Образовательный проект «Мой дом, мой город, мой Урал»
методическая разработка (подготовительная группа)

Киреева Надежда Леонидовна

Цель проекта: Формирование у дошкольников патриотических чувств и гражданственной принадлежности, как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности; оказание помощи каждому ребенку в благоприятном вхождении в современный мир.

   Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Она может быть успешно реализована, только во взаимодействии семьи, педагогического коллектива, социального партнерства. Поэтому в решении задач нравственно-патриотического воспитания дошкольников первостепенное значение приобретает эффективное налаживание целенаправленного взаимодействия между субъектами воспитательно - образовательного процесса.
Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и самим собой.
    Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и истории родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.
     Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
    Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек.
    Огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_dom_moy_gorod_2.docx39.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 16 «Тополек»

Город Серов Свердловская область.

Образовательный проект

«Мой дом, мой город, мой Урал»

Проект разработан в соавторстве педагогов:

                                      Корнева И.В. воспитатель МАДОУ №16,

1 квалификационная категория,

Korneva.51@bk.ru

                                           Киреева Н.Л. учитель- логопед МАДОУ №16,

1 квалификационная категория,

nkireeva58@mail.ru

Детство - каждодневное открытие мира и,

поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего,
познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
В.А. Сухомлинский

Цель проекта: Формирование у дошкольников патриотических чувств и гражданственной принадлежности, как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности; оказание помощи каждому ребенку в благоприятном вхождении в современный мир.

Задачи: 1.Расширять знания детей об особенностях края, его истории, достопримечательностях, людях-тружениках.

  1. Формировать любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему Уральского края.
  2. Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране.
  3. Развивать бережное отношение к городу (достопримечательности, культура, природа).
  4. Развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; формировать бережное отношение к природе и всему живому.
  5. Формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.
  6. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, уважение к труду Серовчан; за достижения страны, края; ответственность за все, что происходит в городе, сопричастность к этому.
  7. Воспитывать у дошкольников эмоционально-положительное отношение к местам, где они родились и живут: к родному дому, семье, улице, городу, крае, стране.

Ожидаемые результаты

1.Развитие познавательной активности, отражение полученных знаний о городе Серове, крае Урале и стране России в детских видах деятельности.

  1. Развитие потребности в деятельности на общую пользу (добрые дела и поступки).

3.Воспитание ответственности будущих граждан своего города, края, страны. 

Механизм отслеживания результатов

Анализ детской деятельности (рассказы, стихи, загадки, пальчиковые игры о городе, крае, стране; рисунки, аппликация, лепка и конструирование; сюжетно-ролевые игры на общественную тематику; дидактические игры; создание мини- музея и коллекций).

Наблюдение за поведением и общением детей (положительная направленность поведения, проявляющаяся в нормах и правилах поведения в ДОУ, общественных местах; доброжелательные отношения со взрослыми, сверстниками; гуманное отношение к объектам природы).

 Содержание и формы деятельности, через которые реализуются цели и задачи данного проекта, представлены в виде таблицы.

Модель «Знакомство дошкольников с родным краем»

Пояснительная записка

   Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Она может быть успешно реализована, только во взаимодействии семьи, педагогического коллектива, социального партнерства. Поэтому в решении задач нравственно-патриотического воспитания дошкольников первостепенное значение приобретает эффективное налаживание целенаправленного взаимодействия между субъектами воспитательно - образовательного процесса.

   Изучив наследие педагогов-классиков (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой) по проблемам патриотического воспитания, обратились к идеям американского педагога Д. Дьюи, которые отличаются целостностью подхода к процессу воспитания человека, живущего в демократическом обществе. Дьюи предложил использовать метод проектов, предусматривающий поэтапную последовательность в организации воспитания и развития детей: от выявления возможностей и прошлого опыта - к современному планированию и реализации намеченного.

        Использование данного метода в системе нравственно-патриотического воспитания считаем наиболее приемлемым, так как он позволяет сочетать интересы всех участников проекта:

  • Педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;
  • Родители имеют возможность активно участвовать в значимым для них процессе нравственно-патриотического воспитания детей;
  • Дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями и индивидуальными возможностями.

    Поставленные задачи решались во всех видах детской деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная; через восприятие художественной литературы и посредством продуктивной деятельности, которые проходили в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, затем становились самостоятельной деятельностью дошкольников. Совместная деятельность проводилась с опорой на партнерскую позицию педагогов при партнерской форме организации, как в режимных моментах, так и в непосредственной образовательной деятельности. Необходимая дисциплина в ходе образовательной деятельности достигалась через создание системы интересов детей, в том числе и через выбор интересной и значимой для них тематики образовательного процесса.

    Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и самим собой.

    Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и истории родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.

     Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

    Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек.

    Огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона.

     Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатству национальной и мировой культуры.

Занятия по ознакомлению с родным городом следует проводить один-два раза в месяц.

    Модель «Знакомство дошкольников с родным городом» позволяет увидеть этапы познания города ребенком, а также определяет тематические блоки работы воспитателя с детьми.

    При работе с предполагаемой моделью необходимо учитывать, что «круг тем» подвижен. Это обозначает интеграцию содержания тематических блоков с любым этапом познания города ребенком за счет рассмотрения дома, улицы, района, города с новых позиций и установление новых связей с тематическими блоками путем обогащения их новым жизненным опытом ребенка. При повторном возвращении к материалу краеведческое содержание постепенно наполняется новыми понятиями, смыслами и ценностями. Так, с малышами дом можем рассматриваться как место жизни и труда взрослых, а со старшими детьми – как место, связанное с жизнью известного человека, как исторический объект, памятник архитектуры.

Основное содержание

Раздел 1. «Моя семья»

Задача – ознакомить детей с их родным домом. Привить чувство родства с семьей. Заложить основы теплого чувства и привязанности к своей семье. Сформировать понятия: «Я – член семьи», «Мой дом – моя семья».

Название

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

1.

Состав семьи («семь Я»)

Близкие родственники. Устный рассказ.

Рисунок «С кем я живу».

Близкие и дальние родственники (составление коллажа, альбома «Моя семья»). Роль в семье бабушки (беседа, рисунок).

Место работы родителей и других членов семьи. Рисунки, желательно экскурсии на место работы родителей.

2.

Досуг в семье

Выходные в семье, семейные праздники. Беседы «Любимый отдых членов семьи». Рисунки. Дидактические игры «День рождения», «Дарю (получаю) подарки», «Встреча гостей».

3.

Имя, отчество, фамилия

Имя, отчество, фамилия ребенка. Беседа, игра «Мое имя».

Имена, отчества ребенка и родителей. Игры, беседы.

Имена, отчества, фамилии, их значения. Беседы.

4.

Адрес проживания семьи

Домашний адрес. Беседа. Рисунок дома.

Домашний адрес. План квартиры, игра «Моя комната» - обставить квартиру игрушечной мебелью.

Раздел 2. «Детский сад»

Задача: ввести ребенка в первую общественную среду – детский сад. Заложить основы искренней благодарности сотрудникам детского сада за их добрые сердца и теплоту души. Познакомить с ближайшим окружением родного дома и детского сада. Сформировать понятия: «Я – воспитанник детского сада», «Мой дом – мой детский сад».

Название

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа.

1.

Местонахождение детского сада

Название детского сада

Адрес детского сада

Номер детского сада

2.

Внутреннее помещение детского сада

Сколько комнат у одной группы, их название. Сколько групп в одном блоке. Где находятся медкабинет, кухня, прачечная, музыкальный зал. Рисунки, экскурсия по детскому саду, ролевые игры. Кто работает в детском саду. План группы (сложить из разрезанных кусочков).

Сколько блоков в детском саду, что находится в каждом блоке, название всех групп детского сада, где они находятся. Экскурсия по детскому саду, путешествие по плану детского сада. Ролевые игры «Кто работает в детском саду».

Сколько блоков с лестницами, сколько – без лестниц. Экскурсия по детскому саду с использованием его плана. Рисунок «Мой любимый детский сад». Ролевые игры «Кто работает в детском саду».

3.

Участок детского сада

Участок данной группы. Спортивная площадка, хозблоки, вход на участок – ворота, калитка, забор. Экскурсия по участку.

Деревья и цветы на участке. Экскурсия по участку, знакомство с планом участка.

Составление плана участка детского сада, ориентировка на участке по плану, по знакам. Игра «Найди предмет».

Раздел 3. «Мы – Серовчане»

Задача: познакомить детей с их малой родиной – городом. Формировать любовь к родному городу, краю, гордиться им. Иметь представление о жизни и труде взрослых. Проявлять любовь к труду; уважение и любовь к людям разных национальностей, населяющих родной город, край. Знать название малой Родины – родного города, края, элементарные особенности малой Родины. Сформировать понятия: «Я – житель края, города», «Мой дом – край, город».

п/п

Название

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

1.

Три имени города («Надеждинск, Кабаковск, Серов»)

Беседа о родном городе. Подборка фотографий, материалов о городе Серове. Знакомство с книгой Л.Дзюбинского «Серов».

Целевые прогулки к памятнику А.К.Серову

Цикли занятий об Уральском крае: «Беседа о родном городе», «Урал – земля золотая». Оформление выставки «Горнозаводской Урал».  Оформление выставки о городе Серове. Подборка и оформление газетных статей и вырезок о родном городе. Ролевые игры. Рисунки. Экскурсии по городу.

Подбор иллюстративно-художественного материала о родном городе. Составление фотоальбома с газетными вырезками о городе Серове. Выставка детских работ «Мой любимый город», «Серов раньше и теперь»          Цикл занятий «Дела и люди нашего города», «Его имя носит город».       Ролевые, дидактические игры

2.

Серов – город металлургов

Цикл занятий «Серов-город металлургов».  Изготовление альбома «Металлурги – наши мамы, металлурги – наши папы»

Тематическое занятие «Почему наш город называется городом металлургов?» Целевые прогулки к проходной завода.

Целевая прогулка к проходной завода (беседа с рабочими, наблюдение за корпусами, расположением цехов завода).

Раздел 4. «Наш микрорайон»

Задача: освоить ближайшее окружение родного дома.

п/п

Название

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

1.

Улица, где находится детский сад

Что такое улица? Какие дома на улице (этажность, формы домов, из какого материала построены, номера). Какой транспорт движется по дороге (грузовой, легковой, пассажирский, специализированный). Экскурсия по улице, на автобусную остановку. Макеты домов. Рисунки.

Имя (название) улицы. Основные части улицы (проезжая, газон, тротуар, дома), их назначение. Общественный транспорт, виды пассажирского транспорта. Автобус: № маршрута, № автобуса, что находится в салоне автобуса, в кабине водителя. Экскурсия по улице. Макет улицы (дома, машины различных моделей). План улицы. Экскурсия на автобусную остановку, знакомство с одним из видов пассажирского транспорта.

Общественные здания на улице, их назначение. Как организовано движение по улице. Экскурсия в ГАИ («Кто хозяин на улице»). Макеты общественных зданий, улицы в целом. Ролевая игра «Мы – пассажиры».

2.

Микрорайон

Общественные здания микрорайона, их роль. Экскурсия в 1 -2 общественных здания (аптека, почта, библиотека, магазин).

Сколько улиц в микрорайоне, их отличие друг от друга, название: аптека, школа, библиотека, сберегательный банк. Их назначение. Экскурсия по улицам микрорайона, на производство.

Что такое шоссе, магистраль, отделение полиции, муниципалитет, училища. Их роль. Работа с планом Серова. Экскурсия на производство, в школу.

Раздел 5. «Природа и мы»

Задача: иметь представление о природе родного города, края (животные, растения – внешнее строение, основные жизненные функции, приспособленность к окружающей среде), о растениях леса, луга, огорода, о домашних и диких животных.

п/п

Название

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

1.

Природа в городе

Лес, парк, сквер и их отличие.

Что такое сквер, сад?

Значение зелени в городе, зелень в нашем микрорайоне.

Сказки, стихи, песни, рисунки о зеленом друге.

2.

Парк, сквер многоэтажный

«Этажи» парки (деревья, кусты, трава). Экскурсия по липовой, березовой аллеям, тополиной роще. Рисунки, стихи, песни, игры.

Экскурсии в парк, сквер, путешествие по экологической тропе детского сада. Знакомство с видами деревьев, кустарников, трав. Составление альбомов «Три царства растений».

Добавляется количество растений в каждом «этаже». Топографические знаки, обозначающие природные объекты. Экскурсия в «Деревоград».

3.

Времена года в парке, сквере

Сезонные изменения (наблюдения в ходе всех экскурсий в парк, сквер); стихи, рассказы, песни, рисунки.

4.

Водоем

Река, ручей, целевые прогулки к ручью и реке.

Направление течения реки, ручья. Правы, левый берега. Походы «Куда течет ручей», «Вдоль да по речке». Рисунки.

Обитатели водоемов (кто живет у воды и в воде). Поход «Откуда течет ручей». Рисунки.

5.

Птицы Северного Урала

Домашние птицы, зимующие птицы. Экскурсия в живой уголок детского сада. Наблюдение на участке

Перелетные птицы. «Птичья столовая» зимой.

Наблюдения во время целевых прогулок. Викторины, праздник птиц.

Певчие, водоплавающие птицы. Беседы с использованием иллюстраций, чтение книг. Наблюдение во время прогулок, походов; дежурство в живом уголке детского сада.

6.

Животный мир нашей полосы

Домашние и дикие животные Урала. Рассказ о своих домашних животных.

Хищники. Наблюдение во время прогулок. Рисунки. Составление фотоальбома «Мой лучший друг», «Животные – наши друзья».

Животные в городе. Беседа о домашних друзьях. Рисунки. Составление «Красной книги Урала», альбомов «Мое любимое животное».

Литература:

  1. Александрова Г.А. Моя Россия! Патриотическое воспитание старших дошкольников. Рабочая тетрадь. - СПб: Детство-Пресс, 2015- 40 с.
  2. Ветохина А.Я., Дмитриенко З.С. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов - СПб: Детство-Пресс, 2015 - 192 с.
  3. Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду/ сост. Н.В. Нищева - СПб: Детство-Пресс, 2013- 304 с.

Приложение

Развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста

  1. Игра «Где находится памятник»

Цель: продолжать учить ориентироваться на карте- схеме города, закреплять знания о памятниках города.

Материал: карта-схема города Серова, флажки для обозначения памятных мест, фишки, фотографии памятных мест.

  1. Игра «Узнай по описанию»

Цель: закреплять представления о достопримечательностях города Серова, активизировать мышление и воображение детей.

  1. Игра «Знатоки Серова»

Цель: закреплять знания детей о родном городе, развивать память, воображение детей старшего дошкольного возраста.

Материал: разрезные картинки с видами города, фишки.

  1. Игра «Кто подберет больше слов»

Цель: формировать быструю реакцию на слово, развивать умение подбирать подходящее по смыслу слово к памятным местам города Серова.

  1. Игра «Так бывает»

Цель: учить детей рассказывать о городе, в определении которого указаны нетипичные признаки, развивать мышление и воображение детей.

Пальчиковая гимнастика – экскурсия

(Учитель-логопед Киреева Н.Л., МАДОУ №16)

«По Серову мы идем…»

По Серову мы идем ("шагают" по столу   указательные и средние пальцы).

  • Вот - вокзал (загибают пальцы, начиная с большого).
  • А вот - бассейн,
  • Тут- стадион,                                                    
  • А вот - музей!
  • Это- садик наш родной,                                                                                     
  • А рядом - магазин большой.                                        
  • Сквер красивый у Дворца,
  • Вниз по ступенькам - улица.
  • Есть заводы, магазины -

Разноцветные витрины.

Побежали, побежали -

 в ДЕТСКИЙ САД не опоздали!      ("бегут" по столу пальчиками).

Пальчиковая гимнастика - экскурсия     " Вновь по городу идём..."

Вновь по городу идём,

Места родные узнаём:

ШКОЛЫ, где детишек учат числа складывать, писать,

Книжки умные читать, и считать, и умножать

ШКОЛЫ эти обязательные, средние, образовательные!

    ШКОЛА, где ребяток учат кистью, краской рисовать.

И на выставку картины СЕРОВЧАНАМ выставлять.

Да не просто рисовать, а художником чтоб стать.

В этой ШКОЛЕ, как всегда, звучит МУЗЫКА с утра.

ШКОЛА эта специальная, ШКОЛА эта -  МУЗЫКАЛЬНАЯ!

А эта ШКОЛА - для сильных, выносливых и СПОРТИВНЫХ!        

"Автобусное" путешествие по городу СЕРОВУ.

                                                              Учитель-логопед МАДОУ №16

                                Киреева Н.Л.

Где автобусов -  вокзал, назовём АВТОВОКЗАЛ,

И автобус каждый тут имеет собственный маршрут.

Пассажиры для удобства на остановках его ждут.

Я по улицам пройдусь- пешеходом назовусь.

Только сяду я в автобус - пассажиром становлюсь.

Маршрут цифрой обозначен.

Что же эта цифра значит?

На табличке ЕДИНИЧКА (1) - все поехали на "птичку",

Ласково мы так сказали - " ПТИЦЕФАБРИКУ" назвали.

С цифрой ДВА (2) автобус тот повёз рабочих на завод.

Работает народ там славный,

Завод зовётся " ФЕРРОСПЛАВНЫЙ"! 

Вот подошел автобус бойко, на табличке цифра "ТРОЙКА"(3).

На вокзал маршрут ведет, к поездам народ везёт.

Будет путь немного долог, на ГРЭС поедем мы, в посёлок.

К остановке подойди и ЧЕТВЁРКУ (4) подожди.

В город к нам тепло идёт, там славно трудится народ

На МЕДЯНКИНО опять нас везёт автобус ПЯТЬ (5).

И в автобус с цифрой ШЕСТЬ пассажиров много есть.

Летом люди не скучают, в ГОРПАРКЕ праздники встречают.

Парк зовётся "городской", рядом с КАКВОЮ - рекой.

Если надо нам в "МИРАЖ"-магазин, иль в " АНТУРАЖ",

Вас автобус с цифрой ВОСЕМЬ (8) мы попросим подождать,

И по улице, по главной будем важно проезжать.

На поляну средь берёз большой автобус нас привёз,

Словно каменная птица стоит НОВАЯ БОЛЬНИЦА,

Вредно там больным скучать, их надо чаще навещать.

На маршруте с цифрой ДЕСЯТЬ(10)

Автобус удобный,

Он всех поместит.

 

В каждом городе вокзал для авто - автовокзал.

Здесь автобусы живут, пассажиров они ждут.

Город наш большой и славный,

На СЕВЕРНОМ УРАЛЕ - ГЛАВНЫЙ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

образовательная программа «Наш дом — Южный Урал» ,проект:мини-музей «НАШ ДОМ – ЮЖНЫЙ УРАЛ»

Областная образовательная программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики «Наш дом — Юж­ный Урал» содержательно раскрывает один из путей социально-личност­ного ...

Образовательный проект в средней группе "Город для маленьких пешеходов"

Если дети с ранних лет поймут и усвоят ПДД, они смогут избежать опасных ситуаций и сохранить свою жизнь....

Образовательный проект "Тебе в этом городе жить, тебе его украшать"

                       Украшение детского сада, родного города, а в будущем и края - это сотрудничество ребят, родителей и педаг...

Образовательный проект "Окно в историю города Воркуты"

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем гор...

Образовательный проект «Знакомство дошкольников с историей казачества Южного Урала».

Духовно-нравственное, патриотическое  воспитание детей старшего дошкольного возраста, через знакомство с историей родного края, историей казачества Южного Урала....

Образовательный проект "Современные профессии нашего города"

Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Бо...

Образовательный проект «Усть-Илимск-мой город» с детьми разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР (5-7 лет)

Нашу группу посещают воспитанники с задержкой психического развития. В процессе наблюдения за ребятами мы заметили пониженную эмоциональность, недостаточный уровень эмпатии. Развитие позитивной социал...