Народные игры для старших дошкольников
материал (подготовительная группа)

Грацилева Жанна Германовна

Данный материал может быть полезен музыкальным руководителям и воспитателям ДОУ. В нем содержатся игры: русских, мордовских и татарских народов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

            Народные игры для старших дошкольников

Игра «Продаем горшки»

(«Чулмак уены»)        

Содержание и правила игры.

Играющие разделяются на две группы. Дети-горшки, встав на колени или усевшись на пол, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок - хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:

Водящий: Эй, дружок, продай горшок!

Хозяин: Покупай.

Водящий: Сколько дать тебе рублей?

Хозяин:  Три отдай. (или 2 или 1)

Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.

Бегать разрешается только по кругу, не пересекая его. Бегущие не имеют права задевать других игроков. Водящий начинает бег в любом направлении. Если он начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо.

Добежавший первым становится за спиной «горшочка».

Мордовская игра «Карусель» («Шаромнесь»)

Дети становятся в круг, при этом держась за обруч или шнур со связанными концами. Задача детей – делать правильные движения, соответствующие словам песенки, которую читает взрослый:

Еле - еле, еле – еле

Закружились карусели,  

А потом, потом, потом,

Все бегом, бегом, бегом

Тише, тише, не спешите

Карусель остановите

Раз-два, раз-два… Вот и кончилась игра.

Дети стоят в кругу,  держа в руках ленточки карусели,

1.Савор, савор, саворне,    медленно идут по кругу  

Шары, шары, шоромнесь.
Меле, меле, сиденяста,

Шары, шары, шаромнесь   начинают двигаться по кругу легким бегом   

                                               под музыку бегут быстро

 2.Сате, сете ласькозня,      начинают замедлять движение

Лоткак, лоткак, шаромня.

Фкя-кафта, фкя-кафта,       поворачиваются в круг лицом, хлопают в ладоши

Лоткась шаромсь шарома.   прыгают на последние слова из круга

 Пробежав 2 – 3 круга, можно поменять направление и постепенно замедляя движение, закончить игру

Русская игра «Чурилки»

Цель: воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту.

Ход игры: 

Играющие выбирают двоих детей. Одному завязывают платком глаза, другому дают бубен (или колокольчик); затем ведут вокруг них хоровод и поют:

Колокольцы, бубенцы,

Раззвонились удальцы.

Диги-диги-диги-дон,

Отгадай, откуда звон?

После этих слов игрок с бубном начинает звонить и ходить в круге, а жмурка старается его поймать.

Как только жмурка поймает его, их меняют другие игроки. Игра продолжается.

Русская игра «Золотые ворота»

Цель: совершенствовать легкий бег, развивать ловкость.    

Ход игры: 

Участники игры делятся на тех, кто стоит в кругу, подняв сомкнутые руки. И тех, кто через эти ворота пробегают цепочкой (или по одному).

Стоящие поют:

Золотые ворота

Пропускают не всегда:

Первый раз прощается,

Второй – запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

«Ворота» закрываются и «ловят» того, кто остался в них. Оказавшиеся внутри круга, берутся за руки с образующими круг, увеличивая «ворота».

«В ключи»

(«Панжомнесэ» - эрз., «Пантемаса»- мокш.)

Играющих пять человек. На земле чертится квадрат, по углам дома садятся четыре играющих, а пятый стоит на середине. Он подходит к одному из сидящих игроков и спрашивает:

Дядя (тётя), у тебя ключи?

Тот отвечает, указывая на соседа:

Вон у дяди (тёти) спроси.

Так водящий обходит всех четверых. Последний ему советует:

Посередине поищи!

Водящий отходит в середину, а в это время остальные вскакивают и меняются местами. Водящий старается быстро занять чьё-либо место, пятый играющий опять остаётся без места. И игра повторяется сначала.

Правила игры. Меняться местами можно лишь тогда, когда ведущий отходит в середину. Уголок занимает тот, кто первым туда попал. Если кто-нибудь не поменяет место, то он становится водящим.

«Раю – раю»

Для игры выбирают двух детей – ворота; остальные играющие – мать с детьми. Дети-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:

Раю – раю. Пропускаю,

А последних оставляю.

Сама мать пройдёт                                       

И детей проведёт.

В это время дети, став паровозиком, за матерью проходят в ворота. Дети-ворота, опустив руки, отделяют последнего ребёнка и шепотом спрашивают у него два слова – пароль (например, один ребёнок – щит, другой – стрела). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встаёт в команду к тому ребёнку, чей пароль он назвал. Когда мать остаётся одна, ворота громко спрашивают у неё: щит или стрела? Мать отвечает и встаёт в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг е другу, берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей.

Правила игры: Дети не должны подслушивать или выдавать пароль.

«Ветер - ветерки»

«Варма-варминеть» (с бубном)

Содержание и правила игры.

Считалкой выбирают ведущего игры «ветра», остальные играющие - «ветерки». Ведущий начинает звенеть бубном. Если бубен звенит сильно, то «ветерки» быстро бегают по участку, сильно махая руками. Если бубен звенит тихо, то «ветерки» медленно кружатся на месте и красиво, изящно машут руками. Тот, кто неверно выполняет правила игры - исключается. Повторять игру можно 3-4 раза


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование русских народных традиций у старших дошкольников.

“ Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности   детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседн...

Роль народной игры в жизни дошкольника

Игра - самая любимая и естественная деятельность дошкольников. Игра сопровождает дошкольников в течение всего времени пребывания в детском саду.  Хороводные  и имитационные игры, игры с сюже...

"Роль народной игры в развитии дошкольников"

Консультация для воспитателей на тему: "Роль народной игры в развитии дошкольников"....

Роль народной игры в ознакомлении дошкольников с традициями и обычаями русского народа

В данной статье говорится о важности и необходимости приобщения детей к национальной культуре (традициям и обычаям) через народные игры. Даны рекомендации по использованию игр с целью развития определ...

Проект «Духовно-нравственное развитие старших дошкольников, через знакомство с русскими народными играми» в старшей группе (реализация проекта в рамках программы «Социокультурные истоки»)

Проект«Духовно-нравственное развитие старших дошкольников, через знакомство с русскими народными играми»в старшей группе(реализация проекта в рамках программы«Социокультурные истоки...

Интеллектуальная игра для старших дошкольников «Что?», «Где?», «Когда? Тема: «В мире русских народных сказок

Цель: расширить представление детей об интеллектуальных играх, развивать интеллектуальный и творческий потенциала дошкольников....

Интеллектуальная игра для старших дошкольников «Что?», «Где?», «Когда? Тема: «В мире русских народных сказок

Цель: расширить представление детей об интеллектуальных играх, развивать интеллектуальный и творческий потенциала дошкольников....