Открытое занятие в подготовительной группе "Донской край"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Ёлдырева Ольга Николаевна

Цель: Формирование  у детей  старшего дошкольного возраста интереса к истории  и культуре Донского края.

 

Задачи:

Образовательная:

1. Формировать представление детей об истории, флоре и фауне  Ростовской области.

2. Приобщать дошкольников к культуре, народным промыслам  Донского края.

 

Развивающая:

1. Расширять представления детей о быте казаков.

2. Развивать способность понимать ценность народных традиций, уважать культурное, историческое прошлое предков.

3. Развивать и обогащать словарный запас, пополнять новыми понятиями и словами: здорово ночевали; активизировать в речи детей слова: курень, казаки, станица и др..

 

Воспитательная:

1. Воспитывать чувство гордости за свой родной край, чувство причастности к нему.

2. Воспитывать любовь к родному краю.

 

Интеграции образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие.

Виды детской деятельности: познавательная , двигательная , коммуникативная.

Предварительная работа: рассматривание фотоальбом «Донские казаки», беседы: «О реке Дон,  «О животных Донского края».

Словарная работа: Край, область, заповедник, земноводные, атаман, курень, лампас, фарфор, керамика.

Материалы и оборудование: карта Ростовской области, семикаракорская керамика, картинки с изображением животных, растений, птиц, рыб; силуэты посуды и предметов быта, элементы семикаракорской росписи, элементы казачьей одежды, клей, салфетки, клеенки, ножницы.

 Презентация «Путешествие по Донскому краю», видеообращение казака Вани,  видеоролик «Семикаракорская керамика»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Этапы

Действия, деятельность педагога.

Действия, дея­тельность детей, выполнение кото­рых приведёт к до­стижению запла­нированных ре­зультатов

Организационный момент

Введение в си­туацию. Задача: мотивировать детей на вклю­чение в дея­тельность.

Мотивационная ситуация

Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие, мы будем говорить о нашем родном казачьем крае.

Поприветствуем наших гостей по – казачьи.

Здорово живете!

Видеообращение от мальчика казака

Как вы думаете, мы сможем помочь Ване?

Тогда в путь, смотрите, а вот и карта Ростовской области.

 

Дети входят в зал.

 

 

Здороваются с гостями.

Смотрят видео

Ответы детей

           

Основная часть

Актуализация представлений Задача: актуа­лизировать представления  о Донском крае

 

 

 

 

-Ребята как еще называют Ростовскую область?

-Как вы думаете почему возникло такое название?

- А какие ее названия реки Дон вы слышали?

-Как называется главный город в нашей области, который находится на берегу реки Дон?

Вы много знаете о нашей области, для того, чтобы узнать еще больше,  и помочь мальчику предлагаю отправиться на  увлекательную экскурсию.

Кто будет следить за маршрутом по карте?

Раз, раз, три покружись и на экскурсии окажись

Донской край

 

Протекает река Дон

 

Дон –батюшка. Дон – кормилец, Дон – богатырь, Тихий Дон.

Ростов-на-Дону.

 

 

 

 

 

Дети выбирают ответственного.

Открытие детьми нового знания.

Включение в систему пред-ставлений о животных Донского края

 

1 остановка «Заповедник «Ростовский»

-На территории нашей области находится пять  заповедников, даже возле города Цимлянск есть заповедник.

- Что такое заповедник? Запове́дник — участок территории (акватории), на котором сохраняется в естественном состоянии весь его природный комплекс. Как правило, заповедники (в отличие от заказников) закрыты для посещения туристами, но в некоторых из них всё же действует пропускной режим. Для посещения заповедника требуется разрешение Минприроды Российской Федерации или непосредственного руководства заповедника.

- В нашем краю обитает много животных, птиц, насекомых и земноводных.

-Каких обитателей Донского края знаете вы?

К сожалению, есть животные, птицы и насекомые, которые считаются редкими и они занесены в Красную книгу:

Тушканчик – это млекопитающее, которое относятся к отряду грызунов, как мыши или зайцы. На большой голове зверька располагаются достаточно большие глаза. Туловище покрыто густым и очень мягким мехом. Тушканчик зимой впадает спячку,

Дрофа – это самая крупная птица степей и пустынь, отличается большой выносливостью и легко переносит отсутствие воды. Окраска оперенья дрофы сливается с цветом земли.

Дрофа считается самой большой и тяжелой из летающих птиц, ее вес может достигать 16-18 кг. Гнезда дрофа строит на земле, где и выводит 10-12 птенцов, малыши сразу рождаются опушенные и имеют коричневатую защитную окраску, которая позволяет им прятаться от хищников.

Степной орел - очень крупная хищная птица однотонной тёмно-бурой окраски, с широкими крыльями до 2 м в размахе.  Орлы легко парят, подолгу кружась над степью и выслеживая

с высоты сусликов. С зимовки прилетает обычно в конце марта, гнездится на земле, на обрывах оврагов, небольших деревьях, откладывает 2-3 яйца. Птенцы растут в гнезде 2 месяца, затем учатся летать. В конце сентября орлы улетают на зимовку.

Растения, занесенные в  Красную книгу:

Пион тонколистный- многолетнее травянистое растение, цветы яркие, массово искореняется населением (сбор на  букеты, для пересадки в сады).

Тюльпан Шренка – многолетнее луковичное растение, срывается человеком для составления букетов.

 

В наших водоемах водится много рыбы, назовите, каких рыб вы знаете?

 

Выберите понравившееся животное, рыбу, растение или птицу и прикрепите к карте.

 

Молодцы, давайте делаем фотографию, чтобы отправить Ване.

 

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

Ответы детей (лиса, волк, заяц, журавль, богомол, шмель степной, гадюка степная, уж обыкновенный, филин)

 

Дети смотрят презентацию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей: щука, лещ, сом, ёрш

 

 

 

 

 

Дети выбирают картинки животных, птиц, рыб, растений, называют их приклеивают на карту

 

Открытие детьми нового знания.

Включение в систему пред-ставлений о 

Семикаракоровском заводе

Отправляемся дальше по Донскому краю.

Следующая остановка – город Семикаракорск. Кто-нибудь был в этом городе?

В Семикаракорске работает фаянсовый завод «Аксинья», на котором делают посуду и предметы для украшения дома. Мастера из глины создают очень красивую  посуду (воспитатель показывает образец)

     Фаянс – это масса из белой глины с примесью гипса для изготовления керамических изделий.

Хотите узнать, как работают мастера?

Виртуальная экскурсия на завод.

 

Ребята, какие узоры вы увидели?

Правильно, мастера изображают то, что чем богата донская природа, донской край – цветы, фрукты, рыб, рисуют церкви, казачьи праздники.

 

Перед вами посуда и предметы быта, их нужно украсить элементами семикаракорской росписи.

 

Покажите, что у вас получилось

Делаем фото, чтобы отправить мальчику Ване.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети смотрят видео

 

 

Ответы детей?

 

 

 

Дети выполняют работу: вырезают узоры и приклеивают на шаблон, затем рассказывают, что у них получилось.

 

Физкультминутка

«Казачата»

 

Дети повторяют движения

Открытие детьми нового знания.

Включение в систему пред-ставлений о  предметах казачьего быта и казаков.

 

 

 

 

 

 

3 остановка- станица Вешенская.

Ребята, мы с вами оказались на севере нашей области.

-Как называли людей, которые селились на Дону?

Включаем презентацию

-Как казаки называли свой дом?

Слайд 2 показываем

«Курень» - значит «круглый». Казаки строили дома так, чтобы можно было переходить из одной комнаты в другую по кругу.

Позднее стали строить двухэтажные курени. Их  строили на сваях, чтобы весной, когда таял снег и лед,  а Дон выходил из берегов, вода не затопила жилище.

В курень можно было попасть, поднимаясь по закрытому со всех сторон балкону-галерее.

Горница всегда выглядела очень красиво и торжественно. Самым главным в горнице

был красный угол, где располагались иконы, среди которых была

икона святого Николая Угодника, особо почитаемого казаками. На стене висело ружье, сабля или шашка казака.

Слайд 3  показываем

Также стояла горка с праздничной посудой, «комоды» где хранилось бельё, стол застеленный скатертью, стулья, на стене висело зеркало, часы, семейные фотографии.  У глухой стены размещали кровать.

Готовили пищу, ели и пили казаки в кухне-хате (стряпке). Здесь на полках  расставлена разнообразная посуда.

-Стол за которым обедали казаки и гости назывался   - Божья ладонь.

Слайд 4 показываем

Казаки издавна любили лошадей. Конь для казака – первый друг, товарищ.   Старшие казаки учили маленьких казачат – сам  не пей, а коня поить должен.

- Рождение мальчика считалось большим счастьем.  Лет с трёх-пяти казачок приучался к верховой езде. Обучение было тяжёлым и постоянным. Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой — с десяти. Пятилетний казачонок уезжал с отцом на охоту, покос травы, рыбалку.

В юных казаках воспитывали смелость, храбрость, воинскую честь, доблесть. Лет с тринадцати мальчики участвовали в скачках.

Девочек учили по-другому. В пять лет казачка умела шить, вышивать и вязать на спицах и крючком. У нее была особая обязанность - нянчить младших сестер и братьев. Девочку готовили к тому, что она должна в будущем стать хозяйкой семьи, хранительницей очага и матерью.

Слайд 5 показываем

 А теперь посмотрите на одежду донских казаков.

- У казаков длинный слегка приталенный мундир темно-синего.

Темно-синие шаровары, отделанные красным кантом, заправлялись в сапоги.

Головными уборами служили папахи и фуражки. Казаки мужчины носили серьги, например, единственный сын у матери носил одну серьгу в левом ухе; последний в роду носил серьгу в правом ухе. Две серьги означали единственного ребенка у родителей»

Слайд 6 показываем

- Казачки носили кофточки с баской (оборкой по нижнему краю). Они имели длинные рукава и застежку на мелкие пуговицы, располагавшуюся спереди. Такие кофточки называли – кираса. Для придания пышности костюму носили нижние юбки,

иногда их насчитывалось четыре, пять. Казачки носили кружевные платки. Девушка покрывала голову и обязательно заплетала одну косу с лентой. Казачки носили бусы – манисты.

Выключаем презентацию

-А теперь вам задание. Подобрать одежду казаку и казачке. Мальчики подбирают одежду казаку. Девочки – казачке  (на 1 мольберте казак, на другом казачка, на столе одежда подберите одежду, потом сделаем фото для нашего мальчика)

Сделаем последнее фото и отправим нашему Ване.

Ребята,  путешествуя по Донскому краю, можно увидеть и узнать много интересного. В нашей области много достопримечательностей, музеев, мест, где родились знаменитые писатели. Об этом мы узнаем на следующих занятиях, а теперь я пришло время  вернуться в наш детский сад.

Раз, два , три покружись в детском саду окажись.

Карта поможет нам получать новые знания о родном крае.

Отправляем смс нашему мальчику.

 

 

 

 

Казаки

Курень

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети выполняют задание.

 

 

Рефлексия. Заключительная часть Обобщение пройденного и подведение итога.

Включается видеообрашение, казачок Ваня благодарит ребят.

Посмотрите ребята, Ваня отправил для вас баранки.  Придём в группе помоем руки и угостим других.

Ребята, что вы сейчас чувствуете?

Расскажи о том, что вам понравилось  больше всего?

-Что вы  запомнили?

-Что узнали нового?

Мне тоже было очень интересно с вами путешествовать, я рада, что вы такие любознательные и отзывчивые.

Гордость, мы помогли Ване.

 

Дети садятся в круг на ковре, высказывают свои впечатления

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект занятия в подготовительной группе: «Край ты мой, родимый край – Татарстан»

Программное содержание: продолжать формировать у детей представления о том, что такое Родина, родной край; познакомить с природными богатствами Республики Татарстан; развивать связную речь, акти...

Конспект открытого занятия в подготовительной грyппе на темy «Пyтешествие по родномy краю»

Конспект открытого занятия в подготовительной грyппе на темy«Пyтешествие по родномy краю»...

Открытое занятие в подготовительной к школе группе "Кубанский край - казачий край!"

Открытое занятие  по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" с учетом регионального компонента...

Открытое занятие в подготовительной группе «Новосибирская область – мой край любимый и родной»

Воспитание любви к родному краю и бережного отношния к природе...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по ознакомлению с художественной литературой "Заучивание стихотворения П.Воронько "Лучше нет родного края"

Цель: уточнение и закрепление у дошкольников представлений о Родине, о родном крае.Задачи:Образовательные задачи:- Помочь детям запоминать стихотворный текст, выразительно читать его, используя мнемот...

Открытое занятие в подготовительной группе на тему:"Путешествие в прошлое родного края"

Программное содержание:Расширять и закреплять знания детей о родном крае.Познакомить детей с историей возникновения города Ртищево, его основателями, людьми его населяющими в разные временные периоды ...