Перспективное планирование по патриотическому воспитанию в детском саду
методическая разработка

Гришанова Екатерина Владимировна

Данное перспективное планирование можно использовать для средних, старших и подготовительных групп. Материал включает в себя региональный компонент: ознакомление с малой Родиной - Мордовией и родным городом Рузаевка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_patriotizmu.docx38.15 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование

СЕНТЯБРЬ

ДАТА

ТЕМА НЕДЕЛИ

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

РАБОТА С ДЕТЬМИ

1-2-я неделя

Мониторинг

3-я неделя

Мой любимый детский сад

Расширить представление детей о д/с; закреплять знания о времени пребывания ребят в д/с, о том чем занимаются дети; люди каких профессий работают в д/с; воспитывать бережное отношение к д/с; формировать дружеские взаимоотношения, уважение к старшим.

Занятия, беседы с детьми; изготовление поделок из природного и бросового материала в подарок детям младшей группы; пение песен и чтение стихотворений о детском саде, о детях.

4-я неделя

Кто заботится о нас?

Расширять знания детей о труде сотрудников д/с (медсестра, воспитатель, работник прачечной, повара, методист, заведующая); закрепить знания о том, в чем заключается их работа, отметить важность их труда; воспитывать уважение к сотрудникам д/с, желание им помочь, доставить радость.

Развивающие игры: «Все работы хороши», «Что когда происходит?» (режим дня), «Угадай что изменилось».

Лепка: «Посуда для кукол», «Праздничный стол».

Аппликация: «Машинки, в которые мы играем», «Украсим нашу группу» (панно), «Веселые куклы».

Рисование: «Мой любимый детский сад», «Мои друзья».

Сюжетно-ролевые игры: «Детский сад», «Семья».

ОКТЯБРЬ

ДАТА

ТЕМА НЕДЕЛИ

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

РАБОТА С ДЕТЬМИ

1-я неделя

Я и мое имя

Закреплять знания детей о том, что обозначают их имена, имена их родителей, объяснить понятия «имя», «отчество», «фамилия».

Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Рисование: «Моя семья», «Моя мама», «Это я».

2-я неделя

Моя родословная

Углублять знания о своей семье, родословной. Поощрять к рассказам о семейных событиях, традициях, праздниках, обращать внимание на необходимость участия в них самих детей.

Составление генеалогического дерева семьи. Чтение Я. Акима «Моя родня», «Кто кому что»; Р. Газматов «Мой дедушка»; И. Рыбкина «Про папу»; В. Драгунский «Сестра моя Ксения» (отрывок).

3-я неделя

Моя дружная семья

Закреплять знания у детей о самих себе, о своей семье, воспитывать ласковое и чуткое отношение к самым близким людям, потребность радовать своих близких добрыми делами.

Разгадывание ребуса «7Я»; работа над понятием «семья». Обсуждение рассказа В. Драгунского «На садовой большое движение». Беседы с детьми об их домашних обязанностях, семейных традициях и праздниках.

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Лепка «Посуда для моей семьи»

Рисование «Моя семья»

Изготовление панно «Моя семья». (Я – в середине, а по лучам члены семьи)

4-я неделя

Семейные традиции и праздники

Развивать у детей интерес к семейным традициям, воспитание чувства гордости за семью, любви и уважения к родителям; возрождение семейных традиций;

восстановление преемственности поколений; формировать интерес к своей семье, истории своей семьи, сохранению семейных традиций.

Чтение художественной литературы: Е. Благинина «Посидим в тишине»; русские народные сказки «Дикие лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Морозко», «Крошечка – Хаврошечка»; В. Катаев «Цветик-семицветик»; дидактические игры «Кто старше?»; «У кого сегодня день рожденья?»; упражнения «Кем ты приходишься своим родителям?»; «Кто ты для бабушки?»; «Огорчится ли мама, если…», «Моя семья. Составь цепочку», «Кто сегодня именинник?», «Придумай фамилию»

НОЯБРЬ

ДАТА

ТЕМА НЕДЕЛИ

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

РАБОТА С ДЕТЬМИ

1-я неделя

Моя улица

Формировать понятие «улица». Рассказать о происхождении названий улиц.  Дать детям знания о том, что в городе много разных улиц, что у каждой улицы есть своё название, помочь запомнить названия некоторых улиц города. Знакомить с прилегающей территорией и названием улицы, на которой находится детский сад.

 Беседы о родном городе, родной улице; Разучивание стихов, песен, танцев.

Рисование: «Улица, на которой я живу», «Транспорт на моей улице», Моя родная улица», «Мой дом»,  «Машины на нашей улице».

Дидактические игры: «Жилое – нежилое», «Из чего построен дом», «Мой этаж», «Мой домашний адрес», «Я начну, а ты продолжи» (правила поведения в городе),

2-я неделя

Мой любимый город Рузаевка

Уточнить представления детей о родном городе. Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города. Формировать гражданско-патриотические чувства. Уточнить знания детей о достопримечательностях родного города; рассказать о том, что такое герб, гимн, флаг; объяснить символику города.

Беседы о родном городе.

Рассматривание иллюстраций и фотографий, рассматривание открыток с видами города, презентации.

Экскурсия по родному городу (с родителями);

Фотовыставка «Я в родном городе»

Д/и «Что в родном городе есть»

Рисование «Любимый город»

Конструирование «Мой город», «Мой дом»

3-я неделя

«С них берем пример» (почетные люди города)

Познакомить детей со знаменитыми земляками, людьми, которые своим трудом способствуют процветанию города. Воспитывать уважение к их труду и подвигам, желание быть на них похожими.

Беседы о знаменитых земляках, о людях разных национальностей, рассматривание иллюстраций

 Занятие – викторина, чтение стихотворений, литературных произведений о почетных людях. Чтение пословиц о Родине, загадки про народные декоративно-прикладные промыслы.

Дидактические игры: «Можно или нельзя», «Одень куклу»

«Узнай наш герб», «Узнай наш флаг», другие д/и по выбору воспитателя.

4-я неделя

Путешествие  в историю города

Формировать у детей интерес к своей малой родине, улицам, жилым домам. Дать доступные представления об историческом прошлом города Рузаевки, сведения о героях войны.

Беседа «Имя города», «Родной город – Рузаевка». Занятия, беседы об историческом прошлом города Рузаевки, чтение русских былин; пословицы и поговорки. Знакомство с мордовским народным костюмом, с предметами мордовского народного быта. Рассматривание карты Рузаевского района. Чтение стихов о городе. Рисование «Любимый город», «Природа края».

ДЕКАБРЬ

ДАТА

ТЕМА НЕДЕЛИ

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

РАБОТА С ДЕТЬМИ

1-я неделя

Мой край Мордовия

Познакомить с территориальным расположением Мордовии. Расширять и углублять знания детей о крае, в котором мы живем. Дать элементарное представления о народах, населяющих Мордовию. о традициях, обычаях, государственных и народных символах, легендах. .Воспитание патриотизма, любви к малой Родине.

Беседа «Я живу в Мордовии», «Мой край Мордовия моя»

Дидактические игры: «Узнай элемент узора» «Одень куклу» «Мордовские узоры»

Рассказ о национальном костюме, рассматривание кукол в национальном костюме, игра «Раю – раю». Разучивание фольклорных песен, танцев.

Выставка детских рисунков «Мой край».

2-я неделя

Природа Мордовии

Расширять представления детей о природе и животном мире родного края. Воспитывать бережное отношение к природе, побуждать детей восхищаться красотой родной природы, формировать основы экологического мировоззрения. 

 Беседы о растениях и животных родного края, рассматривание фотографий, открыток с видами родной природы; изображением животных, птиц, насекомых.

Загадки про растения, деревья, решение экологических задачек; загадки про животных. Дидактические игры: «Какие растут деревья», «Какие бывают кустарники», «С какого дерева листок», «Зеленая аптека», «У кого какой домик», «Узнай по описанию», «Кто живет в наших лесах? »

Рисование «Животные моего края», «Цветы в лесу»

Аппликация: «Бабочки на поляне», «Божья коровка»

3-я неделя

Мордовская культура и традиции

Знакомить детей с жизнью, бытом и культурой мордовского народа, с мордовской избой и другими видами жилья человека; приобщать к народным традициям и обычаям. Воспитывать чувство уважения к людям, живущим рядом. Расширять и углублять представления детей о народных традициях, вызвать интерес к предметам быта, связанным с развитием народных ремесел. Дать сведения о национальных костюмах, учить понимать, что каждый народ имеет свою историю, особенности национальной культуры, традиции.

Беседы. Чтение стихов, рассказов. Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов.

Дидактическая игра «Кто знает больше "волшебных" слов по-мордовски» «Узнай элемент узора» «Одень куклу» Рассматривание альбома с памятниками и достопримечательностями Рузаевки, просмотр презентации «Моя Мордовия»

Мордовские подвижные игры.

Сюжетно ролевая игра «Семья», «В гостях у бабушки Алдуня»

Рисование «Мокшанка»

4-я неделя

Мордовская литература

Познакомить с творчеством мордовских поэтов.  Расширять знания детей о родном языке и многообразии языков людей, живущих на территории Мордовии.

Биография и произведения мордовских писателей: Ежов А.Ф., Карчеганов В.Н., Азрапкин Ю.Н., Атянин Ф.С., Пинясов Я.М., Сайгин М.Л., Федькин Р.Р Чтение мордовских народных сказок «Вардоня и Анюта», «Сырьжа», «Марфа, Фрол и черт Танчутка», «Миша с Гришей» , «Вирява», «Ведява», «Юрхтава», «Куйгорож». Познакомить детей с пословицами и поговорками..

Дидактическая игра «Кто знает больше "волшебных" слов по-мордовски»

ЯНВАРЬ

ДАТА

ТЕМА НЕДЕЛИ

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

РАБОТА С ДЕТЬМИ

1-я неделя

2-я неделя

Наша страна – Россия

Продолжать знакомить детей с понятиями Родина, Отечество; формировать у детей представление о России как родной стране, чувство любви к своей родной стране.

Чтение стихотворения о Родине Т. Коти «Моя первая книга о России».

Использование пословиц и поговорок о Родине.

3-я неделя

Государственные символы России: герб, флаг.

Развивать представления детей о государственной символике российского государства (гимне, флаге, гербе) их историческом происхождении; формировать уважительное отношение к символам государства, понимание того, что государственные символы признаны объединять людей, живущих в одной стране; показать связь государственной символики с фольклором и народно-прикладным искусством

Беседа с детьми о государственных символах России, рассматривание изображений символов, прослушивание гимна, наблюдение на каких зданиях можно увидеть государственные символы.

4 неделя

Москва – главный город нашей Родины

Дать представление о том, что Москва –

самый большой город в

нашей стране; подвести детей к пониманию того, что такое главный город, столица; вызвать

интерес к самому прекрасному городу нашей страны, чувство

восхищения и гордости красотой столицы России – Москвой; познакомить с историческим прошлым

Москвы

Работа детей с картой и глобусом.

Просмотр презентации о Москве

Беседы «История Москвы».

Стихи и песни о Москве.

ФЕВРАЛЬ

ДАТА

ТЕМА НЕДЕЛИ

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

РАБОТА С ДЕТЬМИ

1-я неделя

Наша армия  родная

Продолжать расширять представление детей о Российской армии; обобщить: наша армия – армия – освободительница, миролюбивая и гуманная.

Беседа «Российская армия»; оформить макет «Наша армия сильна».

2-я неделя

Военные профессии

Формировать интерес к современным родам войск, уточнить представление о них; дать знания о российской армии, вызвать желание быть похожими на сильных и смелых российских воинов.

Рассматривание картин «Защитники Отечества».

Чтение стихотворений о Родине, пословицы и поговорки о военных профессиях, чтение художественной литературы

Д/игра «Военные профессии»

3-я неделя

Богатыри Земли русской

Расширять знания детей о силе и славе богатырей; способствовать проявлению интереса к историческим событиям и личностям, первым защитникам земли Русской, познакомить детей с понятием «былина», с героями былин – Ильёй
Муромцем, Добрыней Никитичем, Алёшей Поповичем; дать представление об их одежде;
вызвать интерес к языку былин, чувство гордости за богатырскую силу России, желание подражать богатырям.

Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря» Слушание и чтение в записи былин об Илье Муромце, Никите Кожемяке. Развлечение «Папа и я- русские богатыри»

4-я неделя

День защитника Отечества

Формировать чувство уважения к вооруженным силам России, к подвигу наших соотечественников по защите Родины; прививать внимательное, заботливое отношение к близким.

Развлечение «День защитников Отечества», изготовление подарков для пап и дедушек

Сюжетно-ролевые игры: «Мы - военные», «Разведчики».

МАРТ

ДАТА

ТЕМА НЕДЕЛИ

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

РАБОТА С ДЕТЬМИ

1-я неделя

Мы друзья природы

Формировать элементарные  представления об окружающем мире. Уточнить и расширить знания детей о растениях, животных, птицах, насекомых: различать по внешнему виду, правильно их называть. Познакомить детей с правилами поведения на природе.  Формировать первоначальные навыки безопасного поведения в природе, учить видеть красоту природы;

Рассматривание иллюстраций всех времен года, рассматривание книг о природе, животных, птиц, насекомых, рыб, деревьях. Чтение рассказов по желанию детей. Дидактическая игра «Что было бы, если из леса исчезли…». Экологическая викторина "Знатоки природы"

2-я неделя

Земля – наш общий дом

Формировать духовно-нравственные отношения и чувство сопричастности к родной стране, к природе родного края, представления о земле и жизни людей на земле. Сформировать у детей понятие о Земле как планете.

Уточнить знания детей о природных ресурсах нашей планеты.

Рассматривание иллюстраций, плакатов, альбомов на тему: «Земля- наш общий дом!», «Берегите природу!»;

Рисование «Планета Земля- глазами детей», аппликация «Эмблема к Дню Земли»,

коллективная работа «Пусть всегда будет солнце!»

Оформление выставки детского творчества «Планета Земля- глазами детей»

Акция «Украсим Землю цветами» (посадка рассады для клумб)

3-я неделя

Мы знаем и любим природу

Развивать познавательный интерес к природе, желание активно изучать природный мир; обогащать представление детей о природе края, его природных зонах, многообразии природного мира, причинах природных явлений, особенностях животных и растений, о взаимодействии человека и природы; воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.

Беседы о животных и растениях родного края, рассматривание иллюстраций, целевые прогулки. Экскурсия (вместе с родителями в краеведческий музей г. Саранска). Занятие, беседы о жизни животных в лесу, рассматривание иллюстраций.

Д/и «С какого дерева листок», «Узнай по описанию», «Чьи припасы», «У кого какой домик», «Зеленая аптека».

4-я неделя

Экологические проблемы. Родники

Сформировать у детей осознанно – правильного отношения к природным

явлениям, окружающим объектам, к себе и к своему здоровью. Уточнить роль человека в сохранении ресурсов природы.

Беседы «Дом–жилище человека», «Дом-природа», «Почему нельзя загрязнять почву». Просмотр обучающего фильма «География для самых маленьких». Рассказ о значении воды в нашей жизни, о необходимости бережного отношения к ней, значение воздуха в жизни всего живого. Просмотр мультфильма «Краденое солнце»

АПРЕЛЬ

ДАТА

ТЕМА НЕДЕЛИ

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

РАБОТА С ДЕТЬМИ

1-я неделя

Памятные места моего города

Продолжать формировать патриотические чувства, познакомить с героями-защитниками и памятниками города Рузаевки. Познакомить с героями Великой Отечественной войны, чьими именами названы улицы нашего города. Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений исторических фактов.

Выставка рисунков «Мой любимый город». Беседы на тему: «Мы празднуем день рождения города», «Город, в котором мы живем». «Достопримечательности города».

Чтение и разучивание стихов о городе, слушание и разучивание песен о нашем городе.

Дидактическая игра «Разрезные картинки».

Разгадывание загадок, слушание сказки про Куйгорож, чтение стихотворений на мордовском языке,  мордовская подвижная игра «Руцяняса.

2-я неделя

Волшебный мир ремесел

Закрепить и обобщить знания детей о мордовских народных промыслах, средствами эстетического воспитания формировать чувство восхищения творениями народных мастеров.

Занятия, беседы о мордовских народных промыслах,

Лепка, декоративное рисование предметов мордовского быта

Аппликация «Мордовские украшения», «Оберег»

.Дидактические игры «Вещи заблудились» «Театр народного костюма» 

Беседа об игрушках Мордовии, рассматривание народных кукол (Мокшаночка, Эрзяночка, Матрешка), рассказ о селе Подлесная Тавла и о народном промысле, игра «Клубочек» (слова приветствия на мордовском языке).

Отгадывание загадок.

3-я неделя

Полезные богатства края

Развивать интерес к истории родного города, любознательность, расширять кругозор; развивать знания детей о богатствах Мордовии, её природе и животном мире,

Беседа о водоемах Мордовии, о значении рек и других водоёмов в природном мире и жизни человека, Рассматривание карты Мордовии, рассматривание картинок различных водоемов, лесов и их обитателей, Малоподвижная игра «Ручеек и озеро». Дидактическая игра «Посмотри на картинку и назови обитателя», «Сложи герб», «Раскрась узор», «Разрезные картинки». Проводится беседа о Красной книге Мордовии, дидактическая игра «Можно или нельзя», экологический тренинг.

Беседа о заповедниках Мордовии.

4-я неделя

Музеи Мордовии

 Воспитывать любовь, рассказать о самых красивых местах, его достопримечательностях.

Развитие ценностного отношения к мордовской культуре, истории родного края, развитие эмоционально-эстетической  сферы ребёнка.

Дать представление о значимости культурного наследия в формировании личности.

Дидактическая игра

«Раскрась узор», «Чей орнамент?»

 «Музей народных игрушек» «Театр народного костюма» «Одень куклу» 

Беседы на тему «Музеи Мордовии», «Достопримечательности»

Подвижная народная игра «Раю-раю»

Рассматривание иллюстраций, фотоальбомов.

МАЙ

ДАТА

ТЕМА НЕДЕЛИ

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

РАБОТА С ДЕТЬМИ

1-я неделя

Места, где природа рисует красоту

Формировать представление детей о красоте природы России и Мордовии;                            познакомить детей с назначением природных заповедников; воспитывать бережное отношение к природе,  патриотические чувства.

Беседы о заповедниках Мордовии России; рассматривание иллюстраций животных и птиц; Беседа «Любите землю-матушку».

Стихи и пословицы о родной сторонушке

2-я,

неделя

Прошлое и настоящее Мордовии

Расширять сведения о национально-региональных особенностях родного края; познакомить детей с родным краем, его историческим прошлым и настоящим, с достопримечательностями; воспитывать чувство уважения к далеким предкам, землякам; уважение к тем, кто создал культурные достопримечательности города; бережное отношение к истории родного края.

иллюстрации с изображением Старого Саранска, мордовской избы, рассматривание иллюстраций в книгах, изделий мордовских мастеров, материалов и альбомов, слайдов, плакатов, открыток; раскрашивание народных игрушек.

3-я неделя

По страницам Красной книги

Дать детям представление о Красной книгесформировать представление у детей о возникновении «Красной книги», с какой целью она была создана; познакомить с познакомить с некоторыми редкими животными и птицами. познакомить детей  в игровой форме с экологическими проблемами; учить сознавать ребёнком ценности многообразия окружающего Воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам;мира, своего места в нём.

Беседы, игры, презентация слайды с изображением редких и исчезнувших животных и растения.

4-я неделя

Экскурсии

Закреплять знания детей об основных достопримечательностях своего города и о природе Родного края; знакомить с правилами передвижения и походной жизни; формировать начальные туристические навыки и практические умения; выполнять правила поведения отдыхающих, туристов.

Рассматривание иллюстраций: расстановка палаток, складывание костра, утилизация бытовых отходов.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова «Мы живем в России», гражданско-патриотическое воспитание дошкольников /старшая группа/.
  2. Е. В. Симонова «Моя первая книга о России».
  3. «Моя Родина – Россия». Комплект из 5 книг для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Книга первая: «С древних времен до наших дней». Книга вторая: «Большая и малая Родина». Книга третья: «Природа и климат». Книга четвертая: «Народы. Костюмы. Праздники». Книга пятая: «На службе Отечеству. Выдающиеся личности».
  4. Т. И. Подрезова «Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ» /Патриотическое воспитание/.
  5. Л. А. Кондрыкинская «Дошкольникам о защитниках Отечества», /методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/.

6. Л. А. Кондрыкинская «С чего начинается Родина?», /опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ

    7. М. Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» /методическое пособие/

  1. Н. С. Голицына «Ознакомление дошкольников с социальной действительностью»
  2.  В. В. Эдемская «Электросталь. Рассказы о городе».
  3.  Степанов «Стихи о России».

  1. Мы в Мордовии живём» - примерный региональный модуль программы дошкольного образования.
  2. «Детский сад от А до Я» -  журнал №4, 2010
  3. «Валдоня» - программа и методические рекомендации
  4. Альбом «Мордовский народный костюм» / сост. Г. П. Прокина, М. И. Сурина, морд. Книжн. изд., 1990.
  5. «Мордовия. Народное искусство» / сост. Ю. Ф. Юшкин
  6. «Федот Васильевич Сычков – художник радости» - Н, Осянина, изд. Фонд «Открытая Мордовия, 2010, Саранск.
  7. С. Д. Эрьзя. Альбом. Автор-составитель М. Н. Баранова. Изд. 2-е. Саранск, 1989;
  8. Скульптор Эрьзя. Биографические заметки и воспоминания. Саранск, 1995


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по патриотическому воспитанию.

     В настоящее время в дошкольном воспитании и образовании используются несколько терминов, области значений которых пересекаются, но не являются идентичными.Это – патрио...

Перспективное планирование по патриотическому воспитанию "Знакомство с родным краем"

Перспективное планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с родным краем....

«Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание в детском саду.»

Подготовила воспитатель группы детей раннего возраста МДОУ №30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраст...

Перспективное планирование по музыкальному воспитанию в детском саду.

Перспективное планирование в подготовительной к школе группе на декабрь- тема "Здравствуй, зимушка- зима!"...

Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию в детском саду

Перспективный план разработан на основе комплексно-тематического планирования....