Главные вкладки

    Отчет по проделанной работе по физической культуре: «Ознакомление с окружающим миром в процессе знакомства детей с подвижными играми народов России».
    статья по физкультуре (подготовительная группа) на тему

    Лопатина Анна Юрьевна

    О том, как дети знакомятся с разными подвижными играми народов России.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл подвижные игры народов России41.47 КБ

    Предварительный просмотр:

    Отчет

     о проделанной работе

    по физической культуре

    По теме:

    «Ознакомление с окружающим миром в процессе знакомства детей с подвижными играми народов России».

    Подготовила воспитатель по ФИЗО

    Лопатина А.Ю.

    ГБОУ лицей №1586 д/п  640

     

    2014

    Цель: познавать окружающий мир через вовлечение детей в подвижные игры разных народов России, прививать чувство патриотизма, любви к Родине.

    От детей часто можно слышать такие вопросы: Что такое спорт, что такое спортивные игры, какими видами спорта можно заниматься? И тогда, чтобы объяснить более доходчиво согласно уровню детского восприятия, необходимо рассказать, как начиналась такая важная часть современной жизни, как спорт. Одни виды спорта зарождались как военные игры, другие -  как просто увлекательные игры, третьи – помогали совершенствовать навыки, необходимые для развития различных жизненно необходимых ремесел и профессий.

    Игры и занятия, направленные на развитие навыков ведения военных действий и обороны прослеживались в народных играх и специальных занятиях для развития таких навыков. Все подчинялось одной цели – быть быстрее, выше, сильнее. Быстрее – бегать, плавать и скакать на лошади. Выше – это преодоление препятствий, сильнее -  это побеждать в борьбе и единоборствах. А еще надо было метко стрелять из лука и метать копья для того, чтобы добыть себе пропитание, то есть умело охотиться  и ловить рыбу.

    Необходимо  также объяснить, что в зависимости от географического положения и климатических условий спортивные игры и прикладные виды спорта развивались по-разному. Народы севера ханты, манты, якуты, эвенки и др. с самого детства учились метко стрелять из лука, метать копье и гарпун при рыбной ловле, набрасывать веревочную петлю на рога оленей и других животных. Так появились современные виды спорта – «Метание копья», «Стрельба из лука», гонки на байдарках и каноэ и др. Народы, населяющие горные массивы, равнины, степи и пустыни также искусно метали копья и дротики, стреляли из лука, прекрасно сидели в седле на лошадях и на протяжении всей своей истории применяли эти умения в захватнических и освободительных войнах. Многие степные народы развивали такие игры, которые способствовали развитию конного спорта. В степи проходили соревнования на лошадях, когда две команды старались  как можно быстрее доставить большой кожаный мешок, набитый шерстью, до цели (ворота). Так возник конный спорт.

    И все без исключения игры развивали скорость, координацию движений, реакцию и, само собой разумеется, мышление и сообразительность. Кто быстрее думает, тот быстрее действует.

     Многие охотники и воины народов Монголии, Бурятии, Киргизии, Казахстана, Алтая умели на полном скаку запустить стрелу вверх, а второй стрелой сбить ее налету. Другие пешком и на лошадях умело загоняли оленей, антилоп и волков. И, конечно же, у всех почти народов были игры  с мячом. Мяч в те времена заменяли клубки из шерсти и конских волос. Ханты, якуты, буряты метали такие клубки в цель и на дальность.

    У народов, проживающих в менее суровых климатических условиях, появились настоящие спортивные игры мячом – шаром из шерсти. Называются они, конечно, по-разному, но правила и суть игры сводятся к противоборству двух команд путем выбивания игроков мячом. Эти игры в том или ином виде дошли и до наших дней.

    Наряду с современными видами спорта (биатлон, волейбол, гимнастика и т.д.) сохранились и такие, происхождение и становление которых уходит далеко в прошлое. Это почти все виды легкой атлетики (метание диска, копья, марафон, другие дистанции бега, прыжки в длину и в  высоту), греко-римская классическая борьба, кулачный бой (бокс), в том числе и наши русский городки. Городки, придуманные русичами как забава в середине Х века, стали настолько популярными, что в наше время получили статус международной игры.

    Сейчас можно говорить, что все народы Земли внесли свой самобытный вклад в развитие мирового спорта. Аборигены Австралии и папуасы Новой Гвинеи показали миру искусное метание бумеранга, англичане – футбол, канадцы – хоккей на льду, японцы – каратэ и дзюдо, русские – городки и самбо, арабы – шахматы, греки – Олимпийские Игры.

    Наша Родина — великая страна Россия. В ней свыше тысячи городов, множество сел, деревень, проживают люди разных национальностей — русские, татары, башкиры, марийцы, дагестанцы, якуты и многие другие. Некоторые живут, где очень холодно, некоторые – где очень жарко, а некоторые - высоко в горах. Все дети, где бы они не проживали, любят играть, у каждого народа есть свои игры, свои традиции и обычаи. Сегодня мы стараемся познакомить детей с подвижными играми разных народов, которые передаются из поколения в поколение.

             Мы все знаем, что движение - главное проявление жизни ребёнка, а также, движения являются для ребёнка важнейшим источником получения представлений и сведений об окружающей действительности. На физкультурных занятиях мы познакомили детей с некоторыми национальными играми России.

    Биляша марийская игра.

    На площадке чертят две линии (на расстоянии 4м). Играющие, разделившись на две команды, становятся за этими линиями лицом друг к другу. Один из играющих с криком «Биляша!» бежит к другой команде, каждый участник которой вытягивает вперед правую руку. Подбежавший хватает кого-нибудь из соперников за руку и старается перетянуть его через линию. Если ему это удается, он ставит пленника за свою линию, позади себя. Если же сам окажется за чертой команды противника, становится ее пленником и располагается за спиной игрока, перетянувшего его на свою сторону. Потом игрока - нападающего высылает другая команда. Игра заканчивается, когда одна команда перетянет всех игроков другой команды. Перетягивать можно только одной рукой.

    Ненецкая игра

    Прыжки через нарты (ненецкая игра) - в ряд ставится 5-6 санок (или любое другое препятствие) параллельно друг другу на расстоянии 40-50см. играющие поочерёдно прыгают через них на двух ногах, мягко приземляясь; во время прыжка нельзя задевать препятствие.

    Долганская игра

    Олени и оленевод - дети-олени находятся в разных местах площадки-тундры. Назначенный воспитателем оленевод берёт скакалку-маут. После сигнала воспитателя «лови» все разбегаются по площадке, а оленевод старается накинуть маут на оленя. Пойманный на время отходит в сторону. Игра заканчивается, когда оленевод поймает 3-4 оленя. Затем выбирается новый оленевод. Правила игры- надевать маут можно только на туловище оленя, не затягивая его.

    «Волк и ягнята» (Бурятия)

    Один игрок - волк, другой - овца, остальные - ягнята. Волк сидит на дороге, по которой движется овца с ягнятами. Овца впереди, за нею друг за другом гуськом идут ягнята. Подходят к волку. Овца спрашивает:

    - Что ты здесь делаешь?

    - Вас жду.

    - А зачем нас ждешь?

    - Чтобы всех вас съесть!

    С этими словами он бросается на ягнят, а овца загораживает их.

    Правила игры. Ягнята держатся друг за друга и за овцу. Волк может ловить только последнего ягненка. Ягнята должны ловко делать Повороты в сторону, следуя за движениями овцы. .. Волку нельзя отталкивать овцу.

     

    Башкирская народная игра

    Стрелок (Уксы)

    Проводятся две параллельные линии на расстоянии 10-15 м друг от друга. В середине между ними чертится круг диаметром 2 м. Один игрок - стрелок. Он с мячом в руках стоит в кругу. Остальные игроки начинают перебежку от одной линии к другой. Стрелок старается попасть в них мячом.

    Тот, в кого попал, становится стрелком.

    Правила игры. В начале игры стрелком становится тот, кто после внезапной команды «Сесть!» присел последним. Момент броска мяча определяется самим стрелком. Мяч, брошенный мимо, игроки перебрасывают стрелку. Если игрок поймал мяч, брошенный в него, то это не

    считается попаданием.

     

    Дагестанские народные подвижные игры

    Бег к реке (Татавулгъа багъып чабыв: Г/орухъе рекери)

    На расстоянии 10-15 м от реки чертится линия, вдоль которой выстраиваются играющие. По сигналу водящего игроки бегут к реке, достают со дна ее камень и, бегом возвращаясь назад, отдают камень

    водящему. Водящий определяет первые три места. Игра продолжается.

    Правила игры: Водящий может удлинять или сокращать дистанцию, давать

    различные задания.

    Выбей из круга (Дёгерекден чыгъар. Горалдаса борч/изабе)

    Чертят круг диаметром 30 см. На расстоянии 3-4 м от него проводят линию. Играют пять-шесть детей. У каждого игрока имеется плоский камень диаметром 5 см и двадцать маленьких камешков (или косточек). Каждый игрок кладет в круг определенное количество камешков (от двух до пяти - по договору играющих). С помощью считалки определяют, кому начинать игру. Тот, кого выбрали, бросает свой плоский камень в круг, стараясь попасть вкучу маленьких камешков. В случае промаха камень остается лежать на месте. Если никто не попадет в круг, то тот игрок, чей камень находится

    ближе к кругу, должен разбить кучу камешков, бросив в круг свой плоский камень с того места, где он лежит. За ним бросает следующий, у кого лежит камень ближе к кругу. Итак, каждый бросает свой плоский камень в круг до тех пор, пока не будут выбиты все камешки. Выигрывает тот, кто выбьет из круга наибольшее количество камешков. Правила игры. Бросать камень надо только от линии или от того места, куда он упал. Если у двоих игроков камень упадет на одинаковом расстоянии от круга, игру начинают заново.

     

    Калмыцкие народные подвижные игры

    Сбей альчик

    Поставьте на пол альчик (альчик может быть заменен на теннисный мяч) и по обе стороны от него сделайте по пять отметок, расстояние между ними 1 метр. Станьте друг против друга, каждый у своей стартовой отметки постарайтесь сбить своим альчиком (битой) альчик. Но сначала конанием

    определите очередность хода. Тот, кто собьет альчик, очередной ход делаете той отметины, где стоял сбитый альчик. Выигрывает тот, кто первым собьет центральный альчик.

    Метание альчиков в короб

    Плоский ящик, имеющий 16 отделений, устанавливается на наклонной площадке. Внутри каждого отделения написано число, обозначающее количество очков. Играющие становятся на расстоянии 3-5 м и, получив одинаковое количество альчиков (от 5 до 10), стараются забросить их в то или иное отделение. Выигрывает тот, кто к концу игры наберет больше очков.

    Скользящая цель

    В 3-4 метрах от прочерченной на полу линии напротив каждого игрока ставится стул или гимнастическая скамейка с гладкой поверхностью. У каждого играющего по пять мешочков с песком (100-150 г.). Задача игрока – бросить мешочек на стоящую перед ним гимнастическую скамейку так,

    чтобы он не соскользнул с поверхности. У кого останется на поверхности скамейки большее количество мешочков, тот и выиграл.

     

    Карельские народные подвижные игры

    Мяч

    Играющие делятся на две команды. Игроки одной команды рисуют для себя на площадке крепость - квадрат, каждая сторона которого равна пяти шагам. Игроки другой команды находятся в поле. Они подходят к крепости не ближе чем на пять шагов. У одного из нападающих в руках мяч. Он бросает его в защитников крепости. Тот, в кого попали, поднимает мячик и бросает его в наступающих, а те, в свою очередь, снова бросают мячик в защитников крепости. Промахнувшийся выбывает из игры. Правила игры. Наступающие бросают мяч с определенного расстояния, не ближе. Они могут увертываться от мяча защитников только в пределахполя, а защитники - в пределах крепости.

    Осетинские народные подвижные игры

    Гаккарис

    По кругу на расстоянии 40-50 см друг от друга роют небольшие ямки или чертят круги. Игроки приседают в них на корточки. Водящий, прыгая на одной ноге, старается столкнуть кого-нибудь из игроков с места. Игрок считается сбитым, если хотя бы одна его нога сместилась и ступня оказалась

    за чертой круга. Игра продолжается по договоренности играющих.

    Правила игры. Игрокам разрешается время от времени касаться руками пола. Водящий не должен ударять ногой сидящего, а слегка только подталкивать его. Сидящим не разрешается поддерживать друг друга, вскакивать, поворачиваться лицом к водящему. По договоренности можно разрешить водящему менять ногу, на которой он прыгает.

    Чепена

    Игроки стоят по кругу. Считалкой выбирается чепена. Он становится в круг и начинает игру словами: Левой ногой, чепена. Подпрыгивает на левой ноге влево. Гой, гой, чепена. Отзываются дети и повторяют движения водящего. Правой ногой, чепена. Подпрыгивает вправо на правой ноге. Гой,

    гой, чепена. Дети повторяют то же. Пойдем вперед, чепена. Идет вперед, подняв вверх руки. Гой, гой, чепена. Дети идут мелкими шагами вперед, подняв вверх руки. Пойдем назад, чепена. Мелкими шагами идет назад с опущенными руками. Гой, гой, чепена. Дети повторяют то же. Все мы

    спляшем, чепена. Начинается танец. Кругом, кругом, чепена! Дети начинают круговой танец под осетинскую музыку. Игра проводится в сопровождении любой народной мелодии, от которой зависит темп игры. В качестве атрибутов используются элементы осетинского национального костюма.

    Правила игры. Движения выполняются в соответствии с текстом.

    Подвижные игры народов Сибири и Дальнего Востока

    Нарты-сани

    Двое игроков бегут и прыгают через нарты, поставленные друг от друга на расстоянии 1 м. Нарты-сани имеют длину 1 м, ширину 30-40 см, высоту 20 см. Сделать их можно из картона. Выигрывает тот, кто быстрее прибежит и не заденет нарты.

    Правила игры. Бежать надо от черты до черты по сигналу «Беги!».

    Сначала ставят двое нарт (саней), затем можно добавить еще двое.

    Тройной прыжок

    Проводится черта, играющие становятся за нею. По очереди они прыгают от черты вперед: в первых двух прыжках прыгают с одной ноги на другую, в третьем прыжке приземляются на обе ноги. Выигрывает тот, кто прыгнул дальше.

    Правила игры. Начинать прыгать надо от черты. Прыгать можно только указанным способом.

    Русские народные подвижные игры

    К своим флажкам

    Играющие делятся на 4 команды и становятся в кружки. В центре каждого – игрок с цветным флажком в поднятой руке. Все остальные по сигналу разбегаются по площадке, становятся лицом к стене и закрывают глаза. В это время игроки с флажками тихо и быстро меняются местами. По сигналу «К своим флажкам!», дети открывают глаза, ищут свои флажки, быстро бегут к ним и вновь образуют кружки. Побеждает команда, сделавшая это быстрее.

    Два мороза

    На противоположных сторонах площадки отмечаются два города. Играющие, разделившись на две группы, располагаются в них. В середине площадки помещаются братья Морозы: Мороз Красный Нос и Мороз Синий Нос. Они обращаются к играющим со словами: Мы два брата молодые, Два Мороза удалые: Я – Мороз Красный Нос, Я – Мороз Синий Нос. Кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься? Ребята хором отвечают: Не боимся мы угроз, И не страшен нам мороз. И начинают перебегать из одного «города» в другой. Морозы их ловят. Тот, кого им удаётся поймать,

    считается замороженным. Он остаётся на том месте, где был пойман, и должен, раскинув руки, преграждать путь играющим при следующих перебежках. Когда замороженным окажется так много, что пробегать станет трудно, игра прекращается. Победителями считаются те, кого ни разу не заморозили.

    У медведя во бору

    Медведь, выбранный жеребьевкой, живет в лесу. Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку: У медведя во бору, Грибы, ягоды беру! Медведь постыл, На печи застыл! Когда играющие произнесли последние слова, медведь, до сих пор дремавший, начинает ворочаться, потягиваться и неохотно выходит из берлоги. Но вот медведь неожиданно бежит за играющими и старается кого-то поймать. Пойманный становится медведем. Правила игры. Медведь выходит из берлоги только после произнесения последних слов зачина. Дети в зависимости от поведения медведя могут не сразу бежать в свой дом, а подразнить его песней.

    Городки

    На земле чертят два города и на некотором расстоянии, которое определяется по договоренности, отмечают чертой место, с которого играющие будут метать биту. В каждом городе ставят городки - рюхи. Играющие делятся на две команды, равные по силе и ловкости. В каждой команде есть свой ведущий. Начинает игру та команда, которая это право получила по жребию. Игроки одной из команд выбивают городки из города противника. Пока не разожжен город, т. е. не выбито из него ни одной рюхи, бьют с кона; когда же разожгут город, то получают право бить с полукона, т. е. ближе к расположению фигур. По условию бьют по очереди: сначала игроки одной команды, а затем другой. Цель игры - выбить из города противника все рюхи. Складываются рюхи так:

    Плашмя, одна рюха около другой.

    Плашмя, одна рюха стоит.

    Рюхи лежат боковой поверхностью вперед.

    Рюхи стоят в два ряда.

    По одной.

    Парами.

    Фигура «Гвоздь».

    Фигура «Слон».

    Фигура «Ворота».

    Фигура «Поезд».

    Фигура «Колотушка».

    Фигура «Фонарь».

    Фигура «Бутылка».

    Фигура «Колодец».

    Игра кончается, когда из города выбиты все рюхи. Проигрывает та команда, которая не успела выбить все городки. Правила игры. Каждый играющий бьет только один раз. Если первый игрок выбил рюху, то все остальные бьют с полукона. Если бита при отбивании рюх не выкатилась из города, то остается там, пока не будет выбита другим игроком этой же команды вместе

    с рюхами. По окончании игры команды меняются городами. Рюха считается выбитой, если она лежит за чертой города. Каждая команда имеет по две биты. Рюхи ставят у передней черты города или на ней на равном расстоянии от боковых сторон.

     «Волк во рву»

    На площадке чертятся две параллельные линии (ров) шириной 55-60 см. Играющие - козочки - находятся на одной стороне рва, а во рву 2-3 водящих (волки). По сигналу «козочки» прыгают через ров, а «волки» стараются осалить прыгающих. Осаленные «козочки» выходят из игры. Когда число непойманных «козочек» сравняется с числом «волков», игра заканчивается.

     

    Татарские народные подвижные игры

    Скок-перескок (Кучтем-куч)

    На земле чертят большой круг диаметром 15-25 м, внутри него – маленькие кружки диаметром 30-35 см для каждого участника игры. Водящий стоит в центре большого круга. Водящий говорит:«Перескок!» После этого слова игроки быстро меняются местами (кружками), прыгая на

    одной ноге. Водящий старается занять место одного из играющих, прыгая также на одной ноге. Тот, кто останется без места, становится водящим.

    Правила игры. Нельзя выталкивать друг друга из кружков. Двое играющих не могут находиться в одном кружке. При смене мест кружок считается за тем, кто раньше вступил в него.

    Удмуртские народные подвижные игры

    Догонялки (Тябыкен шудон)

    Играющие стоят в кругу. Один из них произносит считалку: Пять бород, шесть бород, Седьмой - дед с бородой. Тот, кто выходит, догоняет игроков, которые разбегаются в разные стороны. Коснувшись рукой одного из игроков, ловишка говорит слово «Тябык». Пойманный выходит из игры. Правила игры. Когда осалены три-четыре игрока, все снова собираются в круг и считалкой выбирают нового водящего. Стой! («Сыл!») Играть в нее можно летом на большой открытой площадке или в зале.

    Играют и мальчики, и девочки (чаще всего подросткового возраста), обычноот 4 до 30 человек Специальных организаторов для игры не требуется.

    Описание. Все участники, кроме водящего, образуют круг, а водящий становится в середину. В руках игроков – мяч, который они перебрасывают друг другу через круг, мимо водящего. Водящий же старается поймать его или хотя бы коснуться рукой. Если это ему удается, то водящим становится

    тот, от кого летел задетый или пойманный мяч, прежний же водящий встает в круг. Если мяч упадет, то все игроки разбегаются разные стороны, а водящий бежит за мячом. Подняв его, кричит: «Стой!» Тогда все играющие замирают на том месте, где застал их возглас, а водящий, тоже не сходя с места,бросает мяч в любого из игроков. Если попадет, то запятнанный становится новым водящим; если же промахнется, то с водит.

    Правила. 1. При перебрасывании мяча по кругу он не должен лететь

    выше поднятых рук водящего. 2. Игроки могут перекатывать мяч по полу. 3.

    Никому не разрешается бегать с мячом.

     

    Чувашские народные подвижные игры

    Хищник в море (Сёткан кайак тинэсрэ)

    В игре участвуют до десяти детей. Один из играющих выбирается хищником, остальные - рыбки. Для игры нужна веревка длиной 2-3 м. На одном конце ее делают петлю и надевают на столбик или колышек. Игрок, выполняющий роль хищника, берется за свободный конец веревки и бежит

    по кругу так, чтобы веревка была натянута, а рука с веревкой была на уровне коленей. При приближении веревки детям-рыбкам нужно прыгать через нее.

    Правила игры. Задетые веревкой рыбки выходят из игры. Ребенок,

    выполняющий роль хищника, начинает бег по сигналу. Веревка должна быть

    постоянно натянута.

    Хвост змеи («Çĕлен хÿри»)

    В этой игре участвовало не меньше 10 ребят. Дети должны встать в ряд и держать друг друга за плечи. Самый первый – «Голова», последний – «Хвост». «Голова» должна поймать свой «хвост», а «хвост» не должен попадаться, при этом все остальные дети не должны «разорвать змею». Эта игра развивает ловкость рук, внимательность, координацию движений.

     

    Якутские народные подвижные игры

    Ястреб и утки (Кырбый уонна кустар)

    На земле в противоположных концах площадки очерчиваются два озера, на которых плавают утки (шилохвосты, чирки, нырки). Расстояние между озерами определяется самими играющими. Ястребы (один, два и более - в зависимости от количества играющих) выбираются или назначаются детьми.Им определяется место между озерами, но не по прямой между ними, чтобы поле оставалось свободное для перелета. Играющие разделяются на три группы уток: шилохвосты, чирки и нырки, но так, чтобы в каждой группе было примерно равное количество. На одном озере располагается однагруппа (скажем, шилохвосты), на другом - две группы (чирки и нырки). По сигналу начинается перелет уток с одного озера на другое, причем перелет начинается с озера, где находятся две группы, например, сначала чирки перелетают к шилохвостам, затем шилохвосты перелетают к ныркам, а потом перелетают нырки, так чтобы на одном озере находилось одновременно не более двух групп. Во время перелета ястребы пятнают уток. Игра сопровождается куплетами стихов (дразнилками) для

    ястребов и уток, например: Чирки: Я чирушка-свистунок, Голосок мой как звонок, Нет, бедняжка ястребок, - Не поймать меня, дружок! Ястреб: Нет, поймаю я тебя, Не надейся на себя. Шилохвосты: Я - известный шилохвост. Сила есть и большой рост. А бедняжки ястребка. Не страшусь я никогда.

    Ястреб: Поймаю, проглочу, Проглочу, поймаю! Нырки: Быстро летающую нырку-утку тебе не поймать, тебе не поймать. Ястреб: Поймаю, поймаю. Проглочу, проглочу! Правила игры. Определившиеся в одну из групп утки не могут менять свое название. Пойманные ястребами утки временно выбывают из игры. Ястреб не ловит уток на озере.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие двигательной активности в ходе ознакомления с подвижными играми народов России.

    Развитие двигательной активности в ходе ознакомления с подвижными играми народов России....

    Занятие по ознакомлению с окружающим миром на тему "Знакомство с компьютером"

    Конспект занятияпо  ознакомлению  с окружающим миромсредняя группана тему " Знакомство с компьютером"...

    Отчет о проделанной работе по физической культуре за 2014-2015г.

    В настоящее время в дошкольном образовании большое внимание уделяется физическому воспитанию дошкольников, охране и укреплению их здоровья.Поэтому вся планируемая мною работа в качестве инструктора по...

    «Ознакомление с окружающим миром в процессе знакомства детей с подвижными играми народов России».

    От детей часто можно слышать такие вопросы: Что такое спорт, что такое спортивные игры, какими видами спорта можно заниматься? И тогда, чтобы объяснить более доходчиво согласно уровню детского восприя...

    конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему :"Знакомство детей со свойствами дерева и резины"

    Этот материал полезен воспитателям средних групп, в нем дети знакомятся со свойствами  дерева и резины, сравнивая предметы, сделанные из них...