Рабочая программа по бурятскому языку для старшей группы
статья (старшая группа)

Рабсалова Долгор Бадмаевна

Рабочая программа по бурятскому языку для старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_buryatskomu_yazyku.doc142 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Цель программы: создать условия для развития коммуникативных, само регулятивных и познавательных  способностей детей в процессе изучения обычаев и традиций бурятского народа.

Задачи программы:

  • формирование умения общаться на бурятском языке с учетом речевых возможностей, потребностей и интересов детей дошкольного возраста: элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании (слушание и понимание);
  • знакомство с некоторыми обычаями и традициями бурят, бытом бурятского народа, детским песенным, стихотворным и сказочным фольклором, произведениями детской художественной литературы на бурятском языке;
  • развитие личности ребенка, его речевых способностей к изучению бурятского языка;
  • пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
  • формирование коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих:

речевой (диалогическая и монологическая речь), языковой (произносительная сторона речи), социокультурной (набор знаний о культуре и быте народов региона и умение использовать их в процессе общения) и познавательной;

-воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к бурятскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты.

Направленность  программы туристско- краеведческая, социально- педагогическая.

Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно эстетическое развитие.  

Актуальность

В педагогической науке и дошкольной педагогике повышается интерес к национальному самосознанию, обращается внимание на возрождение народных традиций, развитие и понимание роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе. В задачу педагога в контексте данной проблемы входит способность прогнозировать и реализовывать потенциал национальных традиций, обычаев; помочь воспитать интерес к родной культуре и научиться осознавать себя как носителя этой культуры. Проблемы сохранения бурятского языка сегодня волнуют многих.  В дошкольном возрасте закладываются ценностные основы мировоззрения, поэтому одного изучения бурятского языка недостаточно, нужно знакомить детей с традициями и обычаями родного края, бытом, праздниками. Культура родного края детям дошкольного возраста является контекстом для развития.

      Программа творческой мастерской по бурятскому языку «Еhо заншал»  составлена на основе программ Г.Р.Дугаржаповой, Л.Б.Загдаевой «Мунхын дуhал», и в соответствии с:

  • Основной общеобразовательной программой МАДОУ «Хара-Шибирский детский сад «Баяр»
  • Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря

2012 года №273-ФЗ;

  • Федеральным         государственным         образовательным         стандартом         дошкольного образования;
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»;
  • СанПиН 2.4.1. 3049 – 13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. №26)

Срок реализации дополнительной общеразвивающей программы – 1 года. По данной программе занимаются воспитанники  старшей  группы. В старшей  группе образовательная деятельность проводится   - 25 минут. Содержание работы реализуется в различных формах: непроизвольная форма занятий с играми, сказками, рисованием, песнями, танцами, экскурсии, беседы, игры –  путешествия. Основной формой образовательной деятельности является игра.

Отличительные особенности программы. Ведущая идея, определяющая принципы и содержание программы – методологическая установка, отстаивающая самоценность родного языка.

Возрастные особенности детей старшей группы (от 5 до 6 лет)

в старшем дошкольном возрасте в процессе развития личности ребенка происходит формирование детской компетентности, которая включает в себя развитие личностных новообразований, овладение новыми видами деятельности, становление ценностных установок, развитие навыков общения как со сверстниками, таки со взрослыми, способность оценивать себя в рамках норм и правил социума.
Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневно» жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством, становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказ картинке, передавая не только главное, но и детали.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание речь, образ Я.

Методы обучения:

  1. Методы накопления содержания детской речи: общение ребенка с педагогом и сверстниками на занятиях; пример речевой деятельности педагога (детей); перевод с языка на язык; хоровое проговаривание, заучивание слов, словосочетаний, предложений наизусть (стихи, песенки, рифмовки, скороговорки); рассказывание по игрушкам, картинам, диалог с игрушкой; просмотр презентаций, мультфильмов на бурятском языке;
  2. Методы, направленные на закрепление и активизацию лексики:
  • дидактические игры (предметные, словесные, музыкальные, ритмические, настольно-печатные); инсценировки; рисование, раскрашивание, лепка, аппликация с проговариванием бурятской лексики; прослушивание и пение песен на бурятском языке; игры бурятского народа; выполнение творческих, проектных заданий (коллективных в группе и самостоятельных с помощью педагога и родителей).

Количество занятий в год -32, в месяц -4, в неделю – 1 раз.  

Педагогический мониторинг  проводится 2 раза в год (вводный в сентябре, итоговый в мае).  

Материально – техническое обеспечение:  

  • игровые и учебные зоны;
  • игрушки, издающие звуки;
  • кукольный театр;
  • уголок бурятского быта (предметы быта, утварь, и т.д.);            -    национальная одежда для детей и для взрослых;

Методическое обеспечение:  

  • детская художественная литература;          

-    картины, иллюстрации:

  • папки- передвижки с различной тематикой;
  • календарь «Литэ» (12 животных);
  • газета «Толон

Ожидаемые результаты: 

  • знание обычаев и традиций бурятского народа;
  • знание бурятских слов и выражений, пословиц и поговорок.
  • развитие коммуникативных навыков.

Способы проверки ЗУН

Основной целью обучения бурятскому языку является - создать условия для развития коммуникативных способностей, поэтому в качестве минимальных требований в программе         указываются         требования         к овладению         коммуникативными         умениями (говорением, аудированием).

Критериями оценки усвоения программы служит самостоятельность ребенка в работе и оценивается по пятибалльной системе.  

  1. балл – не понимает, не разговаривает на бурятском языке.
  2. балла – понимает, но не разговаривает на бурятском языке.
  3. балла – понимает, разговаривает, переводит слова на бурятский язык.
  4. балла – употребляет обобщающие слова, сложные предложения.
  5. баллов – пересказывает небольшие литературные произведения.

Диагностика проводится в начале и в конце учебного года.

Тестовые задания для детей старшей группы.

      1.Учимся отвечать на вопросы. (Дать полный ответ) 

  • Ши ахатай гуш? (У тебя есть брат?)
  • Ши хэнэй хубуумши? (Ты чей мальчик?)
  • Абашни гэртээ гу?(Папа дома?)
  • Ши хубсалаа гуш? (Ты оделся?)
  • Ши малгайгаа умдоо гуш? (Ты надел шапку?)      

2.  Перевод слов и выражений на бурятский язык.

  • Саhан, уhан, бороон, hалхин (Снег, вода, дождь, ветер);
  • Багша, эмшэн, барилгашан,хонишон (Учитель, доктор, строитель,чабан);  
  • Газаа хуйтэн, борон ороно, наран шарана (На улице холодно, идет дождь, светит солнце); - Минии эжы багша, минии аха hурагша, абамни барилгашан. (Моя мама учитель, мой брат учащийся, мой папа строитель);

3.Назови символы хадаков. Табан унгын хадагай удха шанар.

  • Белый- символ воды, чистоты, доброты;  
  • Синий – символ неба, долголетия;
  • Желтый – огня, солнца;
  • Красный – символ металла; - Зеленый – символ земли.

4.Перевод предложений на бурятский язык.

  • Хугшэн  аба хэбтэнэ, амарна. (Мой дедушка лежит, отдыхает)
  • Эгэшэ сэсэг уhална. (Сестра поливает цветы)
  • Минии аха зурана. (Мой брат рисует)
  • Эжы ном уншана (Мама читает книгу)

 

5.Бурятская национальная одежда.  

  • Халат - дэгэл, обувь - гутал, шапка - малгай,  украшение - дэнзэ, безрукавка - уужа.

 

6. Назвать животных из календаря 12 – годичного цикла. Үгтэһэн үгэнүүд соо 12 жэлдэ хабаатай  амитаниие  нэрлэхэ: Туулай (заяц), нохой (собака), загаһан (рыба), хулгана (мышь), ямаан (коза), тэмээн (верблюд), үхэр (корова), гахай (свинья).

К концу обучения дети получат возможность овладеть:

Говорение  

  • вести элементарный этикетный диалог в ограниченном круге типичных ситуаций общения; диалог-расспрос (вопрос — ответ) и диалог — побуждение к действию;  
  • на элементарном уровне описывать предмет, картинку, персонаж;  
  • на элементарном уровне рассказывать о себе, семье, друге.          Аудирование  
  • понимать на слух речь педагога и товарищей, основное содержание небольших доступных текстов в аудиозаписи, построенных на изученном языковом материале.  

Социокультурная осведомлённость  

  • знание традиционной культуры бурят: семья и семейные отношения у бурят, пять видов скота, бурятский национальный костюм, бурятская национальная кухня, бурятские праздники и игры;  
  • узнавать некоторых литературных персонажей известных детских произведений, сюжеты некоторых популярных сказок, написанных на изучаемом языке, небольшие произведения детского фольклора (стихов, песен);  
  • соблюдать элементарные нормы речевого и неречевого поведения, принятые в обществе, в учебно-речевых ситуациях;
  • уметь использовать этикетные формулы приветствия, прощания, благодарности, знакомства, формы обращения, исполнять народные песни, ёохор, благопожелания, отвечать на благопожелания, загадывать загадки, вести этикетную беседу в дни празднования Белого месяца (Сагаалган).
  • уметь вести себя в гостях и принимать гостей, уметь угощать гостей, уметь вести себя за столом;  
  • уметь воспроизводить наизусть небольшие простые изученные произведения детского фольклора (стихи, песни) на бурятском языке.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№  

п/п

Наименование образовательных услуг

Количество часов

Кол-во обучающихся

Возраст обучающихся

ФИО

руководителя

В недел

В год

2

 программа  творческой мастерской

«Еhо заншал»

 

1

32

23

5-6 лет

Рабсалова Д.Б.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Содержание

Кол-во часов

Моя семья. Минии булэ.

Сюжетно-ролевая игра «Моя семья».

1

5 видов домашних животных. Табан хушуун мал.

Закрепить знания детей о детенышах животных.

1

Систематизировать и обобщить знания детей о пяти драгоценностях бурятского народа.

1

Быт бурятского народа, бурятская юрта. hэеы гэр.

Жилище бурят – юрта, рассматривание и проигрывание в макете юрты. Сюжетно-ролевая игра в юрте.

1

Времена года, Осень. Жэлэй дурбэн саг; Намар.

Дидактическая игра «Осень в гости к нам пришла» Дары осени.

1

Осенняя природа. Д/И «Найди лишнее»

1

Национальная бурятская одежда. Буряад хубсаhан.

Национальный костюм, летний вариант.

1

Национальный костюм, зимний вариант

1

Бурятские народные игры. Буряад арадай нааданууд.

Правила игры, виды игры: Шагай шуурэлгэ, шагай няhалалга, мори урилдаан.

1

             Закрепление темы.

Шагай наадан.

1

Времена года; Зима. Жэлэй дурбэн саг; Убэл

Знакомство детей с природными явлениями зимы. Заучивание новых слов, активизация словаря.

1

Новый год. Шэнэ жэл.

Беседа о встрече Нового года, об их персонажах. Дед Мороз – Сагаан убгэн, Снегурочка – Снегурочка, Баба Яга – Ягша хугшэн, Снег – саhан итд.

1

Календарь «Литэ» (12 летний цикл восточного календаря)

Знакомство с 12 животными.

1

Встреча Белого месяца. Сагаалган..

Обряд золгохо. Знакомство с хадаками.

1

Белый месяц. Сагаалган; Пища бурят.песни еохор.

Приготовление пищи  праздника.

1

Белый месяц.Сагаалган.

Поздравления, благопожелания. Заучивание уреэлов.

1

Белый месяц. Сагаалган Еохор наадан.

Знакомство с бурятским танцем «Еохор», заучивание

1

Времена года; Весна. Жэлэй дурбэн саг; Хабар

Знакомство с весной, весенние праздники, новые слова и выражения.

1

Молочная пища. Эдеэн, хоол. зоохэй, аарсан итд.

Молочные продукты. Приготовление белой пищи: Урмэн, тараг,

1

Мясная пища. Эдеэн, хоол.

Мясные продукты. Приготовление из мяса национальных блюд.(Бууза, хонин тоолой, итд.)

1

Части тела. Бэеын хубинууд.

Новые слова и выражения. Познакомить с частями тела человека.

1

Учимся считать. Тооложо hурая

Счет до 20.

2

 Домашние и дикие  животные (Амитад)  Гэрэй ба зэрлиг амитад.

Беседа о диких животных. Беседа о домашних животных, об их повадках, о пользе.

2

Времена года; Лето. Жэлэй дурбэн саг; Зуун

Летняя природа, активизация словаря.

1

Пословицы. Оньhон угэнууд

Выучивание пословиц, и знакомство со смыслом пословиц.

2

Диагностика

2

ИТОГО

32

Календарно - тематический план

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

I неделя

Z

5 видов домашних животных. (Табан хушуун мал)

Быт бурятского народа, бурятская юрта. hэеы гэр.

Бурятские народные игры. Буряад арадай нааданууд.

Z

Белый месяц. Сагаалган; Пища бурят.песни еохор.

Времена года; Весна. Жэлэй дурбэн саг; Хабар

Учимся считать. Тооложо hурая

Пословицы. Оньhон угэнууд

II неделя

Z

5 видов домашних животных. (Табан хушуун мал)

Быт бурятского народа, бурятская юрта. hэеы гэр

Бурятские народные игры. Буряад арадай нааданууд.

Z

Белый месяц. Сагаалган

Молочная пища. Эдеэн, хоол. зоохэй, аарсан итд.

Учимся считать. Тооложо hурая

Пословицы. Оньhон угэнууд

III неделя

Диагностика  

Времена года, Осень. Жэлэй дурбэн саг; Намар.

Национальная бурятская одежда. Буряад хубсаhан.

Времена года; Зима. Жэлэй дурбэн саг; Убэл

Календарь «Литэ» (12 летний цикл восточн. календар)

Белый месяц. Сагаалган Еохор наадан.

Мясная пища. Эдеэн, хоол.

Домашние и дикие  животные (Амитад)  Гэрэй ба зэрлиг амитад.

Времена года; Лето. Жэлэй дурбэн саг; Зуун

IV неделя

Моя семья. (Минии булэ)  

Времена года, Осень. Жэлэй дурбэн саг; Намар.

Национальная бурятская одежда. Буряад хубсаhан.

Новый год. Шэнэ жэл.

Встреча Белого месяца. Сагаалган.

Молочная пища. Эдеэн, хоол. зоохэй, аарсан итд.

Части тела. Бэеын хубинууд.

Домашние и дикие  животные (Амитад)  Гэрэй ба зэрлиг амитад.

Диагностика

Список литературы. 

  1. « Программы бурятского языка» Д.Д. Могоевой
  2. Программа «Мунхын дуhал» Г.Р.Дугаржаповой, Л.Б.Загдаевой.
  3. «Одон» журнал
  4. «Русский язык в национальном детском саду»  
  5. «Толон» газета
  6. Ошоров Д.Д,.Батоев Б.Б, Могоева  Д.Д.  Табан хурган .- Улан – Удэ, 1985  
  7. Протасова         Е.Ю.         Двуязычный         детский         сад:         организация жизнедеятельности // Дошкольное воспитание. 2003- № 9. С. 62-66.
  8. Протасова         Е.Ю.         Дошкольный         возраст:         современные         методы обучения второму языку//Дошкольное воспитание. 2003. -№ 3. С. 72-74.
  9. Тумурова С.Ю.Игры и забавы бурят.-  Чита: РИЦ Мысль 2001.
  10. Харташкина Р.Х. Взаимодействие русского и бурятского языков в области лексики –

Иркутск, 1969

  1. Шэгшуудэй - Улан – Удэ: Бэлиг, 2004
  2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников.–М.: Академия, 1999.
  3. Бардаханова С.С. Малые жанры бурятского фольклора –Улан-удэ Бурятское книжное издательство,  1982
  4. Будаев         Ц.Б.         Бурятские         народные         сказки.         Волшебно-фантастические.         Улан-

Удэ:Бурятское книжное издательство, 1973

  1. Буряад арадай оньhон, хошоо yгэнyyд (Бурятские пословицы и поговорки). Сост. И.Н.

Мадасон. - Улан-Удэ, 1960.

  1. Бурятские народные игры и их роль в воспитании детей дошкольного возраста- Улан – Удэ::ур.И.У.У. 1990
  2. Дондокова, Ц-Д.Д , Бадмаев И-Б.Б.,.Табхаев  Л.Д Барбаадай-  Улан – Удэ,  1987  
  3. Ермолаев Ю.А., Ермолаева Ю.Ю., Винникова Е.Е., Счастная О.Э. Народные подвижные игры. - М., 1990.
  4. Литература и фантазия: книга для воспитателей детского сада и родителей /Сост. Л.Е.

Стрельцова. –М.: Просвещение, 1992. -256с.

  1. Лопсонова З.Б., Малунова  Г.С.   Приобщение дошкольников к традициям народной культуры бурят  - Улан – Удэ  бэлиг, 2006  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по бурятскому языку

Принято на                        ...

Рабочая программа по бурятскому языку "Ургыхан"

         Рабочая программа по бурятскому языку разработана воспитателем Ивановой Д.А.. Содержание программы "Ургыхан" делится на девять тематических блоков, к...

Рабочая программа по английскому языку для старшей группы

Данная рабочая программа предназначена для детей старшей группы в детском саду....

рабочая программа по башкирскому языку в старшей группе детского сада

Основной целью программы является обучение дошкольников башкирскому языку, развитие речи, развитие языковой способности детей, ознакомление их с другим языком как средством общения и с культурой ...

Рабочая программа по бурятскому языку на 2021-2022 учебный год

Программа рассчитана на изучение бурятского языка как второго в ДОО. Изучение бурятского языка в дошкольных общеобразовательных организациях Республики Бурятия начинается со второй младшей группы. Реч...

Рабочая программа по бурятскому языку в ДОУ

Рабочая программа по бурятскому языку в ДОУ...

Рабочая программа по бурятскому языку в ДОУ

Разработка рабочей программы в детском саду...