Формирование навыка пересказа с использованием мнемотаблицы "Чебоксары- столица Чувашской Республики"
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект НОД по развитию представлений об окружающем мире интегрированной с развитием речи в старшей группе дошкольников с учетом регионального компонента.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.21 КБ |

Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе дошкольников по теме «Формирование навыка пересказа»
Цель занятия:
Формирование навыка пересказа средствами мнемической таблицы по теме "Чебоксары- столица Чувашской республики".
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-обобщить представление о столице Чувашской Республике;
-активизировать и расширить словарь по лексической теме "Чебоксары"
-тренировать навык ответа на вопросы по прослушанному тексту;
-научить пересказывать текст, опираясь на мнемическую таблицу.
Коррекционно-развивающие:
- развивать крупную и мелкую моторику;
- развивать умение самостоятельного раскрытия значения слов;
- развивать наглядно-образное мышление,
- развивать зрительное и слуховое внимание;
- развивать навык связного устного высказывания при работе над пересказом текста.
Коррекционно- воспитательные:
-воспитывать у детей чувство гордости за свой город;
- воспитывать желание познавать окружающий мир.
Оборудование:
карта России, карточки с изображением флагов России, Чувашии, Чебоксар, картинки с изображением главных достопримечательностей Чебоксар, мнемическая таблица по тексту рассказа.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
На доске висит карта России. Педагог вместе с ребеноком рассматривает ее, уточняя представления о нашей стране: "Посмотри, какая у нас большая карта. И почти все место на этой карте занимает одна страна. Это страна, в которой мы живем. Ты знаешь, как она называется?" (подразумевается, что ребенок ответит: "Россия").
Педагог: "Правильно, Россия - это наша Родина! Это самая большая страна в мире. Но кроме этого, у каждого человека есть своя малая родина- это дом , в котором он родился и вырос, родной город, родной край".
Развитие крупной моторики:
Упражнение на развитие крупной моторики проводится по аналогии с игрой "Карлики-Великаны":
-услышав слово "Родина" ребенок стоит, разведя руки широко в стороны.
-услышав словосочетание "Малая Родина", садится на корточки сложив руки на головой треугольником ("домик").
Повторить несколько раз в разной последовательности. Помимо словесной инструкции можно использовать картинки с контурным изображением дома ("малая Родина") и флага России ("Родина").
Дыхательное упражнение:
Педагог: " Какой ты молодец! А сейчас представим, что мы стоим на берегу нашей реки Волга, и подышим свежим воздухом."
Включается музыка с шумом моря, выполняется дыхательная гимнастика на развитие диафрагмального дыхания. Одна рука на животе, вдох носом- выдох ртом. Повторяется не более 5 раз.
Развитие мелкой моторики (упражнение "Дом"):
Педагог: "Дом, в котором человек родился, навсегда останется самым лучшим, самым гостеприимным. Позовем в наш дом друзей!"
Педагог выполняет упражнение, сопровождая его стихотворением, ребенок повторяет движения пальцев и рук за ним.
Дом с трубой, с высокой крышей (пальцы обеих рук соединяются, образуя треугольник),
Человек из дома вышел (пальцы "шагают" по поверхности стола),
Он ворота открывает (руки располагают на одной линии ладонями к себе, соприкасаясь одноименными пальцами обеих рук),
Всех нас в гости приглашает (руки согнуты в локте перед собой, ладони параллельны).
2.Основная часть занятия.
Знакомство с темой занятия.
Ребенок садится за стол, педагог читает стихотворение:
"Есть городов немало разных
И в близких, и в чужих краях,
Великих, признанных, прекрасных –
Но то не родина моя.
Пять сотен лет – тебе не годы!
Детьми ты славными богат.
Живут здесь разные народы,
Быть чебоксарцем каждый рад!"
"Как ты думаешь, о чем сегодня мы будем говорить? (подразумевается, что ребенок ответит: "Чебоксары"). Правильно, о нашем родном городе Чебоксары".
Развитие произвольного внимания. Игра "Что исчезло?"
Перед ребенком лежат карточки с изображением достопримечательностей города. Педагог просит ребенка закрыть глаза и незаметно убирает одну картинку. Ребенок должен определить, что именно исчезло и правильно назвать достопримечательность. Повторяется несколько раз, пока все достопримечательности не будут названы.
Работа с текстом.
Педагог выразительно читает ребенку рассказ без установки на запоминание и пересказ:
"Я живу в городе Чебоксары —это самый главный город республики Чувашия. Все мы любим свою малую родину. Ведь здесь есть, на что посмотреть: театры, памятники, парки. В Чебоксарах соединились чувашские и русские сердца. Но чтобы Чебоксары и дальше процветали, мы с детства должны изучать родной язык, песни, танцы. Ведь дети - это будущее!"
После первого прочтения, педагог просит ребенка ответить на вопросы по тексту рассказа. (Это поможет осмыслить сюжет, вспомнить последовательность происходящих событий, установить логические связи).
Вопросы к тексту:
1. Какой самый главный город в республике Чувашия? (Чебоксары)
2. Как ты понимаешь словосочетание малая родина? (место, дом в котором человек родился)
3. Какие достопримечательности можно увидеть в Чебоксарах? (парки, памятники, театры, по возможности называет названия).
4. Как может город процветать? (становиться больше и краше)
5. Что есть у каждого народа? (свой язык, песни, танцы.)
Физкультминутка:
Педагог: "Сейчас мы с тобой немножко отдохнем. Мы послушаем чувашскую песню и станцуем чувашский танец. Повторяй движения за мной". Включается запись чувашской песни "Ташши".
Формирование навыка пересказа.
Педагог обращает внимание ребенка на то, что содержание рассказа передают картинки на мнемотаблице. Ребенок вместе с педагогом рассматривает план-схему.
Педагог читает ребенку рассказ повторно, но теперь уже с установкой на запоминание и пересказ, прослеживая по ходу текста соответствующие картинки на схеме.
Педагог просит пересказать рассказ, опираясь на картинки наглядного плана. При возникновении затруднения, помогает наводящими вопросами.
3. Итог занятия:
Педагог: "Какой же ты молодец! Сегодня ты пересказывал текст про свой родной город! Вспомним еще раз:
Как называется страна в которой, мы живем?
Как называется республика, в которой мы живем?
Как называется столица Чувашской Республики?"
Рефлексия:
Педагог: "Перед тобой лежат две картинки: сердечко с чувашским орнаментом внутри и сердечко пустое. Если тебе понравилось наше занятие, то покажи мне, пожалуйста, сердечко с чувашским орнаментом, а если тебе было трудно и неинтересно, то можешь показать пустое сердце."
Ребенок анализирует свое эмоциональное состояние в конце занятия и отображает его с помощью наглядных рефлексивных компонентов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Метод моделирования сказок как средство формирования навыков пересказа детей старшего дошкольного возраста.
Проект "Метод моделирования сказок как средство формирования навыков пересказа детей старшего дошкольного возраста....

Познавательно-творческий проект «Метод моделирования сказок как средство формирования навыков пересказа детей старшего дошкольного возраста»
Из всех существующих приемов обучения связной речи эффективным является метод моделирования. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности - это русск...

Познавательно-творческий проект «Метод моделирования сказок как средство формирования навыков пересказа детей старшего дошкольного возраста»
Из всех существующих приемов обучения связной речи эффективным является метод моделирования. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности - это русск...

Использование рассказов в работе по формированию навыка пересказа у детей с тяжелыми нарушениями речи
Одним из главных показателей владения языком, является умение связно передавать свои мысли. Ребенку легче общаться со сверстниками, выражать свои мысли, познавать окружающий его мир, если у него доста...



