Конспект НОД в старшая группе по художественному творчеству по теме «Орнамент- Улзы, узел счастья»
план-конспект занятия (старшая группа)

Тогочиева Елена Баировна

Конспект НОД в старшей группе по художественному творчеству по теме «Орнамент- Улзы, узел счастья»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ornament.docx120.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Булжамуур» села Верхняя Иволга, Иволгинского района

Конспект НОД в подготовительной группе по художетвенному творчеству по теме «Орнамент- Улзы, узел счастья»

Выполнила: воспитатель  

Тогочиева Елена Баировна

С.Верхняя Иволга 2020 год

Конспект нод  по художественному творчеству по теме

«Орнамент – Улзы, узел счастья»

Автор: Тогочиева Елена Баировна , воспитатель МБДОУ детский сад « Булжамуур», с.Верхняя-Иволга, Иволгинского района.
Конспект НОД в подготовительной  группе по теме «Орнамент-Улзы, узел счастья»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».
Цель: приобщение детей к культуре бурятского народа.
Задачи:
Образовательные: Продолжать знакомить детей с элементами бурятского национального орнамента; Учить детей делать аппликацию из пластилина по шаблону;
Развивающие: Развивать творческие способности детей;
Воспитывающие: Воспитывать уважение к самобытности региональной культуры, вызывать интерес к традициям и обычаям бурятского народа.
Оборудование и материалы: сундучок, шаблоны орнамента (по количеству детей), музыкальный центр, аудиозаписи с этнической музыкой, образцы элементов бурятского орнамента (демонстрация на мультимедийном оборудовании), карта-схема с изображением элементов бурятского орнамента, набор шаблонов геометрических фигур (круг и овал) на каждого ребёнка, пластилин,стейки, платочек, бурятский национальный костюм с элементами бурятского национального орнамента.
Предварительная работа:
1) Разработка проекта «Бурятский национальный костюм»;
2) Оформление выставки фотографиями и репродукциями «Минни буряад дэгэл»(Мой бурятский национальный костюм)»;
3) Чтение бурятской народной сказки «Минии гэр булэ»»;
4) Дидактическая игра «Я знаю все».
Методические приёмы: игровая ситуация, лексическое упражнение, игра, сюрпризный момент, применение ТСО (мультимедийное оборудование), работа по картам-схемам, физминутка «Солнышко», продуктивная деятельность детей, дыхательное упражнение, анализ, подведение итогов.
Обогащение словаря: «Угалза», линия круга, « Улзы», узел.
Активизация словаря: орнамент, узор, элемент орнамента, костюм.

Ход НОД

В начале занятия дети закрывают глаза, звучит бурятская музыка, как только музыка заканчивается дети открывают глазки и видят бурятский национальный костюм.

Педагог: Дети, что вы видите?
Дети: Костюм
Педагог: А какой это костюм и кому принадлежит?
Лексическое упражнение «Скажи, какой и чей?». Ответы детей.
Педагог: Да, правильно , это бурятский национальный костюм, принадлежит бурятам.
Что мне с ней делать? Придумала! 
Давайте поиграем в игру.
Проводится бурятская игра « Я знаю все».

В центр круга выходит двое ребят, по команде 1,2,3,один ребенок догоняет второго, того у кого шапка- малгай одета. Если того у кого шапка-малгай на голове поймали то он передает шапку-малгай другому ребенку. А те которые стоят в кругу они домик. Продолжается до тех пор пока все дети не примут участия в игре.
По окончанию игры, предложить детям сесть на рабочие места.
I основная часть
Дети присаживаются за столы. Отдельно стоит большой сундучок. Для чего он, и какую тайну скрывает. Поступает предложение от детей заглянуть в него.
Педагог: Сундучок волшебный наш, помоги нам в трудный час! 1,2,3 - смотри!
Открывается сундучок (в сундучке шаблоны орнамента- Улзы, карты-схемы с изображением уже известных детям («бараний рог», «дорога жизни», «волны») и нового (круг) элементов бурятского орнамента, шаблоны орнамента -Улзы на каждого ребёнка).
Педагог: Что нам с этим делать?
Дети: Узоры нужно разукрасить.
II основная часть
Раздается стук в дверь. Педагог выходит за дверь и вносит большой конверт, оставленный кем – то. В конверте ноутбук. Педагог включает ноутбук и открывает нужную папку. На экране презентация.
Показ иллюстраций с бурятским орнаментом. Что это?
Ответы детей. 
Педагог: Орнаменты мы видим везде. Орнамент обозначает узор, украшение. В древние времена человек разрисовывал себе лицо, тело, различные предметы, одежду, чтобы уберечься от злых духов. У каждого народа сложены свои орнаменты. Человек “подсмотрел” орнаменты у природы. Всевозможными узорами расписала она спинки гусениц и змей, создала листья и цветы, симметричными узорами покрыла крылья бабочек). (Показ слайдов)
У бурят есть много узоров, которые приносят радость, удачу. (Показ слайдов)
Узор по-бурятски звучит так - «угалза».
Педагог: А сейчас, ребята, узнаем значение нового для вас элемента бурятского орнамента. (Показ слайдов)
«Улзы» - это узел счастья. является одним из восьми благоприятных символов тибетского буддизма. Узел бесконечности символизирует стремление к познанию тайны бессмертия, вечной молодости и красоты.(Показ слайдов)
Детям предлагается набор шаблонов геометрических фигур (круг и овал). Из этих геометрических фигур нужно выбрать элемент бурятского орнамента (круг). 
Педагог: Дети, а сейчас вы будете работать по карте-схеме, на которой нарисован орнамент-Улзы. Нужно поставить палец на точку, и провести слитным, безостановочным, неотрывным движением руки линию по орнаменту, возвращаясь снова к точке.
Показ способа лепки на шаблоне.
Показ образцов бурятского национального орнамента.
Проговорить с детьми правила работы с пластилином и стейком.
Физминутка

Солнышко
Вот как солнышко встает,
Выше, выше, выше. (Поднять руки вверх. Потянуться)
К ночи солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже. (Присесть на корточки. Руки опустить на пол)
Хорошо, хорошо,
Солнышко смеется.
А под солнышком нам весело живется. (Хлопать в ладоши. Улыбаться) 
Педагог: А сейчас, дети, подвиньте к себе шаблоны орнамента и приступайте к работе. 
Практическая часть
Самостоятельная работа детей.
Во время самостоятельной работы детей негромко звучит аудиозапись с этнической музыкой.
В процессе самостоятельной деятельности детей следить за правильными приёмами лепки элемента, правильным использованием материалов, осанкой детей. По мере необходимости оказывать помощь.


После того как дети закончили аппликацию-лепку предлагаю сделать дыхательное упражнение.
Дыхательное упражнение «Холодный ветерок».
III заключительная часть
Анализ, подведение итогов
После того, как работы детей закончат, выставить их на стенд. Обратить внимание детей на то, какие красивые получились орнаменты.

C:\Users\Мэдэгма\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\уз8.jpg

Педагог: Ну, ребята, а теперь пришла пора нам попрощаться с вами.
- А что вам понравилось сегодня? Чем занимались? 
(Ответы детей)
Спасибо ребята вам за такое интересное занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе ОО "Художественное творчество" по теме "Золотая осень"

Изобразительная деятельность с элементами нетрадиционного рисования.Цель: Развивать способность к образному восприятию красоты природы и её передаче с помощью цвета, формы, композиции....

Конспект занятия в средней группе по художественному творчеству (рисование). Тема: «Сон дерева».

Данный конспект занятия поможет в работе воспитателям средней группы...

Конспект занятия в старшей группе по художественному творчеству : "Аппликация:венок из мать-и-мачехи".

Методическая разработка занятия , в ходе которого у детей формируется умение выполнять аппликацию новым для них методом - торцевание....

Конспект нод в старшей группе по художественному творчеству (лепке) . Тема:"Светофорики"

Материал для воспитателей по правилам дорожного движения....

Конспект НОД в подготовительной группе по художественному творчеству по теме «Орнамент- Улзы, узел счастья»

Конспект НОД в подготовительной группе по художественному творчеству по теме "Орнамент- Улзы, узел счастья"...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы (область: художественное творчество) На тему: Совушка-сова (лепка)

Конспект непрерывной образовательной деятельностис детьми старшей группы(область: художественное творчество)На тему: Совушка-сова (лепка)  Воспитатель: Нестеренко Ольга Сергеевна...