар-ола: Марийское книжное издательство, 2001.-184с.

Электронно-образовательные ресурсы

В.Осипов «Вашке кушнем», CD – диск, 2010

«Кушталетна мо вара» CD – диск, 2014.

«Марийские плясовые мелодии» CD – диск, 2008.

Учебно-методическое пособие «Марий сем»

Фольклорно-этнографический ансамбль «Марий памаш», DVD-диск, 2012.

Презентации на тему: «Марийские народные костюмы»

Видеоматериалы: сказки «Меранын шочмо кечыже», «Рывыж ден тумна», «Меранын портшо», «Чыве, коля да кудыр».

Материально-техническое обеспечение

Занятия проводятся в кабинете музыки.

Музыкальный центр -1

Магнитофон -1

Ноутбук -1

Проектор -1

Синтезатор -1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...