Формирование навыка пересказа с использованием мнемотаблицы "Чебоксары- столица Чувашской Республики"
план-конспект занятия (старшая группа)

Ялугина Елена Николаевна

Конспект НОД по развитию представлений об окружающем мире интегрированной с развитием речи в старшей группе дошкольников с учетом регионального компонента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_cheboksary_-moy_gorod.docx23.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей  группе дошкольников по теме «Формирование навыка пересказа»

Цель занятия:

Формирование навыка пересказа средствами мнемической таблицы по теме "Чебоксары- столица Чувашской республики".

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-обобщить представление о столице Чувашской Республике;

-активизировать  и расширить словарь по лексической теме "Чебоксары"

-тренировать  навык ответа на вопросы  по прослушанному тексту;

-научить пересказывать текст, опираясь на мнемическую таблицу.

Коррекционно-развивающие:

- развивать крупную и мелкую моторику;

- развивать умение самостоятельного раскрытия значения слов;

- развивать наглядно-образное мышление,

- развивать зрительное и слуховое внимание;

- развивать навык связного устного высказывания при  работе над пересказом текста.

Коррекционно- воспитательные:

-воспитывать у детей чувство гордости за свой город;

- воспитывать желание познавать окружающий мир.

Оборудование:

карта России, карточки с изображением флагов России, Чувашии, Чебоксар, картинки с изображением главных достопримечательностей Чебоксар, мнемическая таблица по тексту рассказа.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

 На доске висит карта России. Педагог вместе с ребеноком рассматривает ее, уточняя представления о нашей стране: "Посмотри, какая у нас большая карта. И почти все место на этой карте занимает одна страна. Это страна, в которой мы живем.  Ты знаешь, как она называется?" (подразумевается, что ребенок ответит: "Россия").

Педагог: "Правильно, Россия - это наша Родина! Это самая большая страна в мире. Но кроме этого, у каждого человека есть своя малая родина- это дом , в котором он родился и вырос, родной город, родной край".

Развитие крупной моторики:

Упражнение на развитие крупной моторики проводится по аналогии с игрой "Карлики-Великаны":

-услышав слово "Родина" ребенок стоит, разведя руки широко в стороны.

-услышав  словосочетание "Малая Родина", садится на корточки сложив руки на головой  треугольником ("домик").

Повторить несколько раз в разной последовательности. Помимо словесной инструкции можно использовать картинки с контурным изображением дома ("малая Родина") и флага России ("Родина").

Дыхательное упражнение: 

Педагог: " Какой ты молодец! А сейчас представим, что мы стоим на берегу нашей реки Волга, и подышим свежим воздухом."

Включается музыка с шумом моря, выполняется дыхательная гимнастика на развитие диафрагмального дыхания. Одна рука на животе, вдох носом- выдох ртом. Повторяется не более 5 раз.

Развитие мелкой моторики (упражнение "Дом"):

Педагог: "Дом, в котором человек родился, навсегда останется самым лучшим, самым гостеприимным. Позовем в наш дом друзей!"

Педагог выполняет упражнение, сопровождая его стихотворением, ребенок повторяет движения пальцев и рук за ним.

 Дом с трубой, с высокой крышей (пальцы обеих рук соединяются, образуя треугольник),

Человек из дома вышел (пальцы "шагают" по поверхности стола),

Он ворота открывает (руки располагают на одной линии ладонями к себе, соприкасаясь одноименными пальцами обеих рук),

Всех нас в гости приглашает (руки согнуты в локте перед собой, ладони параллельны).

2.Основная часть занятия.

Знакомство с темой занятия.

Ребенок садится за стол,  педагог читает стихотворение:

"Есть городов немало разных

И в близких, и в чужих краях,
Великих, признанных, прекрасных –
Но то не родина моя.

Пять сотен лет – тебе не годы!
Детьми ты славными богат.
Живут здесь разные народы,
Быть чебоксарцем каждый рад!"

"Как ты думаешь, о чем сегодня мы будем говорить? (подразумевается, что ребенок ответит: "Чебоксары"). Правильно, о нашем родном городе Чебоксары".

Развитие произвольного внимания. Игра "Что исчезло?"

Перед ребенком лежат карточки с изображением достопримечательностей города. Педагог просит ребенка закрыть глаза и незаметно убирает одну картинку. Ребенок должен определить, что именно исчезло и правильно назвать достопримечательность. Повторяется несколько раз, пока все достопримечательности не будут названы.

Работа с текстом.

Педагог выразительно читает ребенку рассказ без установки на запоминание и пересказ:

     "Я живу в городе Чебоксары —это  самый главный город республики Чувашия. Все мы любим свою малую родину. Ведь здесь есть, на что посмотреть: театры, памятники, парки.  В Чебоксарах соединились чувашские и русские сердца. Но чтобы Чебоксары и дальше процветали, мы с детства должны изучать родной  язык, песни, танцы. Ведь дети - это будущее!"

После первого прочтения, педагог просит ребенка ответить на вопросы по тексту рассказа. (Это поможет осмыслить сюжет, вспомнить последовательность происходящих событий, установить логические связи).

Вопросы к тексту:

1. Какой самый главный город в республике Чувашия? (Чебоксары)

2. Как ты понимаешь словосочетание малая родина? (место, дом в котором человек родился)

3. Какие достопримечательности можно увидеть в Чебоксарах? (парки, памятники, театры, по возможности называет названия).

4. Как может город процветать? (становиться больше и краше)

5. Что есть у каждого народа? (свой язык, песни, танцы.)

Физкультминутка:

Педагог: "Сейчас мы с тобой немножко отдохнем. Мы послушаем чувашскую песню и станцуем чувашский танец. Повторяй движения за мной". Включается запись чувашской песни "Ташши".

Формирование навыка пересказа.

 Педагог обращает внимание ребенка на то, что содержание рассказа передают картинки на мнемотаблице. Ребенок вместе  с педагогом рассматривает план-схему.

Педагог читает ребенку рассказ повторно, но теперь уже с установкой на запоминание и пересказ, прослеживая по ходу текста соответствующие картинки на схеме.

Педагог просит пересказать рассказ, опираясь на картинки наглядного плана. При возникновении  затруднения, помогает наводящими вопросами.

3. Итог занятия:

Педагог: "Какой же ты молодец! Сегодня ты пересказывал текст про свой родной город! Вспомним еще раз:

Как называется страна в которой, мы живем?

Как называется республика, в которой мы живем?

Как называется столица Чувашской Республики?"

Рефлексия:

Педагог: "Перед тобой лежат две картинки: сердечко с чувашским орнаментом внутри и  сердечко пустое. Если тебе понравилось наше занятие, то покажи мне, пожалуйста, сердечко с чувашским орнаментом, а если тебе было трудно и неинтересно, то можешь показать пустое сердце."

 Ребенок анализирует свое эмоциональное состояние в конце занятия и отображает его с помощью наглядных рефлексивных компонентов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыка пересказа

дети учатся пересказывать по картине...

Проект «Метод моделирования сказок как средство формирования навыков пересказа детей старшего дошкольного возраста.

Проект "Метод моделирования сказок как средство формирования навыков пересказа детей старшего дошкольного возраста....

Особенности формирования навыков пересказа у детей с ОНР

                                                      ...

Познавательно-творческий проект «Метод моделирования сказок как средство формирования навыков пересказа детей старшего дошкольного возраста»

Из всех существующих приемов обучения связной речи  эффективным является метод моделирования. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности - это русск...

Познавательно-творческий проект «Метод моделирования сказок как средство формирования навыков пересказа детей старшего дошкольного возраста»

Из всех существующих приемов обучения связной речи  эффективным является метод моделирования. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности - это русск...

Использование рассказов в работе по формированию навыка пересказа у детей с тяжелыми нарушениями речи

Одним из главных показателей владения языком, является умение связно передавать свои мысли. Ребенку легче общаться со сверстниками, выражать свои мысли, познавать окружающий его мир, если у него доста...