Паспорт мини-музея "Русский быт"
проект

Шитова Елена Ивановна

Возрождение в воспитании дошкольников патриотизма, как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, посредством ознакомления с культурными традициями русского народа, бытом, обычаями, фольклором. Осознание смысла и значения исторической и духовной ценности музейных предметов.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

C:\Users\8\Desktop\вайбер консультации\IMG-50b30c66161361121f799a03388c50a0-V.jpgC:\Users\8\Desktop\вайбер консультации\IMG-32e3d85608dbf2c80564b804631bf270-V.jpgC:\Users\8\Desktop\вайбер консультации\IMG-b8ba671de607fce8eb8c5786aa6b60fa-V.jpgC:\Users\8\Desktop\вайбер консультации\IMG-5d2eb635b724855ac53ab5c5e85bfdef-V.jpg



Предварительный просмотр:

Проект «Русская матрешка».

                                       Подготовила: Шитова Е.И.

Воспитатель МАДОУ «Детский Сад №6 «Лукоморье»

                             г. Нефтеюганск

Актуальность

Что знаем мы о старине, о давно минувших днях? Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал, что западный человек даже менее образованный ближе к своим корням, истории, культуре, чем русский. С тех пор мало что изменилось.

Знакомя детей с русской народной игрушкой, традициями, обычаями мы уделяем внимание духовному воспитанию, формируем творчески развитую личность, способствуем повышению развития познавательных способностей детей, развиваем воображение, эстетический вкус, умение составлять композиции узоров для украшения сарафана матрешки, для создания игры, подарка, поделки.

Мы знакомим детей с новыми понятиями, названиями матрешек, элементами узора, тем самым способствуем формированию активного словаря детей, а значит, прививаем речевые умения и навыки; способствуем гармоничному развитию личности.

Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без знания своих корней, истоков, древних традиций, дошедших до наших дней.

Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к русскому народному творчеству на примере русской национальной игрушки – матрёшки.

Гипотеза:

Наши исследования помогут узнать традиции русского народа и ещё больше полюбить русскую игрушку - матрёшку, так как она несёт в себе любовь и дружбу.

Задачи проекта:

•   Познакомить детей с историей возникновения матрёшки.

•  Дать детям элементарные представления об игрушке – русская матрёшка, её многообразии;

•   Расширить кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи.

• Развивать словарный запас детей за счёт загадок, потешек, частушек, специализированных терминов по теме проекта;

•   Развивать игровую деятельность детей дошкольного возраста;

•  Развивать творческо-исполнительские навыки детей при пении частушек, чтении стихотворений;

•   Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства.

•   Воспитывать любовь к русской народной культуре;

•   Воспитывать интерес к историческому прошлому русского народа;

•   Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Ожидаемый результат:

На детей:

  • Знания истории происхождения матрешки, появлении ее на Руси; о народных умельцах изготовления матрешки.
  • Знания особенностей русской народной игрушки (материал, форма, цвета, узоры).
  • Умение различать различные виды матрешек.
  • У детей повысится интерес к изучению народной культуры России.
  • Вовлечение каждого ребёнка в творческую деятельность;
  • Пробуждение интереса к русским промыслам;
  • В речи активно употребляются тексты стихов, потешек.

На родителей:

  • Проявляют интерес при реализации проекта;
  • Оказывают помощь в подборе материала для проекта;
  • Вызвать интерес к русской народной игрушке;
  • Приобщать к истокам русской народной культуры;
  • Учитывать опыт детей, приобретённый в детском саду;

На педагогов:

  • Создать условия для формирования у детей познавательных умений;
  • Способствовать творческой активности воспитанников;
  • Вовлекать семьи воспитанников в образовательный процесс;
  • Развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал;

Этапы реализации проекта

1 этап – Подготовительный (информационно-аналитический)

  • Обдумывание идеи проекта;
  • сбор информации, материала для реализации идеи.
  • Подбор методической и художественной литературы по теме.
  • Разработка мероприятий по теме проекта.
  • Ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта.

 

  2 этап – Основной (практический)

Познавательно - исследовательская деятельность

         Беседа: «Откуда пришла матрёшка?», «Матрёшка-русская игрушка»

         НОД  тема: «Будем знакомы- русская матрёшка»

          тема: «Такая разная Матрёшка»(история появления матрёшки в разных районах России)

           тема: «Матрёшка-символ семьи»

ФЭМП: Развитие умение  раскладывать матрёшки в порядке возрастания и убывания, сравнивая их по высоте и ширине,результаты сравнения обозначать словами: самый высокий, еще выше, самый низкий, шире, уже; формирование умения ориентироваться в пространстве, относительно себя, обозначать словами: впереди, сзади, слева, справа. Количественный счёт.

НОД: «Беседа о липе, как о стороительном и поделочном материале (мебель, посуда, игрушки)

Изучение свойств дерева. Экспериментирование

Сравнение: Матрёшка и Ванька-встанька.

Коммуникативная деятельность

Рассматривание изображение разных матрёшек;

Чтение стихотворений и загадывание загадок о матрёшке;

Заучивание стихотворения Л.Некрасовой: «Весёлые матрёшки»;

Заучивание пословиц, объяснение их смысла: «Береги лес, люби природу-

будешь вечно мил народу», «Много леса – не губи, мало леса- береги, нет

леса- посади»

Продуктивная деятельность

Рисование: «Красавица матрёшка» (групповая работа по

разукрашиванию матрёшки), «Сарафан матрёшки»  (разукрашивание

силуэта матрёшки нетрадиционными способами: монотопия и метод

«тычка»)

Лепка: «Хоровод матрёшек»;

Аппликация: «Детская авторская матрёшка», « Матрёшки подружки»;

Конструирование: «Домик для матрёшки» (Конструктор лего-дупло)

Художественно-эстетическая деятельность

Разучивание танца: «Мы весёлые матрёшки»,

Хороводные музыкальные игры: «Матрёшки и мышка», «Домик для    

матрёшки»;

Слушание песен о матрёшках;

Инсценировка стихотворения И. Черницкой «Матрёшки»

Игровая деятельность

Режиссерские игры: «Куколки – сестрички»
         Дидактические игры: «Собери матрёшку», «Расставь по порядку»

Пальчиковая гимнастика: «Семья», « В гости к пальчику», «Дружат в  

нашей группе»

           3 этап – Заключительный.  Подведение итогов.

• Выставка рисунков «Веселые матрёшки».                                                                                                    

• Презентация творческого отчёта по проекту «Русская матрешка».                                                                    

• Изготовление дидактических игр                                                                                      

• Оформление картотеки игр с матрешками

Паспорт проекта

Тип проекта: краткосрочный двухнедельный

Вид проекта: познавательно-творческий.

Участники: воспитанники старшей группы № 3 «Пчёлки», родители, воспитатели, педагоги.

Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Материальное обеспечение:

  • Наборы разных видов матрешек;
  • Альбомы «Русские народные игрушки», «Русская матрешка»;
  • Атрибуты к режиссерской игре «Куколки-сестрички»;
  • Разные виды конструктора;
  • Аудиозаписи
  • Видеофильмы, презентации
  • Оборудование для художественно-творческой деятельности

Риски при реализации проекта

С детьми: пропуски по болезни, не проявляют интереса к теме.

С родителями: занятость, малоактивны.

Материальная база: недостаточно разных видов матрешек.

Пути преодоления

С детьми: индивидуальная работа, просмотр видео, презентаций, игры с матрешками на интерактивной доске.

С родителями: информация о проведении проекта на сайте, в группе, буклеты каждой семье, индивидуальные беседы, заинтересовать через детей.

Список используемой литературы:

  1. Баранова Е.В., Савельева А.М. « От навыков к творчеству», «Мозаика-Синтез», Москва, 2016 г.
  2. Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой  Основная образовательная программа дошкольного образования, «Мозаика-Синтез», Москва,  2016 г.
  3. Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса «Проектная деятельность  дошкольников», « Мозаика-Синтез» Москва, 2014 г.
  4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. « Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (парциальная программа),Санкт-Петербург, Изд. «Детство-Пресс»,2016г.,298 с.
  5. Князева О.Л. «Знакомство детей с русским народным творчеством», Санкт-Петербург «Детство-Пресс»,2011г.
  6. Куцакова Л.В. «Творим и мастерим»,Изд. Мозаика-Синтез Москва,2014 г.
  7. Куцакова Л.В. «Конструирование из строительного материала», Изд. «Мозаика-Синтез» Москва,2014 г.
  8. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», Изд. «Мозаика-Синтез» Москва,2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорта комнатных растений.

В данной презентации представлен  готовый материал для составления паспорта растений для уголка природы  для каждой возрасной группы в детском саду.  Каждый файл посвящен одному р...

Социальный паспорт ДОУ

Социальный паспорт ДОУ общая информация....

методические рекомендации по оформлению паспорта здоровья

использование методических рекомендаций, позволит педагогам составить полную картину физического и психического состояния ребенка, учитывая анамнез его развития от рождения до настоящего возраста, раз...

методические рекомендации по оформлению паспорта здоровья

использование методических рекомендаций, позволит педагогам составить полную картину физического и психического состояния ребенка, учитывая анамнез его развития от рождения до настоящего возраста, раз...

Экологический паспорт детского сада

Описаны цели и задачи составления экологического паспорта, экологическая ситуация, характеристика территории учреждения, здания, влияние ДОУ на окружающую среду, профессиональная и методическая п...