Мастер – класс по теме: «Устное народное творчество Никольского района» для педагогов
методическая разработка

Панова Надежда Николаевна

Приобщение педагогов к малым фольклорным формам колыбельным и частушкам Никольского района

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_ustnoe_narodn_tv.odt15.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Ирдановский детский сад «Колосок»

Модульный семинар:

«Этнокультурное воспитание

в условиях современного детского сада»

Мастер – класс по теме:

«Устное народное творчество Никольского района»

                                               

Подготовила воспитатель высшей

                                                                            квалификационной категории:

                                                                         Панова Надежда Николаевна

2018

             Цель: приобщение педагогов к малым фольклорным формам колыбельным и частушкам Никольского района.

             Задачи:

  • Знакомить педагогов с Никольским фольклором через колыбельные и частушки.
  • Адаптировать полученный материал для детей дошкольного возраста.
  • Развивать у педагогов интерес к изучению Никольского фольклора.
  • Воспитывать уважение к народным традициям.    

                                                         

                                                            «Песня матери – главная песня в мире,

                                                                       начало всех человеческих песен».

            Сегодня мы с вами поговорим о колыбельных.

            Колыбельные — это такие удивительные песни, которые каждому из нас напоминают о далеком и милом детстве.

            Издавна на Руси, появившемуся на свет младенцу было принято петь колыбельные. Считалось, что именно с помощью этих убаюкивающих песенок маленький человечек начинает познавать окружающий его мир. Ведь колыбельная знакомит малыша с образами животных и сказочных персонажей, дает первые упоминания о добре, чести, долге.

            Не зря говорят: "Хлеб насущный и колыбель стоят рядом. Хлеб питает тело человека, а колыбель - душу."

            В далёкую старину люди изобрели специальное приспособление для качания младенцев - колыбель.  «Колыбелька» называется по-разному: «люлька», «качалка», «баюкалка». В Никольском районе её называли «зыбка», «зыбушка», «зыбалка». Зыбку изготавливали по-разному. Она могла быть целиком сплетённой из прутьев, с боковиной из луба, с дном матерчатым или плетёным. Для защиты от мух, комаров, а также от сглаза колыбель всегда покрывалась пологом из старой юбки или сарафана матери. В качестве подстилки использовали яровую солому, накрытую ветошью, старой одеждой, шерстью. Колыбель подвешивали на шесте (очепе), чтобы удобно было качать, вешали возле материнской постели.

            Согласно древним традициям для каждого младенца создавалась своя колыбельная песня – ее при рождении ребенка сочиняла сама мать. А потом данная песня всю жизнь служила ему оберегом. Слова и мелодии защищали ребёнка от злых духов, от бессонницы, болезней. Эти песни наполнены любовью, добротой.

             Сегодня колыбельные песни стали уходить из нашей жизни. Современные мамы редко поют их детям. Между тем хоть и изменился наш быт, нравственные устои не потеряли своего значения. И в детском саду, играя даже с самыми маленькими детьми, мы используем колыбельные, знакомим детей с ними во время образовательной деятельности, в досугах и развлечениях.

1

«А теперь спать, отдыхать и сны смотреть.

В нашем саду колыбельные не простые поют, а волшебные.

Нашего Никольского района.

Стоит глазки закрыть, как сны оживут,

А мамы со своими детками играть пойдут».

Наша деточка устала,

Целый день она играла,

А чтобы она уснула,

Давайте споём ей колыбельную.

             Колыбельные песни бывают разные: к первой группе относятся песни, которые содержат обращения к ребенку с пожеланиями сна, благополучия, счастья, достатка... Вот такая, например:

Баю, баю, баиньки, скатаем Маше валенки,

Полушубочек сошьем, Машу к бабушке пошлем.

Будет бабушка встречать, Машу кашкой угощать,

Даст тепленький блинок и румяный пирожок.

         Во вторую группу песен входят образы животных и птиц. Главным персонажем колыбельных песен очень часто является кот.

Как у нашего кота

Есть на сердце доброта

Приди котик ночевать

Колыбелечку качать

Птицы

Ай, люли-люленьки.

Прилетели гуленьки.

Сели гули на кровать

Стали гули ворковать

Стали гули ворковать,

Стал наш Юра засыпать.

          К третьей группе относят колыбельные с мифологическими (сказочными, выдуманными, ненастоящими) образами Сна, Дремы, Угомона.

Уж как сон ходил по лавке, Дрема по полу брела.

 Дрема по полу брела, к Маше в спаленку зашла.

Да в кроватку забрела, на подушечку легла.

 На подушечку легла, Машу ручкой обняла.

          К последней четвертой группе колыбельных относятся песни, в которых, слегка, устрашают, запугивают непослушных детей.

Баю, баюшки – баю, не ложися на краю.

Придет серенький волчок, и ухватит за бочок,

И утащит во лесок, под ракитовый кусток!

2

          Прошли годы, а колыбельная так и осталась важной составляющей процесса воспитания ребенка. Пойте, друзья, колыбельные своим детишкам. Импровизируйте, сочиняйте свои авторские тексты и не забывайте те, что были придуманы века и десятилетия назад.

        Не только в колыбельных прослеживалась жизнь сельского крестьянина, но и в частушках. Частушками называют короткие песенки со смешным содержанием.  Сегодня невозможно определить, как появилась первая частушка, поэтому и говорят, что эти песенки сложил русский народ.

        Ни один праздник, ни одно гуляние в деревне не проходит без того, чтобы не спели люди хоть одну частушку. Знают ее все: и дети, и взрослые. Частушки всегда будут актуальны в любой компании, на любом мероприятии. Корни этой русской коротенькой песенки до глубины пропитаны богатой историей и интересными фактами.

          В настоящее время частушка является одним из самых распространенных жанров русского народного творчества. Все частушки пелись под гармонь или тальянку.

           Гармонь - её звучание греет душу любого человека, нежная и певучая, задорная и печальная. Она была рядом с северным крестьянином и в праздники и в будни, дарила радость любви и надежды, помогала выстоять в трудное время.  

           Никольская земля всегда славилась гармонным промыслом. Уникальная разновидность гармони – тальянка, сохранилась, пожалуй, только на русском севере, в том числе и на Вологодчине. Изобретённая ещё в конце 18 века тальянка однорядка, легкая в усвоении и транспортабельная, пришлась народу по вкусу.  

            Народные умельцы усовершенствовали её звонкими колокольчиками.

Давайте послушаем как играет заливается тальянка в руках нашего тальяночника Юрия Костылева. (видео  - Юрий Костылев)

            В нашем районе было немало мастеров тальяночников, и в Кемской стороне и в Нигинской, но самые легкие и звонкие делал Кузнецовский левша Иван Андреевич Павлов с Теребаевского поселения.

            Три поколения Павловых пустили по свету множество инструментов. Только Иван Андреевич сделал их более пятисот.

- Михаил Васильевич Бревнов с тальянкой (фото).

- Андрей Пашкин из деревни Юшково прекрасно играет на тальянке. (Давайте послушаем).

- Иван Иванович Сверчков – гармонист - тальяночник. Он играет, задорные частушки поёт его жена.

         А сколько частушек спето на праздниках и в будни. Частушки бывают лирические и плясовые, страдальческие. Никольские частушки очень разнообразные. Например, здесь есть «женские» частушки и «мужские» (они отличаются порядком повторов строк), есть долгие («слезомойка»— аналог «страданий») и «по пляске» (видео мальчик с девочкой).

           Частушка заостряла внимание на жизненно важных вопросах. Частушки говорили о любви, о тяжком труде крестьян, о нужде народной, о ненавистной народу солдатчине. Частушки, главным образом, отражали жизнь нашей деревни.

3

            Частушки полюбили и дети. Тематика частушек для детей отличалась. Однако в них присутствовала доля сарказма. Произведения, созданные для младшего поколения, высмеивают лень, глупость, жадность, неопрятность и прочие пороки. Они вызывают смех, чем и привлекают детей. (Наши частушки)

            Время идет, и постоянно создаются современные новые частушки, в которых старым остается мелодия и не угасающий народный юмор.

             Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что воспитать в человеке основы общей культуры, развить способности можно только на признанных эталонах. Которыми и являются народные произведения разных стилей. Поэтому необходимо использовать подобные шедевры в повседневной жизни воспитанников и в образовательной деятельности.

Интернет источники

  1. https://ale07.ru/music/notes/song/npr/vologodskaya.htm
  2. http://cultinfo.ru/arts/folk/demo/fem_bayki.htm
  3. http://folk.amumgk.ru/main/exlist/ex14/
  4. http://cultinfo.ru/arts/folk/demo/fem_thastush.htm
  5. http://sundekor.ru/kursovaya-2/sbornik-chastushek-vologodskoi-oblasti/

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: «Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре »

Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре  в рамках реализации проекта будет проводится через все виды деятельности, с использованием различных форм, что  будет ...

Игры и упражнения для закрепления лексической темы: "Устное народное творчество. Русские народные сказки" для детей с ОНР (средних и старших групп).

Игры и упражнения для закрепления лексической темы: "Устное народное творчество. Русские народные сказки" с графомоторными заданиями....

Семинар-практикум для родителей в форме «Посиделок в горнице» на тему: «Устное народное творчество, как средство для приобщения детей к истокам русской народной культуры»

Семинар-практикум для родителей в форме «Посиделок в горнице» на тему: «Устное народное творчество, как средство для приобщения детей к истокам русской народной культуры»...

Доклад для педагогов дошкольного образования на тему: « Устное народное творчество в развитии речи дошкольника».

Доклад для педагогов дошкольного образования на тему: « Устное народное творчество в развитии речи дошкольника»....

Презентация Семинар-практикум для родителей на тему "Устное народное творчество, как средство для приобщения детей к истокам русской народной культуры"

Материал будет полезен воспитателям для организации семинара-практикума с родителями дошкольников. Презентация содержит игровые задания для родителей по теме "Устное народное творчество"...

План самообразования по теме: «Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"

С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, поверхностно знакомо, например, с культурой нашего народа. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревож...