Проект "Праздники нас объединяют".
проект (средняя группа)

Яковлева Нина Валерьевна

В связи с тем, что наш детский сад  расположен  на территории Республики Бурятия, которая всегда славилась своей многонациональностью, я  предлагаю  в своем проекте знакомить детей с традициями русского и бурятского народа на принципе сравнения двух великих культур.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Могойтинский детский сад «Солнышко»

671633, Республика Бурятия, с.Могойто, ул. Советская 5,телефон: 96-3-59

«Приобщение детей к национальным истокам посредством культурно-досуговой деятельности»

«Праздники нас объединяют».

Н.В.Яковлева,

МБДОУ Могойтинский

детский сад «Солнышко»

Могойто

2017

Важная роль в обновлении образовательного процесса в условиях введения ФГОС ДО отведена  национально-региональному  компоненту.

В связи с тем, что наш детский сад  расположен  на территории Республики Бурятия, которая всегда славилась своей многонациональностью, я  предлагаю  в своем проекте знакомить детей с традициями русского и бурятского народа на принципе сравнения двух великих культур.

        Праздники и развлечения с использованием фольклорного материала вносят в жизнь ребенка радостное настроение и духовную красоту, воспитывают в нем любовь к родному краю, уважение к культурному наследию народа. Тем интереснее детям окунаться в две совершенно разные культуры и находить для себя что-то интересное и необычное, сравнивать их, анализировать и делать самостоятельные выводы. В дальнейшем дети используют накопленные знания в самостоятельной деятельности, во время игр на прогулке и в группе и в повседневной жизни. Мы знаем, что игра занимает ведущую роль в жизни дошкольника и несет в себе как образовательное, так и воспитательное значение. А народные праздники сами по себе являются незабываемой, яркой и глубоко содержательной игрой, которая навсегда оставит в памяти глубокий след и положительно воздействует на эмоциональное состояние ребенка.

        Как правило, народные праздники тесно привязаны к сезонным изменениям в природе и календарным праздникам, что помогает детям лучше ориентироваться во временных понятиях. Ежегодная периодичность праздников и событий позволяет детям лучше усваивать предлагаемый материал, постепенно усложняя и углубляя его.

        В этом помогает и интеграция всех образовательных областей: познавательной, речевой, социально-коммуникативной, художественно-эстетической и физической.

Цель:

Пробуждение интереса детей к народным праздникам и приобщение детей к ценностям русского и бурятского народа на основе ознакомления с его бытом,  жизнью, фольклором  для  сравнение двух великих культур.

Задачи:

  • Формировать основы национального самосознания и любви к малой родине;
  • Развивать интерес к традициям русского и бурятского народа и включать их в детскую жизнь;
  • Знакомить со значительной частью культурного опыта наших предков: жилищем и предметами быта, ремеслами, фольклором, народными праздниками, традициями и декоративно-прикладным искусством;
  • знакомить с особенностями национальных костюмов русского и бурятского народов;
  •  Расширить словарный запас средствами устного народного творчества;

•. Помогать родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей и привлекать их к сотрудничеству по созданию в группе уютной домашней обстановки с предметно-развивающей среды;

В основу реализации регионального компонента положены следующие принципы:

1 Принцип создания непринужденной обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно, раскрепощено;

2 Принцип целостного подхода в решении педагогических задач:

а) обогащение детей музыкальными впечатлениями через песни, фольклор. сказки, пословицы, поговорки, народные праздники;

б) претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности;

в) приобщение к народной культуре.

3 Принцип личностно-ориентированного общения.

Партнерство, сотворчество и взаимодействие — приоритетные формы общения педагога с детьми.

4 Принцип соотношения музыкального материала с природным, народным, светским и частично с историческим календарем;

5 Принцип взаимодействия с социальными институтами.

Реализуется в сотрудничестве с семьёй, школой, ДК

6 Принцип положительной оценки деятельности детей, что способствует еще более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве.

7 Принцип рационального сочетания разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

В процессе работы над приобщением детей к истокам народной культуры передо мной встал вопрос о том, как же лучше организовать специальную среду в детском саду, благодаря которой ребенку было бы легче почувствовать себя частью культуры своего народа, поэтому был выбран метод «погружения».

Погружение — система обучения, создающая у человека внутреннее чувство свободы. Она опирается на три принципа: удовольствие и релаксация, расслабление на занятиях, единство сознательного и подсознательного, двусторонняя связь в процессе обучения. Работа с детьми ориентирована на старшую возрастную группу, возраст детей от 4 до 6 лет.

1 этап работы – организация развивающей среды.

Создание мини- музеев «Русская изба» и «Бурятская юрта». Они не ограничиваются лишь только кратковременными посещениями детей, а представлены как часть игровой зоны, в которых дети в любое время могут «окунуться» в быт наших предков и самостоятельно организовать игровую деятельность. Так же они используются для проведения НОД и праздников по приобщению детей к народной культуре, которые часто заканчиваются чаепитием с самоваром или угощением бурятским национальными блюдами. В такой обстановке детям определенно больше нравится знакомиться с народным фольклором,  народно-прикладным и музыкальным  творчеством.  

        Я использовала  не только готовый материал народного фольклора, но сама работала над постановками стилизованных народных танцев («Танец с платками», « Танец со свечами», «Наездники», «Танец орла», «Ёхор»  и др). Дети с удовольствием знакомились с народными инструментами: баян, гармошка, ложки, хур, гусли, дудочки и мн. др.

2 этап – организация образовательного процесса.

        На доступном для ребенка уровне знакомим детей с народным календарем, основными русскими и бурятскими праздниками. Как правило, они проходят в параллели друг с другом и помогают прочувствовать самобытность каждой культуры.

        Использованный музыкальный материал соответствует возрастным особенностям детей. В преддверии праздников с детьми проводится огромная работа с использованием НОД по ознакомлению с климатическими условиями проживания, укладом жизни, бытом, декоративно-прикладным искусством, фольклором, играми русского и бурятского народов.

        Для каждой темы «погружения» разрабатываются мини-проекты определенной тематики, например, «Осенние посиделки», «Дангина и Гэсэр»», «Рождественская елочка», «Сагаалган», «Богатыри земли русской» и др. Народные праздники являются заключительным, обобщающим мероприятием проектов.

Проект «Праздники нас объединяют»

Сентябрь

«Бурятия- малая родина»

Октябрь

«Осенние посиделки»».

Ноябрь

«Сказки Ивана и Будамшу»

Декабрь

«Дангина и Гэсэр»

Январь

«Рождественская елочка»

Февраль

«Богатыри земли русской»

«Угощение друзей» (Масленница и Сагаалган)

Март

«При солнышке тепло, при матери добро»

Апрель

«Пасхальные забавы»

Май

Конкурс «Национальный костюм»

Июнь

«Праздник русской березки»

«Сурхарбан»

Самостоятельная деятельность детей подразумевает не только различные игры, работу в творческих мастерских, но и участие в творческих конкурсах как внутри д/с, так и на уровне своего села и района.

Взаимодействие с родителями.

        Неоценима и поддержка родителей в организации праздников. Они шьют костюмы, изготавливают атрибуты для игр и стилизованные под старину предметы быта, участвуют в различных конкурсах и выставках, даже исполняют роли  сказочных персонажей на наших праздниках. В свою очередь мы оформляем для них папки-передвижки, консультации, проводим родительские собрания, творческие гостиные.

        Современное образовательное учреждение не может эффективно осуществлять функцию воспитания без установления взаимовыгодного социального партнерства. Наши социальные партнёры: МУ «Курумканское районное управление образованием», МоСОШ имени В.С.  Анищенко, Районный и Сельский Дома Культуры, Сельская Библиотека, Байкальский техникум туризма и сервиса, Центр детского творчества с. Курумкан, Приход храма в честь Святой троицы с. Курумкан.

В результате  внедрения проекта воспитанники детского сада:

1. Используют в активной речи потешки, считалки, загадки.

2. Умеют играть в русские и бурятские  народные подвижные игры, используя считалки.

3. Имеют богатый запас знаний сказок и сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства.

4. Осмысленное и активное участвуют  в  народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).

5. Знают  историю русского и бурятского  народного костюма, головных уборов.

6. Используют атрибуты русской и бурятской  народной культуры в самостоятельной деятельности.

7. Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.

8. Уважительно относятся к людям любой национальности.

Перспективу работы по этой теме я вижу в создании новых проектов, в обогащении предметно-развивающей среды, в расширении взаимодействия с другими социальными партнерами.

Таким образом, данная система работы позволяет приобщать детей дошкольного возраста к народным истокам, посредством культурно-досуговой деятельности.

Хочу  закончить  словами Сергея Михалкова: «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину; узнав ее, стать подлинным патриотом.»

Литература

1. О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.

2. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт.сост.Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маханева, О.Н,Корепанова и др. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

3. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по  государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

4. Балдаев С.П. Родословные предания и легенды бурят: в 2 частях – Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1970.

5.Бабуева В.Д. Мир традиций бурят – Улан – Удэ, 2001.

6.Тугутов И.Е. Бурятские народные игры – Улан – Удэ, 1994.



Предварительный просмотр:

МБДОУ Могойтинский детский сад «Солнышко»

«Сагаалган и Масленица».

«Праздники нас объединяют».

Выполнила: воспитатель

Яковлева Нина Валерьевна.

2018 год.

Цели: продолжать закреплять знания об обычаях, традициях бурятского и русского народа, развивать интерес к их  культуре, воспитывать чувство любви, дружелюбия, развивать интерес к народным играм.

Оборудование: Бурятские и русские костюмы, юрта, хадак, пиала с молоком, стульчики – лошадки, рукавичка, обруч, украшенный лентами, маска лошади, каравай, две сковороды и блины.

(Звучит бурятская музыка, дети входят в зал, садятся на стульчики, на сцене стоит бурятская юрта, возле юрты стоят дети в  бурятских и русских костюмах).

Ведущий:

Испокон веков жили в Сибири люди разных национальностей сообща и дружно, передавали свой опыт, перенимали и от других, создавались семьи и рождались дети.

Как гласит преданье,

Триста лет назад

Встретились в Сибири

Русский и бурят,

Пас бурят отару

Где-то в стороне.

И к нему подъехал

Русский на коне.

Ребенок в бурятском костюме:

« Сайн байнуу- гортанно

Прокричал бурят,

Это означало:

«Здравствуй, русский брат!»

Ребенок в русском костюме:

Русский улыбнулся и сказал: « Привет!»

С незнакомым другом разделил обед.

И с тех пор меж ними

Дружба повелась.

В праздники  друг к  другу

Съездить каждый рад.

Ребенок в бурятском костюме:

«Приезжай, дружище,

Буду очень рад!»

Приглашает русского

В Сагаалган бурят.

Ребенок в русском костюме:

«Как же быть мне,

Брат мой?»:

Русский отвечает.

«Весь народ наш русский

Масленицу встречает».

Ведущий:

И решили праздники

Они объединить.

О своих  традициях

Друг с другом поговорить.

Ведущая: Много веков прошло с тех пор, как подружились русский и бурятские народы. Каждый из них славится своими традициями, обычаями и своими праздниками. Так случилось, что Сагаалган и Масленица проходят к  нам почти водно время, так давайте же встретим эти два замечательных праздника вместе и поделимся друг с другом традициями их празднования. Русские уже встретили Новый год 31декабря, а бурятский Новый год, который называется Сагаалган, они встречают в феврале, т.е. на 2 месяца позже, а русские в феврале отмечают Масленицу, праздник прощания с зимой. Я предлагаю сегодня еще раз встретить Новый год, а потом попрощаться с зимой.

Ребенок: Что такое Сагаалган?

Ребенок:

Что такое Сагаалган?

Я тебе отвечу-

Это праздник всех бурят

Новогодней встречи.

Это Новый год бурят

И друзей застолье,

Каждый встрече очень рад,

Песнь летит в приволье.

 

Ребенок:

Праздник чистоты, надежды,
Обновления, добра
Ты приходишь, как и прежде,
С белой пищею с утра.

Девочка в бурятском костюме:

Гостеприимный мой народ

Гостю -  знаком с ним иль  незнаком,

Повсюду, где горит огонь,

Он преподносит чашу с молоком.

Отведать нужно белой пищи - 
Молочный символ новизны, 
Неважно кто, богач иль нищий,
Уважить все ее должны.

Обряд подношения белой пищи богам.

Обряд с хадаком.

Ребенок в бурятском костюме преподносит хадак гостю.

Ведущий:

По бурятскому обычаю гостю преподносят хадак, протянув друг другу руки, у младшего по возрасту руки находятся снизу- это означает, что у старшего есть опора в старости, у старшего- руки сверху, лодонями вниз- это означает, что мудрость и опыт старших передается молодому поколению.

Ребенок:
Заходите, соседи!
С Новым годом вас всех!
В этот день на планете
Одиноким быть грех.
Ребенок:
В праздник Белого месяца
(Повелось так у нас)
Людям надобно встретиться,
Чтобы свет не погас.
Ребенок:
Чтоб убавилось горя,
Чтоб тучнели стада,
Чтоб долины и взгорья
Голубели всегда…

Ведущий: На Сагаалган  устраивали разные состязания и игры. Буряты были лучшими наездниками. Я предлагаю устроить скачки на лошадях.
Есть у меня два быстрых коня

Кто их не боится?

Кто хочет прокатиться?

ИГРА «СКАЧКИ».

ИГРА «Бэлээй» (рукавичка)

Дети говорят: Бэлээй, бэлээй ту – 2 раза (лови рукавичку)

 Ведущий:

А теперь мы ножки спросим:

До каких же пор стоять?

Может ножкам хоть немножко

 Дружный «Ёхор» станцевать.

Наш бурятский хоровод

Взяться за руки зовёт.

 Если встанешь с нами в круг,

 Значит ты хороший друг.

Бурятский танец «Ехор».

Ведущий: Какой же Сагаалган без угощенья, примите эти подношенья.

(Дарит сладости.)

Ребенок в русском костюме:

Праздник очень ваш хорош,

С нашей Масленицей схож.

Там мы тоже все играем

И друг друга развлекаем.

Приглашаем в гости к нам,

Моя команда: «По коням!»

Танец «Тоб тоб тобороб».

(Дети усаживаются на стульчики).

Песня «Весенняя шуточная».

Ведущий:

Масленица – старый светлый праздник,
Испокон веков любимый на Руси.
Прочь зима! Весна стучится в двери,
Каравай ей с солью поднеси!
Ребенок в русском костюме:

Надоели лютые морозы,
Надоела злющая зима.
Ярче солнца свет, длиннее с крыш сосульки.
Звон капели. Скоро ли весна?

Ребенок в русском костюме:

Приезжай к нам в гости, масленица,

На широкий двор —

На горах покататься,

В блинах поваляться,

Сердцам потешаться!

(Звучит русская народная музыка, в зал «тройка» лошадей, которая везет Масленицу).

Ребенок в русском костюме:

Вот приехала Масленица!
Сударыня-боярыня Масленица!
С сыром, маслом, и блином,
И румяным пирогом!

Ребенок в русском костюме:

Масленица, здравствуй!
Видеть тебя рады!
Блинчиков желаем
Сладких, с шоколадом!

(Кланяясь вручает каравай).

Исполняют песню «Блины».

Проводится игра «Перенеси блины». Участвуют две команды, у первого в руках сковорода. Берут «блин» ( желтые кружки от пирамидок) из ведёрка и переносят его в чашку, возвращаются в команду, отдают сковороду следующему игроку.

Хороводная игра «Блинчик»
Дети встают в круг и передают «блинчик» друг другу со словами:
Ты, катись, горячий блинчик,
Быстро, быстро по рукам,
У кого горячий блинчик,
Тот сейчас станцует нам.
У кого из детей остановился «блинчик», тот выходит в центр круга, показывает любое движение, а ребята за ним повторяют под русскую плясовую музыку.

Ведущий:

Если дружно взять канат,
Потянуть вперед – назад.
И сказать три раза: «Эх!»
Победит, наверно, смех.
Игра «Перетягивание каната»

Ребенок в русском костюме:

Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай!
Чтобы блины горочкой,
И все с икорочкой!

(Масленица угощает детей блинами.

Ведущий:

Масленица, прощай!

А на следующий год опять приезжай!

(Масленица уезжает).

Ведущий: 

Славно мы повеселились,
Ещё крепче подружились
Поплясали, поиграли
Все вокруг друзьями стали.

Дети исполняют «Песенку друзей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Совместное творчество объединяет семью»

Художественно -творческая деятельность  является мощным фактором гармонизации личности, как для взрослого, так и для ребенка. Здесь всегда виден результат своего труда. Именно художес...

Итоговый тренинг для детей и родителей "Что нас объединяет?" из цикла "Игровое общение - основа взаимопонимания ребёнка и взрослого"

Совместный детско-родительский тренинг с целью организации взаимодействия детей и родителей в ходе совместной игровой и изобразительной деятельности....

Проект "Нас объединяют дети"

Данный проект представляет собой взгляд на организации работы по созданию единого социально - образовательного пространства, включающего дошкольное образовательное учреждение и семейные группы, на сов...

беседа "Что объединяет людей?"

Беседа - занятие по книге Д.С. Лихачева "Письма о добром". Письмо №7 "Что объединяет людей?"...

Ребенок - звено, которое должно объединять родителей.

Статья о том, как важно чтобы в семье не было конфликтов....

конспект занятия по теме: "Праздник на пороге или как горожане объединяются"

Показать, как меняется облик Петербурга накануне такого праздника,как Новый год....

Конспект досугового мероприятия: «Объединим семью»

 Цель: Создание положительного эмоционального комфорта у детей и взрослых в процессе общения друг с другом. Повышение педагогической культуры родителей по вопросам здорового образа жизни....