Использование регионального компонента
методическая разработка (младшая группа)

Кузнецова Екатерина Вячеславовна

Идея воспитания патриотизма и гражданственности , приобретая все большее общественное значение , становятся задачей государственной важности. Положительные  изменения произошли и в дошкольном образовании: введен региональный компонент в образовательный и воспитательный процесс ДОУ. Федеральные государственные стандарты рассматривают учет регионального компонента , как необходимое условие вариативности дошкольного образования.    

    Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине , воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам , где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края.      

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание

1.Условия возникновения ,становления опыта...............................................................3

2. Актуальность и перспективность опыта……………………………………………3

3. Ведущая педагогическая идея………………………………………………………..4

4. Теоретическая база опыта…………………………………………………………….4

5. Новизна опыта…………………………………………………………………………6

6. Технология опыта……………………………………………………………………..10

7. Результативность………………………………………………………………………11

8. Адресная направленность……………………………………………………………..11

9.Приложение

Условия возникновения , становления опыта.

        Идея воспитания патриотизма и гражданственности , приобретая все большее общественное значение , становятся задачей государственной важности. Положительные  изменения произошли и в дошкольном образовании: введен региональный компонент в образовательный и воспитательный процесс ДОУ. Федеральные государственные стандарты рассматривают учет регионального компонента , как необходимое условие вариативности дошкольного образования.         

        Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине , воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам , где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края.        

        Наблюдая за детьми младшего дошкольного возраста с целью выявления их познавательных способностей в организованной и самостоятельной деятельности я отметила , что у детей свои взгляды на окружающий мир. Поэтому пришла к выводу, что необходимо выстроить педагогический процесс, который включал бы в себя:        

  • Организацию развивающей предметной среды регионального компонента;
  • Совместную игровую деятельность с детьми младшего возраста через дидактические игры с региональным компонентом;
  • Создание условий для самостоятельной игровой деятельности детей через знакомство с предметами и явлениями окружающего мира.

Актуальность и перспективность опыта.

Знакомство детей с родным краем, с историко-культурными, национальными, географическими , природными особенностями формирует у детей такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

        И действительно , как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой он ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

В связи с тем , что проблема воспитания у детей дошкольного возраста любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученых и практиков на многие годы, то передо мной , стоит задача- углубить это чувство , помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении.

        Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав все, что свято чтут люди- значит раздвинуть горизонты позноваемого , заронив в детское сердце искорку любви к Родине.

Ведущая педагогическая идея

                Ведущей педагогическая идея  опыта заключается в создании условий для повышения качества образования в соответствии с требованием ФГОС при реализации регионального компонента, через игровую деятельность дошкольников.

                Грамотный подход к организации игровой деятельности при реализации регионального компонента, позволяет сформировать у ребенка определенный запас представленный о родном городе(истории, символике, достопримечательностях), развивать духовно-нравственную культуру, воспитывать гражданские чувства, чувство любви к Родине , родному краю.

Теоретическая база опыта

Вопросам регионализации системы образования особое внимание исследователи стали уделять на рубеже 90-х годов. В этот период процесс регионализации выступил одним из направлений реформирования системы образования в целом по России

Назначение регионального компонента - защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; сохранение единого образовательного пространства России; обеспечение прав подрастающего поколения на доступное образование; вооружение детей системой знаний о регионе; подготовка подрастающего поколения к жизнедеятельности в социокультурной среде ближайшей территории и за ее.

В трудах Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. М. Леонтьева, Д. Б. Эльконина рассматриваются вопросы освоения личностью содержания национальной культуры, доказывая, что процесс приобщения к культуре уже в дошкольном возрасте идет через присвоение общественно-исторического опыта, воплощенного в материальных и духовных ценностях, осваивается в активной созидательной деятельности.

«Как известно, только на основе национальной культуры, народных традиций и потребностей общества конкретного региона возможен переход общечеловеческих ценностей в личные ценности каждого обучаемого, только в реальном, окружающем здесь и сейчас мире человек может стать субъектом культуры», - отмечает в своем исследовании В. П. Строков.

Воспитание любви к природе, к семье, к родному краю начинается с дошкольного возраста. Еще в прошлом веке выдающийся деятель в области дошкольного образования А. С. Симонович – организатор первого детского сада в России, придавала большое значение именно краеведению. В своей книге она писала: «Собственно краеведение начинается в детском садике. Это ряд систематических бесед, наблюдений, прогулок, предварительно хорошо обдуманных воспитателем, которые приводят к сознательному ознакомлению с родиной и готовят ребенка к дальнейшему пониманию живой и неживой природы, а также географии, экологии и др. Краеведение не следует понимать так, будто оно просто знакомит ребенка с окружающей средой. Краеведение выбирает только те предметы из жизни людей, которые могут дать ребенку определенные моральные и умственные силы».

Сейчас, когда провозглашена важность защиты и развития региональных, культурных традиций и особенностей в условиях  государства, это дало возможность субъектам РФ обогатить содержание образования, включая в него материал, отражающий культурное достояние народов, региональные особенности развития культур.

Важность регионального компонента подчеркивается рядом правительственных и ведомственных документов. Необходимость его разработки предусмотрена законом «О Федеральной программе развития образования», в приложении к которому сказано: «Программу подкрепляют республиканские, региональные и отраслевые программы развития образования, которые учитывают национальные и региональные социально-экономические, экологические, культурные, демографические и другие особенности современного общества».

Учитывая то, что национальная концепция воспитания в новых общественно-политических и экономических условиях предполагает воспитание человека, приверженного общечеловеческим ценностям, впитавшего в себя богатство культурного наследия различных наций и народов и стремящегося к взаимопониманию с ними, важно использовать весь потенциал культуры народов своего региона и страны в целом.

Реализация регионального компонента, через игровую деятельность в практику воспитания в дошкольном образовании создает условия для формирования интереса воспитанников к игровой деятельности.

Развитие способности ребёнка к  игровой деятельности составляет одну из важнейших задач развивающе-воспитывающего обучения человека, в результате реализации, которой создаются благоприятные условия для развития эмоционально-положительного восприятия, способствующего формированию эстетического отношения к окружающему миру.

Задача современного дошкольного образования  — заложить нравственные основы в детях, которые сделают их более устойчивыми к нежелательному влиянию, посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, к истории родного края, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Эти идеи становятся источниками создания вариативных программ нравственно-патриотической направленности.

Новизна опыта

                Новизна представленного опыта заключается в разработке игровых технологий по региональному компоненту, создание оптимальных условий для игровой деятельности, которая позволит каждому ребенку найти занятие по душе , научится взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать свои чувства и поступки.

Технология опыта

Дети- это наше будущее, а значит будущее нашей страны. Каждый из нас должен любить свою страну. Но маленьким детям непонятны понятия страна, патриотизм, Родина, и моя задача - воспитать настоящего патриота своей страны, ведь за ними будущее!

Начинать воспитание любви к своей родине нужно с малого. С любви к своему месту, где ты родился и вырос, показать ребёнку красоту родного края, историческую подлинность – задача не такая уж и сложная. Нужно только начать!

Цель опыта: использование регионального компонента  как  одного из средств развития игровой деятельности детей дошкольного возраста и их социализации.

Представление о своей малой родине являются содержательной основой для осуществления разнообразной игровой деятельности.

Начиная работу по реализации регионального компонента я углубленно изучила культурные , исторические, природные, этнографические особенности нашего региона , чтобы дать достоверные знания и привить дошкольникам любовь и уважение к родному краю.

 На первом этапе моя деятельность была направлена  на поиск и изучение эффективных технологий для реализации регионального компонента. Мною были подобраны  диагностические методики по  игровой деятельности детей дошкольного возраста. Так же был проведен мониторинг знаний детей младшего возраста с учетом программных требований примерной общеобразовательной программы ДОУ. Так, высокий уровень имели 23% детей, средний 40%, ниже среднего 37%.

Данные мониторинга свидетельствуют о необходимости целенаправленной систематической  работы по развитию регионального компонента в игровой деятельности детей дошкольного возраста.

На втором этапе свою работу по реализации регионального компонента в игровой  деятельности я построила по двум направлениям:

1.Взаимодействие с детьми;

2.Взаимодействие с родителями.

        

1.Взаимодействие с детьми

Предметно –

пространственная среда        экскурсии, беседы

        Информационные, игровые технологии

При ознакомлении детей с родным краем, где мы проживаем, выяснилось, что дети владеют небогатой информацией о возникновении города, его названии, мало знают о людях прославивших наш город.

С целью расширить детей о городе, сформировать познавательный  интерес  была подобрана литература, открытки, стихотворения, рассказы, загадки, пословицы. Так же была проведена серия НОД: « Моя малая Родина-город Муром», « Флаг нашей родины».(Приложение3). В свободной деятельности дети с удовольствием играли в дидактические игры « Мой город», « Назови что за здание».

Азартно и с увлечение дети играли в русские народные подвижные игры: «Ворота», «Капканы», « Золотые ворота-круговые», «Два мороза», «Свечки».

В  целях систематизации развивающей работы с детьми по данному направлению я разработала перспективный план по данной теме для детей дошкольного возраста.(Приложение1).

При составлении перспективного плана работы я соблюдала следующие принципы:

-доступности материала;

  • достоверности;
  • последовательности;
  • подачи материала от простого к сложному.

Немаловажное значение в реализации регионального компонента имеет хорошо оборудованная предметно-пространственная среда .Она стимулирует самостоятельную деятельность ребенка , создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. Для того , чтобы дети дошкольного возраста имели возможность самостоятельного выбора деятельности мною в группе был создан мини музей.

При оборудования музея я учитывала следующие требования: безопасность, доступность расположения , достаточность. В мини -музее представлены:

 - дидактические игры,  изготовленные  своими руками и с помощью родителей( «Мой город», Узнай наш флаг», « Назови что за здание» «Узнай, где я нахожусь», «Бабушкин сундучок», «Вот моя улица – вот мой дом родной», «Я – фотограф» и др.);

 - деревянные ложки, старинная посуда

 - макет «Бронепоезд»

 - куклы Петр и Феврония, Илья Муромец

 - прялка

 - национальные костюмы

 - альбомы с достопримечательностями города

 - книги, раскраски, методическая литература

Мною был разработан проект «Моя малая Родина.»(Приложение2).Для знакомства с малой Родиной, я проводила экскурсии по городу: в парк, к памятнику ВОВ. Для  ознакомления детей с народной культурой использовала электронные ресурсы. Проводили виртуальные экскурсии, ознакомительные презентации, мультфильмы, где дети знакомились с предметами старины, историей родного города, достопримечательностями.

Таким образом, в дошкольном возрасте формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе культуре. Очень важно привить в дошкольном возрасте чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

2.Работа с родителями.

Семья – жизненно необходимая среда, определяющая путь развития личности. Родительская любовь обеспечивает ребенку эмоциональную защиту, психологический комфорт и обеспечивает ребенку эмоциональную защиту.

Большое значение в реализации регионального компонента детей дошкольного возраста имеет семейное воспитание. Семья не в коем случае не должна отстраняться от нравственного воспитания ребенка. Именно семья является первым коллективом в жизни ребенка. И от того, какая атмосфера в семье, какие принципы присутствуют в семье, зависит гармоничное развитие ребенка  и становление его как личности в социуме.

Главные задачи  по взаимодействию с родителями считаю:

 - во – первых, установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка;

 - во-вторых, создать атмосферу общности интересов;

 - в-третьих, активизировать и обогащать воспитательские умения родителей.

Включение родителей в процесс реализации регионального компонента в игровой деятельности дошкольников я реализую в индивидуальных беседах, консультациях, через различные виды наглядной агитации.

С целью ознакомления и повышения уровня знаний родителей, я провела родительское собрание «Воспитание у детей любви к родному краю в условиях семьи и ДОУ», консультации для родителей: «Воспитание и любовь к малой Родине», «Какие достопримечательности можно показать ребёнку в городе », «Игровая деятельность в семье».

Семья является главным источником народных традиций. Поэтому мы активно взаимодействуем с родителями, которые  помогают собирать экспонаты, для музея, предоставляют фотоматериалы, участвуют в народных праздниках, шьют народные костюмы, помогают в оформлении предметно – пространственной среды.

Результативность

Проанализировав результаты своей педагогической деятельности по теме « Реализация регионального компонента в игровой деятельности» я пришла к выводу , что опыт работы в данном направлении эффективен. Ознакомление с родным краем с помощью игровых технологий, создает неповторимую среду, которая действует на воображение и формирует индивидуальность ребенка, определяя его жизненный путь и душевные устремления. Дети познали не только свой край, но и откликались на события окружающего мира, выражали свое отношение к ним.

         Работа по реализации   регионального компонента предполагает, что в процессе игровой деятельности дети:

  • приобрели систему знаний о родном городе, об особенностях общения человека с окружающим миром;
  • получили представление о профессиях людей, занятых в различных природных сферах;
  • обогатили словарный запас, развили память, мышление, воображение;
  • приобрели навыки доброжелательного, чуткого отношения друг к другу и окружающему миру.

 Представление о родном крае стали более существенными, характер отношения к своей малой родине перешел от неосознанного к устойчиво положительному, у детей появился интерес к истории, местной художественной литературе, природным богатствам родного края. Детский интерес отразился в творчестве: сказках, рассказах, рисунках, поделках.

У родителей возрос интерес к мероприятиям, проводимым в детском саду (конкурсы, тематические экскурсии, дни открытых дверей, а также увеличился количественный состав их участников.

Таким образом, только целенаправленная и систематическая работа в данном направлении помогает воспитывать у детей чувства доброты, нравственности, патриотизма.

        Адресная направленность

Опыт рекомендую использовать воспитателям дошкольного образовательного учреждения, педагогам дополнительного образования и родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

из опыта работы по использованию регионального компонента

данный материал предназначен для воспитателей детских садов по примению в работе регионального компонента...

Сияет солнце в день Победы. Конспект праздника с использованием регионального компонента.

Конспект предназначен для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ. Направлен на  воспитание патриотических чувств, средствами эстетического воспитания; побуждает детей  уважительно отно...

" Поклонимся великим тем годам"- тематическое развлечение к 9 мая с использованием регионального компонента.

Данный сценарий построен на произведениях наших земляков-рязанцах.Праздник получился интересным , дети много узнали о войне через песни рязанских композиторов....

Сюжетно-ролевая игра (с использованием регионального компонента) в подготовительной группе «Путешествие по городу-курорту Железноводску»

Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни.В играх происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизуе...

Спортивное мероприятие с родителями с использованием регионального компонента

В сотрудничестве с семьей воспитать физически развитого, жизнерадостного ребенка путем формирования у него осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни.Задачи: ...

Конспект интегрированного занятия по художественному творчеству с использованием регионального компонента во второй младшей группе: "Здравствуй, северный олень!"

Програмное содержание:-Познакомить детей с северным оленем, проживающем на Крайнем Севере.-Учить различать и называть оленя-Находить, показыать и называть части тела оленя.-Формировать умение выделять...

Проект «Развитие речи детей через театрализованную деятельность по сказке « Теремок» с использованием регионального компонента и многонационального фольклора.

Введите в мир театра малыша, И он узнает, как сказка хороша!Проникнется и мудростью, и добротой, И с чувством сказочным пойдет он                    ...