Проект Мы с тобой казаки
проект (подготовительная группа)

Познавательно-творческий проект для детей, музыкального руководителя и воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_my_s_toboy_kazaki.docx28.64 КБ

Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 12

                   муниципального образования Усть-Лабинский район

                 

                                               Проект на тему «Мы с тобой казаки»

                                                                           Музыкальный руководитель:

                                                                          Никогосян Ольга Николаевна

                                                                        2020г.

Вид проекта:

Познавательно – творческий.

Срок реализации:

Длительный (октябрь – май)

Формы и методы реализации проекта:

Формы: занятия, досуги, консультативная работа с родителями, свободно-самостоятельная деятельность (индивидуальная работа с использованием дидактических материалов), совместная деятельность со взрослыми.

Методы:  игровой, практический, словесный, наглядный, ИКТ.

Участники проекта: дети группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители, представитель казачества.

Основная цель – воспитание духовно-нравственных, культурных, образованных граждан Отечества, способных самостоятельно и творчески осваивать многообразную культуру казачества на основе осознания внутри культурных,  исторических корней и связей; привития у детей и их родителей интереса к истории и культуре родного края, уважения и бережного отношения к семейным реликвиям.

Задачи:

  • Воспитание нравственных качеств ребёнка, гуманистической       системы ценностей на основе ознакомления его с ценностями казачества, накопленных поколениями и отраженных, заключенных в предметном мире культуры, в духовном наследии (обрядах, обычаях, верованиях, образцах устного народного творчества).
  • Создание оптимальных условий для приобщения взрослых и детей к истории и культуре казаков.
  • Развитие у детей чувства ответственности и гордости достижениями малой родины.

Сопутствующие задачи по знакомству детей с основными чертами и понятиями культуры и исторического прошлого казачества:

- формирование представлений о традиционной семье казака; знакомство с семейным укладом, обычаями и обрядами, показ роли семьи в сохранении и передаче традиций;

- знакомство детей с понятием «курень» - дом, избой - как феномен культуры, как средоточие основных жизненных ценностей человека, счастья, достатка, единства семьи и рода;

- ознакомление с основными занятиями казачества: земледелием, пчеловодством, рыболовством, орудиями производства;

- знакомство с изделиями и технологиями традиционных ремёсел - ткачество, вышивка, гончарное искусство, искусство резьбы по дереву, плетение из лыка и бересты и т.д.

- знакомство детей с фольклором казачества. Особое внимание обратить на связь устного народного творчества с трудовой, семейной, праздничной и другими сторонами жизни народа, с природой;

- освоение старинных детских игр, обогащение речи ребёнка пословицами, поговорками, загадками, знакомство с мифами и легендами;

- через личное участие ребёнка в праздниках народного календаря ознакомление с историей, содержанием, обрядами и обычаями некоторых из основных народных праздников;

- ознакомление детей с понятием «музей» и формирование представлений о том, какие бывают музеи.

Основные идеи проекта:

- чередование будней и праздников, объективно зависящее от смены природных циклов и духовно осмысленное в рамках того или иного мировоззрения – сезонные обряды и обычаи, приуроченные к духовным событиям православного календаря;

- цикл человеческой жизни от рождения до кончины, духовно осмысленный в обрядах и обычаях семейной традиции;

- исторический ход жизни края, станицы с древности и до наших дней, запечатленный в эпической традиции, в архитектуре, в системе государственных праздников и памятных дат, во  вкладе наших земляков в кубанскую культуру.

В работе по гражданско-патриотическому воспитанию предлагается развитие нескольких направлений:

1. Нравственно- патриотическое;

2. Эмоционально- эстетическое;

3. Экологическое (краеведческое).

Основные принципы проекта:

Принцип интеграции: сочетание обучения и духовно- нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное воспитание.

Культурологический: воспитание строится в соответствии с ценностями, нормами и особенностями национальной культуры, с учетом традиций своего края и возможностями восприятия старшего дошкольника.

Краеведческий: используя местное окружение, проводятся экскурсии в музей казачества, храм для накопления чувственного опыта.

Принцип отбора содержания: светский характер образования и законности     соответствие действующему законодательству РФ, учет требований типовых программ, многоуровневость.

Принцип преемственности воспитания в семье и детском саду на основе сотрудничества.

АКТУАЛЬНОСТЬ.

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданственности, формируются представления детей о человеке, обществе, государстве, начинается представления детей о человеке, обществе, государстве, начинается приобщение к культурным ценностям.

       Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю, его природе побудило коллектив нашего детского сада к проведению углубленной краеведческой работы. Немаловажным этапом введения краеведения в образовательный процесс является обогащение развивающей среды материалами о родной станице, крае и создание условий для работы с краеведческим материалом детей и взрослых.

       Правильно подобранная и своевременно предоставленная наглядность помогает формированию у ребенка правильных, неискаженных представлений о родном крае, помогает расширить кругозор, активизировать познавательные интересы, побуждает к исследовательской деятельности, а внесение регионального компонента в тематику и содержание предметно-развивающей среды, выступает одним из условий развития ценностного отношения к родному краю.

     Для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ по данной проблеме были проведены педсоветы, разработаны консультации, организованы открытые просмотры занятий с краеведческой направленностью.

Этапы и сроки проведения проекта.

Организационно-подготовительный (октябрь) 

     Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора; определение цели и задач проекта; подбор литературы, пособий, атрибутов; обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта; составление тематического планирования мероприятий; анкетирование родителей (см. приложение); создание уголка прикладного искусства. Наличие у участников проекта четкого представления о необходимости внесения изменений в воспитательно-образовательный процесс.

Аналитический (ноябрь - апрель)

Деятельность в соответствии с тематическим планированием. Работа воспитателей в режиме инновационной деятельности. Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю.

Заключительный (май) 

Обобщение результатов работы; Анализ деятельности; Презентация; Удовлетворенность всех участников результатами

Организация деятельности в ходе выполнения проекта

(перспективный план по месяцам)

п/п

Мероприятия

Срок

Ответственный

Подготовительный

1.

Выявление проблемы

октябрь

воспитатели

2 .

Определение темы и цель проекта

октябрь

воспитатели

3.

Подборка материала по теме проекта

октябрь

воспитатели

4.

Составление плана совместной деятельности

октябрь

воспитатели

Основной

1.

Осенний праздник «Казачья  ярмарка»

октябрь

воспитатели,

муз. руководитель

2.

Пошив казачьих костюмов

октябрь

муз. руководитель

3.

Посещение музея казачества

ноябрь

воспитатели

4.

Развлечение «День матери казачки»

ноябрь

воспитатели, муз. руководитель

5.

Фольклорный праздник «Колядки»

январь

воспитатели,

муз. руководитель

6.

Спортивный праздник «Карусель народных игр»

апрель

воспитатели, Физ.инструктор

7.  

Фольклорный праздник «Пасха на Кубани»

май

Воспитатели, родители

8.

«Мы ребята –казачата»,  посвященный  дню Победы.

май

Воспитатели,

 муз. руководитель

9..

Цикл занятий и бесед с детьми по теме проекта:

«Знакомство детей с древними жилищами людей и предметами быта казака»

ноябрь

воспитатели

«Традиции и быт кубанского казачества»

ноябрь

воспитатели

«Знакомство с предметами быта: прялка, веретено»

ноябрь

воспитатели

«Знакомство с предметами быта: рубель, чугунный утюг»

ноябрь

воспитатели

«Русской печки нет добрее»

декабрь

воспитатели

«Вышивка»

декабрь

воспитатели

«Старый медный самовар»

декабрь

воспитатели

«Вареники для казаков»

декабрь

воспитатели

«Рождество  Христово»

январь

воспитатели

«Святки»

январь

воспитатели

« Крещение»

январь

воспитатели

«Национальная одежда кубанского казака и казачки»

январь

воспитатели

«Кубанский народный фольклор – пословицы, поговорки, песни»

февраль

воспитатели

«Ты расти мой ленок»

февраль

воспитатели

«Обрядовые праздники - Масленица»

февраль

воспитатели

«Культура и традиции Таманского казачества»

март

воспитатели

«Казачьему роду нет перероду»

март

воспитатели,          

«Воспитание детей в казачьих семьях»

апрель

воспитатели

«Как на пасху куличи пекли»

апрель

воспитатели,          

«Красная горка»

апрель

воспитатели,          

11.

 Консультация для родителей «Без прошлого – нет будущего».

воспитатели,          

12.

Разучивание комплекса казачьих народных игр.

в течение проекта

воспитатели

12.

Разучивание кубанских песен, частушек, танцев.

в течение проекта

муз. руководитель

13.

Оформление  папки «Традиции казачества»

февраль

воспитатели

14.

Консультация для родителей «Воспитание детей в казачьих семьях».

апрель

воспитатели

15.

Оформление  семейного альбома «Семейные традиции».

декабрь

воспитатели

16.

Оформление презентации «Масленица у казаков».

март

воспитатели

17.

Оформление презентации «Кто такие казаки».

январь

воспитатели

Заключительный

1.

Подготовка презентации проекта

апрель

воспитатели, муз. руководитель

2.

Выступление на педсовете

май

воспитатели, муз. руководитель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-целевая программа по духовно - нравственному воспитанию «Мы с тобой казаки…»

С 2010г.  педагогами МБДОУ д/с №19 была разработана и апробированна целевая программа  по духовно – нравственному воспитанию детей «Мы с тобой казаки…» Программа разработана в соответст...

Проект "Мы гордимся тобой Ленинград"

" Надо знать, какой бывает война, чтобы знать какое это благо - мир..." А.Адамович, Д. Гранин. Героическая оборона Ленинграда, одна из самых главных и ярких страниц в истории нашей Родины. Безза...

Конспект ОД по музыкальному развитию в старшей группе «Мы с тобою казаки»

методическая разработка ОД по ознакомлению с творчеством кубанских казаков, посредством музыкального развития...

Мы с тобой казаки

Сценарий для старшей группы...

Сценарий музыкального праздника " Мы с тобою казаки-дети русского поля"

В последние годы в нашей стране уделяется особое внимание истории укладу жизни россиян. Знания детей о быте, обычаях, традициях народа формируются на основе особой привлекательности, эмоциональности, ...

Познавательно-творческий проект "Мы с тобою целый мир на бумаге создадим!"

Развитие изобразительных и технических умений при использовании традиционных способов рисования и нетрадиционных техник.Актуальность проекта обуславливается необходимостью помочь ребенку раскрыть наиб...