Рабочая программа по образовательной деятельности "Бурятский язык"
рабочая программа (старшая группа)

Долгор Ганжурова

Рабочая программа по обучению детей старшего дошкольного возраста разработа в соответствии:

- С основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ г. Улан – Удэ «Детский сад № 112 «Сибирячок»

-С учётом комплексной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

- С Законом Республики Бурятия «О языках народов РБ». От 10.06.1992г за № 221-х 11.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Улан – Удэ «Детский сад № 112 «Сибирячок» комбинированного вида»

Рассмотрено и принято                                                        Утверждаю:        :

на педагогическом совете № 1                                            Заведующая МБДОУ г. Улан - Удэ

«_____»____________2020 г.                                              «Д / с № 112 «Сибирячок»

Протокол педсовета №_____                                               _______________Турунхаева А. П.

от «____»__________2020 г.                                                Приказ №

                                                                                                 «_____»_____________2020 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Образовательной деятельности «Бурятский язык»

на 2020 - 2021 учебный год

Составитель:

Ганжурова Долгор Кимовна

Учитель бурятского языка

Улан – Удэ, 2020

Содержание образовательной программы

Разделы

Содержание разделов

Страница

Целевой

Содержательный

Организационный

Пояснительная записка

Планируемые результаты освоения РП

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлением развития ребенка, представленной образовательной области «Бурятский язык»

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации РП

Описание материально – технического обеспечения РП, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Специфика организации и содержание традиционных событий, праздников, мероприятий.

Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды

3

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Рабочая программа образовательной деятельности «Бурятский язык» для старших и подготовительных к школе групп на 2017 – 2018 учебный год. Настоящая программа по обучению детей старшего дошкольного возраста бурятскому языку разработана в соответствии:

- С основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ г. Улан – Удэ «Детский сад № 112 «Сибирячок»

-С учётом комплексной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

- С Законом Республики Бурятия «О языках народов РБ». От 10.06.1992г за № 221-х 11.

И на основе:

- Буряад хэлэн. Ород хэлэтэй сэсэрлигтэ хэрэглэхэ программа. С. Ц. Содномов, Ж.Ё. Раднаева. Улан – Удэ «Бэлиг» 2003 г.

- Учебно – методический комплекс «Амармэндэ –э!». Г – Х, Ц. Гунжитова, О. А. Дареева, Б. Д. Шожоева. Улан – Удэ «Бэлиг» 2014 г.

Данная рабочая программа рассчитана на два года обучения старший дошкольный возраст (5-6 лет) – старшая группа, (6 – 7 лет) – подготовительная к школе группа.

  Язык – это духовная основа существования любой нации. Он является существенным элементом культуры любого народа, открывает непосредственный доступ к духовному богатству, повышает уровень общего гуманитарного образования, также является средством межкультурной коммуникации. Таким образом, сохранение и развитие нации прежде всего связано с сохранением и функционированием ее языка. Беречь и развивать свой родной язык и с уважением относиться к другим языкам – долг и обязанность каждого гражданина.

Обучение бурятскому языку детей дошкольного возраста создают большие возможности для решения задач воспитательного и общеразвивающего характера; воспитания патриотических чувств и толерантности; развития памяти, внимания, воображения, мышления и т.д.

Цель программы: создание условий для формирования высокого уровня мотивации ребёнка-дошкольника к изучению бурятского языка через использование разнообразного, доступного для освоения ребёнком-дошкольником языкового материала;

Достижение цели осуществляется путём решения следующих задач:

Образовательные:

  • приобщить ребенка к самостоятельному решению коммуникативных задач на бурятском языке в рамках изученной тематики;
  • формировать у воспитанников речевую, языковую, социокультурную компетенцию;
  • развивать элементарные языковые навыки и умения;
  • формировать умения понимать несложные команды учителя и реагировать на ряд элементарных вопросов;
  • познакомить с основными звуками фонетического строя языка;
  • развивать языковую память (фотографическую, образную, графическую, словесную) и творческие способности;
  • Совершенствовать диалогическую речь: творчески использовать языковой материал, организуя воображаемые сказочные ситуации по мотивам произведений фольклора и детской литературы.

Развивающие:

  • развивать мышление, память, воображение, волю;
  • расширять кругозор воспитанников;
  • формировать мотивацию к познанию и творчеству;
  • ознакомить с культурой, традициями и обычаями народов Республики Бурятия;
  •  развивать фонематический слух;

Воспитывающие:

  • воспитывать уважение к языку, традициям, обычаям народа проживающих на территории Бурятии;
  • воспитывать чувство толерантности;
  • развивать умения и навыки работы в большой группе (12–14 человек) и в малых группах по 5–6 человек, умение работать в команде.

При разработке программы учитывались следующие принципы обучения бурятскому языку детей дошкольного возраста:

  • комплексная реализация целей: коммуникативная, развивающая, воспитывающая;
  • коммуникативной направленности;
  • осознанного владения бурятским языком;
  • наглядности.

Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата обучения, овладение детьми бурятским языком на элементарном уровне, как средством общения.

1.2. Планируемые результаты освоения рабочей программы

Планируемые результаты освоения Рабочей программы детьми старшей группы (5 – 6 лет) в соответствии поставленным задачам:

  • формирование у детей познавательно коммуникативных интересов, интеллектуального развития;
  • Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической, грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической формы).
  • Практическое овладение воспитанниками нормами бурятской речи.
  • Воспитание толерантного отношения к интересам другого народа.

На этапе завершения освоения Рабочей программы должен:

  • Знать - символику своей страны, республики; о государственных языках своей республики; этикетных правилах приветствия и знакомства;

О населении проживающих в республике Бурятия, о традициях и культуре бурят: семейные традиции, бурятская национальная кухня, праздники и игры;

Правила поведения в детском саду, традиции детского сада, историю детского сада.

  • Иметь представление о том, что мы живём в многонациональной стране, о языках народов живущих на территории республики, о официальной символике Республики Бурятия, флоре и фауне Бурятии, о ближайшем окружении детского сада.
  • Уметь составлять небольшие предложения и рассказы о городе, отвечать четко, ясно на поставленные вопросы; рассказывать о себе, о своей семье, о друзьях на бурятском языке.

Планируемые результаты освоения Рабочей программы детьми подготовительной к школе группы (6 – 7 лет) в соответствии поставленным задачам:

  • Овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
  • Приучать детей проявлять инициативу с целью получения новых знаний.
  •  Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря на бурятском языке.
  •   Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи на бурятском языке.

На этапе завершения освоения Рабочей программы должен:

  • Знать – достопримечательностях региона в котором живут, культуру и традиции народов проживающих в Бурятии; Государственные символики России, Бурятии; значение слов повседневного этикета; слова обозначающие членов семьи, конкретные предметы, их признаки и свойства; несколько произведений бурятских писателей и народного фольклора; Об истории, работниках детского сада, о местонахождении детского сада, адрес.
  • Иметь представление -  Толерантности, принадлежности к единой многонациональной Родине; о средстве живого общения, необходимом людям различных национальностей; О бурятском языке, как средство общения бурят, возможности бурятского языка как межнационального общения; о значимости владения бурятским языком; О традициях, проводимых праздниках в детском саду.
  • Уметь – быстро и безошибочно находить нужные слова; пользоваться разными частями речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания; выражать свои мысли и желания; Употреблять знакомые слова (бурятские) на практике, в играх, совместной деятельности во время пребывания в детском саду и дома; Рассказывать о детском саде, о своих друзьях по группе на бурятском языке.

Освоение рабочей программы не сопровождается проведением промежуточных и итоговой аттестации детей. При её реализации проводится оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики (мониторинга).

Особенности проведения педагогического мониторинга

Диагностика речевого развития детей проводится 2 раза в год; вводная диагностика: сентябрь – октябрь; итоговая апрель – май на основе оценки степени освоения ребенком образовательной рабочей программы по бурятскому языку и используется при решении следующих задач:

  • Построении образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей развития ребенка;
  • Оптимизации работы с группой детей.

Педагогический мониторинг:

  • Не содержит каких – либо оценок развития ребенка, связанных с фиксацией образовательных достижений;
  • Учитывает представленные в рабочей программе целевые ориентиры, но не использует их в качестве основания для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Инструментарий для педагогического мониторинга – карты наблюдения.

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленной в образовательной области «Бурятский язык»

Содержание образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста дается по образовательной области «Бурятский язык» осуществляется через интегрированную общую образовательную деятельность 1 раз в неделю 4 ч. Общее количество – 36 часов в год. Задачи образовательной деятельности по обучению бурятскому языку, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения образовательной программы по бурятскому языку.

Длительность общей образовательной деятельности в старшей группе 20-25 мин., в подготовительной к школе группе 25- 30 минут. При этом решение программных образовательных задач по обучению бурятскому языку предусматривается не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов – как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.

Содержание образовательной деятельности по образовательной области

«Бурятский язык» в старшей группе (5-6 лет) Цель: 

Развитие у детей познавательно коммуникативных интересов, интеллектуального развития.

Задачи:

  • Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической, грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической формы).
  • Практическое овладение воспитанниками нормами бурятской речи.
  • Воспитание толерантного отношения к интересам другого народа

Темы

Кол.

часов

Программное

содержание

Формы и методы организации образовательной

деятельности.

Работа с родителями

Словарный минимум

1

Танилсая - познакомимся

1

Дать общее представление о государственных языках РБ.

Развитие познавательной мотивации, интереса к изучению бурятского языка

Беседа, дидактические игры:

«Назови правильно цвета», «Найди отличия»

Консультация в родительский уголок группы:

«Второй язык – в жизни дошкольника»

Сайн байн, баяртай, мэндэ, амар мэндэ, уулзатараа

2

Yглɵɵнэй мэндэ ɣхибɣɣд! –С добрым утром дети!

3

Познакомить детей с многообразием слов – приветствий и прощания.

Учить произносить разные формы с различными интонациями.

Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

Игровые упражнения:

«Здравствуйте, я пришёл», «У нас в гостях», «Весёлый язычок»;

Пальчиковая гимнастика: Здравствуй мой дружок.

Оформление уголка для родителей: Это интересно знать

 «Yгын шэдитэ хɣсэн» - «Волшебная сила слова».

Yглɵɵнэй мэндэ, Yдэрэй мэндэ, хɣлисэгты, дээшээ гарагты, hуугты, hайндаа, баярлаа, амаршалнаб.

3

Минии нэрэ, нэрэнɣɣдэй нюуса – Моё имя, тайна моего имени.

4

Формировать первичные гендерные представления (мальчик, девочка), сильные, смелые, нежные и т.д.

Учить детей знакомиться, называть своё имя, отвечать на вопросы учителя на бурятском языке.

Воспитывать уважительное отношение к друг другу.

Беседа «Что в твоём имени»? (О бурятских и русских именах).

Игровые упражнения:

«Узнай по голосу»,

«Кто к нам пришёл»,

«В гостях у Баярмы»

Пальчиковая игра:

«Доброе утро -Yглɵɵнэй мэндэ»,

Оформление уголка для родителей «Что в твоём имени».

Минии, шинии, би, нэрэ (нэрэтэйб, нэрэтэй), энэ, хɣбɣɣн, басаган, таба (табатайб, табатай), зургаа

(зургаатайб, зургаатай)

4

Миниии сэсэрлиг – Мой детский сад

4

Формировать представление о себе как об активном члене коллектива. Активизировать словарь по теме. Закрепить умение  связно и последовательно рассказывать о себе, о друзьях.

Прививать дружеские взаимоотношения в группе.          

Просмотр видео о своей группе, о детском саде.

Игровые упражнения:

«Кто что любит делать», «У нас в гостях Баяр».

Пальчиковая игра:

«Барбаадай»

Прослушивание песни «Нɣхэдɣɣд»

Фото выставка «Моя группа»

Сэсэрлиг,бидэ, нааада, нааданхай (нууд), дуратай (б, бди), нɣхэр, нɣхэдɣɣд, хɣɣхэлдэй, бɣмбэгэ;

Дабтаха: минии, шинии, энэ, басаган, хɣбɣɣн.

5

Минии бɣлэ – Моя семья

8

Дать необходимые знания о родственных отношениях в семье.

Развитие диалогической речи, умения составлять небольшие рассказы по схеме, по образцу учителя.

Воспитывать заботливое отношение к семье, закреплять чувство уверенности, защищенности.

Беседа «Для чего нужна семья».

Рассматривание семейных фотографий, составление рассказа.

Прослушивание песенки «Эжыдээ» слова Ц – Д. Дондогой.

Заучивание стихотворения «Эжыдээ», Ц – Д. Дондогой.

Организация выставки «Генеологическое древо моей семьи». (конкурс)

Бɣлэ, эжы, аба, ɣбгэн аба (баабай), хɣгшэн эжы, нагаса эжы, Дɣɣ хɣбɣɣн, дɣɣ басаган, аха (й),

Эбтэй, дуратай, hайн, hайхан, урихан, хɣсэтэй, зоригтой, сэсэн, ехэ, бага.

6

Гэрэй амитад – Домашние животные

8

Формировать представление о традиционном быте животновода;

Развитие коммуникационных навыков, умение вести диалог, составлять небольшой описательный рассказ о своём любимом животном. Воспитывать гуманное отношение к животным.

Рассматривание книжки «Репкэ» УМК «Амар мэндэ»;

Игровые упражнения:

«Назови правильно»,

«Кого нет»? «Кто спрятался»?

Прослушивание стихотворения «Мɵɵдэй» Э. Дугарова. (стр 30.1)

Подвижные игра «Ботогон ба тэмээн»

Выставка рисунков «Моё любимое животное».

Совместное заучивание четверостиший о домашних животных на бурятском языке. (см. в тетради)

Гэрэй амитан (д),

Нохой, мисгэй, гахай, табан хушуу мал: хонин, морин, тэмээн, ямаан, ɣнеэн; тугал, эшэгэн, хурьган, унаган, ботогон.

Томо, жаахан, хɵɵрхэн.

7

Арадай аман ɣгэ, нааданууд – Устное народное творчество. Сагаалган – Белый месяц.

6

Знакомство с устным народным творчеством бурятского народа. Дать общее представление о традициях празднования народных праздников, о символике праздника Сагалган.

Развитие интереса к истории своего народа, к художественному творчеству и литературе.

Просмотр презентации «Белый месяц».

Чтение и драматизация сказки «Сэсэн хулгана».

Заучивание благопожеланий и стихотворений.

Игры: «Шагай»,

Алта нюулга, малгай.

Оформление уголка для родителей:

Как праздновать Сагаалган.

Онтохон, шагнаха, ууншаха, дуулая,

Наадая, ёхор, ɣреэл, хатар, хатарха, Сагаан hара, сагаалха.

8

Зэрлиг амитад – Дикие животные

8

Знакомить с многообразием родной природы.

Учить различать и называть животных на бурятском языке.

Воспитывать гуманное отношение к животным.

Презентация «Животные родного края».

Игровые упражнения:

«У кого кто»? «Кто спрятался за дерево», «Чей хвост». Чтение и инсценировка сказки «Теремок».

Фото выставка «Животные родного края»,

Совместное заучивание небольших стихотворений на бурятском языке о животных.

Зэрлиг амитан (д)

Шандаган, шоно, баабгай, хэрмэн, заряа, хандагай, булган, ɣнэгэн.

Томо, жаахан, аймхай, мэхэтэй,

тɣргэн, ууртай.

9

Дабталга – Повторение.

6

Закрепить слова из пройденных тем, умение составлять небольшие рассказы по заданию и образцу учителя.

Воспитывать умение слушать друг друга.

Содержание образовательной деятельности по образовательной области «Бурятский язык» в подготовительной к школе группе (6-7 лет)

Цель: Овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

Задачи: 1.Приучать детей проявлять инициативу с целью получения новых знаний.

               2.Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря на бурятском языке.

               3.Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи на бурятском языке.

Темы

Кол-во часов

Программное содержание

Формы и методы ООД

Работа с родителями

Словарный минимум

1

Тоонто нютаг – Малая родина Улан – Удэ

4

Расширять представление о родном крае; закрепить символы республики и Улан – Удэ; развивать познавательный интерес, положительное отношение к изучению бурятского языка.

Беседа, просмотр видео фильма о городе Улан – Удэ, презентации «Минии тоонто»;

Игровые упражнения:

«Где эта улица, где этот дом», Найди правильно».

Заучивание стихотворения «Эхэ орон» Ц – Д. Дондоковой.

Оформление уголка бурятского языка «Учим бурятский»;

Организация выставки рисунков детей «Любимый город».

Тоонто, буряад орон, хото, минии, шинии, гоё, hайхан, уужам, гудамжа, талмай, ṿргэн, ṿндэр.

2

Алтан намар – Осень золотая

6

Расширять знания детей о характерных особенностях времени года осень. Учить связно и последовательно передавать содержание рассказа, давать полный ответ на поставленные вопросы. Активизировать словарь по теме алтан намар.

Просмотр презентации «Осень золотая».

Чтение стихотворения «Намар» А. Жамбалона. (1.91)

Игровые упражнения:

«Что изменилось?», Найди правильный ответ, Цвета радуги.

Выставка детских рисунков «Алтан намар».

Консультация «Второй язык в жизни ребенка».

Алтан,ɵɵ намар, хṿйтэн, бороон,

Набша намаа, огородой эдеэн, болоо, ерээ, дулаан, ṿнгэрɵɵ, аадар, бṿрхэг, ургаса.

3

Арадай аман зохёол – Народное творчество

 (Буряад хэлэн баян даа – Богатство бурятского языка).

4

Знакомство с устным народным творчеством бурятского народа. Расширять знания детей о устном народном творчестве посредством ознакомления с народными сказками, пословицами, поговорками, благопожеланиями. Вызвать интерес к изучению бурятского языка, прививать уважительное отношение к традициям других народов.

Беседа, прослушивание записи бурятских народных песен;

Заучивание пословиц, поговорок, благопожеланий на бурятском языке; чтение и инсценировка народной сказки «Человек и собака»; просмотр видео записи «Ёхор наадан hайхан даа».

Оформление уголка для родителей «Народная педагогика в воспитании детей дошкольного возраста».

Выставка рисунков детей к народной сказке «Человек и собака».

Онтохон, хошоо ṿгэ, ṿреэл, уншаха, шагнаха, дуратай, hонин, хṿхюутэй.

4

Нютагайм шубууд – Птицы родного края.

6

Продолжать работу по обогащению природоведческого словаря на бурятском языке. Расширять и систематизировать знания о птицах родного края.

Прививать бережное отношение к природе, животным.

Просмотр презентации «Птицы Бурятии».

Рассматривание картин, составление описательного рассказа.

Игровое упражнение: «Определи по хвостику, кто это», «Назови правильно».

Заучивание стихотворения «Борбилоохон» Г. Чимитова

 (32.2)

Предложить родителям вместе с детьми сделать кормушки для птиц из подручного материала.

Оформление уголка бурятского языка.

Шубуун (д), шубуухай, борбилоо, гулабхаа, тоншуул, хараасгай, шара шубуун, элеэ, бургэд, хун шубуун; ниидэхэ (нэ), томо, жаахан, ɣдэ(тэй), дуулана(ха), дуратай, тоншохо(но), гоё, хоолой(той).  

5

Yбэл, ɣбэлэй нааданууд, шэнэ жэл – Зима, зимние развлечения, новый год.

8

Продолжать учить составлять небольшие предложения, рассказы на заданную тему, по образцу учителя или же пользуясь карточками. Развивать логическое мышление, слуховое и зрительное внимание.

Рассматривание картинок о зиме, презентаций.

Составление предложений по карточкам, описательный рассказ по картине, рисунку.

Игровые упражнения:

«Какое время года», «Что изменилось?».

Оформление уголка для родителей, выставка рисунков детей «Зимние развлечения».

Совместное заучивание песен и стихотворений о зиме на бурятском языке.

Yбэл, дулаан, хɣйтэн, hалхитай, жабартай, сагаан;

Yбэлэй нааданууд: шарга, сана, коньки; hолжорно (хо), наадаха(на), дуратай(б); саhан басаган, хɣбэн, ЖабарYбгэн, хасуури, гоё, шэдитэ.

6

Зэрлиг амитад – Дикие животные

6

Расширять и систематизировать знания о диких животных родного края, о Красной книге РБ. Продолжать учить составлять описательные небольшие рассказы о характерных особенностях диких животных на бурятском языке.

Прививать бережное отношение к живой природе, соблюдения правил поведения в лесу.

Просмотр презентации «Редкие животные родного края»;

Беседа о правилах поведения в лесу;

Игровые упражнения:

«Кто потерял хвост», «Кто где живёт?», «Назови правильно».

Оформление уголка для родителей «Учим вместе», Загадки о животных на бурятском и русском языках.

Выставка рисунков детей «Редкие животные родного края».

Зэрлиг амитад: шандаган, баабгай, ɣнэгэн, шоно, хэрмэн, булган, хандагай, шэлɣɣhэн; ута шэхэтэй, жаахан, томо, аймхай, тɣргэн, бамбагар, томо бэетэй, ууртай, ɣлэн, томо эбэртэй; ой соо байдаг,

7

Онтохон «Гэрхэн» - Сказка «Теремок»

2

Продолжать вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от участия в инсценировке сказки, учить понимать содержание текста на бурятском языке; стимулировать к участию в инсценировке.

Рассказывание сказки на бурятском языке, перемещая героев по ходу рассказа.

Совместная инсценировка сказки «Гэрхэн».

Организация фотовыставки «Мы играем в театр».

Гэрхэн, амитад: баха, хулгана, шандаган, шоно, ɣнэгэн, баабгай.

Ерээ, орогты, hуугты, сай уугты, hайн даа, хулисэгты.

8

Арадай аман зохёол – Устное народное творчество.

Сагаалган арадай hайндэр – белый месяц праздник добра.

6

Формирование у детей общего представления о культуре своего народа, её богатстве и разнообразии.

Учить выразительно и четко декламировать стихи, благопожелания на бурятском языке.

Беседа, знакомство с пословицами, поговорками о дружбе, с благопожеланиями,

Просмотр презентации «Белый месяц».

Заучивание пословиц, благопожеланий.

Подготовка к конкурсу «Юная Дангина и Юный Гэсэр»,

Конкурс для родителей «Шагай наадан».

Организация выставки рисунков детей «Сагалган в детском саду»

Сагаалган, онтохон, аман ɣгэ, ɣреэл, хошоо ɣгэ, баярлаа, амаршалга, амаршална (б), hайнɣдэр.

9

Улаахан хабар айлшалан ерэбэ – В гостях у весны.

Мартын найман эжын ɣдэр – Восьмое марта мамин день

8

Формировать у детей обобщенные представление о весне, расширять знания о характерных признаках весны; активизировать словарь на бурятском языке по теме; учить подбирать по смыслу слова близкие по значению, закреплять умение составлять описательный рассказ по образцу (картине); закрепить словарь по теме «Семья», продолжать учить связно передавать в речи увиденное на картине, использовать в речи ласковые варианты обращений, воспитывать любовь к близким.

Рассматривание картин о весне, просмотр презентации «Весна красна», игровые упражнения: «Какое время года?», «Когда это бывает?», «Повтори правильно», «У кого что».

Заучивание стихотворения «Минии эжы» Ц – Д. Дондогой.

Ута хара гэзэгэтэй,

Урихан хара нюдэтэй,

Хɣн бɣхэндэ хɣндэтэй,

Урихан минии эжы.

Оформление уголка для родителей по теме.

Выставка рисунков детей «Хабарай дулаан ɣдэрнɣɣд».

«Хабарай сэсэгɣɣд».

Хабар, дулаан, hалхин, ногоон, сэсэг (ɣɣд): ургы, нямня сэсэг, сэбэрхэн, арюухан, дуратай, сэлмэг, наран (тай), сэсэглэнэ, хайлаа (на), саhан, шарана; Хабар ерээ, дулаан болоо, наран шарана, саhан хайлаа,

Набша намаа

Hалбараа.

10

Байгаалиин баялиг – Богатства родной природы.

6

Продолжать работу по обогащению природоведческого словаря на бурятском языке; расширять знания о взаимосвязи в природе, уточнить представление детей о травянистых растениях, деревьях.  Закрепить произношение долгих и кратких звуков бурятского языка, совершенствовать диалогическую речь.

Беседа, просмотр видео ролика о природе Бурятии;

Рисование «Природа родного края», Составление небольших рассказов по образцу;

Игровые упражнения: «Найди по листочку», «Закончи слово», «Дорисуй цветок и назови».

Фото выставка «Край родной, цветущая от края и до края», «Цветы Бурятии».

Байгаали, гамнаха, нарин нягта, ногоон, сэсэг, модон, далай, нуур, нуга, тала дайда, ургамал, хубшэ тайга.

11

Дабталга - Повторение

Закрепление слов по темам по усмотрению, по выбору детей.

 

Формы и методы взаимодействия педагога с детьми

Освоение детьми материала по бурятскому языку осуществляется, в рамках ситуации общения.

Каждый вид ООД строится как вид общения, максимально приближенный к естественному общению. Особое внимание следует обратить на фонетическую сторону речи: произношение звуков, овладение основными типами интонации в бурятском языке. Виды ООД, организованной деятельности следует начинать с фонетической разминки. Считалки, четверостишия, песенки направлены на развитие и совершенствование произносительных навыков, создание благоприятного эмоционального настроя. Физкультминутки не только снимают усталость и напряжение у детей, но и развивают их внимание и память. Кроме того, дети упражняются в произношении. Для создания коммуникативной обстановки во взаимодействии с детьми важно поддерживать высокую активность каждого ребёнка, нужно чтобы дети как можно раньше почувствовали результат своих усилий. Важно, прежде всего, оценивать успехи ребёнка, а не недоработки. Даже самая маленькая победа должна быть оценена. Конечно, в процессе обучения бурятскому языку детей дошкольного возраста, большое значение имеет игра. Непременно используются игровые приёмы, наглядность, чтобы ребёнок усваивал данный материал на занятиях.  Укрепляя уверенность в себе повышая самооценку ребенка, создаётся условие для его успехов и достижений в изучении бурятского языка. Даже исправление ошибок должно протекать как определённый этап игры.

Использование компьютерной поддержки очень важно, так как наглядность и ситуации на мониторе вполне реальны. Но работа на компьютере не должна превышать 5-7 минут.

Перечисляя средства, способствующие развитию интереса к бурятскому языку нельзя не остановиться ещё на одном – пении. Обращаясь на занятиях к пению, мы решаем несколько задач: пение способствует улучшению иноязычного произношения, развивает память; несёт большой эстетический и воспитательный потенциал: происходит приобщение к музыкальной культуре. Кроме того, пение вносит в занятие разнообразие, снимает усталость.

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы

Рабочая программа реализует модель образовательного процесса с учетом следующих компонентов образовательной системы, которые в педагогическом процессе взаимосвязаны: образовательные области, сквозные механизмы развития детей, виды детской деятельности, формы организации детских видов деятельности:

  • Физическое развитие: подвижные игры с правилами (шоно ба тарбаган, ботогон ба тэмээн, малгай, алта нюулга), игры малой подвижности  (шагай наадан, hохор hамган, шатар), физкульт минутки, развлечения, игровые упражнения и др.
  • Социально – коммуникативное развитие: Игровые ситуации, дидактические игры, творческие игры, индивидуальные и подгрупповые поручения, беседы, коммуникативные ситуации, ситуативные разговоры и т.д.
  • Познавательное развитие: Просмотры презентаций, дидактические, конструктивные, развивающие игры и т.д.
  • Речевое развитие: Восприятие художественной литературы, рассказы, беседы, ситуативные разговоры (диалог), сюжетные игры и т.д.
  • Художественно  эстетическое развитие: Изобразительная, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора, разучивание песен, стихотворений, пословиц, поговорок, благопожеланий, слушание музыкальных произведений, инсценировки сказок и т.д.

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Основной целью взаимодействия с семьями воспитанников в соответствии с рабочей программой является создание содружества «родители – дети – педагоги», в котором все участники образовательных отношений влияют друг на друга, побуждая к саморазвитию, самореализации и самовоспитанию.

Примерное содержание общения с родителями:

  • Оформление уголка для родителей «Учим бурятский»;
  • Консультация «Второй язык в жизни дошкольника»;
  • Участие родителей в конкурсе песен «Тоонто нютагаа магтан дууланам»
  • Сообщение «Аба эжыгээ хɣндэлгын гурим - Традиции уважения родителей».
  • «Народная педагогика в воспитании дошкольника»
  • Традиции Сагаалгана и т.д.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.Описание материально – технического обеспечения рабочей программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Обеспеченность методическими материалами рабочей программы соответствует УМК программы «От рождения до школы».

Перечень материалов и оборудования, необходимых для реализации Рабочей программы:

  • Игрушки (мягкие животных, куклы в национальных костюмах, кукла говорящая на бурятском языке, мячи и т. д.);
  • Плакаты, картинки, альбомы художников Бурятии (Д. Дугаров, Алтаев);
  • Дидактические игры по темам;
  • Атрибуты для инсценировки сказок (маски животных героев сказок);
  • Методические пособия и художественные произведения бурятских писателей;
  • Технические средства (ноутбук, принтер).

Программа способствует целостному и всестороннему развитию личности старших дошкольников (не только речевому, но и интеллектуальному, нравственному, эстетическому, мировоззренческому), расширяет их общий кругозор и готовит к дальнейшему освоению образовательной программы по бурятскому языку начального общего образования. Содержание и объем Программы соответствует возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изучению русского языка для иноязычных детей средней группы.

Рабочая программа по изучению русского языка для иноязычных детей в средней группе....

Рабочая программа кружка по английскому языку для детей 5-6 лет "Английский для малышей"

Кружок "Английский для малышей" предназначен для детей 5-6 лет. Весь материал преподносится в легкой игровой форме, доступной детям....

Рабочая программа по обучению английскому языку для детей дошкольного возраста 4 – 7 лет «Говорим по-английски»

Знание иностранных языков является неотъемлемым навыком в современном мире. В связи с этим возникает актуальность обучания языкам уже в дошкольном возрасте...

рабочая программа по обучению русскому языку в ДОУ

Содержание, пояснительная записка, календарное планирование, перспективное планирование, работа с родителями, диагностические задания...

Рабочая программа по обучению английскому языку детей 5-7 лет.

Пояснительная запискаВозможности иностранного языка как учебного предмета в реализации стратегической направленности детского сада на развитие личности поистине уникальны. Известно, что дошкольный воз...

Рабочая программа по обучению английскому языку детей 5 – 7 лет «Английский язык»

Рабочая программа по обучению английскому языку детей 5 – 7 лет «Английский язык»...