«Игры и забавы народов Севера»
учебно-методический материал

Колотилина Ольга Валерьевна

Воспитание чувства патриотизма и  привитие основ здорового образа жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «Игры и забавы народов Севера»46.8 КБ

Предварительный просмотр:

«Игры и забавы народов Севера»

 «Игры и забавы народов Севера»

Игровая конкурсная программа

Цель:  Воспитание чувства патриотизма и  привитие основ здорового образа жизни.

Задачи:
• Закрепить, расширить знания о традициях своего народа.
• Развивать мышление, воображение, навыки двигательной активности.

Костюмы: женский национальный костюм для Хозяйки Тундры

Оборудование: вырезанные из картона "следы", 2 игрушечных санок, 2 ободка с “оленьими рогами”, 4 шарика, кегли, два мяча, две коробки бумажные,вырезанные кружочки(ягоды),  2 “удочки”.

Четыре конверта со словами

Ленивый ,человек, как рыба, плывущая, по течению

Работящий ,вечером,  рубит,дерево, до утра.

У него, мозги, как,у рыбьей, мелюзги.

У него, в голове, не мозг, а мох .

Два конверта: разрезанные картины, на которых изображены птицы

Презентация.

Музыкальное оформление: мелодии и песни из аудио сборника “Северный олень"

Ход мероприятия:

Ведущий:  Здравствуйте, девчонки и мальчишки!

(Под тихое звучание музыки народов Севера)

Бесконечные дали для тундровика – это огромный, просторный чум. В ней каждую равнину, излучину реки, сопку он узнает по известным только ему приметам, шёпоту земли в полярную ночь и стужу. Большие и малые реки, цветы и травы, ягель многоцветный – всё имеет для него своё название и назначение. Тундра для северянина издавна стала священным «музеем» всенародного достояния, житницей и «кладовой» без замков. В ней зверь и дичь могут жить без тревог, северный человек напрасно не нарушит их покой. А когда он вынужден будет воспользоваться щедростью природы, то возьмёт ровно столько, сколько необходимо для жизни, чтобы не нанести горькую обиду земле и рекам, зверям и птицам.  Коренные жители испокон веков передавали своим детям традиционные северные ремесла: охоту, рыбную ловлю, оленеводство. Вместе с ним зарождались национальные игры, которые давали людям не только заряд бодрости, но и профессиональное мастерство, необходимое в быту северян. В играх отражается образ жизни людей, их быт, труд, устои и обычаи. Игра сопровождает человека всю жизнь. Через игры детям передаются навыки и любовь к труду. У каждого народа есть свои традиционные игры.

 (Звучит мелодичная музыка северных народов)

Хозяйка Тундры:

Ты еще не видел тундры? Приезжай!
Приезжай к нам без опаски
Слушать шорох зимней сказки,
Слушать звон копыт по насту.
Приезжай, мы встретим лаской!

Ведущий: (Обнимая за плечи Хозяйку Тундры)

Это Хозяйка Тундры, женщина сердечная
Ямала добрая душа. Она нас приглашает в тундру.

Хозяйка тундры: Ну, тогда в путь!

Ведущий:  Я приглашаю вас на увлекательную игру. Сегодня у нас веселое познавательно - спортивную игру"Игры и забавы народов Севера", в игре участвуют две команды.

Игру оценивает жюри. За победу одна команда  получает один балл.

Командам придумать названия

                             

Эстафета « Лахацие мана».

 Живя в тундре мальчишки народа ненцы и ханты сами себя развлекали. Как и все дети, они любят играть в разные игры. Игры их называются «Волк и олени», «Куропатки и охотники». Но я хочу предложить вам игру, которая на ненецком языке звучит так «Лахацие мана», т. е. бег по кочкам. Вы должны будете допрыгать по этим кочкам, стараясь не провалиться в болото   до поворотной стойки по ним же вернуться обратно, эстафету передать следующему и. Приготовились, начали. какая команда быстрее.

Хозяйка Тундры: Есть такая загадка:

                        Олень от них убегает –
                        А они не отстают.
                        (Hарты)

                        

Эстафета  "Нарты"

Ведущий:  Тундровик все свои вещи, утварь перевозит на санях,  на оленьей упряжке, при этом по дороге он ничего не должен терять. дорога длинная, если что-то потеряется, то считай уже пропало Вот сейчас мы с вами, впрягаясь вместо оленей в свои санки, повезем на них свою домашнюю утварь - т.е. шарик, стараясь не уронить. добежать до поворотной стойки, эстафету передать следующему. Какая команда быстрее.

Хозяйка Тундры: Послушайте еще одну загадку:

                Стройный, быстрый
                Рога ветвисты
                Пасется весь день
                Кто же это?…
                (Oлень)

        Конкурс "Народная мудрость".

Хозяйка тундры:        Народная мудрость, как волна обская

        Которую не вычерпаешь вечно,

        Народа мысли достигает неба,

        За вожжи солнце тянутся схватить.

Ведущий. Из отдельных слов составить пословицы.

Ленивый человек, как рыба, плывущая по течению.

Работящий вечером рубит дерево, до утра.

У него мозги, как у рыбьей мелюзги.

У него в голове не мозг, а мох.

Эстафета  "Олень"

Хозяйка тундры:         Ты знаешь, оленю какая цена?
                        Он в упряжке – живая струна.
                        С глазами черными, как очи Ямала
                        Ты знаешь, оленю какая цена?

Ведущий: Олень в тундре очень ценится. Ведь он не только средство передвижения, из оленьего меха шьют теплую одежду, строят жилища.

В тундре дети очень любят игру в оленей. мы тоже поиграем в эту игру Представим себе, что мы быстроногие олени и устроим соревнование. Первый участник одевает “оленьи рога”, бежит к финишу, возвращается, отдает “рога” следующему игроку.

Хозяйка Тундры:

                        Когда природа оживает,
                        И солнце радостно сияет,
                        Лучами землю согревая?

Ведущий: (под тихое звучание музыки) Правильно, весной. В тундру приходит весна. Земля покрывается удивительно красивым пестрым ковром. Цветет клюква, брусника, черника, голубика, морошка и даже ягель.

Хозяйка Тундры: Быстро пролетает короткое лето, наступает пора сбора  ягод.

Ведущий:

 

Эстафета “Сбор ягод”

Посмотрите сколько много на нашей поляне выросло ягод.(На полу разбросаны вырезанные кружочки) Собрать  завязанными глазами. какая команда больше соберёт.

        

Эстафета “Рыбалка” – конкурс капитанов.

 Хозяйка тундры:     В лодки смелых рыбаков

                         Закинут невод - должен быть улов.

                         А чайки, словно паруса, летят

                         И провожают рыбьи косяки

                         За ними невод тянут рыбаки

                         И настороженно в мглу глядят.

                         А балберы ныряют, словно утки,

                         И слышны рыбаков лихие шутки.

                                                                  (Л. Лапцуй)

 Ведущий: Устали, наверно? Давайте устроим привал у озера. Тут даже есть место для рыбалки. Кто быстрее намотает на палочку веревочку длиной 1,5 метров.

                        

Эстафета "Охота на уток"

Тундровики - меткий стрелки, охотники.Нам предстоит охота на уток. Охотник пытается выстрелом из ружья (мяч) попасть в утку(кеглю, стоящую на расстоянии 5-6 метров) до тех пор пока не попадёт. при попадании, эстафета передаётся следующему участнику. какая команда  быстрее закончит

                                 

Конкурс «Собери».

Ведущий: Вы должны собрать картины , на которых изображены птицы.. Выиграет та команда, которая быстрее справится с заданием.

        

Эстафета "Капкан"

В этой эстафете необходимо загнать песца (шар) в  ловушку - капкан (коробку).

В эстафете принимает участие вся команда первый игрок с помощью журнала должен загнать воздушный шарик в коробку. если это удалось, игрок берёт воздушный шар и, вернувшись к команде, передаёт её следующему игроку. какая команда быстрее.

                        

Конкурс загадок. Мань хобцокоми.

Ведущий: Ненцы очень любят загадывать загадки. команды по очереди отгадывают загадки

1.Лес не лес,
туча не туча —
то по тундре кочует,
то на одном месте кружится. (Оленье стадо)

2. Волшебник на железе посредине чума сидит — и угостить может, и укусить может. (Огонь очага)

3. Лежит у порога меховое кольцо — чужого в чум не пустит. (Собака)

4. Она, как снег, от солнца прячется. А мышки—от нее... (Сова)

5. Острым клювом в мех ныряет и подружку за собой уводит, а про следы и забыла! (Игла и нить).

6.В ночь беззвездную до чума
Кто добраться вам поможет?
Кто разыщет путь по ветру,
Если в тундре бездорожье? (Олень)

7. Бегут два брата вперегонки,
а обогнать друг друга никак не могут! (Лыжи)

8.Радость пастуха на четырех палочках бежит,
обсохнет — за мамой побежит. (Новорожденный олененок)

9.Олень от них убегает — а они не отстают. (Нарты)

10.Не буквы, а написаны в строчку.
Без языка, а охотнику все расскажут. (Следы)

11.Посмотри, какой он рябенький
И задиристый на вид,
И уже на ножках слабеньких
Хоть качаясь, но стоит! (Новорожденный олененок)

12.Четыре брата — старшему кланяются.
Как вместе сойдутся —любое дело сделают. (Пальцы руки)

13.Очень важно, чтоб охотник
Знал, куда летит сова.
Потому, что по науке
Наших дедов и отцов,
По следам совы капканы
Надо ставить На песцов!

14.Один — еще только есть начинает, а другой — уже в макодан выскочил, вслед за ветром улетел. (Огонь и дым очага)

Ведущий: Долго мы с вами путешествовали по тундре. Много интересного узнали, услышали, увидели. И в завершении мы хотим вам сказать:

Любите родную природу
Озера, леса и поля
Ведь эта же наша с тобою
Навеки родная земля!

Хозяйка Тундры:

На ней мы с тобою родились
Живем мы с тобою на ней
Так будем же, дети, все вместе
Мы к ней относиться добрей.

Подведение итогов.

   

Литература:

“Северные родники”  /авт. - сост. Л.В.Фёдорова.- Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2001

Ямальский калейдоскоп: Учеб. пособие по литературному краеведению: 2 класс / авт. - сост. Л.В.Фёдорова.- Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальные игры с пением народов Севера для детей дошкольного возраста

Игры народов Севера в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой активной личности, сочетающей в себе духовное богатст...

Сценарий игрового развлечения «Игры коренных народов Севера» ко Дню Сибири «Легенды народов Севера» с детьми дошкольного возраста от 4-ех до 8-ми лет.

Рабочая группа:Старший воспитатель Симонова И.Б.,Савуляк Л.В.- педагог-психолог, Козлова А.Х., Крупка С.С.- воспитатели разновозрастной группы от 4-8 лет,Магалиева Р.Р., Ахметова И.Ф. - воспитате...

Сценарий игрового развлечения «Игры коренных народов Севера» ко Дню Сибири «Легенды народов Севера» с детьми дошкольного возраста от 4-ех до 8-ми лет.(фото)

Рабочая группа:Старший воспитатель Симонова И.Б.,Савуляк Л.В.- педагог-психолог, Козлова А.Х., Крупка С.С.- воспитатели разновозрастной группы от 4-8 лет,Магалиева Р.Р., Ахметова И.Ф. - вос...

Проект «Игры и забавы народов России» д

Актуальность проекта. В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов гражданского и патриотического воспитания. Важно донести до сознания воспитанников: образы, ...

Детские игры народов севера. Традиционные игры и состязания народов манси. В какие игры играли ханты-мансийские дети

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в играх народов ханты ярко отражался образ жизни людей, их быт, т...

Развлечение к Дню народного единства «Игры и забавы народов России»

Сценарий развлечения ко Дню народного единства «Игры и забавы народов России»...