Рабочая программа по бурятскому языку в ДОУ
рабочая программа
Разработка рабочей программы в детском саду
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
1.Рабочая программа разработана в соответствии:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года
N 273-ФЗ;
- Приказ МО и Н РФ №373 от 06.10.2009г. «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643);
- Приказ МО и Н РФ №1897 от 17.12.2009г. «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Приказа МО и Н РФ №1578 от 31.12.2015г. «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 февраля 2012 г. N 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные»);
- Приказ МО и РФ от 31.12.2015г. №1576, 1577 « О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом МО и Н РФ №373 от 06.10.2009г.»;
- Приказ МО и Н РФ №15 от 26.01.2017 г. с изменениями от 5.06.2017 №629 «Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»;
- СанПиН 2.4.1. 3049 - 13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. №26)
- Образовательная программа начального общего образования, реализующая ФГОС МБОУ «Улюнская СОШ им.С.Хамнаева»;
- Уставом МБОУ «Улюнская СОШ имени С.Хамнаева».
Рабочая программа учебного предмета «Буряад хэлэн» по бурятскому языку составлена на основе Д.Д. Могоевой «Амар сайн, ухибууд» для детских садов. Улан - Удэ: бурят.кн. изд-во «Бэлиг», Д.Д. Могоевой (Методические указания по бурятскому языку: пособие для детских садов. Улан - Удэ: бурят.кн. изд-во, 1989. - 88с.), Д.Д. Могоевой «Программа для русскоязычных дошкольных учреждений». Улан-Удэ: изд-во «Бэлиг» 1999г.
Изучение родного языка в дошкольном возрасте имеет очень большое значение. В исследованиях С.Я. Рубинштейна, Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, Д.Б.Эльконина, А.МШахнарович,Ф.А.Сохина и других подчеркивается, что именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным периодом в обучении языкам, так какон характеризуется интенсивным формированием познавательных процессов, положительной мотивацией речевой деятельности, эмоциональной готовностью к овладению языком, имитационными способностями, легкостью и прочностью запоминания языковой информации. В дошкольном возрасте закладываются ценностные основы мировоззрения, поэтому одного изучения бурятского языка недостаточно, нужно знакомить детей с традициями и обычаями родного края, бытом, праздниками. Культура родного края детям дошкольного возраста является контекстом для развития.
В соответствии с учебным планом МБОУ «Улюнская СОШ имени С.Хамнаева» на изучение Бурятского языка в ДОУ отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год в каждой возрастной группе.
2. Цель изучения учебного предмета - формирование у детей элементарных навыков бурятской разговорной речи, создать условия для развития коммуникативных, саморегулятивных и познавательных способностей детей в процессе обучения бурятскому языку.
3. Задачи:
- формирование умения общаться на бурятском языке с учетом речевых возможностей, потребностей и интересов детей дошкольного возраста:
элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании (слушание и понимание);
- знакомство с некоторыми обычаями и традициями бурят, бытом бурятского народа, детским песенным, произведениями детской художественной литературы на бурятском языке;
- развитие личности ребенка, его речевых способностей к изучению бурятского языка;
- пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
- формирование коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевой (диалогическая и монологическая речь), языковой (произносительная сторона речи), социокультурной (набор знаний о культуре и быте народов региона и умение использовать их в процессе общения) и познавательной;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к бурятскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты.
Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
По данной программе занимаются воспитанники младших, средних и старших групп. В младшей и средней группе образовательная деятельность проводится в течение 20 минут. В старшей группе образовательная деятельность проводится в течение 25-30 минут. Содержание работы реализуется в различных формах: непроизвольная форма занятий с играми, сказками, рисованием, песнями, танцами, экскурсии, беседы, игры - путешествия. Основной формой образовательной деятельности является игра.
3. Содержание учебного предмета
Содержание программы занятий для детей младшей и средней группы
1. Моя семья (Гэр. Булэ).
Знакомство - приветствие. Как тебя зовут? Как твоя фамилия?
2. Малая Родина. (Тоонто нютаг)
Знакомство с малой Родиной. Дать понятие о своей малой Родине. Активизация словаря
3. Друзья. (Уетэн нухэд)Беседы о дружбе, о друзьях. Знакомство с новыми
словами. (Нухэр - друг, нухэд - друзья, нухэсэхэ - дружить, итд.)
4. 5 видов домашних животных (Табан хушуун мал) Знакомство с пятью домашними животными.
5. Времена года. Осень. Беседа об осени. Дары осени. Осенняя природа.
(Жэлэй дурбэн саг: Намар)
6. Фольклор. Малый фольклорный жанр. Знакомство с песнями и танцами.
Арадай аман зохеол
7. Быт бурятского народа. (Бурятская юрта)
Жилище бурят - юрта, рассматривание и проигрывание в макете юрты. Кухонные принадлежности, утварь, мебель. Сюжетно-ролевая игра в юрте. (Буряад зоной байдал). hэеы гэр
8. Национальная бурятская одежда. (Буряад хубсаhан) Национальный костюм, зимний вариант, летний вариант.
9. Бурятские народные игры. (Буряад арадай нааданууд) Шагай наадан. Правила игры, виды игры: Шагай шуурэлгэ, шагай ияйалалга, мори урилдаан. Молочная пища. Познакомить с молочными блюдами. Рецепты блюд. Активация словарного запаса.
11. Мясная пища. Эдеэн, хоол. Познакомить с мясными блюдами. Рецепты блюд. Активизация словарного запаса.
12. Сказки. Онтохонууд. Познакомить с бурятскими народными сказками. Обогащение словарного запаса.
13. Времена года; Зима. Жэлэй дурбэн саг; Убэл. Беседа о зиме. Зимний пейзаж.
14. Домашние животные. Гэрэй амитад. Дать понятие о домашних животных.
15. Дикие животные. Зэрлиг амитад. Дать понятие о диких животных.
16. Новый год. Шэнэ жэл. Активация словаря.Познакомить с новогодними персонажами.
17. Алфавит (h, ѳѳ, ʏ). Знакомство с бурятским алфавитом. Изучение дополнительных букв: h, ѳѳ, ʏ.
18. 12 летний цикл восточного календаря. Календарь «Литэ».
Познакомить с 12 животными восточного календаря.
19. Белый месяц. Встреча Белого месяца. Традиции встречи Белого месяца. Активация словарного запаса
20. Белый месяц. Сагаалган; Пища бурят. Познакомить с блюдами праздника. Активация словаря.
21. Белый месяц. Сагаалган. Поздравления, благопожелания.
Познакомить с благопожеланиями, заучивание уреэлов
22. Загадки. Таабаринууд. Знакомство с бурятскими загадки.
23. Времена года; Весна. Жэлэй дурбэн саг; Хабар. Беседа о весне. Познакомить с весенним пейзажем. Активация словарного запаса.
24. Пословицы. Оньhон угэнууд. Заучивание уреэлов и их смысловая характеристика.
25. Части тела. Бэе. Знакомство с новыми словами и выражениями. Познакомить с частями тела
26. Учимся считать. Тооложо hурая. Научить считать до 10 на бурятском языке.
27. Природа .Байгаали. Знакомство с природой. Достопримечательности о Бурятии, Баргузинского района.
28. Семейные праздники. Уг гарбалай найр. Познакомить с семейными праздниками. С традициями встречи праздника.
29. 3агадки. Таабаринууд. Познакомить с загадками. Обогащение словарного запаса.
30. Три вида мужских игр. Эрын гурбан наадан.
Содержание программы занятий для детей старшей группы
- Моя семья. Минии булэ. Сюжетно-ролевая игра «Моя семья».
- 5 видов домашних животных. Табан хушуун мал. Закрепить знания детей о детенышах животных. Систематизировать и обобщить знания детей о пяти драгоценностях бурятского народа.
- Времена года, Осень. Жэлэй дурбэн саг; Намар. Дидактическая игра
«Осень в гости к нам пришла» Дары осени. Осенняя природа. Д/И «Найди лишнее»
- Быт бурятского народа, бурятская юрта. hэеы гэр. Жилище бурят - юрта, рассматривание и проигрывание в макете юрты. Сюжетно-ролевая игра в юрте.
- Национальная бурятская одежда. Буряад хубсаhан. Национальный костюм, зимний вариант, летний вариант.
- Бурятские народные игры. Буряад арадай нааданууд. Закрепление темы. Шагай наадан.
Правила игры, виды игры: Шагай шуурэлгэ, шагай няhалалга, мори урилдаан.
- Времена года; Зима. Жэлэй дурбэн саг; Убэл Знакомство детей с природными явлениями зимы. Заучивание новых слов, активизация словаря.
- Новый год. Шэнэ жэл. Беседа о встрече Нового года, об их персонажах. Дед Мороз - Сагаaн убгэн, Снегурочка - Саhан хуухэлдэй, Баба Яга - Ягша хугшэн, Снег - саhан и т.д.
- Календарь «Литэ» (12 летний цикл восточного календаря) Знакомство с 12 животными.
- Встреча Белого месяца. Сагаалган. Обряд золгохо. Знакомство с хадаками.
- Белый месяц. Сагаалган; Пища бурят. Приготовление пищи праздника.
- Белый месяц. Сагаалган. Поздравления, благопожелания. Заучивание уреэлов.
- Белый месяц. Сагаалган. Ёохор наадан. Знакомство с бурятским танцем «Ёохор», заучивание песни ёохор.
- Времена года; Весна. Жэлэй дурбэн саг; Хабар. Знакомство с весной, весенние праздники, новые слова и выражения.
- Молочная пища. Эдеэн, хоол. Молочные продукты. Приготовление белой пищи: Урмэн, тараг, зоохэй, аарса и т.д.
- Мясная пища. Эдеэн, хоол. Мясные продукты. Приготовление из мяса национальных блюд.(Бууза, хонин тоолой, и т. д.)
- Части тела. Бэеын хубинууд. Новые слова и выражения. Познакомить с частями тела человека.
Учимся считать. Тооложо hурая. Счет до 20.
- Домашние животные. Гэрэй ба зэрлиг амитад. Беседа о домашних животных, об их повадках, о пользе.
- Времена года; Лето. Жэлэй дурбэн саг; Зун Летняя природа, активизация словаря.
- Пословицы. Оньhон угэнууд. Выучивание пословиц, и знакомство со смыслом пословиц.
4. Планируемые результаты
В результате обучения бурятскому языку дети должны уметь:
- понимать обращенную к ним речь, как в виде отдельных предложений, так и в виде короткого текста (в рамках предусмотренного программой языкового материала), соответственно выполняя распоряжения, выбирая предмет или сюжетную картинку по описанию, оценивая то или иное явление (предмет, ситуацию) по словесному описанию;
- отдавать распоряжения, команду одному или нескольким лицам в виде полного предложения;
- владеть формами вежливости, принятыми для выражения просьбы и благодарности;
- давать развернутое описание предмета (явления, ситуации), указывая наиболее существенные признаки (цвет, размер, местоположение, некоторые качества, принадлежность тому или иному лицу);
- описывать собственные действия и действия других лиц, указывая время действия, его переход на какой-либо предмет;
- рассказывать о себе (как зовут, сколько лет, где живет, какая семья);
- рассказывать о семье (о братьях и сестрах, о том, кем работают родители, что они делают дома);
- рассказывать о жизни в детском саду, режиме дня, уметь отдавать распоряжения;
- составлять описание сюжетной картинки, наблюдаемой или воображаемой ситуации из 2-6 предложений;
- проявлять инициативу в общении, коммуникативную культуру во
взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
5. Тематическое планирование
Младшая и средняя группы
№ | Тема | НОД и совместная деятельность педагога с детьми | Практическая работа | Форма контроля |
1 | Знакомство, приветствие. Танилсалга. | 2 | 1 | |
2 | Наш детский сад. Манай сэсэрлиг. | 2 | 1 | |
3 | Знакомство с художественными произведениями. Уран зохёолнуудтай танилсалга. | 4 | 1 | |
4 | Моя семья. Минии гэр бүлэ. | 2 | 1 | |
5 | Игрушки. Нааданхайнууд. | 2 | 1 | |
6 | Мебель. Гэрэй байдал. | 2 | 1 | |
7 | Одежда. Хубсаһан. | 2 | 1 | |
8 | Пища. Эдеэ хоол. | 2 | 2 | |
9 | Домашние животные. Гэрэй амитад. | 2 | 1 | Театрализованная игра (промежуточный контроль) |
10 | Дикие животные. Зэрлиг амитад. | 2 | 1 | |
11 | Птицы – наши друзья. Шубууд – манай нүхэд. | 2 | 1 | |
12 | Цвет. Yнгэ зүһэ. | 2 | 1 | |
13 | Байкал-жемчужина Сибири. Байгал – Сибириин баялиг. | 2 | 1 | |
14 | Государственная символика | 2 | 1 | |
15 | Бурятские национальные традиции и обычаи. Буряад арадай ёһо заншалнууд. | 4 | 1 | |
16 | Цифры. Тоо. | 2 | 1 | |
17 | Времена года. Жэлэй сагууд. | 16 | 1 | |
18 | Итоговая аттестация: «Мои любимые игры и игрушки». Минии дуратай нааданууд болон нааданхайнууд. | 2 | Творческий рассказ | |
Старшая и подготовительная группы
№ | Тема | НОД и совместная деятельность педагога с детьми | Практическая работа | Форма контроля |
1 | Знакомство, приветствие. Танилсалга. | 1 | 1 | |
2 | Минии нютаг - Баргажан | 3 | ||
3 | Мой край родной. Минии түрэһэн дайда. | 3 | 1 | |
4 | Растительный мир родного края. Түрэл дайдым ургамалнууд. | 2 | 1 | |
4 | Художественные произведения. Уран зохёолнуудтай танилсалга. | 3 | ||
5 | Речевой этикет. Мэндэшэлгын ёһо заншал. | 2 | 1 | |
7 | Наш детский сад. Манай сэсэрлиг. | 2 | 1 | |
8 | Моя семья. Минии гэр бүлэ. | 2 | 1 | |
9 | Мои друзья. Национальные игры. Минии нүхэд. Заншалта буряад нааданууд. | 2 | 1 | Театрализованная игра |
10 | Мои игрушки. Национальные народные игрушки. Минии нааданхайнууд. Буряад заншалта нааданхайнууд. | 2 | 1 | |
11 | Мебель. Гэрэй байдал. | 2 | 1 | |
12 | Одежда. Национальная одежда бурят.Хубсаһан. Буряад арадай хубсаһан. | 3 | 1 | |
13 | Пища. Национальная пища бурят. Эдеэ хоол. Буряад арадай заншалта эдеэн. | 3 | 1 | |
14 | Цвет. Национальный орнамент. Yнгэ зүһэ. Буряад угалзанууд. | 3 | 1 | |
15 | Байкал –жемчужина Сибири. Байгал – Сибириин баялиг. | 2 | Творческий рассказ | |
16 | Символика Российской Федерации, Бурятии. | 2 | 1 | |
17 | Домашние и дикие животные. Гэрэй болон зэрлиг амитад. | 2 | 1 | |
19 | Птицы – наши друзья. Шубууд – минии нүхэд. | 2 | 1 | |
20 | Цифры.Число. Тоо бодолго. | 2 | 1 | |
21 | Времена года. Жэлэй дүрбэн саг. | 2 | 1 | |
22 | Известные люди малой Родины. Нютагайм суута арад зон. | 3 | 1 | |
23 | Профессии.Мэргэжэлнүүд. | 2 | 1 | |
24 | «Моя малая Родина». Минии тоонто нютаг. | 1 | проект |
Календарно-тематический план Тематическое планирование для детей младшей и средней группы
№ | Содержание | Кол.ч | Дата |
1 | Моя семья. Гэр булэ | 2 | 7.09; 8.09 |
2 | Малая Родина.Тоонто нютаг | 2 | 14.09; 15.09 |
3 | Друзья. Уетэн нухэд | 2 | 21.09, 22.09 |
4 | 5 видов домашних животных.5 хушуу мал | 2 | 28.09, 29.09 |
5 | Времена года, Осень. Жэлэй дурбэн саг; Намар | 2 | 5.10, 6.09 |
6 | (Фольклор) Арадай аман зохеол | 2 | 12.10, 13.10 |
7 | Бурятская юрта. Бэеы гэр | 2 | 19.10, 20.10 |
8 | Национальная бурятская одежда. Бур.хубсаhан | 2 | 26.10, 27.10 |
9 | Бурятские народные игры. Буряад нааданууд | 2 | 9.11, 10.11 |
10 | Молочная пища. Эдеэн, хоол | 2 | 16.11, 17.11 |
11 | Мясная пища. Эдеэн, хоол | 2 | 23.11, 24.11 |
12 | Сказки. Онтохонууд | 2 | 30.11, 1.12 |
13 | Времена года; Зима. Жэлэй дурбэн саг; Убэл | 2 | 7.12, 8.12 |
14 | Домашние животные. Гэрэй амитад | 2 | 14.12, 15.12 |
15 | Дикие животные. Зэрлиг амитад | 2 | 21.12, 22.12 |
16 | Новый год. Шэнэ жэл | 2 | 11.01, 12.01 |
17 | Звуки бурятского алфавита (h, ѳѳ, ʏ) | 2 | 18.01, 19.01 |
18 | 12 летний цикл восточного календаря. Календарь «Литэ» | 2 | 25.01, 26.01 |
19 | Белый месяц. Встреча Белого месяца | 2 | 1.02, 8.02 |
20 | Белый месяц. Сагаалган; Пища бурят | 2 | 9.02, 15.02 |
21 | Белый месяц. Сагаалган Поздравления, благопожелания. | 2 | 16.02, 22.02 |
22 | Загадки и отгадки | 2 | 1.03, 2.03 |
23 | Времена года; Весна. Жэлэй дурбэн саг: Хабар | 2 | 9.03, 15.03 |
24 | Пословицы. Оньhон угэнууд | 2 | 16.03, 22.03 |
25 | Части тела. Бэе | 2 | 23.03, 29.03 |
26 | Учимся считать. Тооложо Бурая | 2 | 30.03, 5.03 |
27 | Природа. Байгаали | 2 | 6.03, 12.03 |
28 | Семейные праздники. Уг гарбалай найр | 2 | 13.03, 19.03 |
29 | Загадки. Таабаринууд | 2 | 20.03, 26.03 |
30 | 3 вида мужских игр. Эрын гурбан наадан | 2 | 27.03, 4.05 |
31 | Мое имя. Минии нэрэ | 2 | 10.05, 11.05 |
32 | Бурятские детские песни. Буряад хуугэдэй дуун | 2 | 17.05, 18.05 |
33 | Цвета. Унгэ | 2 | 24.05, 25.05 |
34 | Времена года; Лето Жэлэй дурбэн саг; Зун | 2 | 30.05, 31.05 |
ИТОГО: | 68 |
Тематическое планирование для детей старшей и подготовительной групп
№ | Тема занятия | Кол- во часов | Дата проведения |
1 | Моя семья. (Мини булэ) | 4 | 7.09, 8.09 14.09, 15.09 |
2 | 5 видов домашних животных. (Табан хушуун мал) | 4 | 21.09, 22.09 28.09, 29.09 |
3 | Времена года, Осень. (Уларил; Намар) | 4 | 5.10, 6.10 12.10, 13.10 |
4 | Быт бурятского народа. (Буряад зоной байдал) | 4 | 19.10, 20.10 26.10, 27.10 |
5 | Национальная бурятская одежда.(Дэгэл) | 4 | 2.11, 3.11 9.11, 10.11 |
6 | Бурятские народные игры. (Наадангаа Бурая) | 4 | 16.11, 17.11 23.11, 24.11 |
7 | Времена года; Зима. (Уларил;Убэл) | 4 | 30.11, 1.12 7.12, 8.12 |
8 | Новый год.(hайндэр Шэнэ жэл ) | 4 | 14.12, 15.12 21.12, 22.12 |
9 | Календарь «Литэ» (12 летний цикл восточного календаря) | 4 | 11.01, 12.01 18.01, 19.01 |
10 | Встреча Белого месяца. Новый год по восточному календарю. (Сагаалган) | 2 | 25.01, 26.01 |
11 | Белый месяц. Пища бурят , (Сагаалган) | 2 | 1.02, 8.02 |
12 | Белый месяц. Поздравления, благопожелания. Сагаалган. | 2 | 9.02, 15.02 |
13 | Белый месяц. (Ёохор. Сагаалган) | 2 | 16.02, 22.02 |
14 | Времена года; Весна. (Уларил; Хабар ) | 2 | 1.03, 2.03 |
15 | Молочная пища (Сагаaн эдеэн табаг) | 2 | 9.03, 15.03 |
16 | Мясная пища (Сагаaн эдеэн табаг) | 2 | 16.03, 22.03 |
17 | Части тела (Бэе) | 2 | 23.03, 29.03 |
18 | Учимся считать (Тооложо hурая) | 4 | 30.03, 5.04 6.04, 12.04 |
19 | Домашние и дикие животные (Амитад) | 4 | 13.04, 19.04 20.04, 26.04 |
20 | Времена года; Лето (Жэлэй дурбэн саг; Зун) | 4 | 4.05, 10.05 11.05, 17.05 |
21 | Пословицы. (Оньhон угэнууд) | 4 | 18.05, 24.05 25.05, 31.05 |
22 | Итого: | 68 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/20/picture-1071828-1547957107.jpg)
ПРОГРАММА ПО БУРЯТСКОМУ ЯЗЫКУ «XYYГЭДЭЭ СЭСЭРЛИГ»
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса по обучению бурятскому языку для детей средней, старшей и подготовительной группы...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/24/picture-1077561-1614163484.jpg)
Рабочая программа по бурятскому языку для старшей группы
Рабочая программа по бурятскому языку для старшей группы...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/26/picture-1330325-1619423673.jpg)
Рабочая программа по бурятскому языку "Ургыхан"
Рабочая программа по бурятскому языку разработана воспитателем Ивановой Д.А.. Содержание программы "Ургыхан" делится на девять тематических блоков, к...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/21/picture-1204734-1637476205.jpg)
Рабочая программа по бурятскому языку на 2021-2022 учебный год
Программа рассчитана на изучение бурятского языка как второго в ДОО. Изучение бурятского языка в дошкольных общеобразовательных организациях Республики Бурятия начинается со второй младшей группы. Реч...