Мини-проект
методическая разработка (подготовительная группа)

Лариса Тумэнжаргаловна Нимбуева

Мини- проект "Юрта"

Цель:    

1. Познакомить детей с юртой; показать детям все многообразие бурятского жилища; познакомить с историей бурятского народа.

2. Создать условия для развития творческих и познавательных способностей всех участников проекта в совместной деятельности при ознакомлении с бурятским жилищем.

3.Приобщать детей к культуре и обычаем бурятского народа.

4.Развивать интерес к культуре бурятского народа.

5.Формировать чувство любви к Малой Родине на основе изучения национальных и культурных традиций и обычаев

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект168.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение 6751.jpg

«Эрхирикский детский сад «Ручеек»

Творческий проект

в подготовительной группе «Капитошка»

«Мини - макет «Юрта»

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\к аттестации 1 ИЗО\буряты\kj.jpg

                                                                       Разработала и провела воспитатель

                                                                       Нимбуева Л.Т.

2021 г.

Проект Мини-макет «Юрта»

Тип проекта: информационно-творческий.

Вид проекта: групповой

Продолжительность: краткосрочный.

Возраст детей-участников:5-6 лет.

Участники: дети подготовительной группы "Капитошка" МАДОУ «Эрхирикский  "Ручеек" с. Эрхирик  Республика Бурятия, родители воспитанников, воспитатель Нимбуева Л.Т.

«Подобно тому, как цветок вырастает из зерна,

наша любовь к Родине имеет своим истоком

тот «уголок земли», где мы родились и выросли»

(Н. Смирнов)

С малого родника берет начало большая величавая река. Так и любовь к большой великой Родине закладывается в детстве и начинается с воспитания в детях любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране и играет огромную роль в становлении личности ребенка.

Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю, его природе побудило  к проведению углубленной краеведческой работы. Немаловажным этапом введения краеведения в образовательный процесс является обогащение развивающей среды материалами о родном городе, крае, республике и создание условий для работы с краеведческим материалом детей и взрослых.

Правильно подобранная и своевременно предоставленная наглядность помогает формированию у ребенка правильных, неискаженных представлений о родном крае, помогает расширить кругозор, активизировать познавательные интересы, побуждает к исследовательской деятельности, а внесение регионального компонента в тематику и содержание предметно-развивающей среды, выступает одним из условий развития ценностного отношения к родному краю.

На основе народной культуры в детском саду совместно с родителями хотим создать мини-макет «Юрта», целью которого является ознакомление детей с историей, традициями и бытом наших предков. Деятельность мини–макета «Юрта» призвана стать источником приобщения воспитанников к истории, культуре и традициям бурятского народа.

 Основная Концепция проекта по созданию и организации деятельности мини – макета  «Юрта» - его функциональность и целесообразность.

Мы считаем, что макет должен быть реальным помощником для педагогов, которые в доступной форме должны довести информацию об истории, культуре и традициях народа до каждого маленького гражданина.

Цель:        

1. Познакомить детей с юртой; показать детям все многообразие бурятского жилища; познакомить с историей бурятского народа.

2. Создать условия для развития творческих и познавательных способностей всех участников проекта в совместной деятельности при ознакомлении с бурятским жилищем.

3.Приобщать детей к культуре и обычаем бурятского народа.

4.Развивать интерес к культуре бурятского народа.

5.Формировать чувство любви к Малой Родине на основе изучения национальных и культурных традиций и обычаев

Задачи:

1. Воспитание нравственных качеств ребёнка, гуманистической системы ценностей на основе ознакомления его с ценностями бурятского народа, накопленных поколениями и отраженных, заключенных в предметном мире культуры, в духовном наследии (обрядах, обычаях, верованиях, образцах устного народного творчества).

2. Создание оптимальных условий для приобщения взрослых и детей к истокам бурятской культуры.

3.Содействие развитию у детей:

- начал исторического и гражданского самосознания

- ощущения причастности к бурятской культуре

- историческому прошлому

- осознанного благоговейного отношения к родному краю

Сопутствующие задачи по знакомству детей с основными чертами и понятиями культуры и исторического прошлого бурятского народа:

- формирование представлений о традиционной семье бурятского народа; знакомство с семейным укладом, обычаями и обрядами, показ роли семьи в сохранении и передаче традиций;

- знакомство детей с понятием юрта - как феномен культуры, как средоточие основных жизненных ценностей человека, счастья, достатка, единства семьи и рода;

Макет  “Юрты” должна быть предметной развивающей средой для детей детского сада «Ручеек». Именно на основе музейно-образовательной среды макета “Юрта” реализуется одна из основных идей проекта – идея визуального средового образования, основанная на понимании огромного значения для развития ребёнка социальной и предметной среды.

Неотъемлемой частью реализации проекта является активное участие и помощь родителей воспитанников в изготовлении макета.

Проект состоит из трех этапов:

Подготовительный:

  • Подготовка атрибутов, экспонатов для  «Юрты» совместно с родителями.
  • Разработка демонстрационного, игрового, информационного материала для показа детям.
  • Проектная деятельность с детьми и родителями.
  • Подбор специальной литературы

Основной :

  1. ФЦКМ «Юрта - жилище бурят»
  2. Беседы на темы:  «Пять драгоценностей», «Особенности убранства бурятской юрты», «Знакомство с представителями знаков зодиака -символами 12-летнего цикла по буддийскому гороскопу», «Знакомство с бурятскими национальными инструментами», «Сагаалган в нашей семье», «Символика и цвета хадаков, их значение».
  3. Изготовления бурятских чашек и роспись бурятским орнаментом
  4. Аппликация «Юрта»
  5. Чтение художественной литературы: бурятские народные сказки, легенды, эпосы, знакомство с народным героем Будамшу, с подвигами Гэсэра.
  6. Физическое воспитание:  знакомство с народными спортивными играми: стрельба из лука, скачки,  борьба.
  7. Мастер-класс по рисованию узоров национального бурятского орнамента.
  8. Знакомство и слушание национальных бурятских инструментов. Заучивание и пение песен на бурятском языке, танцы с элементами бурятского фольклора
  9. Изготовление макета юрты

Заключительный:

               Презентация проектной деятельности

 Ожидаемый результат:

  • Расширение кругозора воспитанников; обогащение их социального опыта в области знаний национального колорита, обычаев, традиций, особенностей быта, культуры, фольклора народов Бурятии;
  • Вовлечение родителей в образовательно-воспитательный процесс ДОУ;
  • Педагогическая помощь в формировании правильного отношения родителей к развитию своего ребенка в области поликультурного воспитания;
  • Укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с ДОУ;
  • Воспитание и обучение детей в рамках развития этновоспитания:
  • Формирование  в детях позиции креативного, коммуникативного проявления, с позитивной самооценкой, положительным образом «Я», высокопознавательной активностью, с потребностями в творческом самовыражении, знающим и принимающим этническую культуру разных народов, населяющих Республику Бурятия.

Конспект занятия

«Юрта – жилище бурят»

Программное содержание:

Познакомить детей с жилищем бурят – юртой; показать детям практическую необходимость, приспособленность к природным условиям данного жилища. Воспитывать и побуждать интерес к обычаям и традициям бурятского народа.

Задачи:

  • познакомить с древним жилищем кочевых народов (с устройством юрты, с особенностями интерьера);
  •  развивать память, внимание, наблюдательность, речевую активность;
  •  вызвать интерес к культуре и быту бурятского народа;
  •  активизация словаря: кочевые народы, юрта, войлок, купол, очаг;
  • воспитывать доброжелательное отношения к другим народам;
  • Воспитывать любовь, бережное отношение к традициям и культуре своего народа.

Ход занятия:

  1. Психогимнастика «Пора вставать».

Воспитатель:  

Встало солнышко с утра!              Дети делают вид, что спят.

Просыпаться вам пора.                 Дети открывают глазки.

Все проснулись?                           (Да!)

Потянитесь, улыбнитесь,             Дети потягиваются, улыбаются.

Всем скажите: Сайн байна!

Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришла кукла Аяна.

Аяна: Каждый человек на земле имеет свою малую родину, где он родился и вырос, и, конечно, свой дом, своё жилище. У всех народов жилища разные:

- у русских – изба,

- а у эвенков? (чум),

- а у бурят? (юрта).

- Правильно, дети. И хотя сейчас современные люди живут в квартирах, раньше они отдавали предпочтение именно этим видам жилья.

- Ребята, как вы думаете, почему буряты не строили себе дома, а изготавливали юрты из войлока?

Уточнение ответов детей.

- Да, ребята, буряты вели кочевой образ жизни, они кочевали со своими отарами овец и табунами лошадей с места на место, поэтому удобнее было иметь юрту, которая легко собиралась и разбиралась, и её легко можно было перевозить на лошадях. Кроме того, буряты очень бережно относились к природе, и им нельзя было срубать деревья.

- А теперь садитесь на стулья вокруг юрты и послушайте рассказ о том, как раньше жили буряты. Когда-то давным-давно на берегах озера Байкал, где сошлись и степи, и горы, и поля, и леса, которые изобиловали животными и птицей, где паслись отары овец и табуны лошадей, жил отважный гостеприимный народ – буряты. Их жилищем было строение из жердей и войлока. Посмотрите, что она вам напоминает? Какой она формы? Она имеет полукруглую форму, чтобы её не снесло ветром, ведь в Бурятии бывают самые сильные ветра.

Знакомство с юртой (показ слайдов)

Все вы видели, наверное, бурятскую юрту и бывали внутри. Давайте же вместе войдем в нее и осмотримся. Оказывается, юрта – это модель Вселенной, освоенное пространство, свой маленький теплый мирок, противостоящий прочему миру. И строился он, как и все жилище мира, по своим строгим законам. Наши предки тонко чувствовали местность, в которой они жили, и ощущали свою связь с землей. Юрта – лучшее жилье, придуманное человеком – кочевником. Она недорогая, легкая, быстро обогревается, легко выдерживает сильные ветра и морозы. В юрте нет бесполезных углов, зон, например, многие народы Земли жили и живут в этом удобном универсальном жилье. Она собирается и разбирается за один час и состоит из войлока и легких деревянных реек. Юрта всегда была ориентирована дверью строго на юг, делилась на 4 сектора. Северный сектор, расположенный напротив двери, под зодиакальным знаком мыши, символизировал богатство. Здесь хранилось все самое ценное и дорогое: домашний алтарь с буддийскими атрибутами, сундуки с парадной одеждой и обувью, драгоценности, украшения и другое добро. Сюда усаживали родичей и почетных гостей. Он считался «чистой» стороной жилища и соответствовал голубому или синему тону. Называлось это пространство хойто тала (северная сторона) или хоймор – почетное место. Западная часть юрты – баруун тала – именовалась мужской половиной, и находилась под зодиакальным знаком курицы и олицетворяла собой белый цвет. Здесь располагалась мужская кровать, охотничье  и боевое оружие. Противоположная, восточная часть, попадавшая под зодиакальный  знак зайца, по традиции считалась женской. Она предназначалась для кровати и постельных принадлежностей женского состава семьи, запаса продуктов, других предметов обихода. Она воспринималась в зеленом цвете. Южная часть жилища, где располагалась дверь, находилась под знаком коня. Его отличительным цветом был красный. Здесь, по левую сторону от входа, помещались конская сбруя, орудия животноводства, сосуды с кумысом. По левую сторону от входа располагались закрытые шкафы, полки с посудой, кухонные и хозяйственные приспособления. Секторы, в свою очередь, делились на сегменты. 12 сегментов – 12 знаков древневосточного зодиака. Они служили циферблатом солнечных часов. Стрелкой был луч солнца, проникавший через круглое отверстие в крыше. Полдень, например, назывался часом мыши. Каркас юрты был устроен таким образом, что можно было определить время по Солнцу, Луне или звездам с точностью до минуты. Центром юрты был очаг – символ обжитого дома, место обитания хозяйки огня. Очаг –  звено между предками и потомками, символ преемственности поколений, с огнем надо вести себя уважительно. Ни в коем случае нельзя лить в огонь воду, нельзя касаться огнем острыми предметами, нельзя протягивать огню ноги, бросать туда мусор, грязь, особенно волосы. Самая страшная клятва бурята: « Пусть потухнет мой очаг!»

Физминутка. 

  1. Физминутка «Юрта»

Юрта, юрта –  (дети встают со стульев)

Круглый дом,  (шагают на месте)

Побывайте в доме том! (разводят руки в стороны)

Гости явятся едва, - в печку прыгают дрова. (прыжки на месте)

Печка жарко топится    (дети хлопают в ладоши)

Угостить торопится.  (присели, встали)

Ладушки, ладушки   (хлопают в ладоши)

Круглые оладушки   (снова шагают на месте и тихо садятся на стульчики).

Аяна: Ребята, обратите внимание на дверь – она всегда располагалась перед горой – гора защищала вход от холодных ветров, над входом вывешивали обереги – кусочки верблюжьей колючки или подковы, которые охраняли хозяев от злых духов и болезней. Также жильцов юрты оберегал бурхан – бурятский бог, изображение или скульптуру которого располагали напротив входа на божнице, ему тоже приносили «угощение».

Итог занятия:

- Ребята, с каким жилищем сегодня нас познакомила Аяна?

- Что заполнилось вам больше всего?

- Юрта - это что? (ответы детей). Правильно, это жилище бурят.

- Юрта для чего нужна? (чтобы жить в ней, там тепло).

- Мне очень понравилось, как вы занимались, ребята.

Конспект занятия

 Аппликация «Юрта»

Цель: познакомить  с юртой;  выполнить аппликацию бурятского жилища.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с конструкцией, строением и декором бурятского жилища – юрты и раскрыть ее семантическое значение.
  • Научить создавать эскиз композиции юрты с декоративным оформлением.
  • Дальнейшее формирование графических умений и навыков, связанных с приемами декоративного искусства.
  • Развивать эстетический и художественный вкус, чувство композиции, творческую активность и мышление учащихся.
  • Воспитывать любовь, бережное отношение к традициям и культуре своего народа.

Оборудование: ноутбук, телевизор,  наглядные пособия,  образцы аппликаций,

Для учащихся: бумага,  кисти, карандаш, орнаменты

Ход занятия:

I. Организационный момент.

1. Приветствие.

2. Проверка рабочего места.

II. Вводная беседа.

- В родимой степи

Здесь, вдали от шума, пыли, воплей, стона,

В вечной неге простоты,

Под синеющим узором небосклона

Юрты юртятся в степи.

Бестелесным духам, божествам без стана

Зашаманят степняки.

На степи родимой в травах цветостепи

Разыгрались табуны!

Степи степят юрты. Юрты юртят степи.

Неразрывные мои...

– Как вы уже догадались, сегодня мы будем говорить о народном жилище…   (юрте).Показ слайдов 

- Какие виды жилищ были характерны для бурят?  (войлочная юрта и деревянная юрта).

- Что собой представляет войлочная юрта?

- На какую сторону света была ориентирована дверь юрты? ( на южную сторону).

III. Изучение нового материала. Беседа о бурятском жилище – юрте.

   Все вы видели, наверное, бурятскую юрту и бывали внутри. Давайте же вместе войдем в нее и осмотримся. Показ слайдов Оказывается, юрта – это модель Вселенной, освоенное пространство, свой маленький теплый мирок, противостоящий прочему миру. И строился он, как и все жилище мира, по своим строгим законам. Наши предки тонко чувствовали местность, в которой они жили, и ощущали свою связь с землей. Юрта – лучшее жилье, придуманное человеком – кочевником. Она недорогая, легкая, быстро обогревается, легко выдерживает сильные ветра и морозы. В юрте нет бесполезных углов, зон, например, многие народы Земли жили и живут в этом удобном универсальном жилье. Она собирается и разбирается за один час и состоит из войлока и легких деревянных реек. Юрта всегда была ориентирована дверью строго на юг, делилась на 4 сектора. Северный сектор, расположенный напротив двери, под зодиакальным знаком мыши, символизировал богатство. Здесь хранилось все самое ценное и дорогое: домашний алтарь с буддийскими атрибутами, сундуки с парадной одеждой и обувью, драгоценности, украшения и другое добро. Сюда усаживали родичей и почетных гостей. Он считался «чистой» стороной жилища и соответствовал голубому или синему тону. Называлось это пространство хойто тала (северная сторона) или хоймор – почетное место. Западная часть юрты – баруун тала – именовалась мужской половиной, и находилась под зодиакальным знаком курицы и олицетворяла собой белый цвет. Здесь располагалась мужская кровать, охотничье  и боевое оружие. Противоположная, восточная часть, попадавшая под зодиакальным  знак зайца, по традиции считалась женской. Она предназначалась для кровати и постельных принадлежностей женского состава семьи, запаса продуктов, других предметов обихода. Она воспринималась в зеленом цвете. Южная часть жилища, где располагалась дверь, находилась под знаком коня. Его отличительным цветом был красный. Здесь, по левую сторону от входа, помещались конская сбруя, орудия животноводства, сосуды с кумысом. По левую сторону от входа располагались закрытые шкафы, полки с посудой, кухонные и хозяйственные приспособления. Секторы, в свою очередь, делились на сегменты. 12 сегментов – 12 знаков древневосточного зодиака. Они служили циферблатом солнечных часов. Стрелкой был луч солнца, проникавший через круглое отверстие в крыше. Полдень, например, назывался часом мыши. Каркас юрты был устроен таким образом, что можно было определить время по Солнцу, Луне или звездам с точностью до минуты. Центром юрты был очаг – символ обжитого дома, место обитания хозяйки огня. Очаг –  звено между предками и потомками, символ преемственности поколений, с огнем надо вести себя уважительно. Ни в коем случае нельзя лить в огонь воду, нельзя касаться огнем острыми предметами, нельзя протягивать огню ноги, бросать туда мусор, грязь, особенно волосы. Самая страшная клятва бурята: « Пусть потухнет мой очаг!»

 Объяснение нового материала.

Демонстрация образцов ученических работ.

Работа по таблице – этапы работы над заданием.

Образец юрты доске.

Последовательность работы над эскизом юрты:

  1. Композиционное расположение эскиза юрты.
  2. Линейное построение эскиза юрты с орнаментальным оформлением.
  3. Работа в цвете.

Практическая  работа.

Задание: выполнить эскиз юрты в цвете.

Индивидуальная работа с учащимися: оказание помощи испытывающим затруднения. Контроль за качеством выполняемой работы.

Итог занятия.

  1. Выставка работ учащихся. Анализ, оценка.
  2. Закрепление занятия:
  1. На сколько секторов делится юрта?
  2. Какая сторона юрты относится мужской половине жилища?
  3. Что является центром юрты и в чем ее символика?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини - проект "Проект на подоконнике". "Цвети и процветай любимый город".

Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях. Развивать познавательные и творческие способности детей. Прививать любовь к родному городу....

Групповой проект: «Кулинария малышам». Мини проект: «Вкусненький салатик».

Данная презентация разработана на основе материала и планомерной работы, которая начиналась в старшей группе (2012 - 2013 гг.).К этому проекту с большим удовольствием присоединились и родители. С помо...

Мини - проекты по проекту "Родина моя"

Актуальность экологического воспитания дошкольников. Пути и средства формирования экологической культуры дошкольников. Проектная деятельность....

МИНИ-ПРОЕКТ на тему: «Рисуем сказку». в рамках инновационного проекта: «Наше кино. Сделано в России».

Мы живем в современном мире, где нас всюду окружают инновационные технологии. Мы постоянно сталкиваемся с мультимедийными объектами- большую часть из которых занимает телевизионная система. Дети в дош...

Проект по окружающему миру (младшая группа) Экологический мини-проект по теме: "Мишка косолапый по лесу идёт"

Познакомить с животным леса ; медведем; дать представление о медведе, познакомить с внешним видом и его характерными особенностями; обогатить и активизировать словарь по теме; воспитывать заботливое о...

Проект "Логопедическая радуга"-Создание условий для коррекции речи детей дошкольного возраста посредством реализации мини-проектов.

Создание условий для коррекционной работы с детьми с нарушением речи по нескольким направлениям с помощью реализации мини-проектов....

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ МИНИ-ПРОЕКТ «МОЙ ПАПА – МОЙ ГЕРОЙ». Авторы проекта: воспитатели Войтова И.М., Завадская Т.В., инструктор по физкультуре Блинова М. В.

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ МИНИ-ПРОЕКТ «МОЙ ПАПА – МОЙ ГЕРОЙ».Авторы проекта: воспитатели Войтова И.М., Завадская Т.В., инструктор по физкультуре Блинова М. В....