Картотека сценариев "Сказки народов Севера"
методическая разработка

Осколкова Александра Евгеньевна

В данном материале размещены "обработанные" в сценарии сказки народов Ямала. 

Эта разработа может быть полезна воспитателям, музыкальным руководителям, педагогам дополнительного образования для организации театральной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazki_narodov_yamala.docx41.17 КБ

Предварительный просмотр:

Мышка (ненецкая сказка)

 (звучит ненецкая музыка по выбору музыкального руководителя, на сцене «лежат» льдины (девочки в белых одеждах. Сбоку ведущий в национальной одежде)

Рассказчик: Настала в тундре весна. Солнце землю согрело… (В центр выходит мальчик в костюме Солнца) взломало на реке лёд.

Две девочки в белых одеждах изображают льдины: танцуют мини-танец, на фоне их «танца» автор говорит свои слова:

Рассказчик: Звенят льдины, громоздятся одна на другую, плывут вниз по реке. Услышала шум мышка, выскочила на пригорок…

Мышка: Ледок, ледок, подальше от берега плыви! За мысом моё гнёздышко, смотри не разори его.

Большая льдина: Когда лёд идет, его не остановишь.

Мышка: (сердито топает ногой) Не гордись так, льдина! Вот сядешь на мель, тут тебя солнышко и пригреет. Растаешь, ничего от тебя не останется.

Солнце:  Эй, мышка! Очень уж ты заносчива. Твоё ли дело, что я растоплю льдину? Зачем заставила замолчать того, кто старше тебя?

Мышка: И ты не очень-то гордись, солнце. Вот набежит туча, закроет тебя. Какая от тебя тогда будет польза?

(на сцену «выплывает» туча)

Туча: Почему ты такая сварливая, мышка? Твоё ли дело, что я подчас закрываю солнце? Зачем заставила замолчать того, кто старше тебя?

Мышка (сердито кричит):  Тебе, туча, тоже гордиться нечем. Подует ветер, погонит тебя, куда захочет, разорвёт в клочки.

(Под музыку выбегает ветер, обегает мышку)

Ветер: Дерзкий язык у тебя, мышка! Если я и гоняю тучи по небу, что тебе до этого? Зачем заставила замолчать того, кто старше тебя?

Мышка:  А тебя, ветер, я даже слушать не хочу. Нечем тебе хвастать, далеко тебе не улететь. Упрёшься в Уральские горы, тут и конец твоей силе.

(Ветер улетает, говорят Горы (две девочки в коричневых длинных платьях с белыми шапочками на головах)

Горы: Меньше песчинки ты, мышка, а со старшими споришь. Что тебе за дело, если мы загородим ветру дорогу?

Мышка (повернувшись к Уральским горам):  Пусть я маленькая, а вы, горы, большие, что в том толку! Всякий, кто захочет, вас топчет. Вон, смотрите, росомаха на ваши камни взобралась, а вам её не согнать.

(из-за Гор появляется Росомаха)

Росомаха: Не лезь не в своё дело, мышка. Не серди меня, а не то проглочу тебя вместе с коготками и хвостиком.

Мышка: Грозись, грозись, росомаха! Что ты скажешь, когда попадешь в деревянную ловушку?

Рассказчик: умолкла Росомаха. А Мышка уже ждет, что скажет деревянная ловушка. (Мышка руки в боки,  стоит, смотрит на деревянную ловушку) Но ловушка ничего не сказала. Она ведь деревянная была, и говорить не умела. Вот мышка и решила, что всех переспорила. Нос высоко подняла, хвостиком помахала и пошла к своему гнёздышку. Смотрит, а гнёздышка нет. (мышка разводит руками,  ищет, обегает кругом) Пока она спорила, льдина обогнула мыс, толкнулась о берег и снесла её домик.

 Мышка: (огорченно) Нет, видно, никого я не переспорила. Только понапрасну время теряла.

Рассказчик: Сказала так и принялась строить новое гнёздышко. (мышка приносит по веточке, складывает в кучку).

Сова и куропатка (ненецкая сказка)

Рассказчик: Давно это было. Мне Дед рассказывал, а он от своего деда слышал. Жила-была в тундре на краю леса Сова. ( под музыку вылетает Сова , кружит над поляной, садится на дерево)Закончилось  короткое северное лето, собрались птицы в теплые края.

(звучит музыка, вылетает Ястреб)

Ястреб:  Сестрица совушка, на юг лететь пора! Скоро бураны начнутся, замёрзнешь в тундре.

Сова: На юг я не полечу. У меня только-только детишки вывелись. Как я маленьких оставлю?

Ястреб: А какая тебе от детишек польза? Их кормить надо, а ты сама с голоду пропадёшь.

Сова: Не пропаду! Тут куропатки есть, жирные, вкусные, вот мы и сыты будем!

Ястреб: Ну как знаешь.

(Ястреб улетает в одну сторону, Сова в другую)

Рассказчик: А куропатка недалеко сидела, весь разговор и слышала. (из-за кулис выходит куропатка)

Куропатка (испуганно): Соседка совушка съесть меня хочет! Что делать? Надо улетать отсюда.

Рассказчик: Решила так и полетела (куропатка летит по залу) долго летела, совсем обессилела. Опустилась она возле моря Ледовитого, океаном оно называется. Посмотрела туда, посмотрела сюда - нигде не видно совушки.

Куропатка: (радостно) Здесь некого бояться. Никто меня не съест.

Рассказчик: подумала так, и пошла по берегу. Грудь выставила, голову подняла гордо, ничего вокруг не замечает. Вдруг из-под кочки мышонок выскочил:
Мышонок: Куропатка, а куропатка! Ко мне подойдёшь, а от меня не уйдёшь!

Рассказчик: Кинулся мышонок на куропатку, да только кончик хвоста ухватил, вцепился и держится. А куропатка и не заметила, идёт себе дальше. А тут из кустов горностай.

Горностай: Куропатка, а куропатка! Ко мне подойдёшь, а от меня не уйдёшь!

Рассказчик: Прыгнул горностай, да успел лишь за мышонка ухватиться. А куропатка быстро идёт, по сторонам не оглядывается, радуется, что от совы избавилась. Тут из-за камней песец выскочил:

Песец: Куропатка, а куропатка! Ко мне подойдёшь, а от меня не уйдёшь!

Рассказчик: Прыгнул песец, да промахнулся, успел лишь за горностая ухватиться. А куропатка всё быстрее идёт, от радости совсем поглупела, ничего не видит, ничего не слышит. И лиса тут как тут:
Лиса: Куропатка, а куропатка! Ко мне подойдёшь, а от меня не уйдёшь!

Рассказчик: Кинулась на куропатку, да мимо, за песца уцепилась. А куропатка идет вперёд, ничего не замечает, себя хвалит:

Куропатка: Вот какая я умная, от совы ушла.

Рассказчик: А тут и белый медведь из воды вылез на берег:
Белый медведь: Куропатка, а куропатка! Ко мне подойдёшь, а от меня не уйдёшь!

Рассказчик: Сказал и на куропатку бросился, да тоже промахнулся, за лису ухватился. Наконец куропатка заметила, что бежать ей невмоготу стало.
 Куропатка: Что-то совсем не могу идти, такой хвост тяжёлый!

Рассказчик: Оглянулась куропатка, хвостом мотнула – мышонок оторвался, и покатились все по снегу.

Куропатка: Однако у Ледовитого моря-океана мне ещё опаснее. Полечу - ка я обратно, к лесу поближе! (Куропатка летит. Мини-танец Птиц: Куропатки и Совы.)

Рассказчик: Так и живут рядом сова и куропатка. Беспокойно куропатке, да всё же лучше, чем у океана.

Соколиный костёр (селькупская сказка)

(возле чума два мальчика: дедушка и внук в национальных костюмах, внук играет с игрушечной собакой. Звучит музыка народов Севера)

Рассказчик: Давным-давно жили-были дедушка Эйо и его маленький внук Эне. Вместе с ними жила собака по имени Айя. Эне любил собаку: играл с ней, кормил сам. А дедушка Эйо брал  Айю на охоту: в тундре она оленей находила, в тайге соболей да белок выискивала.

Дедушка Эйо:  Я, Эне, в тундру на охоту пойду, а ты дома оставайся, огонь в чуме поддерживай, да обед вари.

(дедушка  одевается, берет ружьё, собаку и уходит. Эне готовит еду. Фоном звучат мелодии Севера)

Рассказчик: Долго охотился дедушка Эйо. Эне уже и уху сварил, ждёт, когда дедушка вернется, а с ним и его верная Айя в чум прибежит.

(Эне из чума выходит, видит дедушку, бежит к нему.  Дедушка грустный)

Эне: Дедушка, дедушка, а где же Айя?

Дедушка Эйо:  Внучек мой Эне, нет у нас больше нашей Айи. Она от волка меня спасла, но он её ранил. Пока я волка прогонял, Айя потерялась. В тундре темно стало. Не найти нам теперь нашу Айю.

(Эне горько заплакал, Дедушка грустно пошел в чум) 

Рассказчик:  Мимо Сокол пролетал. (звучит музыка, Сокол «облетает» Эне)

Сокол: Что случилось, Эне? Почему плачешь?

Эне: Дедушка Эйо нашу Айю на охоту взял, а там на него волк напал. Айя дедушку защищать стала, и сама в лапы волку попала. Пока Дедушка волка отгонял, собаку нашу потерял. Посмотри, как темно вокруг, не найти нам Айю. (вытирает слезы)

Сокол: Не плачь, Эне. Ты моих соколят в гнезде не тронул, ну и я тебе помогу. Возьми кедровую лапу и подожги её кончик в костре.

Рассказчик:  Эне не знал, зачем это нужно, но сделал то, что велел ему сокол: принёс из чума подожжённую кедровую лапу (Эне выносит из чума веточку ели с красными ленточками на конце) А сокол взял лапу и взмыл в небо. Высоко-высоко взлетел. (Музыка, сокол «Кружит» по залу) 

И расступилась в небе тьма.

(У задней стены девочки поднимают легкую ткань, как северное сияние)

Сокол кругами летал, тундру освещал, а Эне с дедушкой Айю искали. Догорела в клюве Сокола кедровая лапа, но Эне уже увидел собаку. (Эне осторожно поднимает собаку, несет в чум) Скоро они с дедушкой её в чум принесли.

Эне: Спасибо тебе, смелый Сокол!

(сокол пролетает по кругу, Эне машет соколу вслед)

Рассказчик:  Сокол качнул крыльями и  улетел. А в северном небе с тех пор загорается в небе кругами костёр, чтобы светить тем, кто хочет сделать какое-нибудь доброе дело. Люди называют этот костёр Северным Сиянием.

«Как олененок друга нашел» (Ненецкая сказка)

Рассказчик: Жил в тундре оленёнок - маленькие рожки.

(музыка, мини-танец оленёнка)

Рассказчик: И всё бы хорошо, но не было у оленёнка друзей.  А иметь их оленёнку очень хотелось. Однажды увидел он ворона, который сидел на большом камне, и ни на кого внимания не обращал.

Оленёнок: (тихо)  Варнэ, варнэ!

Рассказчик: Молчит ворон. Тогда оленёнок снова позвал его

Оленёнок: (погромче) Варнэ, варнэ!

(Ворон повернул голову в сторону оленёнка, приоткрыл глаз, отвернулся.)

Оленёнок: (громко, руки сложить рупором)  Варнэ, эй, варнэ!


Ворон: (смотрит «с высоты»):  Чего тебе?

Оленёнок: Давай с тобой дружить, варнэ.

Ворон: С тобой? Дружить? Ха-ха-ха! Кар-р, Кар-р, кар-р! Что ж, ладно, залезай сюда на камень. Посидим немного, а потом полетим вон к той сопке.

Оленёнок:  А, я ведь летать не умею.

Ворон: Ну, так какой же ты мне тогда друг! Прощай оленёнок  Маленькие рожки!

(музыка, Ворон улетает)

Рассказчик: Опять остался оленёнок один. Побрёл он дальше по тундре. Шёл, шёл и увидел большое озеро, а в нём щука плавает, носом воду рассекает, хвостом управляет.

Оленёнок: Пыря, эй, пыря!

Щука: (Высунула нос)  Кто это меня там зовёт?

Оленёнок: Это я, оленёнок  Маленькие рожки. Давай с тобой дружить.

Щука: Что ж, я тоже не прочь иметь друга. Ныряй в воду, будем вместе плавать, ельцов и окуньков ловить.

Оленёнок: (испуганно) Да ведь я плавать не умею!

Щука:  Вот видишь, какой же ты мне друг. Прощай, оленёнок маленькие рожки.

Рассказчик: Снова остался оленёнок один. Грустный побрел он по тундре. Вдруг видит оленёнок, вдалеке огонёк горит, у костра человек сидит, котелок над огнём повесил, похлёбку варит. Подошёл оленёнок поближе.

Хозяин чума:  Откуда и куда ты идёшь, оленёнок  Маленькие рожки?

Оленёнок: (плачет) Беда у меня, Нявэ (человек). Во всей тундре не нашлось мне друзей. Не умею я летать как ворон, не умею плавать как щука.

Хозяин Чума: Не плачь, суляко (оленёнок). Была у тебя беда, а теперь нету её.  Буду я твоим другом.

Рассказчик: Остался оленёнок с человеком. Он  вырос в большого белого оленя с красивыми ветвистыми рогами.       

(танец человека и оленей)

Рассказчик: Говорят, что с тех пор в тундре олени и живут вместе с человеком.

Бурый и Белый (Ненецкая сказка)
Рассказчик: Жил-был в тайге Бурый Медведь. Всю зиму лапу сосал-спал. Пришла весна, и у Бурого Медведя растаяла берлога. Пошел он бродить по лесу. Бродил-бродил да и вышел к Ледовитому морю. А Белый Медведь как раз из воды выходит. Увидел он Бурого и рассердился, даже шерсть дыбом встала.

Белый: (кричит) Эй ты, Бурый  Медведь, зачем по моей земле ходишь?!

Бурый: Разве это твоя земля? Ты же на льдине плаваешь, вот и плавай! А земля моя!

Рассказчик: И стали они бороться.  (Под музыку медведи выполняют танец-драку) Долго боролись, даже вспотели. Рычат да покряхтывают. Наконец совсем устали.

Бурый:– Уфф!.. 

Рассказчик: Выдохнул Бурый Медведь и сел на прибрежный камень.

Белый:– Офф!.. 

Рассказчик: откликнулся Белый Медведь и опустился на другой валун. Отдышаться не могут, так измаялись!

Бурый: Ты, Белый Медведь, сильнее меня, да я проворнее. И никогда нам не победить друг друга. Видать, мы с тобой братья.

Рассказчик: Тут подлетела Серая Весенняя Куропатка, села поближе и говорит:

Куропатка: Ай-я-яй! Это называется братья! Я видела, как вы лупили друг дружку! А зря дрались – во-он сколько места! 

Рассказчик: Бурый и Белый посмотрели – и верно: кругом раздолье!

И разошлись они по-хорошему. Так и живут, кому, где лучше. Белый – на льдине, Бурый – в лесу.

Снегирь и Мышонок (Ненецкая сказка)

Рассказчик: Жили-были Снегирь и Мышонок. Вместе собирали и копили хлебные крошки. Много собрали, устали даже. Снегирь и говорит:

Снегирь:  Хватит, однако, собрали столько, давай делить поровну!

Мышонок: Давай!

Рассказчик: Стали делить.

Снегирь:  Это мне!

Мышонок: Это мне!

Снегирь: Это тебе!

Мышонок: Это тебе!

Рассказчик: Все поровну разделили. Одна только крошка осталась лишней.

Мышонок: Это крошка моя!  Я больше тебя работал!

Снегирь: Нет, моя!  Ты на месте крутился, а я далеко летал!

Мышонок: Я землю рыл, чтобы в чум залезть, у меня все когти болят!

Снегирь: А я по всему краю летал, крылья устали! Моя крошка!

(танец «драка» птиц)

Рассказчик: Подняли они большой шум. И пока ссорились – потеряли крошку. Кинулись искать. А в это время на шум прилетела Куропатка, увидела две ровные кучки крошек да обе и склевала. Только Мышонок и Снегирь этого не заметили. И до сих пор они ту потерянную крошку ищут. Снегирь – в снегу, а Мышонок – в чуме. 

 

Мансийская народная сказка  «Почему у зайца уши длинные» (Сценарий на конкурс Экологических сказок)

(На поляне возле пня сидят лось и лосиха. Рядом сугроб)

Рассказчица (бьёт в бубен): В давние-предавние времена, когда человек ещё тесно связан был с природой, умели люди понимать животных. По следам могли определить, кто прошел по тайге, молод или стар зверь, болен он или здоров…  С той поры, передают люди друг другу сказания… Я расскажу вам одно. Отчего у зайца уши длинные. (бьет в бубен) Когда появились в лесу звери, самым главным у них лось был. Однажды на лесной полянке разговаривал лось с женой.

Лось: Есть у меня рога, которые я должен раздать зверям. Но зверей много, а рогов мало. Кому же дать?
Рассказчица: Мимо заяц бежал.(скачет зайчик без ушей) Услышал он, о чем лось с лосихой разговаривает, спрятался за пенёк, и дальше слушает.

Лось: (спрашивает Лосиху) Кому вот эти рога дать?  (заяц выглядывает из-за пня)

Заяц (в сторону): «Хорошо бы и мне рога получить. Чем я хуже других?» (лосиха рассматривает рога)

Лосиха: Эти оленю дай. Будет защищаться ими от врагов.
Лось: Хорошо. А вот эти, кому? (рога)
Рассказчик: Тут заяц не вытерпел.
Заяц: Эти мне дай, мне, зайцу!
Лось: Что ты, братец? (удивился) Куда тебе такие рога?

Заяц: Как — куда? Мне рога очень нужны. Я всех врагов буду в страхе держать. Все меня бояться будут!
Лось: Ну что ж, бери!  (Одевает зайцу рога на ободке)

Рассказчик: Обрадовался заяц, запрыгал, заплясал. Вдруг с кедра большая шишка свалилась ему на голову (Бьет в бубен). Подскочил заяц  и в сугроб  головой! Рога в снегу застряли, он выбраться не может, визжит со страху.
А лось с женой посмеиваются.

(Лось помогает зайцу выбраться)

Лось: Нет, брат, трусливое у тебя сердце, а трусу и самые большие рога не помогут. (Снимает рога, достает шапочку с ушами, одевает на зайца)
Получай-ка ты длинные уши. Пускай все знают, что ты подслушивать любишь.

Рассказчик: Так и остался заяц без рогов, но с длинными предлинными ушами.

Только самым внимательным приоткрывает матушка-природа свои тайны. Помните об этом! Берегите и узнавайте природу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека "Игры народов севера"

Воспитание с помощью народных игр в дошкольных учреждениях реализуется через воспитательный процесс, т.е. взаимодействия педагогов и детей с целью их ориентации на саморазвитие, самовоспитание, ...

картотека "Игры народов севера"

Воспитание с помощью народных игр в дошкольных учреждениях реализуется через воспитательный процесс, т.е. взаимодействия педагогов и детей с целью их ориентации на саморазвитие, самовоспитание, ...

Картотека игр народов Севера

подвижные игры народов Севера для детей старшего дошкольного возраста...

Картотека игр народов Севера

Картотека игр народов Севера...

Картотека игр народов Севера

В материале содержатся традиционные игры народов Севера...

Картотека "Игры народов Севера"

quot;Подвижные игры имеют большое значение для всестороннего гармоничного развития детей дошкольного возраста. Эти игры способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем м...

Картотека игр народов Севера

В материале представлены подвижные игры для детей 4-7 лет....