Познавательно-творческий проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Край, в котором мы живем» для детей старшего дошкольного возраста
проект (старшая группа)
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному городу, родной стране.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kray_v_kotorom_ya_zhivu.docx | 42.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4 «Росинка» комбинированного вида»
Познавательно-творческий проект
по нравственно-патриотическому воспитанию
«Край, в котором мы живем»
для детей старшего дошкольного возраста
Разработан:
Генрих Ириной Владимировной –
высшая квал. категория
Баташевой Надеждой Николаевной –
первая квал. категория
г. Шарыпово
2021г.
Актуальность:
“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”
К. Симонов.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному городу, родной стране. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально - региональный компонент. Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они - граждане России, маленькие россияне. Для этого лучше всего начать знакомить детей с малой родиной - местом, где они живут, где они родились, где живут их близкие; познакомить с историей, природой, культурой родного края, воспитать потребность и желание участвовать в делах на благо людей и природы.
Мы хотим, чтобы детям, город, край в котором они живут, стал родным и любимым!
Тип проекта: групповой, познавательно – творческий.
Продолжительность проекта: долгосрочный на год
Участники проекта.
Участниками проекта являются:
дети старшей группы компенсирующей направленности – 10 человек;
педагоги: воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель; руководитель по физической культуре, родители детей.
Цель проекта:
Воспитание чувства патриотизма, гордости за свой край, формирование нравственных ценностей.
Задачи проекта:
1) Обучающие:
- сформировать у детей первоначальные представления о родном крае: история, символика, достопримечательности, Красноярска и городов края;
- познакомить с именами тех, кто основал и прославил город Красноярск и край;
- познакомить детей с представителями коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Красноярского края. Рассказать о жизненном укладе, традициях, обычаях.
- расширить знания детей о флоре и фауне Красноярского края;
- закрепить знания о знакомых улицах, где находится дом, детский сад, пути следования от дома до детского сада;
- обогатить развивающую предметно-пространственную среду в группе для организации познавательной деятельности;
- активизировать родителей к участию в совместных с детьми мероприятиях по ознакомлению с родным краем.
2) Развивающие:
- развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желания сохранять и приумножать богатства города, края;
- развивать интерес детей к познанию о родном крае;
- пополнить словарный запас детей старшего дошкольного возраста по теме проекта.
3) Воспитательные:
- воспитывать интерес к родному краю, желание изучать историю, географию, природу Красноярского края.
- воспитывать любовь к родному городу, умение видеть прекрасное, гордиться им;
- воспитывать чувство гордости за своих земляков, которые прославили свой город;
- воспитывать у детей любовь к природе, желание беречь и защищать ее.
Предполагаемый результат:
В результате совместной деятельности воспитателей, родителей и детей созданы:
− альбом детских рисунков «Животные Красноярского края»;
− альбом детских рисунков «Птицы Красноярского края»;
− дети получат первоначальное представление о Красноярском крае;
− самостоятельно смогут рассказать о своем городе, крае.
Подготовительный этап. (Сентябрь – октябрь)
Задачи подготовительного этапа:
• Подбор методической, научно-популярной литературы;
• Составление плана работ над проектом;
• Подбор наглядного и дидактического материала;
• Разработка тематических бесед;
• Подбор литературы, дидактических и сюжетно-ролевых игр;
• Планирование экскурсии по исторически-значимым местам родного города;
Формы работы:
• Разработка конспектов с использованием методов развивающего обучения: «Край, в котором мы живём»
• Создание предметно-развивающей среды: оформление центра «Мой край», разработана презентация «Красноярские Столбы», собрана художественная литература для детей Красноярских авторов, создана картотека подвижных игр коренных народов, собраны загадки, пословицы и поговорки, сказки народов проживающих на территории края.
Основной этап. (ноябрь – май)
Задачи основного этапа.
• Обобщить знания о природе Красноярского края на «Литературной лужайке;
• Познакомить с творчеством Сурикова Василия Ивановича;
• Расширить знания детей о родном городе посредством проведения экскурсии по историческим местам;
• Прививать любовь и бережное отношение к природе родного края;
Формы работы:
Развитие речи:
• − беседы презентации: «Край, в котором мы живём», «Известные люди, прославившие наш край», «Коренные жители севера».
Ознакомление с художественной литературой:
• чтение сказок, легенд коренных народов Севера.
• чтение стихов о Красноярском крае.
Познавательная деятельность:
• НОД презентация «Путешествие по городам Края»; «Север края»; «Природа нашего края»;
• фото-экскурсия по г. Ачинску;
• знакомство с декоративно-прикладным искусством народов края;
• рассматривание карты Красноярского края, фотографий, национальных костюмов коренных народов края;
• просмотр видео презентаций: «Истоки возникновения Красноярский край», «От края до края!».
Художественно – эстетическая деятельность:
выставка детских рисунков, «Животные Красноярского края»,
«Птицы Красноярского края»;
Работа с родителями:
• беседы и консультации по темам проекта;
• оформление альбомов детских рисунков «Животные Красноярского края», «Птицы Красноярского края»;
• привлечение родителей к участию в проведении тематических развлечений.
Поставленные задачи реализуются во всех видах детской деятельности: в играх, в труде, в быту, в НОД (кругозор, художественно-творческая деятельность, познание, музыка), во время прогулок.
Заключительный этап (май)
Задачи заключительного этапа:
• Обобщение результатов проекта;
• Создание фотоальбома совместно с родителями «Любимый уголок города и края"
Продукт проекта:
- альбом детских рисунков «Животные Красноярского края»;
− альбом детских рисунков «Птицы Красноярского края»;
- фотоальбома совместно с родителями «Любимый уголок города и края".
План работы
Сентябрь | ||||||||
Дата | Тема | Программное содержание | Работа с детьми | |||||
1 неделя | Проведение мониторинга. | Определение первичного уровня знаний детей. | Беседы с детьми, игры. Наблюдение за взаимоотношениями детей в группе. Анкетирование родителей. | |||||
2 неделя | Моя улица. Мы Шарыповцы. | Формировать у детей интерес к своей малой родине, улицам, жилым домам. Закреплять знание домашнего адреса. Учить правилам безопасного перехода через дорогу. Расширять знания детей о родном городе. Познакомить с историей появления города. Познакомить с понятием «Малая Родина». | Беседы о родной улице. Целевая прогулка. Пословицы и поговорки. Загадки о правилах дорожного движения. Рисование: «Моя дорога в детский сад». Рассматривание карты города. Беседы о градообразующем предприятии и его назначении. Экскурсия к памятникам. | |||||
3 неделя | История Красноярского края. | Познакомить детей с картой Красноярского края. Побуждать интересоваться историей родного края. Формировать первоначальные представления об обычаях и традициях Красноярского края. | Рассматривание карты Красноярского края. Беседы о Красноярском крае. Рассматривание альбома «Край, мой любимый край». | |||||
4 неделя | Транспорт нашего города. Транспорт наших предков. | Расширять знания детей о разнообразии видов транспорта родного города. Знакомить со специальным транспортом, использованным при строительстве ГЭС. Воспитывать уважение к труду транспортных профессий. Знакомить детей с развитием транспорта у наших предков. Расширение знаний о лошадях как о первых помощниках в работе крестьян. | Беседы о городском транспорте. Целевые прогулки, наблюдения. Рассматривание иллюстраций. Чтение произведений о профессиях, загадки про транспорт. Аппликация: «Автобус». Дидактическая игра: « Кто чем управляет» Просмотр обучающего м/ф: «История транспорта». Чтение литературы о развитии транспорта. | |||||
Октябрь | ||||||||
Дата | Тема | Программное содержание | Работа с детьми | |||||
1 неделя | Осень в нашем городе. Знакомство с биографией красноярского писателя В.П. Астафьевым. | Развивать у детей любовь к родной природе, её красоте. Пробуждать эстетические чувства. Воспитывать умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними. Познакомить с биографией В.П. Астафьева, показать его портрет. | Беседы об осенних приметах в родном городе. Целевая прогулка. Рисование осенних пейзажей. Чтение произведений об осени. Составление осеннего букета. Дидактическая игра: «Когда это бывает». Знакомство с книгами В.П. Астафьева, его портретом. Рассматривание иллюстраций к книгам. Чтение повести «Царь-рыба». | |||||
2 неделя | Какой урожай собирают в нашем крае? Что делали в старину осенью? | Расширять знания об овощах и фруктах произрастающих в нашем крае. Знакомить со способами уборки урожая. Знакомить детей с бытом русского народа, с основными занятиями крестьян. Расширять знания детей об овощах и фруктах, которые выращивали наши предки. | Беседы о сборе урожая в семьях детей. Рассматривание сюжетных картин о сборе урожая овощей и фруктов. Загадывание загадок об овощах и фруктах. Работа по сбору урожая в огороде. Рисование на тему: «Что можно делать осенью?». Просмотр обучающего фильма: «Зачем нужны витамины». | |||||
3 неделя | Малые народности рядом с нами. Чтение сказания М.К. Доброва «Красная лисица» | Познакомить детей с особенностями жизни людей малых народностей, характером их занятий. Формировать интерес и любовь к своей малой родине. Знакомить с произведениями красноярского сказителя М.К. Доброва. Воспитывать любовь к литературе родного края. | Беседы о жизни людей малых народностей, рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений, литературы о жизни этого народа, красоте русской природы. Дидактические игры: «В городе, в деревне», «Деревня городу». Рассматривание иллюстраций к произведению. Беседы по содержанию. Рисование иллюстраций. | |||||
4 неделя | Флора и фауна Красноярского края | Расширять представления детей о флоре и фауне края. Формировать основы экологического мировоззрения. Знакомить с многообразием мира птиц, животных и растений Красноярского края. Систематизировать знания о зимующих и перелётных птицах. Расширять знания о птицах живущих рядом с нами и ждущих помощи от нас. Воспитывать любовь ко всему живому. | Беседы о флоре и фауне Красноярского края. Рассматривание Красной книги края, альбомов с изображением животных, птиц, насекомых, растений. Дидактические игры: «У кого какой домик», «Узнай по описанию». Знакомство с презентацией: «Наше достояние – заповедник «Столбы». Рассматривание фотоальбомов с флорой и фауной заповедника. Аппликация: «Совёнок». | |||||
Ноябрь | ||||||||
Дата | Тема | Программное содержание | Работа с детьми | |||||
1 неделя | Человек без роду, что дерево без корней. | Закреплять представление детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях. Дать представление о родословной. Знакомить с иерархией в семьях наших предков. | Беседы о членах семьи, семейных праздниках, семейном отдыхе. Фотовыставка: «Моя семья». Рисование: «Мои бабушка и дедушка». Составление генеалогического древа. | |||||
2 неделя | Традиции моей семьи. «Красна изба углами». | Знакомить с понятием «семейные традиции». Расширение знаний о семье. Воспитание уважения и любви к родным. Познакомить детей с устройством крестьянской избы, с мудростью предков, с продуманностью быта людей. Воспитание уважения к предкам, к своей истории. | Беседы о важности семейных традиций. Чтение произведений литературы о семье, предках, семейных праздниках. Рисование на тему: «Праздник в моей семье». Знакомство с презентацией: «Крестьянская изба». Рассматривание альбомов на тему: «Быт крестьянина». Экскурсия в краеведческий музей. | |||||
3 неделя | Забавы вокруг печки. | Знакомить детей с бытом русского народа, с печкой – главной частью избы. Формировать образную речь с использованием пословиц и поговорок. Воспитывать любовь к своей Родине. | Беседы о самом важном предмете дома – печке. Анализ знакомых сказок, в которых упоминается о русской печи. Рассматривание макета печи и печной утвари. | |||||
4 неделя | «Щи да каша пища наша» Хлеб всему голова. | Познакомить со спецификой еды наших предков, с особенностями её приготовления. Воспитывать интерес к прошлому. Закреплять знания о том, что хлеб – это одно из самых главных наших богатств, его очень трудно вырастить. Познакомить детей с трудом хлеборобов. Воспитывать чувство уважения к труду и бережное отношение к хлебу. | Знакомство с разнообразными крупами. Рассматривание посуды для приготовления пищи. Беседы по теме. Знакомство с книгами о труде хлеборобов. Рисование на тему: «Хлеб». Просмотр обучающего фильма: «Хлеб всему голова». | |||||
Декабрь | ||||||||
Дата | Тема | Программное содержание | Работа с детьми | |||||
1 неделя | Красноярский заповедник. Чтение сказки В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». | Познакомить детей с обитателями Красноярского заповедника. Расширять знания о животных и растениях родного края. Воспитывать любовь к животным, желание их защищать. Знакомить детей с произведением красноярского писателя В.П. Астафьева. Воспитывать любовь к художественному слову. | Рассматривание фотографий Красноярского заповедника. Рисование животных, обитающих в заповеднике. Рассматривание иллюстраций к произведению. Беседы по содержанию. Рисование иллюстраций. Настольная игра: «Прогулка по заповеднику Столбы». | |||||
2 неделя | Что делали в старину зимой? Как строился наш город. | Расширять знания детей о быте русского народа. Знакомить с понятиями «зимние посиделки», «зимние гулянья». Развивать интерес к прошлому. Знакомить с историей строительства города. Расширять знания об улицах города, истории названий улиц. Воспитывать любовь к родному городу. | Рассматривание сюжетных картин. Рассказ воспитателя. Рисование и чтение литературы на тему: «Зимние забавы». Рассматривание фотоальбома: «Когда деревья были маленькие». Рассказ воспитателя. | |||||
3 неделя | Видео-экскурсия по достопримечательностям города. | Закрепление знаний о родном городе и его достопримечательностях. Формировать патриотические чувства. | Экскурсии, целевые прогулки. Рассматривание альбомов, фотографий с видами родного города. Составление рассказов о городе. Конструирование: «Мой город». | |||||
4 неделя | Рождественские праздники, народные традиции и культура края. | Дать представление о народных традициях и культуре России. Воспитывать чувства любви и гордости за свою страну. | Рассказ воспитателя о народных традициях и праздниках на Руси. Рассматривание иллюстраций. Продуктивная деятельность: «Поздравительная открытка». | |||||
Январь | ||||||||
Дата | Тема | Программное содержание | Работа с детьми | |||||
1 неделя | Проведение промежуточного мониторинга. | Выявление уровня знаний детей. | Беседы, игры с детьми. | |||||
2 неделя | Знакомство с биографией и творчеством красноярского художника В.И. Сурикова. Деревья нашего края. | Знакомить детей с биографией художника В.И. Сурикова. Знакомить детей с природой Красноярского края, его заповедными лесами, дубравами. | Беседы по содержанию. Рассматривание картин красноярского художника. Рассматривание иллюстраций и фотографии с изображением деревьев заповедных лесов Красноярского края. Рисование деревьев нашей местности. | |||||
3 неделя | Водоёмы Красноярского края. «Енисей-батюшка». | Формировать интерес к малой родине. Воспитывать чувство любви и гордости за Красноярский край. Закреплять знания о названии водоемов родного города, реки. Расширять представления детей о природных богатствах России. Побуждать детей восхищаться красотой реки Енисей. | Рассматривание карты Красноярского края, фотографий Енисея, Изыр-су и др. рек. Рисование: «Енисей – наша река». Беседы о малой Родине, рассматривание иллюстраций, фотографий с видами р. Енисей. Чтение литературы, решение экологических задач. | |||||
Февраль | ||||||||
Дата | Тема | Программное содержание | Работа с детьми | |||||
1 неделя | Народный костюм Красноярской губернии. Вышивка мастериц Красноярского края. | Знакомить детей с национальным костюмом жителей Красноярской губернии, его цветовой гаммой, способами украшения. Вызвать у детей интерес к изделиям рукодельниц Красноярского края. Познакомить детей с вышивкой Красноярских мастериц, ее особенностями, цветовой гаммой. Рассмотреть предметы одежды и иллюстрации, где встречается вышивка. | Рассматривание предметов одежды, иллюстраций с изображением костюма жителей Красноярской губернии. Рассматривание предметов одежды и иллюстрации костюмов жителей Красноярской губернии. Рассматривание рушников ручной работы. | |||||
2 неделя | Как наши предки защищали Родину. День Защитников Отечества. | Знакомство с боевыми традициями нашего народа, воспитывать уважение к защитникам Родины. Знакомить с былинными героями. Формировать чувство уважения к защитникам Родины, развивать патриотические чувства. | Беседы. Чтение художественных произведений о защитниках Родины. Рисование на тему: «Наши богатыри». Праздник для детей и родителей. Разучивание стихов, песен. Изготовление подарков для пап и дедушек. Чтение худ. литературы, произведений о подвигах наших соотечественниках в годы ВОВ. | |||||
3 неделя | Предприятия и организации нашего города. | Знакомить детей с основными предприятиями нашего города. Закреплять знания о месте работы родителей. | Знакомство с медиа презентацией: «Предприятия нашего города». Рассказы детей о предприятиях, на которых работают родители. Экскурсия в пожарную часть. | |||||
4 неделя | Знаменитые люди нашего города. | Познакомить детей со знаменитыми земляками, первыми строителями города, участниками Великой Отечественной Войны. Воспитывать уважение к труду и подвигам. | Рассматривание книги: «Родной край». Рассказ воспитателя о знаменитых людях Красноярского края. | |||||
Март | ||||||||
Дата | Тема | Программное содержание | Работа с детьми | |||||
1 неделя | Масленица. | Знакомить с традициями русского народа, его фольклором, традициями. Воспитывать любовь к природе, уважение к традициям. | Праздник «Масленица». Разучивание закличек, обрядовых песен. Рассматривание иллюстраций: «Народные гулянья». Чаепитие с блинами. | |||||
2 неделя | Музыкальная жизнь края. | Познакомить детей с историей развития музыкального искусства края. | Рассказ воспитателя о музыке края и музыкальной жизни. Прослушивание народных песен края. Музыкальное развлечение: «Уж вы гуси, мои гуси». | |||||
3 неделя | Мама – первое слово. | Средствами эстетического воспитания формировать в сознании детей образ мамы как самого дорогого человека. Побуждать детей восхищаться красотой, добротой мамы. Ценить ежедневную заботу мамы о своей семье. | Праздник для мам и бабушек. Разучивание стихотворений, песен. Изготовление подарков для мам и бабушек. Выставка: «Золотые руки мамы!». | |||||
4 неделя | Что делали в старину весной? Что сажают в нашем крае. | Расширять знания детей о быте русского народа. Знакомить с работами проводимыми весной, с растениями которые сажают в нашем крае. Развивать интерес к прошлому. Расширять знания детей о посадке растений на огородах и в полях. Познакомить с уникальностью почвы Красноярского края. Воспитывать любовь к труду. | Рассказ воспитателя. Рисование на тему: «Что можно делать весной?». Рассматривание сюжетных картин. Работа в огороде. Рассказ воспитателя. Рассматривание сюжетных картин о посадке культур. | |||||
Апрель | ||||||||
Дата | Тема | Программное содержание | Работа с детьми | |||||
1 неделя | Вслед за солнышком. | Познакомить детей с понятием «народный календарь», сравнить с гражданским календарём. Знакомить детей с народными приметами и поверьями. | Рассматривание календаря. Беседы о необходимости слежения за погодой. Дидактическая игра: «Когда это бывает?» Заучивание народных примет. | |||||
2 неделя | Лекарственные растения родного края. | Расширять представления детей о природе родного края. Побуждать восхищаться красотой родной природы. Познакомить с лекарственными растениями Красноярского края и их применением в лечебных целях. | Беседы о природе родного края. Рассматривание Красной книги Красноярского края, альбомов с иллюстрациями лекарственных растений. Дидактическая игра: «Зелёная аптека». | |||||
3 неделя | Красноярские игрушки. | Знакомить с игрушками красноярских мастеров. | Рассматривание альбома: «Чем славится Красноярский край?». Аппликация: «Моя любимая игрушка». | |||||
4 неделя | Символы нашего города. | Знакомство детей с символами города. Формировать уважительное отношение к государственным и городским символам, познакомить с символическим значением герба, цветом флага. | Рассказ воспитателя. Рассматривание государственного герба и флага РФ, герба и флага родного города. Рассматривание герба на монетах, документах. Аппликация: «Наш флаг». Дидактические игры: «Узнай наш герб», «Узнай наш флаг». | |||||
Май | ||||||||
Дата | Тема | Программное содержание | Работа с детьми | |||||
1 неделя | « И помнит мир спасённый…» | Формировать чувство уважения к защитникам Родины. Знакомить детей с героями Великой Отечественной войны на примере наших земляков. Рассмотреть фотографии, открытки на которых запечатлены монументы, памятники, воздвигнутые в честь защитников Отечества, павших в боях. Воспитывать у детей чувство патриотизма. | Поход на Площадь победы, возложение цветов. Праздник для детей и родителей, заучивание стихов и песен. Изготовление подарков для ветеранов. Чтение худ. литературы о подвигах в годы ВОВ. Рассматривание открыток и фотографий с изображением мемориалов города. Рисование на тему: «Спасибо деду за победу». | |||||
2 неделя | Насекомые нашего края. | Продолжать знакомить детей с природой и насекомыми Красноярского края, напоминать о бережном отношении к ним. Учить эмоционально откликаться на красоту цветов. Воспитывать в детях доброту и любовь к природе. | Рассматривание насекомых на прогулке. Рисование насекомых. Чтение книг о насекомых Красноярского края. Просмотр обучающего фильма: «Насекомые». | |||||
3 неделя | Турнир знатоков Родного края. | Обобщить и систематизировать полученные знания детей о родном крае, его истории, фольклоре, искусстве и достопримечательностях. | Проведение викторины. | |||||
4 неделя | Проведение итогового мониторинга. | Определение уровня знаний детей. | Беседы с детьми, дидактические игры. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта «Воспитание познавательного интереса к книжной графике у детей старшего дошкольного возраста».
Презинтация проекта, который познакомит с творчеством художников-иллюстраторов Е.B. Чарушина, В.Г Сутеева, В.М. Конашевича, Е.М. Рачева, И.Я. Билибина, Ю.А. Васнецова....
Проект «Воспитание познавательного интереса к книжной графике у детей старшего дошкольного возраста».
Данный проект позволит сформировать у детей интерес к книге с помощью книжной графики, познакомит с творчеством художников-иллюстраторов Е.B. Чарушина, В.Г Сутеева, В.М. Конашевича, Е.М. Ра...
Проект по теме "Использование средств художественно-эстетического воспитания в формировании основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста"
Проект направлен на формирование у дошкольников знаний и практических навыков безопасного поведения на железной дороге...
Конспект занятия по развитию речи "Край, в котором мы живём" для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: Закрепить знания детей о Ханты-Мансийском крае.Задачи:Коррекционно-образовательные: Продолжать знакомить детей с природными богатствами и с достопримечательностями родного края, традициями корен...
Комплексное занятие «Дом, в котором я живу» для детей среднего дошкольного возраста
Цель: помочь детям осознать степень важности знания своего домашнего адреса. Объяснить в какую проблемную ситуацию можно попасть не зная своего адреса. Учить изображать прямоугольные формы, рисовать в...
«Нравственно-патриотическое воспитание через ознакомление с русской народной культурой детей старшего дошкольного возраста»
Материал о нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольниками, который раскрывает цели. задачи, этапы реализации, результаты мониторинга...
Проект по по патриотическому воспитанию "Край в котором мы живем"
Патриотическое воспитание...