Проект "Мой город"
проект (подготовительная группа)

Остаточникова Екатерина Васильевна

Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Именно в период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а так же самостоятельно принять полученные знания в доступной практической деятельности. 

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город.  Город - частица Родины. Зарождаясь из любви к своей «малой Родине», патриотические чувства, пройдя целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до осознанной любви к своему Отечеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moy_gorod.docx65.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 36 «Радуга»

Проект на тему:

«Мой родной город»

(6 – 7 лет)

 

Разработала: Остаточникова Е.В.

                                                                                                                                                     (воспитатель)

Невьянск 2016 г.

Введение.

 «Мира не узнаешь, не зная края своего»

М.Горький

 

Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Именно в период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а так же самостоятельно принять полученные знания в доступной практической деятельности. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования ( приказ министерства образования и науки Российской Федерации от17 октября 2013 г. N 1155) познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город.  Город - частица Родины. Зарождаясь из любви к своей «малой Родине», патриотические чувства, пройдя целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до осознанной любви к своему Отечеству.

   Любовь к родному городу, своему краю, гордость за свою страну имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к своей малой родине и уважения ее истории и культуры невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества  личности. Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Я хочу, чтоб ребятам, город, в котором они живут, стал бы любимым!

Противоречие: Между необходимостью формирования представлений о родном городе и недостаточностью психолого-педагогических условий:

- низкий интерес родителей

- отсутствие детской литературы

- оборудование развивающей предметно-пространственной среды

Проблема: Как организовать воспитательно-образовательный процесс, который способствовал бы формированию представлений детей о родном городе.


Гипотеза проекта:

Формирование представлений о родном городе возможно путём применения технологии проектной деятельности, которая предполагает:

-включение родителей в образовательную деятельность

- пополнение среды продуктами реализации проекта

- отбор и адаптирование информации о городе для детей

Цель: Формировать представления детей о родном городе.

Задачи:

- способствовать накоплению знаний о городе;

- формировать у воспитанников чувство гордости за родной город;

 - развивать творческие способности детей

- способствовать воспитанию патриотических чувств у детей

Вид проекта: познавательно-творческий

Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели)

Участники проекта:  воспитатели, дети подготовительной группы (6-7) лет, родители.

Материально - техническое обеспечение:  учебно - методическое, художественная литература, дидактические игры, фотоматериал, альбомы с видами улиц, на которых находятся знакомые всем здания, памятники.

Слайды, фильмы о памятных местах «малой Родины», информационно - коммуникативные технологии. 

Виды детской деятельности:

- непосредственно  образовательная;

- исследовательская;

- игровая;

- художественное творчество.

Формы и методы работы:

-  экскурсии и наблюдения.

- создание выставки.

- образовательные ситуации

-  дидактические игры.

-  подвижные игры.

-  конструирование.

-  беседы.

 - чтение художественной литературы.

 - заучивание стихотворений.

 - сбор фотоматериалов.

- рассматривание иллюстраций.

Ожидаемые результаты:
-У детей появится устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
- У детей сформируются представления о родном городе:  его истории, достопримечательностях, ремеслах, почетных гражданах.

- Родители станут активными участниками реализации проекта.
- Будет разработано методическое и дидактическое сопровождение по теме проекта.

- Развивающая предметно-пространственная среда пополнится результатами реализации проекта.
- Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.
Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.

Реферативная часть.

В работе над проектом  опиралась на положения концепции модернизации

дошкольного образования на период до 2010 года, где определены

социальные требования к системе российского образования: «…именно

образование в первую очередь должно собрать воедино значимые ценности и общественные установки с передовыми отечественными традициями в новую

ценностную систему общества – систему открытую, вариативную, духовно и

культурно насыщенную, диалогичную, толерантную, обеспечивающую

становление подлинной гражданственности и патриотизма».

Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Е.И. Водовозова считали, что начинать

Воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста.

Центральной идеей воспитания была идея народности. Согласно теории

К. Маркса и Ф. Энгельса, патриотизм носит классовый характер. Воспитание

патриотизма отождествлялось с воспитанием отношения к государственному

строю.

В 60-70-е гг. 20 века понимание патриотизма стало рассматриваться как

составная часть понятия нравственности. Основной упор делается на

познании ребенком своей страны. В это время появляются исследования,

которые опирались на эмоциональную сферу ребенка. Это исследования

Жуковской, Виноградовой, Козловой.

Педагогические идеи патриотического воспитания содержатся в работах

С.И. Ожегова, он определял патриотизм как «…преданность и любовь к

своему Отечеству и своему народу». Г. Бакланов писал, что это «…не

доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство».

Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики уделялось большое внимание. В. Г. Белинский, К. Д. Ушинский, Н. А. Добролюбов считали, что воспитание в ребёнке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нём гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости. В.А. Сухомлинский обращал внимание на то, что с малых лет важно, воспитывая чувства, учить ребёнка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.

Используя в работе различные учебно-методическое пособи  разных авторов

я сделала вывод, что для детей дошкольного возраста, важно

проводить работу по изучение  истории своего родного города, по воспитанию чувства любви к нему, объединить в единое целое все задачи всестороннего воспитания детей. И чтобы эта работа прошла успешно для всех участников, и был разработан проект «Мой родной город».

Проектная часть

Этапы реализации проекта:

 Первый этап – подготовительный

- Постановка целей, задач, предварительная работа с детьми, родителями

- Пополнение развивающей среды

- Подбор методической литературы 

- Поиск ответов на поставленные вопросы

- Разработка проекта

Второй этап - основной – реализация мероприятий проекта в соответствии с планом.

Третий этап - заключительный - обобщение результатов работы и оценка эффективности проекта.

План реализации проекта.

Этап

Задачи этапа

Мероприятия

Планируемый результат

Подготовительный этап

Подготовить условия для реализации проекта

1. Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по тематике проекта.    

2.Знакомство участников с идеей проекта. Постановка проблемы.

3.Разработка проекта.

4.Подбор диагностического инструментария.

5. Создание предметно - развивающей среды.

6. Подготовка материально-технического оснащения проекта.

Список литературы.

Мотивация участников на реализацию проекта.  Постановка проблемы: Что мы знаем о родном городе? Что хотим узнать?

Проект.

Диагностический инструментарий.

- Подбор исторической литературы о родном крае, городе.

- Подбор произведений русского народного творчества.

- Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки)

- Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности.

- Дидактические игры

- Выставки книг, рисунков, поделок.

Основной этап

Реализовать проект

Познавательная деятельность:

Цикл занятий:

«История возникновения родного города».

1.Беседы: «Визитная карточка города - герб», «Мой родной город», «На улицах города»

НОД «город, в котором  живу»

 2. Просмотр презентаций:

«Улицы нашего города»

«Почетные люди города».

3. Рассматривание

альбомов и наглядно - демонстрационного материала о городе Невьянске.

4. Экскурсия в краеведческий музей «Наш город Невьянск»

4. Речевое развитие

НОД «Составление рассказов « Мои любимые места города», «Безопасность на улицах города»

6.«Чтение художественной литературы»: чтение стихов невьянских поэтов о родном городе

Беседы о сохранении природы города.

6. Чтение легенд о городе, стихов о Невьянске и о его природе.

8.  Социально-

коммуникативная:

Дидактические игры.

Лото «Наш город»

«Выложи герб из фрагментов»

«Где находится памятник?»

«Путешествие по городу».

Создание уголка 

«Мой город родной».

9. Сюжетно - ролевые игры.

 «Построим улицу города»;

«Строительство нового дома»

10. Подвижные и хороводные народные игры.

11. Художественно- эстетическое развитие:

рисование: герб города, Невьянская наклонная башня, «Моё любимое место в городе» (по желанию детей)

- Лепка «На улицах города»

Конструирование из бумаги «Здания города»

Узнали что такое герб,

флаг, и гимн, познакомились с их символикой.

Знают название города,

свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности,

4- 5 улиц города;

знает и узнает флаг, герб,

Дети знают, каков был их город раньше, ознакомились с  его бытом, ремеслом, традициями.

Умеют грамотно выстроить предложение, составляют небольшие рассказы о городе

Активизировался словарный запас детей

Дети знают наизусть стихи местных авторов

Дети  эмоционально откликаются на прочитанное произведение

Интерес детей к занятиям по теме.

Рассказывают о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов в природе (Земля- наш общий дом, а человек- часть природы)

Интерес детей к новым играм, выполнение

правил

Дети играют в подвижные игры. Интерес детей к новым играм, выполнение правил.

Конструируют из мелкого, и крупного строительного материала, обсуждают правила дорожного движения

Прослушивание гимна и песен о Невьянске,

Создание в группе соответствующей  предметно - развивающей среды.

Созданные условия для продуктивной работы с детьми;

Проявляют интерес к продуктивной творческой деятельности.

Заключительный этап

Подвести итоги и оценить эффективность проекта

1.Мониторинг.

2.Итоговая диагностика.

3.Выставка продуктов проекта.

4.Представление результата педагогам.

Оценка эффективности

проекта.

Оформление выставки рисунков и поделок детей.

Макет города .

Оформление мини-музея

«Город Невьянск»

Система диагностики

Диагностика результатов реализации проекта проводится путем наблюдения и оценки устойчивости интереса детей к изучению родного города.

В процессе проведения викторины оцениваются знания детей о городе.  

   Творческие способности оцениваются путем анализа продуктов деятельности детей: оригинальность, художественный вкус, выбор материала и т.д.

 Оценка результатов проводилась по следующим критериям:

Высокий уровень: У ребенка наблюдается устойчивый интерес к изучению родного города. Обладает знаниями о родном городе: узнает герб города, знает название 4-5 улиц, 4-5 названий достопримечательностей и  природных объектов. Имеет представления о  традиционных видах труда и занятиях жителей города. Продукты деятельности ребенка отличаются оригинальностью.

Средний уровень. У ребенка проявляется эпизодический интерес к изучению родного города.  Обладает поверхностными знаниями о родном городе: узнает герб города, знает название 1-2 улицы, 1-2 названий достопримечательностей и  природных объектов. Имеет представления о  традиционных видах труда и занятиях жителей города. Продукты деятельности ребенка соответствуют образцу.

Низкий уровень. Ребенок не проявляет интереса к изучению родного города.  Обладает недостаточными знаниями о родном городе: узнает герб города, знает название  одной улицы, 1-2 названий достопримечательностей и  природных объектов. Имеет недостаточные представления о  традиционных видах труда и занятиях жителей города. Осуществляет продуктивную деятельность с помощью педагога.

Ф.И. ребенка

Интерес детей к изучению родного города.

Знания детей о городе.

Творческие способности.

н/п

к/п

н/п

к/п

н/п

к/п

Савин Максим

В

      В

С

В

В

В

ВарзинаСоня

Н

С

Н

С

Н

Н

Мирзонян Игнат

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Елин Максим

С

В

Н

С

Н

С

Пургина Полина

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Чесноков А.

Н

С

Н

С

Н

С

Дерягин Артем

С

В

С

В

С

В

Шаманаев Марк

Н

С

Н

С

Н

С

Казанцев Егор

Н

С

Н

С

Н

С

Кириллова Катя

Н

С

Н

С

Н

С

Басманов Денис

Н

С

Н

С

Н

С

Поняева Ульяна

Н

С

Н

С

Н

С

Медведева Ника

С

В

С

В

С

В

Белова Диана

Н

С

Н

С

Н

С

Овчинникова Ксюша

Н

С

Н

С

Н

С

Делидов Миша

Н

С

Н

С

Н

С

Назаров Ваня

Н

С

Н

С

Н

С

Гвоздев Денис

Н

С

Н

С

Н

С

Буторов Влад

С

В

С

В

С

В

Еронин Вова

Н

С

Н

С

Н

С

Семкин Тимофей

Н

С

Н

С

Н

С

Неклюдова Маша

С

В

С

В

С

Н

Обухов Антон

Н

С

Н

С

Н

С

Рахимова Вика

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Лебедева Алина

Н

Н

Н

Н

Н

Н

                  

Заключение

В процессе  реализации проекта дети проявили активный познавательный интерес по теме «Мой родной город», что способствовало: накоплению детьми знаний о родном городе, формированию у воспитанников чувства гордости за свою малую Родину и за тех людей, которые  жили до них раньше и окружают сейчас. В процессе усвоения материала по теме, у детей развивались творческие способности: ребята с удовольствие изображали свой город, любимые места, где они любят проводить время, памятники архитектуры, изготавливали и строили здания и на конечном этапе создали макет города. Дети с увлечением и радостью восприняли данный проект, с удовольствием и можно сказать с любовью  выполняли творческие  задания, что поспособствовало воспитанию у них чувства патриотизма и любви к своей малой Родине. Не остались в стороне и родители группы, они приняли активное участие в проекте. Благодаря родителям пополнилась развивающая предметно- пространственная среда группы.

Реализация проекта позволила повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города, помогла сформировать заботливое отношение к родному городу. Следовательно, данный проект поспособствовал формированию не только познавательного интереса, но и имел социальное значение.

 

 

 

Список литературы.

1. Алёшина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом – М. ТЦ. Сфера, 1999г.
2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников – М, ЦГА, 2004
3. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребенка старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика 2006г, №6
4. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: методическое пособие. – М., 2007.
5. «Мы живем в России», гражданско-патриотическое воспитание дошкольников, Москва, Издательство «Скрипторий», 2008г.
6. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания Дошкольное воспитание 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Город мой, город таежный"

Данная презентация была выполнена для детей старшего дошкольного возраста при проведении тематической недели"Россия, родина моя"...

Конспект игры – путешествия на тему: «Путешествие по городу Санкт-Петербург» (совместная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет) с использованием ЭОР - презентация "Символы города"

пропаганда и возрождение семейных традиций на основе знакомства с историей и культурными традициями города - Санкт – Петербурга....

ПЛОЩАДИ НАШЕГО ГОРОДА. Конспект игры-путешествия «Площади нашего города» в рамках проекта: «Мой город Санкт-Петербург» с детьми подготовительной к школе группы.

Проект "Мой город Сант-Петербург" рассчитан на два года. В течении этого времени дошкольники знакомятся с достопримечательностями своего города не только с помощью видео и звуко записей, но и  по...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми 5-6 лет по теме: «Город прошлого, город настоящего, город будущего».

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми 5-6 лет по теме: «Город прошлого, город настоящего, город будущего»....

Конспект НОД по рисованию «Город древний, город настоящий и город будущий» (на примере города Искитима)

Занятие " Город древний, город настоящий, город будующий" было проведено в рамках открытого  городского  педагогического марафона, на котором была предложена программа  меропр...

Презентация "Город-герой Ленинград, города воинской славы, города воинской доблести Ленинградской области.

Презентация о городах Ленинградской области, отличившихся в Великой Отечественной войне....

Выступление на районном мастер классе "Настольные игры :домино "Родной мой город Клин" и пазлы "Любимые места города" на тему "Игровые технологии при ознакомлении с родным городом"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 38 «ИВУШКА» Выступление на районном мастер классе, «Настольные игры: домино «Родно...