ПРОГРАММА ПО БУРЯТСКОМУ ЯЗЫКУ «XYYГЭДЭЭ СЭСЭРЛИГ»
методическая разработка

Гармаева Туяна Дашиевна

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса по обучению бурятскому языку для детей средней, старшей и подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma-huugedey_seserlig.docx514.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Солнышко»

 ПРОГРАММА ПО БУРЯТСКОМУ ЯЗЫКУ «XYYГЭДЭЭ СЭСЭРЛИГ»

C:\Users\buncha1\Pictures\2017-02-20\112.jpg

г. Закаменск

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка.

Методические рекомендации обучения детей бурятскому языку.

Тематический план занятий по бурятскому языку.

Планируемые результаты освоения программы.

Мониторинг освоения программы. Методическая литература.

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа «Мой любимый бурятский…» разработана на основе программы «Сагаан дали» под редакцией Д,Д,Могоевой, также основано на исследованиях таких авторов, как Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, Е.И.Негневицкой, Э.П.Нанзатовой, Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой, Т.А.Чистяковой и др. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса по обучению бурятскому языку для детей средней, старшей и подготовительной группы, рассчитана на три года обучения. На первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства. У детей разный уровень природных способностей, разный уровень познавательной сферы, психологических данных (память, мышление, внимание, восприятие, воображение), разные интересы, что учитывается в обучении. Поэтому программа опирается на разноуровневый подход в обучении. Язык как духовная основа существования любого этноса является величайшей ценностью. Сохранение и развитие нации связано, прежде всего, с функционированием и сохранением её языка. Закрепление статуса бурятского языка как государственного (Закон «О языках народов Республики Бурятия», 1992 г.) явилось основой для дальнейшего развития национальной культуры и призвано обеспечивать всестороннее применение бурятского языка в общественной жизни республики, что в свою очередь требует повышению уровня преподавания бурятского языка во всех образовательных учреждениях. Расширение сферы функционирования бурятского языка сопровождается повышением интереса к истории, национальной культуре, традициям и обычаям бурятского народа, активизацией деятельности по приобщению русскоязычного населения к бурятскому языку как к государственному. Раннее обучение языку способствует развитию памяти, мышления, воображения, формированию навыков общения, расширению общей культуры, кругозора. Целенаправленное обучение языкам должно начинаться с первой ступени речевого развития ребёнка. Государственная программа сохранения и развития языков народов Бурятии, ориентируется на раннее обучение детей языкам. Сензитивность дошкольного возраста по отношению к бурятскому языку проявляется, прежде всего, в области артикуляции. Произношение в этот возрастной период усваивается безупречно. У дошкольников отсутствуют предрассудки в отношении бурятского языка – они не боятся допустить ошибку, не разочарованы в своих возможностях, не осознают всех потенциальных проблем обучения. В Программе обучение бурятскому языку рассматривается как средство развития личности ребёнка. Занятие – это организация совместного дела с детьми и важным является создание благоприятных условий, где ребёнок чувствует себя раскованным и свободным, обеспечение безопасности жизнедеятельности ребёнка. Ребёнок овладевает бурятским языком в процессе взаимодействия – общения с взрослыми и друг с другом, друзьями, героями сказок. Процесс общения на занятиях организовывается с помощью увлекательной, доступной детям информации. Обучаясь, мы с детьми играем, путешествуем, помогаем своим друзьям, выручаем кого-то из беды, заводим новые знакомства, навещаем друзей, родных, заботимся о них, также о любимых животных, веселимся вместе с ними, превращаемся в артистов, спортсменов, отмечаем интересные праздники. Таким образом, особая роль уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте. (А. Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.)

Цель программы: Научить говорить и понимать бурятскую речь; формировать, совершенствовать и развивать у детей речевые умения (аудирование, говорение и навыки (произносительные, лексические и грамматические) устной бурятской речи, формирование общей культуры, развитие интеллектуальных и личностных качеств, сохранение и укрепление здоровья детей. Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи:  

Речевые задачи:

- Формировать навыки самостоятельного решения элементарных коммуникативных задач на бурятском языке в рамках тематики, предложенной программой;

-Формировать навыки учебной деятельности: - учебные умения; - перцептивные навыки; - речевые навыки; - умения вести себя в типовых ситуациях;

- Формировать произносительные, лексические, грамматические и речевые навыки.

- Совершенствование этих навыков.

- Развитие речевых навыков, связной речи.

Познавательные задачи: Познакомить детей с историей, культурой нашей Закамны, Бурятии, сказками и произведениями бурятских писателей. Познакомить с традициями, обычаями народов, праздниками, достопримечательностями, выдающимися людьми родного края.

Развивающие задачи: Развивать у детей мыслительные, познавательные и языковые способности: - фонетический слух; - имитационные способности; - способности к догадке; - способности к различению; Развитие гуманистической направленности отношения детей к миру, формировать навыки межличностного общения, навыки самоконтроля и контроля речи других детей, воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям. Развитие эстетических чувств детей, творческих способностей, эмоционально-ценностных ориентаций, приобщение воспитанников к искусству и художественной литературе. Развитие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных способностей детей, стремления к активной деятельности и творчеству.

Реализация цели осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности: - игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной. - взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы.

Таким образом, решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей. Самой главной задачей является создание положительной естественной мотивации к изучению бурятского языка. Даже не столько её создание, сколько постоянное подкрепление и развитие. В целях повышения эффективности воспитательно - образовательного процесса первостепенное значение имеют максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция, забота о здоровье, создание атмосферы гуманного и доброжелательного отношения к друг к другу. В программе широко используются формы интегративного обучения.

Практические задачи обучения Обучение аудированию Дети должны научиться воспринимать и понимать на слух бурятскую речь, в нормальном темпе воспроизводимую учителем или представленной в звукозаписи, построенную на программном материале, отражающем игровую, учебно-трудовую и бытовую сферы деятельности; - различать на слух интонацию и эмоциональную окраску фраз; - воспринимать на слух несложные тексты: сказки, рассказы, соответствующие возрасту и интересам детей; У детей должен быть сформирован такой уровень понимания бурятской речи, который позволяет отвечать на обращённые к ним вопросы, выражать репликами согласия, несогласия, одобрения, неодобрения.

Говорение Диалогическая речь 

Овладение диалогической речью обеспечивается общением, на данном этапе ведётся диалог – расспрос. У детей должны быть сформированы навыки решения элементарных коммуникативных задач в специально построенных игровых ситуациях вопросно-ответные единицы, просьба – ответная реакция, распоряжения и др. реплики. Дети должны уметь варьировать лексическое и грамматическое значение этих единств комбинировать и переносить составляющие их элементы в новую ситуацию. Дети должны уметь отвечать на вопросы различных видов: общие и специальные, самостоятельно задавать вопросы, опровергать услышанное; вести диалог этикетного характера - приветствовать, знакомиться, поздравлять, выражать пожелания и реагировать на них, предлагать угощение, выражать благодарность;

Монологическая речь. Монологические высказывания детей будут представлять собой описание картинок, фотографий; учатся описывать животное, предмет, указывая название, качество, размер, количество, принадлежность, место расположения; кратко высказываться о друге, игрушке, любимом животном и т.д. Разучивая стихи и песни на бурятском языке, что помогает выработке правильной интонации и артикуляции звуков, слушая и инсценируя сказки, знакомясь с играми, дети овладевают коммуникативными умениями и развивает языковые способности, которые будут основой для дальнейшего изучения языка. Дети должны уметь без предварительной подготовки высказаться в соответствии с предварительными коммуникативными ситуациями в пределах программного языкового материала. В соответствии с «Концепцией дошкольного воспитания» (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и раскрывающая его индивидуальные особенности. В составленной программе подобран доступный для данного возраста языковой и социокультурный материал для обучения детей бурятскому языку.

Таким образом, развитие в рамках данного варианта программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и обучения детей, основан на общепринятых дидактических принципах: - принцип комплексной реализации целей: развивающей, воспитательной, практической, образовательной, т.к. воспитание и развитие детей средствами предмета невозможно без практического овладения языком. -результатом обучения детей второму языку является формирование у них навыков и умений пользования языком, как средством общения. Ведущий принцип – коммуникативная направленность. Его основная функция состоит в создании условий коммуникации: мотивов, целей и задач общения. Этот принцип предполагает создание условий для речемыслительной активности детей в каждый момент обучения. При отборе лексики и грамматики руководствоваться принципами коммуникативной ценности материала и его типичности для ситуаций общения данной возрастной группы. - принцип опоры на родной язык. Реализация этого принципа осуществляется через систему познавательных задач, решая которые дети «открывают» законы языка: много - один предмет номномууд, книга - книги. На основе этого осознания происходит ознакомление детей с формой и функциями соответствующих единиц бурятского языка. - принцип концентричности, который предполагает повтор этих тем на следующих этапах обучения с более глубоким содержанием. - принцип коллективно-индивидуального взаимодействия. Основная его функция состоит в максимальной реализации индивидуальных способностей каждого ребёнка через коллективные формы обучения, а именно, предоставление ребёнку как можно большего числа возможностей для самовыражения в рамках решения общей коллективной задачи.  Педагог организовывает практику коллективных действий для достижения поставленных задач, опыт взаимовыручки и взаимопомощи. - принцип частотности. Отбор языкового и речевого материала, формирование активного словаря. - строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, и возможностями образовательных областей. Программа построена на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учёт национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. В составленной программе подобран доступный для данного возраста языковой и социокультурный материал. Ребятам очень нравится быть артистами. Они любят выступать и видеть, как радуют своими выступлениями своих родных и близких. Познать язык невозможно, если не знакомиться с историей края, народа, с их культурой, традициями, обычаями. Поэтому, одной из главных задач является приобщение детей к бурятской культуре, к истории родного края, знакомя их традициями и обычаями с дошкольного возраста. Раннее обучение языку способствует развитию памяти, мышления, воображения, формированию навыков общения, расширению общей культуры, кругозора, всестороннему развитию ребёнка. Образовательный процесс построен на адекватных возрасту формах работы. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности, также занятия учебно-тренирующего характера. Занятия проводятся в различных формах (подобранные согласно по темам): Создание ситуаций: беседа, разговор (диалог), связное высказывание, речевые игры, упражнения. Игры дидактические, дидактические с элементами движения, сюжетно-ролевые, подвижные, музыкальные, театрализованные, игры на прогулке, подвижные игры имитационного характера. Просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач, слушание грамзаписи. Чтение и обсуждение произведений бурятских писателей, поэтов: Г. Чимитова, Ц-Б. Бадмаева, Ц-Д. Дондоковой, Ц-Д. Дондогой, Э. Дугарова и т.д., также иллюстрированных книг; Оформление выставок работ народных мастеров, книг с иллюстрациями, выставок детского творчества и совместной работы с родителями, уголков природы и т.д. Викторины, загадки, пословицы, поговорки; Инсценирование сказок и отрывков из сказок, разучивание стихотворений, развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера. Рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и т.д.), произведений искусства.

Продуктивная деятельность: рисование, лепка, аппликация, художественный труд. Слушание и обсуждение детской музыки, народных музыкальных инструментов; пение, песни, артикуляции, беседы по содержанию песни, драматизация песен. Танцы, показ танцев под народные мелодии, ѐхора. Физкультминутки игровые, сюжетные, комплексные (с элементами развития речи, математики), учебно-тренирующего характера, игры и упражнения под тексты стихотворений, считалок, потешек, игровые беседы с элементами движений. Участие на различных мероприятиях, утренниках, праздниках, конкурсах. На занятиях рекомендуем использовать такие средства наглядности: это предметы, действия, ситуации, возникающие и создаваемые в группе и вне группы. Картины и картинки (предметные, сюжетные, тематические), видео, кассеты, слайды, раздаточный дидактический материал. Игрушки, маски, муляжи, настольный кукольный, пальчиковый театры, атрибуты для драматизации сказок. Песни и стихотворения, загадки и поговорки, игры, игрушки и пр.

ЗАДАЧИ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ. Учебный план ориентирован на интеграцию обучения и воспитания со следующими образовательными областями:

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» Социально – коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. В деятельности ребенка условно можно выделить четыре мира: природный, рукотворный, мир людей и мир собственного «Я». Развитие потенциала личности осуществляется через эмоциональную сферу. Интересуясь не только тем, что ребенок знает или не знает, но и тем, что он чувствует, принимая и поддерживая его эмоциональные проявления, взрослый способствует личностному и творческому развитию. Роль взрослого в развитии личностного потенциала заключается в обеспечении самовыражения ребенка. Наиболее эффективной формой самовыражения дошкольника является игра. Выбирают игру, во что играть; кто кем будет в игре; подчиняется правилам игры. Придерживаться в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для импровизации. Находить новую трактовку роли и исполнять ее. Моделировать предметно-игровую среду.

В дидактических играх договариваться со сверстниками об очередности ходов, выборе карт, схем; быть терпимыми и доброжелательными партнерами. Понимать образный строй спектакля: оценивать игру актеров, средства выразительности и оформление постановки. В беседе о просмотренном спектакле высказывать свою точку зрения. Владеть навыками театральной культуры: знать театральные профессии, правила поведения в театре. Также дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главным в работе по данному направлению является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности. Все, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни, на практике. Цель работы: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира). Задачи: приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; знакомство с правилами безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; формирование навыков безопасного поведения; формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям. Соблюдать элементарные правила организованного поведения в детском саду. Соблюдать элементарные поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения. Знать и соблюдать правила поведения в природе: способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе. Формирование у ребенка навыков правильного поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуациях предполагает развитие ориентировки в пространстве, формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, самостоятельность, уверенность в своих действиях, поэтому такая работа ведется в комплексе всего воспитательно-образовательного процесса на занятиях через рассматривание картин, наблюдения на экскурсиях, беседы, разучивание стихотворений, чтение рассказов и т.д. знать домашний адрес и номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада; применять усвоенные знания и способы деятельности для решения проблемных ситуаций; планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдать правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах; различать и называть виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный); бережно относиться к природе. Также направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач: развитие трудовой деятельности; формирование представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда. Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственнотрудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Это привитие детям уважения к людям труда, к природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить. Это единственная возможность воспитания в маленьком человеке трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремления к созидательной деятельности, что впоследствии становится жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости. Рассказывать детям о понятных им профессиях (учитель, воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, водитель и т.д.) Расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда.

Образовательная область «Познавательное развитие; речевое развитие» Познавательное развитие направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач: Активизация мышления детей через самостоятельный выбор игры; специальные упражнения на ориентировку в пространстве, подвижные игры и упражнения, закрепляющие окружающем: имитация движений животных, труда взрослых; просмотр и обсуждение познавательных книг, фильмов, спортсменах, здоровом образе жизни. развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; формирование элементарных математических представлений; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. Считать до 10. Называть числа в прямом (обратном) порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10). Соотносить цифру (0-9) и количество предметов. Различать величины: длину (ширину, высоту), объем (вместимость), массу (вес предметов) Сравнивать предметы по форме; узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира. Определять временные отношения (день — неделя — месяц); время по часам с точностью до 1 часа. Монеты достоинством 1,5, 10 копеек; 1, 2, 5 рублей. Название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года. Различать и называть виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный); Уметь говорить дату своего рождения, домашний адрес; имена и отчества родителей; Иметь представления о Земле, о родном крае, о людях разных национальностей, их обычаях, традициях, труде людей, культуре. Знать свою республику (улицы, районы), президента, символику, памятники, историю возникновения города. знать достопримечательности. Иметь представления о карте нашей местности Знаменитых людей, прославивших наш город (герои труда, ветераны ВОВ, художники, поэты Бурятии). Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; определённой системы знаний об изучаемом языке; умений понимать на слух и говорить на бурятском языке; развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; практическое овладение нормами речи. Эта общая задача включает такие, как обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, совершенствование грамматически правильной речи, развития связной речи. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов. Иметь представление о социокультурных ценностях нашего народа; о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях и праздниках, фольклоре, и т. д., о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей планете; о труде взрослых. Иметь представления о Красной книге Бурятии. Знакомить с природой родного края. Знать животный и растительный мир природы Бурятии. Содействовать интересу детей к объектам природы: уточнять представления детей о растениях (трава, деревья), учить рассматривать комнатные растения (выделять листья и цветы}, наблюдать за домашними животными (кошка с котятами, собака с щенками и т. д.), знакомить с домашними птицами (петушок, курочка с цыплятами) и птицами на участке детского сада (ворона, воробей и т. п.). Земные и подземные богатства родного края. Иметь представление об озере Байкал, его обитателях. Иметь представления о заповедниках родного края.

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» Художественно – эстетическое развитие направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач: формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие устной речи; приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. Умение извлекать информацию различного объёма и пользоваться ею для реализаций коммуникативных задач. Система работы по ознакомлению дошкольников с произведениями художественной литературы включает: Знакомить с устным народным творчеством (улигеры, загадки, пословицы, сказки, легенды и предания, песни, устные рассказы, афористическая поэзия (малые жанры) бурятского народа. Знакомить с детской бурятской литературой. Знакомить с биографией поэтов, писателей и их произведениями. Свободное общение с детьми на основе прочитанных произведений. Также направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач: Знание детского фольклора: игры, скороговорки, песни, ёхор, движений ёхора. Умение участвовать в различных видах деятельности: утренники, инсценировки сказок, викторины и др. развитие музыкально-художественной деятельности; приобщение к музыкальному искусству. Петь несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и музыкально, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание). Петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него. Инсценировать игровые песни, придумывать варианты образных движений в играх и ёхоре. Знакомить с песенным и танцевальным народным творчеством; Знакомить с бурятскими народными инструментами; формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, проявить интерес к языку через художественное творчество; развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация); Знакомить с традициями орнаментального искусства бурятского народа; развивать эстетическое восприятие; обращать внимание детей на красоту окружающих предметов, объектов природы родного края; Для успешного овладения детьми языком через художественно-творческую деятельность и развития креативности необходимы следующие условия: обогащение, уточнение и расширение представлений о тех предметах, объектах и явлениях, которые им предстоит изображать; разнообразие тематики детских работ, форм организации занятий (создание индивидуальных и коллективных композиций), художественных материалов; уважение к творчеству детей, использование детских работ в оформлении помещений детского сада, в организации разнообразных выставок, а также для подарков детям и взрослым. Образовательная область «Физическое развитие» Интеграция с образовательной областью «Физическое развитие» направлено на охрану жизни и укрепление здоровья детей, формирование основы культуры здоровья, своевременное формирование их двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств (быстрота, сила, гибкость, выносливость). Знакомить детей с народными подвижными играми; Воспитывать интерес к бурятским народным играм; Развивать двигательные качества, используя игры разных народов; Игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, считалок; Формировать представления о некоторых видах спорта: (стрельба из лука, борьба, скачки). Развивать умение детей различать и называть органы чувств (глаза, нос, рот, уши), дать представление об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними. сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; воспитание культурно-гигиенических навыков;

II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ БУРЯТСКОМУ ЯЗЫКУ ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

На начальном этапе обучения предусматривается овладение артикуляционной базой и интонационной базой, и интонационным оформлением речи. Дети учатся адекватно произносить и различать на слух все звуки бурятского языка, соблюдать долготу и краткость гласных, правильно произносить согласные, соблюдать интонацию утвердительного, вопросительного, побудительного предложений. Наиболее удачным способом обучения ребёнка произношению бурятских звуков является имитативный путь усвоения. Ребёнок воспринимает каждое слово или фразу как одно гамму звуков и постепенно усваивает ее только в данном сочетании. Основным приемом работы над произношением является повторение детьми (хором и индивидуально) за преподавателем отдельных слов, предложений, стихов, диалогов. Кроме этого нужно отрабатывать произношение каждого вновь вводимого слова или предложения. Только после каждого многократного повторения правильного сочетания звуков в слове и предложении, дети не делают фонетических ошибок, когда речевой аппарат ребенка приспосабливается к произношению данного сочетания звуков. Разным детям требуется различное количество времени для усвоения и закрепления правильной артикуляции нового слова или новой фразы. Повторение за преподавателем предложений и диалогов даёт возможность детям усвоить правильную интонацию повествовательного, вопросительного и восклицательного предложений. На первом году обучения детям предложены для знакомства и для правильной постановки: - согласные звуки бурятского языка: h г х нг Б - гласные звуки (краткие и долгие звуки) бурятского языка: А-АА О-ОО Э-ЭЭ Y-YY У-УУ ОО - ДИФТОНГИ: АЙ ОЙ ЭЙ УЙ YЙ На втором году обучения ставится задача на уточнение закрепление и дифференциации звуков: h – х h - х - г н – нг Б (губной) – Б (щелевой) а – аа о – оо Y – YY У –УУ Э – ЭЭ ДИФТОНГИ: А – АА – АЙ; Э – ЭЭ – ЭЙ; Y – YY – YЙ; У – УУ – УЙ.

Материалы для работы над фонетикой содержится в рифмовках, песнях..., которые в то же время служат для закрепления лексических и грамматических навыков. Особое внимание уделяется смыслоразличительной роли звуков: хада- хадаа, хара – hара. Это формирует у детей умение правильно воспринимать звуки на слух. При объяснении обучения произношению бурятских звуков, рекомендуем игровые методы обучения: сказку про «Веселого язычка и его друга Голосочка». Например, при объяснении артикуляции звука рекомендуем использовать эту сказку: Язычок и Голосок были друзьями. Однажды они поссорились, Язычок загородил дорогу Голосочка, он поднялся наверх (ведь Голосок жил в горлышке, ниже этажом, чем Язычок) и тогда получится звук «х» (показ буквы «Х»). Дети повторяют «х-х-х». Язычок услышал, что кто-то закрывает крышкой кастрюлю (получился такой звук «хаб-хаб-хаб»). Дети повторяют. На следующий день Язычок с Голосочком помирились, Язычок не стал закрывать дорогу и получился вот такой звук: «h-h-h». Повторяют дети. Язычок опустился вниз, не стал мешать Голосочку. Затем Язычок услышал, как лает собака «hаб-hаб-hаб». Также рекомендуем фонетические игры «Звуковая юрта», «Куда ударит молоточек», «Звуковой домик», «В мире звуков» и т.д.… ЛЕКСИКА. ЯЗЫКОВОЙ МАТЕРИАЛ ПРОГРАММЫ Умение общаться означает самостоятельно употреблять слова в различных высказываниях, в различных ситуациях. Новые слова объединены по смыслу внутри проходящей темы. Реализация цели и задач при одновременном удовлетворении познавательных и коммуникативных потребностей детей требует адекватного отбора и организаций обучения. В содержание обучения включаются базовые речевые образцы, отражающие игровые и реальные отношения в речи, набор существительных, отражающих основные предметы деятельности, набор глаголов, обозначающих основные движения, состояния и действия с предметами, прилагательные, наречия (качества предметов и явлений), также стихи, песни, считалки, игры. Таким образом, основным критерием отбора словаря стало общеупотребительная лексика, обозначающая близкие ребенку окружающие предметы, действия, явления окружающей действительности. Дети учатся участвовать в элементарном этикетном диалоге: знакомство, поздравление, благодарность, приветствие; Расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы: хэн? (кто?) Юун? (Что?) Ямар? (Какой?) Хэзээ? (Когда?) Хаана? (Где?) Хаанаhаа? (Откуда?) Юундэ? (Почему?); Кратко рассказывать о себе, о своей семье, о своей одежде и т.д. отвечать на вопросы и задавать вопрос. Составлять небольшие описания предмета, картинки… Использование наглядности при введении новых слов имеет решающее значение. «Учите ребенка, каким-либо 5 неизвестным словам, и он долго и напрасно будет мучиться над ним, но свяжите с картинками 20 таких слов и ребенок схватит их на лету», - писал К.Д.Ушинский. Для эффективного усвоения материала рекомендуем использовать «лексические кубики» с рисунками на каждой стороне и кубики, обозначающие глагольную лексику, имя существительное, имя прилагательное и вопросы – ответы на кубиках (на каждой стороне кубика наверху обозначен схематичными рисунками – вопрос, а снизу – ответ). Также для ввода и закрепления рекомендуется использовать опорные карточки, связанные одной темой (в последующем составлять предложения), «Лексическое лото» (с разрезными карточками), «шагай» и т.д. раздаточный, языковой, игровой материал.

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ БУРЯТСКОЙ РЕЧИ Грамматические навыки должны быть усвоены детьми на уровне активной разговорной речи. Усвоение детьми грамматической стороны речи производится на основе образов речи, которые употребляются функционально, для выражения коммуникативного намерения, говорящего. Би ябанаб; Ши ябанаш; Модон – модод. Дети учатся распознавать и употреблять в речи: - существительные в единственном и множественном числе; - глаголы, местоимения, прилагательные, количественные и порядковые числительные; - послелоги: соо, дээрэ, доро, саана, хажууда, оодэ, уруу. - частицы: лично-предикативные: -б, -би, -ш, -ши, -бди, -та; вопросительные: -б, -бэ, -гу, -бэзэ, -угы; утвердительные: юм, тиимэ, hэн. Предусмотрены специально организованные игры – упражнения, ситуации, построенные так, чтобы дети могли понять значение грамматического явления, почувствовать. В каждой ситуации должен употребляться тот или иной формообразовательный элемент (показатель числа, глагольных форм). Так в игре «Магазин»: Намда бумбэгэ угыт. Танда … бии гу? в форме диалога - просьбы – предложения. Необходимо правильно назвать количество предметов, «продавец» должен подать соответствующее количество предметов. После того, как дети научатся правильно употреблять тот или иной образец речи, происходит овладение структурой предложения, лежащего на его основе. Структурные схемы. Компоненты этих схем могут служить средством быстрого и безболезненного исправления грамматических ошибок в речи. -В игре «Выполни команду» дети должны приказать одному или нескольким детям, употреблять формы повелительного наклонения в единственном или множественном числе: бодо – бодогты, ерэ – ерэгты. -Игра «Юу хэнэб?» использование слов в 1-м, 2-м, 3-м лицах: би нааданаб, бидэ нааданабди, тэрэ наадана …..г.м. Употребление глаголов в разных формах: наада, наадагты, наадая, наадана, использование в настоящем, прошедшем, будущем временах. -Игры «Измени слово», «Родственные слова», «Помоги другу» и т.д. Все навыки и умения формируются в начале, на уровне аудирования. Это обеспечивает полное понимание детьми осваиваемого материала и создаёт предпосылки для перехода к говорению. На начальном этапе обучения аудированию как речевому умению дети учатся понимать на слух выражения окружающего обихода, затем перед ними встаёт задача понимания небольшого текста, описания или рассказа. Прослушивание текста, рассказа обязательно предваряется коммуникативной задачей. В ряде случаев восприятие текста может быть обеспечено опорами (действиями кукол, серией картинок, и т.д.)

ОСНОВЫ СВЯЗНОЙ БУРЯТСКОЙ РЕЧИ В ДЕТСКОМ САДУ

Целью обучения детей бурятской разговорной речи является формирование у детей навыков владения элементарной бурятской речью, как средством обучения, которое сможет протекать как в виде диалога, так и виде монолога. На занятиях рекомендуем создавать различные ситуации, в которых каждый ребенок встанет перед необходимостью говорить на бурятском языке. С этой целью используются элементы неожиданности, это дает возможность вызвать у детей интерес к говорящему на бурятском языке (куклы, гости, новые игрушки, педагоги, дети с других групп, интеграция с другими образовательными областями). Для развития навыков и умений связной речи рекомендуем использовать упражнения в игровой форме. Замысел, структура и содержание высказываний, которые дети создают при выполнении упражнений, определяются при помощи игрового задания и правил игры. Важную роль при этом играет методика введения каждой новой конструкции. Первый этап: работа над навыком связной речи – это введение новой типовой конструкции. Основная задача – обеспечить четкое понимание детьми смысла, действия данной конструкции, того в какой ситуации ее надо использовать. Объяснения на русском языке нескольких примеров, например, «у меня есть машина, мяч и т.д.». Рассказ об игрушках на русском языке, которые есть у детей дома. Если мы хотим рассказать на бурятском языке о том, что у нас есть; то должны сказать так: «Намда бумбэгэ бии. Намда сэсэг бии. и т.д.» Многократное использование конструкций на различном лексическом материале. Общие требования к системе упражнений для формирования навыков и умений связной речи – регулярность, высокая повторяемость. Этого можно добиться, сохраняя структуру конструкций, но одновременно постоянно меняя игровую ситуацию, используя все образовательные области по ФГОС. Таким образом, основным методом формирования навыков и умений связной речи является игровая учебно-речевая ситуация. На занятиях рекомендуем использовать все виды игр – инсценировки, ролевые, строительные, подвижные, хороводные и т.п. с большим успехом будут проходить занятия, на которых присутствуют персонажи сказок и когда сами превращаются в сказочных героев

ЗНАКОМСТВО С НАРОДНЫМИ ТРАДИЦИЯМИ, ОБЫЧАЯМИ РАЗНЫХ НАРОДОВ.

В задачи обучения и воспитания входит приобщение детей к истокам бурятской культуры, к бурятским национальным традициям. Для знакомства с ними составлен план занятий. Материал по этой теме разделён на 5 разделов:

1. Дома в разные времена. Интерьер юрты.

2. Быт хозяина юрты

3. Быт хозяйки дома (юрты)

4. Национальные праздники

5. Дети и их игры.

Раздел «Интерьер юрты»

 Данный раздел знакомит детей с разными домами в разные времена и также с внутренним убранством юрты. Юрта делится на мужскую и женскую половины. - Гость у бурят, как равноценный, почётный член семьи. Подношение хадака, и его символики. - «Очаг» - как отражение жизни разных народов. -Традиции гостеприимства бурятского разных народов. - Благопожелания. - Танец «приветствие» - Экскурсия «Достопримечательности нашего города»

 Раздел «Быт хозяина дома» 

Данный раздел знакомит детей с мужской одеждой, принадлежностями костюма, о роли пояса в традиционном костюме, орудиями труда, занятиями раньше и сейчас. - Загадки, пословицы, поговорки об отце. - Кем я буду, когда вырасту? - Традиции и обычаи, связанные с домашними животными, и их роль в жизни бурят. Роль животных у разных народов мира. - Значение коновязи. - 9 умений мужчины. - Конкурс «Юный Гэсэр»

Раздел «Быт хозяйки дома» - Этот раздел знакомит детей с женской одеждой, украшениями, домашней утварью и занятиями раньше и сейчас. - 7 умений женщины. - «буряад хатар» - Конкурс «Юная Дангина» - Загадки, пословицы, поговорки о матери, Родине. - Понятие «Тоонто нютаг», символики Республики Бурятия. - Конкурс чтецов. Раздел «Национальные праздники» - Этот раздел знакомит детей: - Народными праздниками и обрядами - «Буддизм» - религия бурятского народа - Календарь «Литэ» - Национальными блюдами. - «Ёхор» наадан - «Эрын гурбан наадан»

Раздел «Дети и их игры» Этот раздел знакомит детей: - Играми разных народов. - с бурятскими народными играми. - подвижными играми. - Встреча с писателями и поэтами (знание их стихов, рассказов и сказками. Инсценировка сказок разных народов.

III. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

Тематический план составлен на три года обучения и включает темы занятий и количество часов.

Время занятий и их количество в день регламентируется «Программой» два раза в неделю по подгруппам.

Длительность занятий: - в средней группе (4-5 лет) 15 минут - в старшей группе 20 минут - в подготовительной группе 25 минут Обязательным элементом каждого занятия является физминутка, которая позволяет отдохнуть, снять мышечное и умственное напряжение. Занятия с детьми, в основе которых доминирует игровая деятельность, в зависимости от программного содержания, проводятся фронтально, подгруппами, индивидуально. Такая форма организации занятий позволяет педагогу уделить каждому воспитаннику максимум внимания, помочь при затруднении, побеседовать, выслушать ответ. При выборе методик обучения предпочтение отдается развивающим методикам, способствующим формированию познавательной, социальной сфере развития. Для гарантированной реализации государственного образовательного стандарта в четко определенные временные рамки образовательная нагрузка рассчитывается на 8 месяцев, без учета первой половины сентября, новогодних каникул, второй половины мая и трех летних месяцев.

I год обучения (средняя группа)

Название темы

Часы

1

Начинаю изучать бурятский язык

6

2

Игрушки

5

3

Весёлый счёт

5

4

Моё тело

5

5

Одежда. Цвета

8

6

Моя семья

6

7

Еда

5

8

Любимые праздники

8

9

Природа. Погода

4

10

Дикие и домашние животные

6

11

Мои друзья

4

12

Народные игры

4

13

Повторение. Обобщение

2

Всего

68

II год обучения (старшая группа)

1

Приветствие. Знакомство

3

2

Мои любимые игрушки

6

3

Учимся считать

5

4

Части тела

6

5

Одежда

6

6

Зимние забавы

6

7

Моя семья

6

8

Пища и посуда

6

9

Сагаалган

8

10

Мамин праздник

2

11

Животные и птицы

5

12

Мои друзья

4

13

Любимые сказки

4

14

Закрепление

1

Всего

68

III год обучения (старшая группа)

1

Приветствие. Знакомство

3

2

Мои любимые игрушки

6

3

Учимся считать

5

4

Части тела

6

5

Одежда

6

6

Зимние забавы

6

7

Моя семья

6

8

Пища и посуда

6

9

Сагаалган

8

10

Мамин праздник

2

11

Животные и птицы

5

12

Мои друзья

4

13

Любимые сказки

4

14

Закрепление

1

Всего

68

IV. Планируемые результаты освоения детьми Программы

 В процессе обучения бурятскому языку дети приобретают следующие знания и умения: Аудирование:

Различать звуки на слух, звукосочетания, слова, предложения на бурятском языке; Различать на слух интонацию и эмоциональную окраску фраз;

Воспринимать и понимать бурятскую речь;

Воспринимать и понимать несложный текст;

Говорение: Вести диалог этикетного характера: приветствовать и отвечать на приветствие, знакомиться, прощаться, поздравлять и благодарить, извиняться, предлагать угощение;

Вести диалог – расспрос, задавать вопрос и отвечать на вопросы;

Вести диалог побудительного характера: обращаться с просьбой, согласиться, отказаться; Уметь называть предметы и описывать (картину, фотографии, животные, природу, погоду), указывая качество, размер, количество, принадлежность, место расположения; Уметь кратко высказываться о себе, своей семье, друге, домашнем животном, герое сказок: называть имя, возраст, место проживания, (нахождения), описывать внешность, характер, что умеет делать, любимое занятие;

Воспроизводить выученные стихи, рифмовки, исполнять бурятские песни, ёхор, благопожелания, загадывать и отгадывать загадки;

Знание традиционной культуры бурят: пять видов скота, бурятский национальный костюм, национальная кухня, праздники и игры народов;

Знание государственной символики Республики Бурятия;

Богатства родного края. любознательный, активный; эмоционально отзывчивый; способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; овладевший умениями и навыками, необходимыми для осуществления различных видов детской деятельности; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности, позволяющими ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

МОНИТОРИНГ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

 Оценка эффективности образовательной деятельности детей осуществляется с помощью мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы. В процессе мониторинга исследуются знания и умения детей овладения бурятской речью. Периодичность мониторинга – 2 раза в год (октябь, май). Такой подход позволяет обеспечить возможность оценки динамики достижений.

Уровень развития речевых умений и навыков детей рекомендуется определять на основе диагностики «Система оценки речевых умений и навыков по бурятскому языку».

Система включает следующие разделы:

1. Произносительные навыки: - произношение; - навыки восприятия звуков;

2. Усвоение значений слов: - усвоение существительных; - усвоение прилагательных; - усвоение глаголов;

3. Овладение грамматическими навыками: - усвоение словоизменения; - усвоение послелогов.

4. Речевые умения: - диалогическая речь; - монологическая речь.

ЛИТЕРАТУРА

1. Амонашвили Ш.А. Психологические особенности усвоения второго языка младшими школьниками. ИЯШ №2 1986

2. Алексеева М.М. Яшина В.В. «Методика развития и обучения родному языку дошкольников» М: «Академия», 1999 – с 160

3. Артамова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников»

4. «Барбаадай»: Пособие для воспитателей детских садов. Сост. Ц-Д. Дондокова и др. Улан-Удэ Бур. Кн. Из-во, 1987 – с 112

5. Бабуев С.Д., Бальжинимаева Ц.Ц. «Буряад зоной урданай hуудал байдалай тайлбари толи» словарь Улан-Удэ Бэлиг 2004г.

6. Бабуев В.Д. «Мир традиций бурят» Улан-Удэ Издательство «Улзы» 2001г.

7. Бурятские народные сказки // сост. Дугаров Б.С. М: Современник, 1990-с 383

8. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду» М: Просвещение,1991г.

 9. Васильева М.А., Веракса Н.Е., Комаровой Т.С. программа «От рождения до школы» Москва 2010г. Васильева М.С. «Этническая педагогика Бурят». Улан-Удэ БГУ 1998 г.

10. Г. Чимитов Сборник стихов «Би космонавт болохоб».

11. Герасимова К.М., Галданова Г.Р., Очирова Г.Н. «Традиционная культура бурят» Улан-Удэ, Бэлиг 2009г.

12. Галданова Г.Р., Николаева Д.А., Скрынникова Т.Д. «Обряды в традиционной культуре бурят» Москва 2002г.

13. Дондогой Ц.Д. Сборник стихотворений «Эреэн маряан дэбтэр» Улан-Удэ, 1997г.

14. Закон «О языках народ Республики Бурятия» от 10 июля 1992г.Бурятия

15. Лобсонова З.Б., Малунова Г.С. Приобщение дошкольников к традициям народной культуры.

16. Могоева Д.Д. «Амар сайн, ухибууд» Улан-Удэ. Бэлиг – 2002г.

17. Могоева Д.Д. «Сагаан дали» программа по бурятскому языку для русских детских садов

18. Мигунова Е.В. «Театральная педагогика в детском саду» Москва 2009г.

19. Негневицкая Е.И. «Обучение английскому языку детей дошкольного возраста»

20. Намжилон Оюун тулхюур. Учебник для ускоренного обучения бурятскому языку Улан-Удэ Изд-во ОАО Респ. Типография 2004г 50

21. Нанзатова Э.П., Содномов С.Ц., Дамбаева Ж.Д. «Программа по бурятскому языку для начальных классов общеобразовательных школ с русским языком обучения» Улан-Удэ Бэлиг 2003

22. Нанзатова Э.П. «Методическая система обучения бурятскому языку как второму в начальной школе» Улан-Удэ 2002г.

23. Нанзатова Э.П., Зыкова «Методика обучения бурятскому языку как государственному Улан-Удэ 2008г.

24. Ошоров Д.Д. Уран угын абдарhаа Улан-Удэ. Бэлиг 2003г.

25. Ошоров Д.Д., Батоев Б.Б., Могоева Д.Д. Табан хурган Улан-Удэ. 1985г.

 26. Ошоров Д.Д. «Шэгшуудэй» пособие для дошкольников Улан-Удэ Бэлиг 2004г.

27. Пассов Е.И. «Урок иностранного языка» настольная книга преподавателя иностранного языка. Москва «Глосса-пресс» Ростов-на-Дону «Феникс» 2010г.

28. Ринчинэ С.Н., Будацыренова О.Г. «Храни свои корни» Улан-Удэ Бэлиг 2002г.

29. Санжадаева Г.С., Кушеева О.П. «Тоонто нютаг» Улан –Удэ. Бэлиг 2011г.

30. Содномов С.Ц. «Программа изучения бурятского языка в дошкольном учреждении» 31. Цыбенова, Чойжинимаева «Центр сохранения и развития культурного наследия Бурятии» УланУдэ Бурятия 2003 г.

32. Губанова Н.Ф. «Игровая деятельность в детском саду» М.: Мозаика – Синтез, 2010

33. Ушаковой О.С. «Развитие речи и творчества дошкольников» ТЦ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по бурятскому языку для старшей группы

Рабочая программа по бурятскому языку для старшей группы...

Рабочая программа по бурятскому языку

Принято на                        ...

Рабочая программа по бурятскому языку "Ургыхан"

         Рабочая программа по бурятскому языку разработана воспитателем Ивановой Д.А.. Содержание программы "Ургыхан" делится на девять тематических блоков, к...

Рабочая программа по бурятскому языку на 2021-2022 учебный год

Программа рассчитана на изучение бурятского языка как второго в ДОО. Изучение бурятского языка в дошкольных общеобразовательных организациях Республики Бурятия начинается со второй младшей группы. Реч...

Рабочая программа по бурятскому языку в ДОУ

Рабочая программа по бурятскому языку в ДОУ...

Рабочая программа по бурятскому языку в ДОУ

Разработка рабочей программы в детском саду...

доклад на тему: Реализация программы по бурятскому языку «Амар мэндээ!» через использование цифровых технологии.

Реализация программы по бурятскому языку «Амар мэндээ!» через использование цифровых технологии....