Викторина «Путешествие по осетинским сказкам»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Цаллагова Индира Руслановна

Наша республика Северная Осетия -Алания.Наша республика многонациональтная республика ,но основной наш язык осетинский.Дети должны знать свою культуру,обычаи ,традиции своего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_osetinskim_skazkam.docx23.96 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина

«Путешествие по осетинским сказкам»

Цель:

                  -Обобщить знания детей об осетинском народном творчестве (осетинских народных сказок, о нартских сказаниях из осетинского эпоса, о пословицах и поговорках)

- продолжить учить детей давать характеристики персонажам, высказывать свое отношение к ним, учить понимать основную мысль произведения.

- воспитывать эмоциональное отношение к осетинскому национальному фольклору.

Предварительная работа:

           Чтение и рассказывание  осетинских сказок « Алып», « Старый волк», «Сто друзей или сто лошадей», «Волк, свинья и ворона», «Осел и вол», «Яблоко нартов», »Как Батраза выманили из моря», «Как Батраз закалил себя», «Ох-Ох и сын бедняка» «Волшебная папаха».

Заучивание осетинских пословиц  и поговорок о дружбе, об уме и  глупости.

Драматизация  отрывков из сказок «Старый волк», «Волк, свинья и ворона».

Материал и оборудование:

        Осетинские национальные костюмы для мальчиков, маски лисы ,волка,свиньи,баранов,волшебная стрела, большая книга сказок, лабиринты по осетинским сказкам, разрезные картинки, крашенные опилки и камни.

Ход  викторины

1 часть

Вход в зал под осетинскую мелодию.

Ведущая – Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный день! Мы с вами отправимся в сказочную страну. В этой прекрасной стране живут наши знакомые герои осетинских сказок. Интересно, с кем мы встретимся сегодня? Вот волшебная страна, вся она чудес полна. Как красиво в сказочной стране. Горные вершины озарены лучами солнца, блестят вечные снега. А вот и волшебная книга сказок, в которой живут наши сказочные герои( за обложкой книги находятся пятеро детей)

 1-ый мальчик  -  джигит выбегает и говорит :

                                       Вернулся я снова  в родные края

                                        Аул свой и дом  на горе вижу  я

Ведущая: -  Здравствуй джигит, Чему ты так радуешься?

Мальчик  -  Здравствуйте ,  я  долго жил  вдали от родного дома у злого алдара, и наконец я дома. Мне помог в беде чудесный конь,а как его зовут, догадайтесь сами.

  Что за конь , чудесный конь.

  Вороной,  в глазах огонь !

 Словно  птица, словно птица

 По горам высоким мчится!

 Я сказал  коню « Постой.

 Отведи меня домой.

 От беды меня спаси,

  От  алдара унеси!»

  Что за конь,  чудесный конь,

   Вороной, в глазах огонь!

   И в какой живет  он сказке,

   Отвечайте без подсказки!

Ведущая  --- ребята, вы догадались? Кто  помог в  беде джигиту? Как  вы догадались, что это алып? Молодцы!

 -  Ребята, посмотрите, кто- то бежит из книги сказок, никак не пойму, кто это лисица или человек?

2-ой  мальчик  -  обежав круг, сбрасывает накидку и маску лисы, остается в осетинском костюме  говорит:

   - Я могу в коня и птицу по желанью превратиться.

Прилажив  немало, сил Оха я перехитрил.

      Сын простого бедняка, знаете наверняка,

       Из  какой пришел я сказки, отвечайте без подсказки!

Ведущая  -  Я узнала, я узнала  -  эта сказка называется « Волшебная папаха» ( ответ неправильный)

  Дети   -« Ох-Ох и сын бедняка».

Ведущая  -  молодцы  угадали!

3-ий и 4-ый – мальчики  -  выходят  с песней обнявшись.

3-ий мальчик -  Эх, было бы у меня сто лошадей, был бы я самым счастливым на свете! Вырасту большим, пойду в далекие страны счастья искать. Обязательно найду себе сто лошадей.

  4-ый мальчик  -  Было бы у меня сто друзей, был бы я самым счастливым на свете!  Вырасту большим, пойду в далекие страны счастья искать. Обязательно найду себе сто друзей. Ребята, как вы думаете, что лучше иметь  -  сто лошадей или сто друзей?

Ведущая  - А как эта сказка называется? Как вы догадались? О чем эта сказка?     Какие  осетинские пословицы о дружбе вы знаете?.

   Дети

               -   Человек без друзей,  что дерево без корней.

               - Нет друга  -  так ищи, а найдешь – береги.

                -  Сосед  встречает соседа  раньше,чем солнце

                -  Лучше иметь в каждом  ауле по другу, чем по быку.

                 -  Хорошийдру   -  лучшая  драгоценность.

Молодцы, знаете много пословиц, а как вы понимаете пословыцу: « Человек без друзей, что  дерево без корней», объясните,как  вы ее понимаете.

Из-за книги в зал влетает  стрела.

Ведущая:  Ой, дети посмотрите стрела. Интересно какой богатырь выпустил ее из своего лука? Слышите  богатырскую потупь?

 5-ый мальчик ( одет в шлем и кольчугу.)

              - Здравствуйте, ребята!

 Ведущая   -  Здравствуй славный нарт,не говори  как тебя зовут , пусть ребята  сами  догадаются.

 Мальчик:                  Пришел из сказки к нам

                                     Булатный воин ,могучий нарт, отважный,

                                     Вы помните, наверно случай

                                     Как закалил себя однажды

Курдалагон -  кузнец  небесный

                                    Немало силы приложил.

                                    Чтоб стал булатный нарт чудесный

                                    И много  подвигов свершил.

Ведущая: -  вы вспомнили, о ком этот рассказ,  кто этот славный  нарт?

 Дети  -  Батраз

Мальчик  -  Молодцы  ребята.  Мне очень приятно, что вы узнали меня. Я принес вам  загадки ,  попробуйте отгадать  их.

             Рубашка  волшебная  выручит друга

              В  бою  не  подводит джигита       ( кольчуга)

                Что за шапка на джигите,

                  Чудо – шапка, посотрите

                   Скачет на коне джигит,

                     Шапка  золотом горит.     ( шлем)

                   Тонка, остра, как  жало она

                    Летит, звенит, поет,как струна    ( стрела)

Ведущая  -  Вы все знаете молодцы, а сейчас я вас запутаю. Вот видите, тропа не простая , а волшебная,  пойдемте по ней.

   2  часть:  ( драматизация сказок)

 Ведущая :  дети посмотрите ( рассматривание иллюстраций к сказке « Старый волк») какие красочные иллюстрации, а я не знаю из какой они сказки. Может быть вы мне  поможете, узнать ?

Высказывания детей

Ведущая:  -  Дети, слышите, какой-то стук ( драматизация   отрывка  из сказки  « Старый волк»

- Два барана бодаются. К ним подходит волк ( ребенок) говорит:

  - Эй, бараны, я вас  сейчас съем!

1ый баран – Да будет счастлив твой путь, старый волк.

2 ой баран  - Что же ты, просто хочешь нас съесть?

 Волк  - а как же?

1 ый  баран  -  Да так, ты лучше становись вот здесь, посередке, а мы разойдемся в разные  стороны  и побежим к тебе, который из нас отстанет, тот жирнее. Ты начинай с него, а потом другого съешь.

Волк  - ладно согласен

Бараны расходятся в разные стороны и с разбега ударяют волка, волк падает и воет от боли: у- у-у- у- какой же я глупый

Ведущая  -  дети  из какой сказки эти сказочные герои?  О  чем эта сказка? Какие пословицы вы знаете об уме и глупости?

Дети:

  -  Сила человека в его уме.

 -  Умный человек у огня греется, бестолковый – обжигается

  -  Лучше умный, чем сильный

-  Глупый в лес за одним сучком два раза ходит.

Ведущая:   Дети, а какая пословица больше всего подходит к сказке « Старый волк»       (Лучше умный, чем сильный).  А почему вы так думаете?. Дети, а какую еще сказку вы  знаете о глупости волка? ( Волк, свинья и ворона).

Дети послушайте, кто-то тихо крадется из леса, к сакле старой свиньи.

(Драматизация сказки)

Волк-мальчик  -  эй, старая свинья, скажи поросенку  Время, чтобы пришел ко мне в жмурки поиграть!

Ведущая  - тут свинья ему из сакли отвечает:

Свинья  -  Время уже пришло, серый волк!  Того поросенка я спать уложила на мягкую постельку.

Ведущая  - рассердился волк, защелкал зубами  и опять закричал

Волк  -  Эй, старая свинья, скажи-ка поросенку Тепло, пусть придет в овраг со мной в альчики поиграть!

Свинья  -  в сакле моей тепло и поросята мои спят крепким сном на соломенных  постельках.

Ведущая  - опять отвечает свинья волку. От злости волк запрыгал и закричал на весь овраг

Волк   - Эй, ты старая свинья, скажи младшему поросенку Крепко, пусть придет со мной в куклы поиграть!

Ведущая  - а свинья ему отвечает

Свинья  -- Крепко замкнута дверь моей сакли и никогда не войти в нее злому волку.   Убирайся лучше в лес и в другой раз будь поумнее!

Волк  -  Погоди, попадешься ты мне в пасть.

Ведущая  -  Закричал волк,  зарычал, завыл, зубами защелкал и побежал в лес.

Дети из какой же это сказки, отвечайте без подсказки.

3 часть « Волшебная тропа» ( или волшебный камень)

Ведущая  - Ребята , пойдемте дальше по волшебной тропинке. Ах, посмотрите, какой большой камень. На нем что-то написано. Наверное камень не простой (читает)

                     Направо пойдешь   -  сказочные конверты найдешь.

                      Прямо пойдешь  -      сказочные  лабиринты найдешь.

                       Налево пойдешь     -  сказочный винегрет   найдешь

 « Сказочные конверты»

 Идем направо, находим конверты, в них разрезные картинки-иллюстрации осетинских сказок. Дети  соединяют и узнают из какой сказки иллюстрации.

« Сказочныелабаринты» по осетинским сказкам

Задания: « Узнай из какой я сказки»

« Сказочный винегрет» (конверт с иллюстрациями по 4-5 осетинским сказкам).

Разобрать винегрет по отдельным сказкам и назвать их. Доказать, что именно эта сказка, а не другая.

4  часть: Продуктивная деятельность. ( Украшение опилками одежды сказочных героев – красавицы  Дзерассы и Асартага  осетинским орнаментом»

 Дети, двигаемся дальше, смотрите сказочные иллюстрации.

Вопросы:     Как вы думаете  кто это?

                        Из какой сказки?

                         Чего не хватает в одежде Дзерассы и Ахсартага?

  Что обязательно присутствует в национальной  одежде осетинского народа?

Сегодня  мы научимся украшать одежду  осетинским орнаментом.

Давайте подберем наиболее подходящий цвет опилок. К платью   синему  Дзерассы  -  красные опилки. К одежде  Ахсартага красной  -  желтые опилки, чтобы  наиболее  ярко  выделялся  орнамент.

Молодцы ребята! Вы очень хорошо знаете осетинские сказки, пословицы, поговорки  никогда не забывайте их!

Используемая литература:

1   Журнал  « Дошкольное воспитание»  № 2  -  1989г

2   « Осетинские народные сказки»  - СО книжное издательство.

Викторина

«  Путешествие   по осетинским

                        сказкам»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина « Путешествие в страну Сказки»

Сегодня мы живем в очень не простом мире. Жизнь ставит нас в сложные ситуации, требующие адекватных решений. Только уверенный в себе, в своих возможностях человек может добиться высоких результатов, р...

Литературная викторина по русским народным сказкам для детей среднего дошкольного возраста "Путешествие в сказку"

    Цель: приобщать детей к народной культуре - знанию сказок.Задачи:  - активизировать знания детей о русских народных сказках...

Игра-викторина "Путешествие по зимним сказкам"

В данном конспекте раскрываются особенности работы со сказкой с детьми дошкольного возраста. Акцент сделан на нетрадиционное здоровьесберегающее использование сказочного материала: сказкотерапию - инт...

занятие по развитию речи в старшей группе на тему: " Драмматизация осетинской сказки " Как гордая мышь женила своего сына красавца "

Развитие связной речи с использованием  здоровьесберегающих технологий у детей с ОНР....

Осетинские сказки

Осетинские сказки...

Викторина "Путешествие по казачьим сказкам"

Викторина "Путешествие по казачьим сказкам"...

Литературная викторина «Путешествие по любимым сказкам» для детей 6-7 лет совместно с родителями

Литературная викторина «Путешествие по любимым сказкам» для детей 6-7 лет совместно с родителями...