Конспект ООД по татарскому языку в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа)

Мингазова Лейсан Гамилевна

Занятие "Татарстан - минем Республика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_tartarstan_-_minem_respublika.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 88

Конспект тематического занятия

в рамках месячника родного языка,

в старшей группе

на тему: «Татарстан – минем Республика»

                                   

             

   

       

                                                                                         Составила:

 воспитатель Мингазова Л.Г.

                                                         

г. Нижнекамск,

2021г.

Конспект тематического занятия

в старшей группе

на тему: «Татарстан – минем Республика»

Вид детской деятельности: познавательно исследовательская, игровая, коммуникативная, художественно творчество.

Цель: расширить и укрепить знания детей о крае, в которой мы живем.

 

 Задачи: 

Обучающие:  закрепить знания детей о крае в котором мы живем и о ее красоте; закрепить знания детей о флаге, гимне, гербе Татарстана, их назначении, символическом значении цвета и образов на них; формировать уважительное отношение к государственным символам; продолжать знакомить детей с народными традициями и играми для детей; продолжать работу по обогащению и уточнению словаря.

Развивающие: развивать связную речь; развивать внимание, память, мышление, воображение.

 Воспитательная:  воспитывать любовь, чувство гордости, уважения и бережное отношение к родному краю, чувство патриотизма; умение работать в коллективе.

Предварительная работа: Чтение произведений татарских писателей и поэтов; чтение и заучивание стихотворений о нашей республике, рассматривание иллюстраций на тему: «Татарстан», «Россия», сравнение флага и герба РФ и РТ, беседы о символике РТ, прослушивание гимна РТ и песен о РТ,  дидактические игры: «Узнай по описанию», «Зеленый – белый - красный», «Найди среди других», «Узнай наш герб», «Узнай наш флаг».

Словарная работа: Родина, Россия, край, Муса Джалиль,  мифическое драконоподобное существо Зилант, Кремль, «Сююмбике», мечеть «Кул – Шарифа» президент страны, гимн Татарстана, художник Татарстана Риф Загреевич Фахрутдинов.  

 Наглядный материал: карта России, дидактические игра: «Собери флаг России», «Собери герб России», аудиозаписи: гимн РТ, изображения государственных символов РТ,  иллюстрации разных видов достопримечательностей, поэтов, природы и растительности.

Оборудование: проектор с презентацией: «Татарстан – мой край родной», музыкальное сопровождение мелодий и песен о Татарстане на двух языках.        

Практическая работа: Аппликация флага.

Предполагаемый результат: Организовать выставку детских работ в группе под названием «Татарстан – моя Республика».

Домашнее задание: Придумать вместе с родителями семейный флаг и разукрасить его акварельными красками.

Ход занятия

Организационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Исәнмесез балалар!

Дети: Исәнмесез!

Воспитатель: Сегодня я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие. Но прежде чем мы отправимся, я хочу задать вам один вопрос. Скажите, все ли вы знаете свой домашний адрес?

Дети: Да.

Воспитатель: Хорошо. Живете вы по одному адресу или по разным адресам?
дети: По разным.

Воспитатель: Действительно, адреса у вас разные, но все они начинаются с каких слов?

Дети:  Республика Татарстан, город Нижнекамск и т.д.

Воспитатель: Правильно ребята, мы с вами живем в Республике Татарстан. Это наша малая Родина – место, где мы родились. Давайте послушайте стихотворение Г. Тукая,

Амелия: «Люблю мой край

Как странно это слышать:

Ведь каждый человек свой любит край

И небо здесь синее, солнце выше

И в цвет сирени здесь окрашен май».

Воспитатель: Вам понравилось стихотворение?

Дети: Да.

Основная часть.

Воспитатель: (показ слайда) Ребята, наша Республика очень красивая и большая.  В ней много лесов, рек, полей. А еще в нашей Республике живет много людей разных национальностей. Наш Татарстан – многонациональная республика. Все люди здесь живут дружно и мирно! Чтобы отличаться от других народов, все народы придумали свой герб, национальный костюм. Кто знает как называется столица нашей Республики?

Дети: Казань.

Воспитатель:  Правильно. Казань – город, расположенный на левом берегу реки Волга, Поселение, которое потом стало столицей Татарстана,  находилось на реке Казанка. Это было очень хорошее место, сюда стали переезжать много людей, здесь велась торговля, строились дома. Город становился все больше и лучше. Поэтому он стал главным городом Татарстана, его столицей. Этот город важный экономический и культурный центр России. Это не только древний город с многовековой историей, но и место встречи Европы и Азии, православия и ислама.

Воспитатель: А что обозначает слово «Казань» и почему столицу Татарстана так назвали?

Дети: разные виды ответов детей.

Воспитатель: Существует несколько легенд, связанных с названием города. По самой распространенной из них «Казань» происходит от татарского слова «казан» - котел. Легенда гласит, что город был заложен на том месте, где без огня закипела вода в котле, врытом в землю.

Воспитатель: Вы знаете символику столицы Татарстана - Казань?

Дети: Разные виды ответов детей.

Воспитатель: Символом города, изображенным на гербе, является мифическое драконоподобное существо Зилант. Дракон является силой созидательной и благоприятствующей человеку, обладает космической сверхъестественной силой, символизирует мощь, величие, жизнь, свет, мудрость, непобедимость, символ бессмертия и вечного возрождения. Язык в форме стрелы означает импульс, быстроту и целенаправленность. Земля - хранительница жизни и богатств, символ жизни. Корона - символ достижения высокой ступени развития. Казанская шапка указывает на статус Казани как столицы территорий и их древние традиции.

Символические значения цветов: Зеленый цвет - символ весны, радости, надежды, природы, означает достаток, процветание, стабильность. Золото - символ высшей ценности, богатства, величия, постоянства, прочности, силы, великодушия, интеллекта, интуиции и провидения, солнечного света. Серебряный цвет - символ совершенства, благородства, чистоты помыслов, мира. Червлёный цвет - символ храбрости, мужества, неустрашимости, зрелости, энергии, жизнеспособности. Чёрный цвет - символ благоразумия, мудрости, честности, смирения и вечности бытия.

Город Казань встречает нас разными видами достопримечательностей:  «Памятник Мусе Джалилю». Кто знает, что это за памятник?  

Дети: Этот памятник  татарскому поэту.

Воспитатель: Правиль. Он находится у главного входа в Казанский Кремль. Кто может рассказать стихотворение М. Джалиля?

Арсений: Луч поляну осветил
И ромашки разбудил:
Улыбнулись, потянулись,
Меж собой переглянулись.

Мадина: Встрепенется от сна,
Бьет крылом соловей
И в притихшую даль
Смотрит с ветки своей.

                 Там воркует родник,
Птичка рвется к нему,
И тоскует родник
По дружку своему.

 Воспитатель: Молодцы. Давайте продолжим путешествие по достопримечательностям столицы Татарстан. «Казанский Кремль» находится в центре города, на берегу реки Казанка. При входе в «Казанский Кремль» нас встречает «Спасская» башня. На ней расположены часы. Эта башня построена из белого камня и башня «Сююмбике». Сююмбике – была прекрасной царицей, которая жила много лет назад  в Казани. Она не захотела стать женой царя Ивана Грозного и прыгнула с вершины башни. Поэтому башню так и называют  - башня Сююмбике. Так же не далеко от Кремля расположена  мечеть «Кул – Шарифа» - главная мечеть нашей Республики. Она была построена совсем недавно.

Вот мы и познакомились с некоторыми известными местами города Казань. Вам понравилось?

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята, вы наверно устали, хотите поиграть?

Дети: Да.

Татарская народная игра «Буш урын» (Займи место).

Одного из участников игры выбирают водящим, а остальные играющие, образуя круг, ходят взявшись за руки. Водящий идет за кругом в противоположную сторону и говорит:

Как сорока стрекочу

Никого в дом не пущу.

Как гусыня гогочу,

Тебя хлопну по плечу-

Беги!

 Сказав беги, водящий слегка ударяет по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили, устремляется со своего места по кругу навстречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а отставший становится водящим.

Правила игры. Круг должен сразу остановиться при слове беги. Бежать разрешается только по кругу, не пересекая его. Во время бега нельзя касаться стоящих в кругу.

Воспитатель:  Вот мы с вами поиграли и отдохнули.

Вы знаете символы Республики Татарстан?

Дети: Флаг, герб, гимн. 

Воспитатель: Государственный флаг Республики Татарстан представляет собой прямоугольное полотнище с горизонтальными полосами зеленого, белого и красного цветов.

Белая полоса составляет 1/15 ширины флага, расположена между равными по ширине полосами зеленого и красного цветов, зеленая полоса – наверху. Отношение ширины флага к его длине 1:2. Красный – символ могущества, солнца, огня. Белый цвет – символ мира.

Воспитатель: А вот так выглядит национальный герб Татарстана. Что на нем изображено?

Дети: Крылатый барс.

Воспитатель: Государственный герб Республики Татарстан является символом ее государственного суверенитета. Государственный герб Республики Татарстан представляет собой изображение крылатого барса с круглым щитом на боку, с приподнятой правой лапой, на фоне диска солнца, помещенного в обрамлении из татарского народного орнамента, в основании которой надпись «Татарстан». Барс,  ребята,  это символ богатства, плодородия, благородства. Он может постоять за себя, за свою страну, может защитить людей, которые живут в этой стране. Цветок на боку барса  обозначает   процветание, долголетие.  Красное солнце символизирует безоблачность, непорочность и чистоту. Круглая форма герба обозначает щит. В таком варианте герб исполнил  художник Татарстана Риф Загреевич Фахрутдинов.

А какие пословицы о Татарстане, о Родине вы знаете?

Дети: Воздух Родины – он особенный – не надышишься им.

Жить – Родине служить.

Лучше нет родного края.

На родной стороне и ворона родная.

Воспитатель: Давайте с вами на него посмотрим ещё раз, запомним, почувствуем гордость, что мы живём в Татарстане. (Звучит гимн Татарстана.  Дети встают,  вслушиваются в слова, смотрят на герб).

Воспитатель: Для закрепления предлагаю вам на память сделать аппликацию на тему: «Флаг Республики Татарстан».

Аппликация «Флаг Республики Татарстан».

Заключительная часть.

Воспитатель:  (Воспитатель уточняет, какие знания получили дети на занятии). Ребята, о какой стране мы сегодня с вами беседовали, как она называется? Как называется наша столица? Кто Президент нашей страны? Как называются татарские народные игры, в которые  мы играли?

Вот как много интересного мы узнали о нашей стране. Но это даже еще и не половина всей информации, которую можно рассказать о нашем Татарстане. На следующих занятиях мы с вами продолжим беседу и напишем крае, где мы родились и живем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению татарскому языку в старшей группе Тема: “Тылсымлы кыш.”

Хочу вашему вниманию представить конспект, интегрированное занятие по обучению татарскому с элементами фольклора, нетрадиционного рисования.  В конспекте использованы такие методические приемы: вхожде...

Конспект занятия по обучению детей татарскому языку в старшей группе «Бар матур бакча»

Конспект занятия по обучению детей татарскому языку в старшей группе «Бар матур бакча»Обучающие задачи:1. Сүз байлыгын арттыру, сөйләм күнекмәләре формалаштыру.Яңа сүзләр өстендә эш:кишер,кәбест...

Конспект итогового занятия по обучению татарскому языку в старшей группе. Тема:"Бар матур бакча".

конспект итогового занятия по обучению татарскому языку для русскоязычных детей составлен по пройденной теме: "Овощи". проекта "Уйный-уйный усэбез" для старшей группы. На этом занятии можно увидить зн...

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по обучению детей татарскому языку в старшей группе "Муса Джәлиль-безнең йөрәкләрдә".

Цель: Познакомить детей с творчеством в военные годы великого поэта-героя Мусы Джалиля.Методика дошкольного образования: «Обучение татарскому языку русскоязычных детей».Обучающие задачи:1. Сүз ба...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений, по закреплению пройденного материала по татарскому языку в старшей группе.

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений, по закреплению пройденного материала по татарскому языку в старшей группе....

Конспект НОД по обучению детей татарскому языку для старших групп (УМК)

Конспект НОД по обучению детей татарскому языку для старших групп (УМК)...

Конспект ООД по татарскому языку в старшей группе

Конспект занятия "Традиции и обычаи народов Татарстана"...