конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему :"Знакомство детей со свойствами дерева и резины"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Малых Юлия Васильевна

Этот материал полезен воспитателям средних групп, в нем дети знакомятся со свойствами  дерева и резины, сравнивая предметы, сделанные из них

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия в средней группе.

Вид занятия: «Исследование объектов живой и неживой природы.

Тема:  «Знакомство детей со свойствами дерева и резины»

Задачи:

 Образовательная:  Познакомить детей со свойствами дерева и резины (резина — мягкий, упругий материал; дерево — твердый, неупругий материал). Показать, как люди используют свойства материалов при изготовлении предметов.

 Развивающая: развивать обследовательские действия, память, внимание, любознательность.

Воспитательная: Воспитывать интерес к познанию окружающего мира и бережное отношение к предметам, сделанным их руками.

Оборудование. У воспитателя — различные игрушки и предметы из дерева и резины, посуда с водой, мешочек с игрушками. У каждого ребенка — деревянная прищепка, резиновый мячик и воздушный шарик.

Словарная работа: мягкий, твердый, упругий, неупругий, деревянный, резиновый.

Ход занятия.

1 Орг. Момент.

 Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Эмоциональный настрой:

Наши умные головки

Будут думать много, ловко

Ушки будут слушать,

Ротик будет говорить

Ручки будут хлопать

Ножки будут топать,

Спинки выпрямляются,

Друг другу улыбаются.

Дети сидят полукругом, перед ними стол с резиновыми и деревянными игрушками и предметами.

— Ребята, посмотрите, сколько на столе разных предметов. Назовите их. (Дети называют все предметы. Воспитатель следит, чтобы они не повторяли названия тех предметов,  о  которых уже сказали.)

- А как одним словом можно назвать эти предметы? (игрушки)

— Все эти игрушки сделаны из разных материалов. Из чего сделана пирамидка? (Из дерева.)

Дети могут отвечать: «Из деревяшки». Тогда воспитатель обязательно поправляет: «Правильно сказать — из дерева. Повтори».

— Матрешка из какого материала сделана? (Тоже из дерева.) А какие еще предметы, стоящие у меня на столе, сделаны из дерева? (Дети перечисляют.)

-Правильно, эти предметы сделаны из дерева, они деревянные. Повторим все вместе.

— Вы все назвали правильно. Все деревянные предметы мы поставим на этот отдельный поднос. Тот, кого я вызову, возьмет один предмет, поставит его на поднос, обязательно назовет предмет и скажет, из чего он сделан: «Это деревянная пирамидка».

Воспитатель вызывает детей по одному и следит, чтобы дети называли существительное вместе с прилагательным, правильно согласуя в роде — деревянное яйцо, деревянный кубик и т.д.

— Посмотрите на предметы, которые остались у меня на столе. Из какого материала они сделаны? (Если дети не смогут назвать материал, воспитатель знакомит их с новым словом.)

— Все эти игрушки сделаны из одного материала, а называется он — резина. Повторите все вместе это слово. Маша, из чего сделан мяч? Костя, как называется материал, из которого сделаны все эти предметы?

— Что я сейчас держу в руке? (Мяч.) Он из какого материала? (Из резины.) Посмотрите, я ударю мяч о пол. (Воспитатель сильно бросает мяч, чтобы он подпрыгнул.) Что произошло с мячом? (Он подпрыгнул.)

— Знаете, почему мяч подпрыгнул, отскочил от пола? Потому что он сделан из резины, а резина — упругий материал, поэтому мяч подпрыгнул. Скажите все вместе слово «упругий». (Дети повторяют новое слово хором  и   индивидуально.)

— А этот шарик из какого материала? (Из дерева.) Давайте проверим, дерево — материал упругий или нет? Если упругий, что произойдет с деревянным шариком? (Ответы детей. Воспитатель бросает деревянный шарик на пол.) Отскочил деревянный шарик от пола? (Нет.) Значит, что можно сказать о дереве, это упругий материал или нет? (Нет, дерево — не упругий материал. Повторите это  все вместе.)

Физминутка.

1, 2, 3, 4 (маршируют)

Нужна мебель для квартиры (наклоны вперед)

Грузчиков мы пригласим (повороты в стороны)

И поедем в магазин (будто едем за рулем)

-Что там сегодня продают (повороты в стороны)

-Кресла, стулья, табуреты

Шкафы, диваны и буфеты (приседания)

Дети садятся за столы.

— У вас на столах лежат несколько предметов. Возьмите в руку и поднимите деревянный предмет.

— Артур, какой предмет ты поднял? (Деревянную прищепку. Прищепка из дерева.) А ты, Даша?

И т.д.

— Из какого материала сделаны два других предмета? (Из резины.) Возьмите в руки кусочек резины, потяните его за концы, как это делаю я. (Дети растягивают резину.) Тянется резина? (Да.) А как вы думаете, почему? Какая резина? Кто запомнил новое слово?  (Упругая.)

— Резина — упругий материал, поэтому его можно растянуть. Резину, из которой сделан мяч, растянули, надули и получился резиновый мяч, который легко отскакивает от пола.

— А попробуйте потянуть за концы деревянную прищепку. (Дети пытаются это сделать.) Получается? (Нет.) А кто догадался, почему? (Ответы детей.) Резина тянется, потому что она упругая, а деревянная прищепка не тянется, потому дерево — не упругий материал.

— Надавите пальчиком на деревянную прищепку? Какая она? (Твердая.) А теперь надавите пальчиком на резиновый мяч. Какой она? (Мягкий.) Когда вы надавили пальчиком, у вас получилась небольшая ямочка, а когда пальчик убрали, ямочки не оказалось, потому что игрушка сделана из резины, а резина материал упругий, он растягивается.

— Давайте вспомним, что вы узнали о дереве и резине. Дерево — материал твердый, а резина... (мягкий), дерево — неупругое, а резина... (упругая). Но у дерева и резины есть что-то похожее. Посмотрите, у меня на столе деревянная прищепка и резиновый игрушка. Я сейчас опущу в  воду резиновую рыбку . Посмотрите, тонет? (Нет.) А деревянная прищепка тонет? (Нет.) Значит, мы с вами можем сказать, что дерево и резина не тонут в воде.

— А сейчас мы с вами поиграем. У меня в мешочке много разных предметов из дерева и резины. Хотите узнать, какие там предметы? Алена, подойди ко мне. Опусти руку в мешочек, возьми игрушку, но не вытаскивай. Сначала попробуй угадать, из какого материала сделана игрушка — из дерева или резины. (Ребенок называет материал  и достает  игрушку из мешочка.)

— Как ты догадалась, что игрушка из резины? (Она мягкая.) Как ты догадалась, что игрушка деревянная? (Потому что она   твердая.)

Итог.

— Сегодня мы с вами рассмотрели деревянные и резиновые игрушки и предметы. Вы узнали, что резина материал — какой? (Упругий, мягкий, растягивается, не тонет.) Поэтому из резины можно сделать мячи, воздушные шарики, резиновые сапожки,  разные резиновые игрушки. Какие еще предметы из резины вы знаете?   (Шины   у  машин, резиновые   скакалки...)

— А дерево какой материал? Твердый. Из него можно сделать тоже очень много разных предметов. Вот строительный материал сделан из чего? Да, из дерева. А можно его сделать из резины? Из таких кубиков постройки будут рушиться. А можно из дерева сделать сапоги? Нельзя. Но зато из дерева можно сделать мебель. Назовите, какие еще деревянные предметы вы знаете.   (Дети  называют разные  предметы.)

— Люди знают свойства материалов и используют их, когда делают предметы. Посмотрите, сколько разных красивых игрушек сделали для вас взрослые люди. Как вы думаете, легко сделать такие игрушки? Да, люди затратили много труда, они старались, чтобы игрушки вам понравились, чтобы с ними было интересно играть. И мы с вами будем бережно к ним относиться, и они еще долго останутся такими же красивыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство детей со свойствами дерева и резины.

Ознакомление с окружающим миром и социальной действительностью....

Методические разработки. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему "Знакомство с компьютером"

Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить и мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом ...

Конспект занятия по Ознакомлению с окружающим миром на тему «Знакомство с декоративны ми птицами» (На примере попугая)

Занятие побуждает детей заводить домашних питомцев и ухаживать за ними, что способствует их нравственному развитию....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Знакомство с предметами мебели»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему «Знакомство с предметами мебели»...

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Пейте, дети, молоко» для детей старшего дошкольного возраста

Программное содержание: 1. Расширять представление детей о молоке и молочных продуктах, их пользе для детского организма.2. Формировать у детей осознанное отношение к здоровому питанию.3. Уточнить пре...