Конспект по сказке А. Тороева "Табан хурган"
план-конспект занятия (старшая группа)

Конспект ООД по сказке А. Тороева "Табан хурган" в старшей группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по бурятскому языку  

по сказке А. Тороева «Табан хурган»

для детей старшей  группы

                           

Интеграция по образовательным областям: «Коммуникация», «Познание», «Социализация»,

Цель: формировать интерес к познанию бурятского фольклора.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с содержанием сказки.

-стимулировать желание описывать состояние героев, их настроения, свое отношение к событию в монологической форме.

- развивать стремление общаться с взрослыми и сверстниками по содержанию сказки, высказывать свое отношение к героям сказки, дать оценку, делать обобщения и выводы.

Речевые:

- обогатить словарь детей новыми словами: hайхан хургад (красивые, гоёхон (нежные, жаахан (милые, тоомтой (послушные, хулуухада муу

(воровать плохо, ажал хэхэдэ hайн (работать хорошо) .

Развивающие:

- развивать логическое мышление, внимание, память, речь, мелкую моторику.

Воспитательные:

- воспитывать честность, порядочность.

-воспитывать бережное отношение к своему телу, к своему имени.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку. Отгадав загадку, вы узнаете, о чем мы сегодня будем говорить на занятии.

Двое белых лебедей —
У каждого по пять детей. 

- Как будет слово рука на бурятском языке.

Дети: -Гар.

- Давайте скажем все вместе. Энэ гар. Это рука.

- На руке – пальцы. (хургад)

У каждого пальца на руке есть имя. Давайте  вспомним  названия пальцев: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец.

- Как называется большой палец руки на бурятском языке?

Дети:- Эрхы

Воспитатель: Этот палец как называется? (показываю мышкой на указательный палец) .

Дети: Долёобор.

Все: Долёобор.

Воспитатель: Следующий палец на бурятском языке называется как?

Дети: Дунда хурган.

Воспитатель:  Четвёртый палец как называется?

Дети: Нэрэгуй хурган.

Воспитатель: Энэ хурган (показываю мышкой на мизинец)

Дети: Шэгшы.

Воспитатель: Дети, ещё раз правильно по порядку назовите все пальцы руки на бурятском языке.

Дети: Эрхы, долёобор, дунда хурган, нэрэгуй хурган, шэгшы.

Воспитатель: Давайте, теперь сосчитаем, сколько пальцев на одной руке.

Дети: Нэгэн, хоёр, гурбан, дурбэн, табан.

Все: Табан хургад.

Воспитатель:  Ребята, хочу вам рассказать одну бурятскую сказку: «Табан хурган».

Итак, слушайте внимательно сказку: «Табан хурган». (Рассказывание сказки воспитателем).

Ребята, о чем эта сказка? Что надумали большой и указательный пальцы. (большой палец  надумал своровать овечку. А указательный палец решил ему помогать).

- Поступок, который хотят совершить большой палец и указательный  плохой или хороший? (плохой)

- А почему? ( они плохо поступают, нельзя воровать)

Воспитатель: Большому пальцу и указательному пальцу надо подсказать, что воровать  это очень плохо!

Дети: Большой палец и указательный палец, надо знать, что воровать плохо!

Воспитатель: Хулуухада муу!

Дети: Хулуухада муу!

Воспитатель: Ребята вспомните и скажите, что говорил средний братец?

Дети: Средний палец знает о том, что воровать плохо.

Воспитатель: Как вы понимаете выражение – каждый из нас потеряет свое имя!

Воспитатель: Того, кто ворует как называют?

Дети: Вор! Вор!

Педагог: Это выражение приятное?

Дети: Неприятное!

Воспитатель: Очень неприятное! Средний братец понимает, что воровать плохо. Средний палец переживает и волнуется за братьев, чтоб они не пошли на это плохое дело, если же они своруют, то братьев будут называть: «Вор! Вор! » не будут называть, что это большой палец, а это указательный палец. Средний палец очень переживает за братьев. Средний братец хочет, чтобы у каждого брата было своё имя (большой палец – эрхы, указательный палец - долёобор) .

Воспитатель: Дети, вспомните и скажите, что говорил безымянный палец.

Дети: Мне всё равно! Я своё имя смешаю с землёй, золой! Мне всё равно!

Воспитатель: Каким вы видите этого братца?

Дети: Плохим!

Дети: Плохо говорит о своём имени.

Воспитатель: Безымянный палец не ценит свое имя. И ему все равно как его будут называть. Т.е. он не дорожит своим именем.

 Воспитатель: Мы с вами живём в России, есть такой закон, который гласит о том, что каждый гражданин имеет право на имя, фамилию, отчество. И каждый человек должен гордиться, радоваться своим именем, фамилией, отчеством.

Педагог: Что мы можем сказать безымянному пальцу?

Дети: Безымянный палец, люби своё имя, береги своё имя!

Педагог: Оорынгоо нэрэдэ дуратай бай!

Дети: Оорынгоо нэрэдэ дуратай бай!

Педагог: Дети, что вы скажите о самом младшем братце – мизинец.

Дети: Он очень умный! Очень хороший! Очень строгий!

Воспитатель: Шэгшы бэрхэ!

Дети: Шэгшы бэрхэ!

Воспитатель: Сегодня вы послушали очень интересную бурятскую сказку: «Табан хурган», через эту сказку вы поняли, что такое хорошо и что такое плохо. Узнали о том, что друг к другу надо относиться заботливо, беречь своё имя, фамилию.

Динамическая пауза: «Тоб тоб тоборооб»

Ребята, мы с вами немного отдохнули. А теперь, я предлагаю сесть за столы.Хочу такой сайт

 У вас на столах лежит картон оранжевого цвета. Я предлагаю каждому обвести свою ладошку и вырезать.  А что  получится из наших ладошек-  вы узнаете в конце нашего занятия.

Самостоятельное выполнение задания. Дети обводят свои ладошки и вырезают.

Воспитатель: Ребята, а теперь подходите к доске и приклейте свои ладошки  по краю круга. Смотрите, что у нас получается.

Дети: солнышко.

Воспитатель: У нас получилось солнышко. А наши ладошки превратились  в солнечные лучики. И я очень надеюсь,  ребята, на то, что ваши руки будут всегда совершать только хорошие поступки, делать только добрые тела. И дарить  всем тепло,  как эти лучики солнца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект драматизации сказки на английском языке \'Red Hat"

Конспект драматизации сказки “Red Hat” – «Красная Шапочка» Цели:формирование у детей основы самосознания; обеспечить рост самостоятельности и творчества; развить умение общения; формир...

Конспект занятия"Сказка ложь, да в ней намек"( старший дошкольный возраст)

Учить детей обыгрывать знакомые сказочные произведения,осмысливая характеры и поступки персонажей. Расширятьзнания детей о знакомых сказках, пополнить словарный запас словами-антонимами;развиватьречь ...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект экскурсии «Сказка открывает двери». Гришина Марина Владимировна, воспитатель МБДОУ д/с "Сказка"

Цель: познакомить с детским садом «Сказка».Сказка двери открывает в гости всех вас приглашает.На 5 лет дети и родители приобретают новый дом, этот дом - наш детский сад. В своем доме вы зн...

Конспект драматизации сказки в подготовительной группе по сказке Виталия Бианки «Теремок»

Конспект драматизации сказки в подготовительной группе по сказке Виталия Бианки «Теремок» Образовательные области «Познание», «Чтение художественной литература», &l...

Сказка математические приключения Мальвины и Буратино. Конспект "Математическая сказка" план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СКАЗКАМатематическая сказка как средство познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.Математика – это одна из сфер культуры, взаимодействие с которой способств...