Мой успешный проект
проект (подготовительная группа)

Проект " Камчатка - мой дом" разработан мною в рамках программы по краеведению "Камчатский край люби и изучай"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon успешный проект85.04 КБ

Предварительный просмотр:

Хочу поделиться опытом по реализации моего успешного проекта.

Знакомство с родным городом, краем, их достопримечательностями, культурными и природными объектами является неотъемлемой частью воспитательно- образовательной работы с детьми в детском саду.

Одним из приоритетных направлений гражданского и патриотического воспитания в системе образования является краеведение.

Проект «Камчатка - мой дом» был разработан мной с учетом регионального компонента вариативной программы «Камчатский край - люби и изучай».

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в детском саду, но опыт показал необходимость усиления работы в данном направлении, наполнении её новым содержанием. Действительно удержать познавательный интерес современных детей достаточно сложно. Необходимо использовать такие формы работы, которые интересны детям, где они смогут проявить себя как первооткрыватели, исследователи.

Участниками проекта стали воспитанники подготовительной группы, их родители, педагоги и ближайшее социальное окружение (наши партнеры- филиал библиотеки №7  ).

Цель проекта- развитие познавательного интереса у старших дошкольников посредством ознакомления с историко- культурными, национальными особенностями и традициями народов Камчатки.

Основные задачи:

-познакомить детей с историей, культурой, традициями, укладом жизни малочисленных народов севера;

обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи, повысить их компетентность в вопросах обучения детей краеведению

 -формировать модель педагогического взаимодействия и сотрудничества в вопросах организации РППС и приобщения детей к истории, культуре народов Камчатки.

Данный проект поможет старшим дошкольникам понять, чем уникальна культура, обычаи и традиции коренных народов.

 Проект  «Камчатка - мой дом» был проведен в МБДОУ «Детский сад № 8» в 2019-2020 учебном году (сентябрь-ноябрь) с детьми подготовительной группы 6-7 лет, в специально организованной деятельности, совместной деятельности педагога и ребенка, деятельности детей и родителей, самостоятельной детской деятельности.

Тип проекта

Познавательно-творческий, среднесрочный (3 месяца)

Этапы проекта: информационно- накопительный,

Основной (практический)

Рефлексивно- завершающий

На первом этапе были обозначены проблема, цель и основные задачи;

подобраны историческая и художественная литература

 наглядный материал

 материал для продуктивной деятельности

дидактические игры

подвижные игры

выставки книг, рисунков, поделок

С детьми была проведена первичная диагностика по выявлению уровня общих знаний и представлений о родном крае, его культуре и быте (Чем славен КК, о народах, населяющих край)

Была проведена первичная диагностика, которая представляет собой модифицированный вариант диагностики Л.В. Коломейченко, Л.В. Любимовой.

По результатам диагностики был сделан вывод, что у 70 % детей отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию города и края, у 65% детей отмечается низкий уровень знания истории города и края.

Анкетирование родителей показало следующие результаты: 80% родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости, 40% родителей затрудняются в знании истории города. 20% родителей не знают и не хотят знать историю города и края.

Основной этап предусматривал непосредственную реализацию проекта:

1) Тематические беседы:

«Чем занимаются коряки»,

«Быт коренных жителей»

«Олень - основа жизнедеятельности коряков»

«Одежда - коренных жителей Камчатки»

Творческие рассказы детей на тему что я расскажу о Камчатском крае друзьям


2) Были подготовлены презентации для бесед:

«Путешествие в стойбище Кайныран» (дом медведя)

«Экскурсия по родному городу»

Просмотр онлайн-выставки (картин) Валентины Жиликовой:

 «На далёкой Камчатке, на корякской земле», «Северная сюита», «Мастерицы», «Танец огня», «Мама на берегу реки».

Просмотр экспозиций выставки «Северная песня»

3. Проведены занятия по ознакомлению с окружающим миром:

«Обряды и обычаи народов, живущих на территории края»

«Народные праздники камчадалов»

Викторина «Люби свой край», которая стала итоговым мероприятиям по проекту

 

Аппликация  «Укрась кухлянку»

Интегрированное занятие «Улов рыбака»   и конструирование  «Жилище северян»

 Рисование «Северные орнаменты»

Изготовление книги «Мы рисуем нашу  Камчатку»

Мы прочитали много сказок из книги «Большая книга сказок Камчатки»

Мы читали сказки П.Калмыкова «Камчатка»

Сказка И.Селивановой «Почему Билюкай разрешил людям около бухты поселиться»

Сказка Г.Меновщикова из цикла «Путешествия ворона Кутха» «Ительмения - родина Кутха»

Нымыланская сказка К.Килпалина «К земле предков»

Коряксая сказка «Почему у дятла праздничная кухлянка»

Алеутская сказка «Одноглазый человек и превращение женщины в лисицу»

Сказка Т.Уркачан «Охотник и нерпа»

Заучивание стихотворения  А. Смышляева «Наша родина - Камчатка»

Заучивание стихотворения Г. Поротова «Хололо»

Заучивание стихотворения Т.Ефимовой «Пришла зима»

Творческие рассказы детей «Что я расскажу о Вилючинске друзьям»

Совместно с инструктором по физ. культуре было проведено спортивное развлечение, где  ребята смогли поиграть в такие игры, как: «Ловля оленей» , «Перетягивание палки», «Скачки на одной ноге», «Волк и олени», «Ледяные палочки», «Охотники», «Каюр и собаки».

Мы с воспитанниками посещали библиотеку, где познакомились с выставкой художественных картин, изображающих быт и традиции народа, населяющего  Камчатский  край

3 этап – обобщающий

В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность способствуют:

У детей:

обогащению знаний  о культуре, традициях и обычаях, укладе жизни народов, населяющих территорию Камчатки

раскрытию творческих способностей через разнообразные виды детской деятельности;

желанию играть в национальные игры народов Камчатки .

уважению к самобытной культуре коренных народов Камчатки.

У Родителей :

раскрытию творческих способностей в семье;

ощущению личной сопричастности к образованию и воспитанию своего ребенка;

У Педагогов:

Повышению компетентности в вопросах организации РППС и приобщения детей к истории , культуре коренных жителей Камчатки.

Результат

Рост познавательной активности детей повысился и составил 75%

Анализ результатов усвоения занятий по проекту «Камчатка- мой дом» показал средний уровень развития у 73% детей, а выше среднего у 20%.

Повышение активности родителей в делах группы составил 80%

Проводимая работа способствовала заинтересованности детей, появлении познавательного интереса, что проявилось в самостоятельном просмотре книг и альбомов, в рисовании появление камчатского орнамента, использовании народных подвижных игр на прогулке.

Продукты проекта:

Макет Камчатского края, с комплектом дидактических игр по блокам (растительность КК, животные КК, Быт и традиции),

альбом фотографий «Мои любимые места», «Народные праздники»,

рисунки, выставки,

изготовление книги

Обеспечение проектной деятельности

Информационные ресурсы:

http://vds.rusobr.ru

http://dob.1september.ru

http://www.kindereducation.com

http://www.solnet.ee

     Методические ресурсы: (Литература)

«Коряки в сердце моем», Москва: «Пента», 2000

Бурдун Е.А., Волков А.И. Знакомство дошкольников с биоразнообразием камчатки: методическое пособие по экологическому образованию детей дошкольного возраста - Петропавловск-Камчатский : Издательство КИПКПК, 2009.

Детская энциклопедия «Махаон»: Вулкан. - М.: Махаон,, 2006.-125с.

Журнал Дошкольное воспитание.2011.№10

Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ, 2004

Нечаева А. Камчатка. Горячая земля у студеного моря: фотоальбом. -М.:Логата; Петропавловск-Камчатский: Новая книга, 2003.-159 с.

Семенов В. По вулканам и горячим источникам Камчатки/Петропавловск-Камчатский , дальневосточное книжное издательство, Камчатское отделение, 1983.


Приложение

Анкета для родителей

Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

воспитание любви к Родине;     

воспитание уважения к старшему поколению;     

воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;

знание истории своей страны;

другое -_____________________________________________________

затрудняюсь ответить.

Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?

да;

нет; 

затрудняюсь ответить.

Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?

прививать детям уважение  к людям своей страны;

познакомить с обычаями и традициями своего народа;

формировать бережное отношение к природе и всему живому;

расширять представления о родной земле, её столице, городах;  

ознакомление с историческим прошлым России;

воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка.

Как Вы считаете, кто несёт ответственность за патриотическое воспитание детей – педагоги или родители?______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?

да;  

нет;

затрудняюсь ответить.

Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

Диагностический инструментарий

Беседа с детьми на тему «Камчатка- мой дом»

Цель: выявление особенностей представлений дошкольников старшего дошкольного возраста о родном крае.

Беседа проводится по вопросам:

Как называется город, в котором ты живешь?

Как называется наш край, в котором ты живешь?

Выбери из предложенных герб, флаг Камчатского края.

В каких городах Камчатского края ты еще бывал?

О каких городах ты слышал?

Если бы приехал друг из другой страны, что ты ему мог бы рассказать о Камчатке? Расскажи, что ты знаешь об истории Камчатки. (Как на ней жили люди раньше?) Откуда ты это узнал?

Что бы ты мог сделать (вместе с друзьями, родителями), чтобы в твоем городе стало лучше?

Как ты думаешь, ты любишь Камчатский край? Почему ты так думаешь?

Если бы у тебя была волшебная палочка, и ты мог бы выполнять только «большие» желания — для всей страны, для всего города, — какие бы три желания ты загадал бы?

Сформированы представления

Диагностика уровня освоения детьми содержания тематического блока

 «Мой край»

О том, чем славен Камчатский край

Путешествие по карте Камчатки

Знает, что на территории Камчатского края, в городе Петропавловск - Камчатский есть памятники воинам Великой Отечественной войны, батарея Максутова, памятник апостолам Петру и Павлу, храм, Этнодеревня и т.д.

Имеет недостаточные знания о наличии достопримечательностей в крае

Не может назвать ни одного объекта

Карта Камчатского края

О жилище человека

Беседа

Имеет расширенные знания о людях, населяющих край, об их быте, домах, одежде

Имеет недостаточные знания о людях, населяющих Камчатский край, об их быте, домах, одежде

Не имеет представления о народах, населяющих край, их жилищах

-

О народах, населяющих родной край

Беседа по содержанию иллюстраций на тему «Жители моего края»

Имеет представления о разнообразии народов, населяющих родной край

Имеет недостаточные представления о народах, населяющих родной край

Ничего не знает о народах, населяющих родной край

Иллюстрации на тему «Жители моего края»

Наличие знаний

Об истории возникновения города Петропавловск-

Камчатский

Беседа, рассматривание иллюстраций

Имеет конкретные сведения об истории возникновения города

Имеет недостаточные знания об истории возникновения города

Не знает историю возникновения города Петропавловск-

Камчатский

Презентация «Город Петра и Павла»

Умение находить город Петропавловск - Камчатский, Вилючинск и другие поселения на географической карте Камчатки

Путешествие по географической карте Камчатки

Безошибочно показывает город Петропавловск - Камчатский и Вилючинск на карте

Допускает ошибки,показы- вая на карте населенные пункты

Н может показать на карте Камчатского края изучаемые населенные пункты

Географическая карта Камчатки

Проявление интереса

К родному краю и людям, его населяющим

Беседа

Проявляет стремление узнать сведения о родном крае, людях, его населяющих, задаёт вопросы по этой теме

Проявляет недостаточно активное желание пополнить запас знаний о родном крае

Не проявляет самостоятельного интереса к расширению знаний о своем народе

-

К культуре своего народа и народов, населяющих Камчатский край

Беседа

Проявляет стремление узнать культуру народов Камчатки

Проявляет недостаточно активное желание пополнить запас знаний о культуре народов, населяющих Камчатку

Не проявляет самостоятельного интереса к расширению знаний о своем народе и народах, населяющих Камчатский край

-

К традициям и обычаям прошлого и настоящего малой родины

Беседа, рассматривание альбома «Камчатский край»

Эмоционально рассказывает о традициях Камчатского края, имеет представления о праздниках, отмечаемых на малой родине

Имеет недостаточные знания о традициях проведения праздников в Камчатском крае

Отсутствуют знания о традициях, обычаях, праздниках Камчатского края

Альбом «Камчатский край»

Установление связи между прошлым и настоящим родного края

Беседа, дидактическая игра  «Эволюция обычных вещей»

Знает историю возникновения родного края, понимает эволюцию некоторых вещей жилищ, одежды, аргументирует свой ответ

Знает историю возникновения родного края, понимает эволюцию некоторых вещей жилищ, одежды,но затрудняется аргументировать свой ответ

Не может установить связь между прошлым и настоящим

Дидактическая игра «Что было до...»

Проявление стремления узнать как можно больше о жизни предков

Беседа

Проявляет интерес к расширению знаний об истории возникновения Камчатского края

Недостаточно эмоционально проявляет интерес к истории возникновения и развития Камчатского края

Не проявляет интереса к истории возникновения и развития Камчатского края

Альбом «Камчатский край: его прошлое и настоящее»

Наличие знаний о знаменитых писателях, поэтах, путешественниках - земляках

Рассматривание выставки «Каждый человек чем-то знаменит» и просмотр презентации «Знаменитые люди Камчатки»

Узнаёт на фотографиях людей, которые оставили большой след в развитии Камчатки, знает об их достижениях

Узнаёт на фотографиях людей, которые прославили Камчатку, но не знает об их достижениях

Не знает знаменитых людей Камчатской земли

Фотоальбом «Каждый человек чем-то знаменит», презентация «Знаменитые люди Камчатки»

Сформированы представления о Камчатке как части России

«Путешествие по карте России»

Имеет четкие представления, что Камчатка является частью России, показывает на карте полуостров

Не имеет четкого представления, что Камчатка является частью России, затрудняется показать ее на карте

Не имеет представления о месте нахождения Камчатки на карте России

Карта России, глобус, карта мира


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика подготовки успешного проекта

Мастер - класс для начинающих педагогов...

Мой успешный проект

Мой успешный проект....

Мой успешный проект

Проект по развитию речи детей старшего возраста...

Мой успешный проект "Сенсорное развитие"

Опыт работы для воспитателей....

Мой успешный проект

Проект воспитателя старшей группы " Детям о Великой Отечественной войне"...

Мой успешный проект "Занимательная математика"

Мой успешный проект "Занимательная математика"...

Мой успешный проект

Мой успешный проект...