Конспект ООД по социально - коммуникативному развитию для детей подготовительной группы «Путешествие в быт казаков».
план-конспект занятия (старшая группа)

Сергеева Т.Н.

Цель: приобщение дошкольников к культуре донского края

Интеграция образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».

Задачи:

Образовательные:

- формировать представление детей о жизни Донских казаков, их быте, традициях, предметах одежды.

- обогатить словарь детей: шаровары, лампас, папаха, парочка (юбка и кофта), папаха, шинель, черевички, рушник, чугунок, прялка.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к истории своего народа;

- развивать и обогащать словарный запас казачьими словами.

Воспитательные:

- воспитывать уважение, бережное отношение к обычаям, традициям и нравственным ценностям казаков;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_puteshestvie_v_byt_kozakov.docx26.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с «Светлячок» г. Цимлянска

Конспект ООД

по социально - коммуникативному развитию

для детей подготовительной группы

 «Путешествие в быт казаков».

                                          Подготовила: воспитатель Сергеева Т.Н.

Ноябрь 2020 г

Цель: приобщение дошкольников к культуре донского края

Интеграция образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».

Задачи:

Образовательные:

- формировать представление детей о жизни Донских казаков, их быте, традициях, предметах одежды.

- обогатить словарь детей: шаровары, лампас, папаха, парочка (юбка и кофта), папаха, шинель, черевички, рушник, чугунок, прялка.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к истории своего народа;

- развивать и обогащать словарный запас казачьими словами.

Воспитательные:

- воспитывать уважение, бережное отношение к обычаям, традициям и нравственным ценностям казаков;

Материалы и оборудование: Аудио запись «Эх донские казаки», атрибуты костюма донской казачки для воспитателя и детей, рушник, куклы казак и казачка, тесто и начинка для вареников, Д/и “Найди казака и казачку”, чугунки, ложки деревянные, прялка, утюг, рушник, обруч с лентами.

Ход занятия

(Звучит казачья песня, дети в казачьих костюмах заходят в группу).

Воспитатель:

Посмотрите на себя и скажите, а почему мы с вами сегодня так одеты? (Ответы детей)

-Мы сегодня одеты так, как одевались казаки. Послушайте стихотворение.

У Дона-батюшки реки
живут лихие казаки,
не мыслят жизни без любви
и ярких песен.

Парни эти бравые
Наши казаки.
Не страшны Отчизне нашей

С ними все враги.

Воспитатель: -О ком говорится в стихотворении? (ответы детей)

Казаки были храбрые, смелые войны, готовые в любую минуту защитить свою Родину.

Казак – это очень древнее слово, и означает оно – вольный удалой человек.

-Я приглашаю вас в казачью горницу, чтобы посмотреть, как жили казаки в старину.

Обратите внимание на кукол в казачьих костюмах. Одежда у казаков была простая и удобная. Казаки носили шаровары. Шаровары, с красной полосой и рубаху со стоячим воротником. Летом носили фуражки, а зимой папахи и шинель защитного цвета. Жена казака - казачки то же была красиво одета. Посмотрите на одежду куклы. Юбка и кофточка, которую носила казачка, называлась «парочка».

-Юбки были длинные и широкие, с множеством оборок. А кофточка и юбка украшались оборками и рюшами.

-Казаки носили высокие черные сапоги, а казачки туфли с широким каблуком и тупым носом, называли их черевички.

-Девушки вплетали себе в косы ленты, а женщины носили платки.

Д/и “Найди казака и казачку”

На столе разложены картинки людей в разных национальных костюмах, по элементам костюма мальчики находят казака, а девочки казачку.

Воспитатель: По каким элементам одежды узнали, что это казак? Казачка?

П/И “Заплети косу”

Воспитатель: - Казаки на Дону любили забавы, одна из таких забав «Заплети косу». На обруче по 3 цветных ленточки для каждой команды. Участвуют по 3 казака. Побеждают казаки, которые первыми заплетут косу.

Воспитатель:

- А теперь я приглашаю вас пройти в горницу.

-Посмотрите, сколько, много здесь разных предметов.

Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля.

Где там, в печке уголёк,

Кашу сварит чугунок

Это чугунок - Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс.

Гладит платья и рубашки,
Отутюжит нам кармашки.
Он в хозяйстве верный друг –
Имя у него утюг.

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на утюг, как вы думаете, как им гладили? У него нет провода, потому что, старину не было электричества.

«Что за барыня такая?

В гребень шерсть она берет,

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдает?»

Это прялка. Вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.

-Люди в старину много работали. С весны до осени все трудились в поле, а зимними вечерами занимались рукоделием: вышивали красивые рушники, так раньше называли полотенца (показ рушников).

Воспитатель:

- Посмотрите ребята, из чего в старину пили чай. Это самовар, чай из него получался очень вкусный, полезный.

Донские казаки были очень гостеприимные люди, гостей всегда чем-то угощали. А угощение ставили на красивый рушник.

- А какие основные цвета использовали при изображении узора на рушнике? (показываю рушник)

Дети: Белый, красный, чёрный.

Воспитатель: - Да, ребята, использовались всего три цвета. Каждый цвет имел своё значение.

Белый – зарождение жизни

Красный – цвет любви

Чёрный – цвет донского чернозёма

Воспитатель:

-Казаки любили не только веселиться, они занимались садоводством, огородничеством и разными ремеслами. С утра хлопотали по хозяйству, а в 12 часов обедали все вместе.

-Как вы думаете, что ели казаки?

-Популярной пищей у них были: капуста, пшеничная и гречневая каша, хлеб, молоко, чеснок и лук. Самым популярным блюдом казаков были пампушки с чесноком, галушки и, конечно же, вареники.

-Вот и мы сегодня будем готовить блюдо из казачьей кухни, а называется оно вареники.

-Что нужно для приготовления вареников?

-У меня есть тесто, а так же вот такие лепёшки из теста. Берём лепёшку и в середину кладём начинку, затем складываем пополам и начинаем заворачивать края.

(По ходу работы воспитатель знакомит детей с особенностями приготовления)

-Как вы думаете, чем приправляли вареники казаки?

-Казаки ели их со сметаной, жареным салом с луком.

-А вы дома готовите вареники?

-Чем приправляете?

 (Помощник воспитателя по окончании работы уходит варить готовые изделия, дети моют руки).

Воспитатель: 

-Где мы с вами сегодня побывали? (в горнице казаков)

-Что мы там увидели? (посуду, костюмы)

-Чем занимались в горнице?

-С какими новыми словами познакомились?

-А кому мы можем рассказать о том, что сегодня узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по социально - коммуникативному развитию детей подготовительной группы (правовое воспитание)Тема:"Я - гражданин"

Считаю важным довести до сознания детей тот факт, что каждый ребенок является гражданином государства, в котором он живет; воспитывать чувство гордости своим гражданством. Продолжать развивать у дошко...

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе «Путешествие в зимний лес»

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе «Путешествие в зимний лес»...

План-конспект ООД по социально-коммуникативному развитию детей подготовительной группы блок «Мужчины и Женщины»

План-конспект ООД по социально-коммуникативному развитию детей подготовительной группы блок «Мужчины и Женщины»Цель: Формирование полоролевой социализации дошкольников....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ "СКОРО В ШКОЛУ"

Цель: Формирование интегративных качеств у будущих первоклассников.Задачи:          -   создать положительный эмоциональный фон; - раз...

Конспект по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе «Путешествие по России»

Конспект по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе«Путешествие по России» Тема: «Путешествие по России»Цель: Развивать у детей чувство патриоти...

Конспект совместной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе "Путешествие в прошлое счетных устройств".

Конспект занятия для детей подготовительной группы на формирование элементарных представлений об исследовательской деятельности человека и ее результатах, на формирование знаний об истории счетных уст...