Конспект НОД «Знакомство детей с подвижными играми народов Севера». Старшая группа.
план-конспект занятия (старшая группа)

Лоскутова Марина Николаевна

Знакомство с подвижными играми народов Крайнего Севера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podvizhnye_igry_narodov_severa.docx21.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Знакомство детей с подвижными играми  народов Севера».  Старшая группа.

Воспитатель : Лоскутова М.Н.

             Занятие проводится в спортивном зале или  на веранде.                               Зпдачи: Продолжать знакомить детей с обычаями народов Севера. Показать особенности проведения народных подвижных игр. Формировать умение самостоятельно играть в народные игры, используя стихи и скороговорки, соблюдая правила игр. Вызвать желание у детей отразить в рисунках впечатления о проведении подвижных игр. Воспитывать нравственные чувства в процессе ознакомления с народными играми народов Севера.

                       Материалы. Иллюстрации праздника народов Севера; бумага—листы ватмана, альбомные листы; гуашь, акварельные краски, фломастеры, карандаши, баночки с водой, палитра, кисти разных размеров, ластики, салфетки.                      

                                              Ход НОД

                                                1-й этап

     Педагог спрашивает у детей, в какие подвижные игры они особенно любят  играть, а затем рассказывает:

           - Не только дети, но и взрослые любят играть в веселые подвижные игры. Люди разных национальностей, во время народных гуляний устраивают различные состязания, водят хороводы, играют в различные подвижные игры, правила, которых передаются из поколения в поколение и имеют многовековую историю. Они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Сегодня я вас познакомлю с подвижными играми народов Севера: нанайцев, ненцев, эвенков, нганасан, долган, коряков и др. Оленеводы, рыболовы, охотники приезжают со своих стойбищ с семьями, собираются вместе, отмечают свои традиционные народные праздники, такие как «Праздник Хейро» (Солнце),«Праздник Оленя» и др. Женщины и маленькие дети играют в хороводные игры, поют свои народные песни. Мужчины играют в свои мужские игры - соревнования: оленьи бега, прыжки через нарты, перетягивание каната (палок-шестов), метание палок (сюлы) и др. Показывают свою силу, ловкость, удаль. Дети постарше, стараясь не отстать от взрослых, организуют свои игры. Я предлагаю вам сыграть в игру:

                  «Льдинки, мороз и ветер»

      Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:  « Холодные льдинки,

                                Прозрачные льдинки,

                                Сверкают, звенят «Дзинь, дзинь…

Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем. Хлопают в ладоши  и говорят «Дзинь, дзинь» до тех пор , пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг – большую льдину. На сигнал « Мороз!» все берутся за руки, образуя свой круг.

    Правила игры. Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться надо тихо о том, кто с кем будет строить большую льдину. Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!». В игру можно включать разные движения: поскоки, боковой галоп, легкий или быстрый бег и т.д.

     По окончании игры педагог знакомит детей со следующей игрой.

                                       «Важенка и оленята»

                 На площадке нарисовано несколько кругов или лежат обручи. В каждом из них находится важенка и двое оленят. Волк сидит за сопкой(на другом конце площадки). На слова ведущего:

                              « Бродит в тундре важенка, с нею оленята,

                                  Объясняет каждому все, что не понятно…

                                 Топают по лужам оленята малые,

                                 Терпеливо слушая наставленья мамины…».

Играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова «Волк идет!» оленята и важенки убегают в свои домики (круги). Пойманного олененка волк уводит с собой.

         Правила игры. Движения выполнять в соответствии с текстом. Волк начинает ловить только по сигналу и только вне домика.

   Педагог предлагает сыграть и в эту игру. По окончании игры объясняет правила еще одной игры.

                                       «На новое стойбище».

            Играющие становятся парами. В паре один олень, другой каюр. Упряжки стоят одна за другой. Ведущий говорит: «Оленеводы переезжают на новые стойбища». После этих слов все бегут по краю площадки, при этом каюры, подгоняя оленей, издают характерный для оленеводов— тундровиков звук кххх—кххх. Останавливаются по сигналу ведущего. Во время движения упряжки делают привал. Каюры отпускают оленей, которые бегут врассыпную пастись. По сигналу «Упряжки!» все должны построиться в прежней последовательности.

     Правила игры. Начинать движение надо в соответствии с сигналом. Санный поезд должен двигаться упорядоченно (упряжкам нельзя обгонять друг друга). Очередность сохраняется и после привала.

                                                              2этап.

             Педагог выясняет у детей, что именно им понравилось в народных играх народов Севера. Что больше всего запомнилось?

             Предлагает детям проиллюстрировать в своих рисунках, понравившуюся игру. Дети могут объединиться , создать коллективную работу. Для этого они самостоятельно договариваются, выбирают материал для изображения. Педагог предлагает рассмотреть работы, попытаться узнать, что изображено, назвать изображенные действия.

       Можно совместно с детьми, оформить  выставку работ.

       

               Словарь: Хейро, сюлы, нарты, шест, каюр, важенка.

               

                         

 

                                             г. Норильск

                                                 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по знакомству детей с книжной графикой в старшей группе.

Буричева Людмила Александровна,воспитательМБДОУ детского сада №41комбинированного видаг.о.г. Шахунья,Нижегородской области. Задачи.Образовательные: продолжать знакомить детей с одним из видо...

КОНСПЕКТ ООД «Знакомство детей с электричеством и электроприборами» (средняя группа)

  КОНСПЕКТ НОД  «Знакомство детей с электричеством и электроприборами»    (средняя группа) ...

конспект НОД "знакомство детей младшей группы со свойствами воздуха"

Познакомить детей трёх лет со свойствами воздуха...

«Ознакомление с окружающим миром в процессе знакомства детей с подвижными играми народов России».

От детей часто можно слышать такие вопросы: Что такое спорт, что такое спортивные игры, какими видами спорта можно заниматься? И тогда, чтобы объяснить более доходчиво согласно уровню детского восприя...

Конспект НОД «Знакомство детей с профессией «Архитектор» в подготовительной группе.

Конспект НОД «Знакомство детей с профессией «Архитектор» в подготовительной группе....

Ознакомление с окружающим миром в процессе знакомства детей с подвижными играми народов России

Ознакомление с окружающим миром в процессе знакомства детей с подвижными играми народов России...