Рабочая программа по бурятскому языку в ДОУ
рабочая программа

Эрдыниева Аюна Дугаровна

Разработка рабочей программы в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buryatskiy_yazyk_v_dou.docx42.35 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

1.Рабочая программа разработана в соответствии:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года

     N 273-ФЗ;

- Приказ МО и Н РФ №373 от 06.10.2009г. «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643);

- Приказ МО и Н РФ №1897 от 17.12.2009г. «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

-   Приказа МО и Н РФ №1578 от 31.12.2015г. «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 февраля 2012 г. N 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные»);

- Приказ МО и РФ от 31.12.2015г. №1576, 1577 « О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом МО и Н РФ №373 от 06.10.2009г.»;

-  Приказ МО и Н РФ №15 от 26.01.2017 г. с изменениями от 5.06.2017 №629 «Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

-        Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»;

- СанПиН 2.4.1. 3049 - 13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. №26)

- Образовательная программа начального общего образования, реализующая ФГОС МБОУ «Улюнская СОШ им.С.Хамнаева»;

- Уставом МБОУ «Улюнская СОШ имени С.Хамнаева».

Рабочая программа учебного предмета «Буряад хэлэн» по бурятскому языку составлена на основе Д.Д. Могоевой «Амар сайн, ухибууд» для детских садов. Улан - Удэ: бурят.кн. изд-во «Бэлиг», Д.Д. Могоевой (Методические указания по бурятскому языку: пособие для детских садов. Улан - Удэ: бурят.кн. изд-во, 1989. - 88с.), Д.Д. Могоевой «Программа для русскоязычных дошкольных учреждений». Улан-Удэ: изд-во «Бэлиг» 1999г.

Изучение родного языка в дошкольном возрасте имеет очень большое значение. В исследованиях        С.Я. Рубинштейна,                Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, Д.Б.Эльконина,        А.МШахнарович,Ф.А.Сохина и других подчеркивается, что именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным периодом        в        обучении языкам, так какон характеризуется        интенсивным формированием познавательных процессов, положительной мотивацией речевой деятельности, эмоциональной готовностью к овладению языком, имитационными способностями, легкостью и прочностью запоминания языковой информации. В дошкольном        возрасте        закладываются ценностные основы        мировоззрения, поэтому одного изучения бурятского языка недостаточно, нужно знакомить детей с традициями и обычаями родного края, бытом, праздниками. Культура родного края детям дошкольного возраста является контекстом для развития.

В соответствии с учебным планом МБОУ «Улюнская СОШ имени С.Хамнаева» на изучение Бурятского языка в ДОУ отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год в каждой возрастной группе.

2. Цель изучения учебного предмета -  формирование у детей элементарных навыков бурятской разговорной речи, создать условия для развития коммуникативных, саморегулятивных и познавательных способностей детей в процессе обучения бурятскому языку.

3.  Задачи:

  • формирование умения общаться на бурятском языке с учетом речевых возможностей, потребностей и интересов детей дошкольного возраста:

элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании (слушание и понимание);

  • знакомство с некоторыми обычаями и традициями бурят, бытом бурятского народа, детским песенным, произведениями детской художественной литературы на бурятском языке;
  • развитие личности ребенка, его речевых способностей к изучению бурятского языка;

- пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;

- формирование коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевой (диалогическая и монологическая речь), языковой (произносительная сторона речи), социокультурной (набор знаний о культуре и быте народов региона и умение использовать их в процессе общения) и познавательной;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к бурятскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты.

Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

По данной программе занимаются воспитанники младших, средних и старших групп. В младшей и средней группе образовательная деятельность проводится в течение 20 минут. В старшей группе образовательная деятельность проводится в течение 25-30 минут. Содержание работы реализуется в различных формах: непроизвольная форма занятий с играми, сказками, рисованием, песнями, танцами, экскурсии, беседы, игры - путешествия. Основной формой образовательной деятельности является игра.

3. Содержание учебного предмета

Содержание программы занятий для детей младшей и средней группы

1.        Моя семья (Гэр. Булэ).

Знакомство - приветствие. Как тебя зовут? Как твоя фамилия?

2.        Малая Родина. (Тоонто нютаг)

Знакомство с малой Родиной. Дать понятие о своей малой Родине. Активизация словаря

3.        Друзья. (Уетэн нухэд)Беседы о дружбе, о друзьях. Знакомство с новыми

словами. (Нухэр - друг, нухэд - друзья, нухэсэхэ - дружить, итд.)

4.        5 видов домашних животных (Табан хушуун мал) Знакомство с пятью    домашними животными.

5.        Времена года. Осень. Беседа об осени. Дары осени. Осенняя природа.

(Жэлэй дурбэн саг: Намар)

6.        Фольклор. Малый фольклорный жанр. Знакомство с песнями и танцами.

Арадай аман зохеол

7.        Быт бурятского народа. (Бурятская юрта)

Жилище бурят - юрта, рассматривание и проигрывание в макете юрты. Кухонные принадлежности, утварь, мебель. Сюжетно-ролевая игра в юрте. (Буряад зоной байдал). hэеы гэр

8.        Национальная бурятская одежда. (Буряад хубсаhан) Национальный костюм, зимний вариант, летний вариант.

9.        Бурятские народные игры. (Буряад арадай нааданууд) Шагай наадан. Правила игры, виды игры: Шагай шуурэлгэ, шагай ияйалалга, мори урилдаан.  Молочная пища. Познакомить с молочными блюдами. Рецепты блюд. Активация словарного запаса.

11.        Мясная пища. Эдеэн, хоол. Познакомить с мясными блюдами. Рецепты  блюд. Активизация словарного запаса.

12.        Сказки. Онтохонууд. Познакомить с бурятскими народными сказками.  Обогащение словарного запаса.

13.        Времена года; Зима. Жэлэй дурбэн саг; Убэл. Беседа о зиме. Зимний пейзаж.

14.        Домашние животные. Гэрэй амитад. Дать понятие о домашних животных.

15.        Дикие животные. Зэрлиг амитад. Дать понятие о диких животных.

16.        Новый год. Шэнэ жэл. Активация словаря.Познакомить с новогодними персонажами.

17.        Алфавит (h, ѳѳ, ʏ). Знакомство с бурятским алфавитом. Изучение дополнительных букв: h, ѳѳ, ʏ.

18.        12 летний цикл восточного календаря. Календарь «Литэ».

Познакомить с 12 животными восточного календаря.

19.        Белый месяц. Встреча Белого месяца. Традиции встречи Белого месяца. Активация словарного запаса

20.        Белый месяц. Сагаалган; Пища бурят. Познакомить с блюдами праздника. Активация словаря.

21.        Белый месяц. Сагаалган. Поздравления, благопожелания.

Познакомить с благопожеланиями, заучивание уреэлов

22.        Загадки. Таабаринууд. Знакомство с бурятскими загадки.

23.        Времена года; Весна. Жэлэй дурбэн саг; Хабар. Беседа о весне.    Познакомить с весенним пейзажем. Активация словарного запаса.

24.        Пословицы. Оньhон угэнууд. Заучивание уреэлов и их смысловая         характеристика.

25.        Части тела. Бэе. Знакомство с новыми словами и выражениями. Познакомить с частями тела

26.        Учимся считать. Тооложо hурая. Научить считать до 10 на бурятском языке.

27.        Природа .Байгаали. Знакомство с природой. Достопримечательности о Бурятии, Баргузинского района.

28.        Семейные праздники. Уг гарбалай найр. Познакомить с семейными праздниками. С традициями встречи праздника.

29.        3агадки. Таабаринууд. Познакомить с загадками. Обогащение словарного запаса.

30. Три вида мужских игр. Эрын гурбан наадан.

Содержание программы занятий для детей старшей группы

  1. Моя семья. Минии булэ. Сюжетно-ролевая игра «Моя семья».
  2. 5 видов домашних животных. Табан хушуун мал. Закрепить знания детей о детенышах животных. Систематизировать и обобщить знания детей о пяти драгоценностях бурятского народа.
  3. Времена года, Осень. Жэлэй дурбэн саг; Намар. Дидактическая игра

«Осень в гости к нам пришла» Дары осени. Осенняя природа. Д/И «Найди лишнее»

  1. Быт бурятского народа, бурятская юрта. hэеы гэр. Жилище бурят - юрта, рассматривание и проигрывание в макете юрты. Сюжетно-ролевая игра в юрте.
  2. Национальная бурятская одежда. Буряад хубсаhан. Национальный костюм, зимний вариант, летний вариант.
  3. Бурятские народные игры. Буряад арадай нааданууд. Закрепление темы. Шагай наадан.

Правила игры, виды игры: Шагай шуурэлгэ, шагай няhалалга, мори урилдаан.

  1. Времена года; Зима. Жэлэй дурбэн саг; Убэл Знакомство детей с природными явлениями зимы. Заучивание новых слов, активизация словаря.
  2. Новый год. Шэнэ жэл. Беседа о встрече Нового года, об их персонажах. Дед Мороз - Сагаaн убгэн, Снегурочка - Саhан хуухэлдэй, Баба Яга - Ягша хугшэн, Снег - саhан и т.д.
  3. Календарь «Литэ» (12 летний цикл восточного календаря) Знакомство с 12 животными.
  4. Встреча Белого месяца. Сагаалган. Обряд золгохо. Знакомство с хадаками.
  5. Белый месяц. Сагаалган; Пища бурят. Приготовление пищи праздника.
  6. Белый месяц. Сагаалган. Поздравления, благопожелания. Заучивание уреэлов.
  7. Белый месяц. Сагаалган. Ёохор наадан. Знакомство с бурятским танцем «Ёохор», заучивание песни ёохор.
  8. Времена года; Весна. Жэлэй дурбэн саг; Хабар. Знакомство с весной, весенние праздники, новые слова и выражения. 
  9. Молочная пища. Эдеэн, хоол. Молочные продукты. Приготовление белой пищи: Урмэн, тараг, зоохэй, аарса и т.д.
  10. Мясная пища. Эдеэн, хоол. Мясные продукты. Приготовление из мяса  национальных блюд.(Бууза, хонин тоолой, и т. д.)
  11. Части тела. Бэеын хубинууд. Новые слова и выражения. Познакомить с частями тела человека.
  12. Учимся считать. Тооложо hурая. Счет до 20.

  13. Домашние животные. Гэрэй ба зэрлиг амитад. Беседа о домашних животных, об их повадках, о пользе.
  14. Времена        года;        Лето.        Жэлэй        дурбэн        саг;        Зун        Летняя природа, активизация словаря.
  15. Пословицы. Оньhон угэнууд. Выучивание пословиц, и знакомство со смыслом пословиц.

   4. Планируемые результаты

В результате обучения бурятскому языку дети должны уметь:

  • понимать обращенную к ним речь, как в виде отдельных предложений, так и в виде короткого текста (в рамках предусмотренного программой языкового материала), соответственно выполняя распоряжения, выбирая предмет или сюжетную картинку по описанию, оценивая то или иное явление (предмет, ситуацию) по словесному описанию;
  • отдавать распоряжения, команду одному или нескольким лицам в виде полного предложения;
  • владеть формами вежливости, принятыми для выражения просьбы и благодарности;
  • давать развернутое описание предмета (явления, ситуации), указывая наиболее существенные признаки (цвет, размер, местоположение, некоторые качества, принадлежность тому или иному лицу);
  • описывать собственные действия и действия других лиц, указывая время действия, его переход на какой-либо предмет;
  • рассказывать о себе (как зовут, сколько лет, где живет, какая семья);
  • рассказывать о семье (о братьях и сестрах, о том, кем работают родители, что они делают дома);
  • рассказывать о жизни в детском саду, режиме дня, уметь отдавать распоряжения;
  • составлять описание сюжетной картинки, наблюдаемой или воображаемой ситуации из 2-6 предложений;
  • проявлять инициативу в общении, коммуникативную культуру во

взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

5. Тематическое планирование

Младшая и средняя группы

Тема

НОД и совместная деятельность педагога с детьми

Практическая работа

Форма контроля

1

Знакомство, приветствие. Танилсалга.

2

1

2

Наш детский сад. Манай сэсэрлиг.

2

1

3

Знакомство с художественными произведениями. Уран зохёолнуудтай танилсалга.  

4

1

4

Моя семья. Минии гэр бүлэ.

2

1

5

Игрушки. Нааданхайнууд.

2

1

6

Мебель. Гэрэй байдал.

2

1

7

Одежда. Хубсаһан.

2

1

8

Пища. Эдеэ хоол.

2

2

9

Домашние животные. Гэрэй амитад.

2

1

Театрализованная

игра (промежуточный контроль)

10

Дикие животные. Зэрлиг амитад.

2

1

11

Птицы – наши друзья. Шубууд – манай нүхэд.

2

1

12

Цвет. Yнгэ зүһэ.

2

1

13

Байкал-жемчужина Сибири.

Байгал – Сибириин баялиг.

2

1

14

Государственная символика

2

1

15

  Бурятские национальные традиции и обычаи. Буряад арадай ёһо заншалнууд.

4

1

16

Цифры. Тоо.

2

1

17

Времена года.  Жэлэй сагууд.

16

1

18

Итоговая аттестация: «Мои любимые игры и игрушки». Минии дуратай нааданууд болон нааданхайнууд.

2

Творческий рассказ

Старшая и подготовительная группы

Тема

НОД и совместная деятельность педагога с детьми

Практическая работа

Форма контроля

1

Знакомство, приветствие. Танилсалга.

1

1

2

Минии нютаг - Баргажан

3

3

Мой край родной. Минии түрэһэн дайда.

3

1

4

Растительный мир родного края. Түрэл дайдым ургамалнууд.

2

1

4

Художественные произведения. Уран зохёолнуудтай танилсалга.

3

5

Речевой этикет. Мэндэшэлгын ёһо заншал.

2

1

7

Наш детский сад. Манай сэсэрлиг.

2

1

8

Моя семья. Минии гэр бүлэ.

2

1

9

 Мои друзья. Национальные игры. Минии нүхэд. Заншалта буряад нааданууд.

2

1

Театрализованная игра

10

Мои игрушки. Национальные народные игрушки. Минии нааданхайнууд. Буряад заншалта нааданхайнууд.

2

1

11

Мебель. Гэрэй байдал.

2

1

12

Одежда. Национальная одежда бурят.Хубсаһан. Буряад арадай хубсаһан.

3

1

13

Пища. Национальная пища бурят. Эдеэ хоол. Буряад арадай заншалта эдеэн.

3

1

14

Цвет. Национальный орнамент. Yнгэ зүһэ. Буряад угалзанууд.

3

1

15

Байкал –жемчужина Сибири. Байгал – Сибириин баялиг.

2

Творческий рассказ

16

Символика Российской Федерации, Бурятии.

2

1

17

Домашние и дикие животные. Гэрэй болон зэрлиг амитад.

2

1

19

Птицы – наши друзья. Шубууд – минии нүхэд.

2

1

20

Цифры.Число. Тоо бодолго.

2

1

21

Времена года. Жэлэй дүрбэн саг.

2

1

22

Известные люди малой Родины. Нютагайм суута арад зон.

3

1

23

Профессии.Мэргэжэлнүүд.

2

1

24

«Моя малая Родина». Минии тоонто нютаг.

1

проект

Календарно-тематический план Тематическое планирование для детей младшей и средней группы

Содержание

Кол.ч

Дата

1

Моя семья. Гэр булэ

2

7.09; 8.09

2

Малая Родина.Тоонто нютаг

2

14.09; 15.09

3

Друзья. Уетэн нухэд

2

21.09, 22.09

4

5 видов домашних животных.5 хушуу мал

2

28.09, 29.09

5

Времена года, Осень. Жэлэй дурбэн саг; Намар

2

5.10, 6.09

6

(Фольклор) Арадай аман зохеол

2

12.10, 13.10

7

Бурятская юрта. Бэеы гэр

2

19.10, 20.10

8

Национальная бурятская одежда. Бур.хубсаhан

2

26.10, 27.10

9

Бурятские народные игры. Буряад нааданууд

2

9.11, 10.11

10

Молочная пища. Эдеэн, хоол

2

16.11, 17.11

11

Мясная пища. Эдеэн, хоол

2

23.11, 24.11

12

Сказки. Онтохонууд

2

30.11, 1.12

13

Времена года; Зима. Жэлэй дурбэн саг; Убэл

2

7.12, 8.12

14

Домашние животные. Гэрэй амитад

2

14.12, 15.12

15

Дикие животные. Зэрлиг амитад

2

21.12, 22.12

16

Новый год. Шэнэ жэл

2

11.01, 12.01

17

Звуки бурятского алфавита (h, ѳѳ, ʏ)

2

18.01, 19.01

18

12 летний цикл восточного календаря.

Календарь «Литэ»

2

25.01, 26.01

19

Белый месяц. Встреча Белого месяца

2

1.02, 8.02

20

Белый месяц. Сагаалган; Пища бурят

2

9.02, 15.02

21

Белый месяц. Сагаалган Поздравления, благопожелания.

2

16.02, 22.02

22

Загадки и отгадки

2

1.03, 2.03

23

Времена года; Весна. Жэлэй дурбэн саг: Хабар

2

9.03, 15.03

24

Пословицы. Оньhон угэнууд

2

16.03, 22.03

25

Части тела. Бэе

2

23.03, 29.03

26

Учимся считать. Тооложо Бурая

2

30.03, 5.03

27

Природа. Байгаали

2

6.03, 12.03

28

Семейные праздники. Уг гарбалай найр

2

13.03, 19.03

29

Загадки. Таабаринууд

2

20.03, 26.03

30

3 вида мужских игр. Эрын гурбан наадан

2

27.03, 4.05

31

Мое имя. Минии нэрэ

2

10.05, 11.05

32

Бурятские детские песни. Буряад хуугэдэй дуун

2

17.05, 18.05

33

Цвета. Унгэ

2

24.05, 25.05

34

Времена года; Лето Жэлэй дурбэн саг; Зун

2

30.05, 31.05

ИТОГО:

68

Тематическое планирование для детей старшей и подготовительной групп

Тема занятия

Кол- во

часов

Дата проведения

1

Моя семья. (Мини булэ)

4

7.09, 8.09

14.09, 15.09

2

5 видов домашних животных. (Табан хушуун

мал)

4

21.09, 22.09

28.09, 29.09

3

Времена года, Осень. (Уларил; Намар)

4

5.10, 6.10

12.10, 13.10

4

Быт бурятского народа. (Буряад зоной байдал)

4

19.10, 20.10

26.10, 27.10

5

Национальная бурятская одежда.(Дэгэл)

4

2.11, 3.11

9.11, 10.11

6

Бурятские народные игры. (Наадангаа Бурая)

4

16.11, 17.11

23.11, 24.11

7

Времена года; Зима. (Уларил;Убэл)

4

30.11, 1.12

7.12, 8.12

8

Новый год.(hайндэр Шэнэ жэл )

4

14.12, 15.12

21.12, 22.12

9

Календарь «Литэ» (12 летний цикл восточного календаря)

4

11.01, 12.01

18.01, 19.01

10

Встреча Белого месяца. Новый год по восточному

календарю. (Сагаалган)

2

25.01, 26.01

11

Белый месяц. Пища бурят , (Сагаалган)

2

1.02, 8.02

12

Белый месяц. Поздравления, благопожелания.

Сагаалган.

2

9.02, 15.02

13

Белый месяц. (Ёохор. Сагаалган)

2

16.02, 22.02

14

Времена года; Весна. (Уларил; Хабар )

2

1.03, 2.03

15

Молочная пища (Сагаaн эдеэн табаг)

2

9.03, 15.03

16

Мясная пища (Сагаaн эдеэн табаг)

2

16.03, 22.03

17

Части тела (Бэе)

2

23.03, 29.03

18

Учимся считать (Тооложо hурая)

4

30.03, 5.04

6.04, 12.04

19

Домашние и дикие животные (Амитад)

4

13.04, 19.04

20.04, 26.04

20

Времена года; Лето (Жэлэй дурбэн саг; Зун)

4

4.05, 10.05

11.05, 17.05

21

Пословицы. (Оньhон угэнууд)

4

18.05, 24.05

25.05, 31.05

22

Итого:

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ПО БУРЯТСКОМУ ЯЗЫКУ «XYYГЭДЭЭ СЭСЭРЛИГ»

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса по обучению бурятскому языку для детей средней, старшей и подготовительной группы...

Рабочая программа по бурятскому языку для старшей группы

Рабочая программа по бурятскому языку для старшей группы...

Рабочая программа по бурятскому языку

Принято на                        ...

Рабочая программа по бурятскому языку "Ургыхан"

         Рабочая программа по бурятскому языку разработана воспитателем Ивановой Д.А.. Содержание программы "Ургыхан" делится на девять тематических блоков, к...

Рабочая программа по бурятскому языку на 2021-2022 учебный год

Программа рассчитана на изучение бурятского языка как второго в ДОО. Изучение бурятского языка в дошкольных общеобразовательных организациях Республики Бурятия начинается со второй младшей группы. Реч...

Рабочая программа по бурятскому языку в ДОУ

Рабочая программа по бурятскому языку в ДОУ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «АКАДЕМИЯ БУРЯТСКОГО ЯЗЫКА»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА«АКАДЕМИЯ БУРЯТСКОГО ЯЗЫКА»...